Научная статья на тему 'Интеграционные тенденции развития современных информационных технологий управления организациями'

Интеграционные тенденции развития современных информационных технологий управления организациями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
461
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алмаметов В. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграционные тенденции развития современных информационных технологий управления организациями»

Алмаметов В.Б. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Ключевым постулатом управления организацией является то, что принятие решения по конкретному вопросу должно основываться на всей относящейся к данному вопросу информации. В связи с этим одним из основных признаков современных технологий управления является доминанта информационного обеспечения процессов принятия решений.

В настоящее время существует значительное количество информационных технологий, методология которых базируется на различных управленческих концепциях. С этой точки зрения информационные технологии являются инструментом комплексного повышения эффективности процесса управления организацией в целом. В основе реализации всех информационных технологий лежит методология моделирования структуры организации и происходящих в ней процессов. При этом модель организации отражает ту управленческую концепцию, под которую строится информационная система управления. В связи с этим в настоящее время на рынке корпоративных информационных приложений и систем существует значительное количество продуктов, практическая применимость которых в значительной мере определяется соответствием концепции управления, заложенной в информационной системе, и концепции управления организацией. Как следствие, нередки ситуации, когда серьезные вложения в корпоративную информационную систему оказываются неэффективными вследствие несоответствия концепции управления организации-заказчика тем принципам управления, которые были заложены в модель информационной системы. Таким образом, существует практическая потребность к разработке концепции информационной модели организации, инвариантной к моделям управления организацией и дающей возможность преемственности развития используемых информационных технологий.

Рассмотрим основные этапы развития информационных технологий в управлении организацией.

Информатизация организаций имеет по сравнению с другими аспектами их развития сравнительно небольшую временную историю, чего нельзя сказать о темпах ее роста. Особенно интенсивно процессы информатизации стали развиваться с повсеместным распространением персональных компьютеров и сетевых телекоммуникационных технологий.

Основной целью использования информационных технологий в организациях было и остается до настоящего времени получение конкурентных преимуществ и повышение эффективности деятельности в целом. Как следствие, конкретные шаги по использованию методов и средств автоматизации отражали и отражают соответствующие историческому этапу методы повышения эффективности бизнеса.

Исторически первыми были информационные решения, которые позволяли повысить производительность труда направлений, связанных с переработкой больших объемов однородных данных. В основном это было связано с решениями различных учетных задач (бухгалтерия) и проведением сложных расчетов (экономических, инженерных). С точки зрения управления решение указанных задач позволяло повысить оперативность и достоверность первичных данных, используемых в процессах принятия управленческих решений.

Следующий этап развития информационных технологий был инициирован широким использованием управленческой концепции планирования и оптимизации ресурсов организации с целью снижения непроизводительных затрат. В литературе системы данного класса известны как MRP (Material Requirements Planning), в основе которых первоначально лежали принципы объемно-календарного планирования производства продукции и связанных с ним поставок материалов [1]. В ходе дальнейшего развития данной концепции в сторону расширения круга учитываемых ресурсов организации (не только материальных, но и финансовых, кадровых и др.) на смену MRP системам пришли системы класса ERP (Enterprise Resource Planning), которые к настоящему времени являются мощным средством интеграции информационных ресурсов организации. Системы данного класса охватывают практически все области деятельности организации - производство, финансы, логистику. Они осуществляют обработку данных на уровне отдельных операций (транзакций) в общем случае в режиме реального времени.

Концепция ERP оперирует понятием производственного жизненного цикла продукта, к силу чего в ее основе лежит планирование ресурсов и точность учета запасов товарно-материальных ценностей, а также прозрачность производственного процесса в целом, вне зависимости от того, осуществляется ли технологический процесс целиком на одном предприятии или частично. Расширенное понимание ERP фактически отразило тенденцию роста использования систем данного класса во многих непроизводственных отраслях.

Методологическим ограничением развития ERP систем стало то, что они по сути базировались на концепции организации как закрытой системы, основным свойством которой является ориентация на внутренние процессы организации и отсутствие учета особенностей окружающей среды - рынков сырья и готовой продукции, особенностей территориального расположения и др. В то же время, как показывает практика, только полный и своевременный учет особенностей окружения в планировании и управлении внутренними процессами организации может дать ей серьезные конкурентные преимущества.

