Научная статья на тему 'Интегративный подход к профессионально-ориентированной иноязычной подготовке будущих специалистов таможенного дела в вузе'

Интегративный подход к профессионально-ориентированной иноязычной подготовке будущих специалистов таможенного дела в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / INTEGRATIVE APPROACH / МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / INTERDISCIPLINARY INTEGRATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / FOREIGN LANGUAGE / СПЕЦИАЛИСТ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА / CUSTOMS OFFICER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордиенко Евгения Алексеевна

Цель статьи рассмотреть профессионально-ориентированную иноязычную подготовку будущих специалистов таможенного дела на основе интегративного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гордиенко Евгения Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of this article is to consider professionally oriented foreign language training of future customers on the basis of integrative approach.

Текст научной работы на тему «Интегративный подход к профессионально-ориентированной иноязычной подготовке будущих специалистов таможенного дела в вузе»

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В ВУЗЕ

Гордиенко Евгения Алексеевна

ассистент, Амурский государственный университет, г. Благовещенск

АННОТАЦИЯ

Цель статьи - рассмотреть профессионально-ориентированную иноязычную подготовку будущих специалистов таможенного дела на основе интегративного подхода.

ABSTRACT

The purpose of this article is to consider professionally oriented foreign language training of future customers on the basis of integrative approach.

Ключевые слова: интегративный подход, межпредметная интеграция, профессиональная подготовка, иностранный язык, специалист таможенного дела.

Keywords: integrative approach, interdisciplinary integration, professional training, foreign language, customs officer.

В последние годы многие исследователи теории и практики профессионального образования отмечают необходимость интегративного подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов. Современная педагогика утверждает, что для продуктивного усвоения учащимися научной информации, для их интеллектуального и творческого развития чрезвычайно важны взаимосвязи как между отдельными разделами изучаемых дисциплин, так и между разными предметами в целом (внутрипредметная и межпредметная интеграция).

Большое значение интеграции для профессионального становления будущих специалистов объясняется тем, что в науке все более усиливается тенденция к синтезу знаний, исследованию общих закономерностей объективной действительности. Это обусловлено все возрастающим числом комплексных проблем, решение которых возможно лишь на междисциплинарном уровне. Ставится вопрос о формировании нового, интегративного мышления как инструмента активного, творческого освоения человеком мира [3].

Интеграция в сфере образования, обусловленная логикой развития науки, связана с активным проявлением тенденции к интеграции научных знаний на современном этапе и является одним из наиболее продуктивных и перспективных направлений. Именно интеграция рассматривается как условие обобщения научных знаний, повышения их комплексности и системности.

Интеграция в образовании - тенденция, становящаяся в последние годы одной из базовых категорий современной педагогики. Интеграции в образовании свойственны свои отличные черты, динамика, цели и способы формирования интегративных объединений. Особенностью интеграции является ее опережающий характер. Обеспечению опережающего характера интегративных процессов в образовании способствует стремительное развитие современных средств телекоммуникационной связи и базирующихся на их основе новейших технологий. На современном этапе интеграция рассматривается как перспективное направление совершенствования образования. Процесс интеграции - это определенное взаимопроникновение содержания изучаемых в вузе дисциплин с целью формирования комплексных знаний о различных явлениях окружающего мира. Благодаря интеграции происходит более глубокое и конкретное постижение закономерностей структур и систем образования.

Мобильность мышления специалиста построена на общих принципах научного мышления, включающего в себя индукцию, дедукцию, анализ и синтез, аналогию,

сравнение, эксперимент, наблюдение и др. В данном случае налицо взаимосвязь межпредметного характера. Таким образом, мы приходим к необходимости выделения ядра образования по ключевым видам учебной деятельности, заключающегося в интеграции знаний. А.С. Безрукова трактует интеграцию как «процесс становления целостности с новыми свойствами, качествами, признаками, не присущими до этого отдельным компонентам, вступающим в интеграцию» [1].

Межпредметные связи на основе интеграции предметных знаний позволяют согласованно изучать разные дисциплины. Это повышает научный уровень обучения, активизирует умственную, креативную деятельность обучаемых, развивает познавательный интерес студентов, обеспечивает целостное развитие личности. Межпредметная интеграция способствует интенсификации образования, она направлена на углубление взаимосвязей между предметами. Исследование этой проблемы принципиально важно как для развития основ педагогической науки, так и для практической деятельности специалистов таможенного дела. Суть интеграции - в поиске единого объединяющего начала и, как следствие, в создании нового интегрированного содержания. В этом отличие интеграции от межпредметных связей. Процессы интеграции в образовании не являются новыми. Примеры их проявления - реализация имплицитных (сквозных) направлений в образовании (гуманизации, регионализации, информатизации, экологизации). Содержание всех учебных предметов обладает определенным интегративным потенциалом, что определяет способности вступления, содержания различных предметов в интегративные связи: прямые, обратные; горизонтальные, вертикальные; направленные и сопутствующие [2]. Вузовская подготовка специалистов настоятельно требует выделения дидактических основ научной интеграции. Своего рода интегративные процессы в обучении являются основным фактором развития системности образования. Установление связей между отдельными дисциплинами способствует динамичности мышления, творческой активности обучающихся, формированию целостного научного мировоззрения [4].

