ЭКОНОМИКА И ОБРАЗОВАНИЕ
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРОСТРАНСТВЕ СНГ*
И.Х. Багирова
Национальный исследовательский Томский государственный университет пр. Ленина, 36, Томск, Россия, 634050
В статье анализируются основные направления и тенденции развития интеграционных процессов в системе высшего профессионального образования на пространстве СНГ. Определяются основные проблемы экономической и социокультурной адаптации студентов из СНГ в России, а также проблемы вузов, которые возникают в связи с обучением иностранных студентов и требуют приоритетного решения. Автором предложены стратегии трудового поведения выпускников вузов в условиях интеграционных процессов в области высшего образования, которые могут быть использованы для разработки системы эффективного трудоустройства выпускников. Даются рекомендации по совершенствованию политики продвижения российского образования и привлечению учебных мигрантов из стран СНГ в Россию.
Ключевые слова: интеграционные процессы, высшее образование, СНГ, стратегии трудового поведения, занятость, трудоустройство выпускников вузов.
Предпосылки развития интеграционных процессов в системе высшего профессионального образования на постсоветском пространстве. Образование является одной из самых крупных сфер мировой экономики и одним из наиболее быстро развивающихся секторов мировой торговли услугами, определяющим экономическое развитие страны и ее конкурентоспособность в международном масштабе. В то же время эффективное международное сотрудничество в сфере образования и науки позволяет вузам обеспечивать мировые стандарты подготовки специалистов, осуществлять взаимовыгодное сотрудничество с организациями-партнерами, оперативно обмениваться новой научно-технической информацией, изучать культуру, традиции и языки других народов.
* Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ (Корпоративная социальная политика: модельное представление, оценка эффективности), проект № 13-32-01004.
На современном этапе развития системы образования широко признана необходимость интеграционных процессов на всем постсоветском пространстве. Это подтверждается количеством публикаций по данной теме в периодических изданиях, возрастающим числом научных исследований, посвященных интеграции стран Содружества Независимых Государств [1]. Исследования процесса интеграции в сфере высшего образования и интернационализации российского образования в научной литературе представлены публикациями Б.Ж. Абдраимова [1], К. Лапина [3], О.В. Гукаленко [2], К.А. Гаврилова [6], Е.Б. Яценко [6], О. Д. Вы-хованец [11], А.Л. Арефьева [12], Ф.Э. Шереги [12], Е. Нагайцевой с соавт. [13], В.А. Садовничего [17], В. Куприянова-Ашина [19], Ж. Чанг [19] и др.
Круг поднимаемых проблем в работах вышеперечисленных авторов позволил нам проанализировать и систематизировать основные направления, тенденции и проблемы развития интеграционных процессов в системе высшего профессионального образования на пространстве СНГ с позиции эффективного трудоустройства выпускников вузов.
Распад СССР в результате процесса системной дезинтеграции, происходившего в экономике, социальной структуре, общественной и политической сферах Советского Союза, обозначил разрыв прежде единого образовательного пространства большой страны. Вместо него появились различные по своему качественному уровню, масштабам, ценностным ориентирам национальные образовательные системы суверенных государств СНГ, проводящих протекционистскую политику по отношению к национальным культурам.
На основе существующих подходов к рассматриваемой проблеме можно сделать вывод, что образовательное пространство СНГ — это особая реальность, создаваемая посредством укрепления и углубления связей национальных образовательных систем, обеспечивающая условия для их культурного взаимообмена и взаиморазвития, направленная на подготовку молодежи к жизни в условиях быстро меняющегося мира, многонациональной культурной среды [2. С. 5]. Важными активами развития интеграционных процессов в сфере образования в рамках содружества государств постсоветского пространства являются: общее историческое прошлое стран — участниц Содружества; использование русского языка для международного общения; сохранение информационного пространства; похожие проблемы, связанные с переходом на трехуровневую систему (бакалавр—магистр— доктор); законодательное обеспечение дифференциации образования; проблемы гармонизации старой системы (кандидатской и докторской) с новой системой (магистерской и докторской); актуальность развития и совершенствования форм международного и межвузовского сотрудничества и т.д.
