Научная статья на тему 'Интеграционные процессы Беларуси и России: общественное мнение'

Интеграционные процессы Беларуси и России: общественное мнение Текст научной статьи по специальности «Социология»

CC BY
332
26
Поделиться
Область наук
Ключевые слова
интеграционные процессы / Республика Беларусь / Российская Федерация / Таможенный союз / Единое экономическое пространство / Евразийский экономический союз / общественное мнение

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Н. Н. Сечко

В статье на основе данных республиканских социологических исследований представлено мнение белорусского населения о влиянии интеграционных процессов Беларуси и России на социально-экономическую ситуацию в стране, дана оценка динамике отношений двух стран, выявлен уровень социальной поддержки вхождения Республики Беларусь в Таможенный союз, Единое экономическое пространство и Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

Похожие темы научных работ по социологии , автор научной работы — Н. Н. Сечко,

Integration processes in Belarus and Russia: public opinion

The article presents sociological analysis based on national studies of opinion of the Belarusian population about the impact of integration of Belarus and Russia on the socio-economic situation in the country. An assessment of the dynamics of relations between the two countries is accomplished. A level of social support of joining of the Republic of Belarus in the Customs Union and the Common Economic Space and the Eurasian Economic Union (EAEU) is revealed.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Интеграционные процессы Беларуси и России: общественное мнение»

УДК 316.334.2(476)

Н. Н. СЕЧКО,

кандидат социологических наук, доцент, Белорусский государственный экономический университет, г. Минск

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ БЕЛАРУСИ И РОССИИ: ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

В статье на основе данных республиканских социологических исследований представлено мнение белорусского населения о влиянии интеграционных процессов Беларуси и России на социально-экономическую ситуацию в стране, дана оценка динамике отношений двух стран, выявлен уровень социальной поддержки вхождения Республики Беларусь в Таможенный союз, Единое экономическое пространство и Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

Ключевые слова: интеграционные процессы, Республика Беларусь, Российская Федерация, Таможенный союз, Единое экономическое пространство, Евразийский экономический союз, общественное мнение.

В последнее десятилетие интенсивность социально-экономических и политических процессов усилилась, обострив множество конфликтов интересов. Данные процессы актуализируют значимость институтов и механизмов партнерства, региональных интеграционных образований и сообществ. На сегодняшний день в мире функционируют: Европейский союз (ЕС); Шанхайская организация сотрудничества (ШОС); БРИКС как ассоциация пяти развивающихся экономик: Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР; Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), где остались не вошедшие в ЕС Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн; Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА) между Канадой, США и Мексикой; Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС); Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН); Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ); Андская система интеграции (АСИ, или Андское сообщество); Карибское сообщество и общий рынок (КАРИКОМ); Южноафриканский таможенный союз ^АСи); Арабский общий рынок; организация стран -экспортеров нефти (ОПЕК) и др. Таким образом, можно заключить, что на сегодняшний день практически все страны мира стали членами каких-либо международных экономических сообществ. В октябре 2016 г. А. Г. Лукашенко была озвучена идея «интеграции интеграций» как сближения и налаживания сотрудничества в глобализирующемся мире.

Реализуется интеграционное взаимодействие и на постсоветском пространстве: изначально было создано Содружество Независимых Государств

(СНГ), призванное регулировать взаимодействие между государствами, ранее входившими в СССР, осуществлялась деятельность по формированию основ Союзного государства Беларуси и России, была создана и функционирует Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), далее были созданы Таможенный союз, Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), с 2012 г. заработало Единое экономическое пространство (ЕЭП), в ходе дальнейшего развития интеграционных процессов в 2015 г. ЕврАзЭС трансформировалось в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) - экономический союз государств Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Стоит отметить, что Беларусь и Россия являются одними из наиболее активных участников интеграционных процессов на постсоветском пространстве, так как в контексте современных геополитических тенденций интеграционное взаимодействие Республики Беларусь и Российской Федерации является не просто актуальным, но и стратегически необходимым. Интеграционные процессы в Беларуси и России имеют значимую экономическую, политическую, культурную и иные составляющие.

