УДК 796.799
К. М. СУЛЕЕВА Г. Д. БАБУШКИН
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
№
ИНТЕГРАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАДМИНТОНИСТОВ_
Проблема интеграции физической и технической подготовленности бадминтонистов на этапе углубленной специализации является одной из актуальных на современном этапе подготовки спортсменов. Её решение позволяет использовать полученные результаты на практике. Целью настоящего исследования было определить уровень физической и технической подготовленности бадминтонистов и разработать практические рекомендации для оптимизации этих сторон подготовленности спортсменов. Проведённое исследование позволило выявить влияние разработанной нами методики на развитие физической и технической подготовленности бадминтонистов на этапе углубленной специализации.
Ключевые слова: бадминтон, подготовленность, показатели, уровень.
Актуальность. Современная спортивная подготовка бадминтонистов носит многогранный характер. Как и в других видах спорта, в структуре подготовленности бадминтонистов выделяют относительно самостоятельные стороны: физическую, техническую, тактическую и психологическую подготовку [1, 2]. Интерес к вопросам подготовки спортсменов-бадминтонистов различной квалификации со стороны тренеров, ученых и спортивных руководителей закономерен, так как спортивный бадминтон отличается от других видов спорта тем, что здесь игроки готовятся к трем видам соревнований: одиночным, парным и смешанным. Каждая категория соревнований определяет особый вид не только физической, но и огромной психологической нагрузки на организм. Одним из решающих факторов успеха при относительно равных уровнях подготовленности является умение комплексно реа-лизовывать физические и технические возможности в условиях соревновательной деятельности [1—4].
Анализ результатов соревновательной деятельности показывает, что интеграция имеет важное значение для подготовки спортсменов — представителей спортивных игр для повышения эффективности обучения техническим приемам и тактическим действиям, актуализации специальных знаний в процессе освоения технико-тактического арсенала и в соревнованиях [5 — 8]. Интегральная подготовка призвана реализовать в тренировке, в процессе обучения и совершенствования признак целостности соревновательной деятельности с тем, чтобы тренировочные эффекты, каждый по отдельности, проявлялись наиболее эффективно в специфических соревновательных условиях.
Тренеры и спортсмены не всегда рассматривают систему подготовки комплексно. Они часто пренебрегают некоторыми видами подготовки, например, теоретической, а также частично психологической.
В связи с этим актуальными для тренера является умение интегрировать процесс развития физических качеств, обучение техническим действиям и их совершенствование на этапах многолетней подготовки.
Проблема исследования заключается в интеграции физической и технической подготовки бадминтонистов на этапе углубленной специализации.
Гипотеза исследования: предполагается, что разработанные нами практические рекомендации, включающие интеграцию физической и технической подготовки юных бадминтонистов, позволят повысить уровень развития физической и технической подготовленности.
Задачи исследования:
1. Определить уровень физической и технической подготовленности бадминтонистов на этапе углубленной специализации.
2. Разработать практические рекомендации для интеграции физической и технической подготовки бадминтонистов на этапе углубленной специализации и проверить их эффективность.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; наблюдение; беседа; метод тестирования; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Для выявления уровня физической подготовленности использовались следующие задания:
1. Бросок набивного мяча массой 2 кг вперед из-за головы в положении сидя ноги врозь, мяч в вытянутых руках над головой. При этом угол, образуемый при разведении ног, находится на стартовой линии. Выполняются три попытки: зачет по лучшей из трех попыток.
2. Бросок теннисного мяча на дальность. Метание производится в спортзале с двух-трех шагов. Лучшая из трех попыток фиксируется.
3. Прыжок в длину с места.
о
от
Е
Т
Таблица 1
Показатели физической подготовленности бадминтонистов до и после эксперимента
Группы Этапы Бег 30 м (сек) Челночный бег (сек) 3х10 м Бросок набивного мяча (см) Бросок теннисного мяча (м) Прыжок в длину (см) Прыжок в высоту (см)
Контрольная До эксперимента 5,1 8 384,5 30,2 180 38,5
Экспериментальная 5,1 8,15 380 31,5 177 39,8
Р > 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,01 > 0,05 > 0,05
Контрольная После эксперимента 5,09 7,95 394,5 31,75 182 40,8
Экспериментальная 5,0 7,9 437,5 34,4 187 46,08
Р > 0,05 > 0,05 < 0,01 < 0,05 > 0,05 < 0,05
4. Прыжок вверх с места (по Абалакову).