Процессы интеграции в образовании на постсоветском пространстве прослеживаются в создании научных сообществ, ассоциаций, союзов и др. Так, на базе Ассоциации университетов СССР сформировалась Евразийская Ассоциация университетов (ЕАУ) под руководством ректора МГУ им. М.В. Ломоносова В. А. Са-довничего [3].
Перспективные направления развития интеграционных процессов в системе высшего профессионального образования на постсоветском пространстве. Обучение иностранных студентов и развитие экспорта образовательных услуг, безусловно, внесут вклад в стабильное экономическое развитие России, позволят активизировать процессы ее интеграции в мировое образовательное пространство, а также получить прямую экономическую выгоду и усилить конкурентоспособность экономики в целом. В утвержденной правительством страны Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. говорится о необходимости создавать условия для привлечения в Россию иностранных студентов. К 2020 г. доля иностранных граждан должна составить 5% в общем контингенте учащихся вузов, а доходы от их обучения — не менее 10% от объема финансирования системы образования [5].
Таким образом, в настоящее время перед государством в целом, и вузами в частности, стоят задачи, связанные с увеличением числа иностранных студентов, доли страны на мировом рынке образовательных услуг. Для решения данных задач российским вузам необходимо повышать качество образования, разрабатывать и планировать конкурентоспособные и востребованные образовательные продукты, привлекать иностранных профессоров для обучения студентов, реализовывать совместные образовательные программы с зарубежными вузами, развивать академическую мобильность для студентов и преподавателей вузов.
В рамках реализации положений Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 599 об обеспечении вхождения к 2020 г. не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов, согласно мировому рейтингу университетов, 8 мая 2013 г. был объявлен открытый конкурс. По итогам конкурсного отбора 15 российских вузов стали победителями на право получения специальной субсидии на реализацию мероприятий, которые будут способствовать продвижению вузов в международных рейтингах и международном образовательном пространстве.
Нами были проанализированы программы повышения конкурентоспособности 15 ведущих вузов России на 2013—2020 гг. В рамках данного исследования для нас представляет интерес такой целевой показатель результативности Плана мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности, как «доля иностранных студентов, обучающихся на основных образовательных программах вуза (считается с учетом студентов из стран СНГ)». Результаты анализа представлены в табл. 1.
Как видно из табл. 1, все 15 вузов намерены существенно увеличить долю иностранных студентов к 2020 г., в частности из стран СНГ. Согласно данным Министерства образования и науки РФ, постсоветские республики — один из двух регионов мира, откуда приезжает самое большое количество учебных мигрантов в Россию, в 2009/2010 уч. г. — около 40% [6. С. 57].
Таблица 1
Доля иностранных студентов, обучающихся на основных образовательных программах вуза (считается с учетом студентов из стран СНГ)
№ Университет Доля иностранных студентов, обучающихся на основных образовательных программах вуза, % (считается с учетом студентов из стран СНГ)
2012—2013 г. 2020 г.
1 Национальный исследовательский Томский государственный университет [20] 9 15
2 Дальневосточный федеральный университет 3,6 30
3 Казанский (Приволжский) федеральный университет 3 15—20
4 Московский физико-технический институт 11 14,5
5 Национальный исследовательский технический университет «МИСиС» 7 33
6 Национальный исследовательский Томский политехнический университет 17 25
7 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» 3 12
8 Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» 3,3 21
9 Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского 1,9 10
10 Национальный исследовательский Новосибирский государственный университет 6 15
11 Самарский государственный аэрокосмический университет им. С.П. Королева 4 9,5
12 Санкт-Петербургский государственный политехнический университет 10,3 15
13 Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина) 10,7 15
14 Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики 7,5 21,9
15 Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина 3 16
Источник: Составлено автором на основе анализа программ повышения конкурентоспособности 15 ведущих вузов России на 2013—2020 гг. [7].
