ПОЛИТОЛОГИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 1. С. 202-205.
УДК 316 Г.М. Каппасова
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ РОССИИ И КАЗАХСТАНА В КОНТЕКСТЕ ПРИГРАНИЧНОГО ВЗАИМОДЕЙСТИЯ
Рассматриваются основные тренды региональной политики Российской Федерации и Республики Казахстан. Приграничное сотрудничество показано как приоритетное направление в рамках межгосударственных отношений. Выявлены как благоприятные, так и сдерживающие развитие приграничного сотрудничества факторы между Российской Федерации и Республикой Казахстан. Представлен анализ причин приграничного взаимодействия двух стран.
Ключевые слова: региональная политика, региональные сообщества, приграничье, интеграция, евразийство, Таможенный союз.
В ХХ1 в. заметно ускорились региональные интеграционные процессы, которые требуют взвешенной и объективной оценки. Глобализация, модернизационные процессы, новые тенденции в международных отношениях значительно изменили роль и значимость как самих государств, так и международных организаций. Данные процессы вынуждают по-новому выстраивать отношения между приграничными регионами разных стран. После обретения независимости Республике Казахстан и Российской Федерации также приходится формировать межгосударственные отношения с учетом новых реалий. Обе страны являются важнейшими стратегическими партнерами друг для друга, и это обусловлено историческими и геополитическими факторами, а также четким пониманием проблем внешней политики, региональной и международной безопасности.
Спецификой современного политического процесса практически во всех постсоветских странах является заимствованный характер модернизации, который сопровождается поиском адекватных новому времени политических институтов, методов и форм политического управления. Чаще всего в странах вторичной модернизации происходит не естественная эволюция политических структур, а использование форм и образцов западноевропейских политических режимов. Российские исследователи А. Володин и Г. Широков отмечают: «Политическая практика показывает, что особенно сильный внешний импульс приходится на общества, которые Западу в большей степени открыты и политическая элита которых готова на отношения зависимости. Изоляционистская политика может временно уберечь от катастроф молниеносной модернизации. Однако если местная модель недостаточно эффективна, слаба и сталкивается с внешними угрозами, то и вероятность обвала всей структуры очевидна» [1].
Исходя из опыта переходных обществ внешнеэкономические связи в таких странах характеризуются нестабильностью, где основным является обслуживание сырьевого сектора экономики. Так, например, Казахстан получает более 80 % экспортных доходов благодаря импорту нефти, угля, концентрата руд, цветных и драгоценных металлов, зерна, шерсти. В России эти показатели также складываются преимущественно из импорта нефти (24 °%), нефтепродуктов (10 °%), газа (18 °%), черных и цветных металлов (14 °%), продукции химической и лесной промышленности, драгоценных металлов и камней, оружия и транспортных средств [2].
В странах СНГ хорошо видны попытки интеграции экономических процессов, восстановления историко-культурных коммуникаций. Хотя в
© Г.М. Каппасова, 2014
постсоветских странах идет процесс построения независимых государств, всё же становится очевидным, что для решения проблем внутренней политики необходимо возобновить отношения в рамках СНГ.
В настоящее время у постсоветских стран есть желание и возможность организовать региональные союзы, которые помогали бы в решении глобальных вызовов современности, модернизационных проблем, национальной безопасности и т. д. Наиболее значимым в этой связи выступает приграничное сотрудничество. Приграничные регионы являются идентичными в плане транзитной характеристики. На данных территориях в состав населения входят представители титульной нации соседнего государства, которые являются носителями своих культурных ценностей. Такие районы приграничных государств самые чувствительные при межгосударственных политических колебаниях, и, наоборот, им свойственна интеграция в единое региональное сообщество.
Многие сложнейшие проблемы приграничных территорий гораздо легче решать внутри интегрирующихся государств. Так, после распада СССР восстановить хозяйственные связи удалось благодаря неким «родственным» свойствам интеграционного потенциала приграничных регионов, которым свойственно расширяться и углубляться в содержательном плане и активизироваться до региональной политики и международных отношений.
