ИНТЕГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЭСТОНИИ:
содержание и эволюция в конце XX - начале XXI в.
О. В. БАХЛОВА,
доктор политических наук, профессор кафедры всеобщей истории и мирового политического процесса ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)
Эстония, как и другие финно-угорские страны, исторически входила в геополитическое пространство Российской империи / СССР. После их крушения она, юридически получив международную правосубъектность, пыталась выработать самостоятельный внешнеполитический курс и стратегию участия в интеграционных объединениях (в постбиполярный период). При этом одна из самых очевидных их констант и даже доминант, несмотря на продолжительное нахождение Эстонии в сфере влияния России и большой процент русскоязычного населения, актуальность внутреннего измерения гибкой интеграционной политики, - радикальный разрыв с бывшей «метрополией» и союзами, создаваемыми по ее инициативе.
С другой стороны, хотя Эстония лишь короткое время являлась формальным субъектом европейской политики (1918-1940 гг.), после обретения независимости от СССР она поставила перед собой в качестве главной цели «возвращение» в Европу через вовлечение в евро-атлантические структуры. Соответственно стала определяться система приоритетов ее интеграционной политики. Поскольку Конституция Эстонской Республики (ЭР) была принята до реализации указанной цели, наиболее значимы здесь официальные документы в области обеспечения национальной безопасности и евроинтеграцион-ной стратегии ЭР. В Конституции страны находится общее указание ст. 121 главы IX «Международные отношения
и международные договоры», фиксирующей полномочия Рийгикогу (Парламента), по ратификации и денонсации ее договоров, в том числе тех, по которым Эстонская Республика присоединяется к международным организациям или союзам [3].
Согласно Концепции национальной безопасности Эстонской Республики 2004 г., членство в Европейском Союзе (ЕС) и Организации Североатлантического договора (НАТО) - «в союзах с общими демократическими принципами и целями» - главная гарантия национальной безопасности страны. В документе подчеркивается, что евро-атлантическое сотрудничество в области безопасности и развитие интеграции, включая расширение НАТО и ЕС, сократили угрозу крупномасштабных военных конфликтов в Европе, обеспечили устойчивость социального развития и экономического роста. Аналогичные положения содержатся в Концепции 2010 г., Стратегии национальной обороны 2011 г., Плане развития национальной обороны на период 2013-2022 гг. [4; 18-20].
Задачи внешней политики Эстонии, названные Министерством иностранных дел, включают существенную интеграционную составляющую. В частности, задача достижения «обеспеченности и неделимости безопасности, стабильности и предсказуемости международных отношений» предполагает «сильное и дееспособное НАТО» и «сильный Европейский Союз, результативную общую внешнюю политику и политику без© Бахлова О. В., 2015
опасности ЕС (ОВПБ) и общую политику безопасности и обороны (ОПБО)». Обеспечение предпосылок для развития экономики Эстонии, либеральные экономические отношения и пространство увязываются, среди прочего, с действующим внутренним рынком ЕС [2].
Таким образом, отчетливо выражен евро-атлантический вектор интеграционной политики Эстонии, который стал насыщаться комплексом практических мероприятий с начала 1990-х гг., после признания 28 августа 1991 г. европейскими сообществами ее независимости и установления официальных отношений. Еще до юридического прекращения существования СССР Эстония и ее западные партнеры продемонстрировали симметрию заинтересованности, что, вкупе с плюрализацией постсоветского пространства, серьезно облегчило процесс их присоединения к евро-атлантическим структурам.
