ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ ШАХМАТИСТОВ: ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
В.В. КОМИССАРОВ, УрФУ, г. Екатеринбург, Россия
Аннотация
Обоснована актуальность проведения исследований по применению интегративного подхода в спортивной подготовке. Цель исследования - выявление требований к результатам спортивной подготовки шахматистов. В результате анализа научных публикаций выявлены компоненты подготовки шахматистов. Проведена интеграция на специализированный и неспециализированный компоненты в структуре требований к результатам подготовки шахматистов. Предложена оценка результатов путем сопоставления с уровнями подготовленности
спортсменов.
Ключевые слова: интегративный подход, спортивная подготовка, компоненты подготовки шахматистов, требования
к результатам подготовки, уровни подготовленности.
INTEGRATIVE APPROACH IN CHESS TRAINING: REQUIREMENTS TO THE RESULTS OF SPORTS TRAINING
V.V. KOMISSAROV, UrFU, Ekaterinburg city, Russia
Abstract
The relevance of research on the application of integrative approach in sports training is substantiated. Purpose of the study: identification of requirements to the results of sports training of chess players. As a result of analyzing scientific publications, the components of chess players' training were identified. Integration on specialized and non-specialized components in the structure of requirements to the results of chess players' training is carried out. The assessment of results by comparison
with the levels of athletes' preparedness is proposed.
Keywords: integrative approach, sports training, components of chess players' training, requirements for training results,
levels of preparedness.
Введение
Интегративный подход широко применяется в спорте. По утверждению Л.П. Матвеева, теория физической культуры как научно-образовательная дисциплина является результатом интеграции знаний о физической культуре. Теория спортивной подготовки является интегративной теорией аналитико-синтезирующего характера [19].
На основании интегративного подхода Л.П. Матвеевым разработан системный подход по выявлению закономерностей, принципов и системообразующих факторов. На основании системного подхода В.Н. Платоновым проводились интегративные исследования в спорте высших достижений: принципы рационального построения спортивной подготовки, интегральная подготовка спортсменов и др. [11, 19].
В педагогике интегративный подход применяется в разных аспектах и на разных уровнях, в том числе в содержании образования и учебных предметов, в организации обучения. Процесс обучения как единая сис-
тема, объединяющая содержательную и процессуальную стороны, упорядоченный состав структурных единиц, подробно рассматривается В.И. Загвязинским, В.В. Кра-евским, О.И. Нагель, Н.К. Чапаевым и др.
Актуально проведение исследований в спортивной подготовке по интеграции её в единую систему на уровне компонентов, содержания и результатов.
Одним из направлений совершенствования системы подготовки спортсменов должно быть строгое соответствие специфическим требованиям избранного вида спорта [19]. Подготовка шахматистов является частным случаем спортивной подготовки, при этом имеет существенные различия с подготовкой в видах спорта с преимущественно двигательной активностью. Теоретические и практические особенности спортивной подготовки шахматистов, определяемые спецификой вида спорта, рассматриваются М.А. Вершининым, И.В. Михайловой, С.Д. Неверковичем и др. [2, 14, 15]. При этом
С*)
в «Федеральном стандарте спортивной подготовки по виду спорта "шахматы"» [20] (далее - ФССП) во многом сохраняется формализованный подход к особенностям спортивной подготовки шахматистов. Для каждой группы видов спорта, а шахматы и родственные ему виды спорта характеризуются абстрактно-логическим обыгрыванием соперника, требуется формирование специфической теории спортивной подготовки [11]. Очевидно, что обучение в преимущественно интеллектуальной деятельности не может организовываться исключительно на принципах и опыте спортивной подготовки видов спорта с преимущественно двигательной активностью.
Цель исследования: выявление требований к результатам спортивной подготовки шахматистов на основе интегративного подхода с учетом специфики вида спорта.
Методика исследования. В исследовании проведен анализ научных публикаций по требованиям к результатам спортивной подготовки в целом по спорту; по содержанию и специфике подготовки шахматистов. Проведена интеграция структуры требований к результатам подготовки шахматистов.
