Научная статья на тему 'Интегративный подход на уроках русского языка и литературы в процессе формирования патриотизма у младших подростков'

Интегративный подход на уроках русского языка и литературы в процессе формирования патриотизма у младших подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
360
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА / ФОРМИРОВАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / INTEGRATIVE APPROACH / RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE / FORMATION / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Мария Юрьевна

В статье рассматривается интегративный подход на уроках русского языка и литературы в процессе формирования патриотизма у младших подростков. Представлены данные эмпирического исследования. Текст рассматривается как интегрирующая основа русского языка и литературы, а также средство формирования патриотизма у младших подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATIVE APPROACH ON LESSONS OF RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE IN THE PROCESS OF FORMATION OF PATRIOTISM OF YOUNG TEENAGERS

The article reveals use of the integrated approach on lessons of Russian language and Literature in the process of formation of patriotism at younger teenagers. In the article рresents the data of empirical research. The text is viewed as an integrating basis of Russian language and literature, as well as means of formation of patriotism.

Текст научной работы на тему «Интегративный подход на уроках русского языка и литературы в процессе формирования патриотизма у младших подростков»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ / PEDAGOGICAL SCIENCES УДК [373.5.016 : 8] + 373. 5. 035. 6

Иванова Мария Юрьевна

Аспирант, ФБГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА

У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

В статье рассматривается интегративный подход на уроках русского языка и литературы в процессе формирования патриотизма у младших подростков. Представлены данные эмпирического исследования. Текст рассматривается как интегрирующая основа русского языка и литературы, а также средство формирования патриотизма у младших подростков.

Ключевые слова: интегративный подход, русский язык и литература, формирование, патриотизм.

Maria Ivanova

PhD student

Chuvash State Pedagogical University named of I. Y. Yakovlev, Cheboksary

INTEGRATIVE APPROACH ON LESSONS OF RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE IN THE PROCESS OF FORMATION OF PATRIOTISM

OF YOUNG TEENAGERS

The article reveals use of the integrated approach on lessons of Russian language and Literature in the process of formation of patriotism at younger teenagers. In the article рresents the data of empirical research. The text is viewed as an integrating basis of Russian language and literature, as well as means of formation of patriotism.

Keywords: integrative approach, Russian language and Literature, the formation, patriotism.

В современной педагогической науке патриотизм определяется как преданность и любовь к Отечеству, осознание своей исторической, культурной и духовной принадлежности к своему народу, государству [1]. Патриотизм также рассматривается как самое глубокое человеческое чувство, закрепленное веками и тысячелетиями, обособленное Отечеством. Патриотизму присущи следующие общие признаки:

- глубокое чувство любви и верность своей Родине, народу;

- созидательный характер деятельности индивида на благо своей страны, народа;

- готовность защищать Отечество, служить ему, подчинять свои интересы интересам страны;

- готовность к самопожертвованию во имя Отечества [10].

Формирование патриотизма всегда рассматривалось как важнейшая задача

отечественной школы, решение их нашло отражение в научной и методической литературе [4, 5, 6, 9, 10, 11и др.]. Формирование патриотизма — это систематическая и целенаправленная деятельность образовательных учреждений по формированию у растущих граждан высокопатриотического сознания, убеждений, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. «Национальная доктрина образования на период до 2025 года», Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» нацеливают педагогические коллективы школ на оптимизацию учебно-воспитательного процесса по воспитанию патриотизма у учащихся [7]. Сложность патриотического воспитания современных школьников обусловлена следующими факторами:

- происходящей пропагандой в средствах СМИ образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажением и фальсификацией истории Отечества, приводящих к дискредитации в глазах учащихся образа Родины;

- воинствующим нигилизмом, сомнением в прошлых достижениях старших поколений;

- внушением средствами массовой информации и государственными институтами комплекса неполноценности и обреченности жить в самой плохой стране;

- негативным отношением к Российской армии, полиции и падением престижа службы в армии;

- агрессивной жестокостью, деформацией внутреннего мира личности в сторону бездуховности и безнравственности;

- отсутствием уверенности в будущее и др. [10].

Как показал анализ массовой педагогической практики, многие учащиеся современных школ слабо знают историю страны, боевые и трудовые подвиги старших поколений. В связи с этим чрезвычайно актуализируются задачи патриотического воспитания растущей смены с опорой на принципы историзма, научности, преемственности, наглядности, систематичности, связи обучения и воспитания с жизнью, компетентности и др.

