Научная статья на тему 'Интеграция иммигрантов и политика в отношении национальных меньшинств в странах Европы'

Интеграция иммигрантов и политика в отношении национальных меньшинств в странах Европы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
миграция / иммигранты / межэтнические отношения / политика интеграции / движение за самоопределение / migration / immigrants / interethnic relations / integration policy / movement for self-determination

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лапина Наталия Юрьевна

Окружающий нас мир становится все менее однородным в этническом, культурном и религиозном отношениях. Этническая неоднородность имеет разную природу. Одна часть проживающих в странах Европы этнических меньшинств (даже если они и не признаются таковыми) являются иммигрантами или потомками иммигрантов; другая часть представлена этническими меньшинствами, исторически проживающими на конкретной территории. Политика интеграции применительно к этим двум группам предполагает различные подходы. В первом случае речь идет об адаптации представителей иного этноса и культуры к нормам и правилам принимающего общества с их последующей интеграцией в социум; во втором – о механизмах поиска этнокультурного согласия в отношениях между национальным меньшинством и «нациеобразующей» этнической группой. В обоих случаях политика интеграции ставит своей целью поддержание социального мира в стране. Предлагаемый вниманию читателей выпуск «Актуальных проблем Европы» посвящен двум различным, но вместе с тем близким по сути сюжетам. В первой части речь идет об опыте интеграции иммигрантов в странах Западной Европы. Авторы этого раздела анализируют национальные кейсы (Великобритания, Франция, Германия, Испания, Италия). Исследуются особенности формирования этнических диаспор в странах Европы, причины и формы их мобилизации. Вторая часть посвящена опыту интеграции мигрантов в Российской Федерации. В третьей части рассматриваются вопросы этнической гетерогенности, движений за самоопределение и поиск институциональных решений, которые принимаются с целью гармонизации межэтнических отношений в многонациональных государствах. Общий вывод, содержащийся в статьях, состоит в том, что политика интеграции иммигрантов / национальных меньшинств должна быть дифференцированной, учитывать их этническую и религиозную специфику, длительность пребывания на территории страны и иные особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of immigrants and policies towards national minorities in European countries

The current world is becoming less and less homogeneous in ethnic, cultural and religious terms. Ethnic heterogeneity has a diverse nature. One part of the ethnic minorities living in European countries (even if they are not recognized as such) are immigrants or descendants of immigrants; the other part is represented by ethnic minorities historically living on a specific territory. Integration policy in relation to these two groups requires different approaches. In the first case, we are talking about the adaptation of representatives of a different ethnic group and culture to the norms and rules of the host society with their subsequent integration into society; in the second – about the mechanisms of searching for ethnocultural harmony in relations between a national minority and the «nation-forming» ethnic group. In both cases, the integration policy aims to maintain social peace in the country. The issue of «Current Problems of Europe» brought to the attention of readers is devoted to two different, but at the same time similar in essence subjects. The first part deals with the experience of integration of immigrants in European countries. The authors of this section analyze national cases (Great Britain, France, Germany, Spain, Italy). The features of the formation of ethnic diasporas in European countries, the reasons and forms of their mobilization are explored. The second part is devoted to the experience of integration of migrants in the Russian Federation. The third part examines issues of ethnic heterogeneity, movements for self-determination and the search for institutional solutions that are adopted with the aim of harmonizing interethnic relations in multinational states.The general conclusion contained in the articles is that the integration policy for immigrants / national minorities should be differentiated, taking into account their ethnic and religious specificity, length of stay in the country and other features.

Текст научной работы на тему «Интеграция иммигрантов и политика в отношении национальных меньшинств в странах Европы»

Часть I. Интеграция иммигрантов в странах Западной Европы

Б01: 10.31249/аре/2024.03.01

Лапина Н.Ю.1

Интеграция иммигрантов и политика в отношении национальных меньшинств в странах Европы

Аннотация. Окружающий нас мир становится все менее однородным в этническом, культурном и религиозном отношениях. Этническая неоднородность имеет разную природу. Одна часть проживающих в странах Европы этнических меньшинств (даже если они и не признаются таковыми) являются иммигрантами или потомками иммигрантов; другая часть представлена этническими меньшинствами, исторически проживающими на конкретной территории. Политика интеграции применительно к этим двум группам предполагает различные подходы. В первом случае речь идет об адаптации представителей иного этноса и культуры к нормам и правилам принимающего общества с их последующей интеграцией в социум; во втором - о механизмах поиска этнокультурного согласия в отношениях между национальным меньшинством и «нациеобразующей» этнической группой. В обоих случаях политика интеграции ставит своей целью поддержание социального мира в стране.

1 Лапина Наталия Юрьевна - доктор политических наук, главный научный сотрудник, зав. Отделом глобальных проблем ИНИОН РАН; lapina_n@mail.ru ОЯСГО ГО 0000-0002-1449-2152

Предлагаемый вниманию читателей выпуск «Актуальных проблем Европы» посвящен двум различным, но вместе с тем близким по сути сюжетам. В первой части речь идет об опыте интеграции иммигрантов в странах Западной Европы. Авторы этого раздела анализируют национальные кейсы (Великобритания, Франция, Германия, Испания, Италия). Исследуются особенности формирования этнических диаспор в странах Европы, причины и формы их мобилизации. Вторая часть посвящена опыту интеграции мигрантов в Российской Федерации. В третьей части рассматриваются вопросы этнической гетерогенности, движений за самоопределение и поиск институциональных решений, которые принимаются с целью гармонизации межэтнических отношений в многонациональных государствах. Общий вывод, содержащийся в статьях, состоит в том, что политика интеграции иммигрантов / национальных меньшинств должна быть дифференцированной, учитывать их этническую и религиозную специфику, длительность пребывания на территории страны и иные особенности.

