INTERNATIONAL SCIENTIFIC JOURNAL VOLUME 1 ISSUE 7 UIF-2022: 8.2 | ISSN: 2181-3337
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ АРТ-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ
УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Куттибекова Гулжан Тулепбаевна
Джизакского ГПУ https://doi. org/10.5281/zenodo.7238316 Аннотация. В статье раскрывается содержание модели воздействия технологий артпедагогики и арттерапии на результативность эстетического воспитания и художественно-творческого развития младших школьников.
Ключевые слова: изобразительное искусство, работа красоты, эстетика, профессия, уважение к родителям, эстетическое воспитание, эстетический взгляд, эстетическое сознание, эстетический вид.
INTEGRATIVE APPROACH TO THE FORMATION OF ART-TECHNOLOGICAL SKILLS OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN Abstract. This article illustrates the contents of the model influence on technology teachers and therapy on result of the aesthetic education and artistic-creative development of younger schoolchildren.
Key words: art, beauty, upbringing, aesthetic manner(style), profession and mastery, knowledge, aesthetic care, aesthetic education, aesthetic word outlook, aesthetic amazement.
ВВЕДЕНИЕ
В нашем исследовании интегративный подход мы рассматриваем как методологическое средство достижения образовательных целей. Комплексное изучение научно-педагогических исследований по интересующей нас проблеме и рассмотрение интегративного подхода (Н.С.Антонов, Л.А.Артемьева, С.Ш.Байзахова, С.К.Еримбетова, М.И.Махмутов, И.И.Рахимжанова, Х.Сантулов, В.Я.Шевченко и др.) в качестве
содержательной основы процесса формирования технологических умений младших школьниковпоказало нижеследующее.
Основанием для выбора интегративного подхода (от латинского integration -восполнение, восстановление) как объединения, суммации определенных процессов, видов деятельности в качестве условия формирования арт-технологических умениймладших школьников послужили идеи интегративной природы самого человека (Ю.Г.Волков, В.П.Зинченко, Е.И.Исаев, В.П.Казначеев, М.И.Рожков, П.В.Симонов и др.); теоретические основы интегративного подхода (Н.С.Антонов, Л.А.Артемьева, М.И.Махмутов, Х.Сантулов, В.Я.Шевченко и др.); интегративно-педагогические концепции Р. Винкель, В.И.Загвязинского, М.И.Махмутова, А.Я.Наина, Г.Н.Серикова, О.С.Тюнникова, а также интегративный характер образовательного процесса в начальной школе, направленный на творческую самореализацию личности растущего человека и использование его потенциальных возможностей.
МЕТОД И МЕТОДОЛОГИЯ
Интегративный подход в определении Е.О.Галицких представляет собой «специфический способ достижения целостности, внутреннего единства, ... умение видеть интегративную природу образовательного процесса, ... междисциплинарный способ востребования и использования всех знаний на методическом уровне для решения педагогических проблем"[1]. Сущность интегративного подхода к образованию
INTERNATIONAL SCIENTIFIC JOURNAL VOLUME 1 ISSUE 7 UIF-2022: 8.2 | ISSN: 2181-3337
И.Э.Алекберова видит как одну из основных составляющих развития личности во взаимодействии субъектов воспитательно-образовательного процесса, направленного на организацию и осуществление поисковой деятельности обучающихся, активное и самостоятельное получение тематической информации и знаний, овладение способами применения полученных данных в условиях междисциплинарного синтеза[2]. А пути реализации интегративного подхода в учебном процессе названный автор видит в решении таких задач как «максимальное раскрытие интеллектуально-когнитивного потенциала личности; создание благоприятных условий для самореализации потенциальных возможностей; развитие способностей к коммуникации, сотрудничеству, эффективному построению сбалансированных межличностных отношений».
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Анализ научных источников показал: в основе интегративного подхода к формированию арт-технологических умений школьников начальных классов (рис.1) лежат:
- интеграция целей, содержания, форм и методов обучения;
- интеграция видов учебной деятельности;
- межпредметная, предметная и внутри предметная интеграция комплекса знаний, умений их переноса;
- интеграция качеств и свойств личности младшего школьника, его индивидуальных внешних и внутренних ресурсов;
- ресурсное обеспечениеучебно - воспитательного процесса;
- интеграцияличностной позиции ученика и смыслообразующих мотивов (мотивационно-ценностное отношение к деятельности);
- целостное развитие личности.
Термин «art», согласно специализированным словарным источникам по искусствоведческой терминологии означает «искусство». Употребляется в самых различных значениях и направлениях (арт-педагогика, арт - дизайн, арт -конструирование, арт - проектирование, арт-технологии.
Арт-технологии - способы решения задач или проблем с помощью искусства. Через пластичные (фотография, лепка, резьба), динамические (музыка, литература) и зрелищные (театр, цирк, хореография) виды искусства специалисты предупреждают проблемы и решают сложные задачи. В основе арт-технологий лежит процесс творчества. Арт-технологии используют психологи и педагогики и методики преподавании [3].
