Научная статья на тему 'Интеграционные технологии при создании малых электротехнических систем и комплексов на основе методологии когенерации'

Интеграционные технологии при создании малых электротехнических систем и комплексов на основе методологии когенерации Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
245
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМБИНИРОВАННОЕ ПРОИЗВОДСТВО ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ И ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ / ДВИГАТЕЛЬ СТИРЛИНГА / ТОПЛИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ / МИКРОКОГЕНЕРАЦИЯ / THE COMBINED MANUFACTURE ELECTRIC AND THERMAL ENERGY / ENGINE OF STIRLING / FUEL ELEMENT / MICROCOGENERATION

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Ахтулова Людмила Николаевна, Ахтулов Алексей Леонидович, Леонов Евгений Николаевич, Петухова Наталья Николаевна, Смирнов Сергей Иванович

Приведен анализ существующих технологии при создании малых электротехнических систем и комплексов на основе методологии когенерации; рассмотрены возможности и перспективы широкого их использования в локальных системах теплои электроснабжения и состояние развития рынка технологий микрокогенерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Ахтулова Людмила Николаевна, Ахтулов Алексей Леонидович, Леонов Евгений Николаевич, Петухова Наталья Николаевна, Смирнов Сергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration technologies at creation of small electrotechnical systems and complexes on the basis of methodology cogeneration

The analysis of existing technologies is resulted at creation of small electrotechnical systems and complexes on the basis of methodology cogeneration, opportunities and prospects of their wide use in local systems warmly both electrosupply and a condition of development of the market of technologies microcogeneration are considered.

Текст научной работы на тему «Интеграционные технологии при создании малых электротехнических систем и комплексов на основе методологии когенерации»

5. Корнеев, С. А. Расчётная модель сетчатой оболочки вращения для резинокордного патрубка / С. А. Корнеев, М. И. Трибельский // Омский научный вестник. — 2012. — № 1 (107). — С. 101-109.

6. Сквайрс, Дж. Практическая физика / Дж. Сквайрс. — М. : Мир, 1971. - 246 с.

КОРНЕЕВ Сергей Александрович, доктор технических наук, профессор (Россия), заведующий кафедрой «Сопротивление материалов» Омского государственного технического университета (ОмГТУ).

КОРНЕЕВ Владимир Сергеевич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Основы теории механики и автоматического управления» ОмГТУ. ПЕНЬКОВ Иван Александрович, ассистент кафедры «Сопротивление материалов» ОмГТУ. ТРИБЕЛЬСКИЙ Михаил Иосифович, кандидат технических наук, инженер-конструктор ООО «НПП Сибрезинотехника».

Адрес для переписки: komeyev@omgtu.ru

Статья поступила в редакцию 30.04.2014 г.

© С. А. Корнеев, В. С. Корнеев, И. А. Пеньков, М. И. Трибельский

УДК 621.3И.1.031 Л. Н. АХТУЛОВА

А. Л. АХТУЛОВ Е. Н. ЛЕОНОВ Н. Н. ПЕТУХОВА С. И. СМИРНОВ

Омский государственный университет путей сообщения

Тобольский индустриальный институт (филиал Тюменского государственного нефтегазового университета)

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ СОЗДАНИИ МАЛЫХ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ И КОМПЛЕКСОВ НА ОСНОВЕ МЕТОДОЛОГИИ КОГЕНЕРАЦИИ________________________________________________

Приведен анализ существующих технологии при создании малых электротехнических систем и комплексов на основе методологии когенерации; рассмотрены возможности и перспективы широкого их использования в локальных системах тепло- и электроснабжения и состояние развития рынка технологий микрокогенерации.

Ключевые слова: комбинированное производство электрической и тепловой энергии, двигатель Стирлинга, топливный элемент, микрокогенерация.

В настоящее время Международные экологиче- технологий и форм организации, режимов потреб-

ские соглашения (Киотский протокол [1] и др.) ока- ления и механизмов управления, концепций понима-

зывают влияние на выбор направлений развития топ- ния проблем и средств определения системных эксп-

ливно-энергетического комплекса, что привело к по- луатационных характеристик электричества.

