Научная статья на тему 'Интеграционные технологии фестиваля «Студенческая весна» в гуманитарной деятельности студентов'

Интеграционные технологии фестиваля «Студенческая весна» в гуманитарной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
321
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграционные технологии фестиваля «Студенческая весна» в гуманитарной деятельности студентов»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФЕСТИВАЛЯ «СТУДЕНЧЕСКАЯ ВЕСНА» В ГУМАНИТАРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

А.Д. Еремеев, доцент кафедры культурологии МГУ им. Н.П. Огарева, С.С. Молина, доцент кафедры народной музыки МГУ им. Н.П. Огарева

Академик Д.С. Лихачев, анализируя негативные последствия технократического образования в XX в., писал: «XXI век должен быть веком гуманитарной культу -ры или его не будет совсем». Важнейший путь гуманизации общества лежит через гуманитарное образование и гуманитарную деятельность.

В книге профессора Н.П. Макаркина «Мордовский государственный университет на пороге XXI века» проблемы гу манизации и гу манитаризации образования сформулированы в главе «Гуманитарная деятельность». Ректор МГУ им. Н.П. Огарева пишет: «Важная роль в подготовке личности, способной мыслить и действовать не в ограниченном пространстве индивидуальных и у зкокорпоративных интересов, а в контексте целого мира природы, культу ры и человека, принадлежит гу манитарной деятельности».

Созданный в Мордовском университете Совет по гуманитарной деятельности занимается разработкой модели специалиста нового тысячелетия. Тактика и стра-I е г и я деятельности в этом направлении определены в программе «Оптимизация системы воспитания в высшей школе: опыт и перспективы работы Мордовского у ниверситета». Для интеграционной координации этой деятельности восстановлена должность проректора по воспитательной работе. разработаны программа формирования личности специалиста в университете и комплексный план деятельности стчден-та по годам обучения, в которых большое значение придается общекультурной деятельности студенческой молодежи.

Высшую степень развития личности представляет гармония разума. души и тола, которая немыслима без обращения к

искусству. Общеизвестно, что искусство обладает огромным потенциалом воздействия на личность, через искусство формируется этическое и эстетическое отношение к миру. Гуманитарный стиль мышления и поведения, гуманитарный образ мира развиваются при условии специальной организации, направленного формирования гуманистических качеств в процессе обучения и воспитания. Этому способствуют, в частности, наличие курса культурологии в учебных программах, деятельность кружков и студий Дома культуры МГУ. К числу приоритетных проектов общекультурной деятельности в вузе относится ежегодный фестиваль искусств «Студенческая весна», история проведения которого в вузах России насчитывает более сорока лет.

Интеграционной целью фестивалей самодеятельного творчества являются предоставление студентам возможности общения с разными видами искусств, реализации их творческого потенциала, поддержка и выявление талантливой молодежи, сплочение коллективов факультетов, эстетическое воспитание зрительской аудитории, создание условий для профессионального роста художественной самодеятельности.

Анализ результатов фестиваля «Студенческая весна-2001» позволяет констатировать, что в ряду общекультурных мероприятий, это - самая массовая форма приобщения студенчества к художественному творчеству и наиболее действенный неформальный способ подготовки молодежи к будущему состоянию культуры российского общества.

В «Студенческой весне-2001» Мордовского госуниверситета приняло участие более 3 ООО чел., т.е. каждый седьмой сту-

© А.Д. Еремеев. С.С. Молина, 2002

дент. О количестве пассивных участников-слушателей и зрителей можно лишь догадываться. судя по аншлагам в концертных

залах. По мнению жюри, фестиваль 2001 г.

отличался необыкновенно высоким профессиональным уровнем выступлений, обилием талантов, неординарностью и несхожестью творческих сценических решений. Именно это обусловило острое соперничество факультетов, половина из которых реально могла рассчитывать на итоговую победу.

Фестивали «Студенческой весны» в их нынешнем виде переросли отводимые им некогда рамки смотра факультетской художественной самодеятельности и стали весьма заметным событием в культурной жизни столицы Мордовии и республики. Процесс подготовки и проведения фестиваля аккумулирует вокруг себя деятелей культуры и средства массовой информации, создавая здоровую интригу и острую заинтересованность общественности. Характерна активная задействованность лучших концертных залов на фоне вялотекущей городской концертной жизни.

Гражданская направленность темы и девизов фестивалей непосредственно влияет на формирование гуманистического мировоззрения как самих участников фестиваля, так и зрительской аудитории. «Здравствуй, новый век» - тема «Студенческой весны-2001» - включала и обязательный национально-региональный компонент: 70-летие МГУ им. Н.П. Огарева и 360-летие Саранска. Готовя концертные программы с учетом этой тематики, творческие коллективы разных специальностей вуза получали и расширяли гуманитарные знания по истории родного края, этнографии и культуре мордовского народа. Специфика факультетов и полижанровая направленность программных выступлений позволили исполнителям найти оригинальные концептуальные подходы к раскрытию темы.

В выступлении каждого студенческого коллектива имелась своя «изюминка». Запомнилась интеллектуальность математиков. переведенная на язык художественных образов в программе «СУП» (Саранск, университет, победа). Искрометность и артистизм медиков, гармонично соединивших добротную драматургию «Божествен-

ной комедии» И. Штока с концертными классическими танцевальными и вокальными выступлениями, сочетались со злободневными сатирами СТЭМа.

