Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СИСТЕМУ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В 1920 - 1930-Х ГГ'

ИНТЕГРАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СИСТЕМУ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В 1920 - 1930-Х ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
207
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИСТОРИЯ СПОРТА / ИСТОРИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИСТОРИЯ ДОСУГА / СПОРТ В СССР / СТУДЕНЧЕСТВО / ИСТОРИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сидорчук И. В.

Актуальность избранной автором статьи темы обусловлена историографической значимостью периода первых советских десятилетий, когда складывались социально-культурные практики, до сих пор сохраняющие преемственность, несмотря на все политические и социальные перемены в обществе. Цели настоящей публикации - рассмотрение процесса интеграции физической культуры и спорта в систему высшего образования в 1920-1930 гг.; выявление особенностей этого процесса, включая специфику политики власти в отношении студенчества как особой социальной группы; выяснение влияния государственной идеологии на решения вопросов, касающихся физкультуры и спорта, и роли физкультуры в воспитании молодежи. В ходе исследования были задействованы специальные исторические методы: хронологический, ретроспективный, сравнительно-исторический, нарративный, историко-генетический и типологический виды анализа. Обращение к методологии новой социальной истории, в частности к исторической антропологии, позволило осмыслить и обобщить укоренившиеся в повседневности социальные практики и провести многоаспектный анализ феномена массового спорта. Работа опирается на широкий спектр архивных и опубликованных источников. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что физическая культура была составляющей частью политики аккультурации населения, активно проводимой большевистским правительством, и была призвана служить достижению таких целей, как распространение здорового образа жизни, милитаризация общества, идеи гендерного равноправия и усиления борьбы с «буржуазными пережитками». Она должна была стать по-настоящему массовой повседневной практикой для советских студентов, что потребовало комплексной пропагандистской работы. Но полноценному решению задачи мешало отсутствие ее централизованного управления и недостаточное финансирование. Переломным стал 1929 г., когда вышло постановление Совнаркома об обязательном преподавании физической культуры во всех вузах и втузах страны. Его реализация сопровождалась массой трудностей: отсутствием спортивных объектов, организационной неразберихой, нехваткой необходимых педагогических и финансовых ресурсов. О качественном скачке преодоления проблем в организационном и в экономическом плане можно говорить применительно ко второй половине 1930-х гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS INTO THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION IN THE 1920-1930S

The relevance of the chosen topic is due to the historiographical significance of the period of the first Soviet decades as a time when social and cultural practices were largely formed, which maintain their continuity, despite significant political and social changes in society. The purpose of this research is to analyze the process of integration of physical culture and sport in the Soviet higher education system in the 1920s and 1930s. It was aimed at identifying the main features of this process, including the specifics of the government's policy towards students as a special social group, determining the influence of state ideology on the decisions of the government in physical education and sports, and the role of physical education in the education of young people. Special historical methods were used in the preparation of the research: chronological, retrospective, comparative-historical, narrative, historical-genetic, and typological. In accordance with the general principles of the methodology of historical sources studies, a systematization and selection of sources was carried out for the reconstruction of various aspects of the topic. It was important to turn to the methods of the methodology of new social history, in particular, historical anthropology, which made it possible to analyze social practices and everyday life, to conduct a multifaceted analysis of the phenomenon of mass sports. Physical culture was an integral part of the process of acculturation of the population, actively carried out by the Bolshevik government, and was intended to serve such goals as the spread of a healthy lifestyle, the militarization of society, gender equality, and the fight against “bourgeois remnants”. Physical culture was to become a truly mass daily practice for Soviet students, which required the establishment of a comprehensive propaganda work. At the same time, its full development was hindered by the lack of centralized management and insufficient funding. The turning point was in 1929, when the Council of people's Commissars issued a decree on mandatory teaching of physical culture in all universities and higher education institutions of the country. However, its implementation met with a lot of difficulties: the lack of sports facilities, organizational confusion, and lack of necessary human and financial resources. A qualitative leap in the solution of this issue, both in organizational and economic terms, was in the second half of the 1930s.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СИСТЕМУ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В 1920 - 1930-Х ГГ»

Сидорчук И. В.

(Санкт-Петербург)

УДК 93-94

ИНТЕГРАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СИСТЕМУ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В 1920 - 1930-Х ГГ.1

Актуальность избранной автором статьи темы обусловлена историографической значимостью периода первых советских десятилетий, когда складывались социально-культурные практики, до сих пор сохраняющие преемственность, несмотря на все политические и социальные перемены в обществе. Цели настоящей публикации - рассмотрение процесса интеграции физической культуры и спорта в систему высшего образования в 19201930 гг.; выявление особенностей этого процесса, включая специфику политики власти в отношении студенчества как особой социальной группы; выяснение влияния государственной идеологии на решения вопросов, касающихся физкультуры и спорта, и роли физкультуры в воспитании молодежи. В ходе исследования были задействованы специальные исторические методы: хронологический, ретроспективный, сравнительно-исторический, нарративный, историко-генетический и типологический виды анализа. Обращение к методологии новой социальной истории, в частности к исторической антропологии, позволило осмыслить и обобщить укоренившиеся в повседневности социальные практики и провести многоаспектный анализ феномена массового спорта. Работа опирается на широкий спектр архивных и опубликованных источников. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что физическая культура была составляющей частью политики аккультурации населения, активно проводимой большевистским правительством, и была призвана служить достижению таких целей, как распространение здорового образа жизни, милитаризация общества, идеи гендерного равноправия и усиления борьбы с «буржуазными пережитками». Она должна была стать по-настоящему массовой повседневной практикой для советских студентов, что потребовало комплексной пропагандистской работы. Но полноценному решению задачи мешало отсутствие ее централизованного управления и недостаточное финансирование. Переломным стал 1929 г., когда вышло постановление Совнаркома об обязательном преподавании физической культуры во всех вузах и втузах страны. Его реализация сопровождалась массой трудностей: отсутствием спортивных объектов, организационной неразберихой, нехваткой необходимых педагогических и финансовых ресурсов. О качественном скачке преодоления проблем в организационном и в экономическом плане можно говорить применительно ко второй половине 1930-х гг.