явлению новых технологий — таких как возобновля- Одним из перспективных путей развития элект-

емая энергетика, комбинированное производство рических систем предлагается децентрализация (или

тепла и электричества, «чистый уголь». А междуна- распределение) [4] производства электроэнергии в

родные события последних десятилетий, связанные маленьких, децентрализованных единицах, такой

с авариями на атомных электростанциях, ещё раз подход поможет обеспечить сокращение выбросов

поставили в повестку дня вопрос о безопасности и снизить потери в сетях, а также обеспечит возмож-

энергетики. Кроме того, изменения климата и огра- ность развития возобновляемой энергетики.

ниченные ресурсы подземных ископаемых требуют Одним из вариантов распределенной генерации,

значительных сокращений использования невозоб- который может быть применён для развития жизне-

новляемых источников энергии и выброса парнико- способных энергетических систем в будущем, это

вого газа. Таким образом, вопрос замены традицион- микрокогенерация — комбинированное производство

ной тепловой и атомной энергетики на новые, пер- электрической и тепловой энергии в малых объёмах,

спективные в относительно недалёком будущем ис- которые непосредственно включены в состав объекта

точники энергии — весьма актуален. использования.

Как отмечается в [2, 3], обеспечение устойчивого По сравнению с распространенным в настоящее

развития энергетического сектора потребует новых время централизованным производством и потреб-технических решений в таких сферах, как развитие лением электроэнергии, обеспечивающим сотни и

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (130) 2014 МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ

МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (130) 2014

Рис. 1. Иллюстрация схемы выработки электроэнергии на тепловых электростанциях

Рис. 2. Иллюстрация схемы комбинированного производства тепловой и электрической энергии

даже тысячи объектов сразу, при редком использовании локальных систем тепло- и электроснабжения, такой подход дает [4] принципиально отличную систему энергообеспечения в системах электричества (рис. 1 и 2).

В работах [5 — 7] предложены алгоритмы автоматизации проектирования систем комбинированного производства в малых объемах электрической и тепловой энергии, устройства которых непосредственно включены в состав объекта по месту использования.

В настоящее время существуют несколько технологий, работающих на принципе когенерации, такие как тепловые насосы, парогазовые турбины, топливные элементы и др. Но уходящая в дымовую трубу энергия из любой тепловой электростанции может быть использована как объект для когенерации.

Таким образом, принимая во внимание, что произведенная высокая температура используется для отепления и нагрева воды на объекте, произведенное электричество используется в пределах объекта или выдаётся в общую сеть, то технологическое ядро микрокогенерации — это энергетическая преобразовательная установка, которая позволяет одновременное производство электричества и высокой температуры в очень маленьких единицах.

Текущая ситуация с использованием микрокогенерации в России, как и во многих странах мира, не очень благоприятная в силу отставания от лидеров рынка по ряду технологических и экономических показателей производства электроэнергии.

Технологическое ядро микрокогенерации — энергетическое преобразование технологических объектов, которое позволяет одновременное производство электричества и тепла в малых объемах, и в систему микрокогенерации дополнительно включаются технологические компоненты (рис. 3), дающие доступ к сети высшего уровня, включая возможное измерение и управляющие устройства.

Разработано много различных технологий преобразования химической энергии топлива в «полезные» формы энергии, т.е. электричество и тепло (рис. 4):

поршневые двигатели, двигатели Стирлинга, газовые турбины, паровые двигатели.

Один из вариантов основан на прямом электрохимическом преобразовании химической энергии в электроэнергию (т.е. топливный элемент). Другие процессы включают фотогальваническое преобразование радиации (например, термо-фотогальваниче-ские устройства [4]) или термоэлектрические системы.

В принципе, самые обычные системы когенерации могут быть использованы для микрокогенерации. Некоторые из них все же могут быть успешно использованы для очень маленьких применений, так, например, объединенная электрическая и тепловая эффективность (общая эффективность) с применением системы поршневого двигателя (рис. 5) будет варьироваться от 80 % и более 90 %.

В отличие от двигателей с искровым зажиганием, для которых сгорание происходит в двигателе, двигатели Стирлинга вырабатывают тепло снаружи, в отдельной камере сгорания, рабочий газ (например, воздух, гелий или азот), посредством подвижного поршня, перемещающегося между камерой с высокой температурой и камерой охлаждения с очень низкой температурой. На пути от горячей до холодной камеры газ перемещается через рекуператор, состоящий из проволоки, керамической сетки или пористого металла, который отбирает высокую температуру горячего газа и возвращает его к газу, когда холодный газ возвращается в горячую камеру.

