Научная статья на тему 'Интеграция инженерного и бизнес-образования'

Интеграция инженерного и бизнес-образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ / ИНЖЕНЕРПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кутуев Павел, Костюкевич Светлана

На основе анализа данных социологического исследования, проведенного в рамках международного научно-исследовательского проекта Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований (БРФФИ) и Государственного фонда фундаментальных исследований Украины (ГФФИУ) по теме: «Интеграция инженерного образования и бизнес-образования в технических университетах Украины и Беларуси как фактор развития национальных экономик», показана мотивация и готовность студентовинженерных специальностей заниматься промышленным предпринимательством. Обосновывается тот факт, что для подготовки инженера-предпринимателя необходима интеграция инженерного и бизнес-образования в технических вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of engineering and business education

The article analyses sociological data of the survey carried out within the framework of the BRFFR-SFFRU international research project «The integration of engineering and business education in technical universities of Ukraine and Belarus as a factor of national economic development». The research showed that students specializing in engineering are highly motivated and ready to engage in industrial entrepreneurship.

Текст научной работы на тему «Интеграция инженерного и бизнес-образования»

ИНТЕГРАЦИЯ

инженерного и бизнес-образования

Аннотация. На основе анализа данных социологического исследования, проведенного в рамках международного научно-исследовательского проекта Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований (БРФФИ) и Государственного фонда фундаментальных исследований Украины (ГФФИУ) по теме: «Интеграция инженерного образования и бизнес-образования в технических университетах Украины и Беларуси как фактор развития национальных экономик», показана мотивация и готовность студентов инженерных специальностей заниматься промышленным предпринимательством. Обосновывается тот факт, что для подготовки инженера-предпринимателя необходима интеграция инженерного и бизнес-образования в технических вузах. Ключевые слова: инженерное образование, бизнес-образование, инженер-предприниматель, промышленное предпринимательство, коммерциализация технического творчества, инновационная экономика.

Павел Кутуев,

завкафедрой

социологии

Национального

технического

университета

Украины «Киевский

политехнический

институт

им. И. Сикорского», доктор социологических наук, профессор

Светлана Костюкевич,

ведущий научный сотрудник отдела социологии социальной сферы Института социологии

НАН Беларуси, кандидат социологических наук

овременную экономику часто определяют как инновационную, тем самым подчеркивая важную роль научно-технических нововведений в экономическом развитии. Инновации, пригодные для коммерциализации, делают экономику конкурентоспособной, а государство - лидером [1]. Забота правительств об устойчивом инновационном развитии, основанном на техническом творчестве инженерных вузов и инженерной науки, вытекает из понимания важности техники и технологий для обеспечения материального благосостояния страны и ее лидерства на международной арене. Вот почему вопрос подготовки инженеров настолько актуален.

Техническое творчество, ставшее фактором экономического благосостояния и лидерства, оказалось вовлеченным в процесс коммерциализации. В западных странах бизнес-образование интегрировано в структуру инженерного: в вузах студентам предлагаются курсы по предпринимательству, причем в процессы преподавания вовлечены представители бизнес-сообщества [2].

Развитие технологического малого и среднего предпринимательства, ориентированного на удовлетворение потребностей рынка, становится все более актуальным в бывших советских республиках. Подготовка инженера-предпринимателя востребована не только необходимостью расширения товарного рынка за счет местных производств, но и желанием обеспечить их инновационное развитие. Инженер-предприниматель может стать центральной фигурой, активно занимающейся созданием рабочих мест и включением отечественной экономики в глобальную [3].

В текущих условиях возникает потребность в реформировании технического образования, поскольку для рыночной экономики важны инженеры не только как технологи и организаторы производства, но и как предприниматели, обеспечивающие качество, конкурентоспособность и экономическую эффективность

производства. Чтобы подготовить такие кадры, надо интегрировать инженерное и бизнес-образование.

Размышляя о Вашем будущем, отметьте, насколько Вы хотите открыть собственное дело и заниматься предпринимательством? Количество опрошенных %

Уже есть собственное дело / занимаюсь предпринимательством 61 7,3%

Хочу открыть собственное дело 481 57,5%

Не хочу открывать собственное дело 138 16,5%

Затрудняюсь ответить 156 18,7%

Таблица 1. Студенты НТУУ «КПИ» - о своем желании заниматься бизнесом

Мотивация и готовность студентов заниматься промышленным предпринимательством

Социологический опрос 2017 г., проведенный в рамках международного научно-исследовательского проекта БРФФИ - ГФФИУ по теме «Интеграция инженерного образования и бизнес-образования в технических университетах Украины и Беларуси как фактор развития национальных экономик» показал, что студенты Национального технического университета Украины «Киевский политехнический институт им. Игоря Си-корского» (НТУУ «КПИ») и Белорусского национального технического университета (БНТУ) имеют высокую степень мотивации и