Ключевые слова: физическая культура, история спорта, история высшего образования, история досуга, спорт в СССР, студенчество, история повседневности.

The relevance of the chosen topic is due to the historiographical significance of the period of the first Soviet decades as a time when social and cultural practices were largely formed, which maintain their continuity, despite significant political and social changes in society. The purpose of this research is to analyze the process of integration of physical culture and sport in the Soviet higher education system in the 1920s and 1930s. It was aimed at identifying the main features of this process, including the specifics of the government's policy towards students as a special social group, determining the influence of state ideology on the decisions of the government in physical education and sports, and the role of physical education in the education of young people. Special historical methods were used in the preparation of the research: chronological, retrospective, comparative-historical, narrative, historical-genetic, and typological. In accordance with the general principles of the methodology of historical sources studies, a systematization and selection of sources was carried out for the reconstruction of various aspects of the topic. It was important to

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-09-00728

19

turn to the methods of the methodology of new social history, in particular, historical anthropology, which made it possible to analyze social practices and everyday life, to conduct a multifaceted analysis of the phenomenon of mass sports. Physical culture was an integral part of the process of acculturation of the population, actively carried out by the Bolshevik government, and was intended to serve such goals as the spread of a healthy lifestyle, the militarization of society, gender equality, and the fight against "bourgeois remnants". Physical culture was to become a truly mass daily practice for Soviet students, which required the establishment of a comprehensive propaganda work. At the same time, its full development was hindered by the lack of centralized management and insufficient funding. The turning point was in 1929, when the Council ofpeople's Commissars issued a decree on mandatory teaching of physical culture in all universities and higher education institutions of the country. However, its implementation met with a lot of difficulties: the lack of sports facilities, organizational confusion, and lack of necessary human and financial resources. A qualitative leap in the solution of this issue, both in organizational and economic terms, was in the second half of the 1930s.

Keywords: physical culture, history of sports, history of higher education, history of leisure, sports in the USSR, students. DOI: 10.24888/2410-4205-2022-31-2-19-28

олодежь была той частью общества, на которую новая революционная власть

М возлагала свои надежды на построение социализма. Ее представители более активны, сильны, готовы к восприятию новых идей и зачастую склонны к ревизионизму культурных и поведенческих норм старших поколений. При этом симпатии власти распространялись на рабочих и крестьянских юношей и девушек, тогда как к студенчеству отношение было вовсе не таким однозначным. Долгое время в вузах, имевших дореволюционную историю, существовало активное сопротивление властным установкам как со стороны старой профессуры, так и части студенчества, так называемых «белоподкладочников». Новый советский студент должен был кардинально отличаться от своего дореволюционного коллеги, и не только происхождением, но и убеждениями, повседневными нормами, манерами, привычками, формами досуга. Он не мог противопоставлять себя трудящейся молодежи, но являться ее частью. Как справедливо замечает Д. А. Андреев, «это делало студента агентом советской власти. Он боролся теперь не за корпоративные студенческие, а за классовые общегосударственные интересы. Фактически "красный студент" терял свой студенческий статус, он становился "пролетарием", обучающимся в высшей школе» [1].

Одним из ключевых отличий новых студентов должно было стать увлечение физической культурой и спортом. На пренебрежение к ним со стороны русской учащейся молодежи обращали внимание еще до революции. Например, один из авторов известного сборника «Вехи» А. С. Изгоев, сравнивая русских студентов с английскими, писал: «Английское "мускулистое животное", о котором с таким презрением говорят наши интеллигенты, во многих отношениях составляет недосягаемый идеал для русского интеллигента. Английский студент, прежде всего, здоров. В английских университетах вы не найдете, как среди русской революционной молодежи, 75% онанистов. Английский студент в огромном большинстве случаев не знает публичных домов. Про русских передовых студентов вы этого не скажете. Английское "мускулистое животное" подходит к женщине с высокими чувствами и дает ей физически здоровых детей» [8, с. 273-274]. Схожую обеспокоенность высказывали советские евгенисты. Так, по мнению создателя Бюро по евгенике при Академии наук Ю. А. Филип-ченко, есть опасность того, что при отсутствии должного внимания к своему развитию новая советская интеллигенция унаследует вырождение от дореволюционной, что создаст угрозу научному развитию страны [23, с. 168].

