Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ВЫЗОВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В ИНТЕРНЕТ-СРЕДЕ'

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ВЫЗОВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В ИНТЕРНЕТ-СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ / ИНТЕРНЕТ-СРЕДА / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ВЫЗОВЫ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ШОС / АТЭС / БОЛЬШАЯ ДВАДЦАТКА / МАРКЕТИНГОВЫЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Махноносов Д.В.

В статье анализируются интеграционные вызовы развития электронной торговли в интернет-среде. Эффективное решение стратегической задачи для развития экономики стран-участниц всех международных объединений будет возможным при создании условий глобального внедрения инструментов электронной торговли, трансграничного сотрудничества в целом, комплексно на основе системного подхода. Рассмотре -ны возможные перспективы развития электронной торговли в период интеграционных вызовов, которые формируются на основе бизнес-решений в интернет-среде. Охарактеризованы маркетинговые услуги электронной торговли на этапе интеграции в экономическое пространство Российской Федерации, что будет играть важную роль для развития Донецкой Народной Республики. Выделены преимущества услуг цифрового маркетинга в сфере электронной торговли: повышение узнаваемости бренда, доверия к бренду, более активное участие в развитии торговли в интернет-среде и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION CHALLENGES OF E-COMMERCE DEVELOPMENT IN THE INTERNET ENVIRONMENT

The article analyzes the integration challenges of the development of electronic commerce in the Internet environment. The effective solution of the strategic task for the development of the economies of the participating countries of all international associations will be possible with the creation of all conditions for the global introduction of e-commerce tools, cross-border cooperation in general, comprehensively based on a systematic approach. The possible prospects for the development of e-commerce in the period of the influence of integration challenges that are formed on the basis of business decisions in the Internet environment are considered. Marketing services of electronic commerce at the stage of integration into the economic space of the Russian Federation are characterized, which will play an important role for the development of the Donetsk People’s Republic. The advantages of digital marketing services in the field of e-commerce are highlighted: increased brand awareness, brand confidence, more active participation in the development of trade in the Internet environment, etc.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ВЫЗОВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В ИНТЕРНЕТ-СРЕДЕ»

Научная статья

УДК 339.37:004.738.5

doi: 10.47576/2411-9520_2023_3_92

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ВЫЗОВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В ИНТЕРНЕТ-СРЕДЕ

Махноносов Денис Витальевич

Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, Донецк, ДНР, Россия, elkommerce@mail.ru

Аннотация. В статье анализируются интеграционные вызовы развития электронной торговли в интернет-среде. Эффективное решение стратегической задачи для развития экономики стран-участниц всех международных объединений будет возможным при создании условий глобального внедрения инструментов электронной торговли, трансграничного сотрудничества в целом, комплексно на основе системного подхода. Рассмотре -ны возможные перспективы развития электронной торговли в период интеграционных вызовов, которые формируются на основе бизнес-решений в интернет-среде. Охарактеризованы маркетинговые услуги электронной торговли на этапе интеграции в экономическое пространство Российской Федерации, что будет играть важную роль для развития Донецкой Народной Республики. Выделены преимущества услуг цифрового маркетинга в сфере электронной торговли: повышение узнаваемости бренда, доверия к бренду, более активное участие в развитии торговли в интернет-среде и др.

Ключевые слова: интеграция; электронная торговля; интернет-среда; интеграционные вызовы; цифровая трансформация; ШОС; АТЭС; Большая двадцатка; маркетинговые услуги.

Для цитирования: Махноносов Д. В. Интеграционные вызовы развития электронной торговли в интернет-среде // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. - 2023. - № 3. - С. 92-97. https://doi.org/10.47576/2411-9520_2023_3_92.

Original article

INTEGRATION CHALLENGES OF E-COMMERCE DEVELOPMENT IN THE INTERNET ENVIRONMENT

Makhnonosov Denis V.