Региональная политика на приграничных территориях является взаимовыгодной как для Российской Федерации, так и для Республики Казахстан. Сотрудничество приграничных регионов диктуется потребностями настоящего времени и является стратегической задачей. Эта политика основывается на опыте межгосударственного сотрудничества, осуществляется в интересах сопредельных областей, населения этих территорий, позволяет значительно эффективнее решать экономические и социальные проблемы.
Для эффективной реализации стратегий приграничного сотрудничества требуется более продуманная современная нормативно-правовая база. Страны постсоветского пространства являются по отношению друг к другу приоритетными зонами обеспечения национальной безопасности. Развитие приграничного сотрудничества, совместное решение некоторых социальных, культурных, экономических задач, взаимная помощь -все это позволяет в кратчайшие сроки адаптироваться к современным реалиям и ускоренному проведению модернизационных процессов.
Одной из приоритетных стран для Российской Федерации в плане приграничного сотрудничества, бесспорно, является Республика Казахстан, протяженность общей
границы которой составляет более 7 тыс. километров. Взаимоотношения России и Казахстана после распада СССР возобновились без особых колебаний и противоречий в 1992 г. На переговорах на высшем уровне примались решения по многим жизненно важным вопросам. В последующем встречи президентов, министров, акимов и глав администраций приграничных регионов, между которыми установились прямые связи по торгово-экономическому, социальному, культурному и образовательному сотрудничеству, стали регулярными, что отвечает основным интересам сопредельных государств.
Проблемы постсоветской интеграции во многом решаются идеей Евразийского союза, которая зародилась в начале ХХ1 в. Авторами этой идеи являются президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и президент России Владимир Путин.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев одним из первых предложил детализированный проект интеграции постсоветских государств, аргументируя его выгодность и необходимость для всех входящих государств [3].
3 октября 2011 г. в газете «Известия» Владимир Путин выступил с предложением о создании Евразийского союза на базе России, Белоруссии и Казахстана, «способного стать одним из полюсов современного мира» [4].
Три первых члена-основателя Евразийского Союза - Россия, Казахстан, Белоруссия - завершили к 2010 г. создание Таможенного союза, а к 1 января 2012 г. - Единого экономического пространства. Их деятельность показывает, что интеграционные процессы способствуют дальнейшему развитию отношений стратегического партнерства между Казахстаном и Россией [5].
Главная идея Евразийского союза базируется на концепции евразийства, которая основывается на том, что множественность исторических и культурных традиций объективно предполагает диалог различных культур, поэтому их взаимопроникновение способствует развитию в русле глобализаци-онных процессов.
Каждая национальность обладает своей неповторимой историей, сложившимися на протяжении тысячелетий ценностями, традициями и особенностями культур. Толерантность и взаимопонимание в культурной сфере ведут к интеграции в сфере экономики и политики как близлежащих государств, так и всего Евразийского континента. В этих условиях как интеграционные, так и дезинтеграционные процессы требуют внимательного и деликатного подхода.
В концепции евразийства при оценке процессов интеграции и глобализации на субконтиненте ведущая роль отводится самым крупным государствам в регионе -
204
Г.М. Каппасова
России и Казахстану. С политической точки зрения вполне можно объяснить взаимное тяготение внешнеполитических курсов двух стран и их лидеров - Н. Назарбаева и В. Путина при принятии решений по различным аспектам как региональных проблем России и Казахстана, так и общих вопросов во вза-моотношениях со странами постсоветского пространства.
По мнению президента Республики Казахстан Н. Назарбаева, современное евразийство оказывает решающее влияние на развитие региональных политических процессов. Идея евразийства занимает значительное место в региональной политической практике. Для Казахстана евразийство - это курс на интеграцию в Евросоюз и НАТО, но не вместо России, а вместе с Россией и другими странами СНГ [6].
Президент России В. Путин в своих высказываниях продемонстрировал полную поддержку взглядов президента Казахстана Н. Назарбаева на идеологию евразийства. Наличие точек соприкосновения во взглядах на евразийскую интеграцию является своеобразным гарантом дальнейшего укрепления дружеских отношений между Россией и Казахстаном при выработке стратегии не только региональной, но и мировой политики.
