Научная статья на тему 'Интеграция базовых курсов подготовки будущего учителя с проблемами теории и методики кинообразования молодежи'

Интеграция базовых курсов подготовки будущего учителя с проблемами теории и методики кинообразования молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
КИНООБРАЗОВАНИЕ / ВОСПРИЯТИЕ ФИЛЬМОВ / БАЗОВЫЕ КУРСЫ.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранов О. А., Игнатьев Д. И.

В статье рассматриваются возможные пути овладения будущими педагогами теорией и методикой кинообразования студентов и школьников за счет интеграции базовых курсов подготовки специалистов с высшим образованием с проблемами теории и методики кинообразования молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция базовых курсов подготовки будущего учителя с проблемами теории и методики кинообразования молодежи»

ПРАКТИКА МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ

Media Education Practices

ИНТЕГРАЦИЯ БАЗОВЫХ КУРСОВ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ С ПРОБЛЕМАМИ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ КИНООБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ

О.А.Баранов

профессор, заслуженный учитель России,

Д.И. Игнатьев,

преподаватель Тверского государственного университета

Аннотация. В статье рассматриваются возможные пути овладения будущими педагогами теорией и методикой кинообразования студентов и школьников за счет интеграции базовых курсов подготовки специалистов с высшим образованием с проблемами теории и методики кинообразования молодежи.

Ключевые слова: интеграция, кинообразование, специфика особенностей юношеского восприятия фильмов, базовые курсы.

Integration of basic courses of preparation of future teacher with heory and the methods of the youth's film education

Prof. Dr. O.A. Baranov, the deserved teacher of Russian Federation,

D.I. Ignatiev, Educator of Tver State University [email protected]

Abstract. In article are examined the possibility of mastering by future teachers the theory and the technique of film education of school-children and students at the expense of integration of basic courses of training of future teahcers with problems of the theory and a technique of film education of youth.

Keywords: integration, film education, youth's perception, films, basic courses.

1990-е годы - период окончательной переориентации молодежной аудитории от печатного текста к аудиовизуальному Особая роль в этом процессе принадлежа-

ла кинематографу и телевидению. В этот период разваливалась отечественная киноиндустрия, закрывались кинотеатры, экраны ТВ заполнялись западной продукцией

крайне низкого качества, на эстраде господствовала «попса». Растущий человек, не имеющий достаточного жизненного опыта, оказался в среде, которая негативно воздействовала на его нравственно-эстетическое развитие. Кроме того, на официальном уровне был выдвинут лозунг: «Лучше никакого воспитания, чем воспитание советское». Сегодня, правда, мы пытаемся вновь вернуть в школу процесс воспитания, однако, проще что-либо уничтожить, чем создать что-то новое, более рациональное.

Крайне опасно оставить ученика в бурном медийном потоке одного, без тактичного педагогического руководства. Сложность ситуации проявляется в том, что и учитель сам оказался неподготовленным к самостоятельному решению поставленных жизненных проблем. Примечательно, что сегодня в школу приходит учитель, который сам родился в 1990-е и воспитан на многочисленных телевизионных программах и фильмах, где постоянно демонстрируются насилие в разных видах, безнравственные действия героев. Сцены насилия появляются на экранах гораздо чаще, чем в жизни, поэтому ТВ обеспечивает гораздо больше возможностей «испытать» это насилие на себе, нежели обыденная жизнь. Вследствие этого растущему человеку кажется, что насилие гораздо ближе к нему, чем в предыдущие годы.

Медийное насилие ведет к тому, что все другие проявления насилия начинают выглядеть и восприниматься как справедливое, или, во всяком случае, «нормальное» дело. Это случаи, когда культура, в том чис-

ле и СМИ, проповедуют, учат, заставляют рассматривать агрессию, эксплуатацию и репрессии в качестве нормальных и естественных явлений, или не замечать их вовсе.

Как показывает наш опыт и исследования, проводимые студентами биологического факультета Тверского государственного университета, современные школьники агрессивно не принимают фильмы, в которых нет сцен насилия, где в центре находятся герои с ярко выраженной нравственной проблематикой.