В формировании патриотизма у школьников важная роль принадлежит образовательной школе. Именно в школьные годы под влиянием учителя в сознание ученика входят священные для каждого россиянина понятия, определяющие духовную жизнь человека, нации: Родина, Отечество, семья, родной язык, родная культура, народ, патриот, долг (дочерний, сыновний).

Опираясь на исследования современных ученых и учитывая возрастные особенности анализируемой группы, мы определили сущность патриотизма у младших подростков как чувство, отражающее устойчивое отношение личности (субъекта) к Родине (объекту), ориентацию на служение её интересам, уважение к истории, традициям, ценностям, культуре, участие в деятельности патриотической направленности. При таком понимании сущности патриотизма мы определили следующие критерии его сформированности:

1) знаниевый, показателем которого являются — полнота определения патриотизма, характеристика его существенных признаков;

2) эмоциональный, заключающийся в чувстве любви к Родине;

3) мотивационно-потребностный, проявляющийся в деятельности патриотической направленности;

4) поведенческий, показателем которого является устойчивое нравственное поведение и его общественная активность.

В соответствии с приведенными критериями мы выделили три уровня сформированности патриотизма у младших подростков: высокий, которым по данным исследования, проведенного нами в октябре 2013 года среди 126 пятиклассников школ города Чебоксары, обладают 11% (15 учащихся), средний — 48% (62 учащихся) и низкий — 38% (49 учащихся). Это стало основанием для поиска новых путей формирования патриотизма у младших подростков на уроках русского языка и литературы.

Мы проанализировали содержание названных учебных дисциплин с целью выявления их воспитательного потенциала, возможности его использования в процессе формированию патриотизма у младших подростков. По нашему мнению, педагогический потенциал названных предметов значительно возрастает за счет использования интегративного подхода. Этот подход призван не только обобщить знания учащихся по отдельным предметам, но и сформировать целостное, системное знание о мире, об обществе, Родине, людях, обеспечить развитие логического и всестороннего мышления.

Вопросам интегрированного обучения различным предметам школьной программы посвящены исследования И. Ю. Алексашиной, Н. С. Антонова, Б. А. Ахлибинского, В. С. Безруковой, Н. А. Беловой, М. К. Енисеева, В. Н. Иванцовой, Л. И. Луцкане, М. С. Пак, А. И. Пайгусова, Н. К. Чапаева и др.

Интегративный подход, вслед за М. С. Пак, мы определяем как методологический подход, ориентирующий субъектов на целостное объединение (интеграцию) каких-либо компонентов при решении стратегических и тактических задач образования (науки) [9].

Способом осуществления интеграции русского языка и литературы в школьном образовании мы считаем систему интегрированных уроков,

разработанную на учебный год, в рамках реализуемой образовательной программы, с учетом поставленной цели — формирования патриотизма у младших подростков. Текст, определяемый в работе Н. А. Беловой интегрирующей основой филологических дисциплин [2], в тоже время мы считаем средством формирования патриотизма у младших подростков. (Рис.1)

Рис.1.Формирование патриотизма на уроках русского языка и литературы.

При определении уровней интеграции русского языка и литературы в школьном образовании мы пользовались классификацией Н. А. Беловой представленной в работе «Содержание и процесс интеграции филологических дисциплин в школьном образовании». [3]. Целостность образовательного процесса осуществляется за счет универсальности текста, в возможности его использования на всех уровнях интеграции (рисунок 2).

межпредметные связи (уровень минимальной интеграции)

дидактический синтез (среднийуровень интеграции)

уровень

целостности (уровень максимальной интеграции)

Рис. 2. Использование текста на всех уровнях интеграции.

Текст, представляя собой интегрирующую основу филологических дисциплин, в тоже время выступает средством формирования патриотизма у младших подростков, что предусматривает тщательный и целенаправленный выбор текстов при изучении названных предметов. В. А. Сухомлинский утверждал, что патриотизм — это сложнейшая черта морали, складывающаяся из чувства любви к матери, к семье, к родному селу или городу, к Родине, чувства гордости за свой народ, его труд, ненависть к врагам Родины, ее угнетателям. Соглашаясь с данным утверждением, тексты, используемых на интегрированных уроках русского языка и литературы мы разделили на несколько тематических групп:

- любовь к матери, к семье;

- любовь к родному селу или городу;

- любовь к Родине;

- чувство гордости за свой народ, его труд;

- ненависть к врагам Родины, ее угнетателям.