Donetsk National University of Economics and Trade named after Mikhail Tugan-Baranovsky, Donetsk, DNR, Russia, elkommerce@mail.ru

Abstract. The article analyzes the integration challenges of the development of electronic commerce in the Internet environment. The effective solution of the strategic task for the development of the economies of the participating countries of all international associations will be possible with the creation of all conditions for the global introduction of e-commerce tools, cross-border cooperation in general, comprehensively based on a systematic approach. The possible prospects for the development of e-commerce in the period of the influence of integration challenges that are formed on the basis of business decisions in the Internet environment are considered. Marketing services of electronic commerce at the stage of integration into the economic space of the Russian Federation are characterized, which will play an important role for the development of the Donetsk People's Republic. The advantages of digital marketing services in the field of e-commerce are highlighted: increased brand awareness, brand confidence, more active participation in the development of trade in the Internet environment, etc.

Keywords: integration; e-commerce; Internet environment; integration challenges; digital transformation; SCO; APEC; Big Twenty; marketing services.

For citation: Makhnonosov D. V. Integration challenges of e-commerce development in the Internet environment. Innovative economy: information, analysis, prognoses, 2022, no. 3, pp. 92-97. https://doi.org/10.47576/2411-9520_2023_3_92.

Геополитическое положение России во всех политических и экономических отношениях подразумевает решение основных задач, которые решают задачи транзита не только товаров и технологий, но и социально-политических трендов по оси Европа - Россия - Азия - Дальний Восток, что обязывает всех участников международных отношений принимать активное участие в процессе построения и логистического решения формирования структуры экономических и торговых связей между странами и регионами на новом уровне, что особенно актуально на этапе цифровой трансформации экономики.

Эффективное решение стратегической задачи для развития экономики стран-участниц всех международных объединений будет возможным при создании условий глобального внедрения инструментов электронной торговли, трансграничного сотрудничества в целом, комплексно на основе системного подхода [1].

Для формирования политики развития деловых отношений в сфере электронной торговли в ряде стран предпринимаются попытки построения необходимой логистической инфраструктуры, которая решает локальные задачи отдельных регионов и государств развития электронной торговли в интернет-среде.

Современное состояние экономических процессов демонстрирует важные политические шаги как ответные мероприятия на интеграционные вызовы, которые сегодня формируются в период влияния западных санкций на политику и экономику стран-участниц глобальных международных институтов - ШОС [2], АТЭС [3], Большой двадцатки [4].

При изучении особенностей разработки нормативно-правовой базы электронной торговли, деятельности в сфере создания информационно-коммуникационной инфраструктуры, электронных торговых площадок, которые бы оптимизировали трансгранич-

ную торговлю, определены факты, которые свидетельствуют о недостаточности мер по унифицированному регулированию электронной торговли в рамках евразийской интеграции и важном значении актов гармонизации в развитии электронной торговли [5, с. 238].

Цель исследования - рассмотреть возможные перспективы развития электронной торговли в период влияния интеграционных вызовов, которые формируются на основе бизнес-решений в интернет-среде.

Интеграционные вызовы развития электронной торговли в интернет-среде создают предпосылки для цифровой трансформации электронной торговли и внедрения цифровых технологий продвижения. Диджитал маркетинг - это прежде всего маркетинг, а значит, начинается все с тех же классических вещей: выявления нужд и потребностей целевой аудитории, разработки предложения, его позиционирования, назначения цены, организации сервиса [6, с. 15].

Реальные проблемы интеграции электронной торговли распространяются на деловые и технические вопросы. Этот процесс обогащения каталога в системе электронной торговли требует многих аспектов, таких как добавление цифрового контента в виде дополнительных текстовых описаний, спецификаций, фотографий и видео, списков брендов и моделей, поисковых тегов и т. д. Это означает, что требуется дополнительная обработка данных. В то же время основные данные должны обеспечивать быстрый и актуальный доступ к цифровому каталогу, позволяя клиенту быстро найти веб-сайт, найти необходимые товары (продукты и услуги), а затем выбрать товар и перейти к оформлению заказа в режиме реального времени.