По сравнению с 1995 г. количество иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, выросло более чем в два раза и составило в 2012 г. 118,7 тыс. человек. Вузов, где иностранные студенты учатся на очных отделениях, стало почти в 3 раза больше, чем в год распада СССР, — их сейчас 787 тыс. человек [8]. Отметим, что среди них первое место по количеству иностранных студентов-очников занимает Российский университет дружбы народов (РУДН). В 2012 г. в РУДН обучалось более 5500 иностранных студентов из 146 стран. В 2012 уч. г. были приняты на обучение 1629 иностранных студентов и аспирантов, ординаторов, докторантов [9. С. 4]. Для сравнения: на втором месте МГУ им. М.В. Ломоносова — 3512 иностранных студентов [8]. По словам ректора РУДН В.М. Филиппова, в настоящее время в вузе обучается 35% иностранных студентов из 148 стран. РУДН —
единственный в мире университет с такими показателями. В недавнем рейтинге лучших университетов стран БРИКС агентства QS РУДН занял первое место в разделе «Интернационализация», опередив более 7 тыс. университетов [10].
Положительные и отрицательные эффекты от учебной (образовательной) миграции для принимающей страны. Важным является понимание того, что учебная миграция выгодна в первую очередь принимающей стороне и развитые страны уделяют пристальное внимание ее развитию. Так, согласно данным ЮНЕСКО за 2009 г. в Австралии около 21% от общего количества студентов университетов — иностранцы, в Австрии — 19%, Великобритании — 15%, Швейцарии — 15%. В России этот показатель составляет 1,5%, что свидетельствует о нераскрытом потенциале и подтверждает актуальность развития данного вида миграции и направлений исследований в этой области [6. С. 6].
Однако ошибочно полагать что эффект от учебной (образовательной) миграции исчерпывается доходами от экспорта образовательных услуг, так как он оказывает гораздо более мощное влияние на экономику именно за счет вклада иностранных студентов в текущее потребление и положительных экстерналиев в инновационную систему, а также ряда иных эффектов, представленных в табл. 2.
Таблица 2
Эффекты от учебной (образовательной) миграции для принимающей страны
Эффект от учебной (образовательной) миграции Описание положительного эффекта для страны
Эффект от оплаты обучения в вузе Совокупная сумма оплаты обучения в нашей стране иностранными гражданами в год, а также дополнительные доходы, связанные с подготовкой иностранных граждан для поступления в вуз, языковые курсы
Эффект от текущего потребления Затраты иностранных студентов на питание, проживание, развлечения (досуг), одежду, бытовые покупки, транспорт, медицину
Эффект от частичной занятости иностранных студентов Суммарный доход от дополнительных налоговых поступлений в бюджет (ЕСН/отчисления в фонды, НДФЛ), а также дополнительный вклад в ВВП. Согласно статье 13 ФЗ-115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ» иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу, но данный порядок не распространяется на иностранных граждан, во-первых, обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул; и, во-вторых, обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования
Эффект от дополнительной занятости собственных граждан Создание дополнительных рабочих мест в вузах страны
Эффект от сглаживания последствий демографических волн Дозированная образовательная миграция (увеличиваемая в период спада демографической волны и снижаемая в период ее подъема) позволяет рачительно относиться к инфраструктуре и кадровому потенциалу системы профессионального образования. Оценка того, сколько рабочих мест в системе высшего образования пришлось бы сокращать, а затем создавать из-за подъемов и спусков «демографической волны», позволяет оценить эффект от гибкого управления объемами образовательной миграции
Эффект мультикульту-ральной среды Иностранные студенты выступают как носители других (родных для них) культур, способов мышления, видения, чувствования, других ритмов, другой эстетики. Для современной экономики все перечисленное — ресурс развития, в частности, эффект мультикультуральной среды прекрасно работает в экономике знаний
Источник: [6]. 139
Для формирования условий для учебной (образовательной) миграции важным условием является и политика государства, заключающаяся в обеспечении благоприятной и безопасной атмосферы в стране для иностранных студентов, борьбе с ксенофобией, улучшении бытовых условий проживания студентов, формировании особой социальной среды и социальных связей, а также в укреплении культурных и идеологических связей.