Сформированность у младших школьников арт - технологических умений на основе интегративного подхода нам видится в умениях переноса арт - технологических знаний из одного предмета в другой, или их переноса из одной темы в другую. Мы считаем, что это явление становится не только средством овладения арт - технологическими умениями, но служит показателями умственного развития ученика и продуктивности его познавательной деятельности. И поскольку, с одной стороны, этот перенос строится на межпредметном, предметном и внутрипредметном обобщении известного и синтезировании нового, обобщенного знания, то, с другой стороны, он вносит значительный вклад в мыслительную деятельность ученика, а также элементы репродукции и творчества, наглядно проявляющиеся в учебно - познавательной деятельности детей.
INTERNATIONAL SCIENTIFIC JOURNAL VOLUME 1 ISSUE 7 UIF-2022: 8.2 | ISSN: 2181-3337
ОБСУЖДЕНИЕ
С процессом формирования арт о-технологических умений школьников начальных классовмы связываем выполнение различных последовательных актов преобразования предмета труда в продукт труда на основе переноса усвоенного комплекса арт -технологических знаний, создающих основу для организации практических действий. Мы считаем, если в начальной школе рассматривать интеграцию как цель обучения, то можно основное внимание уделятьсозданию у учащихся целостного представления об окружающем мире. А если рассматриватьинтеграцию как средство, то речь пойдёт онахождении общей платформы сближения межпредметных, предметных и внутрипредметных знаний и их переноса в практическую деятельность. Например, можно говорить о
Рис.1 Формирование арт-технологических школьников
Взаимодействии и рабочего инструмента (чертёжные инструменты, ножницы, копировальный резец и т.д.) и предмета труда (его чертежи, схемы, эскизы, развёртки различных деталей и т.д.), выделении и последовательности операций, представляющих собой единую целостную систему, необходимую для производства проектируемого продукта труда и т.д.
Ресурсное обеспечение интегративного подхода помощью УМК на уроках художественного трудового обучения нами реализуется в двух направлениях. В первом случае ресурсное обеспечение предусматривает: непосредственное развитие личности младшего школьника (развитие психических качеств -мышления, воображения, памяти, внимания, речи); эстетического и художественного вкусов; формирование интересов, мотивов и потребностей в практической преобразующей и творческой деятельности; владение элементами технического и художественного мышления соответственно возрастным и индивидуальным особенностям, а также развитие художественных вкусов детей.
INTERNATIONAL SCIENTIFIC JOURNAL VOLUME 1 ISSUE 7 UIF-2022: 8.2 | ISSN: 2181-3337
Во втором случае речь идёт о формировании обобщенных арт-технологических умений на основе использования комплекса полученных знаний по ручной обработке доступных детям материалов, трансформируемых далее в умения. При этом учитывается специфика арт-технологических умений младших школьников в предметном обучении. Она заключается в том, что такие умения представляют собой определённые действия по созданию образа или представления о выполнении детьми предстоящей преобразовательной деятельности по изготовлению конкретного продукта труда. К таковым относят умения: планировать учебно - познавательную деятельность, прогнозировать и оценивать ее результаты, возможную эффективность. Сюда же входят умения: самостоятельно добывать требуемые знания, выполнять графические работы -эскизы, технические рисунки и чертежи планируемых изделий, умения читать эти чертежи и так далее.
В целях коррекции и развития различных сфер личности рекомендуется использовать комплекс арт-технологий. Перечислим и кратко раскроем особенности каждой из арт-технологий: арт-изо, арт-лепка, арт-песок (sand-art), арт-сказка, арт-театр, арт-музыка, арт-ритм. Технология арт-изо - коррекционно-развивающая технология, опирающаясяна изотерапию, включает использование разнообразных (в том числе нетрадиционных) техник изобразительного искусства.
ВЫВОД
Вместе с тем мы предусматриваем возможность рассмотрения таких умений, полученных в условиях интеграции, в виде промежуточного этапа овладения новым способом действия, основанном на соответствующем правиле (знании) и переносу этого знания в практическое решение конкретных арт - технологических задач. Причём имеем в виду сформированность умения, еще не достигшего уровня навыка.
REFERENCES
1. Галицких Е.О. //Вестник Вятского государственного педуниверситета.1999 №2.
2. Алекберова И. Э.// Интегративный подход в образовании как одна из основных составляющих развития
личности//80сю8ркега.с0ш/.../т1е§га1:1упу]_р0ёк0ё_у_0Ьга20уапп_как_0ёпа_1
3. Арт-технологии: виды, характеристика, способы применения йр8://8Шё0реё1а.пе1/3_44275_аг1-1екп010§п-у1ё1-кагак1еп81:1ка-8р080Ы-рпшепешуа.Ь1ш1
4. Boshlang'ich ta'limda o'quvchilarni kasb tanlashga yo'naltirishning nazariyasi va атаНу011 О.Ки1йЬек0уа, Б.Ки1Ь0еуа T-: О^ЬеЙБШп 2020-у