Поддержанию здорового образа жизни среди советского студенчества препятствовали сложные бытовые условия, незавидное финансовое положение, учебные и общественные нагрузки. Исследования второй половины 1920-х гг. фиксировали чрезвычайно высокие цифры

заболеваний, напрямую или косвенно связанные с этими факторами. Например, газета Ленинградского политехнического института «Товарищ» в 1926 г. констатировала, что «туберкулез, нервозность и т.д. свили прочное гнездо среди нашей молодежи», а из более 180 осмотренных более 60% юношей и более 40% девушек имели повышенную нервную возбудимость [3]. На это обращали внимание даже известные деятели культуры. Так, о росте числа нервных заболеваний среди студентов из-за тяжелых условий жизни как чрезвычайно насущной проблеме сообщал писатель Л. Леонов в выступлении в Коммунистической академии в 1927 г. [22, с. 108-109]. Лучшую профилактику и средство спасения учащейся молодежи власть видела в физической культуре и спорте, полностью принимая утверждение Юве-нала "Mens sana in corpore sano" («В здоровом теле здоровый дух»).

Кроме борьбы за повышение физического и душевного здоровья физкультура и спорт позиционировались как надежные способы противостояния различного рода девиациям. На смену пьянству, религии, мещанству и прочих «буржуазных пережитков» должен был прийти культурный досуг: общественная работа, политическое просвещение, чтение и, конечно, физическая культура. «Новый человек» должен был быть не только преданным коммунистом, но и сильным, здоровым строителем прекрасного будущего. Показательно, что схожие взгляды высказывали руководители народных комиссариатов и просвещения и здравоохранения: А. В. Луначарский утверждал, что физкультура является «одной из первых проблем воспитания нового человека» [Цит. по: 24, с. 42], а Н. А. Семашко - что «физкультурные развлечения» это лучшее средство «борьбы с пьянством, хулиганством, самыми скверными сторонами старого, нездорового быта» [14, с. 6-7].

Так как на практике спортсмены далеко не всегда отличались примерным поведением (устраивали драки, хулиганили, могли злоупотреблять спиртным и т.п.) [17, с. 92-93], неизменно акцентировалось внимание на том, что для них это неприемлемо. Работа над собой, привычка к постоянным тренировкам, воспитание стремления добиваться своей цели - все эти обязательные для настоящего физкультурника качества должны были дисциплинировать и подчинять принятым нормам [7]. Борьба с девиациями проходила и через интеграцию физкультуры и спорта в уже привычные пространства досуга с целью их окультуривания. Например, им была отведена существенная роль в начавших строиться с конца 1920-х гг. парках культуры и отдыха, должных прийти на смену старым паркам, являвшимся местами царства праздности, криминала, дебоширства и разврата [30, p. 327-328].

Специфическими студенческими девиациями провозглашались «упадочничество» и «есенинщина». Под ними понималось неприятие молодыми людьми новых навязываемых властью норм и ценностей и скепсис по отношению к ним, что могло проявляться в политической несознательности, мещанстве, индивидуализме, суицидальных мыслях, декадентских настроениях. Проблема не была пустой, как может показаться на первый взгляд. Во второй половине 1920-х гг. в прессе постоянно появляются сообщения не только о нежелании студентов участвовать в общественной работе, но и о росте числа самоубийств, что не могло не тревожить власти [15, с. 7-10].

Кардинальным отличием советских высших учебных заведений от дореволюционных было совместное обучение. Предоставление равных возможностей для девушек получить высшее образование было одним из важнейших завоеваний революции и должно было стать ярким доказательством политики новой власти в сторону полной женской эмансипации. Девушка отныне являлась другом и товарищем в учебе, хотя на практике без дискриминации не обходилось, особенно в технических вузах, где юноши составляли подавляющее большинство и были сильны предрассудки в отношении способностей женщины овладеть инженерной профессией. Составляющей женской эмансипации было и активное участие девушек в занятиях физической культурой и спортом, до этого являвшихся преимущественно мужской привилегией. Их доступность обоим полам создавала условия для взаимного уважения между ними [28, p. 80]. Студенткам, как и работницам и крестьянкам, объяснялась польза здорового образа жизни и правил личной гигиены, вреда косметики, беспорядочных танцев, высоких каблуков и пр. Антиподом хрупкой буржуазной дамы полусвета в облаке табачного дыма

была сильная, независимая, активная и здоровая физкультурница. Этим объясняется внимание к равному развитию условий для занятия физкультурой, в том числе и в высших учебных заведениях.

Внимание советской власти к физической культуре и спорту также объяснялось стремлением к милитаризации общества, организации предвоенной подготовки [21]. Физически крепкие и подготовленные юноши и девушки могли добиваться успеха в труде в мирное время и победы в случае начала войны. Рассмотрение физкультуры как компонента военной подготовки началось еще в конце царского периода, и было унаследовано большевиками. В 1923 г. был создан Высший совет физической культуры при Главном управлении всеобщего военного обучения. Со временем связка спорта и военной подготовки лишь усиливалась, что было связано с «военной угрозой» 1927 г. Ярким символом новой спортивной политики стала деятельность созданного в том же году Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству - Осоавиахима. В 1931 г. начала действовала программа физкультурной подготовки «Готов к труду и обороне». В дальнейшем она получила активное развитие, вплоть до начала войны играя активную роль в воспитании молодежи [29, р. 232]. В 1938 г. газета «Красный спорт» писала: «Партия и правительство уделяют огромное вниманию воспитанию нашей молодежи, в том числе к физическому воспитанию молодого поколения. С детских лет наша молодежь должна быть мужественной и крепкой. Перед ней историческая задача - укреплять великие завоевания социалистической родины, бороться за дело коммунизма. Овладение комплексом БГТО и ГТО миллионами юношей и девушек имеет первостепенное государственное значение» [4]. Эта особенность советских реалий не могла не сказаться на интеграции физической культуры в высшие учебные заведения. Показателен рисунок из газеты Ленинградского Политехнического института «Товарищ» от 23 февраля 1928 г. «Будь готов! Нынче здесь, а завтра там», в левой части которого изображен работающий над чертежом студент, а в правой - красноармеец с винтовкой [19]. Первые программы по физической культуре для вузов строились на основе комплекса ГТО и ставили цель подготовить к трудовой и военной деятельности [10, с. 70].

