Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОЙ КОНЦЕРТНОЙ ПРАКТИКЕ (на примере Гала-концерта «Интерры-2011»)'

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОЙ КОНЦЕРТНОЙ ПРАКТИКЕ (на примере Гала-концерта «Интерры-2011») Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
138
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеграция / постмодернизм / массовая культура / Интерра / integration / post-modernism / mass culture / Interra

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ю. В. Антипова

В статье на примере Гала-концерта форума «Интерра-2011» обсуждается специфика современной концертной практики в контексте общекультурных интеграционных процессов. Автором выделяются три уровня интеграции: создание целого из множества фрагментов разных текстов по принципу «переключения» телевизионных каналов, череды клипов; сближение языковых средств классической (академической), народной и «легкой» (массовой) музыки; наконец, синтез искусств — музыки, танца, визуализации, декламации, сэнд-арта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION PROCESSES IN CONTEMPORARY CONCERT PRACTICE (using the example of the Gala-concert «Interra-2011»)

The article discusses the specifics of the modern concert culture in the context of integration processes (using the example of the Gala-concert «Interra-2011»). The author distinguishes three levels of integration: the creation of a set of fragments different texts on the principle of «switching TV channels,» series of clips; the convergence of the classical (academic), folk and “light” (mass) of music; synthesis of the arts music, dance, visualization, recitation, sand-art.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОЙ КОНЦЕРТНОЙ ПРАКТИКЕ (на примере Гала-концерта «Интерры-2011»)»

УДК 7.067.4 + 791.9

Ю. В. Антипова

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОЙ КОНЦЕРТНОЙ ПРАКТИКЕ (на примере Гала-концерта «Интерры-2011»)

В статье на примере Гала-концерта форума «Интерра-2011» обсуждается специфика современной концертной практики в контексте общекультурных интеграционных процессов. Автором выделяются три уровня интеграции: создание целого из множества фрагментов разных текстов по принципу «переключения» телевизионных каналов, череды клипов; сближение языковых средств классической (академической), народной и «легкой» (массовой) музыки; наконец, синтез искусств — музыки, танца, визуализации, декламации, сэнд-арта.

Ключевые слова: интеграция, постмодернизм, массовая культура, Интерра.

роцессы интеграции, происходящие сегодня в различных сферах жизнедеятельности человека во всем мире, обсуждаются во многих областях знаний. Помимо констатации невиданных масштабов интеграции в условиях глобализации оцениваются экономическая, эстетическая, прикладная ее значимость, обозначаются перспективы. «...Ин-тегративность во многом определяет особенности современного стиля мышления и сама порождает проблемы, требующие серьезного осмысления и решения» [б].

Интеграция, где бы она ни происходила (экономика, геополитика, наука, культура), предполагает наличие определенных условий. Так, интегрирующиеся компоненты должны обладать примерно одинаковым уровнем развития; стремиться к использованию эффекта синергии (т. е. сочетанию наиболее сильных качеств друг друга), к наличию взаимодополняющих структур (т. е. компенсаторным обменам). Закономерно, что интеграционные процессы рождают так называемый «эффект домино» (цепную реакцию): даже не участвующие в интеграции стороны, испытывают ее влияние и, так или иначе, вынуждены вступать в интеграционные объединения.

В сентябре 2011 года Новосибирск переживал знаменательное культурное со-

© Ю. В. Антипова, 2013

бытие — Международный форум «Интер-ра-2011». Одним из ярких и массовых мероприятий стал Гала-концерт, проходивший в НГАТОиБ. Происходящее на сцене театра удивило и даже в какой-то степени потрясло многочисленных зрителей. Организаторами концерта было представлено довольно нестандартное инновационное решение шоу (термины «инновация» и «инновационный» в те ин-терровские дни стали, пожалуй, одними из наиболее часто употребляемых среди тех, кто соприкоснулся с форумом). На примере Гала-концерта обозначим специфику современной концертной практики в контексте общекультурных интеграционных процессов.