В названном процессе следует выделить два основных этапа:
1) 1991-2003 гг. - подготовка Эстонии к вступлению в ЕС и НАТО, включившая следующие важнейшие шаги:
- начало участия в Совете североатлантического сотрудничества (ССАС) (с 1997 г. - в Совете евро-атлантического партнерства / СЕАП), с 1994 г. - в программе «Партнерство ради мира» (ПРМ);
- подписание (июль 1994 г.) и вступление в силу (январь 1995 г.) Договора о свободной торговле ЕС и Эстонии, Соглашения об ассоциированном членстве в ЕС (июнь 1995 г. - февраль 1998 г.);
- заявка о вступлении в ЕС (ноябрь 1995 г.);
- рекомендация Европейской комиссии о начале переговоров с Эстонией о членстве в ЕС (июль 1997 г.) и решение Люксембургского саммита Европейского совета о начале переговоров о присоединении с 6 странами, включая Эстонию (декабрь 1997 г.);
- начало переговоров о вступлении в ЕС Эстонии и еще 5 стран-кандидатов (март 1998 г.) и их завершение на Копенгагенском саммите ЕС (декабрь 2002 г.),
подписание соглашения о вступлении на Афинском саммите (апрель 2003 г.);
- открытие «интенсивного диалога» по вопросам вступления с НАТО (1996 г.), итогом которого было признание Эстонии на Вашингтонском саммите возможным кандидатом в члены альянса (апрель 1999 г.); наряду с другими 8 кандидатами Эстония получила План действий по подготовке к членству;
- официальное приглашение на Пражском саммите НАТО, вместе с Болгарией, Латвией, Литвой, Румынией, Словакией и Словенией, начать переговоры о вступлении (ноябрь 2002 г.), после завершения которых Эстония приступила к работе в качестве наблюдателя в высшем руководящем органе НАТО - Североатлантическом совете, в других органах и рабочих группах НАТО (апрель 2003 г.);
2) с 2004 г. - полноправное членство и участие Эстонии в деятельности Евросоюза и НАТО, причем достаточно активное и диверсифицированное.
1 мая 2004 г., после завершения процедур ратификации соглашений о присоединении, Эстония наряду с другими 9 государствами стала членом ЕС, членом НАТО - после депонирования 29 марта 2004 г. документов о вступлении в организацию [8, 12]. Следовательно, произошел окончательный, легализованный «уход» Эстонии из прежнего геополитического пространства.
В отношении ЕС, как официально утверждается в Эстонии, государство зарекомендовало себя в качестве активного и конструктивного партнера, продолжая прагматическую политику дальнейшей интеграции. При этом отмечается важность политической стабильности и конкурентоспособности Союза на международной арене, а также внутри ЕС. Эстония формулирует свои интересы и намерения в разных сферах деятельности Союза. Основные направления политики ее участия в Европейском Союзе были определены в стратегическом рамочном документе «Политика Правительства Эстонии в ЕС на 2004-2006 гг.»,
позже - «Политика Эстонии в Европейском Союзе на 2007-2011 гг.», «Политика Эстонии в Европейском Союзе на 2011-2015 гг.» [14; 15; 21]. В них выражается стремление Эстонии содействовать прогрессу общих европейских интересов через достижение 5 основных целей: конкурентоспособность и открытость Европы; эффективная бюджетная политика; близость к гражданам, безопасность и защищенность; экономичность и устойчивое развитие; укрепление демократии и благосостояния во всем мире [10].
Эстония выступает за дальнейшее расширение Европейского Союза, считая, что перспектива членства в нем служит дополнительной мотивацией при осуществлении политических и экономических реформ, существенным фактором европейской безопасности и гармоничного развития в более широком масштабе. Как страна, относительно недавно интегрировавшаяся в ЕС, Эстония демонстрирует готовность поделиться своим опытом со странами-кандидатами. Помимо признанных кандидатов Эстония особо поддерживает Грузию в ее стремлении к евроинтегра-ции [10, 11].
Выделим некоторые сферы участия Эстонии в Евросоюзе.
Торгово-экономическая политика. Начиная с мая 2004 г. Эстония придерживается единой торгово-экономической политики ЕС. Страны ЕС являются крупнейшими торговыми партнерами Эстонии уже с середины 1990-х гг. Доля ЕС во внешнеторговом обороте Эстонии на современном этапе - около 70 %. Главные экспортные партнеры в рамках ЕС - Финляндия, Швеция, Латвия, Германия, Литва, Дания; импортные - Польша, Нидерланды, Франция. В сфере услуг основные партнеры Эстонии - также страны ЕС (70,4 % экспорта и 76,3 % импорта). Необходимо отметить, тем не менее, что в целом в пятерку основных партнеров Эстонии и в сфере торговых, и в сфере инвестиционных отношений входит Россия [1; 9].