Проведение занятий физкультурой исключительно по линии военных кафедр все же ограничивало ее распространение в вузах и не делало их по-настоящему эффективными. Кроме этого, запросы самого студенчества были существенно выше, чем набор упражнений и игр в рамках военной подготовки. Несмотря на внимание со стороны власти, вплоть до конца 1920-х гг. физкультура и спорт в вузах страны не была организована в том виде, в каком хотело бы ее видеть государство. Ее развитие зачастую зависело от активистов на местах, эффективности работы Комсомола и профсоюзов. Например, в Ленинграде центром физкультурной работы была Организация физической культуры пролетарской молодежи «Спартак», находившаяся в ведении Комсомола. В ее работе принимали участие представители более десятка вузов города. Подобно политической борьбе в стенах вузов с «белоподкладочниками», ее члены создавали новые спортивные кружки взамен существовавших до революции.

Определенным толчком к появлению в вузах физического воспитания стало выступление М. И. Калинина в 1926 г. на Всероссийском ректорском совещании, где он заявил о необходимости руководству заведений следить за физическим укреплением учащихся [11, с. 100]. Постепенно там, где были возможности, занятия по физкультуре вводились в факультативной форме. Обязательным преподавание физической культуры в высших учебных заведениях стало после принятия Постановления Совнаркома РСФСР от 19 июля 1929 г. «По докладу Народного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции РСФСР о результатах обследования постановки физического образования в РСФСР». Исходя из того, что «физическая культура является могучим средством оздоровления широких рабоче-крестьянских масс и подготовки их к труду и обороне страны», СНК постановил «ввести физическое воспитание в качестве обязательного предмета в курс всех учебных заведений и поручить Народному комиссариату просвещения РСФСР разработать и преподать на места учебные планы и программы преподавания указанного предмета для всех типов учебных заведений, а также

установить сроки его введения в программу по отдельным группам учебных заведений». Также указывалось, что должности руководителей физической подготовки в высших учебных заведениях «должны заниматься исключительно лицами, получившими соответствующее специальное высшее образование», а подготовку преподавателей физического образования высшей квалификации необходимо сосредоточить в Ленинградском институте физического образования им. П. Ф. Лесгафта и Московском институте физической культуры [12].

На практике осуществление данного решения встретило массу трудностей. Во-первых, финансового характера. У руководства вузов не было средств на строительство стадионов, оборудование площадок, закупку необходимого инвентаря. Не было их и у студенчества. Положение было настолько сложным, что организовывался сбор средств на постройку спортивных объектов и устраивались кассы взаимопомощи, где можно было взять кредит на приобретение инвентаря и одежды, включая спортивные майки и трусы [16]. Показательно в данном отношении письмо председателя Ленинградского Областного бюро пролетарского студенчества тов. Назарова и председателя бюро физкультуры Областного бюро пролетарского студенчества тов. Герасимова от 21 февраля 1930 г. студпрофорганизациям вузов Ленинграда, в котором было указано: «Несмотря на то, что введение физической культуры в учебные планы вузов узаконено постановлением Совнаркома от 19/УП-29 г., Бюро Пролет-студа констатирует неудовлетворительную постановку таковой, а именно: часы занятий предоставляются неудобно, используются "окна" в расписаниях, помещение или отсутствует или отпускается неподходящее, средства, отпускаемые правлением вузов, недостаточны, что тормозит врастание ФК [физической культуры - И.С.] в общую структуру вуза и отведения ей должного места наравне со всеми дисциплинами» [26, л. 23]. Также отмечалось отсутствие участия студенческих организаций в проведении в жизнь постановления СНК. В письме звучало требование не меньшего внимания к физкультуре, чем к выполнению других частей учебного плана, добиться большего ассигнования средств на приобретение инвентаря, оборудования зал, площадок. Говорилось о необходимости устройства зарядок в общежитиях, освещения работы в газете «Ленинградский студент». В завершении письма от студпрофор-ганизаций требовали предоставить отчет о проделанной работе к 15 апреля.

Недовольны были ходом работы и вышестоящие инстанции. Так, в письме в Ленинградский отдел Пролетстуда Председатель Центрального бюро Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов тов. Артемов писал о «совершенно неудовлетворительных» темпах в выполнении решений правительства и требовал добиться обязательного включения физической культуры по академической линии в учебные планы и расписания [26, л. 74]. Стоит отметить, что столь острая безжалостная критика могла не только отражать реальное положение дел, но и быть стимулом к интенсификации ударной работы. Принцип высоких норм и организационной неразберихи в сочетании с завышенными и нереальными сроками исполнения, подчас без предоставления необходимых ресурсов, был в целом характерен для периода индустриализации и коллективизации конца 1920-х - начала 1930-х гг. В 1933 г. в докладе «Практический опыт спортивной и организационной работы в Ленинградских высших учебных заведениях» представитель вузбюро физической культуры при студенческой секции Ленинградского областного совета профессиональных союзов тов. Табут сообщал: «До 1933 г. самостоятельное физкультурное движение в вузах, втузах и техникумах представляло в течение 3-4-х лет безотрадную картину особенно в спортивно-техническом и организационном отношении. Вследствие отсутствия дифференцированного руководства и механического привлечения в городские соревнования вузовских коллективов, по программам и срокам производственных коллективов, (без учета специфики) участвовало обычно в городских соревнованиях не более 3-4 коллективов. Спортивные силы хирели и уплывали из вузовских коллективов в другие» [25, л. 5].

