Научная статья на тему 'ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД, 4-ФАКТОРНЫЙ ОПРОСНИК САМОДЕСТРУКЦИИ ЛИЧНОСТИ И ЕГО ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СООБЩЕНИЕ 2. 4-ФАКТОРНЫЙ ОПРОСНИК САМОДЕСТРУКЦИИ ЛИЧНОСТИ И ЕГО ПСИХОМЕТРИКА'

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД, 4-ФАКТОРНЫЙ ОПРОСНИК САМОДЕСТРУКЦИИ ЛИЧНОСТИ И ЕГО ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СООБЩЕНИЕ 2. 4-ФАКТОРНЫЙ ОПРОСНИК САМОДЕСТРУКЦИИ ЛИЧНОСТИ И ЕГО ПСИХОМЕТРИКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
60
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕДОВОЛЬСТВО СОБОЙ / ВЛАСТНОСТЬ / НЕТЕРПИМОСТЬ / ОБОСОБЛЕНИЕ / НАДЕЖНОСТЬ / ВАЛИДНОСТЬ / САМОДЕСТРУКЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ЦЕЛОМ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дорфман Леонид Яковлевич, Курочкин Евгений Александрович

С позиций интегративного подхода к самодеструкции личности (локализация и объединение) создан опросник самодеструкции (ОСД). В самодеструкции здоровой личности были выделены 4 домена и соответственно 4 шкалы ОСД: недовольство собой, властность, нетерпимость, обособление. ОСД состоит из 42 пунктов, по 10 пунктов на одну шкалу, 2 пункта относятся к шкале лжи. Шкалы ОСД имели нормальное распределение по асимметрии и эксцессу. Исследование проводилось на двух выборках. В первую (основную) выборку вошли 78 участников, средний возраст 35,19 лет, 32 мужчин и 46 женщин, педагоги школ и вузов, социальные работники («педагоги»). Во вторую выборку вошли 107 участников, средний возраст 32,08 лет, 89 мужчин и 18 женщин, участковые уполномоченные, оперативные работники, сотрудники ГИБДД, сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних («полицейские»). Было установлено, что шкалы ОСД обладают достаточной степенью надежности. Они имели внутреннюю конструктную валидность и внешнюю валидность. Шкалы ОСД, взятые совместно, характеризовали самодеструкцию личности в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Дорфман Леонид Яковлевич, Курочкин Евгений Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATIVE APPROACH, 4-FACTOR QUESTIONNAIRE OF PERSONALITY SELF-DESTRUCTION, AND ITS PSYCHOMETRIC FEATURES REPORT 2. 4-FACTOR QUESTIONNAIRE OF PERSONALITY SELF-DESTRUCTION AND ITS PSYCHOMETRIC FEATURES

A self-destruction questionnaire (SDQ) is developed on the basis of the integrative approach to personality self-destruction (localization and unification). There are 4 domains and, accordingly, 4 scales of SDQ in the process of self-destruction of a healthy personality: dissatisfaction with oneself, authoritativeness, intolerance, and detachment. The SDQ consists of 42 points, 10 points per scale, 2 points belonging to the deception scale. The SDQ scales had a normal distribution in asymmetry and excess. The study included two samples. The first (main) sample consisted of 78 participants, average age 35.19 years, 32 men and 46 women, school and university teachers, social workers ("educators"). The second sample consisted of 107 participants, the average age 32.08 years, 89 men and 18 women, divisional inspectors, operational detectives, traffic police officers, juvenile departments employees. The author came to the following results. The SDQ scales had a sufficient degree of reliability. They had internal structural validity and external validity. The SDQ scales in total characterized the personality self-destruction in general.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД, 4-ФАКТОРНЫЙ ОПРОСНИК САМОДЕСТРУКЦИИ ЛИЧНОСТИ И ЕГО ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СООБЩЕНИЕ 2. 4-ФАКТОРНЫЙ ОПРОСНИК САМОДЕСТРУКЦИИ ЛИЧНОСТИ И ЕГО ПСИХОМЕТРИКА»

Дорфман Л. Я., Курочкин Е. А. / Dorfman L. Ya., Kurochkin E. A.

