Научная статья на тему 'ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РЕФЛЕКСИЯ / МЕНЕДЖМЕНТ / ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Вероника Александровна, Титова Юлия Владимировна

В статье рассматривается необходимость интегративного подхода в преподавании иностранного языка (английского) в профессиональной деятельности, направленного на формирование и развитие профессиональных компетенций будущего выпускника в сфере менеджмента. Прикладной аспект интегративного подхода подразумевает реализацию принципа интеграции во всех составляющих образовательного процесса, что в данной работе предполагает формирование профессиональных компетенций в процессе изучения иностранного языка. Залогом успешной реализации интегративного подхода на всех уровнях является обязательное включение рефлексивного компонента, формирование рефлексивной позиции обучающегося. Она помогает анализировать и упорядочивать элементы и этапы деятельности от постановки цели до достижения результата, осознавать себя активным её участником. Сегодня в силу разных факторов и причин потенциал дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности» в формировании профессиональных компетенций чаще всего остаётся нереализованным. На основе многолетнего опыта преподавания дисциплины авторы предлагают практический курс, который ориентирован на профессиональную подготовку будущих менеджеров. Курс направлен на освоение иностранного языка и на формирование профессиональных компетенций обучающихся по направлению подготовки «Менеджмент», способствуя развитию обучающихся и в личностном, и в профессиональном плане. Это достигается за счёт содержания и структуры курса, когда последовательно и логично рассматривается общее понятие менеджмента и его функций. Включение рефлексивного компонента позволяет преподавателю и обучающимся отслеживать уровень прогресса и степень достижения поставленных целей, раскрыть потенциал обучающихся, в том числе, через постоянную рефлексию своей деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соколова Вероника Александровна, Титова Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATIVE APPROACH IN TEACHING ENGLISH FOR PROFESSIONAL PURPOSES

The article discusses the need for an integrative approach in teaching Business English, aimed at forming and developing professional competencies of a future graduate in the field of management. The applied aspect of the integrative approach means implementing the principle of integration in all parts of the educational process. In this study, it concerns the formation of professional competencies during the process of learning a foreign language. The basis of the successful implementation of an integrative approach at all levels is adding a reflective component, forming of reflective position of a student. It helps analyze and order all the elements and stages of the studying activity from goal setting to result achieving; it also helps students realize themselves as active participants of the studying process. Today, due to various factors and reasons, the potential of the discipline “Business Foreign Language” in forming professional competencies often remains unrealized. The course developed allows to fully reveal its opportunities of forming professional competencies for a future manager. The course is focused on developing skills in a foreign language and professional training of students in such field of study as “Management”. This contributes to the students’ personal and professional growth. This is achieved due to the course’s content and structure, when the general concept of management and its functions being considered sequentially and logically. Including the reflective component into the studying process allows not only the teacher but also the students themselves follow the level of progress and the degree of achieving the goals set by them.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Высшее образование в России Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia

ISSN 0869-3617 (Print), ISSN 2072-0459 (Online) http://vovr.elpub.ru

Интегративный подход в преподавании английского языка в профессиональной деятельности

Научная статья

DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-10-78-86

Соколова Вероника Александровна - канд. психол. наук, доцент, valsok77@mail.ru Титова Юлия Владимировна - ст. преподаватель, velva2006@mail.ru Вологодский государственный университет, г. Вологда, Россия Адрес: 160000, г. Вологда, ул. Ленина, 15

Аннотация. В статье рассматривается необходимость интегративного подхода в преподавании иностранного языка (английского) в профессиональной деятельности, направленного на формирование и развитие профессиональных компетенций будущего выпускника в сфере менеджмента. Прикладной аспект интегративного подхода подразумевает реализацию принципа интеграции во всех составляющих образовательного процесса, что в данной работе предполагает формирование профессиональных компетенций в процессе изучения иностранного языка. Залогом успешной реализации интегративного подхода на всех уровнях является обязательное включение рефлексивного компонента, формирование рефлексивной позиции обучающегося. Она помогает анализировать и упорядочивать элементы и этапы деятельности от постановки цели до достижения результата, осознавать себя активным её участником. Сегодня в силу разных факторов и причин потенциал дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности» в формировании профессиональных компетенций чаще всего остаётся нереализованным. На основе многолетнего опыта преподавания дисциплины авторы предлагают практический курс, который ориентирован на профессиональную подготовку будущих менеджеров. Курс направлен на освоение иностранного языка и на формирование профессиональных компетенций обучающихся по направлению подготовки «Менеджмент », способствуя развитию обучающихся и в личностном, и в профессиональном плане. Это достигается за счёт содержания и структуры курса, когда последовательно и логично рассматривается общее понятие менеджмента и его функций. Включение рефлексивного компонента позволяет преподавателю и обучающимся отслеживать уровень прогресса и степень достижения поставленных целей, раскрыть потенциал обучающихся, в том числе, через постоянную рефлексию своей деятельности.