Экспериментальная часть исследования
Результатом спортивной подготовки по Л.П. Матвееву являются спортивно-достиженческие возможности спортсмена, демонстрируемые им в ходе соревнований, обусловленные спецификой вида спорта. Это «совокупность способностей, навыков, умений и знаний, которые в комплексе позволяют ... добиваться реально доступного для конкретного спортсмена ... исхода соревнования» [11]. Спортивный результат определяется достижением спортсменом индивидуального уровня подготовленности, являющегося совокупностью результатов всех направлений подготовки.
Спортивная подготовка является многокомпонентным процессом и обычно подразделяется на технико-тактическую, физическую и психическую подготовки. Многолетний процесс спортивной подготовки принято подразделять на этапы - начальной подготовки, тренировочный, спортивного совершенствования, высшего спортивного мастерства, каждый из которых имеет свои задачи и специфику.
Итоговым результатом спортивной подготовки должны становиться «. комплексное совершенствование и проявление в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности спортсмена» [19].
В ФССП для каждого этапа спортивной подготовки содержится перечень результатов обучения, в своей совокупности не определяющих комплексную подготовленность шахматистов. Также в документе к каждому этапу обучения содержится нормативный аспект спортивного результата: требования к последовательному выполнению юношеских и спортивных разрядов, званий мастера спорта и гроссмейстера России [20].
Исходя из интегративного подхода, интегративный результат обучения должен полностью соответствовать структуре обучения и требованиям, предъявляемым к обучаемым [5].
Проведем анализ структуры спортивной подготовки шахматистов. Результат спортивной подготовки шахматистов должен соответствовать содержанию подготовки с учетом специфики как вида спорта, так и этапов подготовки. Компоненты структуры подготовки шахматистов определяются в многочисленных исследованиях. Наиболее полная структура, в целом принимаемая другими авторами, представлена И.В. Михайловой, А.С. Маховым (2015): спортивно-техническая, спортивно-тактическая, информационная, психологическая и физическая подготовки, интеллектуальное развитие [16]. Б.А. Злотни-ком (1990) подготовка делится на два направления: специализированное шахматное (позиционное чутье, комбинационное зрение, расчет сложных вариантов) и вспомогательное неспециализированное. Под последним в основном подразумевается психологическая подготовка спортсменов, отвечающая за состояние их психоэмоциональных качеств: самостоятельность, практичность и дисциплинированность мышления, изобретательность, самообладание [6, 9]. В диссертации В. А. Бологана (1996) рассматривается структура специальной подготовленности шахматистов высокой квалификации, содержащая в специальной части профессиональную шахматную подготовку, умения планирования и самоконтроля [1].
Также существуют различия как в названиях, так и назначении различных компонентов подготовки. В ряде работ А.Я. Габбазовой (2016-2022) вводится компонент «интеллектуальная подготовка», подчеркивающий, по сравнению с «интеллектуальным развитием» спортсмена, педагогическую составляющую процесса. Интеллектуальная подготовка предназначена способствовать развитию когнитивных и мнемонических способностей спортсменов: специальные интеллектуальные способности [3, 4, 8, 23], логическое мышление [2], творческие способности [17]. Интеллектуальные способности являются ведущими в структуре специальных способностей шахматистов.
Важнейшей для шахмат является информационная составляющая спортивной подготовки. В работе М.П. Питына изучается содержание теоретической подготовки, имеющей качественные особенности на разных этапах спортивной подготовки [18]. Дебютной подготовке посвящена значительная часть специализированной шахматной литературы, пример её современных особенностей представлен в работе В.В. Комиссарова [7].
Психологическая подготовка должна способствовать развитию таких качеств, как: самоконтроль [1], формирование волевой подготовленности, концентрации внимания, решительности [13, 16], демонстрируемыми спортсменом в соревновательной деятельности. Также рассматривается реализация эвристически-достиженче-ской функции спорта средствами психологической подготовки [21].
Физическая подготовка шахматиста должна обеспечивать специальную и общую выносливость спортсменов [16], содержать медицинский контроль [1].