Оригинальная статья

УДК 159.9.072 |@ ф |

DOI: 10.35750/2713-0622-2022-3-252-261 1 1

Интегративный подход,

4-факторный опросник самодеструкции личности и его психометрические характеристики

Сообщение 2. 4-факторный опросник самодеструкции личности и его психометрика

Леонид Яковлевич Дорфман

Пермский государственный институт культуры,

Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации (Пермь, Россия) dorfman07@yandex.ru ORCID: 0000-0002-4396-6652

Евгений Александрович Курочкин

Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации (Пермь, Россия)

ORCID: 0000-0001-8268-1177 Аннотация

С позиций интегративного подхода к самодеструкции личности (локализация и объединение) создан опросник самодеструкции (ОСД). В самодеструкции здоровой личности были выделены 4 домена и соответственно 4 шкалы ОСД: недовольство собой, властность, нетерпимость, обособление. ОСД состоит из 42 пунктов, по 10 пунктов на одну шкалу, 2 пункта относятся к шкале лжи. Шкалы ОСД имели нормальное распределение по асимметрии и эксцессу. Исследование проводилось на двух выборках. В первую (основную) выборку вошли 78 участников, средний возраст 35,19 лет, 32 мужчин и 46 женщин, педагоги школ и вузов, социальные работники («педагоги»). Во вторую выборку вошли 107 участников, средний возраст 32,08 лет, 89 мужчин и 18 женщин, участковые уполномоченные, оперативные работники, сотрудники ГИБДД, сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних («полицейские»). Было установлено, что шкалы ОСД обладают достаточной степенью надежности. Они имели внутреннюю конструктную валидность и внешнюю валидность. Шкалы ОСД, взятые совместно, характеризовали самодеструкцию личности в целом.

Ключевые слова

опросник самодеструкции личности, недовольство собой, властность, нетерпимость, обособление, надежность, валидность, самодеструкция личности в целом

Для цитирования: Дорфман, Л. Я., Курочкин, Е. А. (2022). Интегративный подход, 4-факторный опросник самодеструкции личности и его психометрические характеристики. Сообщение 2. 4-факторный опросник самодеструкции личности и его психометрика. Российский девиантологический журнал, 2(3), 252-261. doi: 10.35750/2713-0622-2022-3-252-261.

© Дорфман Л. Я., Курочкин Е. А., 2022

Psychological research of deviant behavior

Original paper

Leonid Ya. Dorfman

Perm State Institute of Culture, Perm military Institute of National Guard Troops (Perm', Russia) dorfman07@yandex.ru

ORCID: 0000-0002-4396-6652

Evgenij A. Kurochkin

Perm military Institute of National Guard Troops (Perm', Russia)

ORCID: 0000-0001-8268-1177

Integrative approach, 4-factor questionnaire of personality self-destruction, and its psychometric features

Report 2. 4-factor questionnaire of personality self-destruction and its psychometric features

Abstract

A self-destruction questionnaire (SDQ) is developed on the basis of the integrative approach to personality self-destruction (localization and unification). There are 4 domains and, accordingly, 4 scales of SDQ in the process of self-destruction of a healthy personality: dissatisfaction with oneself, authoritativeness, intolerance, and detachment. The SDQ consists of 42 points, 10 points per scale, 2 points belonging to the deception scale. The SDQ scales had a normal distribution in asymmetry and excess. The study included two samples. The first (main) sample consisted of 78 participants, average age 35.19 years, 32 men and 46 women, school and university teachers, social workers («educators»). The second sample consisted of 107 participants, the average age 32.08 years, 89 men and 18 women, divisional inspectors, operational detectives, traffic police officers, juvenile departments employees. The author came to the following results. The SDQ scales had a sufficient degree of reliability. They had internal structural validity and external validity. The SDQ scales in total characterized the personality self-destruction in general.

Keywords

dissatisfaction with oneself, authoritativeness, intolerance, detachment, reliability, validity, personality self-destruction

For citation: Dorfman, L. Ya., Kurochkin, E. A. (2022). Integrative approach, 4-factor questionnaire of personality self-destruction, and its psychometric features Report 2. 4-factor questionnaire of personality self-destruction and its psychometric features. Russian Journal of Deviant Behavior, 2(3), 252-261. doi: 10.35750/2713-0622-2022-3-252-261.

Введение

В предыдущем сообщении (Дорфман, Курочкин, 2022) разрабатывался и излагался подход к исследованию самодеструкции личности, который основывался на дополнении локальных подходов интегративным. В рамках интегративного подхода эти направления исследований кладутся в основу интегративной модели самодеструкции и развиваются с позиций концептуальной модели полимодального Я. В ее свете

речь идет о деформациях полимодального Я и самодеструкция предстает как антипод полимодального Я. В самодеструкции здоровой личности были выделены 4 домена: недовольство собой, властность, нетерпимость, обособление. Данная модель конкретизирует представления о гетерогенности самодеструкции в терминах ее доменного строения, в значительной степени преодолевает разрозненные представления о ней и обобщает их.

Дорфман Л. Я., Курочкин Е. А. / Dorfman L. Ya., Kurochkin E. A.

Но насколько эти теоретические рассуждения о самодеструкции личности соответствуют реальности? Позитивный ответ на этот вопрос сдерживается отсутствием адекватных инструментов измерения самодеструкции. В данном сообщении предпринята попытка в определенной степени преодолеть существующий здесь пробел. Предлагается 4-факторный опросник самодеструкции личности (ОСД) и приводятся его некоторые психометрические характеристики.