Экономический и валютный союз (ЭВС). 1 мая 2004 г. Эстония стала членом ЭВС, а 27 июня 2004 г. присоединилась к европейской системе валютного курса. В зону евро Эстония вошла 1 января 2011 г., став на тот момент семнадцатым участником. Ее позиция предполагала, что евро даст Эстонии необходимый толчок для выхода из экономического кризиса и в дальнейшей перспективе обеспечит макроэкономическую стабильность [1].
Общая внешняя политика и политика безопасности (CFSP/ОВПБ). Эстония выражает заинтересованность в сильном, сплоченном и влиятельном на международной арене Европейском Союзе. Она намерена оказывать содействие развитию ОВПБ, а также военных и гражданских возможностей кризисного управления европейской безопасности и оборонной политики (ESDP/ЕПБО).
Участие в ОВПБ и в операциях ЕПБО -основная часть политики национальной безопасности Эстонии. В соответствии со Стратегией европейской безопасности 2010 г. Эстония мотивирована целями уменьшить угрозы международной безопасности и обеспечить зону стабильности в регионах, непосредственно граничащих с Евросоюзом, и в дальнем зарубежье. Это следующие миссии и операции ЕС: EUPOL Afghanistan; EULEX Kosovo; EUFOR Althea (Босния и Герцеговина; EUPM (Босния и Герцеговина); EUMM Georgia (Грузия); EUJUST LEX (Ирак); EUNAVFOR - Operation ATALANTA. В составе Сил быстрого реагирования Европейского Союза Эстония участвует в Скандинавской боевой группе (Nordic Battlegroup - NBG) [7; 13; 16; 17].
Пространство внутренней безопасности с его ориентирами, детализированными Стокгольмской программой (2010-2014 гг.), - фундаментальные права и свободы человека, защита личных данных, предоставление политического убежища, визовые вопросы, полицейское сотрудничество, борьба против терроризма, управление кризисными ситуа-
циями, правовое сотрудничество в сфере гражданских и уголовных дел, кибер-безопасность. Эстонией наиболее важными направлениями признаны кибер-защита и борьба с кибератаками, эффективное обеспечение защиты личных данных, обработка данных авиатуристов, предоставление политического убежища, функционирование Европейского 1Т-агентства [6].
Европейская политика соседства (ЕЫР/ЕПС). В качестве целей Эстония заявляет защиту прав человека, содействие распространению демократических ценностей и созданию экономической стабильности. Она выражает заинтересованность в активной роли ЕС в соседних с Союзом странах и поддерживает укрепление ЕПС. Эстония расширила свое присутствие, а в дальнейшем намерена еще больше укрепить свое положение в нескольких целевых государствах ЕПС, реализуя в них, в первую очередь в Грузии, Украине и Молдове, различные совместные проекты сотрудничества [11].
Эстония поддерживает шаги, направленные на усиление координации действий ЕС и других международных организаций в разных областях. Что касается области безопасности, то здесь оговаривается необходимость партнерства ЕС и НАТО, в том числе в плане усиления военной мощи Европы.
Политика национальной безопасности Эстонии позиционируется как отвечающая обязательствам и правам членов НАТО, вытекающим из Североатлантического договора. Подчеркивается также, что подход Эстонии к вопросам обеспечения национальной безопасности находится в полном соответствии с принципами стратегической концепции НАТО [15; 18; 19].
Как член НАТО Эстония выделяет необходимые средства и прочие ресурсы для участия в деятельности Североатлантического союза и для выполнения своих обязательств, участвует в военной структуре альянса и совместном оборонном планировании. В Таллинне
находится Центр компетенции киберза-щиты НАТО. Эстония поддерживает политику открытых дверей НАТО, заявляя о себе как о стороннице гибкого подхода к партнерству, что при необходимости позволяет сотрудничать со всеми странами на основе общих целей и интересов, а также расширения спектра обсуждаемых тем в соответствии с интересами альянса.
Политика национальной безопасности Эстонии позиционируется как отвечающая обязательствам и правам членов НАТО, вытекающим из Североатлантического договора.