В контексте экономической интеграции осуществляется выработка однотипных механизмов регулирования экономик, основанных на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, вырабатывается единая инфраструктура и согласованная налоговая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, осуществляется унификация законодательств в области гражданского, хозяйственного права, таможенного законодательства, сближение правовой базы в сфере банковской деятельности и т. д. В 2008 г. был создан Антикризисный фонд ЕврАзЭС для оказания финансовой помощи государствам - членам Фонда: предоставления суверенных займов странам-участницам в целях преодоления негативных последствий мирового финансового и экономического кризиса; предоставления стабилизационных кредитов странам-участницам с низким уровнем доходов; финансирования межгосударственных инвестпроектов и т. д.

В социальном плане Евразийский экономический союз предполагает обеспечение свободного передвижения граждан государств-участников и создание унифицированного правового режима в части трудоустройства, вознаграждения, других условий труда и занятости.

История развития интеграционных процессов свидетельствует, что и политическая, и экономическая сфера данных процессов постоянно совершенствуются в соответствии с изменяющимися макроэкономическими аспектами и тенденциями. Однако для того, чтобы интеграционные процессы были действительно полноценными и эффективными, они должны уделять внимание и социальной составляющей, соответствовать ожиданиям и потребностям населения. К числу основных социальных задач, заявленных в рамках интеграционных процессов Беларуси и России, относятся повышение благосостояния граждан наших стран, укрепление демократических основ государственно-

сти, защита прав и свобод человека. Каковы ожидания белорусского населения от интеграционных процессов, каково общественное мнение о происходящих преобразованиях?

Согласно результатам республиканского социологического мониторинга, осуществляемого Институтом социологии НАН Беларуси, в качестве основополагающих факторов, являющихся платформой для поддержания и развития интеграционных процессов между Беларусью и Россией, в 2014 г. белорусы назвали: историческое прошлое, объединяющее белорусский народ с народом России, - 59,8 %; культуру (ценности, традиции и т. д.) - 46,5 %; общность языка - 39,4 %; родственные связи, межэтнические браки - 26,8 % населения. На экономические, политические и другие общие интересы указали 23,1 % белорусов. Таким образом, с точки зрения основных социально-демографических групп населения именно социокультурные факторы составляют наиболее сильную основу платформы взаимодействия и интеграции России и Беларуси.

С самого начала интеграционные взаимодействия позитивно оценивались белорусами: большинство белорусского населения (более 2/3) полагало, что происходящие интеграционные процессы позитивно влияют на социально-экономическую ситуацию в Беларуси, и особенно ярко это проявилось в условиях финансово-экономического кризиса: так, в течение 2011 г. возросла численность населения, положительно оценивающего влияние укрепления союза с Россией (весна 2011 г. - 62,8 %, осень 2011 г. - 68,7 %) и укрепление отношений с другими странами СНГ (64,0 % и 66,9 % соответственно). За этот же период в 2 раза снизилась группа респондентов, дающая негативные оценки интеграционным процессам с Россией (весна 2011 г. - 5,9 %, осень 2011 г. - 2,8 %) и с другими странами СНГ (2,2 % и 1,3 % соответственно).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Начиная с 2011 г. в условиях кризиса наблюдается активизация процессов экономического взаимодействия между Беларусью и Россией: начал функционировать Таможенный союз, активизировались процессы в ЕврАзЭС, Антикризисный фонд ЕврАзЭС оказал Беларуси поддержку в условиях кризиса, Российская Федерация предоставила Беларуси льготные цены на нефть и газ и т. д. Активизация интеграционных процессов нашла свое отражение в общественном мнении белорусского населения: с 2011 г. возрастает численность белорусского населения, позитивно оценивающего динамику отношений между Беларусью и Россией (2010 г. - 19,4 %, 2011 г. - 28,2 %, 2012 г. - 42,3 %, 2014 г. - 46,7 %, 2015 г. - 40,6 %) и сокращается группа респондентов, негативно оценивающих динамику отношений между нашими странами (табл. 1).

При оценке перспектив развития интеграционных отношений белорусское население полагает, что Беларусь не должна входить в состав Российской Федерации в качестве субъекта федерации. Большинство населения считает, что дальнейшее развитие интеграционных процессов должно осуществляться в рамках следующих организационно-правовых форм:

1. Беларусь должна быть независимым государством и строить свои отношения с Россией на основе международных договоров - с 2009 по 2016 г.

Таблица 1. Оценка белорусским населением динамики отношений между Беларусью и Россией, %

Вариант ответа 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2014 г. 2015 г.