Ключевые слова.: формирование профессиональных компетенций, интегративный подход, иностранный язык в профессиональной деятельности, рефлексия, менеджмент, функции менеджмента

Для цитирования: Соколова В.А, Титова Ю.В. Интегративный подход в преподавании иностранного языка в профессиональной деятельности // Высшее образование в России. 2021. № 10. С. 78-86. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-10-78-86

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License. © Соколова В.А, Титова Ю.В., 2021.

И]

Integrative Approach in Teaching English for Professional Purposes

Original article

DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-10-78-86

Veronika A. Sokolova - Cand. Sci. (Psychology), Assoc. Prof., valsok77@mail.ru

Iuliya V. Titova - Senior lecturer, velva2006@mail.ru.

Vologda State University, Vologda, Russia

Address: 15, Lenina str., Vologda, 160000, Russian Federation

Abstract. The article discusses the need for an integrative approach in teaching Business English, aimed at forming and developing professional competencies of a future graduate in the field of management. The applied aspect of the integrative approach means implementing the principle of integration in all parts of the educational process. In this study, it concerns the formation of professional competencies during the process of learning a foreign language. The basis of the successful implementation of an integrative approach at all levels is adding a reflective component, forming of reflective position of a student. It helps analyze and order all the elements and stages of the studying activity from goal setting to result achieving; it also helps students realize themselves as active participants of the studying process. Today, due to various factors and reasons, the potential of the discipline "Business Foreign Language" in forming professional competencies often remains unrealized. The course developed allows to fully reveal its opportunities of forming professional competencies for a future manager. The course is focused on developing skills in a foreign language and professional training of students in such field of study as "Management". This contributes to the students' personal and professional growth. This is achieved due to the course's content and structure, when the general concept of management and its functions being considered sequentially and logically. Including the reflective component into the studying process allows not only the teacher but also the students themselves follow the level of progress and the degree of achieving the goals set by them.

Keywords: professional competencies development, integrative approach, Business English course, management, reflection, reflective position

Cite as: Sokolova, V.A., Titova, I.V. Integrative Approach in Teaching English for Professional Purposes. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 30, no. 10, pp. 78-86, doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-10-78-86 (In Russ., abstract in Eng.).

Актуальность

В последние годы отечественные и зарубежные исследователи уделяют большое внимание интегративным процессам, происходящим в высшем образовании. Как отмечают М. Хубер и П. Хатчингс, важно обучать студентов вышей школы так, чтобы помогать развивать их интегративные способности, поскольку такое обучение готовит студентов к вынесению обоснованных решений в контексте их личной, профессиональной и гражданской жизни [1].

Само развитие интегративных способностей осуществляется через освоение определённого рода деятельности, что подразумевает формирование рефлексивной позиции обучающегося. Рефлексивная позиция помогает анализировать и упорядочивать все элементы и этапы деятельности от постановки цели до достижения результата, осуществлять контроль и корректировку действий, осознавать себя как активного участника этой деятельности и фиксировать те личностные преобразования, которые при этом

происходят. Именно рефлексия становится определяющим компонентом для успешного формирования интегративных качеств.

Интегративный процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так и в рамках новой, предполагая качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему [2; 3]. В данной работе мы обратимся непосредственно к прикладному аспекту интегративного подхода в образовании, подразумевающего реализацию принципа интеграции во всех составляющих образовательного процесса, рассматривая потенциал курса «Иностранный язык в профессиональной деятельности» в формировании профессиональных компетенций менеджеров.

