БЕЛЯЕВА Н.С., БЕЛЯЕВА Е.С.
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ:
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация. В статье рассматривается современное состояние интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Были выделены проблемы и стратегии совершенствования интеграции. В качестве наиболее перспективного проекта определяется создание Евразийского союза.
Ключевые слова: интеграционные процессы, постсоветское пространство, Россия, Содружество независимых государств (СНГ), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Таможенный союз, Единое экономическое пространство, Евразийский союз.
BELYAEVA N.S., BELYAEVA E.S.
INTEGRATION PROCESSES IN THE POST-SOVIET SPACE: PROBLEMS AND PROSPECTS
Abstract. The article studies the current state of integration processes on the post-Soviet territory. In this connection, the author states the problems and suggests some strategies to improve integration. Particularly, the author considers creating of the Eurasian Union to be the most promising project.
Keywords: integration processes, post-Soviet space, Russia, Commonwealth of Independent States (CIS), Eurasian Economic Community (EurAsEC), Customs Union of Belarus, Kazakhstan andRussia, Common Economic Space, Eurasian Union.
В настоящее время в мире все большую силу набирают процессы глобализации. Они охватывают мировую политику и экономику и, безусловно, оказывают влияние на развитие государств и интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Все протекающие процессы не однозначны. Можно отметить несколько основных тенденций: пророссийский вектор политики большинства его участников и нарастание проблемных зон в отношениях России и государств постсоветского пространства, стремящихся укрепить отношения, например, со странами ЕС и США. Для России, постсоветское пространство, развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами СНГ остается приоритетным направлением внешней политики.
Развитие интеграционных проектов на постсоветском пространстве является актуальным внешнеполитическим направлением деятельности новых независимых государств, поскольку здесь можно использовать потенциал имеющихся прежде экономических, социальных и культурных связей. Наибольший интерес представляют такие
структуры, как Союзное государство России и Беларуси, Евразийское экономическое сообщество, Таможенный союз и Единое экономическое пространство, Организация Договора о коллективной безопасности.
Проблемы становления новой государственности постсоветских стран, зарождения и развития межгосударственных отношений, вхождения их в международное сообщество, проблемы формирования и функционирования интеграционных объединений все более активно исследуются современными авторами. Анализ структуры постсоветского пространства и интеграционных процессов, протекающих на постсоветском пространстве, раскрываются в трудах А.Н. Быкова, Э.Баграмова, А.Губченко, Д.В. Доленко, Е.И. Пивовара, А. Спартака. Проблемам формирования идеологических основ военно-политической интеграции посвящены статьи Ф.Г. Войтоловского.
Исследуются отдельные особенности интеграционного взаимодействия в разных форматах. Различные аспекты формирования и развития Союза и Союзного государства России и Белоруссии освещаются в исследованиях О.В. Бахловой, П.Бородина, Ю.Ф. Година,
A. Михайленко, В.Никонова, И.Селивановой. Проблемы развития Евразийского экономического сообщества, Таможенного союза раскрываются в трудах В.Андрианова,
B. Баранова, Г.Рахматулиной, Н.Шумского, Г. Шестакова.
Взаимодействие государств в рамках Организации Договора о коллективной безопасности, основные направления деятельности этой организации представлены в трудах К. Байзановой, Н. Бордюжи, В. Михайлова, И. Плугатарёва, А. Храмчихина. В целом, развитие интеграционных процессов на постсоветском не нашло системного отражения в научной литературе.
Отметим, что постсоветское пространство - одно из крупнейших и перспективных мировых рынков, где проживает более 270 млн. человек и производится около 5% глобального ВВП. На страны постсоветского пространства приходится (%): мировой суши -почти 17, всех лесонасаждений - 21, запасов пресной воды - 11, природного газа и угля - по 30, нефти 10-12, урана - 36, золота, цинка и свинца - по 20, никеля, меди, молибдена - по 1012 [1, с.3]. Такое наличие природных ресурсов предоставляет большие возможности для будущего развития, и следует наиболее рациональным образом научиться совместно их использовать.