Гипотезы и исследовательские задачи

Базовым является положение о том, что самодеструкция личности выражается в ее разнородности, гетерогенности, многокачественности. В самодеструкции здоровой личности выделяются 4 домена: недовольство собой, властность, нетерпимость, обособление (Дорфман, Курочкин, 2022). На этой основе был разработан ОСД.

Были сформулированы следующие гипотезы исследования:

1. Шкалы ОСД соответствуют доменам недовольства собой, властности, нетерпимости, обособления.

2. Шкалы ОСД обладают достаточной степенью надежности.

3. Шкалы ОСД обладают достаточной степенью внутренней конструктной валидности.

4. Шкалы ОСД обладают достаточной степенью внешней валидности.

5. Шкалы ОСД, взятые совместно, характеризуют самодеструкцию личности в целом.

Исходя из гипотез, были сформулированы следующие задачи:

1) Разработать ОСД, направленный на измерение четырех доменов самодеструкции личности;

2) выявить степень надежности доменов ОСД по их внутренней согласованности и эквивалентности их частей;

3) установить внутреннюю конструктную валид-ность ОСД;

4) оценить внешнюю валидность ОСД;

5) оценить применимость ОСД для измерения им самодеструкции личности в целом.

Метод

Участники

Исследование проводилось на двух выборках. В первую (основную) выборку вошли 78 участников, возраст 35,19 + 7,56 лет, 32 мужчин и 46 женщин, педагоги школ и вузов, социальные работники («педагоги»). Во вторую выборку вошли 107 участников, возраст

32,08 ± 4,66 лет, 89 мужчин и 18 женщин, участковые уполномоченные, оперативные работники, сотрудники ГИБДД, сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних («полицейские»). В выборки вошли только те участники, которые по данным самоотчетов свободно говорили и понимали русский язык.

Выборки формировались по случайному принципу, а их объем, возраст и распределение по полу свидетельствуют о репрезентативности к генеральным совокупностям в части взрослых людей, вовлеченных в образовательную деятельность, и полицейских.

Анализ данных

Общие особенности ОСД характеризовались описательной статистикой: средние, стандартные отклонения, асимметрия и эксцесс. Критерием нормальности служат сравнения асимметрии со стандартной ошибкой асимметрии и эксцесса со стандартной ошибкой эксцесса. Асимметрия по модулю не должна превышать 3,29 х стандартную ошибку асимметрии. Эксцесс по модулю не должен превышать 3,29 х стандартную ошибку эксцесса (Mayers, 2013, p. 53). Оценка нормальности распределения производилась на основании асимметрии и эксцесса, а не критериев нормальности (Колмогорова-Смирнова, Шапиро-Уилка и т.п.), так как последние становятся чувствительными при большом объеме выборки, возрастает опасность совершения ошибки II рода.

Для сравнения по полу использовался t-критерий Стьюдента.

Психометрическая надежность шкал ОСД тестировалась по двум показателям. Первым был показатель альфа Кронбаха. Вторым был показатель эквивалентности при расщеплении шкалы на 2 половины («четная-нечетная») по критерию Гутмана (он не требует равенства дисперсий).

Внутренняя конструктная валидность ОСД тестировалась с использованием 4-х факторного дисперсионного анализа General Manova. Если шкалы со «своими» пунктами значимо распределяются по четырем факторам, значит ОСД обладает внутренней кон-структной валидностью.

Внешняя конвергентная валидность ОСД оценивалась по следующим конструктам: Я-структурный тест Г. Аммона (шкалы агрессии, страха/тревоги, внешнего Я-отграничения, внутреннего Я-отграничения, нарциссизма на уровне их деструкции) в адаптации Тупицына и др.1, шкала самоуважения М. Розенберга (Золотарева, 2020), тест ситуативной и личностной тревожности Спилбергера в адаптации Ханина (Ханин, 1976), 4-х факторный опросник Я (Дорфман, Калугин, 2020).

1 Тупицын, Ю. Я., Бочаров, В. В., Алхазова, Т. В., Бродская, Е. В. (1998). Я-структурный тест Г. Аммона: опросник для оценки центральных личностных функций на структурном уровне: пособие для психологов и врачей. Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В. М. Бехтерева.

Psychological research of deviant behavior

Внешняя дивергентная валидность ОСД оценивалась путем сравнения шкал ОВД у педагогов и полицейских по t-критерию Стьюдента.

В добавление к анализу отдельных шкал ОСД, изучались шкалы ОСД как инструментальное целое. Для этого шкалы ОСД объединялись и усреднялись. Оценивались интеркорреляции шкал ОСД и проводился их эксплораторный 1-факторный анализ. Также проводился эксплораторный 2-х факторный анализ шкал ОСД и полимодального Я. Факторы подвергались ротации методом Varimax normalized. Самодеструкция в целом изучалась также путем оценки различий (по t-критерию Стъюдента) между педагогами и полицейскими по выраженности шкал ОСД как инструментальным целым.

