Научная статья на тему 'Интеграция фармацевтического образования и производства'

Интеграция фармацевтического образования и производства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональные знания / интеграция / работодатель / квалифицированный специалист. / professional education / integration / work market / qualifacated specialist.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С.К. Болдыш

Основной задачей профессионального образования в настоящее время является подготовка квалифицированного специалиста способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда. Имеющиеся на сегодняшний день учебные программы в высших учебных заведениях практически не учитывают требования рынка труда, которые постоянно видоизменяются вследствие экономических, социальных и политических преобразований, осуществляемых в стране. С другой стороны, часто сами преподаватели не представляют положение дел в той отрасли, специалистов для которой они готовят.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF PHARMACEUTICAL EDUCATION AND PRODUCTION

Present days, the basic task of professional education is preparation of qualifacatedspecialists ability to effective professional work by speciality and concrete acting at the work market.Present educative programs of high education institutes practically does not figure out the standarts of work market, which regulary changing, that defending from economical, social and political situation in the country. To the other hand, very offen teachers does not know situation in that branches, which they are teaching the specialists.

Текст научной работы на тему «Интеграция фармацевтического образования и производства»

УДК 615.1:378.144/146

С.К. БОЛДЫШ

КУ «Болашак», кафедра фармацевтических дисциплин

ИНТЕГРАЦИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА

Резюме: Основной задачей профессионального образования в настоящее время является подготовка квалифицированного специалиста способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда. Имеющиеся на сегодняшний день учебные программы в высших учебных заведениях практически не учитывают требования рынка труда, которые постоянно видоизменяются вследствие экономических, социальных и политических преобразований, осуществляемых в стране. С другой стороны, часто сами преподаватели не представляют положение дел в той отрасли, специалистов для которой они готовят. Ключевые слова: профессиональные знания, интеграция, работодатель,квалифицированный специалист.

Введение

Сегодня на рынке образования все заметнее роль нового игрока - работодателя. Руководители предприятий не доверяют диплому о высшем образовании, который представляет весьма условный показатель теоретических знаний студента. Приложение с оценками к диплому не в полной мере отражает умение, опыт, степень трудолюбия, желание работать по специальности. Помимо общих и специальных знаний работодатель сегодня ожидает от молодых специалистов еще и определенных профессиональных навыков - умения пользоваться компьютером, знания иностранных языков, способность работать в коллективе, эффективно представлять себя и результаты своего труда. Однако,главная претензия работодателя к вузам это оторванность знаний, получаемых студентами, от практики.

Оторванность теоретических знаний, получаемых студентами, от практики ставят выпускника вуза,при устройстве на работу, в неравные условия перед опытом практических работников.

Актуальность: Основной задачей профессионального образования в настоящее время является подготовка квалифицированного специалиста способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда. Имеющиеся на сегодняшний день учебные программы в высших учебных заведениях практически не учитывают требования рынка труда, которые постоянно видоизменяются вследствиеэкономических, социальных и политических преобразований, осуществляемых в стране.

Главной целью данной статьи является обоснование современных требований к обучению студентов -научить думать, анализировать, отбирать необходимую информацию, т.е.свободно оперировать полученными знаниями и применять их в будущей профессиональной деятельности. При этом неоценимую роль в подготовке грамотного, конкурентоспособного и востребованного специалиста должна играть интеграция образования и производства, способствующая формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей явлений и процессов. Исходя из вышеизложенного, современная система образования должна быть гибкой, чутко улавливать изменения, происходящие непосредственно на рынке труда, а также в других сферах экономики, как в стране, так и на региональном и местном уровне. Ввиду этого учебные программы необходимо постоянно корректировать в двух аспектах: в соответствии с требованиями рынка и с учетом предложений самих

предприятий. Поэтому активное современное обучение должно быть направлено не на запоминание и воспроизведение, а на формирование умения «добывать знания».

В работе над созданием независимой оценки профессионального образования Казахстан опирается на Западный опыт. На Западе человек не может устроиться на работу, если не получил признания профессионального сообщества. Хороших специалистов ищут все, а многочисленные выпускники со слабыми знаниями никому не нужны. В скором будущем и в Казахстане знания студентов будут оценивать профессионалы, которым выпускники будут показывать свои практические навыки владения профессией. Ведь одно дело прослушать курс лекций и совершенно другое - применять полученные знания на практике. Если профессиональные Ассоциации сочтут достойными выпускников, то выдадут сертификат- пропуск, в свой круг профессионалов, если нет, то не выдадут. И тогда работодатель, при прочих равных условиях, примет на работу специалиста, имеющего сертификат, выданный профессионалами.