Актуальность изучения данного вопроса связана с тем, что подход, сложившийся в практике преподавания иностранного языка с учётом направления подготовки или специальности, часто является формальным: либо слишком обобщённым, когда упор идёт на освоение типичных лексико-грамматических структур, либо очень узким, сфокусированным в первую очередь на развитии понимания иноязычных текстов в сфере профессиональной деятельности. Нельзя не отметить, что основной причиной такого выбора преподавателей является низкий уровень владения обучающимися иностранным языком [4]. Однако в фокусе внимания всегда должно быть формирование профессиональной компетенции как единого целого, то есть осознанное включение в образовательной процесс самого обучающегося, понимание им целей, задач курса, его реальной практической значимости для развития себя не только как профессионала, но и как личности [5].

В условиях, когда система образования сталкивается с новыми вызовами - циф-ровизацией, переходом в онлайн-формат и развитием непрерывного образования, -этот курс приобретает особую значимость, поскольку приоритетным в нём является умение личности работать самостоятельно, планировать и организовывать свою деятельность, самому контролировать её ход

и результаты, делать выводы для корректировки своих действий.

При анализе применения интегративного подхода в высшем профессиональном образовании в его структуру включают межпредметную, внутрипредметную, межличностную, внутриличностную интеграцию, отмечая важность междисциплинарной составляющей с позиций формирования компетенций [6; 7]. Каждая из них решает свои задачи и ориентирована на формирование соответствующих компетенций выпускника, способствуя тем самым его росту как личности и как профессионала в перспективе. При этом подразумевается комплексный подход к образованию, реализуемый не только через содержание различных дисциплин, объединённых общей целью, но и включающий самые современные технологии, методы, средства активизации процесса обучения.

Успешность работы менеджера определяется сегодня его умением всесторонне подходить к решению возникающих проблем, мыслить нестандартно, принимать необходимые решения с учётом множества факторов, проводить анализ ситуации и давать прогноз вариантов её развития, взаимодействовать с людьми и т.п. Особое значение имеет для менеджера коммуникативная компетенция, важность которой признают все исследователи.

Интегративный подход даёт возможность уделять внимание формированию компетенций с учётом рефлексивного компонента как инструмента интериоризации - присвоения знаний, умений и навыков, способствуя повышению уровня сформированности компетенций на выходе и росту профессионально-личностного потенциала будущего менеджера.

Потенциал авторского курса

В данной работе будут рассмотрены особенности курса «Иностранный язык в профессиональной деятельности», который, будучи дисциплиной гуманитарного, социального и экономического цикла, позволяет реализовать интегративный подход на практике.

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Направление подготовки «Менеджмент» предоставляет широкие возможности для его использования с учётом профессиональной направленности. Конечная цель обучения иностранному языку в вузе заключается в формировании у студента межкультурной коммуникативной профессионально-ориентированной компетенции, то есть в нашем случае выпускник должен овладеть основами межкультурных отношений в менеджменте, навыком эффективного выполнения своих функций в межкультурной среде.

Однако не всегда рабочие программы дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности» разных направлений подготовки отражают профессиональную направленность курса. На наш взгляд, это происходит при формализованном подходе к составлению рабочих учебных планов и рабочих программ, с тенденцией к снижению аудиторных часов, отводимых на иностранный язык, без учёта специфики каждого направления подготовки. Исследования групп студентов в этой области, касающиеся базовой дисциплины «Иностранный язык», свидетельствуют о том, что студенты не заинтересованы в её изучении [8; 9]. Отсутствие большого интереса также характерно при изучении иностранного языка для специальных целей. Одной из причин низкой мотивации может быть недостаточный исходный уровень сформированности необходимых компетенций на входе, т.е. при поступлении абитуриента в вуз. Ещё одной причиной данной ситуации является непонимание студентами целей изучения иностранного языка в профессиональной деятельности и кажущееся отсутствие его практической значимости, так как зачастую даже общепрофессиональная направленность не отражается в содержании дисциплины из-за того же узкого и формализованного подхода.

Следовательно, потенциал дисциплины при формировании профессиональных компетенций остаётся невостребованным, что приводит к необходимости выявить педагогические условия, способствующие его раскрытию.

На наш взгляд, реализация интегративного подхода к профессиональному образованию способствует формированию соответствующих компетенций выпускника, отражённых в федеральных государственных стандартах. Данный подход решает множество задач, повышая практическую значимость и ценность дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности» в глазах обучающихся и позволяя наиболее полно раскрыть её потенциал в формировании профессиональных компетенций будущего менеджера, способствуя тем самым его росту как личности и как профессионала в перспективе.