Еще одна задача, связанная с данными, заключается в том, где и как управлять ценами. Это очень сложный вопрос, который имеет большое значение для В2В, где преобладают персонализация, контракты, опре-

деленные соглашения между ритейлером и его клиентом, включая личные решения по управлению ценами. Таким образом, регулирование цен может быть сложным процессом, требующим понимания того, как склады отслеживают текущий ассортимент, взаимодействие с производственной стороной и видят товары на полках в данный момент с прогнозом продаж, основанным на производственных планах.

Другие вопросы, которые необходимо изучить, - это как принимать и обрабатывать заказы и платежи, а также как предоставить клиентам возможность легко и быстро оформить свой заказ. Важно на данном этапе научного исследования рассмотреть способы успешного принятия платежа, его обработки, взаимодействия с платежной системой, предлагающей различные способы оплаты, такие как онлайн-оплата банковской картой или оплата наличными при доставке или по счету-фактуре.

Следующий шаг связан с обработкой заказов в розничных сетях и компаниях доставки - куда отправляются заказы после оплаты, какое приложение их обрабатывает, как сотрудники отдела логистики находят эти товары на складе. Даже базовые задачи, связанные с тем, как уведомления о статусе или изменениях отправляются клиенту и как система клиента реагирует на них, должны быть алгоритмизированы.

Важная проблема, с которой сталкиваются все участники рынка электронной торговли, - это безопасность данных. Поскольку бизнес-логика распределена по многим приложениям, данные также распределяются. Важно понять, как контролировать все хранилища и типы данных. Данные могут потребовать специальной обработки, например в соответствии с общими правилами защиты данных. Важно защитить данные о контрактах, проверить доступность цен для различных типов клиентов и т. д. Это направление важно не только для В2С, но и для других направлений развития электронной торговли,

Рассмотрим текущие тенденции по развитию электронной торговли в период интеграционных вызовов в интернет-среде.

Интеграционные вызовы в электронной торговле имеют системный характер в мире, что находит отражение в научных современ-

ных исследованиях и трудах ученых в сфере региональной и отраслевой экономики, экономики сферы услуг. Среди ученых следует выделить таких, как Н. В. Козинец, Е. Н. Алмаз, В. С. Раневская, О. Н. Коломыц, О. В. Вандрикова.

На данном этапе научного исследования необходимо решить проблему сбоя или нестабильной работы интеграционного решения. Представьте себе, что при переносе заказа из одной системы в другую теряются цены. Это может привести к непредсказуемому результату. Или в каком-то другом случае, когда интегрированная сторонняя ERP-система недоступна, когда клиент размещает заказ. Но что несомненно - сбой процесса электронной торговли, даже на несколько минут, приводит к серьезной потере дохода. Когда речь идет о часах или днях простоя, это может привести к краху всего бизнеса онлайн-ритейла [7].

На маркетинговых услугах электронной торговли стоит сосредоточиться на этапе интеграции в экономическое пространство Российской Федерации, что будет играть важную роль для развития Донецкой Народной Республики.

1. SEO (Поисковая оптимизация для бизне -са электронной торговли). Эта долгосрочная стратегия SEO-сервисов помогает повысить узнаваемость интернет-магазина в поисковых системах, и клиенты могут легко найти в верхней части поисковой выдачи. SEO-сервисы электронной торговли предлагают неограниченный органический поисковый трафик. Оптимизация веб-сайта - это оптимизация репутации бренда. Прямой метод привлечения огромного трафика. Оптимизация процесса оформления заказа помогает снизить количество оставленных корзин.