Двигатели Стирлинга могут быть разработаны в различных конфигурациях, которые отличаются положением и числом поршней и цилиндров и методами движения (кинематический и свободный поршень) (Educogen 2001). Механическая энергия двигателя Стирлинга используется, чтобы вращать генератор.

Вследствие того, что сжигание топлива происходит в отдельной горелке, двигатели Стирлинга предлагают высокое топливное разнообразие, в особенности относительно биотоплива и, из-за непрерывного горения, более низкой эмиссии. В принципе, могут использоваться и другие источники тепла, такие как

Рис. 3. Технологические компоненты системы микрокогенерации

Топливо

Сгорание в поршневом двигателе

Механическая

энергия

ЭЭ ТЭ

Паровой

двигатель

Двигатель

Стирлинга

Микро-

турбина

Топливо

Топливо/ источник тепла I

Сгорание в котле

Пар

Механическая

энергия

ЭЭ ТЭ

Механическая

энергия

Топливо

І І I ! I

Сгорание в I Сгорание в турбине

Процесс

Стирлинга

Механическая

энергия

І І I

Топливный

элемент

Топливо

I

(Риформинг)

Термофото-

гальванические

элементы

Топливо

Сгорание в котле

Электрохимическое Преобразование в

преобразование полупроводнике

ЭЭ ТЭ

ЭЭ ТЭ

ЭЭ ТЭ

ЭЭ ТЭ

Горение

Электрохимия Прочее

Рис. 4. Технологии когенерации и этапы преобразования (ЭЭ — электрическая энергия, ТЭ — тепловая энергия)

Общая сеть Спрос

Рис. 5. Принципиальные компоненты системы поршневого двигателя

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (130) 2014 МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ

МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (130) 2014

Мембрана Слой реакции Слой газовой диффузии - Биполярная пластина -

н.о.о/>

Рис. 6. Базовая конструкция примера топливного элемента «Полимерный электролитический топливный элемент»

концентрированное солнечное излучение. Компании Solo, Sunmachine и др. разработали для этой цели параболические зеркала.

У двигателей Стирлинга есть потенциал, чтобы достигнуть высокого общего (электрический плюс тепловой) КПД. Однако их электрический КПД весьма умеренный. До сих пор двадцатипроцентный среднегодовой КПД был достигнут в больших системах, предполагается 24 % для будущих моделей. Маленькие двигатели Стирлинга разработаны для снижения стоимости; следовательно, они достигают более низкого электрического КПД, чем большие двигатели, как правило около 10— 12 %.

Двигатели Стирлинга находятся между экспериментальной и демонстрационной фазой и маркетингом. Они еще проходят полевые испытания; но начальные коммерческие продукты уже определены и на начале стадии серийного производства. Новозеландская компания WhisperTech разрабатывает двигатель Стирлинга под названием WhisperGen с производительностью до 1,2 кВт электрической энергии и 8 кВт тепловой (рис. 6).

Топливный элемент преобразовывает химическую энергию топлива и кислорода непосредственно в электроэнергию. Как правило, топливо — водород. Энергия, полученная в результате объединения водорода и кислорода в воду, будет частично преобразована в электроэнергию.

«Секрет» топливных элементов — электролит, который отделяет эти два реагента, Н2 и O2, чтобы избежать неуправляемой взрывной реакции.

В основном топливный элемент состоит из сэндвич-слоев, которые помещены вокруг центрального электролита: анод, в котором окисляется топливо; катод, в котором редуцируется кислород; и биполярные пластины, которые подают газы, собирают электроны и проводят теплоту реакции (рис. 7).

Чтобы достигнуть более высоких мощностей, много единичных топливных элементов могут быть связаны последовательно. Это называют стеком топливного элемента.

Топливные элементы для микрокогенерации основаны на Полимерных электролитических топливных элементах (Polymer Electrolyte Fuel Cells —PEFC, также Протонообменный мембранный топливный

элемент — Proton Exchange Membrane Fuel Cell — PEMFC), использующих тонкую мембрану в качестве электролита и работающих приблизительно с температурой 80 °С, или Твёрдооксидных топливных элементах (Solid Oxide Fuel Cells — SOFC), которые являются высокотемпературными топливными элементами, работающими с температурой 800 °C. Недавние исследования привели к развитию высокотемпературных литых карбонатных топливных элементов для этого сегмента низкой мощности.

