Научная статья на тему 'Интеграционные функции региональной культуры в условиях социальноэкономической нестабильности'

Интеграционные функции региональной культуры в условиях социальноэкономической нестабильности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
149
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС КУЛЬТУРЫ / КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / CRISIS OF THE CULTURE / CULTURAL IDENTITY / SOCIALIZATION / REGIONAL CULTURE / PEDAGOGICAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Божинская Татьяна Леонидовна

В статье описаны кризисные тенденции развития человека и общества на рубеже ХХ-ХХI веков. Показано противоречие между состоянием социально-педагогической деятельности и объективной потребностью личности и общества в ее оптимизации в современных условиях. Рассматривается потенциал региональной культуры в преодолении кризиса современного российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграционные функции региональной культуры в условиях социальноэкономической нестабильности»

Божинская Татьяна Леонидовна

старший преподаватель кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Российского государственного социального университета

(тел.: 88612584110)

Интеграционные функции региональной культуры в условиях социальноэкономической нестабильности

Аннотация

В статье описаны кризисные тенденции развития человека и общества на рубеже ХХ-ХХ! веков. Показано противоречие между состоянием социально-педагогической деятельности и объективной потребностью личности и общества в ее оптимизации в современных условиях. Рассматривается потенциал региональной культуры в преодолении кризиса современного российского общества.

Annotation

The article describes the crisis tendencies of development of a person and society at the turn of 20th and 21st centuries. The article shows the contradiction between the condition of socio-pedagogical activity and independent requirement of a person and society in its optimization in today's context. The article deals with the potential of regional culture in overcoming the crisis of modern Russian society.

Ключевые слова: кризис культуры, культурная идентичность, социализация, региональная культура, педагогический потенциал.

Key words: crisis of the culture, cultural identity, socialization, regional culture, pedagogical potential.

Современная цивилизация переживает в XX в. колоссальные, глобальные эволюционные и революционные изменения количественного и качественного характера. Общество и культура в целом находятся на перепутье, ищут исторические альтернативы - где-то методом проб и ошибок, где-то опираясь на эмпирические и теоретические изыскания экономистов, социологов, психологов и т.д.

Закончившееся столетие обнаружило и зафиксировало ведущие прогрессивные тенденции, устремления культуры в XXI век. Среди них целесообразно выделить дальнейшее развитие гуманистической ориентации, унаследованной от прошлых эпох, углубление научно-рационалистического познания мира и небывалое возрастание роли науки как социокультурной системы, интереснейшим явлением культуры ХХ столетия стал так называемый космизм, который подчеркивал, что человечество - это не замкнутая, не обособленная общность, а часть Вселенной. Для культуры ХХ в. характерна не замкнутость, не закрытость, а взаимодействие и взаимообогащение национальных культур. Именно в ХХ столетии

усилились тенденции в становлении единых оснований общечеловеческой культуры.

Таким образом, со стороны позитивных результатов и тенденций социокультурного развития, то ХХ век, по мысли ведущих мировых политиков и ученых, был лучшим по масштабам достигнутого социального и научно-технического прогресса. Но если взглянуть на этот исторический период со стороны негативных явлений и процессов, то он окажется наихудшим в череде других столетий. Так, ХХ в. был наихудшим по числе убитых людей на войне. В 130 войнах этого века погибло 120 миллионов человек - больше, чем в войнах за все годы, предшествующие 1900г.

Война как феномен ХХ столетия - это и своеобразная культура, точнее "антикультура", базирующаяся на слепой силе иррационализма, дикого невежества, воинствующего аморализма.

Помимо военно-технических в ХХ веке необычайно обострились социальные проблемы бытия человечества.

Глобальный кризис культуры характеризует закат индустриальной цивилизации. Об этом свидетельствуют все признаки кризиса: ослабление роли культуры в обществе, унификация и стандартизация культурных

187

ценностей, потеря национальных особенностей и индивидуальной самобытности, широкое распространение массовой "антикультуры". Цивилизация будущего - "экологическая цивилизация" - должна стать цивилизацией культуры, где созданы условия для свободного диалога различных культур, ибо потребность человека в различающихся культурах является одной из важнейших жизненных потребностей. Проблемы, связанные с экологией культуры, получили определение "проблемы культурной идентичности": "Культурная идентичность впитывает в себя язык и литературу, искусство и архитектуру, обычаи и нравы, историю и религию, словом все, что обеспечивает память и побуждает к развитию и осознанию культурной общности". Поиски "этнокультурной идентичности" одновременно идут по двум направлениям: с одной стороны, это стремление проникнуть в основы собственной национальной культуры, воссоздать в предметной среде ее важнейшие архетипы; с другой стороны, интерес к ценностям других культур, позволяющим духовно обогатить предметный мир современного человека.

Ясно обозначившаяся в последние десятилетия тенденция глобализации, затрагивает в разной степени многие стороны существования человечества. Парадоксальным образом она привела к росту значимости региональных различий. В современной России усиление региональных различий имеет своеобразные черты, определяющихся, как нестабильностью всего российского социума, так и специфическими условиями страны с многообразием природных, экономических, социальных, культурных, национальных и т.п. условий.

Нынешняя переходная ситуация показала неудовлетворенность подходов гуманитарных наук к анализу современных проблем социализации. Обнаружилась абстрактность этих подходов, которая проявилась в том, что в исследовании процесса социализации новых поколений акцент все еще ставится на целенаправленном воздействии на молодежь со стороны институций, на разработке методических указаний по воспитанию молодежи, без учета реальных условий новой общественной среды, влияние которой сегодня сильно изменилось, приобрело новые формы, наполнилось иным содержанием.

