Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЁЖНОЙ СИСТЕМЫ В КОНТЕКСТЕ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ И ТУРЦИИ'

ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЁЖНОЙ СИСТЕМЫ В КОНТЕКСТЕ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ И ТУРЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ТУРЦИЯ / ДЕДОЛЛАРИЗАЦИЯ / ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПЛАТЁЖНАЯ СИСТЕМА / RUSSIA / TURKEY / DEDOLLARIZATION / FINANCIAL SECURITY / NATIONAL PAYMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шангараев Руслан Насимович

Предмет. В статье раскрываются проблемы российской национальной платёжной системы, а также её место и роль в обеспечении национальной безопасности и экономического роста России и возможность интеграции в банковскую систему Турции в контексте подписания4 октября 2019 года Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о расчетах и платежах, направленного на расширение и укрепление межбанковского взаимодействия, а также обеспечение бесперебойности расчетов между хозяйствующими субъектами РФ и Турции. Рассматриваются прогнозы, перспективы и угрозы функционирования платёжной системы в рамках дедолларизации и обеспечения экономической безопасности России и Турции. Цели. Комплексное авторское исследование интеграционного потенциала российской национальной платёжной системы и возможности ее применения в банковской системе Турции, оцениваются перспективы и угрозы функционирования платёжной системы в рамках дедолларизации и обеспечения финансовой безопасности России и Турции. Методология. В процессе исследования проблемы интеграции российской национальной системы в турецкую банковскую систему использовались методы логического, статистического анализа. Результаты. В связи с активизацией и либерализацией финансовых рынков, усиления интеграционных процессов в мировой экономике, а также постоянного продления санкций в отношении Российской Федерации и ее стратегических партнеров происходит кардинальная переориентация взглядов экономистов на организацию безналичных расчётов: от элемента инфраструктуры, выполняющей механические функции до базовой структуры региональной экономики. Выводы. Постепенно путем заключения соглашений о расчете в национальных валютах происходит снижение зависимости от американского доллара и в принципе от американской финансовой системы в торговых и инвестиционных отношениях России и ее торгово-экономических партнеров. Такая мера существенно не влияет на оборот торговли между странами, но защищает её от влияния третьих сторон, поскольку Америка уже не может заблокировать транзакции при расчётах в национальных валютах. Многие страны подвержены американским ограничениям, поэтому использование доллара США в трансграничных транзакциях одинаково рискованно для этих стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шангараев Руслан Насимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian national payment system integration potential in Russia and Turkey financial security context

Importance. The article reveals the problems of the Russian national payment system, as well as its place and role in ensuring national security and economic growth of Russia and the possibility of integration into the Turkish banking system in the context of signing on October 4, 2019 the Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the Republic of Turkey on settlements and payments, aimed at expanding and strengthening interbank cooperation, as well as ensuring uninterrupted payments between business entities of the Russian Federation and Turkey. It considers the forecasts, prospects and threats of the functioning of the payment system in the framework of de-dollarization and ensuring the economic security of Russia and Turkey. Purpose. A comprehensive study of the integration potential of the Russian national payment system and the possibility of its application in the banking system of Turkey, assessed the prospects and threats of the functioning of the payment system in the framework of de-dollarization and ensuring the financial security of Russia and Turkey. Design/methodology/approach. In the process of studying the problems of integrating the Russian national system into the Turkish banking system, logical, statistical analysis methods were used. Findings. In connection with the activation and liberalization of financial markets, the strengthening of integration processes in the global economy, as well as the continuous extension of sanctions against the Russian Federation and its strategic partners, there is a radical reorientation of economists' views on the organization of cashless payments: from an infrastructure element that performs mechanical functions to the basic regional structure economics. Originality/value. Gradually, through the conclusion of agreements on settlements in national currencies, the dependence on the US dollar and, in principle, on the American financial system in trade and investment relations of Russia and its trade and economic partners is reduced. Such a measure does not significantly affect the turnover of trade between countries, but protects it from the influence of third parties, since America can no longer block transactions in settlements in national currencies. Many countries are subject to US restrictions, so using the US dollar in cross-border transactions is equally risky for these countries.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЁЖНОЙ СИСТЕМЫ В КОНТЕКСТЕ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ И ТУРЦИИ»