Как правило, природный газ — доступное топливо для применения в микрокогенерации. Он главным образом состоит из содержащего водород метана (CH4), который преобразован в водород в так называемой реакции реформинга. Это имеет место или в устройстве сепарации, реформере, или, как в случае высокотемпературных топливных элементов, в стеке (внутреннее преобразование).

Использование природного газа как доминирующего топлива для топливных элементов: в кратко-и среднесрочной перспективе, низкотемпературные топливные элементы (PEMFC) в диапазоне малых мощностей могут достигнуть годовых электрических КПД порядка 28 — 33 %; в долгосрочной перспективе возможно достижение до 36 % для домашних систем. Однако до сих пор не ясно, могут ли системы топливных элементов достигнуть тех же самых тепловых КПД, которые обещаны конкурирующими технологиями. Причиной этого является то, что высокая температура не может быть извлечена в четко определенных местах в системе, а выдается в нескольких рассеянных источниках тепла, приводя к большим размерам элементов, требуемых для изоляции и теплообмена.

В последнее десятилетие были приложены значительные усилия в разработку этой технологии, особенно с точки зрения мобильных приложений. Однако топливные элементы до сих пор еще коммерчески недоступны для применения в микрокогенерации. Здесь исследования и разработки находятся на стадии начальных испытаний. Некоторые компании объявили, что требуются дальнейшие НИОКР, прежде чем их системы могут стать коммерчески привлекательными, с приемлемой долговечностью, технической работой и общей стоимостью.

Выхлоп

ЭлектроДвигатель энергия Топливо

расширения

Воздух

Начальный

поток

Обратный

Конденсатор

Рис. 7. Принципиальная схема парового двигателя расширения

В настоящее время разрабатывается множество других технологий для энергетического преобразования и микрокогенерации. Среди более продвинутых понятий разрабатываются машины, основанные на паровых циклах Ренкина. Цикл Ренкина — идеальный прототип для паровых двигателей в использовании сегодня. Различные компании, такие как австралийская Cogen Micro с системой 2,5 кВт, En-ergetix' Inergen system с генератором 1 кВт, Climate Energy LCC или Baxi Group, занимаются этим путём, используя различные типы расширителей для пара, такие как двигатели со свободным поршнем, витые расширители, или возвратно-поступательные двигатели и различные типы рабочих жидкостей, такие как пар, органические вещества или двухфазовые смеси пара и воды. Однако ни один из этих продуктов еще коммерчески недоступен.

Один из передовых примеров двигателя типа Ренкина — SteamCell, производства немецкой компанией Enginion. В SteamCell подаётся сжатая вода, она нагревается компактной горелкой и преобразуется в пар, который приводит в движение инновационный поршневой двигатель (рис. 8).

После расширения пар конденсируется и стекает назад в бак. SteamCell имеет номинальную электри-

ческую мощность 4,6 кВт и потенциальную электрическую эффективность 17 %.

Из-за непрерывного сгорания в горелке эмиссия двукиси углерода и угарного газа очень мала, в то время как эмиссия окиси азота определена максимальной температурой сгорания, которой тщательно управляют в системе. Внешнее теплоснабжение предлагает возможность использования множества видов топлива.

Подобная паровая система когенерации в настоящее время испытывается в полевых условиях находящейся в Германии компанией OTAG. В этой системе, названной «Lion» (3 кВт электрических), произ-веденый пар инжектируется в поршень с разных сторон и расширяется. При этом прямолинейно движущийся поршень производит электричество. Обычно электрический КПД всех машин цикла Ренкина довольно низкий, от 12 до максимум 20 %.

Есть и другие технологии, которые не основаны на электрохимических процессах (топливный элемент) или двигателях внутреннего сгорания (поршневой, Стирлинга или паровой двигатель), а, например, на полупроводниках, которые преобразовывают ненужную излучаемую энергию источника тепла непосредственно в электричество с использованием

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (130) 2014 МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ

МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (130) 2014

фотогальванического элемента. Эта технология, названная термофотогальваника, применяет фотогаль-ванические материалы с низкой запрещенной зоной. Система состоит из горелки и керамического эмиттера (опционально с фильтром), который нагревается горелкой и излучает свет, который превращается в электричество, используя фотогальваническую ячейку.