Важная часть стратегии Эстонии -участие в миссиях и операциях НАТО: KFOR (Косово), ISAF (Афганистан), «Свобода Ираку» (2003-2008 гг.); NTM-I (Ирак) и др. С 2005 г. Эстония участвует в Силах быстрого реагирования (СБР) НАТО (NRF - NATO Response Force) [5-7].
Согласно официальной позиции Эстонии, НАТО - единственная эффективная международная организация в области безопасности. Внимание акцентируется на необходимости обеспечения способности альянса реагировать на угрозы независимо от места их возникновения, в том числе нетрадиционного характера, например терроризма. Эстония позитивно оценивает готовность НАТО иметь дело с новыми угрозами и участвовать в предотвращении международных конфликтов и в международном кризисном управлении.
Итак, интеграционная политика Эстонии фактически базируется на признании безусловной приоритетности, даже безальтернативности евро-атлантического направления - активном участии в Европейском Союзе и НАТО, полной лояльности общим стратегическим подходам и действиям данных объединений. Они рассматриваются как структуры, взаимно дополняющие друг друга. Эстония по сравнению с Финлян-
дией и, особенно, Венгрией демонстрирует наивысшую степень поддержки системы санкций ЕС, введенных против России. В ее политическом сообществе доминирует убеждение в благоприятных перспективах как развития евро-атлантического интеграционного процесса, так и статуса и роли Эстонии в его рамках.
Характерно, что субрегиональный уровень интеграции в Северо-Восточной Европе - регионе Балтийского моря -по сути, понимается как подчиненный евро-атлантическому, причем такие интеграционные предпочтения обнаружились задолго до вступления в НАТО. Так, уже в Соглашении стран Балтии о создании совместного подразделения по поддержанию мира - Балтийского батальона по поддержанию мира (ВАЦТВАТ/ БАЛБАТ) (1994 г.) - намечалась цель сотрудничества в сфере поддержания мира с НАТО и Западноевропейским союзом (ЗЕС), который позже был интегри-
рован в ЕС. Балтийская морская эскадра (ВАЦШО^БАЛТРОН), изначально (с 1998 г.) предназначенная для участия в международных операциях по поддержке мира, после интеграции стран Балтии в НАТО превратилась в тренировочную структуру противоминных частей морских сил НАТО. Регион Содружества Независимых Государств (СНГ), тем более, оказался на периферии внешней и интеграционной политики Эстонии. Внимание к нему проявляется либо в контексте отношений с Россией, с превалирующим негативным содержанием, либо - со странами, признаваемыми в евро-атлантическом дискурсе лидерами в развитии демократии, - Грузией и Украиной, в русле так называемой восточной политики ЕС. Ориентиром здесь также выступает расширение пространственных масштабов евро-атлантического интеграционного процесса и влияния евро-атлантических структур.
Поступила 01.04.2015
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК BIBLIOGRAPHY
1. Внешнеэкономическая политика Эстонии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.'vm.ee/?q=ru/node/9816.
2. Задачи внешней политики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vm.ee/ru/ zadachi-vneshney-politiki.
3. Конституция Эстонской Республики от 28 июня 1992 г. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.eesti.ee/rus/riik/ pohiseadus.
4. Концепция национальной безопасности Эстонской Республики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://constitutions. ru/archives/5299.
5. Оборонная политика Эстонии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kmin. ee/ru/kaitsepoliitika.
6. Политика безопасности Эстонии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. e stemb .kiev. ua/rus/politika_bezo -pasnosti.
1. Foreign policy of Estonia, available: http:// www.vm.ee/?q=ru/node/9816.
2. Objectives of foreign policy, available: http:// vm.ee/ru/zadachi-vneshney-politiki.
3. Constitution of the Republic of Estonia on 28 June 1992, available: http://www.eesti.ee/rus/ riik/pohiseadus.
4. National Security Concept of the Republic of Estonia, available: http://constitutions.ru/ archives/5299.
5. Estonian defense policy, available: http:// www.kmin.ee/ru/kaitsepoliitika.
6. Estonia Security Policy, available: http://www.
estemb.kiev.ua/rus/politika_bezopasnosti.
7. Estonia security policy, available: http://www.
vm.ee/?q=ru/node/9815.