2.3. Интеграционный потенциал российской национальной платёжной системы в контексте финансовой безопасности

России и Турции

©Р. Н. Шангараев Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация e-mail: Shang143@mail.ru

Аннотация. Предмет. В статье раскрываются проблемы российской национальной платёжной системы, а также её место и роль в обеспечении национальной безопасности и экономического роста России и возможность интеграции в банковскую систему Турции в контексте подписания4 октября 2019 года Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о расчетах и платежах, направленного на расширение и укрепление межбанковского взаимодействия, а также обеспечение бесперебойности расчетов между хозяйствующими субъектами РФ и Турции. Рассматриваются прогнозы, перспективы и угрозы функционирования платёжной системы в рамках дедолларизации и обеспечения экономической безопасности России и Турции. Цели. Комплексное авторское исследование интеграционного потенциала российской национальной платёжной системы и возможности ее применения в банковской системе Турции, оцениваются перспективы и угрозы функционирования платёжной системы в рамках дедолларизации и обеспечения финансовой безопасности России и Турции. Методология. В процессе исследования проблемы интеграции российской национальной системы в турецкую банковскую систему использовались методы логического, статистического анализа. Результаты. В связи с активизацией и либерализацией финансовых рынков, усиления интеграционных процессов в мировой экономике, а также постоянного продления санкций в отношении Российской Федерации и ее стратегических партнеров происходит кардинальная переориентация взглядов экономистов на организацию безналичных расчётов: от элемента инфраструктуры, выполняющей механические функции до базовой структуры региональной экономики. Выводы. Постепенно путем заключения соглашений о расчете в национальных валютах происходит снижение зависимости от американского доллара и в принципе от американской финансовой системы в торговых и инвестиционных отношениях России и ее торгово-экономических партнеров. Такая мера существенно не влияет на оборот торговли между странами, но защищает её от влияния третьих сторон, поскольку Америка уже не может заблокировать транзакции при расчётах в национальных валютах. Многие страны подвержены американским ограничениям, поэтому использование доллара США в трансграничных транзакциях одинаково рискованно для этих стран.

Ключевые слова: Россия, Турция, дедолларизация, финансовая безопасность, национальная платёжная система.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Шангараев Р. Н. Интеграционный потенциал российской национальной платёжной системы в контексте

финансовой безопасности России и Турции // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. XVI. №1. С. 49-55.

Russian national payment system integration potential in Russia and Turkey financial security context

©R. N. Shangaraev

Diplomatic Academy of Ministry of Foreign Affairs of Russian Federation, Moscow, Russian Federation

e-mail: shang143@mail.ru

Abstract. Importance. The article reveals the problems of the Russian national payment system, as well as its place and role in ensuring national security and economic growth of Russia and the possibility of integration into the Turkish banking system in the context of signing on October 4, 2019 the Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the Republic of Turkey on settlements and payments, aimed at expanding and strengthening interbank cooperation, as well as ensuring uninterrupted payments between business entities of the Russian Federation and Turkey. It considers the forecasts, prospects and threats of the functioning of the payment system in the framework of de-dollarization and ensuring the economic security of Russia and Turkey. Purpose. A comprehensive study of the integration potential of the Russian national payment system and the possibility of its application in the banking system of

Turkey, assessed the prospects and threats of the functioning of the payment system in the framework of de-dollarization and ensuring the financial security of Russia and Turkey. Design/methodology/approach. In the process of studying the problems of integrating the Russian national system into the Turkish banking system, logical, statistical analysis methods were used. Findings. In connection with the activation and liberalization of financial markets, the strengthening of integration processes in the global economy, as well as the continuous extension of sanctions against the Russian Federation and its strategic partners, there is a radical reorientation of economists' views on the organization of cashless payments: from an infrastructure element that performs mechanical functions to the basic regional structure economics. Originality/value. Gradually, through the conclusion of agreements on settlements in national currencies, the dependence on the US dollar and, in principle, on the American financial system in trade and investment relations of Russia and its trade and economic partners is reduced. Such a measure does not significantly affect the turnover of trade between countries, but protects it from the influence of third parties, since America can no longer block transactions in settlements in national currencies. Many countries are subject to US restrictions, so using the US dollar in cross-border transactions is equally risky for these countries. Keywords: Russia, Turkey, dedollarization, financial security, national payment system.