Традиционно, под интеграцией (integer — целый) подразумевается такое восстановление, восполнение частей в целое, при котором они (части) соединяются не механически, а по принципу взаимопроникновения, взаимодействия. Осуществление такого взаимодействия частей — номеров — заявленного концерта происходило по трем направлениям.

Во-первых — сочетание разноплановых номеров по принципу «переключения» телевизионных каналов, череды рекламных роликов или клипов. Иными словами, текст составляется (коллажи-руется) из множества других текстов, создаваемых в разные эпохи, самыми раз-

еыми авторами. Здесь мы сталкиваемся с применяемым в постмодернистской философии понятием «локальная (или малая) рациональность». Речь идет о такой рациональности, которая длится короткий период: мы мыслим в нашем случае не оперой, балетом, симфоническим циклом, а их короткими фрагментами, впечатлениями, обрывками. «Мир более не мир, но экстравагантный ансамбль», — писал французский философ М. Конш (цит. по: [4]). Его мысль развивает А. Дугнн, автор книги «Постфилософия»: «...Мы имеем дело не с целостностью, но с мозаикой осколков, из которых сложить законченную картину никак не получается — все время чего-то не хватает или что-то явно лишнее...» [там же].

«Мозаика осколков», состоящая из сегментов, не имеет повествования, а разворачивается как рециклирование фрагментов, череда образов, неструктурированного знания. Подобная ситуация — порождение общества информационного типа: в наше время мы имеем дело с огромными потоками легкодоступной информации, но фактически разучиваемся интерпретировать ее. (К слову сказать, особое беспокойство у отечественной интеллигенции вызывают государственные образовательные реформы, при которых, по выражению А. Вассер-мана, законоцентрическое образование вытесняется фактоцентрическим, что ведет к «неоварварству» [1]). Этот поток информации, это множество бессвязных фактов может превратиться в нечто осмысленное, только если мы сами способны включить механизм толкования, дешифровки. В противном случае, как считает А. Дугин, люди, отказавшиеся от иллюзии структурированного знания, будут ясить как клубневые растения в этом совершенно шизоидном мире, где их «я» будет размазано по множеству предметов.

Гала-концерт состоял из наиболее ярких оперных и балетных фрагментов, популярных классических произведений в традиционном и осовремененном прочтении в духе массовой музыки: «Соловей» Алябьева, «Времена года»

Вивальди, «Танец с саблями» и фрагмент из «Спартака» Хачатуряна, баллада Герцога из «Риголетто» Верди, «Ave Maria» Каччини, народная песня «Уж вы стары старики», ария Розины из «Севильского цирюльника» Россини, «Время, вперед» Свиридова. Номера шли нон-стоп, без объявлений и представлений исполнителей, возникая словно «из ниоткуда»: Большой зал оперного театра был погружен в темноту, из которой, подобно вспышкам света, появлялись участники шоу.

Концерт открывался одноактным балетом «Шепот в темноте» с музыкой Ф. Гласса (избранные части из его сюиты «Воды Амазонии») в хореографии Э. Льянга. Возможно, это произведение, показанное полностью и в этом смысле ставшее наиболее масштабной частью калейдоскопического целого, интуитивно привлекло организаторов концерта своей многомерностью смыслов и стилевой неоднозначностью.

Музыка Гласса «Aguas da Amazonia», сыгранная бразильским ансамблем «Uakti» на эксклюзивных этнических инструментах и представляющая альтернативный взгляд на бразильско-амазонс-кую музыкальную тематику (магия монотонных ритмов, тембральные микродвижения, «прохладная» звуковая атмосфера, рисующая тенистые глади амазонских рек), стала гармоничной составляющей для абстрактного балета. «Звуки странные, на слух непонятно из чего извлекаются — то будто виброфон, то флейта, то что-то смычковое гнусавое. ... Прозрачная, стеклянная (если оттолкнуться от фамилии композитора) музыка. Широкие реки несут свои прозрачные воды бесконечно, непрерывно и спокойно, никакой суеты. Только если прислушаться к перкуссии, «вглядеться» — в глубине вод и в траве по берегам копошатся мириады живых существ...» [10]. Льянг же услышал и воплотил совершенно далекую от бразильской тему. «Этот балет был создан в тот период, когда я увлекался античной мифологией, много читал о разных культах, духах и прочих подобных вещах... Я познакомился с различными