Готов ли современный учитель ответить на своеобразный «вызов времени» и научить школьника адекватно воспринимать подлинные произведения искусства, переключить домашний телевизор на канал «Культура»? Вероятно, сегодня сложнейшая проблема - подготовка самого учителя к овладению методикой использования фильма и телепередач в нравственно-эстетическом воспитании школьников. Прежде всего, это касается тех молодых людей, кто сидит на студенческой скамье, а завтра будет учителем. Речь идет не о самостоятельном курсе основ киноискусства, а об интеграции базовых курсов подготовки молодого специалиста с проблемами теории и методики кинообразования молодежи.

Авторами статьи могли стать многие «дуэты» преподаватель-студент в различных временных рамках (иные из бывших студентов уже закончили аспирантуру и защитили кандидатские диссертации, другие стали учителями, возглавили те или иные лаборатории).

Совсем недавно один из авторов статьи принимал участие в ра-

боте методической секции учителей физики города, которая проходила на базе тверской гимназии № 10. Слушателям был представлен великолепно модернизированный (с учетом всех новейших технологий) кабинет физики. Бросались в глаза изящно вмонтированные динамики от киноаппарата «Украина» и сам аппарат. Учительница увидела удивленные глаза коллег и заметила, что ребят приводит в восторг треск работающего аппарата, и то внимание, которое появлялось при появлении не привычного теперь цифрового, а «пленочного» изображения на экране. Заметив одного из авторов статьи, она проговорила: «Ведь это вы в свое время не только вручали нам права киномеханика, но и вооружали методикой использования фильма, как учебного, так и художественного не только на уроке, но и во внеклассной работе. Не могла я выбросить этот аппарат на свалку. Он заставляет меня соединять известное с неизвестным, во всем видеть преемственность в сочетании с перспективой развития инноваций в образовании». Это было удивительно!

Многие годы параллельно с чтением курса педагогики студенты всех факультетов Тверского педагогического университета, а затем и Тверского государственного университета, работали в прекрасно оборудованном кабинете учебного кино при кафедре педагогики, где приобретали навыки управления кинопроекционной аппаратурой разных типов. Одновременно читался курс теории и методики использования фильмов как на уроках, та к и во внеучебной деятель-

ности (с учетом тех наработок, которые были характерны для тверской модели кинообразования в различные периоды). Наступил период, когда фильмы на пленке заменили видеокассеты, а затем и DVD-носители. Из учебных планов вуза постепенно стали исчезать специальные курсы, с помощью которых будущие педагоги могли быть знакомы с теми изменениями в кинематографическом мире, которые происходили в разные социальные периоды.

В новой ситуации за основу была взята модель интеграции различных разделов курса педагогики с теорией и методикой кинообразования. На первый план выдвигалась личность студента с его интересами и современным уровнем нравственно-эстетического развития. Была создана соответствующая материальная база: прекрасно оформленный кабинет педагогики - киномузей (на основе тех материалов, которые были собраны членами киноклуба им. А.П.Довженко), оснащенной современной аппаратурой в сочетании с той техникой, которая стала своеобразным музейным экспонатом. В кабинете собрана коллекция пленочных и DVD видеозаписей классических фильмов, фильмов школьной тематики, записи телепередач о выдающихся мастерах мирового кинематографа. Коллекция постоянно пополняется за счет многочисленных творческих работ студентов.

В кабинете была уникальная коллекция книг и журналов по проблемам киноискусства. Особенность этой коллекции в том, что более 700 экземпляров были с дар-

ственными надписями от авторов книг - выдающихся мастеров отечественного и зарубежного киноискусства. Сейчас эта коллекция находится в отделе редких книг научной библиотеки университета.

Одновременно в школе № 14, где студенты биологического факультета проходят разные виды практик, и где проводилась экспериментальная работа по интеграции основного и дополнительного образования эстетической направленности, был создан кабинет мировой художественной культуры, который не дублировал кабинет педагогики в университете (корпус факультета и школы находятся поблизости), а расширяя его.