FOR CITATION: Shangaraev R. N. Russian national payment system integration potential in Russia and Turkey financial security context // Economic problems and legal practice. 2020. Vol. XVI. №1. P. 49-55.

ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ

Усиление интеграционных процессов в мировой экономике, а также постоянное продление санкций в отношении Российской Федерации вынуждают правительство нашей страны принимать меры, направленные на снижение зависимости национальной экономики от внешних факторов, проведение политики импортозамещения, а также создание условий для выхода из экономической рецессии.

Одним из факторов, стоящих на пути достижения поставленной цели является обеспечения устойчивого, бесперебойного и эффективного функционирования финансового сектора страны, которое подразумевает соблюдение всеми участниками расчётных операций своих обязанностей, процедуры единого образца, гарантию своевременного осуществления платежей, безопасность переводов, а также соблюдение прав участников. Организовать по такому принципу денежный оборот возможно в случае построения платёжной системы, эффективная работа которой играет одну из ведущих ролей в обеспечении экономического развития государства. Эффективно функционирующая платёжная система обеспечивает государственный контроль над денежно-кредитной сферой, что создаёт банкам благоприятные условия для оперативного управления ликвидностью и, как следствие, отказ от хранения избыточных резервов и ускорение проведения финансовых операций [1].

На сегодняшний день экономические отношения представляют собой широко разветвлённую сеть, которая связывает миллионы участвующих в них субъектов. Основой этих взаимоотношений выступают расчёты и платежи, в процессе кото-

рых удовлетворяются взаимные требования и обязательства [2].

В связи с активизацией и либерализацией финансовых рынков произошла кардинальная переориентация взглядов экономистов на организацию безналичных расчётов: от элемента инфраструктуры, выполняющей механические функции до базовой структуры экономики.

В микроэкономике роль безналичных расчётов для организаций состоит в том, что они выступают условием завершения сделок или выполнения принятых ранее обязательств, способствуют обеспечению кругооборота товаров (услуг) и денег, объединяющего всю экономику [3]. Это база управления ликвидностью со стороны хозяйствующих субъектов, неотъемлемый элемент функционирования бюджетных звеньев.

Современная платёжная система, к которой предъявляются высокие требования качественного обеспечения платежей, призвана стать инструментом устойчивого финансового и экономического развития страны, участвуя в общественном воспроизводственном процессе.

Таким образом, платёжная система - сложная организационно-технологическая система, выполняющая ряд функций, направленные на достижение основных установленных законодательством Российской Федерации целей деятельности Банка России, и предоставляющая широкий спектр услуг кредитным организациям и органам государственной власти [4].

Запуск российской национальной платёжной системы на первом этапе подразумевал организацию своего процессинго-вого и клирингового центра внутри страны, а также перенос в них данных из других платёжных систем.

Рисунок 1. Структура национальной платежной системы / The structure of the national payment system. Источник: https://lenin-street.ru/zakoni/zakon-o-natsionalnaya-platezhnaya-sistema-rf.php

Развитие национальной системы платёжных карт создаёт благоприятные условия для совершенствования национальной экономической системы. Надежная и безопасная национальная платёжная инфраструктура является залогом эффективного функционирования финансовой системы и экономики страны. Посредством отдельных платёжных систем осуществляются значительные объемы переводов денежных средств, поэтому нарушения в их работе могут вызвать системные риски и негативно отразиться не только на финансовой стабильности, но и на экономической безопасности государства в целом. Поэтому главная задача регулирования деятельности платёжных систем со стороны центрального банка состоит в содействии интеграции отдельных платёжных систем и создании единой розничной платёжной инфраструктуры для всех видов платёжных инструментов, а также в обеспечении безопасного и эффективного функционирования платёжного рынка.

РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЁЖНОЙ СИСТЕМЫ

В целях решения задачи по поддержанию динамики устойчивого хозяйственного оборота Центральный Банк активно развивает в структуре платёжной системы дистанционные сервисы, которые в качестве основных инструментов используют платёжные карты. Таким образом формируется условия не только для инновационной модели развития безналичных расчётов, но и обеспечивается доступность платёжных услуг для населения, в том числе в отдалённых и труднодоступных местностях, в том числе и за границей. Кроме того, использование пластиковых карт позволяет значительно снизить издержки хозяйствующих субъектов и государства.

С учётом этого, ещё одним важным аспектом роли платёжной системы в обеспечении экономического роста является предоставление платёжных инструментов для совершения покупок через Интернет.

Посредством отдельных платёжных систем осуществляются значительные объемы переводов денежных средств, поэтому нарушения в их работе могут вызвать системные риски и негативно отразиться не только на финансовой стабильности, но и на экономической безопасности государства в целом. Поэтому главная задача регулирования деятельности платёжных систем со стороны центрального банка состоит в содействии интеграции отдельных платёжных систем и создании единой розничной платёжной инфраструктуры для всех видов платёжных инструментов, а также в обеспечении безопасного и эффективного функционирования платёжного рынка.

В условиях активного внедрения в деятельность российских банков современных информационных и коммуникационных технологий развитие рынка платёжных услуг характеризуется повышением клиентского спроса на услуги по дистанционному управлению. Движение наличных, так и безналичных платежей в экономике России играет огромную роль [17, 18]. Обеспечить бесперебойное, эффективное функционирование финансового сектора страны возможно только в случае построения надёжной платёжной системы, которая сможет обеспечить своевременное и незамедлительное перемещение денежных масс и, как следствие, обеспечить экономическое развитие государства и его финансовая безопасность.

ВОЗМОЖНОСТИ КАРТЫ «МИР»

mironline.ru

Доступны все привычные

операции:

снятие и внесение

наличных через

банкоматы, оплата

покупок и услуг,

в том числе, в интернете*

|ОПЛАТИТЬ

Карту «Мир» принимают во всех торговых

терминалах России.

Снять и внести наличные можно а банкоматах по всей стране.

снять

I ВНЕСТИ

Ш¥й

; ^^ Карта соответствует международным

j и российским стандартам | 1 безопасности.

Подробнее про карту «Мир» на официальном сайте

mironline.ru

|ЗА ГРАНИЦЕЙ

По желанию клиента может быть выпущена совместная карта платежной системы «Мир» и одной из международных платежных систем (Маэстро, *)СВ, ип(опРау). Такая карта будет работать во всех странах, где работает эта международная платежная система.

Сервис по поиску банков/бан ко матов

locator.mironline.ru

Рисунок 2. Возможности карты мир. / Opportunities of the National Payment Card «Mir». Источник: https://www.oblgazeta.ru/economics/35060/print/

Еще одну угрозу национальной безопасности страны несёт в себе зависимость национальной платёжной системы от международных платёжных систем «Visa» и «MasterCard», а также системы SWIFT (как трансграничных, так и валютных переводов внутри страны) [5]. Значительное количество транзакций в валюте внутри страны осуществляется с использованием иностранных корреспондентских счетов и задействованием системы SWIFT. На законодательном уровне ведется работа по обеспечению раскрытия информации о счетах российских граждан за рубежом и международных торговых операциях [2]. Однако, сама платёжная система сильно зависит от международной системы SWIFT, участники которой подключаются к ассоциации напрямую и обмениваются сообщениями и иностранными банками также напрямую. Это снижает возможности контроля со стороны Банка России.

В декабре 2014 года из-за угрозы отключения России от международной системы SWIFT Банк России разработал Систему передачи финансовых сообщений (СПФС), позволяющую рассчитываться банкам в формате SWIFT, используя корреспондентские счета Центрального Банка. Данный шаг позволил обезопасить от отключения России от SWIFT переводы внутри страны. Однако зависимость международных расчётов от данной системы продолжает сохраняться.

В этой систмеие участвуют почти 400 резидентов - банки, Казначейство, «Роснефть», «Газпром нефть», «Атомэнерго-пром», госкорпорация «ВЭБ.РФ» и другие. Из иностранных банков пока к СПФС подключились белорусский Белгазпром-банк, который принадлежит «Газпрому» и Газпромбанку, и Евразийский банк Казахстана. Примечательно, что в июне 2019 года Россия отказалась от использования SWIFT и доллара в оружейных контрактах [6].