5. Бег 30 метров.
6. Челночный бег. Тест производят на дорожке длиной 10 м, дистанция ограничена линиями старта и финиша. За каждой линией обозначают два полукруга радиусом 50 см с центром на черте. Из положения высокого старта по команде «марш» испытуемый пробегает 10 м и берет из полукруга на финишной линии кубик (5х5х5 см), затем поворачивается кругом и пробегает 10 м к линии старта, кладет в полукруг кубик и возвращается, пересекая финишную черту.
Для выявления уровня технической подготовленности применялись следующие задания:
1. Короткая подача. Подача волана подается из правого или левого переднего квадрата в правый или левый передний квадрат. Испытуемый выполняет 10 подач, подачи в сетку, дальше отмеченного промежутка не зачитываются.
2. Высоко-далекая подача. Подача волана подается из правого или левого переднего квадрата в задний квадрат. Подача зачитывается, если испытуемый попадает в задний коридор площадки. Испытуемый выполняет 10 подач, подачи в сетку, дальше или ближе заднего коридора не зачитываются.
3. Укороченный удар по линии. Испытуемый стоит в центре правого или левого квадрата. После выполнения высоко-далекой подачи соперником он выполняет укороченный удар по линии. Укорот зачитывается, если волан попадает в промежуток до линии зоны. Выполняется 10 укоротов.
4. Укороченный удар по диагонали. Испытуемый стоит в центре правого или левого квадрата. После выполнения высоко-далекой подачи соперником он выполняет укороченный удар по диагонали. Укорот зачитывается, если волан попадает в промежуток до линии зоны. Выполняется 10 укоротов.
5. Смэш по линии. Испытуемый стоит в центре правого или левого квадрата. После выполнения высоко-далекой подачи соперником он выполняет смэш по линии. Смэш зачитывается, если волан попадает в промежуток 50 см от боковой линии одиночной площадки. Всего 10 попыток.
6. Смэш по диагонали. Испытуемый стоит в центре правого или левого квадрата. После выполнения высоко-далекой подачи соперником он выполняет смэш по диагонали. Смэш зачитывается, если волан попадает в промежуток 50 см от боковой линии одиночной площадки. Всего 10 попыток.
Организация исследования. В исследовании приняли участие бадминтонисты в количестве
24 человек, в возрасте 13—16 лет, спортивной квалификации второго и первого спортивного разряда. Исследуемые были разделены на две группы — контрольную и экспериментальную по 12 человек. Базой исследования являлась ГУ Детско-юношеская спортивная школа игровых видов спорта г. Караганды. Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе исследования у бадминтонистов был выявлен уровень физической подготовленности по скоростным, скоростно-силовым, координационным показателям. Был определен уровень технической подготовленности бадминтонистов. На втором этапе исследования были разработаны практические рекомендации по интеграции физической и технической подготовки бадминтонистов, которые были проверены в процессе шестимесячного педагогического эксперимента.
Результаты исследования. Выявление физической подготовленности бадминтонистов до педагогического эксперимента показало следующее (табл. 1). Спортсмены обеих групп имеют хорошую скоростную подготовленность (бег 30 метров). При этом выявлены недостаточно высокие показатели скоростно-силовой (прыжки в длину и высоту) и координационной (челночный бег 3х10 м) подготовленности. Изучение физической подготовленности бадминтонистов позволило выявить резервы её повышения в развитии скоростно-силовых качеств.
Тестирование технической подготовленности бадминтонистов контрольной и экспериментальной групп показало следующее (табл. 2). Высоко-далекие подачи и удары по линии спортсмены выполняют точнее, чем короткие подачи и удары по диагонали, которые представляют более сложную задачу для спортсменов обеих групп. В целом техническая подготовленность бадминтонистов контрольной и экспериментальной групп находится на высоком уровне. Однако есть резервы повышения технической подготовленности в совершенствовании подач, укороченных ударов и смеша по диагонали.
На основе анализа литературы, личного спортивного мастерства и результатов наблюдений за подготовкой юных бадминтонистов нами были разработаны практические рекомендации, направленные на интеграцию физической и технической подготовки юных бадминтонистов.
