Научная статья на тему 'Интегративные процессы на уроке литературы в современной школе (integral processes at literature lessons in contemporary school)'

Интегративные процессы на уроке литературы в современной школе (integral processes at literature lessons in contemporary school) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
678
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИНТЕГРАЦИЯ / УРОК ЛИТЕРАТУРЫ / ОБЪЕДИНЕНИЕ / СИСТЕМА / СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ / ЦЕМЕНТАЦИЯ / СТЕРЖНЕЗАЦИЯ / ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ / ТВОРЧЕСТВО Р. ГАМЗАТОВА / ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / R. GAMZATOV'S WORKS / THE CONTEMPORARY EDUCATIONAL PROCESS / INTEGRATION / A LESSON IN LITERATURE / UNIFICATION / A SYSTEM / A TEACHING AID / CEMENTATION / PIVOTING / INTERWEAVING / MILITARY LITERATURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пинская Евгения Николаевна

В статье освещены проблемы интегративных связей на уроках литературы в современном образовательном пространстве, особо отмечаются типы интеграции как внешнего, так и внутреннего характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problems of integral connections at literature lessons in the contemporary educational space; the types of external and internal integration are especially noted.

Текст научной работы на тему «Интегративные процессы на уроке литературы в современной школе (integral processes at literature lessons in contemporary school)»

Педагогические н ну ки

ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ

ШКОЛЕ

Е. Н. Пинская

INTEGRAL PROCESSES AT LITERATURE LESSONS IN CONTEMPORARY SCHOOL

Pinskaya E. N.

The article deals with the problems of integral connections at literature lessons in the contemporary educational space; the types of external and internal integration are especially noted.

Key Words: the contemporary educational process, integration, a lesson in literature, unification, a system, a teaching aid, cementation, pivoting, interweaving, R. Gamzatov's works, military literature.

В статье освещены проблемы интегративных связей на уроках литературы в современном образовательном пространстве, особо отмечаются типы интеграции как внешнего, так и внутреннего характера.

Ключевые слова: современный образовательный процесс, интеграция, урок литературы, объединение, система, средство обучения, цементация, стержнезация, переплетение, творчество Р. Гамзатова, военная литература.

УДК 371.315: 820.0

Продуктивный путь преобразования и качества улучшения учебного процесса в современной школе, устранения противоречия между непрерывно увеличивающимся потоком знаний и спецификой его усвоения содержит в себе интегративный способ подачи информации. Такое педагогическое явление, как интеграция, способствует преодолению фрагментарного и мозаичного способа восприятия знаний учащимися, предоставляет возможность овладения комплексным знанием, установленным порядком нравственных ценностей человека, формирует у учащегося целостную универсальную картину мира, воспитывает у ребенка свой взгляд на окружающую среду. В современное время постоянно увеличивающийся объем информации накладывает отпечаток на резкий спад возможности ее восприятия, усвоения и воспроизведения. Поэтому в последние десятилетия в педагогике затрагивается вопрос о системности подачи структурированного знания, представляющего собой определенный, четко разработанный комплекс. Будущее образовательного процесса видится в межпредметной связи учебных дисциплин, в их синтезе, в разработке интегративных курсов в области гуманитарного знания, в его взаимопроникновении и взаимодополнении. Интеграция предполагает взаимную согласованность содержания образования по различным учебным предметам, построение и отбор материала, которые определяются как общими целями образования, так и оптималь-

ным учётом учебно-воспитательных задач, обусловленных спецификой каждого учебного предмета. Интеграция, ее идеи и методика все настойчивее проникает в школьную практику. Ее цель - объединение, слияние всех частей в единое целое, качественно новое. Следовательно, для приобретения и сохранения качественно значимой системы знаний и общечеловеческих ценностей, для так называемого вхождения в определенную культурную эпоху, для возможности диалога с ней, внедрения в картину мира, определения наличия человека в ней, его присутствия в разных символах, образах, моделях, схемах бытия нужно установить глубинную связь, которая должна быть основана на общих научных идеях, концепциях, правилах и присущих только ей формулах. Решению этой задачи в современном образовательном пространстве, на наш взгляд, способствует интеграция, позволяющая дать целостное представление о человеке, его культурной, исторической и общественной значимости. «Суть интеграции в обучении содержит в себе два значения: во-первых, это создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения); во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция -средство обучения)» (3, с. 16).

«Такое явление, как интеграция, появилось, прежде всего, на фоне своей противоположности - дифференциации наук и их отраслей, растущего объема знаний и требований к ним в каждой отрасли, ведущих к углублению специализации в науках и внутри науки, неизбежному при углублении сужению круга профессиональных интересов узких специалистов. Таким образом, интеграция между учебными предметами не отрицает предметной системы. Она является возможным путем ее совершенствования, преодоления недостатков и направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между предметами» (5, с. 24).

Современное образовательное пространство направлено на воспитание высоко образованной, интеллектуально развитой личности, имеющей целостное, углубленное

знание о картине мира, понимающей связь явлений и процессов, представляющих данную картину. Разобщенность школьного материала и способ подачи информации является главной и, пожалуй, основной причиной мозаичности и разбросанности мировоззрения выпускника школы, отсутствия взаимосвязанного знания в отрасли экономического, политического, культурного, информационного образования. Интеграция, на наш взгляд, принадлежит к числу дидактических принципов, позволяющих наиболее продуктивно разрешить данную проблему, устранить автономность образовательной системы.