интеграционный потенциал российской национальной ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ В КОНТЕКСТЕ ТРАНСФОРМАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Интеграционный потенциал российской национальной платежной системы можно рассмотреть через призму Соглашения между правительствами России и Турции о расчетах и платежах в национальной валюте и ее влияние на финансовую безопасности обеих стран. 4 октября 2019 года состоялось подписание соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о расчетах и платежах, направленного на расширение и укрепление межбанковского взаимодействия, а также обеспечение бесперебойности расчетов между хозяйствующими субъектами РФ и Турции. С российской стороны соглашение подписал Первый вице-премьер - Министр финансов Антон Силуанов, с турецкой - Министр казначейства и финансов Берат Албайрак[7].

Основной целью подготовки документа является увеличение и постепенный переход к использованию национальных валют (рубля и лиры) при расчетах между двумя странами, создание соответствующей инфраструктуры финансового рынка и повышение привлекательности национальных валют для хозяйствующих субъектов.

Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики также предусмотрено дальнейшее расширение инфраструктуры приема российских карт «МИР» на территории Турции и подключение турецких банков и компаний к российскому аналогу SWIFT - системе передачи финансовых сообщений Банка России (СПФС).

При этом страны намерены организовать взаимодействие национальных систем передачи финансовых сообщений с последующей возможностью подключения к этим системам других стран. Также Россия и Турция намерены поддерживать дальнейшее открытие и расширение использования прямых корреспондентских счетов, открытых между коммерческими банками государств для развития трансграничных расчетов.

Рисунок 3. Функции оператора по переводу денежных средств / Functions of a money transfer operator. Источник: https://habr.com/ru/company/croc/blog/217419/?mobile=no

Рисунок 4. Участники национальной платежной системы / Participants of the national payment system.

Доработано автором

Подписание Соглашения является важным шагом для дальнейшего расширения и развития взаимовыгодного и равноправного торгово-экономического сотрудничества между Россией и Турцией. Для повышения уровня обеспечения ликвидностью в национальных валютах будут развиваться инструменты выпуска российскими и турецкими эмитентами долговых ценных бумаг на национальных рынках двух стран.

Впервые Россия и Турция договорились о максимальном использовании национальных валют во взаиморасчетах в сентябре 2014 года [8]. В 2018 году Россия и Турция смогли провести сделку по поставкам зенитного ракетного комплекса С-400, отказавшись от расчетов в долларах.

По информации Министерства финансов России, по итогам 2018 года доля торговых расчетов с Турцией в рублях и лирах уже составила 22%, причем 21,1% приходилось на рубли, но в долларах все равно осуществлялось 65% двусторонней торговли. Еще 12,9% расчетов было произведено в евро. По итогам прошлого года товарооборот России и Турции составил $25,6 млрд, включая экспорт России в Турцию на $21,3 млрд [6].

НПС заключила договор с финансово-кредитной организацией «Ишбанк» (Is Bank, тур. i§ Bankasi) - самым крупным на сегодня частным банком Турецкой Республики. В 2019-м его эквайринговая сеть насчитывает 6 500 банкоматов, в которых можно обналичить средства. Кроме того, в 400 000 торгово-сервисных предприятиях Турции - гостиницах, бутиках, ресторанах, турагентствах - установлены POS-терминалы для оплаты картами «Мир». Уже к июлю 2019 года в сети «Ишбанка» операции по картам «Мир» составили 25% от всех транзакций, проведенных с использованием различных российских карт [9].

В августе Турция увеличила число устройств, которые поддерживают продукт «Мир», - теперь пластик российской ПС обслуживается и в «Зираат Банке» (Ziraat Bank). Карту принимают 7 200 банкоматов и порядка 500 000 тор-гово-сервисных предприятий, в которых банк подключил эквайринг. В Турции распространены интернет-магазины, где также можно расплатиться безналичным способом с помощью карт российской ПС - на 2019 год с ней сотрудни-

чают около 10 000 онлайн-сервисов, причем покупки можно совершать, находясь в России [9].