В целях всестороннего рассмотрения интеграции в области высшего образования необходимо сказать, что наряду с положительными эффектами и экстерна-лиями образовательная миграция несет и отрицательные, в числе которых можно выделить затраты на создание бюджетных учебных мест, занятых иностранными гражданами; затраты, возникающие в результате дополнительной нагрузки на социальные системы и инженерные инфраструктуры; затраты на адаптацию и интеграцию иностранных студентов, которые требуют большего внимания и средств, чем иногородние российские студенты, а также затраты на рекрутинг, осуществляемый за рубежом; затраты на брендирование университета и/или его отдельных программ. Кроме этого, необходимо учитывать риск снижения качества работы учебной группы за счет присутствия в ней иностранцев, хуже знающих язык преподавания или получивших более слабое образование в странах исхода.
Стратегии трудового поведения выпускников вузов в условиях интеграционных процессов в области высшего образования. В рамках нашего исследования особый интерес представляет рассмотрение стратегий трудового поведения выпускников вузов в условиях интеграционных процессов в области высшего образования. Так как сам по себе выбор российского высшего образования гражданами СНГ не гарантирует, что после окончания вузов они останутся в России, возможны различные стратегии выбора дальнейшего места проживания и трудовой деятельности. Для сохранения талантливых выпускников из стран СНГ могут быть применены разнообразные дополнительные стимулы, которые способны усилить привлекательность России. Основой такой привлекательности всегда будет социально-экономическая обстановка в стране.
Нами разработаны три стратегии трудового поведения выпускников российских вузов — граждан СНГ, представленные в табл. 3.
Таблица 3
Стратегии трудового поведения выпускников вузов
Стратегии трудового поведения Факторы, способствующие выбору определенной стратегии трудового поведения
Профессионально-миграционная стратегия поведения, предполагающая, что выпускник вуза рассматривает для дальнейшего своего проживания и трудоустройства третью страну (как правило, рассматривается Европа, США) 1. Высокий уровень дохода и качества жизни. 2. Востребованность полученной специальности за рубежом, перспективы карьерного роста. 3. Продолжение обучения в странах Европы или США. 4. Семейные обстоятельства, родственники, проживающие за рубежом. 5. Климатические условие, состояние окружающей среды
Стратегия, предполагающая трудоустройство в России 1. Наличие перспектив для развития, построения карьеры с имеющимся образованием, возможность получения достойного материального вознаграждения за свою работу.
Окончание
Стратегии трудового поведения Факторы, способствующие выбору определенной стратегии трудового поведения
2. Отсутствие перспектив в стране исхода, невостребованность полученной специальности на родине. 3. Семейные обстоятельства, проживание родственников в России, намерения семьи переехать в Россию. 4. Личные причины (наличие семейных уз, друзей, привычка и пр.). 5. Незнание языка титульной национальности страны исхода (во многих странах постсоветского пространства имеет место дискриминация по языковому признаку, соответственно, хотя обладание российским дипломом и может цениться в стране исхода, но достичь карьерных высот можно лишь со знанием языка титульной нации). 6. Восприятие Росси в качестве своей родины
Стратегия, предполагающая возвращение и трудоустройство в стране исхода 1. Наличие работы по полученной специальности (востребованность данной специальности на родине) в стране исхода. 2. Наличие обязательств перед организацией — «целевое обучение», а также обязательства по программам обучения. 3. Психологические и культурные причины. 4. Семейные обстоятельства. 5. Высокая стоимость проживания в России. 6. Климатические условия
Источник: составлено автором.
Далее рассмотрим данные стратегии трудового поведения с позиции эффективного трудоустройства выпускников. В случае возвращения и последующего трудоустройства по полученной специальности бывших студентов на родине, государство, осуществившее их профессиональную подготовку и мировоззренческое формирование, получает ряд преимуществ, заключающихся в формировании политических, экономических, потребительских предпочтений специалистов, прошедших обучение в России, после их возвращения на родину. Кроме этого, выпускники вузов несут в свои страны российскую культуру.