Описательная статистика ОСД

ОСД состоит из 42 пунктов, по 10 пунктов на одну шкалу, 2 пункта относятся к шкале лжи. Пункты ОСД расположены в случайном порядке. Ответы участников выражают степень их согласия с суждениями по пунктам и градуируются по 6 ступеням в диапазоне от -3 (совершенно не согласен) до +3 (полностью согласен), затем переводятся в значения от 1 до 6 (см. Приложение).

Основные показатели дескриптивной статистики шкал ОСД у педагогов характеризуются следующими данными. Разброс пунктов в каждой шкале находился в диапазоне от 1 до 6 баллов. Чем выше значение шкалы, тем выше выраженность самодеструкции личности в рамках соответствующего домена. Среднее значение шкалы недовольства собой находилось в диапазоне 3,17 ± 0,38 с разбросом индивидуальных значений от 1 до 6 баллов. Среднее значение шкалы властности находилось в диапазоне 3,12 ± 1,19 с разбросом индивидуальных значений от 1 до 6 баллов. Среднее значение шкалы нетерпимости находилось в диапазоне 3,21 ± 1,09 с разбросом индивидуальных значений от 1 до 6 баллов. Среднее значение шкалы обособления находилось в диапазоне 3,05 ± 1,20 с разбросом индивидуальных значений от 1 до 6 баллов.

Шкалы ОСД имели нормальное распределение по асимметрии и эксцессу. Отрицательные значения асимметрии шкал недовольства собой (-,468) и властности (-,139) свидетельствовали о смещении их распределений в левую сторону, а положительные значения асимметрии шкал нетерпимости (,153) и обособления (,148) - о смещении их распределений вправо. Положительные значения эксцесса шкал недовольства собой (,570) и нетерпимости (,369) свидетельствовали о сдвигах их распределений в сторону островершинности. Отрицательные значения эксцесса шкал властности (-,115) и обособления (-,537) свидетельствовали о сдвигах их распределений в сторону плосковершинности.

По t-критерию Стьюдента половые различия имели место по шкале обособления. Она была выражена в большей степени у мужчин, чем у женщин (t = 2,23, р < ,01). По другим шкалам (недовольства собой, властности, нетерпимости) половые различия были незначимы.

Надежность

Показатели согласованности пунктов (альфа Крон-баха) имели значения 0,728 (шкала недовольства собой), 0,767 (шкала властности), 0,707 (шкала нетерпимости), 0,717 (шкала обособления). Это значит, что пункты шкал были согласованы в приемлемой степени.

Показатели эквивалентности пунктов шкал при расщеплении их на половины (критерий Гутмана) имели следующие значения: по шкале недовольства собой - 0,789, по шкале властности - 0,702, по шкале нетерпимости - 0,674, по шкале обособления - 0,620. Эти результаты свидетельствуют о том, что половины шкал были приемлемо эквивалентны.

Валидность

Приведем результаты тестирования ОСД на внутреннюю конструктную валидность, внешнюю конвергентную валидность, внешнюю дивергентную ва-лидность.

Внутренняя конструктная валидность

Внутренняя конструктная валидность ОСД возникает тогда, когда его пункты распределяются между шкалами так, чтобы: (а) в одну шкалу входили пункты, относящиеся к данной шкале; (б) пункты, относящиеся к одной шкале, не появлялись в других шкалах; (в) пункты, относящиеся к разным шкалам, не пересекались в составе одной шкалы.

В рамках MANOVA (тип III суммы квадратов, ортогональный, параметризация, ограниченная сигмой) выделялись 4 фактора (дизайн зависимых выборок), которые соответствовали шкалам недовольства собой, властности, нетерпимости, обособления и их пунктам. Было установлено, что Wilks Lambda = 0,86, F(3,75) = 3,96, p < 0,01, размер эффекта (частичная Eta-квадрат) = 0,51. Эти результаты соответствуют дифференциации ОСД на указанные выше шкалы. Запланированные сравнения (полиномиальные контрасты) факторов (шкал) также поддержали внутреннюю конструктную валидность ОСД: Wilks Lambda = 0,79, F(10,68) = 1,84, p < 0,06.

Внешняя конвергентная валидность

Корреляции шкал ОСД с субмодальностями Я приводятся в табл. 1.

Шкала недовольства собой отрицательно коррелировала с Авторской и Превращенной субмодальностями Я (p < 0,01±0,001). Шкала властности отрицательно коррелировала с Авторской и Превращенной субмодальностями Я (p < 0,05) и положитель-

Дорфман Л. Я., Курочкин Е. А. / Dorfman L. Ya., Kurochkin E. A.