Зираат Банк выбран неспроста, так как изначально он был основан как русско-турецкое совместное предприятие в 1993 году. С 2002 года в обороте компании действует турецкая лира. Банк осуществляет банковские операции на основании Генеральной лицензии №2559, выданной Центральным Банком Российской Федерации. Является дочерним банком Турецкого Государственного Зираат Банка А.Ш. - лидера банковского сектора Турции. Включает большой спектр услуг, главные из которых - обмен валют, снятие долларов и евро без комиссии для россиян [13].

Отдельно стоит рассмотреть DenizBank, который является дочерней компании Сбербанка, созданной в 2012 году. На турецкой территории находится более 680 отделений, которые обслуживаются тысячами сотрудников. Все граждане России и российские гости Турции могут воспользоваться сервисом данного банка: снять наличные по картам на базе Master Card Standard/Visa Classic можно бесплатно (без комиссии); банкоматы Денис Банка на русском языке, что очень удобно для пользования российским клиентам. Комиссия по картам Maestro и Visa Electron составляет всего 0,75%. Организация заключила партнёрские соглашения во многих магазинах, что позволяет покупателям с пластиковыми картами DenizBank получать скидки от 2 до 20%. В отелях и ресторанах, развлекательных центрах при оплате товаров и услуг картами Сбербанка России можно получить скидку [13].

Необходимо отметить, что с турецкой стороны прежде всего деловые круги Турции поддерживает идею торговли с Россией в национальных валютах и считают, что это ускорит выведение двустороннего товарооборота на уровень $100 млрд в год. Об этом сообщил в четверг журналистам президент Союза палат и бирж Турции (TOBB) Рифат Хисарджиклыоглу на проходящем в Казани международном экономическом саммите «Россия -Исламский мир: KazanSummit» [9]. Стоит отметить, что в рамках перехода на расчёт в нацвалютах, Анкара гарантировала послабления для предпринимателей из России, что является поводом для расширения товарооборота и увеличения объёмов поставок в Турцию, что благотворно скажется на экономике России.

В свою очередь министр энергетики Российской Федерации Александр Новак, возглавляющий работу российско-турецкой межправкомиссии, заседание которой проходит в Анталье, сообщил о стремление российской стороны увеличить Торговый оборот России и Турции в ближайшие годы до $100 млрд в год, тогда как в 2018 году он составил $25,5 млрд[10].

О серьезности намерений говорит то факт, что Глава Минфин России Антон Силуанов рассказал о подготовке документа с предложениями по налоговым льготам для компаний, проводящих операции в российской валюте. Интересно, что при этом министр финансов добавил, что дедолларизация

никак не затронет валютные счета россиян [11].

Как подчёркивают эксперты, решение российских и турецких финансовых властей соответствует давно объявленному курсу на дедолларизацию экономики, в том числе через переход на расчёты в национальных валютах [12]. Однако вполне оправданно можно предположить, что полный переход на расчеты в нацвалютах в торгово-экономических отношениях России и Турции маловероятен, так как турецкая валюта достаточно сильно зависит от доллара так, что существенный уход от американской валюты выглядит маловероятным, ведь даже твиты американского президента Дональда Трампа существенно влияют на курс турецкой лиры.

Вероятно, новость о соглашении России и Турции стоит рассматривать в контексте недавних сообщений о том, что «Роснефть» начала использовать евро в качестве основной валюты при экспорте нефти. Возможно Россия стремится перевести торговлю, эквивалентную 2% мирового ВВП, из долларов в другие валюты - через расчеты по нефти и другим товарам.

Опыт показывает, что переход к расчетам в нацвалютах -долгий и непростой процесс. Так, несмотря на курс на дедолларизацию, доллар все еще обслуживает основную часть нашего экспорта: его доля снизилась с 2013 года с 81,2 до 61,7%, но частично его место занял евро. Преимущественно в рублях Россия торгует только с постсоветскими странами. Также планируется расширить расчеты в нацвалютах с Индией, Японией, Монголией, Вьетнамом, Индонезией, ОАЭ, Египтом и Ираном, В октябре 2018 года Россия и Индия подписали контракт о поставке С-400 «Триумф» с оплатой в рублях и договорились в дальнейшем заключать оборонные сделки в рублях и рупиях. С Ираном вся торговля уже осуществляется в национальных валютах, заявил в прошлом месяце руководитель иранского Центробанка [6].

