А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки) №4, 2017. - раздел: педагогические науки www.a-factor.ru
ИНТЕГРАЦИЯ БЮХТЛЬ-КОММУНИКАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗА
А.Г. Безпалова
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),
г. Ростов-на-Дону
Аннотация. Целью данной статьи является обоснование актуальности совершенствования образовательного процесса в высшем учебном заведении посредством внедрения digital-коммуникаций, которые адекватно воспринимаются студентами и которые для них являются не только обучающими, но и жизненно необходимыми коммуникациями. Актуальность данного вопроса обоснована интенсивными и быстро меняющимися информационными потоками, несущими в себе как положительные, так и отрицательные элементы образования. Ни один педагог в высшем учебном заведении не может абсолютно повлиять на изменение сформировавшейся ситуации, когда информация извне превалирует над информацией образовательного процесса, но каждый педагог может внести в этот процесс компетентностные решения для использования digital-коммуникаций в интересах освоения собственной дисциплины.
Ключевые слова: интеграция информации в образовательный процесс; digital-коммуникации; студент; педагог; интенсификация образовательного процесса.
В первую очередь, о чем мы задумываемся, когда слышим о коммуникациях, то это Интернет. Интернет нельзя игнорировать, его необходимо использовать в образовательном процессе, а также с его помощью совершенствовать обучение на уровне когнитивного восприятия информации. Интернет, обладая множественным функционалом и инструментарием, может дать преподавателю и студентам возможность намного быстрее и нагляднее
А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки) №4, 2017. - раздел: педагогические науки www.a-factor.ru
принимать и воспринимать информацию, на уровне визуализации формировать представление о предмете изучения и накапливать информационный опыт познания о нем, чтобы в дальнейшем в контексте анализа, исследований и наблюдений подводить все полученное к логическому завершению.
От педагога зависит, насколько он профессионально подходит к использованию всех возможностей Интернет для улучшения образовательного процесса и насколько он может технически точно использовать Интернет как канал коммуникации для передачи сущности своей дисциплины.
«Интернет может и должен использоваться не только пассивно, но и активно. Учащиеся пробуют себя в роли не потребителей, а поставщиков информации» [5].
В этом смысле можно говорить об интеграции результата взаимодействия преподавателя, студента и информационных каналов в единый и целостный процесс, направленный на овладение знанием, умением и опытом профессиональной деятельности.
Это подтверждается Мосиной А.А. «Интеграция этих технологий позволяет студенту целенаправленно востребовать и использовать все теоретические и инструментальные средства каждой технологии в процессе овладения необходимыми компетенциями, создающими прочную базу для будущей профессиональной деятельности» [4].
«Интеграция - важный показатель эффективности системы, так как ведет к ее целостности» [6].
Усиление и объединение всего инструментария в образовательном процессе способствует разноплановому развитию студентов, удовлетворению их повседневных потребностей и интересов, обеспечивает координацию влияний на индивидуализацию студента.
Интеграция в образовательном процессе означает:
- единство достижения поставленных целей и задач в изучении отдельно
А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки) №4, 2017. - раздел: педагогические науки www.a-factor.ru
взятой дисциплины и целостный характер образовательной деятельности;
- усиление и поддержку педагогических средств, применяемых в учебной и внеучебной деятельности;
- закрепление знаний, умений и навыков, т.е. планируемых компетенций, полученных во время образовательного процесса во внешней деятельности студента посредством использования все тех же digital-коммуникаций;
- взаимосвязь общих и профессиональных компетенций образовательного процесса;
- гибкость организационного процесса, использование интересов студентов в построении лекционных и практических занятий с учетом рыночных потребностей и психологии восприятия этих потребностей студентами;
- разработка и внедрение новых форм образовательного процесса с использованием digital-технологий и коммуникаций с целью формирования более высокой степени восприятия преподаваемой дисциплины;
- взаимодействие всех субъектов педагогического и вне педагогического процесса, т.е. субъектов бизнеса, общественно-значимых организаций, законодательных и управленческих органов власти и некоммерческих организаций.
Исходя из этого, выделим направления, в которых интеграция педагогических средств и digital-коммуникаций, может найти, в том числе эффективное отражение в образовательном процессе.
Во-первых, расширение познавательных границ в образовательном процессе, начиная от его потенциала и заканчивая более высокой степенью заинтересованности со стороны студентов.
Во-вторых, усиление интеллектуального, познавательного характера лекционных и практических занятий за счет их большей визуализации и приближенности к восприятию студентов через digital-коммуникации.
А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки) №4, 2017. - раздел: педагогические науки www.a-factor.ru
В-третьих, использование ^^-коммуникаций дает возможность выстраивать неофициальное, но вполне обоснованное взаимодействие со студентами во внеаудиторное время, чтобы решать воспитательные и образовательные задачи и обеспечивать тем самым разностороннее развитие студентов.
Следует понимать, что высокий уровень интеграции ^^-коммуникаций в образовательном процессе предполагает использование педагогических средств, не регламентируемых системой высшей школы, а представляющих собой новое - качественное образование. Это, более всего, современный коммуникационный процесс, эффективность которого значительно повышается посредством интеграции образования и тех медиа, которые востребованы и воспринимаемы студенческой молодежью.
Интеграция ^^-коммуникаций в образовательный процесс вуза дает новый и предопределенный временем толчок к развитию таких же новых образовательных технологий.
«Процесс интеграции информационно-коммуникационных и педагогических технологий - это не простой перенос одних технологий в другие и не их механическое присоединение» [4].