Содержание и структура курса

Обращаясь к структуре и содержанию курса, отметим, что анализ профессиональных компетенций по данному направлению подготовки позволяет говорить о том, что их формирование в вузе идёт в соответствии с базовыми функциями менеджмента: планирование, организация, контроль, руководство (лидерство), управление персоналом. Такой подход к рассмотрению менеджмента представляется обоснованным с точки зрения отбора содержания дисциплины. Он позволяет ориентироваться на профессиональные компетенции, которые являются отражением требований, предъявляемых к эффективной работе менеджера.

С учётом этого аспекта и исходя из практики преподавания дисциплины в течение ряда лет, мы предлагаем такую структуру курса, которая будет отличаться чёткой профессиональной ориентированностью на соответствующее направление подготовки. Это достигается за счёт содержания курса, в котором последовательно и логично рассматривается общее понятие менеджмента и его функций. Предлагаемые материалы были апробированы в течение нескольких лет преподавания английского языка студентам первого-второго курсов соответствующего направления подготовки. Результатом этой работы стало учебное пособие «Speaking about Management» [10].

Отмечая особенности структуры, необходимо сказать о представлении материала в виде модулей, что даёт возможность его дистанционного усвоения. Каждый модуль открывается дискуссионными вопросами, предваряющими текст, на основе которого и строится работа на занятии и внеаудиторно. Вопросы позволяют активизировать и обобщить имеющиеся знания по основной проблеме, рассматриваемой в данном разделе. Упражнения, направленные на снятие лек-сико-грамматических трудностей, способствуют более глубокому пониманию сущности менеджмента, поскольку отражают профессиональную направленность. Вопросы и задания после текста касаются его смыслового содержания, требуя не только понимания иноязычной лексики и грамматических структур английского языка, типичных для такого рода текстов, но и умения анализировать, выделять существенное и обобщать.

Содержание курса, построенное с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, включает следующие основные модули: 1) Management. Introduction / Менеджмент. Введение; 2) Management Functions / Функции менеджмента; З) Planning / Планирование; 4) Organizing / Организация; 5) Staffing / Управление персоналом; 6) Leading / Лидерство (руководство); 7) Controlling / Контроль.

Раздел повторения также содержит ряд текстов по отдельным аспектам, касающимся профессиональной деятельности менеджера.

Наличие в разделе материалов, содер-жаащих дополнительную или уточняющую информацию, обеспечивает повторение и контроль понимания прочитанного, что способствует лучшему освоению модуля.

Личностная составляющая реализуется посредством рефлексии - анализа и оценки своей деятельности в ходе выполнения заданий.

Включение тестов как инструментов самоисследования способствует повышению интереса к обучению и развитию рефлексивности. Важно учитывать, что результаты теста являются относительным показателем, который можно проанализировать с целью

улучшения тех или иных параметров. Это также позволит оценить уровень рефлексии самими студентами исходя из того, насколько честно они отвечают на вопросы. Например, при изучении модуля «Planшng/Пла-нирование» можно предложить студентам оценить своё умение планировать, пройдя небольшой тест в виде ответов на вопросы, позволяющие глубже понять и проанализировать собственные знания и умения.

Многие вопросы, рассматриваемые в каждом модуле курса, являются дискуссионными, что даёт возможность широко использовать интерактивные методы обучения, такие как разные формы дискуссии, метод кейсов, деловые игры, мозговой штурм.

Наиболее интересны с точки зрения формирования компетенций, относящихся к сфере когнитивного интеллекта (способности анализировать и систематизировать информацию, различные ситуации, которые могут способствовать эффективной деятельности человека), упражнения, целью которых выступает структурирование знаний по какому-либо аспекту деятельности менеджера. Например, в продолжение темы «Планирование», после рассмотрения текста о сущности планирования и выполнения студентами ряда заданий, направленных на освоение соответствующей терминологии, характерных грамматических структур и лексических особенностей, предлагается заполнить таблицу, касающуюся различных типов планирования -стратегического, тактического, оперативного с точки зрения целей, временных рамок, уровней менеджмента и предназначения. Предполагается поиск дополнительной информации, рассчитанный в первую очередь на использование англоязычных интернет-ресурсов.