На разных этапах спортивной подготовки различаются содержание и формы компонентов, их значение для
достижения комплексных результатов. Так, отмечается возрастание влияния при переходе на этап высшего спортивного мастерства следующих интеллектуальных и психоэмоциональных показателей спортсмена: способность к стратегическому мышлению и ведению интеллектуального поединка с соперником [13].
В теоретической подготовке ведется поэтапное усложнение теоретических знаний по всем направлени-
ям - уже с уровня 1 спортивного разряда начинается качественное изменение в сторону консультативной работы с тренером [18].
Результаты ряда исследований [3, 4, 8, 10, 13, 23] по выявлению различных детерминант когнитивного характера для разных уровней спортсменов для удобства восприятия сведены в табл. 1. Терминология и рассматриваемые методы оставлены без изменений.
Таблица 1
Примеры когнитивных способностей - детерминант шахматистов на разных уровнях подготовки (по Габбазовой А.Я. и др., 2017-2019, 2022; Малкину В.Б., 1990; Михайловой И.В., 2017)
Этап спортивной подготовки Уровень спортсменов Когнитивные способности Предлагаемые методы развития когнитивных способностей
Начальная подготовка (до двух лет обучения) Безразрядники Специальная шахматная память Воспроизведение по памяти позиций, партий
Когнитивные способности в целом Использование алгебраической шахматной нотации
Тренировочный (до четырех лет обучения) Юношеские разряды, 1-3 спортивные разряды Специальные способности: аналитические способности, логическое обобщение, оперативная память, концентрация внимания, внутренний план действий -
Интуитивные компоненты мышления Многократное повторение ситуации необходимости принятия решений в партии. Непосредственная деятельность спортсмена в соревнованиях
Спортивное совершенствование (до трех лет обучения) Кандидаты в мастера спорта Интуитивные и логические компоненты мышления
Высшее спортивное мастерство Мастера спорта Скорость и объем когнитивных способностей
Стратегическое мышление
Результаты исследования и их обсуждение
Проведенное нами изучение в научных публикациях специфики, содержания и компонентов спортивной подготовки шахматистов позволило выявить интегративную структуру требований к результатам спортивной подготовки (табл. 2).
Таблица 2
Интегративная структура требований к результатам спортивной подготовки
Компоненты Виды подготовки, формирующие компонент Фиксируемые параметры
Результаты специализированной шахматной подготовки Теоретическая, тактическая, техническая - Специализированные шахматные знания. - Демонстрируемые в тренировочной и соревновательной деятельности умения и навыки
Интеллектуальная
Результаты неспециализированной подготовки Психологическая - Психофизиологическая готовность к тренировочной и соревновательной деятельности. - Знания о здоровом образе жизни. - Знание антидопинговых правил
Физическая
Требования к результатам спортивной подготовки интегрированы нами в специализированный шахматный и неспециализированный компоненты, исходя из следующих соображений:
1. Требования к результатам должны быть одновременно в достаточной степени дифференцированы и интегрированы, чтобы их совокупность давала возможность провести комплексную оценку успешности спортивной подготовки шахматистов с учетом специфики вида спорта.
2. Предлагаемые параметры оказывают влияние на успешность соревновательной деятельности спортсмена, при этом в большинстве не требуют для фиксации от специалистов углубленной психологической подготовки. Предлагается применение типового для спорта диагностического инструментария: педагогическое наблюдение, специализированные шахматные тесты, динамика спортивных рейтингов и спортивных результатов.
3. Когнитивные способности как результаты интеллектуальной подготовки оказывают опосредованное влияние на соревновательную деятельность. Их влияние целесообразно оценивать в процессе демонстрации спортсменом специализированных знаний, умений и навыков.