Ключевые слова: миграция, иммигранты, межэтнические отношения, политика интеграции, движение за самоопределение.

Число мигрантов в мире непрерывно растет. По данным Международной организации по миграции (МОМ)1, в 2022 г. в мире насчитывалось 281 млн международных мигрантов2. У истоков массовой миграции - процесс глобализации рынков, капиталов, рабочей силы. Глобализация с ее открытыми границами позволила миллионам людей свободно перемещаться по планете. На сегодняшний день трудовые мигранты составляют 60% всех мигрантов. Но не только поиск работы и лучшей жизни заставляет людей покидать родные края. Глобальный мир породил множество конфликтов. Гонимые нуждой, войнами и заботой о своих детях, как об этом в 1990-е годы писал М. Кастельс, люди будут все больше перемещаться по планете [Кастельс, 2000, с. 106]. Осенью 2023 г. в мире насчитывалось 114 млн беженцев, половина из них -выходцы из Сирии, Афганистана, Украины [Artini, Laacher, 2024]. Люди покидают не только зоны боевых конфликтов, но и страны, где происходят климатические изменения, экологические катаст-

1 МОМ является ассоциированным членом ООН. Последний из подготовленных организацией докладов был представлен в 2022: [Etat de la migration..., 2022].

2 ООН понимает под мигрантами людей, которые проживают не в той стране, где родились.

рофы, возникает дефицит жизненно важных ресурсов, таких как вода. Развитию миграционных процессов способствуют информационная революция; удешевление транспортных услуг, а также новые средства коммуникации, облегчающие людям возможность получения информации, расширяющие индивидуальные и сетевые формы общения.

Прежде всего мигранты направляются в экономически развитые страны. Треть всех международных мигрантов, по данным ООН, проживала в странах Европы (86,7 млн человек). По числу мигрантов на первом месте среди европейских стран находится Германия (15,8 млн человек, 18,8% населения страны), на втором -РФ (11,6 млн человек, 8% населения страны), на третьем - Великобритания (9,36 млн человек, 13,8% населения страны), на четвертом - Франция (8,52 млн человек, 13,1%) [Etat de la migration..., 2022]. Мотивы миграции различаются. Мотив воссоединения семей лидирует во Франции, ФРГ, Испании и Италии; трудовая миграция преобладает в таких странах, как Чехия, Венгрия, Польша; в Великобританию едут работать и учиться1.

За два последние десятилетия (2000-2020) численность мигрантов в Европе возросла на 48 млн человек. За эти годы Европа пережила два крупнейших миграционных кризиса - первый в 2011 г. в связи с революциями на Ближнем Востоке и в Северной Африке; второй в 2015-2016 гг. из-за гражданских войн и международных конфликтов на Ближнем Востоке. В ближайшем будущем, считают наши эксперты, следует ожидать нового миграционного кризиса, вызванного вооруженным конфликтом между Израилем и палестинскими группировками2.

На сегодняшний день европейское общество превратилось в «общество сверхразнообразия». В Европе никого не удивить смешанными браками, детьми, рожденными от родителей, принадлежащих к разным этносам и расам. Многие мигранты и их дети сумели интегрироваться в принявшее их общество, в иммиграции есть свои истории успеха, которыми она может гордиться. Вместе с тем часть иммигрантов, переселившихся в Европу, остаются непроницаемы в отношении традиций и культуры принявших их

1 Данные 2020-х годов. См.: [Harzoune, 2022].

2 Аватков В.А. (2024). Архив автора.

стран. В этом случае речь идет о «конфликтной» или «негативной адаптации», которая несет в себе большие социальные риски и угрожает общественной безопасности (статья Н.Ю. Лапиной).

Массовая миграция превратилась в общемировой процесс. «Наиболее значительным явлением современной глобализации в ее человеческом измерении, - пишет А.В. Гордон, - предстает трансграничная миграция, происходящая в таких масштабах, что напоминает великое переселение народов» [Гордон, 2021, с. 27]. Ее особенностью является образование диаспор. Под диаспорой мы понимаем: расселение этноса за пределами исторической родины; связь с ней (реальную или воображаемую); осознание коллективной идентичности; существование инокультурного сообщества в стране приема как минимум на протяжении двух поколений [Butler, 2001]. В связи с формированием диаспор нас интересовал целый ряд вопросов: какую роль играет диаспора в жизни этнического сообщества; способствует ли она или препятствует интеграции иммигрантов и их потомков в принимающее общество; как диаспоры взаимодействуют с принимающим государством и со страной исхода. Ответы на эти вопросы содержатся в статьях О.Н. Новиковой, В.А. Аваткова и А.И. Сбитневой.

Европейским союзом сформированы общие принципы иммиграционной политики, направленные против маргинализации прибывающих в Европу иммигрантов [Цапенко, 2019; Этническая политика ..., 2023]. Интеграция мигрантов в ЕС регулируется программным документом Европейской комиссии - «Планом действий ЕС по интеграции и инклюзивности на 2021-2027 гг.» (2020), в котором сформулированы меры, которые должны способствовать более эффективной интеграции мигрантов в странах ЕС [Action plan ..., 2020]. Но это лишь общий формат, поскольку европейские страны исторически придерживаются различных моделей иммиграционной политики, а следовательно, и интеграция понимается ими не всегда одинаково.