15 апреля 1933 г. вышло Постановление Президиума возглавляемого Г. М. Кржижановским Всесоюзного комитета по высшему техническому образованию при ЦИК СССР «Об основных задачах и мероприятиях по улучшению постановки физкультуры во втузах и вузах». В нем констатировалось, что единой системе физической культуры на ос-

нове комплексов ГТО со стороны Наркоматов не было уделено достаточного внимания, поэтому ее постановка во втузах и вузах оказалась урезанной в своей высшей, завершающей части - как раз в самих втузах и вузах. Признавая такое положение совершенно ненормальным, было признано необходимым «преподавание физкультуры во втузах и вузах с отрывом от производства включить в учебно-производственные планы в качестве обязательной дисциплины в объеме 2-х часов в шестидневку сверх 30-ти часовой недельной сетки в течении теоретического обучения на всех курсах (не считая времени, отводимого на зачетные сессии, академическую практику и дипломное проектирование), но не менее 200 часов для втузов с 4-х годичным сроком обучения и не менее 250 часов с 5-ти годичным». Также указывалось, что «помимо отведенных часов на обязательные занятия, необходимо всемерно поддерживать и развивать физкультурные занятия по физкультуре, которые могут выразиться в физкультминутках во время теоретического обучения, в физкультурной организации перерывов между лекциями, организации лекций, кружков по отдельным видам физкультуры, а также организации отдыха и досуга студенчества в свободное от занятий время и в выходные дни». В постановлении был перечислен целый ряд просьб к Высшему совету физической культуры, в частности, о разработке учебника и стандартов строительства физкультурных помещений, организации системы повышения квалификации для преподавателей физкультуры [25, л. 160]. Важной была постановка вопроса об оплате труда преподавателей - низкая зарплата была одним из факторов, снижающих их желание активно работать. Было признано необходимым широко развернуть самодеятельную работу среди студентов, рекомендовать Наркоматам добиться от администраций втузов и вузов всемерной помощи делу организации при студенческих общежитиях площадок, лыжных станций, катков и пр., предусматривая ассигнования на приобретение спортинвентаря, одежды и обуви.

Занятия физической культурой и спортом должны были быть тесно связаны с многочисленными идеологическими кампаниями, проводимыми властью. В договоре по социалистическому соревнованию между студентами физкультурниками Ленинградской и Московской областей, подготовленном в январе 1930 г., говорилось о необходимости организовывать пробеги, физкультпоходы, сбор средств «на постройку одного трактора», «принять активное участие в карнавалах, демонстрациях, факельных шествиях и т.д., посвященных общественно-политическим кампаниям». Речь шла о борьбе за коллективизацию, грамотность, агитацию за займы [26, л. 3]. При всем внимании к зарубежному опыту отряды физкультурников должны были избавляться от чуждых рабочему классу элементов. Это, в частности, относилось к поклонникам сокольства, чешского молодежного спортивного движения, основанного во 2-й половине XIX в. [6, л. 14]. В период летних каникул студент-спортсмен также не должен просто играть или тренироваться исключительно в свое удовольствие. От него требовалось организовывать физкультурные кружки и вести агитационную работу в деревне: «Не потерять напрасно времени, не пропустить ни одного солнечного луча, окрепнуть физически, освежить голову, организовать себя и товарищей - не забывать о деревне» [5, 18].

Студенты-физкультурники должны были быть образцовыми представителями советской молодежи. Корреспондент «Смены», описывая общежитие Института физической культуры в Москве, представил картину буквально идеального быта: «Несмотря на холодный день, открыты окна. Во многих комнатах всю зиму спят при открытых форточках. По утрам некоторые в постели, другие в коридоре, а третьи в ин[ститу]те делают утреннюю зарядку. В комнатах не курят, выпивки не бывает. Случившаяся однажды кутежка вызвала горячие обсуждения. Вообще в каждой мелочи чувствуется бережное отношение к себе и своему здоровью. Нет наплевательского отношения к своим силам, какое часто бывает у молодежи» [13, с. 13]. Именно студенты, профессионально изучающие теорию и практику физической культуры, ставились в пример остальным.

Принципиальным для развития физкультуры в высших учебных заведениях являлось наличие способности ее сторонников рекрутировать новых студентов. Ответственность за это ложилась на кружки физкультуры. Примерный план работы кружков вузов, рабфаков и техникумов г. Москвы на 1929-30 г. в рамках проведения кампании по вовлечению в физ-

культуру предполагал выпускать стенгазету, устроить вечер вопросов и ответов, докладов и кино на физкультурную тему, выработать календарный план соревнований и выступлений, принять участие в соревнованиях на первенство вузов по различным видам спорта [26, л. 8]. Жестким должен был быть контроль за дисциплиной: не посещающих занятия более 3-х раз подряд без уважительной причины механически исключали из кружка. Агитационно-пропагандистская часть включала цикл лекций по физкультуре: «а) что такое физкультура? б) для чего нам нужен медконтроль в ФК и что такое самоконтроль? в) как работать и отдыхать? г) физкультура и оборона страны. д) буржуазия и советская физкультура». Также план предусматривал проведение широкой агитации «за изжитие нездоровых уклонов: чемпионства, курения, пьянства, негигиеническую обстановку в общежитии и т.д.». Нужно было организовать уголки физкультуры, арендовать спортивные залы, провести лыжные вылазки, прогулки и экскурсии, зарядку в вузе и общежитии [26, л. 8 об.]. В качестве агитации использовали и примеры великих революционеров, например, популяризировались рассказы о любви В. И. Ленина к езде на велосипеде, плаванию, горным походам [9; 27].