концепциями о том, как духи, окружающие людей, влияют на их жизнь: охраняют, направляют, защищают. Это могут быть ангелы-хранители или непредсказуемые духи... Во многих культурах существуют тайные силы, направляющие людей, и я был полностью погружен в эту атмосферу, когда начал работать над "Шёпотом"» [7].

Нельзя не учитывать и того, что этот минималистический опус Гласса, как и многие другие в его творчестве, приближается к явлениям массовой музыки (поп-музыке с ее регулярной ритмической пульсацией и рециклированием одного-двух мотивов, року с его психоделическими состояниями). Доходчивость, стилевая примитивность, многофункциональность этой музыки делают ее привлекательной для самой широкой аудитории.

Второй тип интеграции — сближение языковых средств классической, народной и «легкой» музыки в рамках одного номера. Общеизвестно, что в современной культуре происходит стирание граней между академическим, фольклорным, массовым пластами, поскольку именно в интегрирующей форме их проявления актуальны для современного общества. Каждый пласт берет от другого свое: представители массовой культуры, вступая в сотрудничество с академистами, претендуют на концептуальность, широту духовной тематики, повышение «статуса». В свою очередь академические музыканты, понимал бесцельность критики глобальной экспансии поп-музыки, все меньше уповают на самоценность и самодостаточность «высокого профессионализма» и принимают «новые правила» концертной практики (а правила таковы, что сегодня успешны зачастую не всегда самые талантливые и обученные музыканты, а те, кто умеет находить контакт с публикой, умело балансировать на грани популярной классики и классической поп-продукции). Происходит передача технологий: площадки академического искусства отдаются под фольклор и мас-скульт, «высокие» студийные технологии начинают обслуживание академического и фольклорного пласта.

В этом смысле показательным стало выступление на Гала-концерте группы «Silenzium»1 с оркестром оперного театра с композицией «Гроза» Антонио Вивальди.

Стоит отметить, что переработка и исполнение классики или рок-композиций в экспрессивной экстравагантно-сексу-альной манере — популярный сегодня лейбл. В подобном ключе развивается творчество исполнительниц из дуэтов «Вибрация» (Москва), «Вилона» (Магнитогорск), «Life» (Челябинск). Пионером этого движения была Ванесса Мэй, альбомы «The Violin Player» (1994), «Storm» (1997) которой покорили своей виртуозной игрой слушателей всего мира и стеши лидерами продаж.

Токкатно-трагедийная музыка эпохи барокко (равно как некоторые драматические опусы романтиков и отечественных композиторов — Мусоргского, Бородина, Прокофьева) оказывается стилистически совместимой с умеренно тяжелыми (металлическими, хард-коро-выми), отчасти глэмовыми направлениями рока. Неслучайно в истории рок-му-зыки существует довольно представительное направление — барокко-рок, описанное в солидных музыковедческих работах (назовем, прежде всего, книгу В. Сырова «Метаморфозы рока» [И])2.

Эффект синергии в случае с «Silenzium» срабатывает следующим образом: исполнители группы, имеющие за плечами опыт «высокой» академической традиции, насыщают лапи-дарно-простую рок-музыку «более утонченными вещами», используя богатые интонационные, тембрально-фак-турные возможности струнно-смычко-вых инструментов. Напротив, хрестоматийные классические образцы преображаются в роковых кавер-верси-ях, обретая новую энергию и драйв (отсюда и определение Н. Григорьевой стиля своей группы — ньюклассик) [9].