Как следствие, в настоящее происходит постепенная замена стандарта ERP новым стандартом транзакционных систем управления ресурсами - CSRP (Customer Synchronize Resource Planning — синхронизированное с потребителем планирование ресурсов), предметная область которого уже включает элементы внешнего окружения, в частности, рынок сбыта. Родоначальниками CSRP являются ERP системы и специализированные информационные приложения класса CRM (Customer Relationship Management - управление взаимоотношениями с клиентами). Этот термин характеризует философию ведения бизнеса в клиент-ориентированной компании, где механизмы работы с клиентами пронизывают все процессы организации и направлены на привлечение новых клиентов и развитие существующих клиентов. За счет этого достигается минимизация человеческого фактора при работе с клиентами и абсолютная прозрачность деятельности в сферах продаж, маркетинга и клиентского обслуживания.

Идеология CSRP базируется на понятии функционального жизненного цикла продукции, который включает в себя следующие основные этапы - предпродажный (маркетинг, создание новых товаров, вывод их на рынок и работа по продаже до заключения контракта), логистический (движение продукта после заключения контракта), производственный (переработка материалов и компонент в готовое изделие), послепродажный (послепродажное обслуживание, утилизация товара и его компонент, гарантийное и послегарантийное обслуживание). Данный подход предоставляет действенные методы и приложения для создания продукции, модифицируемой под требования конкретного клиента. Его целью является установление тесных долгосрочных партнерских отношений с потребителем продукции организации.

Начальным этапом работы в подобных системах является не анализ уже полученного заказа, а взаимодействие с покупателем начиная с уровня потенциального клиента. Сегодня производитель все чаще отходит от стратегии вывода на рынок универсального продукта, а совместно с покупателем формирует заказы, определяя потребности конечного потребителя с целью наиболее полного их удовлетворения, которые динамически переводятся в требования к продуктам и к их производству. Технология конфигурирования заказов позволяет проверить их выполняемость до того, как они будут размещены. Обработка заказов охватывает информацию о потенциальных клиентах. Системы управления контактами и генераторы отчетов соединяются с системами создания заказов и производственного планирования, чтобы предоста-

вить информацию о требуемых ресурсах до того, как заказ будет размещен. Тенденции рынка, спрос на продукцию и информация о предложениях конкурентов связываются с ключевыми бизнес-процессами организации. Статические ценовые модели заменяются динамическим инструментом ценообразования, который позволяет определить оптимальную стоимость каждого продукта для каждого покупателя. Предпродажный цикл обслуживания покупателя сокращается в несколько раз. В итоге смещение акцента с оптимизации внутренних процессов организации в сторону расширения компетенции организации приводит к существенному повышению ее конкурентоспособности.

С точки зрения теории управления появление CSRP систем является отражением расширения зоны компетенции организации и рассмотрения отношений с клиентами как непосредственного ресурса организации, которым можно и нужно управлять.

Подход, ориентированный на расширение возможностей учета требований клиентов, особенно в производстве сложной высокотехнологичной продукции с необходимостью предусматривает интеграцию производственных и финансовых систем, традиционно позиционируемых в сегменте управленческих, с системами и технологиями автоматизированного проектирования (САПР - CAD/CAM/PDM), имеющими свою длительную историю развития.

Интегративная тенденция проектных и управленческих информационных систем наметилась с появлением концепции информационной поддержки жизненного цикла изделия (CALS) [2] . Впервые концепция CALS (Computer Aided Logistic Support - компьютерное обеспечение процесса поставок) появилась в 80-х гг. прошлого века в рамках работ по созданию инструментов совершенствования материально-технического обеспечения Вооружённых Сил США. В ходе выполнения этих работ была поставлена задача сокращения расходов на организацию информационного взаимодействия правительственных учреждений США с частными фирмами (при формализации требований к военной технике, её заказе, а также поставках и последующей эксплуатации). Позднее концепция CALS получила другую, более всеобъемлющую, расшифровку -Continuous Acquisition and Life cycle Support (непрерывные поставки и информационная поддержка жизненного цикла изделий), которая сейчас достаточно широко распространена, особенно в организациях, имеющих проектные подразделения и самостоятельно занимающихся разработкой продукции. В России концепция CALS получила аббревиатуру ИПИ (информационная поддержка жизненного цикла изделий).

Главный принцип концепции CALS состоит в следующем: информация, однажды возникшая на каком-либо этапе жизненного цикла изделия, сохраняется в информационной системе и становится доступной всем участникам этого и других этапов (в соответствии с имеющимися у них правами пользования этой информацией). Это позволяет избежать дублирования, перекодировки и несанкционированных изменений данных, а также связанных с этими процедурами ошибок и сократить затраты труда, времени и финансовых ресурсов. При этом, участники информационного взаимодействия могут быть территориально удалены друг от друга, а совместно используемая информация может быть очень разнородной.