Отчасти именно желанием заинтересовать спортом еще не вовлеченных в него студентов объяснялась организация соревнований, по возможности массовых. Межвузовские состязания начали проводиться еще с 1920-х гг. При этом, по мнению части активистов, сама идея «чемпионства» была буржуазной и противоречила ценностям советского физкультурного движения [20]. Тем не менее, сторонники победы над соревновательным духом в итоге уступили. Ярким событием стала Первая Всесоюзная спартакиада вузов, втузов, техникумов и рабфаков 1935 г.

Администрации вузов старались обеспечить победителей призами. Например, мужская и женская волейбольные команды Ленинградского индустриального института (бывшего Политехнического), занявшие на состоявшейся в 1934 г. Первой Всесоюзной Спартакиаде втузов системы Народного комиссариата тяжелой промышленности соответственно 1 и 2 места, получили теннисные костюмы. Многоборцы за 1-е место были награждены готовальней и счетной линейкой, лучший в метании гранаты студент Арсеньев - велосипедом, а студентка Цапулина, опередившая всех в беге на 500 м, - фотоаппаратом [2, л. 70-70 об.].

Интеграция физической культуры и спорта в советскую систему образования в 1920 -1930-е гг. проходила в рамках политики советской власти, направленной на воспитание нового поколения советской молодежи. Физическая культура была составляющей частью процесса аккультурации населения, активно проводимой большевистским правительством, и была призвана служить достижению таких целей, как распространение здорового образа жизни, милитаризация общества, гендерное равноправие, борьба с «буржуазными пережитками». В первые послереволюционные годы основной задачей являлась пролетаризация студенческого спорта. При этом его полноценному развитию мешало отсутствие централизованного управления и недостаточное финансирование. Переломным моментом стал 1929 г., когда вышло постановление Совнаркома об обязательном преподавании физической культуры во всех вузах и втузах страны. Однако его реализация встретила массу трудностей: отсутствие спортивных объектов, организационная неразбериха, нехватка необходимых людских и финансовых ресурсов. О качественном скачке в решении этого вопроса и в организационном и в экономическом плане можно говорить применительно ко второй половине 1930-х гг.

Физическая культура должна была стать по-настоящему массовой повседневной практикой для советских студентов, начиная от зарядки в общежитии и заканчивая участием в межвузовских соревнованиях. Это потребовало налаживания комплексной пропагандистской работы, включавшей в себя организацию кружков, чтение лекций, проведение бесед, публикации в периодической печати, развитие системы премирования спортсменов. Постепенно создавался образ физкультурника как идеального советского человека, образ жизни, быт и характер которого представляли образец для остальных. Жизнь студента-физкультурника не должна была состоять лишь из занятий спортом, ему вменялось в обязанность участвовать в общественной работе, актуальных политических кампаниях и быть активным проводником партийной линии, стоящим в авангарде строителей светлого будущего.

Список источников и литературы

1. Андреев, Д. А. (2008). «Красный студент» и политика пролетаризации высшей школы // Новое литературное обозрение. 2008. № 2 (90). С. 45-61. URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2008/2/krasnyj-student-i-politika-proletarizaczii-vysshej-shkoly.html (дата обращения: 11.10.2021).

2. Архив Санкт-Петербургского Политехнического университета (Архив СПбПУ). Приказы руководящие за 1934 г. Т. 3. Л. 70-71 об.

3. В. Б. (1926). Здоровы ли спартаковцы // Товарищ. № 7(51). 9 декабря. С. 8.

4. Воспитаем спортивное поколение (1938) // Красный спорт. № 5 (566). 9 января.

С. 1.

5. Гориневский, В. В. (1927). Летний отдых молодежи // Смена. № 10. С. 8-10.

6. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р7710. Оп. 1. Д. 2. Л. 12-16.

7. Громов, Б. (1926). Спорт - на борьбу с хулиганством // Смена. № 21. С. 17.

8. Изгоев, А. С. (2011). Об интеллигентной молодежи (Заметки о ее быте и настроениях) // Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. СПб.: Азбука-Аттикус, Авалонъ. С. 259-295.

9. Ильич и физкультура (1933) // Красный спорт. № 4 (92). С. 1.

10. Курамшин, Ю. Ф. (2014). Становление и развитие программно-нормативных основ вузовского физического воспитания в 20-40 годы XX века // Ученые записки университета П. Ф. Лесгафта. № 4 (110). С. 67-71.

11. Михайлов, Б. А., Трунин, В. В. (2014). Становление физической культуры и спорта в Петроградском (Ленинградском) университете в 1920-1930 годах // Ученые записки университета П. Ф. Лесгафта. № 9 (115). С. 97-101.