Курс педагогики включает в себя лекции, семинары, курсовые работы, три вида практики в школе, спецкурсы для тех студентов, которые будут получать диплом учителя, выпускная квалификационная работа. В лекционном курсе особое внимание уделяется сущности нравственно-эстетического развития растущего человека в условиях современного, крайне противоречивого времени, роли искусства и, прежде всего, киноискусства в жизни ученика и студента. Отдельно читается несколько лекций, раскрывающих специфику кино как искусства и путей его использования в воспитательной работе с учащимися различных возрастов. Тут же проводится срез симпатий студентов в области киноискусства, уточняется суть системы воспитательной работы бывшего классного руководителя каждого студента.

Вопросы теории воспитания и обучения конкретизируются примерами из популярных как современ-

ных, так и советского периода фильмов школьной тематики. «А они нам не известны» - следует реплика из аудитории. «Что ж, - говорит преподаватель, - в удобное для вас время на базе кабинета педагогики действует студенческий кинотеатр. Вход свободный для всех желающих. Объявляется репертуарный план просмотров. Через студенческий кинотеатр обкатывается методика работы с фильмом (вступительная беседа + просмотр фильма + первичный обмен мнениями после просмотра), репертуарная политика. В отдельные годы от студенческого кинотеатра (в зависимости от контингента студентов) подходили к созданию дискуссионного киноклуба, в котором отрабатывалась методика углубленного анализа фильмов различной тематики и жанров отечественного и зарубежного производства.

Часть студентов брали записи рекомендуемых фильмов для того, чтобы просмотреть их в домашних условиях. Было бы наивно думать, что современная студенческая аудитория, с колыбели приученная к стрельбам и погоням киногероев, мгновенно заполнила зал кинотеатра, в котором предлагаются просмотры фильмов, требующих определенного соучастия в действиях героев. Иногда, опять-таки, в зависимости от контингента студенческой аудитории, приходилось использовать своеобразный «силовой прием»: в экзаменационном билете первым вопросом предлагалось решение педагогической задачи по реализации тех или иных вопросов теории обучения или воспитания в ситуациях определенных фрагментов

фильмов школьной тематики. Чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо предварительно просмотреть фильмы, перечень которых указывается в начале работы над курсом педагогики. Отвечая на вопрос, студенты рассматривают педагогическую и искусствоведческую составляющие анализируемого материала, чему учатся на семинарских занятиях по курсу педагогики.

Если на лекциях ведущим является диалог преподавателя и студентов по определенным темам теории воспитания (эта проблема - одна из важнейших в курсе) и обучения, то на семинарских занятиях больше внимания уделяется анализу конкретных педагогических ситуаций, основанных на показе иллюстративного материала, подготовленного предыдущим поколением студентов или учащихся старших классов школы № 14.

Сама обстановка кабинета косвенно стимулирует возникновение интереса к проблеме, которой занимается преподаватель: в экспозиции, основанной на подлинных экспонатах, взятых со съемочных площадок студий страны, рассказывавшие о сложно процессе создания фильма («Режиссер - автор фильма», «Актер в кино», «Грим в кино», «Костюм в кино», «Комбинированные съемки», «Оператор и фильм», «Сценарий - литературная основа фильма», «Звуковое решение фильма», «Художник в кино», «Так создается мультфильм» и др.). По периметру кабинета даны фрагменты из фильмов под рубрикой «Эти картины должен видеть каждый культурный человек». В соответствующих интерье-

рах размещены скульптурные портреты А.Довженко, С.Эйзенштейна, В.Пудовкина, экспонаты устаревшей съемочной и проекционной киноаппаратуры.