Поэтому, если вводить независимую аттестацию, то надо научить студентов так, чтобы они могли сдать этот экзамен. А для этого необходимо пересмотреть и создать единую систему требований к вузовским программам по специальностям с учетом требований работодателей, а затем учить и готовить студентов в соответствии с этими требованиями. Только потом тестировать по этим параметрам выпускников.

Иначе получится, что в вузах продолжат учить как учили, а квалификационная комиссия из практиков, будет спрашивать о другом. Если четко не сформулировать какими навыками должен обладать выпускник, не имеющий опыт работы, ничего не выйдет. Отсюда вывод: чтобы наше образование оказалось ближе к жизни нужно привлекать в вузы преподавателей -практиков.

Одним из путей улучшения качества подготовки специалистов является усиление взаимодействия вузов и предприятий.

Большинство крупных компаний понимают актуальность данного вопроса и уже взаимодействуют с вузами в деле подготовки молодых специалистов. Выходом из такой ситуации большинство работодателей считают:

1. это целевая подготовка специалистов, которая финансируется самим будущим работодателем, это совместные программы, нацеленные на удовлетворение потребностей конкретного предприятия.

2. увеличение сроков и углубление содержания производственной практики;

3. пополнение преподавательских кадров знающими современную конкретику специалистами из реального бизнеса и производства.

Инструментарием интеграции сфер профессиональной деятельности и профессионального образования на разных ступенях подготовки явлются:

- базы производственных практик;

- совместные предприятия, в которых на временной основе в рамках выполнения договорных заданий работают студенты и на постоянной основе -специалисты и научные сотрудники;

- мастер-классы;

- профессиональная деятельность обучаемых студентов;

создание в вузе новых и переоснащение имеющихся учебных лабораторий;

- проведение совместных научно-исследовательских работ и др.

На сегодняшний день существует множество альтернативных вариантов организации учебного процесса, обмена опытом между студентами и практиками. Это творческие мастерские, семинары в режиме online через интернет,дискуссионные клубы и др. Необходимо искать совместные, новые формы взаимодействия, как: встречи, круглые столы, конкурсы, совместные проекты исследовательской работы, возможность выпускникам работать помощниками фармацевтов в свободное от учебы время. Решая задачи интеграции фармацевтического образования, науки и практической фармации и повышения мотивации у студентов к формированию практических умений и навыков, коллектив кафедры фармацевтических дисциплин подготовил теоретическую основу организации и проведения деловых игр. Были разработаны сценарии деловых игр по дисциплине «Организация фармации»: «Открытие хозрасчетной производственной аптеки», «Работа рецептурно-производственного отдела аптеки», по дисциплине «Основы технологии лекарств»: «Фармацевтическая несовместимость в современной рецептуре аптеки». Как один из примеров взаимодействия вуза и производства можно представить сотрудничество между КУ «Болашак» и ТОО «Аманат». ТОО «Аманат» это крупная, национальная дистрибьюторская

фармацевтическая компания, в составе которой более

167 аптек и аптечных супермаркетов.Производственная практика студентов по дисциплинам «Организация фармации», «Управление и экономика фармации» проходят на базе аптечного склада и розничных аптек этой компании.

Для решения общих проблем, возникающих в учебном процессе, при прохождении производственной практики, при трудоустройстве выпускников

вуза,фармацевтическим факультетом университета и ТОО «Аманат»,в рамках заключенного договора о сотрудничестве, составлен совместный план

мероприятий по совершенствованию подготовки студентов к профессиональной деятельности в соответствии с требованиями фармацевтического рынка. В соответствии с планом мероприятий:

> вуз участвует в определении перспективной потребности в подготовке и переподготовке кадров для конкретных предприятий и конкретных должностей;

> проводит круглые столы преподавателей с работодателями;

> организует встречу студентов с работодателями;

> специалисты компании проводят мастер-класс и тренинги для студентов по психологии общения с больными и вопросам рациональной фармакотерапии;

> запланирован конкурс среди студентов 4,5 курсов на определение знаний по основным профилирующим дисциплинам.

Начата исследовательская работа студентов в аптеках ТОО «Формат» по анализу состояния охраны труда и техники безопасности (ТБ). По результатам исследовательской работы будут даны рекомендации аптекам, разработаны инструкции по ТБ, а для учебного процесса в вузе будет разработано методическое пособие.

Таким образом, сегодня в условиях, когда фармацевтическая отрасль переходит на международные стандарты надлежащих практик, а для этого нужны высококвалифицированные кадры, стратегия вуза в подготовке специалистов для отрасли, должна быть интегрирована на производство. Выигрывает тот, кто сможет эффективно систематизировать теоретическую базу, освоить практические навыки и завязать как можно больше контактов профессионального свойства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 28.01.2011г. «Построим будущее вместе!».