но - с Воплощенной и Вторящей субмодальностями Я (р < 0,05±0,01). Шкала нетерпимости положительно коррелировала с Воплощенной субмодальностью Я (р < 0,001). Шкала обособления положительно коррелировала с Воплощенной и Вторящей субмодальностями Я (р < 0,01) и отрицательно - с Превращенной субмодальностью Я (р < 0,01).

Корреляции шкал ОСД со шкалами деструктивно-сти Я-структурного теста приводятся в табл. 2.

Все шкалы ОСД положительно коррелировали с агрессией (р < 0,01±0,001), страхом/тревогой (р < 0,01±0,001). Шкалы недовольства собой, нетерпимости и обособления положительно коррелировали с внутренним и внешним Я-отграничением, нарциссизмом (р < 0,05±0,001).

Кроме того, все шкалы ОСД положительно коррелировали с ситуативной и личностной тревожностью (р < 0,01±0,001), а шкалы ОСД недовольства собой и нетерпимости отрицательно коррелировали с самоуважением (р < 0,05).

Приведенные результаты говорят в пользу внешней конвергентной валидности шкал ОСД.

Внешняя дивергентная валидность

Различия между педагогами и полицейскими (по ^критерию Стъюдента) приводятся в табл. 3. Легко

заметить, что они являются значимыми. Выраженность шкал недовольства собой, властности и обособления была выше у педагогов, чем у полицейских (р < 0,05±0,001), а выраженность нетерпимости, наоборот, выше у полицейских, чем у педагогов (р < 0,001).

Эти данные свидетельствуют о том, что шкалы ОСД обладают внешней дивергентной валидностью.

Шкалы ОСД как инструментальное целое

Шкалы ОСД положительно коррелировали между собой в диапазоне от 0,284 до 0,619 (р < 0,01±0,001). При эксплораторном факторном анализе выделился 1 фактор, в который вошли все шкалы ОСД со значимыми нагрузками и отрицательными знаками в диапазоне от -0,65 до -0,88 (собственное значение 2,37, доля объяснимой дисперсии 59,27 %). Эти данные позволяют судить о шкалах ОСД как инструментальном целом, их внутреннем единстве.

О внешней конвергентной и дивергентной валид-ности шкал ОСД как инструментального целого можно судить по результатам 2-х факторного анализа шкал ОСД совместно со шкалами полимодального Я. Они приводятся в табл. 4.

После ротации были выделены 2 фактора с общей долей объяснимой дисперсии 55,08 %. В фактор

Таблица 1. Корреляции шкал ОСД с субмодальностями Я Table 1. Correlations of OSD scales with submodalities of I

Шкалы ОСД Субмодальности Я

Авторская Воплощенная Превращенная Вторящая

Недовольство собой -0,311*** -0,036 -0,246** 0,097

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Властность -0,208* 0,186* -0,176* 0,223**

Нетерпимость -0,056 0,277*** -0,118 0,087

Обособление -0,067 0,222** -0,223** 0,240**

Примечание: * p < 0,05, ** p < 0,01, *** p < 0,001

Таблица 2. Корреляции шкал ОСД со шкалами Я-структурного теста

Table 2. Correlations of the OSD scales with the scales of the I-structural test

Шкалы ОСД Я-структурный тест

Агрессия Страх/ Тревога Внутреннее Я-от-граничения Внешнее Я-отгра-ничение Нарциссизм

Недовольство собой 0,379*** 0,340*** 0,235** 0,263** 0,248**

Властность 0,248** 0,278** 0,157 0,135 0,161

Нетерпимость 0,237** 0,273** 0,315*** 0,170* 0,245**

Обособление 0,215** 0,241** 0,228** 0,247** 0,296***

Примечание: * p < 0,05, ** p < 0,01, *** p < 0,001

1 (30,50 %) со значимыми и положительными нагрузками вошли все 4 шкалы ОСД. Его можно обозначить «шкалы ОСД как инструментальное целое». В фактор 2 (24,58 %) со значимыми и положительными нагрузками вошли все 4 шкалы полимодального Я. Его можно обозначить «шкалы полимодального Я как инструментальное целое». Кроме того, можно обратить внимание на то, что шкалы ОСД как инструментальное целое и шкалы полимодального Я как инструментальное целое зависят, скорее всего,

от разных факторов. Значит, имеет место одновременно конвергенция шкал ОСД (внутри фактора) и дивергенция со шкалами полимодального Я (между факторами).

Различия между педагогами и полицейскими по самодеструкции в целом приводятся в табл. 5.

Можно заметить, что самодеструкция, взятая в единстве ее шкал, выражена в большей степени у педагогов, чем у полицейских (в тенденции, р < 0,07).