Франция, со времен III Республики предоставляющая гражданство в соответствии с «принципом земли» («право почвы»), использовала в отношении иностранцев модель ассимиляции. Ассимиляция ориентирована на смену системы ценностей и насильственное культурное сближение вновь прибывших с местным населением. Жесткий якобинский подход нацелен на поддержание 10

внутренней гомогенности «единой нации», индивидуальную интеграцию вновь прибывших и предполагает, что со временем они станут «хорошими» французами. С приходом к власти президента-социалиста Ф. Миттерана (1981) в стране была провозглашена политика мультикультурализма в ее специфическом французском варианте. Невзирая на смену курса, общий подход не изменился. В 1999 г. Франция не ратифицировала Европейскую Хартию языков регионов и меньшинств, ссылаясь на то, что в стране не признаются «коллективные права за какой-либо группой людей, определяемой как община по происхождению, культуре, языку или вере» (цит. по: [Франция. В поисках ..., 2007, с. 32]).

Тем не менее в символическом плане Франция стремится выглядеть страной, открытой различным культурным веяниям. Олимпийские игры во Франции в 2024 г. открывает Ая Накамура, французская певица малийского происхождения. В Париже создан музей иммиграции. В Бордо в краеведческом музее целый раздел посвящен рабству в заморских территориях и торговле рабами, которая обогащала Францию в течение веков, а в самом сердце столицы в Люксембургском саду сооружен памятник, напоминающий об отмене рабства.

Анализируя процессы интеграции мусульман во французское общество, М.-В. Робер из Ноттингемского университета (Великобритания) и А. Кая из Стамбульского университета Билги (Турция) приходят к заключению, что мусульманин не может стать «настоящим французом», не отбросив свою мусульманскую идентичность (статья О.Н. Новиковой). Другой автор выпуска, А.В. Гордон, на основе обширного фактического материала исследует, как во Франции две тенденции - ассимиляторская и ориентированная на мультикультурализм непрерывно конкурируют между собой, отражаясь на политике интеграции иностранцев и непрекращающихся идейно-политических дебатах по этому вопросу (статья А.В. Гордона).

В Великобритании (до 2020 г. член ЕС), Нидерландах, ФРГ, Дании, Австрии, где гражданство определяется происхождением, иммиграционная политика изначально основывалась на признании мультикультурализма. Существует мнение, что для стран, в которых принадлежность к нации определяется «правом крови», иммигранты - это всего лишь «гости», а следовательно, их ассимиляция

не предполагается [Bernstein, Milza, 2022, p. 350]. В настоящее время различные модели иммиграционной политики смягчаются. Происходит сближение статусов иммигрантов и граждан, что, в частности, проявилось в предоставлении иммигрантам новых социальных и политических прав (в ряде государств - членов Европейского союза они получили право участвовать в муниципальных выборах).

При всех различиях между этими подходами существует нечто общее. И ассимиляционная, и мультикультурная модели ориентированы на государство как основного актора иммиграционной политики. В условиях, когда приток иммигрантов в Европу неуклонно растет, их состав диверсифицируется, а ареал стран, из которых они прибывают, расширяется, проблема интеграции вновь прибывающих приобретает исключительную остроту.

В науке не сложилось единого понимания процесса интеграции. Тем не менее большинство авторов связывают воедино интеграцию и адаптацию. Адаптация, как в свое время писал французский социолог Р. Будон, означает, что в представлениях, поведении иностранца произойдут изменения, благодаря которым он попытается изменить собственную жизнь [Boudon, 1999]. Близкое понимание проблемы у российского ученого В.И. Мукомеля, он пишет: «адаптация - это приспособление мигрантов к принимающему обществу, знание и поведение с учетом традиций и норм, принятых местным населением» [цит. по: Леденева, 2023, с. 118].

В свою очередь интеграция предполагает включение иммигранта и его потомков в жизнь принимающего общества. Доступ на рынок труда включает мигрантов «в систему позиций и статусов принимающего общества», что является важнейшим критерием успешной интеграции [Варшавер, Рочева, 2016, с. 319]. Наивысшей точкой интеграции может считаться участие иммигрантов (если они получили гражданство) и их детей в общественно-политической жизни страны. Адаптация и интеграция - два взаимосвязанных процесса. На первом этапе, считает В.Ю. Леденева, происходит адаптация иностранца к новым условиям жизни, «а в случае успешности приходит социальная интеграция - процесс установления оптимальных связей между мигрантами и обществом» [Леденева, 2023, с. 118].

Интеграция, основывается на уважении к личности иностранца или этнокультурной группе, которую он представляет. 12

Применительно к выходцам из других стран, поясняет французский демограф А. Жирар, речь не идет о том, чтобы они отказались от собственных представлений и жизненных практик. Предполагается, что они сохранят свою идентичность, приняв вместе с тем ряд правил и норм той страны, в которую приехали [Girard, 1977, p. 11]. В социальных исследованиях интеграция / адаптация все чаще понимаются сквозь призму взаимодействия между иммигрантами и местными жителями, поскольку под влиянием миграции меняются не только вновь прибывшие, но и само принимающее общество, осваивающее «способы сообщения с приезжими» [Варшавер, 2014, с. 3].

В последние два десятилетия прежние подходы к интеграции мигрантов перестали давать должные результаты, а институты, традиционно занимавшиеся политикой адаптации, не справляются с поставленными задачами. В политических кругах и научном сообществе ведется поиск новых подходов к формированию политики, которая способствовала бы поддержанию межэтнического мира и согласия в обществе. В ответ на кризис иммиграционной политики в начале 2000-х годов в Европе сформировалась концепция интеркультурализма. В ее основе лежит «теория контакта», разработанная американскими социальными психологами в 19501960-е годы. Суть концепции сводится к тому, что общение позволяет представителям различных культур лучше понять друг друга, избавляя их от сложившихся стереотипов.