Требуются несколько условий, прежде чем тер-мофотогальванические системы будут успешно выведены на рынок. Особенно важным является оптимизация материала эмиттера, чтобы он соответствовал диапазону длины волны в ячейках. В настоящее время с этой целью исследуются несколько редкоземельных материалов. Кроме того, требуется более тщательная проработка дизайна и производства солнечной батареи, а также системный инжиниринг для оптимизации работы. Несколько научно-исследовательских институтов, таких как National Renewable Energy Laboratory (NREL), находящийся в Колорадо, и компаний, таких как Sarnoff Corporation и Edtek, разрабатывают термофотогальванические системы.

Термоэлектрические устройства также преобразуют непосредственно электромагнитную радиацию в электричество. Однако они не применяют фото-гальванические материалы, вместо этого они используют принцип того, что пары несходных проводников, например, по-разному легированные материалы полупроводника, например, теллурид Висмута, производят ток, если есть между ними температурный градиент. Hi-Z Technology, Inc., базирующаяся в Калифорния, разработала термоэлектрический генератор мощностью 1 кВт для производства электричества от теряемого тепла двигателей (например, дизельного). Данный элемент может использоваться вместо генератора переменного тока двигателя грузового автомобиля. В принципе, термоэлектрическая технология также может использоваться в целях микрокогенерации. Однако, как ожидается, и термофотогальванические, и термоэлектрические устрой-

ства не выйдут на рынок микрокогенерации в краткосрочный или среднесрочный период (рис. 9).

Принимая во внимание, что поршневые двигатели коммерчески доступны, производятся в больших количествах и достигают больших электрического и общего КПД, следует учесть, что их недостаток в виде более высоких выбросов отработанных газов по сравнению с конкурирующими системами микрокогенерации.

Поскольку сжигание топлива в двигателях Стирлинга выполнено в отдельной горелке, то у этих двигателей более низкие выбросы, а также высокая топливная гибкость, в частности, при использовании биотоплива и солнечного излучения. У двигателей Стирлинга есть потенциал, чтобы достигнуть высокой общей эффективности, хотя это уменьшает электрическую эффективность. Двигатели Стирлинга малых размеров имеют еще более низкую электрическую эффективность и, прежде всего, разработаны для снижения их стоимости.

Топливные элементы находятся в фазе исследований. Как и во многих пилотных проектах, их применение предлагает потенциальную выгоду самой высокой электрической эффективности и почти с нулевыми местными выбросами. Кроме того, высокое отношение электрической эффективности к тепловой может увеличить потенциал производства электроэнергии такими установками микрокогенерации.

Паровые машины расширения находятся все еще в фазе разработки. Потенциально они предлагают низкие выбросы и высокую топливную гибкость из-за их внешней горелки. Кроме того, некоторые концепции паровых двигателей предполагают гибкий поток пара. Поэтому техническая демонстрация выполнимых систем микрокогенерации на этих двигателях еще только предстоит, и, как ожидают, электрический КПД будет низким.

Другие технологии, такие как термофотогальваника и термоэлектрические системы, находятся также на стадии исследования.

Научные

исследования

Демонстрация Коммерциализация Продажа

- Развитие новой идеи

- Развитие до коммерческого -Первое выведение на

предложения коммерческий рынок

- Лабораторное и цифровое - Прототип, полевые испытания (определение нишы)

моделирование

- Созревание технологии

Поршневой двигатель

Двигатель Стирлинга

Топливный элемент

Паровой двигатель

Технологии будущего (Термофотогальваника и др.)

Время до появления на рынке

10 лет и более

5 лет

1 год 0 лет

Рис. 9. Состояние развития рынка технологий микрокогенерации

Библиографический список

1. Киотский протокол к рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата. — ООН, 1998. — 26 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://unfccc.int/ resource/docs/convkp/kprus.pdf (дата обращения 29.04.2014).

2. Основные положения (Концепция) технической политики в электроэнергетике России на период до 2030 г. — М. : ОАО РАО «ЕЭС России», 2008. — 89 с. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.rao-ees.ru/ru/invest_inov/concept_ 2030.pdf (дата обращения 29.04.2014).