готовности заниматься промышленным предпринимательством и, соответственно, серьезно заинтересованы в бизнес-образовании. При этом студенты обоих университетов, уже имеющие свой бизнес, высказали потребность в обучении предпринимательским знаниям и умениям. Были опрошены студенты инженерных специальностей 4-го курса дневной формы обучения на 10 факультетах. Всего в опросе приняли участие 836 студентов из НТУУ и 849 - из БНТУ. Выборка случайная стратифици-рованно-гнездовая со сплошным опросом на последнем этапе [4].

На вопрос «Считаете ли вы себя предприимчивым человеком?» белорусские студенты ответили более уверенно: при суммировании двух вариантов («да» и «скорее да») процент согласных составил 70,6%, против - 57,7%. Однако если судить по количеству тех, кто уже имеет собственный бизнес, то больше предприимчивых среди украинских студентов: 61 человек (7,3%) уже имеет собственный бизнес (табл. 1), тогда как в Беларуси таковых заметно меньше - 47 человек (5,5%) (табл. 2, ранг 15).

Итак, несмотря на более высокую самооценку своей предпри-

НТУУ«КПИ» БНТУ

Что в большей степени может помочь открытию Вашего бизнеса в производственной сфере (выберите не более 3 вариантов ответов)? % Ранг % Какие условия способствовали бы открытию вашего бизнеса в производственной сфере? Выберите, пожалуйста, не более 7 вариантов ответа

Наличие собственного стартового капитала 59,4% 1 67,3% Наличие собственного стартового капитала

Получение практических навыков ведения бизнеса 52,9% 2 57,8% Наличие инженерной идеи под бизнес-проект

Наличие инженерной идеи под бизнес-проект 46,4% 3 39,0% Наличие продуманного механизма коммерциализации инженерной идеи

Личностные качества (знания, воля, характер) 39,9% 4 37,8% Профессиональное консультирование на начальном этапе (например, центры поддержки развития бизнеса)

Профессиональное консультирование на начальном этапе 20,8% 5 37,4% Прохождение производственной практики у предпринимателя

Финансовая поддержка со стороны государства 18,5% 6 36,8% Финансовая поддержка со стороны государства

Обучение предпринимательским знаниям и умениям в университете 14,8% 7 26,5% Получение практических навыков ведения бизнеса в стартапах при вузе

Совершенствование законодательства по защите частной собственности 13,5% 8 26,3% Успешный пример знакомых предпринимателей-производственников

Пример успешных знакомых предпринимателей в производственной сфере, сфере ИТ 12,1% 9 24,4% Поддержка родных и близких

Поддержка родных и близких 11,1% 10 22,4% Отсутствие возможности хорошо зарабатывать в качестве наемного работника

Прохождение производственной практики на предприятиях 8,2% 11 18,8% Обучение предпринимательским знаниям и умениям в вузе

Другое 1,8% 12 15,9% Предсказуемая правовая база

13 10,7% Не планирую открывать свой бизнес

14 10,5% Отсутствие возможности устроиться на работу (найти работу на рынке труда)

15 5,5% У меня уже есть собственный бизнес

16 1,7% Нет ответа

17 0,9% Другое

Таблица2. Студенты НТУУ «КПИ» и БНТУ - об условиях открытия собственного бизнеса

Хотите ли Вы Количество опрошенных

заниматься предпринимательством? %

Нет ответа 7 0,8%

Очень хочу 153 18,0%

Скорее хочу 408 48,1%

Скорее не хочу 147 17,3%

Совсем не хочу 34 4,0%

Затрудняюсь ответить 100 11,7%

Таблица 3. Студенты БНТУ - о своем желании

заниматься предпринимательством

Хотите ли Вы

обучаться предпринимательским знаниям и умениям в вашем Студенты - ■¿г Ст-ы «КПИ»

университете?

Да, конечно 28,3% 25,6%

Скорее да 32,9% 37,1%

Скорее нет 17,5% 18,1%

Нет, не хочу 15,1% 12,1%

Затрудняюсь ответить 6,2% 6,5%

Таблица 4. Студенты НТУУ «КПИ» и БНТУ -о своем желании обучаться предпринимательству

имчивости белорусскими студентами, обе группы схожи по потенциалу и готовы развивать промышленное предпринимательство (см. табл. 1, 3). В данном контексте тот факт, что многие опрошенные студенты хотят обучаться предпринимательским знаниям и навыкам, является закономерным следствием (табл. 4). Тех, кто однозначно и уверенно ответил «да, конечно», в каждом вузе примерно четверть, а это потенциальные инженеры-предприниматели. Есть основание признать подготовку таких специалистов целесообразной и актуальной.