В случае реализации трудовой стратегии, предполагающей трудоустройство в России, иностранный студент становится постоянным жителем Российской Федерации (получая вид на жительство или гражданство) и работает по приобретенной специальности. Многолетнее обучение в российском вузе позволяет получить «идеального мигранта», хорошо знающего русский язык, культуру, историю, обычаи, стереотипы, обладающего базой знаний и компетенций, а также сумевшего интегрироваться, «влиться» в местное сообщество. Кроме этого, пропускается дорогостоящая стадия «выращивания человека» до вуза, иначе, издержки ювенально-го иждивения несет страна — донор миграции и ее домохозяйства. По данным исследования [6. С. 177], чаще всего студенты говорят о желании остаться в России. При этом подавляющее большинство учащихся подчеркивают, что с российским дипломом у них открываются широкие перспективы в стране исхода, однако это не может служить для них серьезным аргументом для возвращения на родину. Это утверждение согласуется с результатами исследования Е. Нагайцевой, А. Охотни-кова и Е. Тарасовой, согласно которым учебные мигранты из Казахстана ориентированы на дальнейшую жизнь в России [13. С. 108].
Реализация профессионально-миграционной стратегии поведения, предполагающей, что выпускник вуза рассматривает для дальнейшего своего проживания
и трудоустройства третью страну (как правило, рассматриваются страны Европы и США), обеспечивает повышение престижа России, так как наличие граждан за рубежом с российским образованием способствует усилению позиций РФ в международной научной, исследовательской сферах, бизнес-коммуникациях.
В заключение следует отметить, что в настоящее время Россия активизировала деятельность по сохранению русскоязычного пространства, реализует государственную программу содействия добровольному переселению российских соотечественников, идет поиск путей эффективного привлечения наиболее качественного человеческого капитала в экономику страны. Одним из перспективных направлений такой деятельности должна стать работа с молодыми соотечественниками из стран Содружества Независимых Государств. Базовым каналом взаимодействия может послужить предоставление возможностей для получения российского высшего образования по квотам за счет бюджета Российской Федерации, а также дальнейшее развитие интеграционных процессов в области образования на пространстве СНГ. Необходимость активной работы в данном направлении подтверждается высказыванием Президента РФ В.В. Путина в ежегодном Послании Федеральному собранию 12 декабря 2013 г.: «...мы также должны значительно нарастить экспорт качественных образовательных услуг, создать условия для получения образования в российских вузах для иностранных граждан и наших соотечественников, прежде всего из государств СНГ. Это очень серьезный инструмент укрепления культурного, интеллектуального влияния России в мире...» [14].
ЛИТЕРАТУРА
[1] Абдраимов Б.Ж. Межвузовское сотрудничество как ключевой фактор развития общего образовательного пространства: евразийское измерение. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: (свободный). — URL: http://www.ia-centr.ru/expert/4223/ (дата обращения: 01.03.2014).
[2] Гукаленко О.В. Образовательное пространство СНГ: проблемы и перспективы развития // Педагогика. — 2007. — № 2. — C. 3—11.
[3] Лапин К. Развитие образовательного пространства на территории стран СНГ и Ближнего зарубежья // Вестник Кузбасской государственной педагогической академии. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: (свободный). — URL: http://vestnik.kuzspa.ru/ articles/143/ (дата обращения: 01.03.2014).
[4] Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: (свободный). — URL: http://www.enu.Kz (дата обращения: 01.03.2014).
[5] Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (с изменениями и дополнениями) / Система ГАРАНТ. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: (свободный). — URL: http://base.garant.ru/194365/#ixzz2yhetvtb6 http://base.garant.ru/194365/ (дата обращения: 15.03.2014).
[6] Учебная миграция из стран СНГ и Балтии: потенциал и перспективы для России / Под ред. К.А. Гаврилова, Е.Б. Яценко. — М.: Наследие Евразии, 2012. — 210 с.
[7] 15 вузов стали победителями конкурса на получение субсидии для вхождения в мировые рейтинги университетов. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: (свободный). — URL: http://минобрнауки.рф/3 (дата обращения: 22.02.2014).
[8] Булгакова Н., Чернова Т. РУДН: Упор на разговор // Образование № 19—20 (2013). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: (свободный). — URL: http://www.poisknews.ru/ theme/edu/6081/ (дата обращения: 15.05.2014).
[9] Ежегодник «Международная деятельность в РУДН». — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: (свободный). — URL: http://wwww.rudn.ru/?pagec=1#pagec=13S (дата обращения: 15.05.2014).