Существенно улучшились 5,2 22,2 4,5 19,4 5,1 28,2 12,8 42,3 20,2 46,7 15,6 40,6

Немного улучшились 17,0 14,9 23,1 29,5 26,5 25,0

Не изменились 28,4 25,8 22,9 23,2 27,7 35,5

Несколько ухудшились 14,4 17,0 20,9 26,1 16,9 22,2 11,8 13,1 4,2 4,6 8,7 9,5

Существенно ухудшились 2,6 5,2 5,3 1,3 0,4 0,8

Затрудняюсь ответить 32,3 28,7 26,7 21,3 20,9 14,4

данную организационно-правовую форму поддерживает более половины белорусского населения;

2. Около 2/5 населения полагает, что Беларусь и Россия должны строить отношения по принципу равноправного союза двух государств с созданием наднациональных органов управления.

3. Доля населения, полагающая, что Беларусь должна войти в состав Российской Федерации в качестве субъекта(ов) федерации, составляет около 5-6 % (табл. 2).

Таблица 2. Оценка белорусским населением перспектив развития интеграционных отношений между Беларусью и Россией, %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вариант ответа Годы

2009 2010 2011 2012 2014 2015 2016

Беларусь должна быть независимым государством и строить свои отношения с Россией на основе международных договоров 53,8 49,4 56,8 55,3 55,7 56,9 52,0

Беларусь и Россия должны строить отношения по принципу равноправного союза двух государств с созданием наднациональных органов управления 41,2 46,5 41,0 39,3 38,7 38,8 41,6

Беларусь должна войти в состав Российской Федерации в качестве субъекта(ов) федерации 5,0 4,1 2,2 5,4 5,6 4,3 6,4

В контексте выявления уровня социальной поддержки реализуемых проектов и направлений изучалось отношение населения к вхождению Беларуси в Таможенный союз, Единое экономическое пространство, ЕврАзЭС. Результаты исследований 2012 и 2014 гг. выявили, что большинство белорусского населения поддерживало вхождение Беларуси в Таможенный союз (в 2012 г. поддерживали 62,2 % белорусов, в 2014 г. - 65,7 %) и в Единое экономическое пространство (2012 г. - 61,3 % белорусов, 2014 г. - 61,2 %). Уровень социальной поддержки вхождения Беларуси в ЕврАзЭС был несколько ниже (в 2012 г.

поддерживали 49,7 % белорусов, в 2014 г. - 44,7 %) в связи с тем, что более 1/3 населения затруднялись ответить на этот вопрос и были не в полной мере информированы, что такое ЕврАзЭС (табл. 3).

Таблица 3. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Поддерживаете ли Вы вхождение Беларуси в ...», %

Вариант ответа Таможенный союз Единое экономическое пространство ЕврАзЭС

2012 г. 2014 г. 2012 г. 2014 г. 2012 г. 2014 г.

Да 42,6 42,7 40,6 37,6 32,4 27,6

Скорее да 19,6 23,0 20,7 23,6 17,3 17,1

Скорее нет 5,7 4,4 6,2 5,2 7,6 7,1

Нет 6,0 4,6 5,4 5,8 5,8 11,7

Затрудняюсь ответить 26,2 25,2 27,2 27,7 37,0 36,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Президенты государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства 29 мая 2014 г. на заседании Высшего евразийского экономического совета подписали Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Договор обозначил переход евразийского экономического проекта на новый уровень интеграции, фактически с 01.01.2015 г. ЕврАзЭС трансформировался в ЕАЭС. Подписание данного договора широко освещалось в СМИ, прорисовывались дальнейшие перспективы интеграционного взаимодействия стран. В связи с этим данные социологического мониторинга выявили высокий уровень общественной поддержки вступления Беларуси в ЕАЭС: в целом данную инициативу поддерживали 67,5 % белорусов (табл. 4).