В ряде работ изучалось детерминирующее влияние различных компонентов подготовки, способностей и качеств спортсменов на спортивный результат для разных уровней подготовки. При этом «уровни» обозначались через этапы спортивной подготовки, возраст спортсменов или спортивные разряды, звания, что представляется нам в контексте ставящихся задач излишней формализацией. В самих исследованиях мы повсеместно наблюдаем изучение групп шахматистов с существенно различающейся квалификацией: от 1 разряда до МС [6]; от КМС до ММ (Михайлова И.В. и др.) и т.д., которые по результатам исследований подразделяются на уровни демонстрации мастерства, не всегда совпадающие со спортивной квалификацией.
Нам представляется, что оценку промежуточных и достигнутых результатов в процессе многолетней спортивной подготовки целесообразно производить через сопоставление с уровнями специализированной и неспециализированной подготовленности спортсменов, обусловленными закономерностями освоения спортсменами техники вида спорта.
Схожая идея использовалась Махмудовым А.Х. (2021), предлагающим педагогу ориентироваться на уровни подготовленности учащихся при обучении шахматам в общеобразовательной школе: «Знакомство с шахматами», «Понимание стратегии игры», «Умение применять теорию шахмат на практике» [12]. На начальном этапе обучения Сухиным И.Г. (2008) применяется уровень «Доматовый период», характеризующийся технической неготовностью учащихся играть партию по всем правилам [22].
В настоящее время названные уровни не разработаны, поэтому проведение исследования в данном направлении яляется актуальным.
Выводы
Использование интегративного подхода позволило интегрировать требования к результатам спортивной подготовки шахматистов в специализированный шахматный и неспециализированный компоненты.
Специализированный шахматный компонент формируется результатами теоретической, тактической, технической, интеллектуальной подготовок и оказывает непосредственное влияние на успешность соревновательной деятельности.
Неспециализированный компонент формируется результатами психологической и физической подготовок, его влияние возрастает при приближении спортсменов к спорту высших достижений.
Литература
1. Бологан, В.А. Структура специальной подготовленности шахматистов высокой квалификации: дис. ... канд. пед. наук / В.А. Бологан; РГАФК. - М., 1996. - 152 с.
2. Вершинин, М.А. Теория проектирования системы формирования логического мышления шахматистов: автореф. дис. ... докт. пед. наук. - Волгоград, ВГАФК, 2005. - 40 с.
3. Габбазова, А.Я. Интеллектуальная подготовка шахматистов / А.Я. Габбазова, Е.С. Щукина // Актуальные проблемы и перспективы развития индивидуально-игровых видов спорта: материалы Всероссийской научной интернет-конференции, Москва, 6-10 февраля 2017 г. -Москва: ГЦОЛИФК, 2017.
4. Габбазова, А.Я. Интеллектуальные способности юных квалифицированных шахматистов младшего подросткового возраста / А.Я. Габбазова, Р.В. Акимушкин // Психология и педагогика спортивной деятельности. -2022. - № 1 (61). - С. 61-64.
5. Интегративный результат образования в условиях предметной дифференциации его содержания / Н.В. Га-
фурова, С.И. Осипова, И.В. Дубова, Р.В. Есин // Вестник Томского государственного университета. - 2021. -№ 469. - С. 226-233.
6. Злотник, БА. Диагностика спортивного мастерства шахматистов // Шахматы: наука, опыт, мастерство. -Москва: Высшая школа, 1990. - С. 53-80.
7. Комиссаров, В.В. Специфика дебютной подготовки шахматистов в современных условиях / В.В. Комиссаров, Л.А. Рапопорт, А.С. Маркова // Педагогическое образование в России. - 2021. - № 2. - С. 104-109. - DOI: 10.26170/2079-8717_2021_02_13
8. Кондрат, О.Е. Исследование компонентов принятия решения шахматистами высокой квалификации / О.Е. Кондрат, А.Я. Габбазова // Спортивный психолог. -2019. - № 1 (52). - С. 56-58.
9. Концептуальные подходы к построению шахматной спортивной подготовки / А.И. Алифиров, И.В. Михайлова, Д.М. Правдов, М.А. Петрова // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 7. -С. 27-29.
е*)
10. Малкин, В.Б. Медико-биологические проблемы шахмат // Шахматы: наука, опыт, мастерство. - Москва: Высшая школа, 1990. - С. 6-40.
11. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учебник для вузов физической культуры и спорта / Л.П. Матвеев. - Москва: Спорт, 2019. - 344 с.
12. Махмудов, А.Х. Творческий потенциал шахмат в инновационном образовательном процессе школы / А.Х. Махмудов // Современное образование (Узбекистан). - 2021. - № 2 (99). - С. 74-80.
13. Михайлова, И.В. Детерминанты подготовки в шахматах на этапе высшего спортивного мастерства / И.В. Михайлова // Теория и практика физ. культуры. - 2017. -№ 9. - С. 79-80.
14. Михайлова, И.В. Шахматы как вид спорта // И.В. Михайлова // Международный научный журнал «Инновационная наука». - 2016. - № 3. - С. 159-160.
15. Михайлова, И.В. Цифровая трансформация шахматной спортивной подготовки / И.В. Михайлова, М.А. Петрова, Е.Д. Бакулина // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 1. - С. 102-104.
16. Михайлова, И.В. Шахматы как полноправный вид спорта: современная проблематика и методологические аспекты / И.В. Михайлова, А.С. Махов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (124). - С. 132-140.
17. Никанова, Е.А. Целенаправленное развитие творческого мышления при подготовке юных шахматистов / Е.А. Никанова, С.Д. Неверкович // Рудиковские чтения: Материалы X Международной научно-практической конференции психологов физической культуры и спорта, Москва, 27-29 мая 2014 г. - Т. 2. - М.: РГУФК, 2014. -С.309-311.
18. Питын, М.П. Теоретическая подготовка спортсменов в шахматах / М.П. Питын // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2013. - № 3. - С. 153-161.
19. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и её практические приложения: учебник [для тренеров]: в 2 кн. - Киев: Олимпийская литература, 2015. - 1450 с.
20. Приказ Минспорта России от 09.11.2022 № 952 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «шахматы» [Электронный ресурс]. - Нйр://^^«'.сошикап^ш^оситеп^сош_^с_ LAW_435215/ (дата обращения 15.07.2023).
21. Проблематика психологической подготовки шахматистов на этапе высшего спортивного мастерства / Д.А. Казаков, М.А. Петрова, О.Г. Рысакова, Е.Д. Баку-лина // Теория и практика физической культуры. -2022. - № 7. - С. 71-73.
22. Сухин, И.Г. Дидактическое обеспечение развития способности действовать «в уме» у дошкольников в контексте обучения игре в шахматы: специальность 13.00.01 - «Общая педагогика, история педагогики и образования»: автореф. дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук / Сухин Игорь Георгиевич. - Москва, 2008. - 25 с.
23. Щукина, Е.С. Исследование интеллектуальных способностей юных шахматистов 10-12 лет / Е.С. Щукина, А.Я. Габбазова // Актуальные проблемы и перспективы развития индивидуально-игровых видов спорта: материалы Всероссийской заочной научной конференции, Москва, 6-10 февраля 2018 г. / под редакцией Г.В. Барчуковой, Е.Е. Жигун. - М.: ГЦОЛИФК, 2018. -С. 139-142.
References
1. Bologan, V.A. (1996), The structure of the special preparedness of elite chess players, Dis. Ph.D. (Pedagogics), Moscow.
2. Vershinin, M.A. (2005), The Theory of design of system of formation of logical thinking of chess players, Dis. Ph.D. (Pedagogics), Volgograd.
3. Gabbazova, A.Ya. and Shchukina, E.S. (2017), Intellectual training of chess players, in: Actual problems and prospects of development of individual game sports: materials of the All-Russian scientific internet-conference, February, 6-10, 2017, GTSOLIFK, Moscow.
4. Gabbazova, A.Ya. and Akimushkin, R.V. (2022), Intellectual abilities of young skilled chess players of early adolescence, Psihologiya i pedagogika sportivnoy deyatel'no-sti, no. 1 (61), pp. 61-64.
1. Gafurova, N.V., Osipova, S.I., Dubova, I.V. and Esin, R.V. (2021), The Integrative Result of Education in the Context of Discipline-Based Differentiation of Its Content, Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 469, pp. 226-233.