Таблица 3. Различия между педагогами и полицейскими по шкалам ОСД Table 3. Differences between teachers and police officers according to the OSD scales

Шкалы ОСД N Педагоги N Полицейские t df p

Недовольство собой 78 3,85±0,64 107 3,39±0,77 4,229 183 0,001

Властность 78 3,04±0,77 107 2,84±0,76 1,796 183 0,07

Нетерпимость 78 3,21±0,67 107 3,51±0,60 3,23 183 0,001

Обособление 78 3,05±0,71 107 2,85±0,67 1,89 183 0,05

Таблица 4. Факторный анализ шкал ОСД и полимодального Я Table 4. Factor analysis of OSD and polymodal Self scales

Шкалы Факторы после ротации

1 2

ОСД

Недовольство собой 0,74 -0,06

Властность 0,78 -0,04

Нетерпимость 0,66 0,08

Обособление 0,86 -0,14

Субмодальности Я

Авторская 0,08 0,80

Воплощенная 0,06 0,79

Превращенная -0,10 0,74

Вторящая -0,10 0,42

Собственное значение 2,44 1,97

Доля объяснимой дисперсии, % 30,50 24,58

Таблица 5. Различия между педагогами и полицейскими по самодеструкции в целом Table 5. Differences between teachers and police officers on self-destruction in general

N Педагоги N Полицейские t df Р

Самодеструкция 78 3,29±0,54 107 3,15±0,53 1,714 183 0,07

Дорфман Л. Я., Курочкин Е. А. / Dorfman L. Ya., Kurochkin E. A.

Обсуждение

С позиций интегративного подхода к самодеструкции личности (локализация совместно с объединением) был разработан ОСД. Анализ пунктов ОСД показывает, что они соответствуют шкалам недовольство собой, властности, нетерпимости, обособления, как и предусматривалось гипотезой 1. ОСД состоит из 42 пунктов, по 10 пунктов на одну шкалу, 2 пункта относятся к шкале лжи. Шкалы ОСД имели нормальное распределение по асимметрии и эксцессу. По ^кри-терию Стьюдента половые различия имели место по шкале обособления. Она была выражена в большей степени у мужчин, чем у женщин. По другим шкалам (недовольства собой, властности, нетерпимости) половые различия были незначимы.

Гипотеза 2 о том, что шкалы ОСД обладают достаточной степенью надежности, получила эмпирическую поддержку. Пункты шкал были согласованы в приемлемой степени. Половины шкал были приемлемо эквивалентны.

Гипотеза 3 о том, что шкалы ОСД обладают достаточной степенью внутренней конструктной валидно-сти, получила эмпирическую поддержку. Шкалы ОСД характеризовались внутренней конструктной валид-ностью по данным ЫАМОУА.

Гипотеза 4 о том, что шкалы ОСД обладают достаточной степенью внешней валидности, получила эмпирическую поддержку применительно к шкалам полимодального Я, со шкалами деструктивности Я-структурного теста, ситуативной и личностной тревожности, самоуважения. Внешняя дивергентная ва-

лидность ОСД получила эмпирическую поддержку при сравнении педагогов и полицейских по шкалам ОСД.

Гипотеза 5 о том, что шкалы ОСД, взятые совместно, характеризуют самодеструкцию личности в целом, получила эмпирическую поддержку. Было установлено, что шкалы ОСД положительно коррелировали между собой. При эксплораторном факторном анализе выделился 1 фактор, в который вошли все шкалы ОСД со значимыми нагрузками. Эти данные позволяют судить о шкалах ОСД как инструментальном целом, их внутреннем единстве. О внешней конвергентной и дивергентной валидности шкал ОСД как инструментального целого свидетельствуют результаты 2-х факторного анализа шкал ОСД совместно со шкалами полимодального Я. Они вошли в разные факторы. Также различия между педагогами и полицейскими по самодеструкции в целом имели тенденцию быть значимыми.

Следовательно, ОСД характеризуется надежностью и валидностью, включая ОСД как инструментальное целое.

Заключение

Решена задача по созданию ОСД и выполнен его психометрический анализ. Теоретической предпосылкой создания ОСД является интегративная модель самодеструкции личности. Психометрический анализ свидетельствует о том, что ОСД является надежным и валидным инструментом измерения самодеструкции личности. Его можно использовать в психодиагностике, научных и прикладных исследованиях, в том числе в области образования и сфере МВД.