2. SEM (Поисковый маркетинг для бизнеса электронной торговли). Стратегия SEM - это основа мгновенных результатов. Для любого бизнеса по цифровому маркетингу электронной торговли необходимо всегда оставаться на первом месте в поисковой выдаче. Благодаря эффективной стратегии PPC потребители смогут привлечь внимание при поиске интересующих их товаров, а можно тогда получать лиды и прибыль. Популярной платформой для этого платного поиска является AdWords, которая имеет большое преимущество при локальном поиске, что дает возмож-

ность сформировать и разместить рекламный пакет на экономичных условиях [8].

Чтобы получить больше информации о товарах в системе электронной торговли, важно подключить платный поиск, который включает в себя:

- поисковая реклама: это помогает отображать ваши товары в верхней части поисковой выдачи, когда люди ищут товары, связанные с вашим бизнесом;

- медийная реклама: в отличие от поисковой рекламы, эти баннеры появляются, когда люди занимаются серфингом, и помогают в ретаргетинге. Эти объявления улучшают видимость и узнаваемость бренда, а также привлекают больше квалифицированных потенциальных клиентов;

- объявления о покупках: эти объявления со списком товаров дают быстрые результаты, поскольку люди ищут те же товары, которые вы предлагаете. Эти объявления повышают конверсию и качество потенциальных клиентов, а также повышают рентабельность инвестиций.

3. SMM (Маркетинг в социальных сетях для бизнеса электронной торговли). Социальные сети дают большой толчок онлайн-бизнесу с точки зрения сарафанного радио, узнаваемости бренда и стимулирования вовлеченности. Воспользуйтесь преимуществами социальных сетей, которые удваивают продажи в системе электронной торговли. Повысить интерес и заинтриговать подписчиков социальных сетей возможно на основе технологий маркетинга и маркетингового инструментария для продвижения продаж, изменив свои профили электронной торговли. Поскольку для разных продуктов требуются разные методы маркетинга и каналы сбыта, необходимо это учитывать для продвижения в интернет-среде.

4. Маркетинг по электронной почте для бизнеса электронной торговли. Если необходимо охватить большую аудиторию за один раз, используйте маркетинг по электронной почте. За каждое электронное письмо интернет-магазин получает доступ к информации. Можно отправлять цифровые счета-фактуры по электронной почте, запускать электронные письма и планировать кампании по электронной почте для увеличения продаж. Кроме того, можно отправлять персонализированные электронные письма своим це-

левым клиентам, и эта стратегия цифрового маркетинга идеально подходит для расширения знаний покупателя о покупках, а также для перекрестных продаж и повторных продаж товаров.

5. Контент-маркетинг для бизнеса электронной торговли. Это неотъемлемая часть услуг цифрового маркетинга. Продуманный и уникальный контент привлекает потенциальных клиентов. Поисковые системы и пользователи любят свежий и интерактивный контент. Для эффективного развития электронной торговли целесообразно размещать и продвигать контент, относящийся к новому продукту, на веб-сайте и во всех каналах социальных сетей, чтобы увеличить конверсию и, следовательно, доход.

6. Ремаркетинг. Это одна из идеальных маркетинговых услуг для электронной торговли. Это платная маркетинговая тактика, которая позволяет предоставлять рекламу заинтересованному лицу в контенте вашего канала в социальных сетях, или тому, кто уже посетил официальный веб-сайт. Он использует файлы cookie посетителей, чтобы отслеживать, какие страницы веб-сайта посещает покупатель, и перенаправлять их на соответствующие объявления.

7. Мобильный маркетинг - неотъемлемая часть бизнеса электронной торговли. Использование стратегии электронной торговли мобильного маркетинга позволит охватить потенциальных клиентов и взаимодействовать с ними, пока они пользуются мобильными телефонами. Это может увеличить доходы бизнеса, конверсии и рост в цифровом пространстве. Это также позволяет компаниям повышать лояльность и удержание клиентов, отслеживать отклики пользователей и улучшать доступ к существующим потребителям.

8. Партнерский маркетинг - это масштабируемый и экономически эффективный способ получения дохода. В системе электронной торговли важно эффективно использовать партнерские инструменты для развития партнерского маркетинга и всей имеющейся тактики продаж, что однозначно будет влиять на повышение эффективности бизнеса в сфере электронной торговли и увеличит продажи.