Столы расставлены в виде буквы «П», чтобы каждый студент видел глаза, а не спины своих коллег, чтобы демонстрируемый киноматериал был доступен для полноценного восприятия. Преподаватель следит за восприятием отдельными группами студентов демонстрируемого материала с помощью соответствующего расположения подвижного зеркала. Эти наблюдения являются своеобразной стартовой площадкой при обсуждении увиденного киноматериала. К каждому занятию предыдущее поколение студентов или старшеклассники школы № 14, которые в рамках экспериментальной работы изучают интегрированный курс мировой художественной культуры с основами аудиовизуальной грамотности, подготовили иллюстративный материал на основе фильмов школьной тематики или передач ТВ, анализируя который студенты очень легко усваивают методику работы учителя-предметника и классного руководителя. Самое главное, студенты затем в составе творческих групп готовят новый раздаточный материал для следующего поколения однокашников. В отборе материала, постановки проблемы проявляется художественный вкус авторов учебного ролика, понимание теории предмета, особенностей художественной структуры фильма, его месте в истории мирового кинематографа.

Наглядность - один из основополагающих принципов обучения,

который на современном этапе развития общества выходит на качественно новый уровень. Благодаря современным компьютерным технологиям учитель может раскрывать перед учениками свойства изучаемого объекта с высокой степенью иллюстративности.

Интегративный подход как методологический принцип получения нового качества знания становится условием и в значительной мере основой реализации целого спектра целей современного образования: от наиболее общих - к частным, способствуя приобщению человека к приоритетным ценностям социума, формируя адекватный тип мышления, целостное мировоззрение, компетентность различных уровней.

Деятельностный подход - системообразующий принцип. Специфика культурной деятельности определяет ее целенаправленный характер - избирательность средств и способов достижения цели и последовательность их применения. Личность формируется в деятельности. Особое место в деятельностном подходе занимает совместная творческая работа студентов и учащихся (в силу того, что между педагогическим и ученическим коллективами существует большая возрастная разница, определяющая разницу критериев восприятия того или иного явления), их взаимосвязь, поскольку творческая переработка фактического материала - один из способов познания объективной реальности. Всякая деятельность алго-ритмична. В случае применения эвристических алгоритмов деятельность может оказаться невоспроиз-

водимой в том смысле, что результат повторной деятельности не полностью совпадает с первоначальным результатом.

Процесс интеграции деятельности учащихся различных возрастных групп, направленный на эмоционально-эстетическую поддержку учебно-воспитательного процесса, обеспечивает возможность студенту, ученику учителю реализовать свои интересы в общении, творческом самовыражении, познании мира, создает условия для личностной самореализации и успешной деятельности.

Интеграция в сфере воспитания и обучения может осуществляться на любом этапе педагогического процесса, это универсальный путь его преобразования. Соотношение педагогических процессов с целостной жизнедеятельностью молодежи требует интеграции на уровне педагогических целей, диктует преподавателю необходимость ориентироваться в своей работе на такие интегральные свойства личности, как активность, самостоятельность, креативность, не являющиеся простой суммой индивидуальных проявлений, но отражающие сущность, качественное своеобразие человека, его позицию во всех сферах жизни.

Интеграционная деятельность, как показал опыт, может быть представлена схемой (рис. 1).

На занятиях анализируется роль афиши в подготовке к восприятию фильма в детской аудитории, затем каждый студент готовит свой вариант афиши любимого фильма. Выставка плакатов-афиш вызывает огромный интерес в студенческой аудитории, появляется желание посмотреть тот

или иной фильм, записи которых тут же разбираются для просмотра в домашних условиях.

Систематизация новых знаний по киноискусству, методика их использования в детской аудитории, полученных в процессе практических занятий, способствует работе над курсовым проектом, тематика которых очень разнообразна. В течение семестра студенты самостоятельно знакомятся с отдельными вопросами теории взаимодействия СМИ и молодежи разных возрастов. Часто используется зарубежный опыт. Курсовой проект состоит из теоретической и практической частей: определяются цели и задачи проекта, предмет и объект, методы исследования, а также этапы. Выдвигается гипотеза. Практическая часть проекта предусматривает проведение эксперимента в школе и его анализ. Очень многое для себя открывают студенты при написании курсового проекта.