По этим направления нами были подобраны тексты из классических произведений Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова, М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, древнерусской, русской, национальной литератур, которые мы использовали в процессе преподавания русского языка и литературы.

В первой четверти 5-го класса на уроках литературы учащиеся изучают устное народное творчество, богатейший материал для воспитания трудолюбия, чувства любви к Родине. Во второй четверти на уроках русского языка в разделе синтаксис простого предложения на уровне межпредметных связей (минимальной интеграции) пословицы русского языка рассматривались в качестве примеров для иллюстрации правила постановки тире между подлежащим и сказуемым (если оба главных члена выражены именами существительными в именительном падеже). При таком подходе формы работы могут предполагать и самостоятельную проектную деятельность учащихся,

групповую и индивидуальную работу со словарем пословиц и поговорок русского языка В. И. Даля.

Широкие возможности по применению интегрированного подхода в процессе формирования патриотизма у младших подростков на уроках русского языка и литературы представляет собой повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Эпической основой повести «Тарас Бульба» стало национальное единство украинского народа, сложившееся в борьбе с иноземными поработителями. С глубоким сочувствием Гоголь освещает героические подвиги запорожцев, создавая героически-могучие характеры Тараса Бульбы и других казаков, показывая их преданность родине и товариществу, честь, мужество, патриотизм. Уровень межпредметных связей (минимальной интеграции) реализуется в процессе лексической работы, изучением истории возникновения и функционирования в языке таких слов как патриот, герой, долг, отвага, отечество, традиции, смелость; и наряду с ними: казачество, запорожцы, пан, атаман и др. Формы работы могут варьироваться — индивидуальная, групповая или реализация исследовательских проектов, например: «История одного слова». Такие проекты предполагают самостоятельную, целенаправленную деятельность учащихся по сбору информации из различных словарей русского языка (толкового, словаря синонимов, антонимов), разных видов разбора слова (фонетического, морфемного, морфологического.

Знания, полученные таким образом на уроках русского языка, актуализируются затем на уроках литературы, в процессе работы над содержанием повести.

Примером проявления истинного патриотизма, самоотверженности, товарищества, отваги является образ Тараса Бульбы. Особый интерес представляет пламенная речь Тараса о товариществе, произнесенная перед казаками (глава IX). Продолжая работу на уровне межпредметной интеграции учащимся предлагается провести текстоведческий анализ речи Тараса и выполнить следующие задания:

- Определить стиль речи Тараса? (Публицистический).

- Чем объясняется выбор публицистического стиля? (Это объясняется ситуацией: речь Тараса имеет огромное общественное значение, цель его — воздействие на казаков, чтобы укрепить их дух перед решающим сражением. Публицистический стиль помогает охарактеризовать Тараса как гражданина, всей душой болеющего за свободу своей Родины, за счастье своего народа)

- Определить языковые средства и приемы построения текста. (Побудительные и восклицательные предложения: однородные члены, повторы, обращения, инверсия ("любит и зверь свое дитя", "проснется оно...и ударится он", "гнушаются языком своим"), соединение разговорных и книжных средств ("черт знает какие", "подлюка", "паскудная милость", "нет уз святее товарищества", "крупица русского чувства", "муками искупить позорное дело" и др. Высказывания злободневные (решается судьба казацкого войска, а вместе с ним — Родины).

От текстоведческого анализа целесообразно переходить к усложнению задания — созданию собственного текста, например, сочинения (уровень дидактического синтеза). Тематика сочинений может быть предложена на выбор, например: «Размышления о речи Тараса», «Что значит в Русской земле товарищество», «Не гнушайтесь языка своего» и др.

Формы работы, основанные на высокой степени взаимопроникновения русского языка и литературы, следует усложнять из класса в класс в зависимости от цели и задач формирования патриотизма [8].

В конце 2015-2016 учебного года по приведенным выше критериям нами был оценен уровень сформированности патриотизма у младших подростков. Если на начальном этапе высокий уровень демонстрировали 15 учащихся, то на заключительном их стало 57, средний уровень был характерен 62 и сократился до 50, низкий уровень соответственно 49-19. Это свидетельствует об эффективности проведенной нами работы.