9. Отзывы о бизнесе электронной торговли. Отзывы влияют на бизнес электронной

торговли и приводят к увеличению продаж. Они необходимы, поскольку помогают укрепить доверие между продавцом товара и покупателем, увеличить трафик за счет поисковой оптимизации (SEO) и дают объективную информацию о продуктах.

Рассмотренные инструменты являются базовыми, в большей степени пользующиеся спросом. Исследования доказывают несо -мненные преимущества интернет-маркетинга, занимающего ключевое место в сфере электронной торговли и позволяющего: максимально точно подобрать целевую аудиторию; быстро привлечь новых потребителей; вернуть «старых»; заявить о компании; увеличить продажи и выручку [9, с. 209-210].

Рассмотрим перспективы развития электронной торговли на ближайшую перспективу [10].

Данные научные исследования пред-

Систематизируем факторы дополнительного роста е-соттегсе в период до 2024 г. по оптимистичному проекту развития рынка электронной торговли. Основными факторами являются переход на «удаленку», рост eGrocery, развитие новых онлайн-покупате-лей, рост частоты онлайн-покупок, изоляция дома, падание покупательской способности.

Все эти факторы указывают на следующие тенденции развития рынка электронной торговли, обусловленные пандемией:

- повышение количества посетителей он-лайн-торговли - не менее 10 млн покупателей, большинство которых продолжит покупать в интернет-среде;

- сокращение походов в магазин, которое сохранится еще несколько месяцев по оптимистичным прогнозам развития рынка электронной торговли;

ставлены на основе результатов маркетинговых исследований, которые представлены Data Insight, которое является первым в России агентством, специализирующимся на исследованиях и консалтинге в области е-commerce и digital рынков [11].

В табл. 1 систематизированы данные о развитии рынка электронной торговли по оптимистичному сценарию развития до 2024 г. и по сценарию без учета влияния факторов пандемии, при этом следует учитывать, что в результате пандемии возникли факторы, действие которых будет ощущаться в течение многих лет. В 2024 г. объем онлайн-про-даж, созданный факторами пандемии, составит 1,6 трлн рублей.

Совокупный дополнительный прирост за счет факторов пандемии за эти годы составит 4,4 трлн рублей до 2024 г. из 23,3 трлн рублей общего объема рынка за эти годы [12].

- удаленная форма участия в функционировании и развитии рынка электронной торговли сохранится и объединит заинтересованных лиц и расширит свои границы;

- резкий рост географии, мощности и аудитории крупнейших игроков, что обеспечить рост инвестиций и эффект масштаба обеспечат более быстрый рост проникновения на все сегменты рынка электронной торговли.

Таким образом, выделим основные преимущества услуг цифрового маркетинга в сфере электронной торговли, которые заключаются в перечне основных выгод для дальнейшего развития электронной торговли: повышение узнаваемости бренда, повышение доверия к бренду, более активное участие в развитии торговли в интернет-среде, повышение конверсии продаж, увеличе-

Таблица 1 - Тенденции развития рынка электронной торговли по сценариям развития с учетом пандемии и без учета пандемии до 2024 г, %

Сценарий 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г.*

с уч. панд. без уч. панд. с уч. панд. без уч. панд. с уч. панд. без уч. панд. с уч. панд. без уч. панд. с уч. панд. без уч. панд.

Ускорение роста развития электронной торговли 2,5 2,2 3,3 2,8 4,4 3,6 5,7 4,5 7,2 5,6

Изменение прогноза под влиянием пандемии 44 29 34 28 32 27 30 25 28 24

*с учетом пандемии - с уч. панд. *без учета пандемии - без уч. панд.

ние продаж в интернет-среде, повышение лояльности клиентов, качественная генерация лидов и воспитание культуры маркетин-

гового поведения всех участников продаж в интернет-среде, более высокий доход.