2 Безрукова Т.Л., А.Н.Борисов, С.С.Кириллова Создание научно-образовательных центров и их роль в повышении эффективности образовательной деятельности и научных исследований // ФЭС. Финансы. Экономика. - 2011. - №9. -С.7-11.

3 Стратегическое партнерство: Нормативно - методические документы партнерских отношений «ВУЗ - предприятие» СПб.: -2002. (сер. «Инновац. деятельность». Вып.20.)

С.К. БОЛДЫШ

ФАРМАЦЕВТИКАЛЫ^ Б1Л1М МЕН 0НД1Р1СТЕРД1 ШОЕЫРЛАНДЫРУ

ТYЙiн: ^a3ipri уакытта кэсттт бЫмнщ Heri3ri максаты - ол маманды; жэне бэсекелестiк ецбек барысы бойынша тиiмдi кэсттт ж^мыска алгыр, бЫкт маманды даярлау. ^азiрri танда жогаргы о;у орындарындагы о;у багдарламалары ic ЖYзiнде енбек базарындагы талапты ескермейд^ м^ньщ ce6e6i елiмiзде экономикалык;, элеуметпк жэне саяси eзгерicтрердiн Yнемi езгеруЫе байланысты болып отыр.

Сондай-а;, тагы бiр айта кететiн жагдай, окытушылардын eздерi де сол салада мамандарды даярлау барысында ic жагдайга каныга бермейдi.

ТYЙiндi сездер: кэciптiк бЫм, шогырландыру, ж^мыс берушi, бiлiктi маман.

S.K. BOLDYSH

INTEGRATION OF PHARMACEUTICAL EDUCATION AND PRODUCTION

Resume: Present days, the basic task of professional education is preparation of qualifacatedspecialists ability to effective professional work by speciality and concrete acting at the work market.Present educative programs of high education institutes practically does not figure out the standarts of work market, which regulary changing, that defending from economical, social and political situation in the country.

To the other hand, very offen teachers does not know situation in that branches, which they are teaching the specialists. Keywords: professional education, integration, work market, qualifacated specialist.

УДК: 615.012:616 - 053.2

О.Д. НЕМЯТЫХ

ГЗ «Луганский государственный медицинский университет» Кафедра технологии лекарств, организации и экономики фармации

РАЗРАБОТКА ФИТОИММУНОКОРРЕКТОРОВ В ФОРМЕ ЖЕЛЕ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ В ПЕДИАТРИИ: РЕЗУЛЬТАТЫ

ИССЛЕДОВАНИЙ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Резюме: Исследовано студнеобразование на фоне пектиновой матрицы, изучены физико-химические и реологические характеристики образующихся систем. На основе полученных данных определено оптимальное соотношение компонентов смеси, позволяющее получить наиболее стойкиестудни. Предложена технология желе «Афлуфит». Доказаны выраженные иммуностимулирующие свойства препарата в эксперименте у животных с нормальным имунным статусом, а также на фоне иммунодефицита. Ключевые слова:фитоиммунокорректор, желе, афлуфит, педиатрия.

Введение. Ухудшение экологической ситуации и усиление влияния факторов, оказывающих патогенное влияние на иммунитет ребенка, в т.ч. стремительный рост общей заболеваемости, последствия техногенных аварий и катастроф, определяют проблему фармакологической коррекции иммунологической реактивности растущего организма как одну из наиболее важных и актуальных для мировой педиатрии [1]. В свете рассуждений относительно разработки эффективных методов восстановления иммунного статуса в детской практике фитопрепараты имеют существенные преимущества перед синтетическими лекарственными средствами, поскольку при их применении значительно реже возникают аллергические реакции, токсические эффекты и явления кумуляции [2]. В последние годы пристальное внимание фармацевтов привлекает перспектива разработки препаратов для педиатрии на основе традиционных кондитерских изделий, что, в свою очередь, позволяет обеспечить

наиболее приемлемый профиль органолептических характеристик потенциальной лекарственной формы [3,4].

Свойства высокоэтерифицированного пектина образовывать студни сегодня широко используют при производстве кондитерских изделий пастило-мармеладной группы и конфет с желейными и фруктово-желейными корпусами. Доля пектинсодержащей продукции с каждым годом монотонно увеличивается, что обусловлено хорошими функциональными свойствами студнеобразователя, а также способностью последнего к реализации выраженных биологических эффектов, в т.ч. иммуностимулирующегодействия[5,6,7]. Целью работы было разработать состав, технологию и подтвердить фармакологическую активность желейного продукта на основе высокоэтерифицированного пектина WEJ-3P (Pektowin, Польша) с введением водного извлечения из корней эхинацеи пурпурной, плодов рябины обыкновенной и шиповника собачьего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.