Таким образом, формирование патриотизма у младших подростков на основе интегративного подхода на уроках русского языка и литературы осуществляется успешно при выполнении ряда условий:

1) высокой методической и теоретической подготовки учителя-словесника;

2) использования различных уровней интеграции на уроках русского языка и литературы;

3) разработке системы интегрированных уроков;

4) тщательном и целенаправленном отборе текстов, выступающих одновременно объектом изучения и средством формирования патриотизма, с другой стороны.

Литература

1. Агапова, И.А. Патриотическое воспитание в школе / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. — М.: Айрис-пресс, 2002. — 224 с.

2. Белова, Н. А. Интегративный подход к изучению филологических дисциплин в школе : учебно-методический комплекс дисциплины / Н. А. Белова. -Саранск : Мордов. гос. пед. ин-т., 2009. — 156 с.

3. Белова, Н. А. Содержание и процесс интеграции филологических дисциплин в школьном образовании [Электронный ресурс] : монография / Н.А. Белова.- 2-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2014. — 222 с.

4. Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н.П. Овчинникова. — СПб.: КАРО, 2004. — 224 с.

5. Воспитание патриотизма в условиях социальных перемен: теоретико-методологические и прикладные основы : Монография / А.В. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, В.И. Лутовинов, Г.Н. Филонов и др.; под ред. С.В. Дармодехина и А.К. Быкова. — М.: Госдарственный НИИ семьи и воспитания, 2007. — 328 с.

6. Глебов, А. А. Воспитание патриотизма, толерантности, культуры межнационального общения /А. А. Глебов. — Волгоград: Перемена, 2004. — 101с.

7. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» http://government.ru/ дата обращения 18. 08. 2016

8. Павлов, И.В. Формирование патриотизма у подростков на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе / И. В. Павлов, М. Ю. Кудакова //Вопросы нравственного воспитания в современном образовании. — Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2016.

9. Пак, М. С. Непрерывное химическое образование: методологические ориентиры // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2007. — №8 — С. 19-27

10. Патриотическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы : сборник науч. статей. — Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. — 287 с.

References

1. Agapova, I.A. Patrioticheskoe vospitanie v shkole / I.A. Agapova, M.A. Davydova. — M.: Ajris-press, 2002. — 224 p. (in Russian)

2. Belova, N. A. Integrativnyj podhod k izucheniyu filologicheskih disciplin v shkole : uchebno-metodicheskij kompleks discipliny / N. A. Belova. -Saransk : Mordov. gos. ped. in-t., 2009. — 156 p. (in Russian)

3. Belova, N. A. Soderzhanie i process integracii filologicheskih disciplin v shkol'nom obrazovanii [EHlektronnyj resurs] : monografiya / N.A. Belova.- 2-e izd., ster. — M. : FLINTA, 2014. — 222 p. (in Russian)

4. Butorina, T.S. Vospitanie patriotizma sredstvami obrazovaniya / T. S. Butorina, N.P. Ovchinnikova. — SPb.: KARO, 2004. — 224 p. (in Russian)

5. Vospitanie patriotizma v usloviyah social'nyh peremen: teoretiko-metodologicheskie i prikladnye osnovy : Monografiya / A.V. Vyrshchikov, M.B.

Kusmarcev, V.I. Lutovinov, G.N. Filonov i dr.; pod red. S.V. Darmodekhina i A.K. Bykova. — M.: Gosdarstvennyj NII sem'i i vospitaniya, 2007. — 328 p. (in Russian)

6. Glebov, A.A. Vospitanie patriotizma, tolerantnosti, kul'tury mezhnacional'nogo obshcheniya /A.A. Glebov. — Volgograd: Peremena, 2004. — 101p. (in Russian)

7. Gosudarstvennaya programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2016-2020 gody» http://government.ru/ (in Russian)

8. Pavlov, I.V. Formirovanie patriotizma u podrostkov na urokah russkogo yazyka i literatury i vo vneklassnoj rabote / I. V. Pavlov, M. YU. Kudakova //Voprosy nravstvennogo vospitaniya v sovremennom obrazovanii. — CHeboksary: NII pedagogiki i psihologii, 2016. (in Russian)

9. Pak, M. S. Nepreryvnoe himicheskoe obrazovanie: metodologicheskie orientiry // Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. — 2007. — №8 — P. 19-27 (in Russian)

10. Patrioticheskoe vospitanie: opyt, problemy, perspektivy : sbornik nauch. statej. — CHeboksary : CHuvash. gos. ped. un-t, 2009. — 287 p. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.