Другой интересный сплав пластов был представлен в варианте фольклор-электроника в композиции «Уж вы стары старики» («Маркелловы голоса»3— «Nuclear Losb»4).

Соединение ресурсов электронной музыки и фольклорного пения создает весьма конкурентоспособный продукт, соединяющий высокие технологии с духовным изобилием традиционной культуры, славной своими корнями, магией символики и мифо-ритуальной праосновы. Электронная музыка предлагает бесконечный потенциал саунд-дизайна, бесчисленное количество сочетаний «моделей» из электронной базы (коллекции звуков, ритмов, фактурно-ритмических моделей, как мы бы сказали, у электронщиков насчитывают сотни образцов). Примечательно то, что все эти огромные возможности находятся в руках одного (двух) человека, а значит предельно мобильны, экономичны в плане существования на сцене и вне ее.

Сближение в указанном номере осуществляется на основе общей танцевальной моторики и метрических структур, ости-натно-вариационных приемов развития, этнического саунда. Квази этноинстру-ментальное, а именно варганное звучание в электронной партии отсылает к «родной» (для сибиряков) азиатской стихии. Этнотембрика присутствует и в вокальных партиях, имитируются, в частности, глиссандирующие способы звукоизвлече-ния. В инструментальных связках исполняются наигрыши на простейших духовых (типа флейт). Примитивность (примитивность в смысле стилистической нормы) мелодико-гармонических параметров компенсируется подвижной сте-реофоникой и колористическими находками (как у электронщиков, так и «Мар-келловых голосов»).

Наконец, третий тип интеграции — интеграция собственно разных искусств: музыки, танца, визуализации, декламации, сэнд-арта. Так, во время исполнения романса «Соловей» А. Алябьева на сцене работали мастера песочного шоу (send art), которое транслировалось онлайн в широкоэкранном формате. Очевидно, задумка постановщиков Гала-концерта состояла в показе гармонично сочетающихся тонких кристально-коло-ратурных, легко-ажурных техник с налетом ностальгии и наивно-чувствительной

образности (в песочном шоу доминировали портретные и пейзажные мотивы лирического толка).

Легендарное стихотворение «Поехали!» из поэмы «Посвящение» Р. Рождественского — образец поэзии шестидесятников с ее утверждением Личности как центра Вселенной, пульсирующей современностью, темой духовного возмужания, преодоления прозвучало «в дуэте» с «Танцем с саблями» А. Хачатуряна — символом, с одной стороны, горячего ори-ентально-кавк азск ого колорита, с другой — пафосных имперских амбиций5.

Исполнение каччиниевской «Ave Maria» и свиридовского «Время, вперед!» сопровождалось абстрактными танцевальными композициями с символами «Интерры» — полыми кубами. (Смысл этих загадочных символов объяснил А. Казаринов, руководитель направления «Культура» форума «Интерра-2011»: «Маленькие дети играют в кубики и размышляют на тему, что же им построить. Со временем дети вырастают, а вместе с ними вырастают их мысли и фантазии. Иначе говоря, растут и кубики...» [2].

Говоря о третьем выделенном нами типе интеграции, отметим один принципиальный момент: речь не идет о менест-рельном исполнительском типе, о котором мы говорим в связи с жонглерами, шпильманами, скоморохами прошлого. Здесь нет и актеров-универсалов, появление которых пророчил К. Орф в связи с его театральными мистериями. В этом типе концертной продукции сохраняются, как правило, ярко очерченные границы, разделяющие классико-академичес-кое, фольклорное и массовое искусство — они остаются в чистом своем виде. Тем удивительнее коллажи, составленные из разнопластовых образцов в общем интеграционном союзе.

На какие размышления наводят подобного рода явления? Вот некоторые из них.