Вот только одна небольшая выдержка из него: «Для современного школьника СМИ является одним из основных источников получения информации. Телевидение и Интернет занимают огромную роль в жизни подростка. Большинство школьников не акцентируют внимания на художественных фильмах, не знают даже малой части шедевров кинематографа. Увы, об этом не знает и мое поколение. Данный культурный пласт подавляют боевики, с огромным количеством сцен насилия, и, к большому сожалению, все это транслируется по телевидению, для общего доступа, а действительно замечательные фильмы забываются.

По результатам нашего исследования можно сделать вывод, что учащиеся проводят практически все свободное время, сидя у экранов телевизора и мониторов компьютера. Это в первую очередь отражается на психическом состоянии современного подростка и их успеваемости.

Телевидение в наш век информационных технологий начинает отходить на задний план, на первый же выдвигается Интернет. Глобальная сеть не только способ получения информации для современного школьника, но и все остальное, средство первой необходимости. Интернет это и общение, и новые фильмы и музыка, игры, все развлечения на любой вкус. Социальные сети одна из самых больших проблем, т.к. они отнимают массу времени, мешая живому общению. В современном мире, где Интернет под рукой у каждого, в сотовом телефоне, школьник не прекращает им пользоваться и на уроках, и по дороге домой. Только в одной социальной сети «В контакте», самой популярной в России, зарегистрировано 106 миллионов пользователей. По статистике это третий по посещаемости сайт в мире.

Для нас стали огорчением результаты анкет. Особенно результаты анкетирования в 10-м классе. Некоторые ответы кажутся нелепыми, складывается впечатление, что школьники ни о чем положительном не слышали. Прогресс и инновации ведут к глобальным проблемам, дети перестают быть детьми, становятся замкнутыми и агрессивными, ведь общаются они через Интернет, исключая живое обще-

Рис. 1. Интеграционная деятельность, синтезирующая педагогику и

кинообразование

ние, погружаются в мир виртуального. Кто знает, вдруг уже скоро пропадет веселый смех на детских площадках, все будут сидеть у мониторов. Мы видим громадное количество насилия на наших экранах, но Интернет несет еще большую степень, ведь там оно ни кем и ни чем не ограничено. Родители не заботятся о том, что смотрят и читают их дети. Даже если видят, что ребенок смотрит, к примеру «Дом-2», то подсаживаются к нему

Медиаобразование - это то, что может изменить всю страшную картину! Нехватка данного вида образования привела нас к тому, что есть. Нельзя забывать, что телевидение, пресса, радио, кинематограф могут нести намного больше положительного, чем негативного, и его данное отрицательное влияние может быть исправлено.

Надо исключать насилие из нашей жизни, иначе общество может захлебнуться в собственных грехах, тому есть пример, древний Рим в конце своего существования. История идет по кругу, человек не учится на чужих ошибках, а только повторяет их и усугубляет. Этого нельзя допустить».

Варианты курсовых работ различны. Они могут быть в виде проекта классного часа во время предстоящей практики, диспута на нравственную проблематику родительского собрания, педагогического совета и др. На основе ряда художественных фильмов монтируется проблемный видеоряд с постановкой ряда педагогических задач, определения способов реализации проекта, возрастных особенностей аудитории, для которых предназна-

чен данный материал. Защита курсовых проектов осуществляется в форме кинофестиваля, когда жюри - члены экзаменационной комиссии совместно со студентами просматривают представленные работы, а затем происходит их защита. Это своеобразный студенческий праздник-импровизация. Ряд материалов используется студентами во время педагогической практики. Самое любопытное то, классные руководители вдруг попадают в ситуацию ученика, а учитель оказывается студентом, который предлагает такие нестандартные формы нравственно-эстетического воспитания, о которых учитель не имел представления.

Как заметил В. Абдрашитов, «целое поколение, если не два, просто не знают российского кино, не приучены его смотреть. В то время как в других странах понимают, что нужно поддерживать интерес зрителя. Зрителя, разумеется, надо готовить и воспитывать. В той же Франции существует школьный предмет, обучающий культуре аудиовизуального восприятия, налажена целая система воспитания зрителя... Наш зритель стал равнодушным, он чув -ствует, что брошен. Общее состояние у зрителей сиротское. Люди не чув -ствуют, что о них думают. Зритель ищет себя на экране, но не находит» [Абдрашитов, 2012].