Несмотря на регулярные заявления о развитие взаимоотношений между новыми независимыми государствами, можно наблюдать периоды значительного сокращения взаимного сотрудничества и даже политического дистанцирования. Целостность экономической составляющей постсоветского пространства нередко ставится под сомнение.
При всей политической и экономической многовекторности современного мира, интеграционная составляющая в отношениях государств постсоветского пространства остается востребованной. Возрастает понимание того, отмечает А. Губченко, «что именно Россия с ее экономическим, технологическим и ресурсным потенциалом, емким рынком, развитой конфигурацией транспортных коммуникаций, производственных связей может обеспечить рациональную интеграцию экономического пространства новых независимых государств в мировое хозяйство, не нарушая при этом технологические, производственные и организационные структуры экономик данных стран и избегая риска появления нестабильности» [2, а 115].
В настоящее время возникла проблема выстраивания системы стратегического взаимодействия стран постсоветского пространства, основанного на прагматичном подходе в признании общих интересов и целей. Решение задачи становится возможным с учетом быстрого продвижения России, Белоруссии и Казахстана по пути развития Таможенного союза и Единого экономического пространства. Следует отметить, что ведущая роль в совершенствовании интеграционных процессов на постсоветском пространстве принадлежит России. Безусловно, старания участников Таможенного союза должны быть сориентированы и на формирование широкой евразийской зоны экономического сотрудничества и построение Евразийского союза.
Объективные благоприятные предпосылки и возможности для развития интеграционных процессов, вывода их на качественно новую ступень, не редко наталкиваются на крайне низкий текущий уровень экономического взаимодействия в регионе. Страны постсоветского пространства сильно отдалились друг от друга, переориентировавшись на другие страны мира (табл.1.).
Таблица 1. Экспортно-импортные операции государств Содружества (миллионов долларов США)[3]
2000г. 2011г. 2012г.
Всего страны СНГ другие страны мира Всего страны СНГ другие страны мира Всего страны СНГ другие страны мира
ЭКСПОРТ
Всего по СНГ 137,7 26,3 111,4 747,8 143,5 604,3 757,4 142,4 615,0
ИМПОРТ
Всего по СНГ 65,6 30,1 35,5 497,7 138,5 359,2 520,0 138,6 381,4
Важнейшей задачей на пути успешной реализации интеграционных проектов на постсоветском пространстве является достижение скоординированности российских экономических интересов и интересов новых независимых государств постсоветского пространства.
Отметим, что в подобной ситуации перед многими государствами постсоветского пространства, в том числе и перед Россией, встает проблема - среди более сильных центров экономической силы осуществлять свое развитие в роли периферии, либо, усилить свое влияние на мировые экономические процессы, путем совершенствования интеграционных процессов на постсоветском пространстве, и тем самым создать самостоятельное ядро экономической мощи. Конечно, предпочтительным является второй вариант развития событий.
Исходя из существующей современной геополитической обстановки, уровня экономического развития государств на постсоветском пространстве, также потенциальные конфликты интересов России с другими игроками в данном регионе, необходимо использовать долгосрочную стратегию действий. Можно допустить две осевые стратегии экономического и политического поведения России: 1) стратегия евразийской экономической интеграции; 2) стратегия развития экономического взаимодействия.
Цель первой стратегии, отмечает Р. Гринберг, формирование с участием России региональной экономической группировки на основе объединения заинтересованных стран. Реализация подобного сценария была бы наиболее целесообразной с точки зрения обеспечения условий для устойчивого экономического развития и политической стабильности в огромном регионе. Однако, если проводить сравнение с советским периодом времени, то для России возможности реализации стратегии интеграции на постсоветском пространстве значительно уменьшились. В первую очередь, они ограничиваются отношениями со странами-членами ЕврАзЭС, а также Украиной, чья позиция является важной для осуществления проекта [4, с.27]. Хотя, сложивший политический кризис в Украине, затрудняет реализацию интеграционных планов на постсоветском пространстве с ее участием в настоящий период времени, и вполне возможно, что политические силы в большей степени нацелены на европейскую интеграцию.