Таблица 4. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Поддерживаете ли Вы вхождение Беларуси с 01.01.2015 г. в Евразийский экономический союз?», 2015 г., %

Вариант ответа Пол респондентов Возраст респондентов, лет В целом

мужской женский 16-19 20-29 30-39 40-49 50-59 60-69 70 и старше

Да 44,6 40,0 44,5 36,4 36,4 42,5 44,3 51,3 47,8 42,1

Скорее да 24,7 26,0 23,3 28,1 23,8 31,1 23,4 25,9 18,5 25,4

Скорее нет 6,7 5,7 4,8 9,4 7,6 4,7 6,6 2,6 2,8 6,2

Нет 3,8 4,6 2,1 4,7 5,5 3,2 5,1 3,5 3,4 4,3

Затрудняюсь ответить 20,2 23,7 25,3 21,6 26,7 18,5 20,7 16,7 27,5 22,1

В течение 2015 и 2016 гг. в рамках функционирования ЕАЭС был сформирован суд ЕАЭС, Евразийская экономическая комиссия, Высший Евразийский экономический совет, согласовывались Таможенный кодекс, механизмы выработки единой позиции в переговорах с третьими странами и т. д. Однако эти процессы в большей мере затронули членов правительств и экспертов, а не широкие слои населения. Уровень освещения функционирования ЕАЭС в СМИ (исключая специализированные экономические и юридические СМИ) снизился, и в целом существенных изменений от трансформации ЕврАзЭС

в ЕАЭС белорусское население не ощутило. В связи с этим уровень поддержки населением вхождения Беларуси в ЕАЭС в 2016 г. (56,6 %, варианты ответов «да» и «скорее да») был ниже, чем уровень поддержки интеграции Беларуси в ЕврАзЭС в 2015 г. (67,5 %, варианты ответов «да» и «скорее да»), а доля затруднившихся ответить возросла с 22,1 % в 2015 г. до 32,2 % в 2016 г. Однако в целом вхождение Беларуси в данный интеграционный союз поддерживают более половины белорусов (табл. 5).

Таблица 5. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Поддерживаете ли Вы вхождение Беларуси в Евразийский экономический союз (ЕАЭС)?», 2016 г., %

Вариант ответа Пол респондентов Возраст респондентов, лет В целом

мужской женский 16-19 20-29 30-39 40-49 50-59 60-69 70 и старше

Да 27,1 23,5 12,6 20,9 27,7 21,7 26,6 34,7 29,7 25,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Скорее да 33,4 29,8 24,5 32,0 30,8 34,7 34,3 31,5 23,6 31,5

Скорее нет 6,9 5,8 3,3 6,5 5,6 6,0 6,8 9,1 5,4 6,3

Нет 5,6 4,3 2,6 7,5 5,6 6,0 3,5 1,8 6,1 5,0

Затрудняюсь ответить 27,0 36,5 57,0 33,1 30,3 31,7 28,8 22,8 35,0 32,2

Большинство населения склонно оценивать происходящие социально-экономические и политические изменения по событиям, непосредственно отражающимся на их жизни. В связи с недостаточной информированностью населения об интеграционных процессах и реализуемых проектах в рамках ЕАЭС, в белорусском обществе доля респондентов, затрудняющихся дать оценку тому, как повлияет данный союз на их жизнь, составляет 40,4 %, и только чуть более 1/3 населения полагают, что вступление Беларуси в ЕАЭС приведет к позитивным изменениям в их жизни (табл. 6).

Таблица 6. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как Вы считаете, приведет ли создание Евразийского экономического союза к позитивным изменениям

в Вашей жизни?», 2016 г., %

Вариант ответа Пол Возраст респондентов, лет В целом

мужской женский 16-19 20-29 30-39 40-49 50-59 60-69 70 и старше

Да 7,9 8,5 4,7 6,3 5,9 7,4 11,6 10,3 12,9 8,3

Скорее да 29,8 24,9 20,1 26,3 29,2 27,1 26,7 32,4 24,5 27,2

Скорее нет 13,2 13,8 8,1 13,8 15,3 15,7 14,6 12,2 8,2 13,6

Нет 12,1 9,4 8,7 11,5 12,7 12,0 9,1 6,1 11,6 10,6

Затрудняюсь ответить 37,0 43,5 58,4 42,2 36,9 37,8 37,9 39,0 42,9 40,4

Говоря о стратегических целях интеграционных взаимодействий Беларуси и России, белорусы полагают, что функционирование ЕАЭС должно способствовать, в первую очередь, достижению «продуктивной занятости, свободному перемещению граждан и функционированию общего рынка труда в ЕАЭС» - 33,8 %, данная цель имеет яркий пример реализации в рамках ЕС

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и значима в силу привлекательности России для трудовых мигрантов. Далее в рейтинге целей «повышение благосостояния населения каждого из государств - членов ЕАЭС» - 31,5 %, что вполне объяснимо в связи с переживаемыми как Россией, так и Беларусью экономическими трудностями и снижением уровня жизни населения; «обеспечение коллективной безопасности ЕАЭС» -24,8 %, что объясняется военными конфликтами в Сирии, Ираке, Ливии и т. д. и обострением ряда угроз на границах стран - участниц ЕАЭС. Таким образом, на сегодняшний день в качестве приоритетных целей функционирования ЕАЭС белорусы указывают на экономические и военно-политические цели (табл. 7).