С одной стороны, налицо одна из форм реализации революционизирующего, антиканоничного типа культуры (мы формулируем его по аналогии с двумя

типами музыки, описанными В. Мартыновым в книге «Конец времени композиторов» [8]). Этому типу культуры присуще стремление ко всему новому, инновационному (это свойство навязчиво утверждалось в мероприятиях «Интер-ры-2011», видимо, вуалируя реальную отсталость многих отечественных отраслей). Интеграционные процессы в таком ключе — это пример функционирования новых структур, новых функций вступающих в связь объектов; это привнесение новизны и оригинальности, повышение познавательного интереса и информативных емкостей6.

С другой стороны, возникает вопрос, насколько это «инновационное» действительно ново и инновационно (в том числе и обсуждаемые здесь интеграционные процессы в современной концертной практике)? Несмотря на многообразие стилей, жанров, пластов и фееричность технологий Гала-концерта по окончании его вспоминаются программы культурно-массовых мероприятий в молодой постреволюционной России с похожим смешением классики («фидельный» Бетховен, патриотический Шопен), революционных гимнов, пролетарской поэзии, спортивно-цирковых экзерсисов. Возникающие исторически параллели указывают на то, что мы наблюдаем попытку (на очередном этапе) создать модель массово-усреднен-ной культурной программы, в которой бы нивелировалась усложненность академической практики и примитивность «низового» искусства в целях воспитания определенной формации зрителя — здесь мы, отчасти, выходим в область социально-политических мотивов. (К слову, концерт завершался главной песней «Интерры-2011», специально для нее написанной — «Следы», в исполнении новосибирской группы «Женщина с Бородой», под которую зрители выходили из зала. В этом смысле «искусствослужение» окончилось на позитивной, укрепляющей веру в Прогресс и инновационное развитие региона ноте). Впрочем, очевидно, что возможны параллели и с другими историческими эпохами, где ярко проявляли себя формы массовых действ.

Если говорить об исполнительской составляющей, то, очевидно, что подобного рода программы, идущие нон-стоп, при «живом звуке» требуют огромных «человеко-затрат» и откровенно сложны. Обычно такой тип шоу мы можем наблюдать в формате теле-концертов и с совершенно оправданным в данном случае использованием фонограмм. (Ведь объяснимо, что выходящий из неположенного места — зрительного зала — певец с Балладой Герцога может не вступить в долю с оркестром и дирижером, которые находятся в разных с ним акустических пространствах). Такой тип шоу вот уже не первый год представляет канал «Культура» в своих новогодних программах «Самый лучший новый год». Для них стало традицией приглашать разноуровневых звезд и деятелей различных «пластов» культуры. На этих шоу можно увидеть рокеров с «Бурановскими бабушками», барда Сергея Никитина с рэперами и шотландскими танцами, джазовые импровизации на пяти роялях, выстроенных в форме ромашки, и другие оригинальные сочетания и номера (см. Новогодние программы за 2010—2012 гг.).

Очевидна коммерческая выгода подобного рода мероприятий, поскольку в условиях поддержки инновационных проектов со стороны Министерств от культуры «выигрывают» многие участники и, конечно, их устроители: они обеспечиваются финансами при достойной формулировке инновационности предлагаемого продукта культуры, верном составлении заявок на различного рода гранты и т. д. Безусловно, происходит, пусть временное, увеличение «рабочих мест», поскольку реализация таких культурных проектов дает возможность создавать новые структуры регулирования интеграционных форм (форумов, агентств регионального маркетинга, развития и др.)

В завершение отметим, что давать оценку художественно-эстетической, культурной значимости подобным Гала-концерту явлениям преждевременно. Пока мы вправе констатировать, что

в современной музыкальной культуре в интеграционных союзах осуществляется диалог различных типов стилей, тра-

диций, форм музыкальной деятельности, которые на данном этапе приобретают новые векторы развития и эволюции.

Примечания

1 Silenzium — группа профессиональных музыкантов, исполняющих кавер-версии хитов Queen, Deep Purple, Metallica, Rammstein, Stratovarius, Linkin Park, Evanescence и др., классические сочинения в рок-обработках и собственные композиции.

