Научная статья на тему 'Интегративный подход в обучении математике в общеобразовательных учреждениях'

Интегративный подход в обучении математике в общеобразовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
684
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеграция в обучении математике / интегративный подход / интегральное образовательное пространство / интегративное образовательное пространство. / integration in teaching mathematics / integrative approach / integral education space / integrative educational space.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сагателова Лиана Сергеевна

В статье рассматриваются теоретические, методологические и практические аспекты интеграции в обучении математике в общеобразовательных учреждениях. Даётся обоснование возможностей интегрального и интегративного образовательных пространств как условий, средств и форм организации процесса обучения математике обучающихся в процессе реализации ФГОС ООО нового поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сагателова Лиана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERGRATIVE APPROACH ТО TEACHING MATHEMATICS IN COMPREHENSIVE SCHOOLS

The article discusses the theoretical, methodological and practical aspects of integration in teaching mathematics. There is substantiation of the possibilities of the integrated and integrative educational spaces as the conditions, means and forms of organizing the process of teaching mathematics in terms of the Federal state educational standards of the new generation.

Текст научной работы на тему «Интегративный подход в обучении математике в общеобразовательных учреждениях»

YAK 373.1 ББК 4421

Л.С. САГАТЕЛОВА

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

L.S. SAGATELOVA

INTERGRATIVE APPROACH TO TEACHING MATHEMATICS IN COMPREHENSIVE SCHOOLS

В статье рассматриваются теоретические, методологические и практические аспекты интеграции в обучении математике в общеобразовательных учреждениях. Даётся обоснование возможностей интегрального и интегративного образовательных пространств как условий, средств и форм организации процесса обучения математике обучающихся в процессе реализации ФГОС ООО нового поколения.

The article discusses the theoretical, methodological and practical aspects of integration in teaching mathematics. There is substantiation of the possibilities of the integrated and integrative educational spaces as the conditions, means and forms of organizing the process of teaching mathematics in terms of the Federal state educational standards of the new generation.

Ключевые слова: интеграция в обучении математике, интегративный подход, интегральное образовательное пространство, интегративное образовательное пространство.

Key words: integration in teaching mathematics, integrative approach, integral education space, integrative educational space.

Определяющей тенденцией в образовании в настоящее время считается интеграция, так как одним из критериев высокого уровня образованности личности в настоящее время считается способность к интеграции имеющихся знаний и умений из различных предметных дисциплин, различных видов и способов деятельности для решения реальных жизненных задач. На это ориентируют школу новые федеральные государственные образовательные стандарты [5].

В современном российском обществе педагогика имеет полипарадиг-мальный характер. Полипарадигмальность основана на синтезе различных теорий, концепций, подходов в педагогике, учитывает альтернативность изучаемых объектов (В.И. Загвязинский, В.Т.Фоменко, В.В. Гаврилюк, Л. И. Гриценко и др.), и рассматривается как интегрирующее свойство современной исследовательской методологии. Это обусловлено тем, что человеческая индивидуальность, условия обучения, его цели настолько разнообразны, что невозможно с помощью одной технологии, одного метода эффективно решать различные педагогические задачи [1]. Таким образом, полипарадигмаль-ность в педагогике предполагает плюралистичность исходных подходов при исследовании педагогических объектов и нацеленность на практический результат в образовательной практике.

Понятие интеграции в образовании сегодня применяется очень широко и рассматривается в различных аспектах (интеграция содержания образования, интеграция методик и технологий преподавания, интеграция различных сфер деятельности, интеграция образовательных учреждений и т. д.).

В последнее время определилось две формы организации обучения на инте-гративной основе: интегральные образовательные пространства и интегра-тивные образовательные пространства.

Интегральное образовательное пространство направлено на интеграцию знаний из различных предметных областей в сознании учащихся в процессе обучения и основывается на следующих принципах: диалектическом единстве интеграции и дифференциации (выражается в необходимости для педагога соблюдать равноправие всех учебных языков, представленных в образовательной системе), антропоцентризме (ученик занимает центральное положение в образовательной системе, а его сознание является важнейшим фактором интеграции учебного содержания), культуросообразности (определяется тождественностью образования и культуры) [3].