Как отмечает Т.М. Гозман [2], «каждая из технологий, участвующая в интеграционном процессе, получив информацию (концептуальные идеи, принципы, цели, методы, формы, средства обучения) от другой и примеряя ее к своим особенностям, перестраивает и перерабатывает ее в соответствии со своей структурой, функциями, содержанием, целями и задачами». В результате она органически вплетается в структуру другой технологии и используется ею в процессе непосредственной деятельности. Каждая из них дополняет и уточняет другую, обогащая друг друга».
Авторский опыт показывает, что использование ^^-коммуникаций и технологий в образовательном процессе не только позволяет усилить эффект
А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки) №4, 2017. - раздел: педагогические науки www.a-factor.ru
преподнесения лекционного и/или практического материала, но и более лаконично и точно представить материал, визуализировать его в том направлении и в таком виде, как это быстрее усваивается студентами.
Наряду с тем, что мы писала в основном об использовании Интернет, задействуются и такие коммуникационные инструменты, глубоко вошедшие в образовательный процесс, как мультимедийные презентации, трансляции слайд-шоу из Интернет, видео обучающие фильмы и др.
На наш взгляд, «преподаватель высшего учебного заведения должен обладать не только опытом ведения лекций, практики и лабораторных занятий, иметь стаж работы и т.п., он должен иметь опыт и навыки работы с современными компьютерными технологиями, программными продуктами и владеть digital-технологиями» [1].
Успешное внедрение и интеграция digital-коммуникаций в образовательный процесс вуза может привести к совершенно новому формату взаимодействия на уровне вуз ^ преподаватель ^ студент ^ бизнес. На последней стадии этого взаимодействия важен интерактивный контакт компаний, которые готовы будут принять на работу молодых специалистов новой формации. Не только в реальной, но и виртуальной среде можно организовывать посещение предприятий по профилю обучения студентов и, тем самым закреплять знания, умения и навыки, полученные в образовательном процессе.
Как правило, интеграция digital-коммуникаций в образовательный процесс вуза не требует высоких финансовых, кадровых и временных затрат, поскольку сами преподаватели при наличии доступа к Интернет, могут вполне квалифицированно и профессионально осуществлять мультимедийные презентации, онлайн-чаты, виртуальные посещения как предприятий, так и, например, выставок, участвовать в вебинарах, конкурсах, мастер-классах и многое другое.
А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки) №4, 2017. - раздел: педагогические науки www.a-factor.ru
Все это в совокупности подчеркивает эффективность интеграции digital-коммуникаций и это не только обосновано временем, но и важно для совершенствования образовательного процесса вуза.
Литература
1. Безпалова А.Г. Использование digital-технологий и коммуникаций в образовательном процессе вуза // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки), 2017. - №1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/16-ispolzovanie-digital-tekhnologij-i-kommunikatsij-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza
2. Гозман Т.М. Интеграция образовательного процесса. - Барнаул, 2006. - 167 с.
3. Миниахметова О.В. Интеграция образовательных технологий в формировании общих компетенций обучающихся профессиональной школы // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам IV междунар. науч.-практ. конф. - № 3(4). - М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 38-44.
4. Мосина М.А. Интеграция современных образовательных педагогических и информационно-коммуникационных технологий в процессе линговометодической подготовки будущего учителя иностранного языка // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11-8. - С. 1699-1703. [Электронный ресурс]. Режим доступа:: //fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33406.
5. Саблина М.В Современные стратегии интеграции ИКТ в воспитательно- образовательный процесс в условиях преподавания иностранного языка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bal-sch17.edumsko.ru/uploads/2000/1651/section/219491/Sovremennye strategii integra cii IKT.pdf?1465313107422.
6. Сущность понятия интеграции в образовательном процессе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //studopedia. org/9-22790. html.
А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки) №4, 2017. - раздел: педагогические науки www.a-factor.ru
INTEGRATION OF DIGITAL COMMUNICATIONS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY
A. G. Bespalova Rostov state economic University (RINH),
Rostov-on-don
Abstract. The purpose of this article is to substantiate the relevance of improving the educational process in higher education through the introduction of digital communications, which are adequately perceived by the students and that they are not only educational, but also vital communications. The relevance of this question is justified intense and rapidly changing information flows that carry both positive and negative elements of education. Any teacher in higher education cannot totally change the formed situation, when information from the outside prevails over the information of the educational process, but every teacher can make this process of competence-based solutions for digital communications in the interest of development of their discipline.
Keywords: information integration in the educational process; digital communications; student; teacher; intensification of the educational process.
References
1. Bespalova A. G. the Use of digital technologies and communication in educational process of higher school // A factor: research and development (Humanities), 2017. - No. 1. [Electronic resource]. Mode of access: http://www.a-factor.ru/archive/item/16-ispolzovanie-digital-tekhnologij-i-kommunikatsij-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza.
2. Gozman T. M. the Integration of the educational process. - Barnaul, 2006. -
167 p.
3. Miniahmetova O. V. Integration of educational technologies in forming of General competences of students of professional schools // Science forum: Innovative
А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки) №4, 2017. - раздел: педагогические науки www.a-factor.ru
science: collection of articles on materials of the IV mezhdunar. scientific.-pract. Conf. - № 3(4). - M., Ed. "MCNO", 2017. — P. 38-44.
4. Mosina M. A. educational Integration of modern pedagogical and information-communication technologies in the process linguamethodical preparation of future foreign language teacher // Fundamental research. - 2013. No. 11-8. - Pp. 1699-1703. [Electronic resource]. Available at: //fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33406.
5. Sablin M. Modern strategy of ICT integration in the educational process in the context of teaching a foreign language. [Electronic resource]. Mode of access: http://bal-
sch17.edumsko.ru/upload/2000/1651/section/219491/Sovremennye_strategii_integra cii_IKT.pdf?1465313107422.
6. The essence of the concept of integration in the educational process. [Electronic resource]. Mode of access: https://studopedia.org/9-22790.html.