Теория контакта впервые была использована в США с целью борьбы с расизмом и расовыми стереотипами. В 1970-е годы американские учителя и администраторы проходили специальное обучение, в школах внедрялись социальные практики, направленные на гармонизацию межэтнических отношений [Варшавер, 2015]. Основное отличие интеркультурализма от других подходов к иммиграционной политике в том, что интеграционные практики в рамках этой концепции реализуются не на государственном, а на низовом уровне местными сообществами, позволяя представителям разных культур и этносов общаться между собой в неформальной обстановке, лучше узнавать и понимать друг друга. Интересные интеркультурные практики осуществляются в Швеции и других странах Севера Европы (Реферативный обзор О.Н. Пряж-

никовой). Если же говорить о Европе в целом, следует признать, что они носят преимущественно точечный характер.

Процесс интеграции представителей инокультурных сообществ не является линейным. Интеграция, как показывает опыт, не всегда зависит напрямую от длительности пребывания в стране приема: нередко представители второго и третьего поколений иммигрантов интегрируются хуже, чем первое поколение гастарбай-теров, хотя на этот счет существуют разные мнения. Кроме этого интеграция - процесс неравномерный. Во многих случаях принятие норм и ценностей «новой родины» не сопровождается продвижением по социальной лестнице и, наоборот, социальный рост как результат успеха в экономической сфере не приводит к культурной интеграции. Турки хорошо интегрированы в рынок труда и в целом в экономическую жизнь Германии, но недостаточно включены в культурную и общественную сферы. В Великобритании представители Африки и Карибского бассейна слабо интегрированы с точки зрения социально-экономической, но при этом демонстрируют высокую общественную и политическую активность. Другой пример - наименее обеспеченные выходцы из южно-азиатских стран, сформировавшие в Великобритании закрытые общины (статья С.И. Коданевой). Арабо-мусульманское сообщество Франции крайне неоднородно: часть его представителей влились во французскую интеллектуальную, экономическую, политическую элиту; другие - остаются «на обочине» общественной жизни, а их стремление стать «нормальным гражданами» нередко приобретает форму вызова.

В последние годы в европейских странах процесс интеграции иммигрантов замедлился. Это вызвано рядом причин. Во-первых, масштабы трансграничной миграции возросли особенно в связи с последними миграционными кризисами. В настоящее время Европа все чаще сталкивается с нелегальной миграцией, и эта проблема приобретает все большую остроту [Годованюк, 2023]. В 2015-2017 гг. неконтролируемая миграция в страны Европы составила 1,5 млн человек, из них во Франции осели 500 тыс. [Невоенные угрозы ..., 2023, с. 136]. В 2022 г. Агентством ЕС по охране морской и сухопутной границы (Фронтекс) было выявлено более 332 тыс. случаев незаконных пересечений внешней границы ЕС [Биссон, Потемкина, 2023, с. 81]. 14

Во-вторых, изменился сам профиль мигрантов. В прошлом, подчеркивают авторы доклада, посвященного проблемам беженцев, в страны Западной Европы в качестве просителей политического убежища приезжали творческие люди, представители политической оппозиции из бывшего СССР, стран Восточной Европы и Латинской Америки. Сегодня беженцы и просители политического убежища представляют собой крайне неоднородную в социальном, политическом и экономическом отношениях массу. В религиозном отношении - это чаще всего выходцы из мусульманских стран, не имеющие представления о европейской культуре, не интересующиеся ею, не знающие языка принимающей страны [Artini, Laacher, op. cit.].

В-третьих, европейцы опасаются роста миграции, все чаще ассоциируя рост преступлений и непрекращающиеся террористические атаки с мигрантами. А эксперты идентифицируют иммиграцию с «невоенной угрозой» безопасности ЕС [Невоенные угрозы ..., указ. соч.]. В европейском обществе толерантность к Другому, открытость, желание помочь терпящим нужду людям сменяются охранительными тенденциями. В 2023 г. 62% французов, 66% немцев, 52% итальянцев, 48% поляков высказались за то, чтобы их страны «закрыли» границы для мигрантов. Стремление «защитить» себя особенно сильно в Германии, где иммигранты составляют пятую часть населения [Baromètre de la confiance..., 2024]. С наибольшим опасением к притоку иммигрантов относятся лица старшего возраста; иммиграция вызывает беспокойство прежде всего у людей с невысоким уровнем доходов и образования, у тех, кто остро ощущает относительную депривацию и считает себя «проигравшим» в жизни [Lévy, 2024].

В России проблема иммиграции достаточно новая. У ее истоков - геополитическое потрясение, каким явился распад СССР. Советский союз был «закрытой» страной, поэтому миграционная политика новой России выстраивалась с нуля. В 1990-е - начале 2000-х годов были приняты федеральные законы (114-ФЗ от 1996 г. и 115-ФЗ от 2002 г.), которые фиксировали правила пересечения границы и пребывания иностранцев в России.

Для России, пишет В.И. Мукомель, «иммиграция - это не вопрос выбора, а вопрос необходимости» [Мукомель, 2012, с. 35]. В период с 1990 по 2023 г. естественная убыль населения Россий-

ской Федерации, по данным Росстата, составила 15,9 млн человек [Витрина статистических ...]. В условиях, когда в стране происходит сокращение численности рабочей силы и ее старение (по прогнозам, в ближайшее десятилетие потери в занятости могут составить 3-5 млн человек [Ивахнюк, 2023]), привлечение рабочих рук из-за рубежа превращается в важнейшее направление государственной политики.

В российской миграционной политике соседствуют две тенденции: (1) меры, направленные на повышение привлекательности РФ как принимающей страны и (2) ужесточение миграционной политики в отношении приезжих. Общие нормы и правила приема иностранных мигрантов определены в документах, принятых на федеральном уровне, тогда как реализацией политики интеграции занимаются субъекты РФ. Как свидетельствует кросс-региональный анализ, проведенный М.В. Грабевником, регионы практикуют различные стратегии в отношении внешних мигрантов. Приграничные субъекты Российской Федерации чаще предоставляют иностранным мигрантам российское гражданство, нежели другие регионы. Регионы Центрального и Южного федеральных округов оформляют внешним мигрантам больше разрешений на временное проживание и больше видов на жительство. В свою очередь национальные республики реже предоставляют российское гражданство иностранцам, хотя есть и нетипичные случаи (Республика Татарстан, Республика Башкортостан и Республика Крым) (статья М.В. Грабевника).