Список литературы

Дорфман, Л. Я., Калугин, А. Ю. (2020). Четырехфакторный опросник Я: его концептуальный и психометрический

анализ. Сибирский психологический журнал, 75, 53-74. https://doi.org/10.17223/17267080/75/4 Дорфман, Л. Я., Курочкин, Е. А. (2022). Интегративный подход, 4-факторный опросник самодеструкции личности и его психометрические характеристики. Сообщение 1. Локализация и интеграция самодеструкции. Российский девиантологический журнал, 2(2), 151-163. https://doi.org/10.35750/2713-0622-2022-2-151-163 Золотарева, А. А. (2020). Валидность и надежность русскоязычной версии шкалы самооценки М. Розен-берга. Вестник Омского университета. Серия «Психология», 2, 52-57. https://doi.org/10.24147/2410-6364.2020.2.52-57

Ханин, Ю. Л. (1976). Краткое руководство к применению шкалы реактивной личностной тревожности (автор Ч. Д. Спилбергер). Ленинград: Ленинградский научно-исследовательский институт физической культуры. Mayers, A. (2013). Introduction to statistics and SPSS in psychology. Harlow: Pearson Education Limited.

References

Dorfman, L. Ya., Kalugin, A. Yu. (2020). Chetyrekhfaktornyj oprosnik Ya: ego konceptual'nyj i psihometricheskij analiz.

Sibirskijpsihologicheskij zhurnal, 75, 53-74. https://doi.org/10.17223/17267080/75/4 Dorfman, L. Ya., Kurochkin, E. A. (2022). Integrativnyj podhod, 4-faktornyj oprosnik samodestrukcii lichnosti i ego psi-hometricheskie harakteristiki. Soobshchenie 1. Lokalizaciya i integraciya samodestrukcii. Rossijskij deviantolog-icheskij zhurnal, 2(2), 151-163. https://doi.org/10.35750/2713-0622-2022-2-151-163 Zolotareva, A. A. (2020). Validnost' i nadezhnost' russkoyazychnoj versii shkaly samoocenki M. Rozenberga. Vestnik

Omskogo universiteta. Seriya «Psihologiya», 2, 52-57. https://doi.org/10.24147/2410-6364.2020.2.52-57 Hanin, Yu. L. (1976). Kratkoe rukovodstvo kprimeneniyu shkaly reaktivnoj lichnostnoj trevozhnosti (avtor CH. D. Spilberg-

er). Leningrad: Leningradskij nauchno-issledovatel'skij institut fizicheskoj kul'tury. Mayers, A. (2013). Introduction to statistics and SPSS in psychology. Harlow: Pearson Education Limited.

Приложение

Опросник самодеструкции личности

Инструкция

Вам предлагается ряд суждений. «Примеряйте» каждое суждение на себя, насколько возможно Вам. Некоторые суждения могут показаться Вам очень схожими. Тем не менее, отвечайте на каждое из них.

Обведите кружком цифру -3 Если Вы совершенно не согласны с суждением

Обведите кружком цифру -2 Если Вы не согласны с суждением

Обведите кружком цифру -1 Если Вы скорее не согласны, чем согласны с суждением

Обведите кружком цифру +1 Если Вы скорее согласны, чем не согласны с суждением

Обведите кружком цифру +2 Если Вы согласны с суждением

Обведите кружком цифру +3 Если Вы полностью согласны с суждением

По каждому суждению обведите кружком только один ответ

Например, суждение «Я готов отвечать на каждый вопрос так искренне, как только возможно». Как Вы могли бы ответить сходным образом? Если Вы согласны с тем, что Вы могли бы ответить так же, Вам нужно обвести цифру в столбике +2 (см. рис.)

Порой у меня появляются необычные идеи -3 -2 -1 + 1 +2 +3

Приведенные ниже суждения, не являются ни правильными, ни ошибочными, ни «хитрыми», ни шуточными. Работайте быстро, давайте ответ на каждое суждение.

В ОТВЕТ НА КАЖДОЕ СУЖДЕНИЕ ОБВЕДИТЕ КРУЖКОМ ТОЛЬКО ОДНУ ЦИФРУ

№ Суждения Ваши ответы

1 Я ясно понял инструкцию -3 -2 + 1 +2 +3

2 Я готов отвечать на каждое суждение так искренне, как только возможно -3 -2 + 1 +2 +3

3 Некоторые поступки друзей приводят меня в ярость -3 -2 + 1 +2 +3

4 Обычное дело, когда споришь с друзьями -3 -2 + 1 +2 +3

5 Отношение друзей ко мне оставляет меня равнодушным -3 -2 + 1 +2 +3

6 В моих привычках есть стремление руководить моими друзьями -3 -2 + 1 +2 +3

7 У друзей почти нет совместных дел со мной -3 -2 + 1 +2 +3

8 Я склонен сомневаться в себе -3 -2 + 1 +2 +3

9 Скорее я недоволен собой, чем доволен -3 -2 + 1 +2 +3

10 Мое давление регулирует мои отношения с друзьями -3 -2 + 1 +2 +3

11 Когда друзья вступают в спор, у меня нет желания в него включаться -3 -2 + 1 +2 +3

12 Вызывая чувство стыда у друзей, восстанавливаешь справедливость -3 -2 + 1 +2 +3

13 Мои друзья поддаются моему давлению -3 -2 + 1 +2 +3

14 Я чувствую в себе внутренний надлом -3 -2 + 1 +2 +3

15 Сомнительные идеи друзей достойны порицания -3 -2 + 1 +2 +3

16 Я склонен раздражаться от своей неповоротливости -3 -2 + 1 +2 +3

17 Непримиримость к неблаговидным поступкам друзей лучше позиции гуманиста -3 -2 + 1 +2 +3

Дорфман Л. Я., Курочкин Е. А. / Dorfman L. Ya., Kurochkin E. A.