Для повышения уровня физической и технической подготовленности в процесс ежедневных тренировок были внесены дополнительные упражнения: упражнения с утяжелением, упражнения с сопротивлением, упражнения с максимальным
Показатели технической подготовленности бадминтонистов до и после эксперимента
Таблица 2
Группы Этапы Подача короткая (из 10) Подача высокодалекая (из 10) Укорот по линии (из 10) Укорот по диагонали (из 10) Смэш по линии (из 10) Смэш по диагонали (из 10)
Контрольная До эксперимента 8,25 8,4 8,5 7,83 8,83 8,33
Экспериментальная 8,41 8,66 8,5 8 8,83 8,33
Р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05
Контрольная После эксперимента 8,4 8,58 8,8 8,25 8,83 8,58
Экспериментальная 8,8 8,9 9 9,08 9 8,9
Р < 0,05 < 0,05 > 0,05 < 0,05 > 0,05 > 0,05
№
количеством повторении, круговая тренировка, 2 раза в неделю рекомендовались упражнения с использованием тренажерных устроИств. Для повышения координационных способностей рекомендовались: упражнения на ловкость, упражнения на внимание, челночный бег и т.д.
В экспериментальной группе использовались следующие методические приемы:
1. Соревновательный метод. Упражнения на отработку техники и точности различных ударов выполняются с подсчетом правильно выполненных элементов упражнения. В ходе выполнения технической комбинации спортсмены должны набрать максимальное количество очков.
2. Принудительное лидирование или гонки за лидером. Во время бега лидер становится во главе шеренги, и именно он задает темп, все остальные спортсмены, которые бегут за ним, должны соблюдать этот темп.
3. Усложнение условий за счет увеличения или уменьшения размеров площадки. Игры на счет на определенной части площадки. Тренер задает углы, части или стороны площадки, в которые спортсмены должны направлять удары во время игры.
4. Усложнение условий за счет увеличения количества соперников. Один игрок играет против двух и более игроков. При этом может лимитироваться количество ударов, которые могут выполнить игроки в большем составе.
5. Организация игровых матчей с более сложными, неудобными и сильными соперниками.
6. Интенсивная соревновательная деятельность за счет уменьшения времени матча. Игроки играют на счет не до контрольного очка, определенного правилами игры, а в определенном временном отрезке. При этом тренер не сообщает, сколько будет длиться игра по времени. Игрок должен успеть набрать за это время максимальное количество очков. За счет этого, как правило, повышается темп игры.
7. Организация игровых матчей с более слабым или «удобным» соперником. Более сильному игроку ставится определенная задача, он должен либо отрабатывать во время игры определенные удары, либо, наоборот, не использовать во время игры тот или иной удар.
8. Вовлечение спортсменов в творческий процесс планирования тренировочных занятий. Каждую тренировку назначается спортсмен для проведения разминки. Тем самым спортсмен участвует в процессе планирования тренировки и при этом
учится управлять людьми, борется с нерешительностью, проявляет инициативу, а также участвует в поиске новых средств и методов тренировки, тем самым развивает свои знания в области физкультуры и спорта.
9. Присутствие постоянного разнообразия и новизны в учебно-тренировочных занятиях, смена партнеров, задач, средств и методов.
10. Упражнения, повышающие точность выполнения различных ударов. Во время выполнения упражнения ставятся мишени или ограничения, в которые спортсмен должен попасть, отрабатывая тот или иной удар.
12. Увеличение продолжительности соревновательной деятельности.
13. Утяжеление снарядов, используемых во время тренировочного процесса. Имитационные упражнения выполняются теннисными ракетками либо во время выполнения того или иного упражнения на спортсмена надеваются специальные утяжелители.
Для проверки эффективности предложенных практических рекомендаций был проведен педагогический эксперимент в течение шести месяцев. Спортсмены контрольной группы занимались по общепринятой методике подготовки бадминтонистов.
Результаты тестирования физической подготовленности бадминтонистов контрольной и экспериментальной групп в конце педагогического эксперимента свидетельствуют о повышении некоторых показателей (табл. 1). Существенно повысился уровень физической подготовленности в тестах (броски набивного и теннисного мяча и прыжок в высоту).