[10] Филиппов: мы взяли на себя обязательства готовить мировую элиту. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: (свободный). — URL: http://ria.ru/abitura/20140707/ 1014172764.html (дата обращения: 0S.07.2014).
[11] Выхованец О.Д. Образовательная миграция как часть миграционной политики России. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: (свободный). — URL: http://www.fms.gov.ru/ upload/iblock/3cd/vih.pdf (дата обращения: 0S.03.2014).
[12] Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э. Иностранные студенты в российских вузах. Раздел первый: Россия на международном рынке образования. Раздел второй: Формирование контингента иностранных студентов для российских вузов. — М.: Центр социологических исследований, 2014. — 22S с.
[13] Нагайцева Е., Охотников А., Тарасова Е. Казахстанские студенты в вузах западной Сибири: трансформация социокультурной идентичности // Миграция в зеркале стран СНГ: молодежный ракурс / Под ред. И. Молодиковой. — М., 2006. — С. 10S.
[14] Послание президента Федеральному Собранию. Полный текст. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: (свободный). — URL: vesti.ru>doc.html?id=1166461 (дата обращения: 0S.03.2014).
[15] Обучаться в России по квоте теперь смогут 15 тысяч иностранцев. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: (свободный). — URL: http://ria.ru/society/20131009/ 96S6S6S92.html (дата обращения: 01.03.2014).
[16] Эволюция интеграционных процессов на постсоветском пространстве: от СНГ к евразийскому союзу. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: (свободный). — URL: http://www.eurasialegal.info/index.php?option=com_content&view=article&id=1416:2012-0S-10-10-3S-2S&catid=1:eurasianintegration&Itemid=1 (дата обращения: 01.03.2014).
[17] Об образовании. Евразийское пространство. К 20-летию Евразийской ассоциации университетов. Ред. кол.: В. А. Садовничий — М.: Издательство Московского университета; МАКС Пресс, 2009. — 404 с.
[18] Четвернина: вузам России надо активнее привлекать студентов из СНГ. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: (свободный). — URL: http://ria.ru/edu_analysis/ 20101231/315S12039.html#ixzz2wEvUL2h7 (дата обращения: 01.03.2014).
[19] Куприянова-Ашина В., Чанг Ж. Интернационализация высшего образования // Международные процессы. — 2013. — № 2. — C. S5—94.
[20] Программа повышения конкурентоспособности ТГУ. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: (свободный). — URL: http://www.tsu.ru/content/viu/ (дата обращения: 01.03.2014).
LITERATURA
[1] Abdraimov B.Zh. Mezhvuzovskoe sotrudnichestvo kak kljuchevoj faktor razvitija obshhego obra-zovatel'nogo prostranstva: evrazijskoe izmerenie. — URL: http://www.ia-centr.ru/expert/4223/ (accessed 01 March 2014).
[2] Gukalenko O.V. Obrazovatel'noe prostranstvo SNG: problemy i perspektivy razvitija // Peda-gogika. — 2007. — № 2. — P. 3—11.
[3] Lapin K. Razvitie obrazovatel'nogo prostranstva na territorii stran SNG i Blizhnego zarubezh'ja // Vestnik Kuzbasskoj gosudarstvennoj pedagogicheskoj akademii. — URL: http://vestnik.kuzspa.ru/ articles/143/ (accessed 01 March 2014).
[4] Evrazijskij nacional'nyj universitet im. L.N. Gumiljova. — URL: http://www.enu.Kz (accessed 1 March 2014).
[5] Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 17 nojabrja 200S g. N 1662-r O Koncepcii dolgosrochnogo social'no-jekonomicheskogo razvitija RF na period do 2020 goda (s izmenenijami i dopolne-nijami) / Sistema GARANT. — URL: http://base.garant.ru/194365/#ixzz2yhetvtb6 http://base.garant.ru/194365/ (accessed 15 March 2014).
[6] Uchebnaja migracija iz stran SNG i Baltii: potencial i perspektivy dlja Rossii / Pod red. K.A. Gav-rilova, E.B. Jacenko. — M.: Nasledie Evrazii, 2012. — 210 p.