Образовательная область «Математика», изучаемая в общеобразовательных учреждениях интегративна по своей природе, так как представляет собой систему взаимосвязанных фрагментов различных областей математики (алгебра, геометрия, математический анализ, теория вероятностей и математическая статистика), специально отобранных и адаптированных в соответствии с современной парадигмой математического образования. Что касается других предметных областей, то наиболее легко интегрируемыми предметами в школьном курсе является математика и физика. Эта легкость объясняется тем, что математика используется в физике и в значительной мере влияет на ход физического образования, а физика, используя математический аппарат, оказывает обратное влияние на математику. Относительно легко интегрируются математика и химия, это объясняется тем, что для решения задач по химии привлекается математический аппарат. Формированию у учащихся богатой и целостной духовной культуры способствует введение в основной курс математики локальных образовательных пространств с естественными отступлениями в область философии, истории культуры и религии.

С методологической точки зрения интеграция содержания даёт возможность сформировать у учащихся целостное восприятие мира во всем многообразии, преодолев дисциплинарную разобщённость научного знания и фрагментарность изложения. С практической точки зрения интеграция содержания предполагает усиление межпредметных связей, расширение сферы получаемой информации, подкрепление мотивации обучения, оптимизации и интенсификации учебной и педагогической деятельности [4].

Под интегративным образовательным пространством процесса обучения математике в общеобразовательном учреждении понимается система, представляющая совокупность субъектов, целей, содержания, средств и процессов образовательной деятельности с заранее заданными характеристиками, и создаваемая как средство для достижения цели его основного субъекта (выпускника) - качественного общего математического образования.

Анализ научной литературы по теме исследования позволил определить структуру интегративного образовательного пространства процесса обучения математике. В структуре интегративного образовательного пространства процесса обучения математике нами выделен целевой, пространственно - временной, методологический, содержательный, процессуально-технологический и диагностический компоненты (элементы). Компоненты интегративного образовательного пространства соподчинены друг другу и находятся между собой во взаимосвязи и взаимозависимости.

Пространственно-временной компонент определяет функции как пространства в целом, так и каждого его элемента и характеризуется многообразием образовательных событий во времени, проживание которых актуализирует субъектную активность носителей образования, обеспечивает множественность выбора личностью доступных ей способов и средств деятельности как в выделенном пространстве, так и во времени.

Целевой компонент интегративного образовательного пространства процесса обучения математике в образовательном учреждении включает разработку содержания целей обучения в соответствии с требованиями времени и общества. В ФГОС второго поколения определены следующие цели изучения математики: развитие личности школьника средствами математики; подготовка его к продолжению обучения и самореализации в современном обществе [5].

Методологический компонент обусловлен особенностями методологии современной науки, которая имеет полипарадигмальный характер и развитие которой на современной этапе связывают с идеями интеграции. Методологический компонент включает интеграцию содержания предметных областей, методических положений, организационных форм, теоретических подходов, технологий, видов деятельности и т. д.

Цели рассматриваемой модели интегративного образовательного пространства процесса изучения математики определяют и содержание учебного материала. Конкретные задачи и содержание математической подготовки задаются федеральным государственным образовательным стандартом и отражаются в программах учебных дисциплин, учебной и учебно-методической литературе. Содержательный компонент состоит из инвариантного и вариантного компонентов образовательной области «Математика», взаимосвязанного и дополненного курсами по выбору (элективными курсами), учитывает непрерывность, преемственность, единство и взаимодополнение процесса обучения математике внеклассной работой обучающихся (факультативы, проектные, учебно-исследовательские работы, олимпиадная среда и др.). Он также базируется на общедидактических и частнодидактичских принципах и на соответствующих критериях отбора учебного материала.