Во время практики происходит заседание координационного совета творческих групп студентов и старшеклассников школы № 14, на котором обсуждаются основные направления работы, формы использования того или иного материала. Так студенты и старшекласс-

СП

Личностный аспект Деятельностный аспект

содержание формы методы средства результаты

Общая цель - помочь Язык Интегра- По источникам получения знаний: Технически Уровни

учащимся понять основные киноискус- ция в - словесные (лекция, рассказ, беседа, е средства, нравственно-

законы и язык художест- ства, автор- традици- объяснение, дискуссия); учебно-ме- эстетической

венного спектра медийной ский мир соз- онный - наглядные (иллюстрация и тодические воспитан-

информации, развить дания худо- учебный демонстрация фильма); средства, ности: «пас-

эстетическое (художест- жественного предмет, - практические (выполнения различно- методичес- сивно-созер-

венное) восприятие и вкус, фильма, исто- автоном- го рода заданий на материале фильма). кие пособия цательный»;

способности к квалифици- рия кинема- ные уро- По уровню познавательной «репродук-

рованному анализу худо- тографии ки, лекции, деятельности: тивный»;

жественных медиатекстов. (история ки- семинары, - объяснительно-иллюстративные «творчес-

Конкретные цели: ноискусства, факульта- (сообщение педагогом определенной кий».

- целенаправленное художест- тивы, информации о кино, восприятие и Анализ и

воспитание венного медиа- усвоение этой информации аудиторией); оценка

эмоциональности и телевидения киносту- - репродуктивные (разработка и результатов.

отзывчивости; и т.д.) дии, ви- применение педагогом различных Корректи-

- целенаправленное деокпубы, упражнений и заданий на материале ровка.

воспитание нравственно- спецкур- фильма, для того, чтобы учащиеся

эстетического восприятия; сы овладели приемами их решения);

- устойчивость - проблемные (проблемный анализ

нравственно-эстетических определенных ситуаций или

принципов; медиатекста с целью развития

- сформированность критического мышления);

ценностных нравственно- - частично-поисковые или эвристичес-

эстетических ориентаций; кие, исследовательские (организация

- включенность в поисково-творческой деятельности

нравственно эстетический обучения)

процесс

ш

•Е

ш

О X

I §

50 О

О з

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

Ь I

о тз

^I

о Ч

8 = 9 б

я ч

Ш 5 Л 0) о я

о

ники предложили совместный проект на одном из родительских собраний. Учащиеся школы смонтировали, а студенты факультета озвучили на собрании родителей старшеклассников материал по фильму «Оглянись».

. Вот они сидят вместе - мать и сын. Она за рулем «Жигулей», модно одетая, все еще очень красивая женщина, несмотря на то, что подавлена тяжким горем: недавно похоронила мужа, отчима Виктора. На заднем сиденье машины - семнадцатилетний сын с гримасой всезнания и презрения на лице. Пять минут назад он грубил матери и издевался по поводу похорон пса, любимца семьи, через несколько дней он с яростным озлоблением оборвет одноклассника, рассуждающего о Льве Толстом, и, швырнув тряпкой в висящей на стене портрет писателя, разобьет его. Отвесит пощечину девочке, которая ему нравится. Напьется. Смошенничает. Совершит подлость. И, наконец, самое страшное, чему не бывает прощения, - сделать так, что мать, казня себя, предпримет попытку уйти из жизни, оставив сыну прощальное письмо: «Я не знаю, как все исправить, а видеть тебя таким не хочу и не могу».

«Только ли потому, что осиротел дом после смерти Павла Евгеньевича, крупного ученого, человека настоящего, даже, по мнению Виктора, непримиримого к недостаткам взрослых, стал таким сын этой женщины?», - задает вопрос студент пришедшим на собрание родителям.