12. Постановление СНК «По докладу Народного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции РСФСР о результатах обследования постановки физического образования в РСФСР» // Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства РСФСР. 1929. № 58. 30 августа. С. 826-827.

13. Северяк, Н. (1928). Вуз инженеров здоровья // Смена. № 10. С. 12-13.

14. Семашко, Н. (1927). Физкультура зимой. Москва; Ленинград: Государственное изд-во. 109 с.

15. Сидорчук, И. В. (2018). Борьба за «новую» мораль в Ленинградском политехническом институте в 1920-х годах // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. Т. 9. № 3. С. 7-15.

16. Сидорчук, И. В. (2019). Физкультура и спорт в жизни студента Ленинградского политехнического института 2-й пол. 1920-х - 1930-х гг. // История повседневности и образ жизни россиян в XIX-XXI вв.: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 24 октября 2019 г., посвящ. 80-летию Шадр. гос. пед. ун-та / Редкол. Н. Ф. Чипинова, С. А. Парфенова, Е. А. Бурлакова. Шадринск: ШГПУ. С. 360-364.

17. Сидорчук, И. В. (2020). Спорт и физкультура как альтернатива девиантному досугу горожан в 1920-е гг. // Реформы в повседневной жизни населения России: история и современность. Материалы международной научной конференции / Отв. ред. В. А. Веременко, В. Н. Шайдуров. СПб.: Изд-во ЛГУ им. А. С. Пушкина. С. 90-94.

18. Т. Е. (1925). Молодежь в отпуску // Смена. № 12. С. 10.

19. Товарищ. 1928. № 10 (68). 23 февраля. С. 4.

20. Ульянова, С. Б. (2019). Физкультурники против спортсменов (Проблемы терминологии в изучении массового спорта в СССР в 1920 - 1930-е гг. // Творческая лаборатория историка: горизонты возможного (к 90-летию со дня рождения Б. Г. Могильницкого). Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. В 2-х частях. Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет. С. 352357.

21. Ульянова, С. Б., Крепкая, Т. Н. (2019). Милитаризация массового спорта в СССР в 1920-е - 1930-е гг. // Вопросы истории. № 12-3. С. 281-287.

22. Упадочное настроение среди молодежи. Есенинщина (1927). Москва: Изд-во Коммунистической академии. 160 с.

23. Филипченко, Ю. А. (1924). Пути улучшения человеческого рода (евгеника). Ленинград: Госиздат. 189 с.

24. Фишева, А. А. (2019). Концепт «нового человека» в советской социальной политике 1920-х годов // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. Т. 10. № 1. С. 37-46.

25. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). Ф. 6276. Оп. 35. Д. 36. Л. 160-160 об.

26. ЦГА СПб. Ф. 6276. Оп. 51. Д. 35. Л. 3-3 об.

27. Elwood, C. (2010). The sporting life of V. I. Lenin // Canadian Slavonic Papers. № 52(1-2). P. 79-94.

28. Grant, S. (2013). Physical Culture and Sport in Soviet Society: Propaganda, Acculturation, and Transformation in the 1920s and 1930s. Routledge. 276 p.

29. Noack, C. (2012). «A mighty weapon in the class war»: Proletarian Values, Tourism and Mass Mobilisation in Stalin's Time // Journal of Modern European History / Zeitschrift für moderne europäische Geschichte / Revue d'histoire européenne contemporaine. № 10(2). P. 231254.

30. Shaw, C. (2011). "A fairground for „building the new man"": Gorky Park as a site of Soviet acculturation // Urban History. Vol. 38. No 2. P. 324-344.

References

1. Andreev, D. A. (2008). «Krasnyy student» i politika proletarizatsii vysshey shkoly ["The Red student" and the policy of the proletarization of the higher school] in Novoe literaturnoe obo-zrenie, 2 (90), 45-61. URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2008/2/krasnyj-student-i-politika-proletarizaczii-vysshej-shkoly.html (date accessed: 11.10.2021). (in Russian).

2. Arkhiv Sankt-Peterburgskogo Politekhnicheskogo universiteta (Arkhiv SPbPU). [Archive of St. Petersburg Polytechnic University (SPbPU Archive)]. Prikazy rukovodyashchie za 1934 g. T. 3. (in Russian).

3. V. B. (1926). Zdorovy li spartakovtsy [Are the Spartacists healthy] in Tovarishch, 7 (51), 9 dekabrya, 8. (in Russian).

4. Vospitaem sportivnoe pokolenie (1938) [We will educate the sports generation] in Kras-nyy sport, 5 (566), 9 yanvarya, 1. (in Russian).

5. Gorinevskiy, V. V. (1927). Letniy otdykh molodezhi [Summer holidays for young people] in Smena, 10, 8-10. (in Russian).

6. Gosudarstvennyy arkhiv Rossiyskoy Federatsii (GARF). [The State Archive of the Russian Federation (GARF)]. F. R7710. Op. 1. D. 2. (in Russian).

7. Gromov, B. (1926). Sport - na bor'bu s khuliganstvom [Sports - to fight hooliganism] in Smena, 21, 17. (in Russian).

8. Izgoev, A. S. (2011). Ob intelligentnoy molodezhi (Zametki o ee byte i nastroeniyakh) [About intelligent youth (Notes on its life and moods)] in Vekhi: Sbornik statey o russkoy intelli-gentsii. Sankt-Peterburg, Azbuka-Attikus, Avalon Publ., 259-295. (in Russian).