Заслуживают всяческого поощрения и уважения интеллигентность и изящество географов и биологов. Естественность и милая наивность (в стиле Пиросмани) ру-заевцев (РИМ) соперничала с лубочностью и массовостью коллективов ИМЭ. Виртуозностью. доведенной до совершенства, и простотой, возведенной в ранг гениальности, порадовали студенты факультета национальной культуры, подарившие залу мгновения настоящей весны, молодости, задора и радости творческой удачи. В чистозрительском отношении программа ФНК была самой симпатичной.

Таинственность и загадочность выступления юристов, подкрепленная оригинальной режиссурой, покорили и жюри, и зрителей.

Вдумчивое, фундаментальное отношение к теме фестиваля, зрелищность, массовость, яркое и многоплановое оформление определили сценическое лицо ИСИ. творческий коллектив которого по итогам смотров последних лет по праву занимает лидирующие позиции.

Высокий профессионализм, качественность и отработанность концертных номеров, отточенное мастерство сопровождали выступление экономистов.

Программа творческого коллектива ИФХ наглядно доказала, что спор «физиков и лириков» - физика Араго с поэтом Ламартином в 1837 г. о приоритете естественно-научных знаний над гуманитарным образованием - был отчасти напрасен. Виртуозное владение актерской техникой, отменные литературные способности, студенческий задор, юношеский оптимизм соединились с сильной режиссерской линией в максимально сбалансированной во всех отношениях программе, отработанной и смотревшейся на одном дыхании. Данные обстоятельства предопределили итоговое первое место коллектива ИФХ.

Лучезарность, оригинальность, щедрая •открытость, «приправленные» шикарными компьютерными эффектами, почти профессиональная певческая и хореографическая культура стали настоящим открытием для

интеграция пкрдзпрАния

>ЛЛЛЛАЛАЛААЛЛХлХХлЛАЛЛЛАЛАЛЛч\>

всех, кто оказался на выступлении объели- ней оригинальности и развлекательности

ненного коллектива ФЭТ и СИС. Гуманис- практически исключают у частие в нем та-

тические идеалы доброты, счастья, мира, лантливых музыкантов-инструменталис-

тов: пианистов, скрипачей, ду ховиков, исполнителей на народных инструментах. Это

дружбы, любви звучали во многих номерах, придавая особую весомость и законченность программе в целом.

Творческий дебют концертной программы факультета иностранных языков показал, сообразным выделить их номера в отдель-

существенно обедняет содержание «Студенческой весны». Представляется целе-

что у коллектива есть неплохой потенциал. Талантливому коллективу филологического

ныи концерт, где оудут представлены все факультеты. Необходимо также возродить

факультета не хватило сердечности в раскры- общеуниверситетские коллективы: симфо-тии тематики фестиваля - помешала режис- нический и духовой оркестры, оркестр народных инструментов, академический и народный хоры и т. д. Основой такого воз-

сура в духе незабвенного Сальери. К сожа-

лению, пока не нашли своей индивиду альности строители и аграрники.

В орбиту фестиваля «Студенческая весна» могли быть вовлечены коллективы уча-

рождения мог бы стать факультет национальной культуры.

Прекрасные традиции фестиваля «Сту-

щихся естественно-технического лицея и гу- денческая весна» будут продолжены и по-манитарной гимназии при Мордовском уни- лучат развитие, так как этот вид деятель-

верситете. Но пока этого не произошло.

Жесткая регламентация конкурсных программ фестиваля, стремление кнзлиш- образования в стране.

ности студентов органически входит в концепцию мер по реформированию системы

ОБРАЗОВАТЕЛЬН АЯ СРЕДА В ДЕТСКОМ МУЗЕЕ

ТА. Чичканова, зав. кафедрой эстетического воспитания Самарского

государственного педагогического университета, доцент,

Н.П. Макарова, директор Детского музея г. Ноябрьски

Воспитание личности ребенка в специально организованных условиях и поиск наиболее эффективных из них является одной из ключевых проблем педагогической теории и практики. Переход к «школе мышления и развития» поставил задачу переосмысления основных образовательных процессов, обеспечивающих его реализацию. В рамках личностно ориентированной су'бъект-субъектной парадигмы такими процессами становятся образование смыслов, развивающее обучение, педагогическая поддержка детской индивиду ачьности. воспитание, направленное на заботу о становлении личности и ее лично-стном росте (А.Н. Леонтьев. Л.В. Занков.

В.В. Давыдов. Д.Б. Эльконин. О.С. Газман).

Перечисленные процессы характеризуют ценностное отношение к ребенку и требуют соответству ющего содержательного наполнения, методического оснащения и

наличия системы условий. В связи с этим выдвигается идея создания новой образовательной среды, способной обеспечить формирование основ нового культурно-об-разовательного и социапьно-педагогичес-кого мышления. Такой подход дает основание рассматривать понятие «образовательная среда» (ОС) как отражение единства социокультурной и духовной жизни общества и непрерывной системы образования. Последняя предполагает связь между различными уровнями и видами образования, развитие его внешкольной сферы, педагогическое освоение неорганизованной части среды, переход к интегрированному образованию.

Понятие «образовательная среда» появилось в педагогике в 90-х гг. XX в. Трактовка образования как сферы социальной жизни дала возможность все среды, в которые включен человек, считать

© Т А. Чичканова. Н.П. Макарова. 2002

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.