2 Варокко-ров принято рассматривать как под-стиль арт-рока или прогрессивного рока. Специфика данного подстиля, расцвет которого пришелся на вторую половину 1960-х гг., состояла в обработке популярных произведений классической музыки. Излюбленным объектом «обработок» стала музыка И. С. Баха, за что направление и получило свое название — «барокко-рок».

3 Маркелловы голоса — новосибирский хоровой коллектив (руководитель Игорь Тюваев), в репертуаре которого - древнерусские и грузинские церковные песнопения, западноевропейская светская и духовная музыка XVI—XVIII веков, мадригальные комедии и славянский фольклор.

4 Nuclear Losb — диджейский дуэт (Алик Лаве-лин, Антон Трубица), исполняющий музыку в стилях лаундж, acid-jazz. Одно из направлений деятельности NL - сотрудничество с вокальным коллективом «Маркелловы голоса».

5 Как отмечает В. Лихт, танец этот был в свое

время сочинен композитором в последний

момент перед премьерой по требованию балетмейстера, которому требовалась ударная точка. «Тебе нужна пошлая музыка, так ты ее получишь», - будто бы в сердцах воскликнул Хачатурян в ответ на приставания хореографа. Так родился этот симфонический шлягер. Да, он стал символом «валтасаровых пиров» советской номенклатуры (недаром на его фоне проходит одна из сцен в фильме Тепгиза Абуладзе «Покаяние»). Волее того, он стал чуть ли не символом пошлости вообще (недаром в рассказе Михаила Веллера, который так и называется «Танец с саблями», под эту музыку скачет на швабре голый Сальвадор Дали) [6].

6 Здесь можно процитировать одну из положительных оценок происходящих глобализаци-онно-интеграционных процессов. «В стилевом плюрализме и всеядности музыкальной культуры ощущается «интегративная потребность», стремление к синтезу как главной идее следующих эпох ... Хочется надеяться, что рубеж ХХ-ХХ1 вв. в музыкальной культуре явится основной переломной вехой в преодолении кризиса (как в академической, так и в массовой сферах), когда произойдет рождение нового музыкального мировоззрения, а вместе с ним и нового типа общения музыки с миром...» [5, 84]

Источники

1. Вассертан А Новое варварство [Электронный ресурс], http://www.youtube.com.

2. Голубева Д. Перед Домом ученых появились разноцветные человечки / Академия новостей, 22.09.2011 [Электронный ресурс], http: //academ.inf о/news/18337

3.Душн А. Новая книга апокалипсиса (анонс книги) [Электронный ресурс], http:// www.youtube.com

4. Дуеш А Новая программа философии [Электронный ресурс], http://arctogaia.com/public/

Ь.Кузуб Т. И. Процессы глобализации в современной музыкальной культуре // Известия Уральского государственного университета. — 2006. - № 47. - С. 77-84.

6. Лихт В. С саблями и без // Заметки по еврейской истории: интернет-журнал еврейской истории, традиции, культуры. - 2005. - № 4 (53) [Электронный ресурс]. http://berkovich-zametki.com

7. Льянг Э. Шёпот в темноте [Электронный ресурс]. http: //www.opera-novosibirsk.ru

8. Мартынов В. Еонец времени композиторов / Послесл. Т. Чередниченко. - М., 2002. - 296 с.

9. Официальный сайт гр. «Silenzium» http:// silenzium. com/news_ru.php

10. Семеркии Л. В дебрях Амазонки жил пират угрюмый...// Театральные дневники, 10.02.2009 [Электронный ресурс], http:// teatr-live.ru

11. Сыров В. Стилевые метаморфозы рока или путь к третьей музыке. — Нижний Новгород, 1997. - 209 с.

12. Творчество Филипа Глассакак музыкальный орнамент. Ефим Бар-бан: Интервью Андрею Шарому [Электронный ресурс], http:// www.svobodanews.ru

Получено 21 апреля 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.