Такое задание с таблицей подразумевает определённую вариативность в выполнении в зависимости от уровня подготовки студентов и структуры конкретного занятия. Задачу можно усложнить, попросив их добавить свой собственный критерий, позволяющий уточнить отдельные характеристики в таблице. Упражнения по анализу информа-

ции не только способствуют формированию общекультурных компетенций, но и направлены на расширение знаний в организационно-управленческой сфере, где рефлексия выступает неотъемлемым компонентом.

Работа с модулем «Leadmg/Лидерство», касающимся лидерства и стилей руководства, имеет ряд особенностей, поскольку он включает задания проблемного обучения. К примеру, на основе анализа имеющейся информации нужно спрогнозировать возможное поведение каждого типа лидера в случае конфликтной ситуации, или определить отношение к инновациям, которые являются неотъемлемой частью современной профессиональной деятельности менеджера. Выполнение этого задания можно проверить в мини-дискуссии непосредственно во время занятия. Чтобы обобщить знания и проверить понимание обучающимися особенностей каждого стиля руководства, им предлагается написать эссе по заданной теме.

Проектный и исследовательский методы можно реализовать в рамках курса в ходе работы над презентацией на основе изученного материала и написанного эссе. Если эссе направлено на развитие навыков и умений письменной речи, то подготовка презентации задействует разные умения и навыки студента. Она опирается на вербальное (доклад), ауди-альное и визуальное обеспечение и сопровождение. Презентация должна отвечать сценарию, то есть соответствовать определённой теме, структуре и логике подачи материала. Как правило, главной целью презентации является влияние на людей, она легко вписывается в структуру деловой игры, дискуссии. Особенно важно, чтобы студенты чётко и ясно сознавали цели и задачи презентации, умели адекватно оценить свою работу и работу других, анализируя её положительные и отрицательные аспекты, с тем чтобы учесть их при подготовке в следующий раз.

Важно с самого начала познакомить студентов с требованиями к созданию презентаций и правилами, ведущими к их успеху. С точки зрения технической реализации целе-

сообразно ознакомить студентов с возможными форматами презентаций (ppt(x), pdf, mp4 и т.д.), что иногда подводит их к необходимости освоения новых информационных технологий (различные типы видеоредакторов, динамические презентации на основе сервиса Prezi.com и др.). Перед созданием презентации необходимо проанализировать аудиторию, для которой она будет предназначена, определить приоритеты и точно сформулировать её цель.

Анализ функций организации, управления персоналом и контроля позволяет лучше понять их сущность и определить: в первом случае - существенные характеристики, во втором - составляющие этой деятельности и в третьем - последовательность этапов проведения. Также в рамках заданных модулей рассматриваются вопросы мотивации и лидерства. Данные разделы включают тесты, задания по структурированию материала и т.п. Традиционным заданием при работе с текстами являются вопросы, которые позволяют студентам повторить и обобщить содержащуюся в них информацию, а также оценить уровень её понимания.

Целесообразно предлагать для самостоятельного изучения тексты, которые рассматривают практические аспекты менеджмента. В этом разделе можно ознакомиться с понятиями «охота за головами», "micromanaging" и другими.

Как видим, содержание курса обнаруживает тесную взаимосвязь с методами и средствами обучения, а точнее, его профессиональная направленность определяет и методы, и средства, которые наилучшим образом будут способствовать его освоению. Залогом положительных результатов работы обучающихся по данному курсу является их собственная рефлексивная деятельность.

Результаты работы обучающихся

Анализ результатов работы с курсом показывает, что, хотя основное внимание уделяется формированию у обучающихся коммуникативной компетенции (подразумеваю-

47

40

18

15

Соответстви е требованиям (meeting the Объективность оценки! assessing objectively) requirements)

■ Начало курса (course starting) ■ Окончание курса (course finishing)

Рис. 1. Динамика изменений результатов деятельности Fig. 1. Changes in learning outcomes

щей владение всеми аспектами иностранного языка), наблюдается позитивная динамика и в процессе формирования профессиональных компетенций на фоне поступательного развития рефлексивных способностей.

На примере работы с презентациями, которые обучающиеся должны подготовить по окончании работы с модулем, можно проследить положительные изменения (Рис. 1).

На начальном этапе обучающиеся предварительно были ознакомлены с основными требованиями, предъявляемыми к такому виду деятельности: что должна включать презентация, как она должна быть оформлена. Практика показала, что этого оказалось недостаточно. Из 52 презентаций, только 15 полностью соответствовали требованиям, 27 - частично, 10 не соответствовали полностью, то есть, по сути, 10 обучающихся не выполнили задание. Кроме того, обучающимся предлагалось самим оценить каждую работу, в том числе и свою собственную. 34 человека завысили оценки, 18 человек оценили презентации относительно объективно по сравнению с критериями, отражёнными в ФОС дисциплины.