Цели обучения математике реализуются в учебном процессе в рамках процессуально-технологического компонента интегративного образовательного пространства процесса обучения математике, который включает методы, формы и средства обучения. Процессуально - технологический компонент в большей мере носит субъективный характер, т. к. определяются уровнем квалификации и научно-методической подготовленности преподавательского состава, состоянием материальной базы образовательного учреждения. Принцип интеграции обучения реализуется и в методах и в формах обучения. Так, наряду с такими методами, как информационно-иллюстративный, применяются частично-поисковый, проблемный и исследовательский методы. При этом наряду с традиционными формами обучения (лекции, объяснение, беседы, лабораторные работы, практические занятия и др.) используются инновационные формы обучения (работа в команде, в олимпиадной среде, посредством учебного исследования и др.). Средства обучения представляют собой систему заданий, включающую как задания к урокам, так и задания творческого плана: подготовка рефератов, докладов, проектов, учебно-исследовательских работ и др.

При реализации принципа интеграции в обучении обогащается содержание каждого из видов деятельности учащегося, усложняются способы его действий, более успешно вырабатываются оценочные суждения, усиливаются коммуникативные связи в процессе применения учащимися знаний. «Взаимосвязь всех видов деятельности, включенных в учебный процесс, должна содействовать не только приобретению знаний, но и воспитанию, развитию многих необходимых качеств учащихся» [3].

Диагностический компонент интегративного образовательного процесса обучения математике предполагает регулярный мониторинг и диагностику уровней математической образованности обучающихся, которые определяются степенью сформированности умений и навыков, характером сочетания их с усвоенной системой предметных знаний и личностными качествами учащихся.

Схема 1. Модель процесса обучения математике в условиях интегративного образовательного пространства образовательного учреждения

Интегративное образовательное пространство процесса обучения математике в общеобразовательных учреждениях, как форма организации учебного процесса, - объект системный. Его элементы: цели, содержание, методы, средства (средства обучения) и результат - рассматриваются как взаимосвязанные в органическую целостность, в которой системообразующим фактором является совместная деятельность обучающего и обучаемого (педагоги и учащиеся участвуют в создании, функционировании пространства как рав-

ноправные субъекты). Обращение к процессному подходу в образовании обусловлено сущностью последнего, которая заключается в том, что желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессами.

В пределах интегративного образовательного пространства обучения математике организуется синергетическое взаимодействие обучающего и обучаемого. Проблемные ситуации, организуемые обучающим, выводят обучаемого на точки бифуркации, преодоление которых не только дополняет его систему личностного знания количественно, но переводит на качественно новый уровень математической образованности. Данный процесс сложен для технологизации и требует высокой компетентности учителя-математика. Таким образом, обучение математике в условиях интегративного образовательного пространства осуществляется в режиме постоянного творческого саморазвития как обучаемого, так и обучающегося. Такое целенаправленное, объёмное и разностороннее обучение математике расширяет возможности активизации учащихся и способствует созданию условий для их всестороннего развития, что, безусловно, способствует повышению качества общего математического образования.

Качество интегративного образовательного пространства процесса обучения математики общеобразовательного учреждения находится в прямой зависимости от организации образовательного процесса на основе ин-тегративного подхода и характеризуется более высоким уровнем упорядоченности и функционирования элементов интегративного образовательного пространства обучения математике образовательного учреждения в их системной целостности и высокой степени организованности, при этом системный эффект обуславливает инновационность педагогического качества интегрируемого объекта.

Литература

1. Гриценко, Л.И. Теория и практика обучения: интегративный подход [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Гриценко. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 240 с.

2. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. - М. : Интор, 1996. - 544 с.

3. Данилюк, А.Я. Теория интеграции образования [Текст] / А.Я. Данилюк ; Ростовский гос. пед. ун-т. - Ростов н/Д : РГПУ, 2000. - 439 с.

4. Сагателова, Л.С., Формирование системного стиля мышления старшеклассников в условиях интегрального образовательного пространства [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Л.С. Сагателова. - Волгоград, 2006. - 208 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования [Текст]. - М., 2010. - 21 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.