О проблеме интеграции мигрантов российские власти задумались лишь в 2010-е годы после того, как в РФ произошли серьезные межэтнические столкновения (Кондопога, август-сентябрь 2006; Бирюлево, октябрь 2013). Направления интеграционной политики определены в Концепции миграционной политики РФ. Базовым условием для приезжающих на работу в Россию иностранцев является сдача экзамена на знание русского языка, российской истории и основ государственной политики. Однако, как считают специалисты, официальные документы «страдают концептуальной узостью», в них не учитываются различные категории мигрантов, в том числе те, кто уже получил российское гражданство. В целом «интеграция мигрантов, судя по регламентирующим документам и выделяемым под это средствам, 16

не является приоритетом российского государства», к такому выводу приходит Е. А. Варшавер1.

В 2014-2015 гг. в Москве впервые группой социологов проводились интеграционные практики, направленные на формирование доброжелательного отношения москвичей к приезжим и укоренение иммигрантов в районе проживания. Цель встреч коренных москвичей и инокультурных иммигрантов состояла в ослаблении негативных стереотипов друг о друге. На страницах нашего журнала социологи делятся результатами своего нового исследования, проведенного в пяти регионах РФ, в ходе которого было выявлено отношение коренных россиян к проблеме интеграции мигрантов (статья Н.С. Ивановой и др.).

Невзирая на острый дефицит рабочей силы и объективную необходимость приема мигрантов, в российском обществе не утихают споры относительно того, нужна ли России трудовая миграция. Проведенный в августе 2023 г. опрос ВЦИОМ показал, что почти каждый второй россиянин поддерживает трудовую миграцию (47% опрошенных), тогда как 40% выступают против. По-разному россияне оценивали и качество межнациональных отношений в стране: 39% считали, что в последние годы они стали более напряженными (в 2013 г. такого мнения придерживались 57% опрошенных) и лишь 15% полагали, что отношения между представителями разных национальностей улучшились [Иммигранты в России ..., 2023]. Важно отметить: граждане России не видят в трудовых мигрантах конкурентов, поскольку сами работать в отраслях, где заняты иностранцы, не стремятся [Смирнов, 2024]. А это означает, что антииммигрантские настроения имеют не экономические, а иные основания.

Дискуссия по вопросам миграции в РФ обостряется всякий раз, когда в стране возникают конфликты на этнической почве или случаются трагические события, в которых участвуют мигранты. В очередной раз это проявилось после трагедии в «Крокус Сити Холле» (март 2024 г.). Сразу после теракта появились инициативы в области ужесточения иммиграционной политики (повышение требований к приезжающим в страну иностранцам; сокращение

1 Варшавер Е.А. (2024). Архив автора.

продолжительности пребывания в РФ до 90 дней в течение одного года; введение единого документа с биометрическими данными для всех иностранцев, въезжающих в РФ; облегчение процедуры высылки иностранцев - нарушителей общественного порядка). В ряде регионов России труд мигрантов был частично запрещен. Но главной мерой остаются, как и прежде в подобных ситуациях, полицейские облавы и задержания людей с неславянской внешностью. И это не может не влиять на привлекательность России как страны, принимающей иммигрантов.

Невзирая на различие ситуаций, складывающихся в странах Западной и Центральной Европы и Российской Федерации, есть общее поле проблем, о которых следует задуматься.

Первое. В результате массовой миграции меняется этнический состав населения принимающих стран. Особенно это заметно в странах Западной Европы, которые начали массово принимать трудовых мигрантов еще в 1960-е годы. Германия, Франция, Великобритания уже никогда не будут моноэтничными странами, и с этой реальностью вынуждены смириться коренные жители. В условиях старения европейского населения и сохраняющейся на высоком уровне потребности в дополнительной рабочей силе приток новых мигрантов и связанная с этим метисация представителей разных этносов и рас становятся неизбежными. Эти процессы уже происходят и будут происходить и в нашей стране.

Второе. В ситуации ожидаемого притока новых мигрантов чрезвычайно важно проводить политику их адаптации к условиям жизни в принимающем обществе, интеграцию приезжих. Эта политика требует дополнительных финансовых и человеческих ресурсов. Социализация вновь приезжающих, подчеркивает В.И. Му-комель, необходима, поскольку если инокультурные мигранты не станут лояльными гражданами, «их массовый приток превратится в глобальную проблему» [Мукомель, 2012, с. 35-36]. В свою очередь, если интеграция не происходит, исход очевиден: городские восстания наподобие тех, что прокатились по Франции летом 2023 г., могут стать «нормой» общественной жизни.

Третье. Чтобы быть эффективной, политика интеграции должна быть дифференцированной, учитывая различные страты, существующие в иммигрантской среде: людей с высшим образованием, которым следует помочь в освоении языка и принятии 18

норм профессиональной и общественной жизни в новой стране; взрослых людей, не имеющих представления о культуре и обычаях «новой родины»; детей, прибывших с родителями или уже родившихся в стране приема, которые живут в семьях, где сохраняются нормы поведения, правила и язык страны исхода. Для этого необходим пересмотр программ детского и школьного воспитания с учетом детей, не владеющих языком страны, в которой они живут. Это касается как стран Европы, так и нашей страны. В этом смысле представляет интерес опыт Германии, где в ряде земель создаются детские сады для детей иностранцев, и Франции, где по закону обучение детей в обязательном порядке начинается с трех лет в детском саду.