[7] 15 vuzov stali pobediteljami konkursa na poluchenie subsidii dlja vhozhdenija v mirovye rejtingi universitetov. — URL: http://MHHo6pHayKH.p^/3 (accessed 22 February 2014).
[8] Bulgakova N., Chernova T. RUDN: Upor na razgovor // Obrazovanie № 19—20 (2013). — URL: http://www.poisknews.ru/theme/edu/6081/ (accessed 15 May 2014).
[9] Ezhegodnik «Mezhdunarodnaja dejatel'nost' v RUDN». — URL: http://wwww.rudn.ru/?pagec= 1#pagec=138 (accessed 15 May 2014).
[10] Filippov: my vzjali na sebja objazatel'stva gotovit' mirovuju jelitu. — URL: http://ria.ru/abitura/ 20140707/1014172764. html (accessed 08 July 2014).
[11] Vyhovanec O.D. Obrazovatel'naja migracija kak chast' migracionnoj politiki Rossii. — URL: http://www.fms.gov.ru/upload/iblock/3cd/vih.pdf (accessed 08 March 2014).
[12] Arefev A.L., Sheregi F.Je. Inostrannye studenty v rossijskih vuzah. Razdel pervyj: Rossija na mezhdunarodnom rynke obrazovanija. Razdel vtoroj: Formirovanie kontingenta inostrannyh studentov dlja rossijskih vuzov. — M.: Centr sociologicheskih issledovanij, 2014. — 228 p.
[13] Nagajceva E., Ohotnikov A., Tarasova E. Kazahstanskie studenty v vuzah zapadnoj sibiri: transformacija sociokul'turnoj identichnosti // Migracija v zerkale stran SNG: molodezhnyj rakurs / Pod red. I. Molodikovoj. — M., 2006. — P. 108.
[14] Poslanie prezidenta Federal'nomu Sobraniju. Polnyj tekst. — URL: vesti.ru>doc.html?id= 1166461 (accessed 08 March 2014).
[15] Obuchat'sja v Rossii po kvote teper' smogut 15 tysjach inostrancev. — URL: http://ria.ru/ society/20131009/968686892.html (accessed 01 March 2014).
[16] Jevoljucija integracionnyh processov na postsovetskom prostranstve: ot SNG k evrazijskomu sojuzu. — URL: http://www.eurasialegal.info/index.php?option=com_content&view=article& id=1416:2012-08-10-10-38-28&catid= 1 :eurasianintegration&Itemid= 1 (accessed 1 March 2014).
[17] Ob obrazovanii. Evrazijskoe prostranstvo. K 20-letiju Evrazijskoj associacii universitetov. Red. kol.: V.A. Sadovnichij — M.: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta; MAKS Press, 2009. — 404 p.
[18] Chetvernina: vuzam Rossii nado aktivnee privlekat' studentov iz SNG. — URL: http://ria.ru/ edu_analysis/20101231/315812039.html#ixzz2wEvUL2h7 (accessed 01 March 2014).
[19] Kuprijanova-Ashina V., Chang Zh. Internacionalizacija vysshego obrazovanija // Mezhduna-rodnye processy. — 2013. — № 2. — P. 85—94.
[20] Programma povyshenija konkurentosposobnosti TGU. — URL: http://www.tsu.ru/content/viu/ (accessed 1 March 2014).
INTEGRATION PROCESSES IN THE CIS SYSTEM OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION
I.K. Bagirova
Tomsk State University Lenin Avenue, 36, Tomsk, Russia, 634050
The main directions and trends in the development of integration processes in the higher education system in the Commonwealth of Independent States. The paper identifies the main problems of socio- economic and socio-cultural adaptation of students from the Commonwealth of Independent States in Russia, as well as problems of universities, which arise in connection with the training of foreign students and require priority solutions. Considered strategy of labor behavior of college graduates in terms of integration processes in the field of higher education, and provides recommendations for improving policies promote Russian education and training to attract migrants from Commonwealth of Independent States countries in Russia.
Key words: integration processes, higher education, the CIS, strategy work behavior, employment, employment of graduates.