Для реализации взаимодействия в рамках технологии CALS создается интегрированная информационная среда, которая обеспечивает непрерывный обмен данными между заказчиком, производителями и потребителями, а также позволяет повысить эффективность управления, сократить бумажный документооборот и расходы, относящиеся к нему. Таким образом, концепция CALS основана на использовании единого информационного пространства (интегрированной информационной среды) и обеспечении единообразных способов управления процессами и взаимодействия участников жизненного цикла продукции в соответствии с требованиями международных стандартов, регламентирующих правила управления, взаимодействия и обмена данными.

При этом интегрированная информационная среда физически представляет собой распределенное хранилище данных, существующее в сетевой компьютерной системе, охватывающей все службы и подразделения предприятия, связанные с процессами поддержки жизненного цикла изделий на основе единой системы правил представления, хранения и обмена информацией.

В рамках концепции CALS значительное развитие получили информационные приложения класса PDM (Product Data Management - управление данными об изделии). В настоящее время происходит переход от PDM-систем к корпоративным системам класса PLM (Product Lifecycle Management — управление жизненным циклом изделия), учитывающим процессы, исполнителей, этапность производства и открытым для интеграции данных из других систем и других предприятий.

Как видим, базовые положения концепций CALS и ERP(CSRP) имеют много общего - формирование единого информационного пространства, оптимизация ресурсов на всех этапах жизненного цикла продукта. Главное же различие заключается в том, что системы, реализующие концепцию CALS, имеют объектноориентированную направленность (учет информации о продукте на различных стадиях его жизненного цикла), в то время как системы ERP(CSRP) являются процессно-ориентированными (учет отдельных транзакций при производстве продукта). Это различие отражает две стороны знания об объекте - соответственно декларативную и процедурную. Декларативная составляющая характеризует непосредственно объект, его структуру, свойства, параметры, связи и отношения с другими объектами. Процедурная составляющая знания отражает изменения объекта в результате различного рода процессов.

Интеграция проектных и управленческих систем в настоящее время приобретает все большую актуальность, поскольку именно на этапе проектирования закладывается фундамент высокой конкурентоспособности продукции. На практике в организациях традиционно происходит разделение систем ERP и систем на базе CALS технологий (например, [3]-[4]). Причины этого различны - исторически параллельное развитие, различные производители систем данных классов. Но главной причиной все же является отсутствие системного подхода к построению концепции информационного обеспечения деятельности организации, недооценка эффекта комплексной информатизации всех ее процессов. Современные требования к управлению бизнес-процессами организации ставят на первый план задачу комплексной информатизации ее деятельности с учетом накопленного опыта автоматизации отдельных направлений. Решение данной задачи возможно двумя основными способами.

Первый представляет собой интеграцию существующих программных систем и приложений путем разработки всевозможных интерфейсов данных под то, что есть, исходя из сложившейся структуры информационных ресурсов организации. Данный подход является на первый взгляд относительно малозатратным как с экономической точки зрения, позволяя использовать уже приобретенные информационные продукты, так и с организационной, сохраняя сложившиеся схемы информационного взаимодействия. Практика, однако, показывает, что информационные решения, оптимальные в рамках отдельного подразделения, будучи механически интегрированы в общекорпоративную среду, не дают эффекта с точки зрения повышения эффективности организации в целом.

Другой способ заключается в построении единой информационной модели организации с точки зрения того, как нужно, чтобы эффективность информационной поддержки управления бизнес-процессами была максимальной. По сути, такая модель должна явиться информационной платформой, основой для использования на ее базе комплекса современных информационных приложений в рамках единой корпоративной информационной системы. Этот способ является значительно более весомым как с точки зрения финансовых вложений, так и по масштабу организационных изменений, однако эффективность системных решений,

как показывает практика, существенно выше по сравнению с локальными. В то же время, с практической точки зрения разработка корпоративной информационной системы должна учитывать весь накопленный в рамках конкретной организации опыт автоматизации и информатизации, использовать с максимальной полнотой существующие эффективные решения.

Реализация данного способа представляет собой смещение акцентов с традиционных производственнотехнологических аспектов повышения эффективности организации в область информационных технологий, потенциал которых в настоящее время реализован далеко не полностью. Затраты, произведенные в рамках разработки и реализации концепции корпоративной информационной системы на базе единого подхода к построению модели организации, носят, по сути, капитальный характер, поскольку срок использования модели, при надлежащей ее поддержке и сопровождении, сопоставим со сроками использования основных средств организации.