В ходе дискуссии становится ясно, что истоки отчуждения кроют-

ся глубже, что главная героиня по-настоящему никогда не любила ни мужа, ни сына. И наступил час платежа. В такой беседе создается ситуация для анализа отдельными мамами и папами опыта семейного воспитания, определяется программа совместных действий школы и семьи. Завершая беседу и обсуждение, студенты выдвигают перед родителями новый вопрос: «Можем ли мы так бесцеремонно употреблять родительские права, как показано, например, в фильмах «А если это любовь?», «Вам и не снилось»?

Это заставляет каждого родителя вдуматься в смысл проведенной беседы, по-деловому оценить опыт других отцов и матерей. А дальше начинается поиск ответа на этот вопрос - с раздумьями, неудачами и радостными находками.

Умело подготовленная и интересно поставленная переде родителями (с помощью фрагментов из фильмов, на основе материала просмотренных по заданию педагога кинолент) задача - незаменимое средство превращения общих положений семейной педагогики в практическое знание, в навыки, опыт, Она учит педагогически мыслить, а это самое важное в просвещении родителей. Кроме того, одновременно решается и вторая, не менее важная задача развития духовных контактов школы и семьи, чему немало помогают совместные просмотры и обсуждения фильмов школьной тематики.

Находясь на практике и имея в запасе набор проблемных видеоматериалов для классных часов различной тематики, студенты чув-

ствуют себя очень комфортно при проведении различных внеклассных мероприятий, ибо они решают минимальную задачу: какую поставить нравственную проблему, что и как смотреть в представленном материале, а затем умело дирижировать различными высказываниями ребят и умело поставить точку над I в виде собственной оценки увиденного и услышанного.

Так, предлагая десятиклассникам проблемный ролик по фильму «Лидер», студент В.Колотвин (ныне кандидат биологически наук, руководитель отдела молекулярной диагностики «ИнтерЛабСервиса») поставил перед ребятами вопрос: «Как вы считаете, что изменится в вашем восприятии образа главного героя, если фильм будет закончен фрагментом пробега героя за машиной, увозящей гроб с телом любимого им, но ныне покойного учителя с криком «Остановите... остановите, прошу вас!», или фрагментом, когда герой переключается с трагической сцены на сцену пробега по стадиону вместе с одноклассниками, участвующими в спортивном пробеге?» И для десятиклассников данный вопрос стал острой проблемой обсуждения взаимоотношения «коллектив и личность», серией диспутов с участием учителей и студентов.

После завершения изучения курса педагогики, студенты, которые в условиях университета получают дополнительную квалификацию «Преподаватель», изучают спецкурсы по новейшим педагогическим технологиям, а затем работают над выпускным проектом. Решением Совета биологического

факультета было одобрено проведение на V курсе авторского спецкурса «Фильм в воспитательной системе современной школы», который стал системообразующим по определению как содержания, так форм и методов использования фильма в воспитательной работе с учащимися различных возрастов.

Для данного спецкурса было подготовлено учебное пособие, разработана технология нравственного и эстетического воспитания средствами киноискусства. Студенты, имея богатый предыдущий опыт по использованию фильма в учебном процессе, его значимости для формирования личности современного кинозрителя, подробно знакомятся с историей с историей отечественного и мирового кинематографа. Для них известными становятся имена Ф.Феллини, И.Бергмана, Л.Висконти и других ярких деятелей киноискусства. Открывали эти личности для себя вновь самостоятельно, как составную часть своего выступления перед коллегами на занятиях не только содержанием отобранного материала, демонстрируемым видеорядом, но, прежде всего, своей авторской позицией, его значимости для личности докладчика.

Так К. Толстых (ныне кандидат биологических наук), знакомя коллег с творчеством Ф.Феллини, открывал неизвестную для себя нишу знаний, которую он затем будет заполнять самостоятельным путем, что даст ему возможность на страницах печати выступать с критическими статьями по проблемам ме-диаобразования. Соавтор данной статьи Д.И.Игнатьев, работая над

диссертацией по биологии, по-прежнему решает для себя проблемные задачи по вопросам кинообразования, регулярно пополняя фонд проблемных киноматериалов кабинета педагогики, публикуя статьи в журналах по вопросам медиагра-мотности и медиакомпетентности.