3. Об энергетической стратегии России на период до 2030 года : Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 N 1715-р [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req = doc;base = Law;n = 94054 (дата обращения 29.04.2014).

4. Pehnt, M. Micro Cogeneration: Towards Decentralized Energy Systems / M. Pehnt [and others]. — Springer, 2006. — XV. - 346 p.

5. Ахтулов, А. Л. Методология построения и практическое применение системы автоматизации проектирования машин/ А. Л. Ахтулов // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии (СибАДИ). — Омск : Издательский дом «ЛЕО», 2005. — Вып. 3. — С. 14 — 29.

6. Ахтулов, А. Л. Алгоритм оценки влияния свойств сегнето-электрика с размытым фазовым переходом при решении задач САПР систем электроснабжения / А. Л. Ахтулов, Л. Н. Ахтулова, Н. Н. Петухова, С. И. Смирнов // Вестник Ижевского гос. техн. ун-та. — Ижевск : Изд-во ИжГТУ. — 2012. — № 3 (55). — С. 120-124

7. Ахтулов, А. Л. Постановка задачи синтеза принципиальных схем промышленного электроснабжения средствами сов-

ременных САПР / А. Л. Ахтулов, Л. Н. Ахтулова, Е. Н. Леонов, С. И. Смирнов // Вестник Ижевского гос. техн. ун-та. — Ижевск : Изд-во ИжГТУ. - 2011. - № 1 (49). - С. 110-113.

АХТУЛОВА Людмила Николаевна, кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Экономика транспорта, логистика и управление качеством» Омского государственного университета путей сообщения (ОмГУПС).

АХТУЛОВ Алексей Леонидович, доктор технических наук, профессор (Россия), действительный член Международной академии авторов научных открытий и изобретений и Академии проблем качества, почетный работник высшего профессионального образования, профессор кафедры электроэнергетики Тобольского индустриального института (филиал Тюменского государственного нефтегазового университета) ( ТюмГНГУ); профессор кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство» ОмГУПС.

ЛЕОНОВ Евгений Николаевич, ассистент кафедры электроэнергетики ТИИ ТюмГНГУ.

ПЕТУХОВА Наталья Николаевна, старший преподаватель кафедры электроэнергетики ТИИ ТюмГНГУ. СМИРНОВ Сергей Иванович, кандидат физикоматематических наук, доцент (Россия), заведующий кафедрой электроэнергетики ТИИ ТюмГНГУ. Адрес для переписки: ahtulov-al1949@yandex.ru

Статья поступила вредакцию 30.04.2014 г.

© Л. Н. Ахтулова, А. Л. Ахтулов, Е. Н. Леонов, Н. Н. Петухова, С. И. Смирнов

Книжная полка

621.5/Я60

Январев, И. А. Математическое моделирование теплообменных процессов компрессорных, холодильных, энергетических и технологических установок : учеб. электрон. изд. локального распространения : конспект лекций / И. А. Январев ; ОмГТУ. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2013. — 1 о=эл. опт. диск (CD-ROM).

Рассмотрены вопросы моделирования теплообменных процессов компрессорных, холодильных, энергетических и технологических установок. Приведены классификации математических моделей для различных теплообменных объектов, общая методика получения математической модели, а также численные методы. Для студентов, обучающихся по специальностям 150801 (101500) «Вакуумная и компрессорная техника физических установок», 140401 (070200) «Техника и физика низких температур», 140104 (100700) «Промышленная теплоэнергетика», 240801 (170500) «Машины и аппараты химических производств».

51/621.56/.59/Г15

Галдин, В. Д. Основы теории и опыт создания теплохладоэнергетических агрегатов: моногр. / В. Д. Галдин, В. И. Гриценко ; ОмГТУ. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2013. — 175 с. — ISBN 978-5-81491651-8.

Рассмотрены основы теории, выбор основных параметров, методика и пример расчета теплохладоэнергетического агрегата. Приведены элементы теории получения твердого диоксида углерода из продуктов сгорания топлива, расширяющихся в турбодетандере. Выполнено математическое моделирование и приведен расчетно-теоретический анализ вымораживания диоксида углерода из потока газовой смеси. Монография предназначена для научных и инженерно-технических работников, занимающихся проектированием и созданием экологически чистых энергоустановок, а также может быть полезна студентам теплоэнергетических специальностей.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (130) 2014 МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.