Сформулируем основные требования, предъявляемые к единой информационной модели организации, с точки зрения системного подхода к управлению:

возможность детализации модели до уровня подмоделей, описывающих значимые аспекты деятельности организации - финансовой, технической, организационной и др. ;

интерпретация результатов моделирования непосредственно менеджерами, а не только специалистами в области моделирования;

способность интеграции в среду существующих информационных технологий управления;

открытость с точки зрения внесения изменений и дополнений.

Сложность построения комплексной модели управления организацией в части реализации указанных требований заключается в том, что существенным признаком процесса принятия управленческих решений является его плохая формализуемость с использованием традиционных математических методов, которая обусловлена следующими основными причинами.

1) Цель деятельности организации в современных условиях не сводится к достижению единичного показателя. Как правило, речь идет о системе взаимосвязанных показателей для оценки деятельности организации, которые являются в общем случае взаимозависимыми. Таким образом, задача оценки ситуации и принятия решений должна учитывать необходимость достижения системы целей, имеющих различную сущностную природу, различное представление и различный характер взаимосвязей между собой.

2) Управленческие задачи, требующие нетривиального подхода, характеризуются наличием альтернативных решений, обусловленных конкретными целями организации, а также многокритериальностью оценки каждого решения. При этом наряду с количественными показателями оценки, однозначно характеризующими тот или иной аспект деятельности предприятия (к примеру, объем реализации продукции), существует целый ряд показателей, имеющих по своей сути качественный характер. Количественное выражение таких показателей является однозначным лишь с точностью до используемой методики расчета (например, удовлетворенность потребителей качеством продукции). Возможность неоднозначной трактовки данных показателей различными субъектами оценки деятельности организации создает дополнительные трудности при принятии управленческих решений с точки зрения адекватности этих решений поставленным целям.

3) Эффективное управления предприятием как социально-экономической системой невозможно в отсутствие анализа связи отдельного предприятия с институциональной структурой экономики, которая определяет основные экономические, социальные и правовые нормы ведения хозяйственной деятельности. Предприятие является с точки зрения системного анализа открытой системой, постоянно взаимодействующей с окружающей средой посредством материальных и информационных потоков, что обеспечивает ее существование и развитие. В связи с этим модель организации должна включать в себя элементы, позволяющие учитывать динамические изменения внешней среды и их влияние на объекты и процессы внутри организации.

4) Организация как социально-экономическая система, создаваемая для достижения определенных целей, задаваемых внешними факторами (собственники, рынок, законодательство и т.п.), в то же время характеризуется собственными внутренними условиями и законами функционирования. Они предопределяются в значительной мере социальной компонентой организации, ее персоналом. Учет социального фактора является одним из ключевых моментов, определяющих качество управленческих решений.

Таким образом, для моделирования процессов поддержки принятия управленческих решений в целях повышения их эффективности в социально-экономических системах необходимо использование методов, учитывающих особенности данной предметной области. В настоящее время существуют и активно развиваются методы описания и построения моделей плохо формализуемых предметных областей, которые основаны на принципах инженерии знаний. Эти принципы предполагают формализацию знаний узкого класса высококвалифицированных экспертов для тиражирования и последующего их использования менее квалифицированными пользователями. Основным отличием моделей, построенных на принципах инженерии знаний от обычных информационных моделей, осуществляющих поиск и преобразование существующей информации, является возможность получения логических заключений и новой информации, которая в систему не вводилась.

Способность взаимодействия множества приложений, разработанных с помощью различных технологий для отдельных подразделений, является ключевым требованием успеха разработки эффективной системы управления организацией. Производство, управление, продажи, обслуживание покупателей, техническое обслуживание и другие бизнес-функции, могут выполняться в соответствующих подразделениях с использованием специализированных программных приложений, функционирующих в рамках корпоративной информационной системы, основанной на единой информационной модели организации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Производственное и функциональное управление: от MRP к ERP и CSRP.// Фрагменты из книги: С.Н. Колесников, "Стратегии бизнеса: управление ресурсами и запасами", Москва, "Статус-Кво 97", 2000. -http://www.iteam.ru/publications/it/section 52/article 2308/

2. Управление жизненным циклом продукции // Колчин А.Ф. и др. - М.: Анахарсис, 2002. - 304 с.

3. Применение технологии непрерывной информационной поддержки жизненного цикла изделия (CALS) для энергомашиностроительного оборудования // Интернет-ресурс http://www.lta.ural.ru/cals.html

4. Антимонов Д. ERP и САПР : полная интеграция не нужна? // Интернет-ресурс

http://www.iteam.ru/publications/it/section 55/article 2292/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.