Таких примеров можно привести много. Студенты, которые после окончания университета стали педагогами, успешно учат своих воспитанников видеть в любом фильме автора, тому, что фильма без вдумчивого зрителя не бывает.

Хороший зритель владеет критериями отбора фильмов для просмотра, а общая схема обсуждения медиатекста отработана в совместной деятельности и может выглядеть следующим образом:

- вступительное слово ведущего, т.е. установка на восприятие;

- коллективное «чтение» фильма (коммуникативный этап);

- обсуждение фильма, подведение итогов занятия.

Обсуждение фильмов (согласно рекомендациям Ю.Н.Усова, О.А.Баранова, С.Н.Пензина, А.В.Федорова и других медиапедагогов) начинается с относительно более простых для восприятия произведения массовой культуры со следующими этапами:

- выбор эпизодов, наиболее ярко выявляющих художественные закономерности построения всего фильма;

- анализ данных эпизодов (попытка разобраться в логике авторского мышления - в комплексном, взаимосвязанном развитии конфликта, характеров, идей, звукозрительного ряда и т.д.);

- выявление авторской концепции и ее оценка аудиторией.

Завершается обсуждение проблемно-проверочным вопросом, определяющим степень усвоения аудиторией полученных умений анализа фильма (например: «С какими известными вам кинокартинами можно сравнить данное произведение? Почему? Что между ними общего?») [Баранов, 2008; Баранов, Пензин, 2005; Федоров, 2003; Федоров и др., 2012].

Для того чтобы кино стало эффективным средством нравственно-эстетического воспитания, необходимо приучить юного зрителя к тому, что фильм - далеко не всегда развлечение (нельзя согласиться с мнением, что эту работу надо начинать на более позднем этапе: чем раньше будет начата работа, тем значительнее будут успехи).

С сожалением приходится констатировать, что пока потребление медиакультуры (в первую очередь кино и ТВ) носит случайный характер. Это следствие, во-первых, обилия фильмов и телепередач различной художественной ценности, идейной и нравственной направленности, во-вторых, отсутствия у молодого зрителя навыков их отбора. Многие кинопроизведения, которые являясь гордостью художественной культуры, могут быть полезны для нравственного воспитания молодежи, по тем или иным причинам трудны для неподготовленного зрителя. К решению данной проблемы должен быть подготовлен учитель с его авторской позицией в решении этой сложной проблемой.

Литература

Абдрашитов В. Анатомия нелюбви: покурить без ребенка // Московский Комсомолец. 2012. 18 дек. С.7.

Баранов О.А. Тверская школа кинообразования: к 50-летию. Таганрог: Изд-во НП «Центр развития личности», 2008. 214 с.

Баранов О .А., Пензин С.Н. Фильм в воспитательной работе с учащейся молодежью. Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 2005. 180 с.

Федоров А.В. Медиаобразование в зарубежных странах. Таганрог: Кучма, 2003. 238 с.

Федоров А.В., Левицкая А.А., Че-лышева И.В., Мурюкова Е.В., Колесни-ченко В.Л., Михалева Г.В., Сердюков Р.В. Научно-образовательный центр «Меди-аобразование и медиакомпетент-ность». М.: МОО «Информация для всех», 2012. 614 с.

References

Abdrashitov V. (2012). Anatomy of dislike: smoke without a child. Moscow Komsomolets. 2012. Dec. 18, p.7.

Baranov, O.A. (2008). Tver film education school: 50 years. Taganrog: Publishing House «The Center of Person's Development», 2008. 214 p.

Baranov, O.A., Penzin S.N. (2005). The film in educational work with studying youth Tver: Publishing House of Tver State University, 2005. 180 p.

Fedorov, A.V. (2003). Media education in the western world. Taganrog: Kuchma, 2003. 238 p.

Fedorov, A.V., Levitskaya, A.A., Chelysheva, U.V., Muriukina, E.V., Kolesnichenko, V.L., Mikhaleva, G.V., Serdyukov, R.V. (2012). Scientific and educational center «Media education and media competence". Moscow: Information for all, 2012. 614 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.