Таблица 7. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как Вы полагаете, какие цели и ценности должны лежать в основе интеграционных процессов ЕАЭС?», 2016 г., %

Вариант ответа Пол Возраст респондентов, лет В целом

мужской женский 16-19 20-29 30-39 40-49 50-59 60-69 70 и старше

Продуктивная занятость, свободное перемещение граждан, общий рынок труда в ЕАЭС 36,0 32,0 29,1 32,6 33,6 40,6 35,3 33,1 25,3 33,8

Благоприятная экологическая среда в странах ЕАЭС 14,1 15,3 14,0 14,6 13,9 16,1 16,6 13,9 11,0 14,7

Коллективная безопасность ЕАЭС 26,2 23,5 14,4 22,2 22,9 26,6 27,5 30,7 26,1 24,8

Обеспечение прав человека в ЕАЭС 19,3 15,5 12,9 18,9 20,3 15,0 18,8 15,5 10,7 17,2

Повышение благосостояния населения каждого из государств - членов ЕАЭС 33,6 29,8 22,1 27,3 34,6 34,3 33,9 33,3 27,8 31,5

Поддержание благоприятной среды для межнационального взаимодействия стран -участниц ЕАЭС 11,9 12,8 9,1 14,6 12,8 10,6 10,6 16,9 11,6 12,4

Согласованное пенсионное обеспечение в ЕАЭС 10,8 11,6 4,1 7,6 9,2 9,6 12,2 21,2 19,3 11,2

Солидарность перед лицом внешних угроз каждого из государств -членов ЕАЭС 13,5 13,3 7,1 11,0 14,9 18,6 12,1 15,1 12,3 13,4

Общее образовательное, культурное пространства ЕАЭС 8,4 8,1 9,3 7,0 8,4 9,8 9,8 8,2 1,4 8,2

Другое 0,4 0,1 0,0 0,5 0,5 0,0 0,0 0,0 0,7 0,2

Затрудняюсь ответить 29,6 36,4 52,1 37,2 29,4 31,9 28,6 26,2 43,5 33,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, можно заключить, что в условиях нестабильности и даже непредсказуемости политики ведущих мировых держав возрастает стратегическое значение интеграционных союзов. Вся совокупность исторических, социокультурных, экономических, политических и военных факторов обусловливает приоритетность Российской Федерации как интеграционного партнера для Республики Беларусь. Интеграционные взаимоотношения между Беларусью и Россией развиваются в контексте происходящих социально-экономических изменений, происходит выработка приемлемой модели интеграционных взаимодействий, где бы согласовывались интересы и ожидания всех стран-участниц. Эти процессы длительны, требуют работы экспертов и ломки многих иждивенческих и патерналистских стереотипов от участников данных экономических союзов. Последствия от вступления Беларуси в ЕАЭС для белорусского населения еще до конца не очерчены и не всегда осознаются нашим населением, на сегодняшний день обычным белорусским гражданам сложно представить целостную и системную картину происходящих изменений и интеграции. Но в целом результаты республиканских социологических мониторингов Института социологии НАН Беларуси показывают принципиальную поддержку белорусским населением интеграционных процессов Беларуси и России.

N. N. SECHKO

INTEGRATION PROCESSES IN BELARUS AND RUSSIA: PUBLIC OPINION

Summary

The article presents sociological analysis based on national studies of opinion of the Belarusian population about the impact of integration of Belarus and Russia on the socio-economic situation in the country. An assessment of the dynamics of relations between the two countries is accomplished. A level of social support of joining of the Republic of Belarus in the Customs Union and the Common Economic Space and the Eurasian Economic Union (EAEU) is revealed.

Keywords: integration processes, the Republic of Belarus, the Russian Federation, the Customs Union and the Common Economic Space, the Eurasian Economic Union, the public opinion.

Поступила 15.10.2016 г.