Беседа с обучающимися выявила нечёткое понимание ими цели и ожидаемого результата этого вида деятельности, а значит, им

неясно, что и как именно будет оцениваться. Обсуждение этих вопросов позволило преподавателю подвести обучающихся к необходимым критериям оценивания презентаций. Были предложены три самых значимых критерия: содержание и соответствие цели; грамотность речи; использование ИКТ, обеспечивающих наглядность и информативность. Подготовка презентаций по другим модулям в курсе была успешнее. Подчеркнём, что итоговые презентации по всему курсу полностью соответствовали требованиям у 40 человек, у 12 имелись некоторые недочёты. Объективность оценивания обучающимися своей работы в соответствии с критериями ФОС была практически стопроцентной. Незначительные отклонения в ту или иную сторону при оценивании наблюдались у пяти человек.

Результаты работы с данным курсом позволяют сделать вывод о перспективности его использования и обнаруживают широкие возможности для дальнейших исследований в самых разных направлениях.

Жизнь человека предполагает непрерывное обучение в связи с быстрой сменой технологических и социально-экономических условий в современном обществе. Это требует новых подходов в самой системе образова-

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

ния, когда необходимо обеспечить обучение человека без отрыва от профессиональной деятельности, предоставив ему возможность получения необходимых знаний, навыков и умений дистанционно, касается ли это повышения квалификации или переподготовки. Кроме того, последние события в мире, связанные с пандемией и её последствиями, заостряют внимание на вопросах самообразования, самоподготовки, формирования умения организовывать и контролировать свою учебную деятельность. В данных условиях разработанный авторами курс становится ещё более актуальным и востребованным. Важным аспектом курса иностранного языка в профессиональной деятельности является постоянное включение рефлексивного компонента, позволяющего не только преподавателю, но и самим обучающимся отслеживать уровень своего прогресса и степень достижения ими поставленных целей.

Таким образом, преподавание иностранного языка в профессиональной деятельности с использованием межпредметной, внутрипредметной, межличностной, внутри-личностной интеграции и современных образовательных технологий, позволяет значительно расширить возможности дисциплины для формирования профессиональных компетенций и поставить в центр личность обучающегося. Это раскрывает не только и не столько потенциал дисциплины, сколько потенциал самих обучающихся, который часто остаётся вне рамок традиционного и привычного формального подхода к обучению.

Литература

1. Huber M, Hutchings P. Integrative Learning. Mapping the Terrain. Washington, DC : Association of American Colleges and Universities, 2004. 32 р. URL: https://flles.eric.ed.gov/lulltext/ ED486247.pdf (дата обращения: 21.09.2021).

2. Baycheva B, Tsankova M., Zhekov Z. The Integrative Approach in Teaching Students Who Will Be Primary School Teachers in Future // Tra-kia Journal of Sciences. 2015. Vol. 13. Suppl. 1. P. 429-433. DOI: http://dx.doi.org/10.15547/ tjs.2015.s.01.074

3. Vinod V. Integration of Skills in English Language Teaching for Engineering Students. Language in India. 2013. Vol. 13. No. 3, March. P. 391-394. URL: http://www.languageinindia.com/ march2013/veenaskillsflnal.pdf (дата обращения: 21.09.2021).

4. Сысоев П.В. Подготовка педагогических кадров к реализации предметно-языкового интегрированного обучения в вузе // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 5. С. 21-31. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-5-21-31

5. Титова Ю.В. Формирование профессиональных компетенций менеджера в процессе преподавания делового иностранного языка: дис. магистра педагогического образования / Вологодский государственный университет. Вологда, 2015. 68 с.

6. ШестаковаЛ.А. Теоретические основания междисциплинарной интеграции в образовательном процессе вузов // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 3: Педагогика. Психология. Образовательные ресурсы и технологии. 2013. Т. 1. № 2. С. 47-52. URL: https:// vestnik-muiv.ru/article/mezhdistsiplinarnaya-integratsiya-kak-metodologicheskaya-osnova-sovremennogo-obrazovatelnogo-protses/ (дата обращения: 21.09.2021).