Налицо противоречие между состоянием социально-педагогической деятельности и объективной потребностью личности и общества в ее оптимизации в современных условиях.

Учет влияния процессов, происходящих в

обществе, на воспитание подрастающих поколений в большей или меньшей степени существовал во всех обществах и во все времена.

Россия обладает уникальным опытом и теорией социального воспитания, включающей идеи коллективизма и индивидуального развития в разных сферах деятельности (А. С.Макаренко,

Н. К.Крупская, А. В. Мудрик, В. Д. Семенов и др.). Часть современных отечественных исследователей социальной педагогики ориентированы только на европейские традицции (В. Г. Бочарова, Л. Е.Никитина, Ю. В.Васильева и др.). Россия, включаясь в процессы интеграции, может внести особенные знания соединения индивидуалистического и коллективистического воспитания.

Современная социальная ситуация в России характеризуется ориентацией общества на сохранение национально-региональной культуры. Последняя тенденция, на наш взгляд, проявляется наиболее широко. Это нашло свое отражение в актуализации идеи этнопедагогизации образовательного процесса. Национальная школа обладает сегодня наибольшим потенциалом в плане реализации культуросозидающей функции образования. Она призвана сформировать поколение, сориентированное на ценности данной культуры, ее историю, традиции.

Современное общество нуждается в человеке, сориентированном на диалог в семейных, социальных, политических, национальных отношениях. Поэтому, следуя целям национального образования и воспитания, школа решает задачу формирования личности, главными качествами которой являются осознание себя как представителя определенного этноса (субэтноса); готовность и способность к взаимодействию с другими личностями, культурами, обществом и государством.

Мировоззрение личности как система взглядов на мир в целом, находит выражение в системе ценностей и идеалов личности. В основе мировоззрения лежит совокупность знаний о мире. На основе таких знаний и представлений возникали, формировались и развивались традиции во всех сферах человеческой деятельности. И в качестве интегратора может выступать региональная культура.

Региональную культуру можно рассматривать как своеобразный вариант национальной культуры (назовем ее "материнской"). Региональная наследует ценностно-нормативное ядро "материнской культуры", формы и способы жизни людей и адаптирует их для условий конкретной

___________________________________188

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2009 • №2

территории.

В содержательном плане региональная культура раскрывается через характеристику специфики мироощущения и миропонимания членов регионального сообщества, особенности картины мира, идентичности и самосознание личности и локального социума, посредством формирования системы знаков и значений.

Региональная культура, таким образом, является интегрирующим началом жизни в конкретной территории.

Педагогический потенциал региональной народной культуры, проявляющейся в традиционном региональном содержании, реализуется в воспитательном процессе через целевой, содержательный, процессуальный и результативный аспекты.

В педагогическом контексте наиболее важными являются следующие функции региональной традиционной культуры: мировоззренческая, социально-адаптивная и развивающая.

Социально-адаптивная функция выполняет определенную роль в приобщении детей к традициям, обычаям, обрядам и отражает действие принципа исторической преемственности явлений культурной жизни, обеспечивает передачу опыта, знаний, традиций от поколения к поколению.

В поле региональной культуры сосуществуют как равнозначные и равноценные элементы не только национальной культуры, но и элементы, свойственные другим этническим культурам, и освоенные в ходе межэтнической коммуникации на определенной территории. Региональная культура становится, таким образом, интегратором этнически разнородных элементов, обеспечивая в рамках локальной территории возможность межкультурного и межэтнического взаимодействия и реализуя на практике модель поликультурного единства.

Человек, осознающий себя принадлежащим определенному местному сообществу, становится носителем различных "культур" -этнической, региональной, общероссийской. При этом принадлежность региональной культуре создает условия преодоления этнических противоречий за счет наднациональной идентичности, а этнокультурные и межнациональные конфликты во многом снимаются именно региональной

самоидентификацией людей разных национальностей. Первичность регионального при не забвении этнического - это та форма социального устройства, которая гарантирует мирное существование и сводит к минимуму возможность конфликтов "на национальной почве". По сути, мы имеем дело с моделью непротиворечивого существования

поликультурного единства, в рамках которого происходит объединение людей как "по горизонтали" - между народами, живущими на данной территории, так и "по вертикали", объединяя страну.

При этом особую значимость приобретает непротиворечивость универсальных и личных смыслов. Освоение культуры России каждым конкретным ее жителем ведется через обретение личных смыслов, опосредованных локальным сообществом. Региональная культура становится тем "адаптивным механизмом", который объединяет национальные и наднациональные ценности, обеспечивая идентификацию россиянина.

Литература

1. Зубкова Е. Ю., Куприянов А. И. Возвращение к "русской идее": кризис идентичности и

национальная история // Отечественная история. 1999. № 5. С. 4 - 28.

2. Белова В.Л. Регионоведение. Регионообразующие факторы // Социальногуманитарные знания. 1999. № 2. С. 57 - 67.

3. Каганский В. Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство: Сб. статей. М., 2001.

4. Коптюг В. А., Матросов В. М., Левашов В. К., Демянко Ю. Г. Устойчивое развиитие цивилизации и место в ней России: проблемы формирования национальной стратегии. М.-Новосибирск, 1996, с.с. 30-31.

5. Основания регионалистики. Формирование и эволюция историко-культурных зон". СПб., 1999.

6. Сверкунова Н. В. Исследование региональной идентичности: исторический аспект // Социология и социальная антропология / Межвуз. сб. к 60-летию со дня рожд. проф. А.О. Борноева. - СПб, 1997.

189

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.