Результаты тестирования технической подготовленности бадминтонистов контрольной и экспериментальной групп в конце педагогического эксперимента (табл. 2) свидетельствуют о существенном повышении уровня следующих технических действий: укороченный удар по диагонали; подачи короткая и высоко-далекая.
В процессе педагогического эксперимента нами не выявлено повышения некоторых показателей физической и координационной подготовленности (бег 30 м; челночный бег 3х10 м; прыжок в длину с места). Не выявлено также повышения технической подготовленности бадминтонистов в тестах (укороченный удар по линии; смэш по линии и диагонали). Данное явление можно объяснить
о
от
Е
Т
недостаточной продолжительностью педагогического эксперимента (шесть месяцев).
Выводы. В исследовании выявлен недостаточно высокий уровень некоторых показателей физической и технической подготовленности бадминтонистов. Для повышения уровня развития физической и технической подготовленности бадминтонистов разработаны практические рекомендации, предполагающие интеграцию физической и технической подготовки. Проведенный шестимесячный педагогический эксперимент позволил существенно повысить уровень физической подготовленности (броски теннисного мяча и набивного мяча на дальность и прыжок в высоту) и технической подготовленности (короткие и высоко-далекие подачи волана).
Библиографический список
4. Портнов, Ю. М. Основы управления тренировочно-соревновательным процессом в спортивных играх / Ю. М. Портнов. - М., 1996. - 300 с.
5. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте : Общая теория и её практическое приложение / Под ред. В. Н. Платонова. — Киев : Олимпийская лит., 2004. — С. 349 — 447.
6. Теория и методика физической культуры : учеб. для институтов физической культуры / Под ред. Л. П. Матвеева. — М. : Физ. культура и спорт, 1991. — 542 с.
7. Бабушкин, Г. Д. Результативность соревновательной деятельности спортсмена и пути её повышения / Г. Д. Бабушкин // Спортивный психолог. 2012. — № 1. — С. 63 — 68.
8. Яковлев, Б. П. Психическая нагрузка в спорте высших достижений : моногр. / Б. П. Яковлев. — Сургут : СурГПУ, 2007. — 201 с.
1. Смирнов, Ю. Н. Бадминтон : учеб. для ин-тов физ. культуры / Ю. Н. Смирнов. — М. : Физкультура и спорт, 1990. — 159 с.
2. Железняк, Ю. Д. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения : учеб. для высш. пед. учеб. заведений / Ю. М. Портнов, В. П. Савин, А. В. Лексаков. — М. : Академия, 2001. — 520 с.
3. Скорук, Е. А. Переносимость психической нагрузки и её влияние на результативность соревновательной деятельности спортсменов / Е. А. Скорук, Г. Д. Бабушкин // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. — 2014. — № 3 (129). — С. 171 — 174.
СУЛЕЕВА Карина Мадиевна, магистр, соискатель по кафедре теории, методики и истории физической культуры и спорта. Адрес для переписки: [email protected] БАБУШКИН Геннадий Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор (Россия), заведующий кафедрой теории, методики и истории физической культуры и спорта.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.01.2015 г. © К. М. Сулеева, Г. Д. Бабушкин
УДК 3362 А. Е. МИЛЛЕР
Т. Н. БОГОСЛАВЕЦ Н. В. МИЛЛЕР
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
ВЛИЯНИЕ ПРИНЦИПОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Раскрыты теоретические и методические основы влияния принципов налогообложения на формирование налоговой культуры. Рассмотрено значение основных теорий, лежащих в основе формирования принципов налогообложения и налоговой культуры. Обоснована необходимость соблюдения основных принципов налогообложения. Исследованы теоретические и методологические аспекты формирования налоговой культуры в России, современных принципов налогообложения с позиции налоговой культуры. Ключевые слова: принципы налогообложения, налоговая культура, налоговая система, налоговые органы, функции взаимодействия.
Работа проводилась при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 15-12-55003.
Развитие товарно-денежных отношений и укре- сти совокупного общественного продукта на фонд
пление государственности позволили рассматри- возмещения и различные виды доходов — зарплата
вать налог в качестве неотъемлемого элемента рабочих и служащих, доходы фермеров, крестьян
расширенного воспроизводства и фактора роста и предприятий материального производства —
экономического потенциала. Расчленение стоимо- происходит не на стадиях производства, обмена