Рассмотрим, какие условия способствовали бы открытию бизнеса с точки зрения участников опроса (см. табл. 2).

В качестве определяющих выделены следующие условия: наличие собственного стартового капитала,

инженерной идеи, практических навыков ведения бизнеса и профессионального консультирования на начальном этапе деятельности. «Обучение предпринимательским знаниям и умениям в вузе» стоит ниже, чем «получение практических навыков ведения бизнеса» и «профессиональное консультирование на начальном этапе». Это отметили и украинские, и белорусские респонденты, что указывает на то, что бизнес - это прежде всего реальное дело, которому нельзя обучиться без помощи представителей бизнес-сообщества.

Об этом говорится и в докладе «Инженерное исследование в ирландском экономическом развитии», подготовленном Ирландской академией инженерии в 2010 г. В частности, там предлагается поощрять «образование, которое дается на основе опыта»,

НТУУ«КПИ» БНТУ

Какие знания и умения из перечисленных важно получить для занятия предпринимательством (бизнесом)? Важно Ранг Важно Какие знания и умения из перечисленных важно получить для занятия предпринимательством (бизнесом)?

Знание иностранных языков 66,1% 1 61,1% Знания по бизнес-администрированию (знание по управлению бизнесом)

Аналитические (исследовательские) навыки 53,6% 2 56,4% Знания по маркетингу (анализ рынка и реклама)

Практические знания и навыки по ведению переговоров и достижению компромиссов 50,5% 3 51,4% Знание иностранных языков

Навыки самостоятельной работы 47,6% 4 50,6% Аналитические (исследовательские) навыки

Знания и навыки для воспитания и реализации лидерских качеств 45,4% 5 50,1% Знания по коммуникации, в том числе по межкультурной коммуникации для ведения бизнеса с партнерами из других стран. Практические знания и навыки по ведению переговоров и достижению компромиссов

Практические знания по строительству и управлению коллективом (team-building) 44,3% 6 48,1% Навыки самостоятельной работы

Практические знания по технологии производства 39,1% 7 47,8% Знания и навыки для воспитания и реализации лидерских качеств

Знания по коммуникации, в том числе по межкультурной коммуникации для ведения бизнеса с партнерами из других стран 36,3% 8 40,9% Знания по основам национального законодательства в области хозяйственной деятельности

Знания по маркетингу (анализ рынка и реклама) 35,5% 9 39,3% Практические знания по строительству и управлению коллективом (team-building)

Знания по основам национального законодательства в области хозяйственной деятельности 33% 10 37,2% Практические знания по технологии производства

Знания по бизнес-администрированию (знание по управлению бизнесом) 30,9% 11 33,8% Общие знания по бухгалтерско-финансовой грамотности

Знания по патентованию и вопросам интеллектуальной собственности в своей стране 24,2% 12 25,6% Знания по патентованию и вопросам интеллектуальной собственности в своей стране

Теоретические знания по научным дисциплинам 23,6% 13 18,9% Общие (гуманитарные) знания для расширения эрудиции и кругозора

Общие знания по бухгалтерско-финансовой грамотности 22,3% 14 17,6% Знания по экономической географии

Общие (гуманитарные) знания для расширения эрудиции и кругозора 15,1% 15 15,6% Теоретические знания по научным дисциплинам

Знания по экономической географии 12,2% 16

Таблица 5. Студенты НТУУ «КПИ» и БНТУ - о знаниях и навыках, которые важно получить в рамках обучения предпринимательству

НТУУ«КПИ» БНТУ

Знание иностранных языков Знание иностранных языков

Аналитические (исследовательские) навыки Аналитические (исследовательские) навыки

Практические знания и навыки по ведению переговоров и достижению компромиссов Знания по коммуникации, в том числе по межкультурной коммуникации для ведения бизнеса с партнерами из других стран. Практические знания и навыки по ведению переговоров и достижению компромиссов

Навыки самостоятельной работы Навыки самостоятельной работы

Знания и навыки для воспитания и реализации лидерских качеств Знания и навыки для воспитания и реализации лидерских качеств

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 6. Студенты НТУУ «КПИ» и БНТУ - о знаниях и навыках, которые важно получить в рамках обучения предпринимательству

Ответ « Важно»

Какие знания и умения из перечисленных важно получить для занятия предпринимательством (бизнесом)? Все студенты Студенты, имеющие бизнес

% Ранг % Ранг

Знания по бизнес-администрированию (знания по по управлению бизнесом) 61,1% 1 50,2% 3