Суждения Ваши ответы

18 Представления друзей обо мне не касаются меня -3 -2 + 1 +2 +3

19 Я предпочитаю скорее уединение, чем общение с друзьями -3 -2 + 1 +2 +3

20 Моя конфликтность снижает у моих друзей желание сопротивляться -3 -2 + 1 +2 +3

21 Дать справедливую оценку друзьям важнее их переживаний -3 -2 + 1 +2 +3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22 Я склонен переживать чувство разочарования собой -3 -2 + 1 +2 +3

23 Мои вмешательства в дела моих друзей происходят довольно часто -3 -2 + 1 +2 +3

24 Друзья бывают назойливыми и надоедают мне -3 -2 + 1 +2 +3

25 Мои друзья подчиняются моим намерениям, пусть даже внутренне сопротивляясь -3 -2 + 1 +2 +3

26 У друзей бывают несуразные идеи -3 -2 + 1 +2 +3

27 Мои друзья подчиняются моим планам -3 -2 + 1 +2 +3

28 Скорее я не уважаю себя, чем уважаю -3 -2 + 1 +2 +3

29 Чем реже встречи с друзьями, тем больше у меня личной свободы -3 -2 + 1 +2 +3

30 Мои указания выполняют друзья, даже вопреки своим планам -3 -2 + 1 +2 +3

31 В моих намерениях преобладает желание управлять моими друзьями -3 -2 + 1 +2 +3

32 Я замечаю, что склонен разрушать свой мир -3 -2 + 1 +2 +3

33 Некоторые идеи друзей бесполезны -3 -2 + 1 +2 +3

34 Скорее я не ценю себя, чем ценю -3 -2 + 1 +2 +3

35 К друзьям у меня нет особой привязанности -3 -2 + 1 +2 +3

36 У друзей есть вкусы, которые не выдерживают критики -3 -2 + 1 +2 +3

37 Некоторые мнения друзей раздражают -3 -2 + 1 +2 +3

38 Общение с друзьями вызвано у меня скорее привычкой -3 -2 + 1 +2 +3

39 Представления друзей обо мне не вызывают у меня любопытства -3 -2 + 1 +2 +3

40 Я склонен испытывать раздражение к себе -3 -2 + 1 +2 +3

41 Друзья заслуживают осуждения за неблаговидный поступок -3 -2 + 1 +2 +3

42 Моя сила во власти над моими друзьями -3 -2 + 1 +2 +3

ПРОВЕРЬТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, НА ВСЕ ЛИ СУЖДЕНИЯ ВЫ ОТВЕТИЛИ?

СПАСИБО!

Служебные материалы для исследователя

Участникам исследования не предъявлять! Первые 2 суждения - проверочные. Они не учитываются при подсчете баллов.

Перевод ответов в баллы

Ответы участников Баллы

В цифрах Их значения

-3 Совершенно не согласен 1

-2 Не согласен 2

-1 Скорее не согласен, чем согласен 3

+ 1 Скорее согласен, чем не согласен 4

+2 Согласен 5

+3 Полностью согласен 6

КЛЮЧИ

№ Шкалы Пункты

1. Недовольство собой 8 9 14 16 19 22 28 32 34 40

2. Властность 6 10 13 20 23 25 27 30 31 42

3. Нетерпимость 4 12 15 17 21 26 33 36 37 41

4. Обособление 3 5 7 11 18 24 29 35 38 39

Суммарный балл по каждой шкале определяется с шкалу.

Информация об авторах:

Леонид Яковлевич Дорфман - доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин.

Евгений Александрович Курочкин - кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры военной педагогики и психологии.

Вклад авторов

Авторы внесли равный вклад в разработку исследования, обработку его результатов и написание текста статьи.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Поступила в редакцию 20.05.2022 Одобрена после рецензирования 20.10.2022 Опубликована 29.10.2022

юй баллов по пунктам, входящим в соответствующую

About the authors:

Leonid Ya. Dorfman - Doctor of Psychology, Professor, Head of the Department of Humanitarian Disciplines.

Evgenij A. Kurochkin - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Military Pedagogy and Psychology.

Authors' contribution

All authors made an equal contribution to the development of the research, the processing of its results and the writing an article.

The authors declare no conflicts of interests.

Submitted May 20, 2022

Approved after reviewing October 20, 2022

Accepted October 29, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.