Несмотря на то, что повышенная волатильность турецкой лиры означает, что Москва и Анкара, вероятнее всего, будут расширять расчеты в рублях, но большинство компаний предпочтет расчеты именно в евро. В русле дедолларизации Россия также ведёт переговоры с Индией, Китаем и даже в отношениях с ЕС страна старается всё больше переходить на расчёты в евро.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении можно предположить, что основная цель данного соглашения заключается в снижении зависимости от американского доллара и в принципе от американской финансовой системы в торговых и инвестиционных отношениях двух стран. Такая мера не увеличит оборот торговли между странами, но обезопасит её от влияния третьих сторон, поскольку Америка уже не смогут заблокировать транзакции при расчётах в нацвалютах. И Россия, и Турция сегодня подвержены американским ограничениям, поэтому использование доллара США в трансграничных транзакциях одинаково рискованно для обеих стран.

Статья проверена программой «Антиплагиат».

Список литературы:

1. Шангараев Р.Н., Лобас Е.В., Трифонов И.В. Национальная платежная система в контексте экономической безопасности Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 6. С. 145-148.

2. Шангараев Р.Н., Лобас Е.В., Трифонов И.В. Роль национальной платежной системы в обеспечении экономического роста и национальной безопасности России // Вестник экономической безопасности. 2016. № 3. С. 336-343

3. Шангараев Р.Н. Формирование системы управления проектами в сетевых организациях промышленного комплекса // диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ. Казань, 2011

4. Карпович О.Г. Экономическая преступность в России. теория и практика противодействия // монография / Москва, 2012. Сер. Научные издания для юристов //

5. Ахмедуев А., Теневая экономика: системный ресурс и фактор торможения социально-экономического развития. Вопросы экономики - Москва, 2015 - 160 с.

6. Шангараев Р.Н. Интеграционное взаимодействие евразийского экономического союза и турции на современном этапе // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 2. С. 36-41.

7. Аллахвердиев Н.Р.О., Шангараев Р.Н. Экономическое сотрудничество России и Турции в условиях угрозы региональной нестабильности // Вопросы региональной экономики. 2016. № 4 (29). С. 152-159.

8. Суглобов А.Е., Смирнова О.Е. Кластерный подход в формировании российской национальной инновационной системы // Вопросы региональной экономики. 2013. № 4 (17). С. 81-86.

9. Суглобов А., Мацкевич Д. Механизм взаимодействия субъектов национальной инновационной системы России // Финансовая жизнь. 2011. № 3. С. 48-53.

10. Аникин В.И., Сурма И.В. О стратегических подходах и оценках экономической безопасности России в условиях геополитической и геоэкономической нестабильности // Россия: тенденции и перспективы развития Ежегодник: материалы XV Международной научной конференции «Модернизация России: ключевые проблемы и решения». Ответственный редактор Пивоваров Ю.С.. 2015. С. 226-234.

11. Аникин В.И., Сурма И.В. Перспективы политико-экономического развития россии: сценарный прогноз // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2012. № 2 (31). С. 43-49.

12. Алексеев В.Н., Рыкова И.Н. Институциональная среда финансовой инфраструктуры на международном и региональном уровнях // Банковское дело. 2013. № 7. С. 35-38.

13. Шарков Н.Н., Алексеев В.Н. Исследование финансовой инфраструктуры в контексте институционального подхода // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. Т. 12. № 12 (345). С. 178-187.

14. Алексеев В.Н., Рыкова И.Н. Доступность финансовых услуг как основа развития инфраструктуры: российский и зарубежный опыт // Вестник Института дружбы народов Кавказа Теория экономики и управления народным хозяйством. 2013. № 2 (26). С. 16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Шангараев Руслан Насимович, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного управления во внешнеполитической деятельности, Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация, SPIN-код: 2180-0229, Аи^огЮ: 846527; https://orcid.org/0000-0001-6557-4388, е-таП: shang143@mail.ru

Reference list:

1. Shangaraev R.N., Lobas E.V., Trifonov I.V. Nacional'naya platezhnaya sistema v kontekste ekonomicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2016. № 6. S. 145-148.