Знания по маркетингу (анализ рынка и реклама) 56,4% 2 55,7% 2

Знание иностранных языков 51,4% 3 67,1% 1

Аналитические (исследовательские) навыки 50,6% 4 43,6% 5

Знания по коммуникации, в том числе по межкультурной коммуникации для ведения бизнеса с партнерами из других стран. Практические знания и навыки по ведению переговоров и достижению компромиссов 50,1% 5 44,8% 4

Навыки самостоятельной работы 48,1% 6 32,8% 10

Знания и навыки для воспитания и реализации лидерских качеств 47,8% 7 37,8% 7

Знания по основам законодательства Беларуси в области хозяйственной деятельности 40,9% 8 35,5% 9

Практические знания по строительству и управлению коллективом (team-building) 39,3% 9 39,8% 6

Практические знания по технологии производства 37,2% 10 35,7% 8

Общие знания по бухгалтерско-финансовой грамотности 33,8% 11 27,5% 12

Знания по патентованию в Беларуси и вопросам интеллектуальной собственности 25,6% 12 35,7% 8

Общие (гуманитарные) знания для расширения эрудиции и кругозора 18,9% 13 18,9% 14

Знания по экономической географии 17,6% 14 25,1% 13

Теоретические знания по научным дисциплинам 15,6% 15 29,4% 11

Таблица 7 Сравнение двух выделенных групп студентов БНТУ по вопросу о знаниях и навыках, которые важно получить в рамках обучения предпринимательству, % от числа опрошенных

Примечание:у всех студентов ранжирование дало 15 рангов, у студентов-бизнесменов -14 (в силу наличия двух 8-х рангов).

что подразумевает широкое вовлечение в преподавание и исследование лучших инженеров-практиков из сферы бизнеса, а также длительные профессиональные стажировки [3].

О знаниях и навыках в обучении

предпринимательству

Не принимая в расчет резкое различие между массивами респондентов двух вузов (это отношение к бизнес-администрированию и маркетингу: 1-й и 2-й ранг у белорусов, 9-й и 11-й у украинцев (табл. 5), выделим первые 5 рангов у украинских студентов и 5 рангов после «знания по бизнес-администрированию» и «знания по маркетингу» у белорусских студентов, то есть с 3-го по 7-й включительно (табл. 6).

Очевидно, что студенты имеют несколько идеализированное представление о компетенциях бизнесмена и не до конца понимают, какие реальные знания и навыки ему действительно нужны. Очень показателен сравнительный анализ ответов студентов, уже имеющих собственный бизнес, с группой «Все студенты». Рассмотрим это сравнение на примере БНТУ (табл. 7).

Полученные данные показывают, что студенты, имеющие свое дело, представление о компетенциях бизнесмена скорректировали в сторону большей связи с реальностью (см. табл. 7; строки, выделенные желтым цветом, показывают наибольшее ранговое, а затем процентное отличие студентов, имеющих свой бизнес).

Таким образом, можно сказать, что реальный, а не идеализированный бизнесмен - это не столько самостоятельный лидер, аналитик, умеющий вести переговоры на иностранном языке, сколько человек, озабоченный защитой своей интеллектуальной разработки,

заинтересованный в теоретических научных дисциплинах (поскольку здесь могут рождаться новые технологии для бизнеса), в практических знаниях по технологии производства, в изучении иностранных языков для работы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

на глобальных рынках, и желающий знать, как строить команду и управлять коллективом. Именно на этом следует сконцентрироваться, разрабатывая программы для бизнес-образования инженерных студентов.

ЕшЁ» http://innosfera.by/2019/02/business

1. Кутуев П. В., Коржов Г. А., Пиголенко И. В. и др. Интеграция инженерного образования и бизнес-образования как драйвер развития национальных экономик постсоветских стран // В1сник Нацюнального техычного уиверситету Укра'Гни "КиТвський полтохычний ¡нститут". Полполопя. Соцюлопя. Право: зб. наук. праць. - КиТв; Одеса. 2018. № 1 (37). С. 43-55.

2. Engineering Research in Irish Economic Development. The Paper prepared by a Taskforce of the Irish Academy of Engineering. December 2010. Irish Academy of Engineering: 22 Clyde Road, Ballsbridge, Dublin 4. T: +353 1 665 1337. E // academy@engineersireland.ie.

3. Бизнес технарей. Как белорусская компания поставляет лазеры для Airbus и двигает приборостроение // https://news.tut.by/economics/552235.html.

4. Костюкевич С. В., Андрос И. А., Кобяк О. В. Подготовка инженера-предпринимателя: предпосылки, факторы, перспективы / С. В. Костюкевич, И. А. Андрос, О. В. Кобяк. - Минск, 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.