8. Relations Chronology between Estonia and the European Union, available: http://www. estemb.lv/rus/ec.
9. Economic relations, available: http://www.estemb.
ru/estonia_i_rossija/ekonomitseskie_otnoshenija.
7. Политика безопасности Эстонии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vm.ee/?q=ru/node/9815.
8. Хронология отношений Эстонии и ЕС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.estemb.lv/rus/ec.
9. Экономические отношения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.estemb. ru/estonia_i_rossija/ekonomitseskie_otnosh-enija.
10. Эстония в Европейском Союзе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.estemb.lv/rus/ec.
11. Эстония вновь поддержала интеграцию Грузии в ЕС [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.rosbalt.ru/ex-ussr/2011/10/18/902235.html.
12. Эстония и НАТО - от партнерства к членству [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://nato.sitecity.ru/ ltext_0811173419.phtml?p_ident=ltext_081117 3419.p_0301104419.
13. Civilian crisis management / EEAS [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. concilium.europa.eu/showPage. aspx?id= 1346&lang=EN.
14. Estonia's European Union Policy 2007-2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.riigikantselei.ee/failid/EL-P0L_2007_2011_EN.pdf.
15. Estonia's European Union Policy 2011-2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://riigikantselei.ee/sites/default/files/con-tent-editors/Failid/eesti_el_poliitika_eng.pdf.
16. EU Common Security and Defence Policy [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. concilium.europa.eu/showPage. aspx?id=261 &lang=EN.
17. EU Common Security and Defence Policy (CSDP). EU Operations: Overview of the mission and operations of the European Union May 2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.concilium.europa.eu/ showPage.aspx?id=268&lang=EN.
18. National Defence Development Plan 20132022 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kaitseministeerium.ee/files/ kmin/nodes/13373_NATIONAL_DEFENCE_ DEVEL0PMENT_PLAN_2013 .pdf.
19. National Defence Strategy Estonia 2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kaitseministeerium.ee/files/kmin/ img/files/KM_riigikaitse_strateegia_eng(2).pdf.
20. National Security Concept of Estonia 2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vm.ee/sites/default/files/JPA_2010_ ENG.pdf.
21. The Estonian Government's European Union Policy for 2004-2006 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.riigikant-selei.ee/failid/The_Government_s_European_ Policy_for_2004_2006_FINAL.pdf.
10. Estonia in the European Union, available: http://www.estemb.lv/rus/ec.
11. Estonia reiterated its support for Georgia's integration into the EU, available: http://www. rosbalt.ru/exussr/2011/10/18/902235.html.
12. Estonia and NATO - from partnership to membership, available: http://nato.sitecity.ru/ ltext_0811173419 .phtml?p_ident=ltext_0811 173419.p_0301104419.
13. Civilian crisis management / EEAS, available: http://www.concilium.europa.eu/show-Page.aspx?id=1346&lang=EN.
14. Estonia's European Union Policy 2007-2011, available: http://www.riigikantselei.ee/failid/ ELP0L_2007_2011_EN.pdf.
15. Estonia's European Union Policy 2011-2015, available: https://riigikantselei.ee/sites/de-fault/files/content-editors/Failid/eesti_el_poli-itika_eng.pdf.
16. EU Common Security and Defence Policy, available: http://www.concilium.europa.eu/ showPage.aspx?id=261&lang=EN.
17. EU Common Security and Defence Policy (CSDP). EU Operations: Overview of the mission and operations of the European Union May 2011, available: http:// www.concilium.europa.eu/showPage. aspx?id=268&lang=EN.
18. National Defence Development Plan 20132022, available: http://www.kaitsemin-isteerium.ee/files/kmin/nodes/13373_NA-TIONAL_DEFENCE_ DEVELOPMENT_ PLAN_2013.pdf.
19. National Defence Strategy Estonia 2011, available: http://www.kaitseministeerium.ee/ files/kmin/img/files/KM_riigikaitse_stratee-gia_eng(2).pdf.
20. National Security Concept of Estonia 2010, available: http://www.vm.ee/sites/default/ files/JPA_2010_ENG.pdf.
21. The Estonian Government's European Union Policy for 2004-2006, available: http://www. riigikantselei.ee/failid/The_Government_s_ European_ Policy_for_2004_2006_FINAL. pdf.