Четвертое. При всей сложности необходимо найти формы сотрудничества властей / гражданского общества принимающей страны с мусульманской общественностью, духовными лицами, к мнению которых прислушиваются иммигранты и их потомки. Подобные попытки делаются в ряде европейских стран, но пока они не дали позитивного результата.

Говоря о задачах, которые стоят перед властями и обществом в сфере интеграции внешних мигрантов, мы убеждены, что позитивный опыт, накопленный в странах Запада в этой сфере, может быть полезен для нашей страны.

Этническая гетерогенность и связанные с ней проблемы в современном мире обостряются не только в связи с массовой иммиграцией. Вторая часть настоящего выпуска «Актуальных проблем Европы» посвящена политике властей по отношению к «традиционным» этническим меньшинствам, многие из которых создают собственные политические партии, борются за самоопределение или культурную автономию. В статье П.В. Панова анализируются различные варианты политики европейских государств в отношении этнических меньшинств.

В современном мире политическое пространство государств все чаще фрагментируется. Этот процесс является частью глобализации. «Глобализация - это процесс ликвидации границ и наведения мостов. Ломая границы государств, делая их транспарентными, глобализация ослабила национальные государства, сделала их уязвимыми» [Туров, 2021, с. 50]. А распространение новых средств коммуникации, которые позволяют следить за происходящими в

мире событиями в реальном времени, способствовало росту сепаратизма. Неслучайно, некоторые исследователи окрестили XXI столетие «веком сепаратизма». Выросло число де-факто независимых государств (Косово, Приднестровье), в ряде европейских государств проводятся референдумы о независимости регионов (Каталония, Шотландия, Венеция).

Власти во всех странах опасаются политизации этнической идентичности. В Европе наиболее распространенным вариантом политики в отношении национальных меньшинств является проведение «институциональных реформ, направленных на уступки этническим меньшинствам», и проведение «преимущественно лояльной политики», пишет П.В. Панов. И лишь в отдельных случаях проводится политика подавления движений за самоопределение, как это наблюдалось в Каталонии, или «принимаются решения, направленные на ограничение / ущемление этнических меньшинств (приостановка деволюции в Северной Ирландии)».

Особый интерес в связи с этим представляет кейс Румынии, страны, где существуют два значимых этнических меньшинства -венгры и цыгане. В статье Т.Г. Битковой анализируются различные модели поведения двух этносов. Венгры, проживающие в Румынии, остро ощущают принадлежность к более развитой цивилизации. Их движение за самоопределение носит политический характер, а высшей целью рассматривается изменение государственного устройства Румынии и превращение «единого» и «неделимого» государства в федеративное. Тогда как цыганское меньшинство стремится к признанию своей культуры и особых порядков и законов, сложившихся у данного этноса в течение многих веков. При этом и венгры, и цыгане стремятся к изоляции и воспринимают «сосуществование» с румынами как вынужденную неизбежность. «Исследование политики стран Западной Европы в отношении "традиционных" этнических меньшинств представляется актуальным с точки зрения перспектив интеграции в европейский социум мигрантских сообществ», - и с этим мнением П.В. Панова трудно не согласиться (статья П.В. Панова).

В целом, как показывают статьи, помещенные в данном выпуске журнала, под влиянием миграционных потоков и возрастающих требований этнических меньшинств европейское общество становится все более фрагментированным. Для изучения этих 20

неоднозначных процессов может быть использована теория «разделенного общества», широко применяемая в современной общественной науке [Семененко, Лапкин, Пантин, 2021]. Наряду с традиционными в европейском обществе возникают новые расколы. Среди них особое место принадлежит культурно-религиозному расколу. Мы можем наблюдать, как западное принимающее общество предоставляет своим гражданам все большие индивидуальные права и свободы (гендерное равенство в различных сферах общественной жизни; легализация однополых браков; распространение экстракорпорального оплодотворения и пр.), тогда как мусульмане, преобладающие среди новых поколений иммиграции, придерживаются иного взгляда на жизнь и не приемлют этих правил. В условиях культурно-религиозного раскола интеграция внешних мигрантов превращается в трудновыполнимую задачу.

Литература / References

Биссон Л.С., Потемкина О.Ю. (2023). Миграционный кризис в ЕС: версия 2.0? // Аналитические записки Института Европы РАН. - Вып. IV, № 33. - C. 79-88 [Bisson L.S, Potemkina O.Yu. (2023). EU migration crisis: version 2.0? [Migratsionnyi krizis v ES: versiya 2.0?] // Analytical papers of Institute of Europe RAS. - Issue IV, N 33. - P. 79-88]. (In Russian). DOI: http://doi.org/10.15211/analytics43320237988

Варшавер Е.А. (2014). Мигранты. Интеграция. Двадцать успешных практик. - 31 с. [Varshaver E.A. (2014). Migrants. Integration. 20 best practices [Migranty. Integratsiya. Dvadtsat' uspeshnykh praktik]. - 31 p.]. (In Russian). DOI: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2491076

Варшавер Е.А. (2015). Теория контакта: обзор // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - № 5. - С. 183-214 [Varshaver E.A. (2015). Contact theory: review [Teoriya kontakta: obzor] // Monitoring of public opinion: economic and social changes. - 2015. - N 5. - P. 183-214]. (In Russian). DOI: 10.14515/monitoring. 2015.5.13

Варшавер Е.А., Рочева А. Л. (2016). Интеграция мигрантов: что это и какую роль в ее осуществлении может играть государство // Журнал исследований социальной политики. - № 3. - С. 315-330. [Varshaver E.A., Rocheva A.L. (2016). Migrant integration: what is it and what role does the State play in its implementation [Integratsiya migrantov: chto eto i kakuyu rol' v ee osushchestvlenii mozhet igrat' go-sudarstvo] // The j. of social policy studies. - N 3. - P. 315-330]. (In Russian).