9. Wich i fizkul'tura (1933) [Ilyich and physical culture] in Krasnyy sport, 4 (92), 1. (in Russian).

10. Kuramshin, Yu. F. (2014). Stanovlenie i razvitie programmno-normativnykh osnov vu-zovskogo fizicheskogo vospitaniya v 20-40 gody XX veka [Formation and development of the program-normative foundations of university physical education in the 20-40 years of the XX century] in Uchenye zapiski universiteta P. F. Lesgafta, 4 (110), 67-71. (in Russian).

11. Mikhaylov, B. A., Trunin, V. V. (2014). Stanovlenie fizicheskoy kul'tury i sporta v Pe-trogradskom (Leningradskom) universitete v 1920-1930 godakh [The struggle for a "new" morality at the Leningrad Polytechnic Institute in the 1920s] in Uchenye zapiski universiteta P. F. Lesgafta, 9 (115), 97-101. (in Russian).

12. Postanovlenie SNK «Po dokladu Narodnogo komissariata raboche-krest'yanskoy in-spektsii RSFSR o rezul'tatakh obsledovaniya postanovki fizicheskogo obrazovaniya v RSFSR» [Resolution of the SNK "On the report of the People's Commissariat of the Workers' and Peasants' Inspection of the RSFSR on the results of the survey of the establishment of physical education in the RSFSR"] in Sobranie uzakoneniy i rasporyazheniy raboche-krest'yanskogo pravitel'stva RSFSR, 1929, 58, 30 avgusta, 826-827. (in Russian).

13. Severyak, N. (1928). Vuz inzhenerov zdorov'ya [University of Health Engineers] in Smena, 10, 12-13. (in Russian).

14. Semashko, N. (1927). Fizkul'tura zimoy [Physical education in winter]. Moscow, Leningrad, Gosudarstvennoe izd-vo. (in Russian).

15. Sidorchuk, I. V. (2018). Bor"ba za «novuyu» moral' v Leningradskompolitekhnicheskom institute v 1920-kh godakh [The struggle for a "new" morality at the Leningrad Polytechnic Institute in the 1920s] in Nauchno-tekhnicheskie vedomosti SPbGPU. Gumanitarnye i obshchestvennye nauki. 9: 3, 7-15. (in Russian).

16. Sidorchuk, I. V. (2019). Fizkul'tura i sport v zhizni studenta Leningradskogo politekhni-cheskogo instituta 2-y pol. 1920-kh - 1930-kh gg. [Physical culture and sport in the life of a student of the Leningrad Polytechnic Institute of the 2nd half of the 1920s - 1930s.] in Istoriya povsednev-nosti i obraz zhizni rossiyan v XIX-XXI vv.: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem, 24 oktyabrya 2019 g., posvyashch. 80-letiyu Shadr. gos. ped. un-ta. Shadrinsk, ShGPU, 360-364. (in Russian).

17. Sidorchuk, I. V. (2020). Sport i fizkul'tura kak al'ternativa deviantnomu dosugu goroz-han v 1920-e gg. [Sport and physical culture as an alternative to deviant leisure of citizens in the 1920s.] in Reformy v povsednevnoy zhizni naseleniya Rossii: istoriya i sovremennost'. Materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. St. Petersburg, Izd-vo LGU im. A. S. Pushkina, 90-94. (in Russian).

18. T. E. (1925). Molodezh' v otpusku [Youth on vacation] in Smena, 12, 10. (in Russian).

19. Tovarishch, 1928, 10 (68), 23 fevralya, 4. (in Russian).

20. Ul'yanova, S. B. (2019). Fizkul'turnikiprotiv sportsmenov (Problemy terminologii v izu-chenii massovogo sporta v SSSR v 1920 - 1930-e gg. [Athletes against athletes (Problems of terminology in the study of mass sports in the USSR in the 1920s-1930s] in Tvorcheskaya laboratoriya istorika: gorizonty vozmozhnogo (k 90-letiyu so dnya rozhdeniya B.G. Mogil'nitskogo). Materialy Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem, v 2-kh chastyakh. Tomsk, 352-357. (in Russian).

21. Ul'yanova, S. B., Krepkaya, T. N. (2019). Militarizatsiya massovogo sporta v SSSR v 1920-e - 1930-e gg. [Militarization of mass sports in the USSR in the 1920s - 1930s] in Voprosy istorii, 12-3, 281-287. (in Russian).

22. Upadochnoe nastroenie sredi molodezhi. Eseninshchina (1927). [Decadent mood among young people. Yeseninschina]. Moscow, Izd-vo Kommunisticheskoy akademii. (in Russian).

23. Filipchenko, Yu. A. (1924). Puti uluchsheniya chelovecheskogo roda (evgenika). [Ways to improve the human race (eugenics)]. Leningrad, Gosizdat. (in Russian).

24. Fisheva, A. A. (2019). Kontsept «novogo cheloveka» v sovetskoy sotsial'noy politike 1920-kh godov [The concept of a "new man" in the Soviet social policy of the 1920s] in Nauchno-tekhnicheskie vedomosti SPbGPU. Gumanitarnye i obshchestvennye nauki. 10: 1, 37-46. (in Russian).

25. Tsentral'nyy gosudarstvennyy arkhiv Sankt-Peterburga (TsGA SPb). [The Central State Archive of St. Petersburg (CSA St. Petersburg)]. F. 6276. Op. 35. D. 36. (in Russian).

26. TsGA SPb. [CSA St. Petersburg]. F. 6276. Op. 51. D. 35. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.