Осуществление интеграционного сценария предполагает развитие экономических отношений в рамках Союзного государства Беларуси и России, ЕврАзЭС, Таможенного союза и Единого экономического пространства. Именно в этих форматах закладываются основы евразийской системы региональной интеграции и формирования интегрированного экономического пространства.
Кроме того, проведение в жизнь сценария совершенствования интеграционных процессов на постсоветском пространстве предполагает значительное изменение подходов к
их осуществлению. Основной его составляющей должна стать концентрация стремлений всех стран-участников интеграционных проектов на формирование институционально-правовых основ интеграции. Безусловно, необходима выработка совместной и скоординированной политики по развитию ведущих отраслей и секторов экономики. В последствие, именно она может сыграть первостепенную роль в развитии интеграционных процессов. Должна осуществляться скоординированная политика по защите собственных рынков от импорта из других регионов и проводиться согласованная экспортная политика на рынках третьих стран [5]. России следует ориентироваться на будущее, формируя единое экономическое, таможенное и валютное пространство. В этой связи, весьма актуальным в ближайшей перспективе становится формирование Евразийского экономического союза, проект договора о создании должен быть подготовлен к 1 мая 2014г, а начать работать в полном формате он должен 1 января 2015г [6].
Еще одним направлением стратегии может стать политика развития экономического взаимодействия. Ее цель - активизация хозяйственных связей в разных формах (двусторонних и многосторонних) и на разных уровнях (государственном и уровне бизнеса) между Россией и теми странами постсоветского пространства, которые не готовы к интеграционному сближению и к формированию межгосударственного союза с Россией как минимум в форме таможенного союза, т.е. не готовы к согласованию и выработке общей экономической политики по отношению к внешним партнерам [4, с.30].
Таким образом, развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве выступает объективным, закономерным процессом. Наиболее перспективным является развитие интеграционных отношений посредством субрегиональных объединений на постсоветском пространстве таких как ЕврАзЭС, ОДКБ, Таможенный союз и Единое экономическое пространство, а в перспективе Евразийского союза. Однако продвижение по пути интеграции должно быть подготовлено с политической, экономической, организационно-правовой точки зрения.
Постсоветское пространство остается для России ключевой зоной своих национальных интересов. Особое значение для обеспечения военно-стратегической и экономической безопасности нашей страны играют отношения с государствами-участниками СНГ. Существование и развитие региональных организаций на постсоветском пространстве способствует укреплению позиций и авторитета России на мировой арене как великой державы, лидера межгосударственных союзов [7, с.25]. Кроме того, совместное с Россией участие в региональных образованиях укрепляет международные позиции стран-участников, повышает их национальную безопасность и способствует защите от общих внешних угроз.
ЛИТЕРАТУРА
1. Спартак А. Современный регионализм // МЭиМО. - 2011. - №1. - С.3-15.
2. Губченко А. Геополитическая оценка современной России в глобализирующемся мире // Власть. - 2011. - №3. . - С.115-118.
3. Экспортно-импортные операции государств Содружества. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.cisstat.com/rus/ciscountry.htm
4. Гринберг Р. Постсоветское пространство: модели и перспективы // Экономическое обозрение. - 2008. - №4. - С. 26-34.
5. Кондратов Д.И. Проблемы создания оптимальной валютной зоны в СНГ// Проблемы прогнозирования. - 2011. - № 4. - С. 137-157.
6. Проект договора о создании ЕЭС должен быть готов к 1 мая 2014г. -[Электронный ресурс] - Режим доступа: -http://ria.ru/economy/20131224 /986180586.html #ixzz2tZXoKKPJ
7. Беляева Е.С. Развитие федеративных отношений как фактор обеспечения национальных интересов // Регионология. - 2007. - №1. - С. 16-25.