Витрина статистических данных / Федеральная служба государственной статистики - Росстат. - URL: https://showdata.gks.ru/finder/ (date of access: 24.02.2024) [Statistical Data Showcase. [Vitrina statisticheskikh dannykh] / Federal State Statistics Service - Rosstat. - URL: https://showdata.gks.ru/finder/ (date of access: 24.02.2024)]. (In Russian).

Годованюк К.А. (2023). «Миграционный кризис» в Британии сквозь призму национальной и международной повесток // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. - № 36(6). - С. 29-41 [Godovanyuk К.А. (2023). «Migration crisis» through the lens of UK internal and external agenda [«Migratsionnyi krizis» v Britanii skvoz' prizmu natsional'noi i mezhdunarodnoi povestok] // Scientific and analytical herald of IE RAS. - N 36(6). - P. 29-41]. (In Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran620232941

Гордон А.В. (2021). Трансграничная миграция и образование диаспор: китайцы во Франции // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература: Серия 9: Востоковедение и африканистика. - № 2. - С. 26-56 [Gordon A.V. (2021). Transmigration and formation of the diasporas: Chinese in France [Transgranichnaya migratsiya i obrazovanie diaspor: kitaitsy vo Frantsii] // The social sciences and humanities. Domestic and foreign literature: Series 9: Oriental and African studies. - N 2. - P. 26-56]. (In Russian). DOI: 10.31249/rva/2021.02.02

Ивахнюк И.В. (2023). Трудовая миграция в Россию: взгляд через призму политических, экономических, демографических тенденций / Российский совет по международным делам. - 17.11. - URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/trudovaya-migratsiya-v-rossiyu-vzglyad-cherez-prizmu-politicheskikh-ekonomicheskikh-i-demografichesk/ (date of access: 22.04.2024) [Ivakhnyuk I.V. (2023). Labor migration to Russia: a view through the prism of political, economic, demographic trends [Trudovaya migratsiya v Rossiyu: vzglyad cherez prizmu poli-ticheskikh, ekonomicheskikh, demograficheskikh tendentsii] / Russian International Affairs Council (RIAC). - 17.11. - URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/trudovaya-migratsiya-v-rossiyu-vzglyad-cherez-prizmu-politicheskikh-ekonomicheskikh-i-demografichesk/ (date of access: 22.04.2024)]. (In Russian).

Иммигранты в России: за и против. (2023) / ВЦИОМ. - 14.08. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/immigranty-v-rossii-za-i-protiv (date of access: 22.04.2024). [Immigrants in Russia: pros and cons. (2023). [Immigranty v Rossii: za i protiv] // VCIOM. - 14.08. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/immigranty-v-rossii-za-i-protiv (date of access: 22.04.2024)]. (In Russian).

Кастельс М. (2000). Информационная эпоха: экономика, общество, культура. - Москва: ГУ ВШЭ. - 608 с. [Castells M. (2000). Information age: economy, society, culture [Informatsionnaya epokha: ekonomika, obshchestvo, kul'tura]. - Moscow : GU VshE. - 608 p.]. (In Russian).

Леденева В.Ю. (2023). Миграционная политика в Российской Федерации. -Москва: РГГУ. - 201 с. [Ledeneva V. Yu. (2023). Migration policy in the Russian Federation [Migracionnaya politika v Rossijskoj Federacii]. - Moscow: RGGU. -201 p. (In Russian).

Мукомель В.И. (2012). Интеграция мигрантов: вызовы, политика, социальные практики // Мир России. - № 20 (1). - С. 34-50 [Mukomel V.I. (2012). Integration of migrants: challenges, policies, social practices [Integratsiya migrantov: vyzovy, politika, sotsial'nye praktiki] // Universe of Russia. - N 20(1). - P. 34-50]. (In Russian).

Невоенные угрозы безопасности ЕС. (2023) / под ред. Н.К. Арбатовой, А.М. Кокеева, Е.Г. Черкасовой. - Москва: Изд-во «Весь мир». - 658 с. [Nonmilitary threats to the EU security. (2023) [Nevoennye ugrozy bezopasnosti £S] / ed.by N. Arbatova, A. Kokeev, E. Cherkasova. - Moscow: Ves' Mir. - 658 p.]. (In Russian).

Семененко И.С., Лапкин В.В., Пантин В.И. (2021). Социальные размежевания и политические противостояния в научном дискурсе: критерии оценки и классификации // Полис. Политические исследования. - № 5. - С. 56-77 [Seme-nenko I.S., Lapkin V.V., Pantin V.I. (2021). Social divisions and political confrontations in scientific discourse: evaluation and classification criteria [Social'nye razmez-hevaniya i politicheskie protivostoyania v nauchnom diskurse: kriterii ocenki i klassifikacii] // Polis. Politicheskie issledovaniya [Polis. Political Studies]. - N 5. -P. 56-77]. (In Russian). DOI: 10.17976/jpps/2021.05.07

Смирнов С.Н. (2024). «Внутренняя миграция в РФ». Доклад на Ученом Совете ИНИОН РАН, 8 апреля 2024 г. [Smirnov S.N. (2024). «Internal migration in the Russian Federation» [Vnutrennyaya migratsiya v RF]. Report at the Scientific Council of INION RAN, April 8, 2024]. (In Russian).

Туров Н.Л. (2021). Феномен сепаратизма в современном мире: аналитический обзор. - Москва: ИНИОН РАН. - 62 с. [Turov N.L. (2021). The phenomenon of separatism in the modern world: an analytical review [Fenomen separatizma v sovremen-nom mire: analiticheskii obzor]. - Moscow: INION RAN. - 62 p.]. (In Russian).