6. Zlotnik, B.A. (1990), Diagnostics of sports skills of chess players, in: Zlotnik, B.A. (Ed.) Shahmaty: nauka, opyt, masterstvo, Moscow: High School Press, pp. 53-80.
7. Komissarov, V.V., Rapoport, L.A. and Markova, A.S. (2021), The specifics of the debut training of chess players in modern conditions, Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, no. 2, pp. 104-109.
8. Kondrat, O.E. and Gabbazova, A.Ya. (2019), Study of components of decision making by elite chess players, Sportivnyj psiholog, no. 1 (52), pp. 56-58.
9. Alifirov, A.I., Mikhaylova, I.V., Pravdov, D.M. and Petrova, M.A. (2020), Conceptual approaches to chess training process, Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury, no. 7, pp. 27-29.
10. Malkin, V.B. (1990), Medical and biological problems of chess, in: Zlotnik, B.A. (Ed.) Shahmaty: nauka, opyt, masterstvo, Moscow: High School Press, pp. 6-40.
11. Matveev, L.P. (2019), General theory of sports and its applied aspects, Moscow: Sport.
12. Makhmudov, A.Kh. (2021), The creative potential of chess in the innovative educational process of secondary school, Sovremennoe obrazovanie (Uzbekistan), no. 2 (99), pp. 74-80.
13. Mikhaylova, I.V. (2017), Chess training process determinants at top sport excellence stage, Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury, no. 9, pp. 79-80.
É*)
14. Mikhaylova, I.V. (2016), Chess as a sport, Mezh-dunarodnyj nauchnyj zhurnal "Innovacionnaya nauka", no. 3, pp. 159-160.
15. Mikhaylova, I.V., Petrova, M.A. and Bakulina, E.D. (2021), Digital transformation of chess training, Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury, no. 1, pp. 102-104.
16. Mikhaylova, I.V. and Makhov, A.S. (2015), Chess as competent type of sports: modern problems and Methodological aspects, Uchyonye zapiski universiteta im. P.F. Les-gafta, no. 6 (124), pp. 132-140.
17. Nikanova, E.A. and Neverkovich, S.D. (2014), Purposeful development of creative thinking in training young chess players, in: Rudikovskie chtenija: Materialy X Mezh-dunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii psihologov fizicheskoy kul'tury i sporta, Moskva, 27-29 maya 2014goda, vol. 2, Moscow: RGUFK.
18. Pityn, M.P. (2013), Theoretical training of sportsmen in chess, Izvestija Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaja kul'tura. Sport, no. 3, pp. 153-161.
19. Platonov, V.N. (2015), The system of training athletes in Olympic sports: General theory and its practical applications, 2nd ed., Kiev: Olympic literature.
20. Ministry of Sports of Russia (2022), Order of the Ministry of Sports of Russia dated 09.11.2022 No. 952 "On approval of the Federal standard for sports training in the sport of chess" (registered with the Ministry of Justice of Russia on 09.11.2022 No. 952) [Online], URL: www.consultant.ru (accessed 15.07.2023).
21. Kazakov, D.A., Petrova, M.A., Rysakova, O.G. and Bakulina, E.D. (2022), Problems of psychological preparation of chess players at the stage of higher sportsmanship, Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury, no. 7, pp. 71-73.
22. Sukhin, I.G. (2008), Didactic support for the development of the ability to act "in the mind" in preschool children in the context of learning to play chess, Dis. Ph.D. (Pedagogics), Moscow.
23. Shchukina, E.S. and Gabbazova, A.Ya. (2018), Study of intellectual abilities of young chess players of 10-12 years old, in: Barchukova, G.V. and Zhigun, E.E. (Eds.) Aktual'nye problemy i perspektivy razvitija individual'no-igrovyh vi-dov sporta: Materialy Vserossiyskoy zaochnoy nauchnoy konferencii, Moskva, 6-10 fevralya 2018 goda, Moscow: GTSOLIFK.