7. Newell W.H. A Theory of Interdisciplinary Studies // Issues in Integrative Studies. 2001. No. 19. P. 1-25. URL: http://web.mit.edu/jrankin/ www/interdisciplinary/interdisc_Newell.pdf (дата обращения: 21.09.2021).

8. Хамедова Г.Н. Исследование мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. № 3. 2011. С. 184-192.

9. Мелехина Е.А. Особенности мотивации студентов неязыковых вузов к изучению иностранного языка (на примере медицинского и технического университетов) // Преподаватель высшей школы в XXI веке : Труды 5-й международной науч.-практ. интернет-конференции. Ростов н/Д : Аркол, 2007. Сб. 5. Ч. 1. С. 231-240.

10. Соколова В.А, Титова Ю.В. Speaking About Management: учебное пособие по английскому языку / Вологод. гос. ун-т. Вологда: ВоГУ, 2015. 175 с.

Статья поступила в редакцию 27.10.20 После доработки 14.05.21 Принята к публикации 20.09.21

References

1. Huber, M., Hutchings, P. (2004). Integrative Learning. Mapping the Terrain Washington, DC : Association of American Colleges and Universities, 32 p. Available at: https://files.eric.ed.gov/ fulltext/ED486247.pdf (accessed: 21.09.2021).

2. Baycheva, B., Tsankova, M, Zhekov, Z. (2015). The Integrative Approach in Teaching Students Who Will Be Primary School Teachers in Future. Trakia Journal of Sciences. Vol. 13, Suppl. 1, pp. 429-433, doi: http://dx.doi.org/10.15547/tjs.2015.s.01.07

3. Vinod, V. (2013). Integration of Skills in English Language Teaching for Engineering Students. Language in India. Vol. 13, no. 3, pp. 391-394. Available at: http://www.languageinindia.com/ march2013/veenaskillsfinal.pdf (accessed: 21.09.2021).

4. Sysoyev, P.V. (2021). Teacher Training for Content and Language Integrated Learning at the University. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 30, no. 5, pp. 2131, doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-5-21-31 (In Russ., abstract in Eng.).

5. Titova, Yu.V. (2015) Formirovanie professional'nykh kompetentsiy menedzhera v protsesse prepodavaniya delovogo inostrannogo yazyka: dissertatsiya magistra pedagogicheskogo obra-zovaniya [Manager Professional Competencies Development While Teaching Business Foreign Language: Master's Thesis]. Vologda State Univ., Vologda, 68 p. (In Russ.).

6. Shestakova, L.A. (2013). Theoretical Bases of the Interdisciplinary Integration in Educational Process at Higher School. Vestnik Moskovskogo universiteta imeni S. Yu. Vitte. Seriya 3: Ped-agogika. Psihologiya. Obrazovatel'nye resursy i tekhnologii = Moscow Witte University Bulletin. Series 3: Pedagogy. Psychology. Educational Resources and Technologies. Vol. 1, no. 2, pp. 47-52. Available at: https://vestnik-muiv.ru/article/mezhdistsiplinarnaya-integratsiya-kak-metodologicheskaya-osnova-sovremennogo-obrazovatelnogo-protses/ (accessed 21.09.2021). (In Russ., abstract in Eng.).

7. Newell, W. (2001). A Theory of Interdisciplinary Studies. Issues in Integrative Studies. No. 19, pp. 1-25. Available at: http://web.mit.edu/jrankin/www/interdisciplinary/interdisc_Newell. pdf (accessed 21.09.2021).

8. Khamedova, G.N. (2011). Review of the Students' Motivation for Foreign Language Learning in Non-Linguistic Environment. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University. No. 3, pp. 184-192. (In Russ., abstract in Eng.).

9. Melekhina, E.A. (2007). Motivation Features of Non-Language Students to Learn Foreign Languages (by the Example of Medical and Technical Universities] In: Prepodavatel' vysshei shkoly v XXI veke: Trudy 5 mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi Internet-konferentsii [University Teacher in XX century : Proc. 5th Int. Internet conf.] Rostov-on-Don: Arkol Publ. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Sokolova, V.A., Titova, Yu.V. (2015). Speaking About Management : Training Manual. Vologda: Vologoda State Univ., 175 p. (In Russ.).

The paper was submitted 27.10.20 Received after reworking 14.05.21 Accepted for publication 20.09.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.