Франция. В поисках новых путей. (2007) / под ред. Ю.И. Рубинского. -Москва: Изд-во «Весь мир». - 624 с. [France. Looking for new ways. (2007) [Frant-siya. V poiskakh novykhputei] / ed. by Yu.I. Rubinskiy. - Moscow: Ves' Mir. - 624 p.]. (In Russian).

Цапенко И.П. (2019). Перспективные технологии интеграции мигрантов // Мировая экономика и международные отношения. - Т. 63, № 10. - С. 97-108 [Tsapenko I.P. (2019). Promising practices of migrant integration [Perspektivnye tekhnologii integratsii migrantov] // World economy and international relations. - Vol. 63, N 10. - P. 97-108]. (In Russian). DOI: 10.20542/0131-2227-2019-63-10-97-108

Этническая политика: конфликтные, миграционные и электоральные аспекты. (2023) / отв. ред. П.В. Осколков. - Москва: ИЕ РАН. - 124 с. - (Доклады Института Европы РАН; № 403) [Ethnic politics: conflict, migration, and electoral process. (2023) / dir. by P.V. Oskolkov. - Moscow: Institute of Europe RAS. - 124 p. -(Reports of the Institute of Europe; N 403)]. (In Russian). DOI: http://dx.doi.org/ 10.15211/report62023_403

Action Plan on Integration and Inclusion 2021-2027. (2020) / European Commission. - Brussels. - COM/2020/758 final. - 24.11. - URL: https://eur-lex.europa.eu/ legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A52020DC0758 (date of access: 22.04.2024).

Artini P., Laacher S. (2024). L'accueil des réfugiés en France : dix questions pour comprendre. - Paris : Fondation Jean Jaurès. - URL : https://www.jean-jaures.org/publication/laccueil-des-refugies-en-france-dix-questions-pour-comprendre/ (date of access: 22.04.2024).

Baromètre de la confiance politique, février 2024. En qu[o]i les Français ont-ils confiance aujourd'hui? (2024) / Science Po : CEVIPOF. - URL: https://www.sciencespo.fr/

cevipof/sites/sciencespo.fr.cevipof/fïles/BConf_V15_Extraction1_modif.pdf (date of access: 22.04.2024).

Bernstein S., Milza P. (2022). Histoire des XX-e - XXI siècles. Tome 4 : 2000 à nos jours, le temps de la mondialisation. - Paris : Hatier. - 400 p.

Boudon R. (1999). Le sens des valeurs. - Paris : PUF. - 397 p.

Butler K.D. (2001). Defining diaspora, refining a discourse // Diaspora. -N 10 (2). - P. 189-219.

Etat de la migration dans le monde 2022. (2022) / sous la dir. de M. McAuliffe, A. Triandafyllidou. - Genève : Organisation internationale pour les migrations (OIM). -Reference Number PUB2022/002/L/1. - 68 p. - URL: https://publications.iom.int/ books/etat-de-la-migration-dans-le-monde-2022-chapitre-1 (date of access: 22.04.2024).

Girard A. (1977). Les immigrés du Maghreb. Еtude sur l'adaptation en milieu urbain. - Paris : PUF. - 409 p.

Harzoune M. (2022). Que représente l'immigration économique aujourd'hui en France? / Musée de l'histoire de l'immigration. - URL: https://www.histoire-immigration.fr/economie-et-immigration/que-represente-l-immigration-economique-aujourd-hui-en-france (12.11.2022).

Lévy J.-D. (2024). L'immigration, un enjeu français? - Paris : Fondation Jean Jaurès. - URL : https://www.jean-jaures.org/publication/limmigration-un-enjeu-francais/ (date of access: 22.04.2024).

DOI: 10.31249/ape/2024.03.01

Lapina N.Yu.1

Integration of immigrants and policies towards national minorities in European countries

Abstract. The current world is becoming less and less homogeneous in ethnic, cultural and religious terms. Ethnic heterogeneity has a diverse nature. One part of the ethnic minorities living in European countries (even if they are not recognized as such) are immigrants or descendants of immigrants; the other part is represented by ethnic minorities historically living on a specific territory. Integration policy in relation to these two groups requires different approaches. In the first case, we are talking about the adaptation of representatives of a different ethnic group and culture to the norms and rules of the host society with their subsequent integration into society; in the second -about the mechanisms of searching for ethnocultural harmony in relations

1 Lapina Natalia Yurievna - ScD in Political Sciences, Principal Researcher, Head of the Department of global problems, INION RAN; lapina_n@mail.ru ORCID ID 0000-0002-1449-2152 24

between a national minority and the «nation-forming» ethnic group. In both cases, the integration policy aims to maintain social peace in the country.

The issue of «Current Problems of Europe» brought to the attention of readers is devoted to two different, but at the same time similar in essence subjects. The first part deals with the experience of integration of immigrants in European countries. The authors of this section analyze national cases (Great Britain, France, Germany, Spain, Italy). The features of the formation of ethnic diasporas in European countries, the reasons and forms of their mobilization are explored. The second part is devoted to the experience of integration of migrants in the Russian Federation. The third part examines issues of ethnic heterogeneity, movements for self-determination and the search for institutional solutions that are adopted with the aim of harmonizing interethnic relations in multinational states.The general conclusion contained in the articles is that the integration policy for immigrants / national minorities should be differentiated, taking into account their ethnic and religious specificity, length of stay in the country and other features.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: migration, immigrants, interethnic relations, integration policy, movement for self-determination.

Статья поступила в редакцию (Received) 18.04.2024 Принята к публикации без доработки (Accepted) 25.04.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.