Президент Казахстана Н. Назарбаев, безусловно, является инициатором начала процесса сближения между всеми постсоветскими государствами и прежде всего с Россией. Его персональный вклад в интеграционные процессы на постсоветском пространстве ощутим и значим. Социально-экономические связи между Казахстаном и Россией имеют давнюю историю, по этой причине президент Казахстана одним из приоритетов региональной политики обозначил сотрудничество между этими двумя странами.
Постоянная приверженность Республики Казахстан к выверенному политическому и экономическому курсу по отношению к Российской Федерации и другим соседним государствам, активное участие государства в мероприятиях по обеспечению безопасности вызывают уважение и симпатии со стороны не только казахстанского общества, но и большей части населения постсоветских республик.
Безусловно, в стратегическом отношении политический и экономический аспекты регионального сотрудничества являются актуальными для безопасности суверенного развития Казахстана и России.
В современном, достаточно конфликтном мире стабильные отношения двух крупных государств региона являются основой для развития интеграционных процессов в русле прогресса и взаимопонимания. Сегодня можно констатировать, что Республика Казахстан и Российская Феде-
рация выступают лидерами мнений по данному вопросу.
В региональных интеграционных процессах большую роль играет внешняя среда, т. е. внешнеполитические отношения с другими государствами. Известно, что в настоящее время правительство США и некоторых европейских государств стремятся к «вестернизации» политики, культуры, экономики других стран, сознательно не учитывая культурные и этнические особенности постсоветского общества, в котором проживали представители различных национальностей, вероисповеданий и идеологий. Игнорирование специфики развития этих народов может привести и отчасти уже привело к обособлению отдельных государств в регионе. Это выводит их на «обочину» евразийской интеграции.
Одним из основных факторов, способствующих складыванию определенных ориентиров в различных аспектах региональной интеграции, является приграничное сотрудничество, которое занимает, безусловно, ведущее место. Начавшийся еще в 90-е гг. ХХ в. процесс интеграции бывших постсоветских республик привел к формированию новых достаточно устойчивых и перспективных образований: Таможенного союза, быстро формирующегося Единого экономического пространства, ряда других совместных межправительственных организаций. Констатируя факт успешной интеграции России и Казахстана в рамках данных экономических объединений, президент Казахстана Н.Назарбаев отметил: «Только в первом полугодии 2011 года на треть вырос общий товарооборот трех стран. Прогнозируется, что по итогам года он достигнет уровня 100 млрд долл., что будет на 13 % больше прошлогоднего показателя. Причём наиболее быстро растут объёмы приграничной торговли между Казахстаном и Россией - более чем на 40 %» [7].
Таким образом, интеграционные процессы - значительная и эффективная альтернатива межгосударственных отношений в современных условиях. Региональная политика двух крупных государств региона -России и Казахстана - подтверждает необходимость дальнейшего сотрудничества стран при сохранении ими национального суверенитета. Концепция евразийства является важнейшей иделогической основой региональной интеграции и, соответственно, приграничного сотрудничества.
Приграничное сотрудничество как следствие последовательной региональной политики, во-первых, нужно рассматривать через призму взглядов, идей евразийства; во-вторых, само приграничное сотрудничество является непосредственным и эффективным способом реализации конкретных социально-экономических проектов, разрешения многочисленных проблем в сфере эколо-
гической безопасности, здравоохранения, образования и науки; в-третьих, приграничное сотрудничество органично способствует укреплению партнерских отношений и открывает новые возможности для дальнейшей интеграции.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Володин А., Широков Г. Глобализация: начала, тенденции, перспективы. М., 2002.
[2] Страны и регионы мира : экономико-политический справочник / под ред. М. Булатова. М., 2003.
[3] Назарбаев Н. Проект Евразийского Союза: проблемы и перспективы интеграции. Астана, 2009.
[4] Путин В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня. // Известия. 2011. 3 октября. С. 4.
[5] К^аза^стан-Ресей: стратегияльщ эрттестер // Егемен Казахстан. 2012. 21 наурыз. 1 б.
[6] Центральная Азия. Кавказ. Балканы. Региональные подсистемы и региональные проблемы безопасности : сб. ст. М. : Научная книга, 2005.
[7] Назарбаев Н. Евразийский союз: от идеи к истории будущего // Известия. 2012. 27 января.