Профессиональная подготовка будущих специалистов таможенного дела на основе интегративного подхода основывается на взаимной интеграции теории и практики, которая способствует формированию необходимых знаний, умений и навыков и вхождению личности в будущую профессиональную деятельность, она ориентирована на качественные показатели, новые принципы и технологии обучения, ведущие к сокращению разрыва между обще-

культурными и профессиональными компонентами в обучении и различными видами практик, что обеспечивает профессиональную готовность к будущей трудовой деятельности.

При формировании профессионально-ориентированной иноязычной компетенции будущих специалистов таможенного дела межпредметная интеграция осуществляется путем группировки вокруг базовой дисциплины «Теория таможенного дела» информации из других дисциплин «Деловой английский в таможенном деле», «Профессиональный китайский язык» и др.

Междисциплинарные связи дисциплин профессиональной и языковой подготовки позволяют будущим специалистам таможенного дела овладевать профессиональной терминологией на иностранном языке, понимать и употреблять ее в ситуациях, имитирующих профессиональную коммуникацию. Полученные ранее знания по другим дисциплинам облегчают процесс усвоения профессионального материала на иностранном языке, что повышает мотивацию к изучению иностранного языка и наглядно показывает практическое применение профессионально-ориентированных иноязычных знаний и умений.

Согласно примерной программе дисциплины иностранный язык (в ВУЗах неязыковых специальностей) второй и третий этапы языковой подготовки носят ярко выраженную профессиональную направленность. Реализация интегративного подхода в процессе профессионально-ориентированной иноязычной подготовки будущих специалистов таможенного дела позволяет

установить прочные междисциплинарные связи дисциплин иностранного языка с дисциплинами профессионального блока, что значительно повышает эффективность учебно-воспитательного процесса, так как при этом не только устраняются элементы дублирования при освоении содержания обучения, но я обеспечивается системность образования за счет реализации принципов непрерывности и целостности в формировании знаний, умений и навыков.

Список литературы

1. Байлук В.В. Человекознание: в 5 кн. - Книга пятая: Принципы и методы воспитания и самовоспитания студентов: монография. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2007. - 492 с.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Академия, 2009. - 384 с.

3. Коваленко, Н. П. Интегративный подход к профессиональной подготовке студентов педагогического колледжа: На материале образовательной области "Математика": автореф. ... канд. пед. наук: 13.00.08; Новг. пед. ун-т - Нижний Новгород, 2004. - 188 с.

4. Ларионова И.А. Интегративные тенденции в профессиональной подготовке специалистов социальной сферы: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2009. - 424 с.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА МЛАДШИХ КУРСОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Григорьева Тамара Владимировна

кан. пед.наук, доцент кафедры Информатики, математики и физики,

Мифтахова Гульшат Миниахметовна кан. техн.наук, доцент кафедры Информатики, математики и физики

Валитова Эльмира Галеевна

Старший преподаватель кафедры Технической механики, Филиал ФГБОУ ВПО УГНТУ в г.Стерлитамаке

Одна из важнейших целей современного инженерного образования состоит в том, чтобы своевременно подготовить кадры к новым условиям жизни, которые несет с собой стремительно приближающееся будущее, опираясь на прочный фундамент психолого-педагогической теории. Эти цели не могут быть достигнуты, если содержание учебных предметов, методы и способы организации учебно-познавательной деятельности не отражают предметный и социальный контексты его будущей профессиональной деятельности.

Реализация опережающего образования предполагает перестройку существующей его системы, причем предстоящие изменения связаны прежде всего с совершенствованием дидактических моделей, дифференцированных с учетом специфики вуза и направленных на развитие инновационной активности личности как субъекта деятельности. Особенно это имеет значение в подготовке будущих специалистов для промышленного перспективного производства. Успешное развитие этих задач во многом зависит от компетентного и контекстного подходов к организации учебно-познавательной деятельности студентов на младших курсах. Для того, чтобы обеспечить новое качественное обучение необходимо вскрывать и

приводить в действие психолого-педагогический механизм управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся. Подготовка научных, интеллектуально и инновационно ориентированных кадров для проведения фундаментальных и прикладных исследований, преподавания в высшей школе предполагает вовлечение студентов в научные исследования, в осуществление инновационных разработок через научно-образовательные инновационные платформы, научно-образовательные центры вуза, их участие в научно- производственных отрядах, которые занимаются непосредствено внедрением разработок университета на предприятиях отрасли [3 с.74].

С точки зрения педагогов, обучение в инновационной системе образования - это предвидение и познание возможного будущего через персонификацию и коллективное сотворчество; инновационное обучение трактуется как "ориентирование обучаемого к проективной детерминации будущего". Стремление к определенному лич-ностно значимому эталону, образцу, представленному в модели выпускника вуза данного профиля, обладающего необходимой специальной, общекультурно подготовкой.

Весь комплекс профессиональной компетенций профессиональной компетенций выпускника бакалаври-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.