Список источников

1. Электронная торговля: вызовы евразийской интеграции. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/npecc-релиз:Электронная_торговля:_вызовы_евразийской_интеграции (дата обращения: 01.03.2023).

2.Шанхайская организация сотрудничества. URL: https://wwv.zvuch.com/radio-online (дата обращения: 01.03.2023).

3.Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество. URL: https://www.apec.org (дата обращения: 01.03.2023).

4.Большая двадцатка. URL: https://www.g20.org/en/ (дата обращения: 01.03.2023).

5.Козинец Н. В. Особенности правового регулирования трансграничной электронной торговли в СНГ и в рамках евразийской экономической интеграции // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 10 (59). С. 238.

6.Алмаз Е. Н., Раневская В.С. Интернет-маркетинг глазами клиента: Делаем сразу все правильно, а не сливаем бюджеты на эксперименты. М. : АСТ, 2022. С. 15.

7. The Real Challenges of eCommerce Integration. URL: https://virtocommerce.com/blog/ecommerce-integrations-part2 (дата обращения: 01.03.2023).

8.AdWords. URL: https://ads.google.com (дата обращения: 01.03.2023).

9.Коломыц О. Н., Вандрикова О. В., Солкина В. Д. Инструменты и преимущества интернет-маркетинга в сфере электронной коммерции // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 4(29). С. 209-210.

10. Рынок eCommerce: прогноз роста 2020-24. URL: https://datainsight.ru/sites/default/flles/DI_ eCommerce2020_2024.pdf (дата обращения: 01.03.2023).

11. Data Insight. URL: https://datainsight.ru/public (дата обращения: 01.03.2023).

12. Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: https://www.economy.gov.ru (дата обращения: 01.03.2023).

References

1. E-commerce: Challenges of Eurasian integration. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Пpecc-peлиз:E-commerce:_The call of the Eurasian Integration (date of application: 01.03.2023).

2. Shanghai Cooperation Organization. URL: https://wwv.zvuch.com/radio-online (date of application: 01.03.2023).

3. Asia-Pacific Economic Cooperation. URL: https://www.apec.org (date of application: 01.03.2023).

4. The Big Twenty. URL: https://www.g20.org/en / (accessed: 03/01/2023).

5. Kozinets N. V. Features of legal regulation of cross-border electronic commerce in the CIS and within the framework of the Eurasian economic integration. Actual problems of Russian law. 2015. No. 10 (59). p. 238.

6. Almaz E. N., Ranevskaya V.S. Internet marketing through the eyes of the client: We do everything right at once, and do not merge budgets for experiments. M. : AST, 2022. P. 15.

7. The Real Challenges of eCommerce Integration. URL: https://virtocommerce.com/blog/ecommerce-integrations-part2 (accessed: 03/01/2023).

8. AdWords. URL: https://ads.google.com (date of application: 01.03.2023).

9. Kolomyts O. N., Vandrikova O. V., Solkina V. D. Tools and advantages of Internet marketing in the field of e-commerce. Azimut of scientific research: economics and management. 2019. Vol. 8. No. 4(29). pp. 209-210.

10. eCommerce market: growth forecast 2020-24. URL: https://datainsight.ru/sites/default/flles/DI_ eCommerce2020_2024.pdf (accessed: 03/01/2023).

11. Data Insight. URL: https://datainsight.ru/public (date of application: 01.03.2023).

12. Ministry of Economic Development of the Russian Federation. URL: https://www.economy.gov.ru (accessed: 01.03.2023).

Сведения об авторе

МАХНОНОСОВ ДЕНИС ВИТАЛЬЕВИЧ - кандидат экономических наук, доцент, Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, Донецк, ДНР, Россия, elkommerce@ mail.ru

Information about the author

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

MAKHNONOSOV DENIS V. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Donetsk National University of Economics and Trade named after Mikhail Tugan-Baranovsky, Donetsk, DNR, Russia, elkommerce@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.