2. Shangaraev R.N., Lobas E.V., Trifonov I.V. Rol' nacional'noj platezhnoj sistemy v obespechenii ekonomicheskogo rosta i nacional'noj bezopasnosti Rossii // Vestnik ekonomicheskoj bezopasnosti. 2016. № 3. S. 336-343

3. Shangaraev R.N. Formirovanie sistemy upravleniya proektami v setevyh organizaciyah promyshlennogo kompleksa // dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata ekonomicheskih nauk / Kazanskij nacional'nyj issledovatel'skij tekhnicheskij universitet im. A.N. Tupoleva-KAI. Kazan', 2011

4. Karpovich O.G. Ekonomicheskaya prestupnost' v Rossii. teoriya i praktika protivodejstviya // monografiya / Moskva, 2012. Ser. Nauchnye izdaniya dlya yuristov //

5. A. Ahmeduev, Tenevaya ekonomika: sistemnyj resurs i faktor tormozheniya social'no-ekonomicheskogo razvitiya. Voprosy ekonomiki - Moskva, 2015 - 160 s.

6. Shangaraev R.N. Integracionnoe vzaimodejstvie evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza i turcii na sovremennom etape // Vestnik Rossijskoj tamozhennoj akademii. 2017. № 2. S. 36-41.

7. Allahverdiev N.R.O., SHangaraev R.N. Ekonomicheskoe sotrudnichestvo Rossii i Turcii v usloviyah ugrozy regional'noj nestabil'nosti // Voprosy regional'noj ekonomiki. 2016. № 4 (29). S. 152-159.

8. Suglobov A.E., Smirnova O.E. Klasternyj podhod v formirovanii rossijskoj nacional'noj innovacionnoj sistemy // Voprosy regional'noj ekonomiki. 2013. № 4 (17). S. 81-86.

9. Suglobov A., Mackevich D. Mekhanizm vzaimodejstviya sub"ektov nacional'noj innovacionnoj sistemy Rossii // Finansovaya zhizn'. 2011. № 3. S. 48-53.

10. Anikin V.I., Surma I.V. O strategicheskih podhodah i ocenkah ekonomicheskoj bezopasnosti Rossii v usloviyah geopoliticheskoj i geoekonomicheskoj nestabil'nosti // Rossiya: tendencii i perspektivy razvitiya Ezhegodnik: materialy XV Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii "Modernizaciya Rossii: klyuchevye problemy i resheniya". Otvetstvennyj redaktor Pivovarov YU.S.. 2015. S. 226-234.

11. Anikin V.I., Surma I.V. Perspektivy politiko-ekonomicheskogo razvitiya rossii: scenarnyj prognoz // Vestnik Povolzhskoj akademii gosudarstvennoj sluzhby. 2012. № 2 (31). S. 43-49.

12. Alekseev V.N., Rykova I.N. Institucional'naya sreda finansovoj infrastruktury na mezhdunarodnom i regional'nom urovnyah // Bankovskoe delo. 2013. № 7. S. 35-38.

13. Sharkov N.N., Alekseev V.N. Issledovanie finansovoj infrastruktury v kontekste institucional'nogo podhoda // Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2016. T. 12. № 12 (345). S. 178-187.

14. Alekseev V.N., Rykova I.N. Dostupnost' finansovyh uslug kak osnova razvitiya infrastruktury: rossijskij i zarubezhnyj opyt // Vestnik Instituta druzhby narodov Kavkaza Teoriya ekonomiki i upravleniya narodnym hozyajstvom. 2013. № 2 (26). S. 16.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Ruslan N. Shangaraev, Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof., Department of Public Administration in Foreign Policy, Diplomatic Academy of Ministry of Foreign Affairs of Russian Federation, Moscow, Russian Federation, SPIN-Kog: 2180-0229, AuthorlD: 846527; https://orcid.org/0000-0001-6557-4388, e-mail: shang143@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.