«В рамках педагогической интеграции выделяют общенаучный и частнонаучный способы интеграции (иногда их называют метапредметной интеграцией). Первый связан с использованием в учебном процессе общенаучных форм и средств познания. К нему относятся следующие типы интеграции: понятийный (источником интеграции являются общие для нескольких предметов понятия); предметно-образный (формирование целостных представлений о предметах, явлениях, человеке, мире); проблемный (разные предметы связываются общими проблемами); методический тип (интеграция осуществляется посредством общих методов, приемов и подходов к процессу обучения); деятельностный (интеграция происходит при помощи общих видов, способов деятельности); методологический (объединение разных фактов, явлений, теорий, концепций единым образом и картиной мира)» (4, с. 114-115).

Частнонаучная интеграция представляет собой взаимосвязь близких между собой предметов, например, предметов гуманитарного цикла. В этом случае основой интеграции выступают общие структуры, элементы содержания этих предметов, идеи, понятия, проблемы, способы, методы и приемы познания мира и действительности. На практике встречаются такие случаи, что источником интеграции становятся комплексные науки. Так, например, на уроке литературы при изучении романа А. Т. Гу-бина «Молоко волчицы» учитель представ-

ляет не только литературоведческий комментарий, но и использует информацию из истории, культурологии, русского языка.

Изучая и учитывая исследования в области интеграции наук, можно выделить четыре вида усложняющейся интеграции школьных предметов: цементацию, переплетение, стержнезацию, комплексообразование.

«Цементация связана с возникновением между двумя или несколькими предметами или областями знания новой дисциплины промежуточного характера, которая как бы «цементирует» эти науки или области знания» (1, с. 38). Такова роль, например, современной культуры. Сюда в качестве примера можно отнести уроки по истории литературы, истории культуры, истории искусства.

«Переплетение - это новая ступень тесной взаимосвязи предметов, которая образует на месте их состыковки новые междисциплинарные связи, приводит во взаимодействие сразу несколько предметов или областей знания» (1, с. 39). Так, например, переплетаются между собой история литературы и литература, литература и язык, история и культура.

«Стержнезация основывается на способности одного учебного предмета или области знания более обобщенного характера выполнять роль своеобразного стержня, который является общим для нескольких наук или учебных предметов» (1, с. 40). Такова роль философии по отношению к предметам гуманитарного цикла, эстетики - применительно к предметам художественного цикла, например, литературе и философии.

«Высшую ступень интеграции школьных курсов представляет собой комплексо-образование, которое предполагает тесное переплетение нескольких предметов вплоть до их слияния» (1, с. 41). Примером такого явления в интеграции послужило возникновение обществознания, мировой художественной культуры.

Таким образом, мы можем четко предположить, что интеграция содержит в себе связь, соединение и опирается на теорию синестезии (1, с. 43).

На практике учитель, используя эту теорию, опирается на знания из всевозможных видов искусств для воссоздания углубленного и взаимодополняющего представления об исторической эпохе, культурном пространстве, художественном образе, мировоззренческой парадигме, пытаясь тем самым активизировать различные рецепторы учащихся. При таком подходе все психофизические механизмы человека дополняют друг друга. Например, используя музыкальные произведения на уроках литературы, учитель вызывает слуховые представления у учащегося. Использование на уроках живописи «подключает» к работе зрительные рецепторы. При передаче знаний из области архитектуры дается возможность приобщить ребенка к пространственному содержанию мыслительного процесса. Следовательно, создается целостная картина окружающего мира. При изучении литературного произведения интегрированное использование знаний из различных видов искусств позволяет наиболее полно передать авторский замысел и синтезировать полученные умения, включая во взаимодействие чувство и эмоциональный фон обучаемого.

Практическая значимость применения данного метода работы на уроке литературы заключается в формировании связи эмоциональной и мыслительной (когнитивной) деятельности. Таким образом, воздействуя на сознание ребенка, учитель должен выдвигать основополагающие идеи, которые позволят сформировать у учащегося целостную картину мира. Последовательность использования таких идей позволяет ребенку создать опорные синтезированные знания. Следовательно, научная и практическая значимость интегрированных уроков в современном образовательном процессе просто неоспорима.

В качестве примера и своеобразного доказательства в пользу включения интеграции в учебный материал приведем фрагменты урока литературы по теме «Творчество Расула Гамзатова. Стихотворение „Журавли"».

На примере разбора фрагментов данного урока мы сможем увидеть наличие раз-

личных видов интеграции, например, использование простейшего типа - последовательной интеграции, дает учителю возможность представить материал урока в виде своеобразных блоков, относящихся к разным видам искусств: литература и музыка. На практике такого вида урок значительно повышает содержательный уровень. Так, для того чтобы донести учащимся мысль о значимости стихотворения Р. Гамзатова «Журавли», следует сформулировать ряд последовательных действий, помогающих найти связь двух видов искусств. Например, первостепенно учащимся предлагается сравнить авторский текст и текст, положенный на музыку. Предложенное задание обращает учащихся, во-первых, к истории создания стихотворения (здесь наличествует связь биографических данных и непосредственно художественного творчества Р. Гамзатова; ученики узнают, какой факт из жизни поэта был основополагающим при написании этого стихотворения; дату его создания; кто выступает лирическим героем «Журавлей»); во-вторых, к символике образа в стихотворении (проводится анализ взаимосвязи журавли-солдаты-джигиты); в-третьих, к истории создания песни (здесь ученики узнают, что многие стихотворения Р. Гамзатова положены на музыку. И в данном случае учитель рассказывает о том, что многие из композиторов, переводчиков, певцов и артистов Дагестана, Кавказа, России и других республик сотрудничали с поэтом; указывает на то, что эти факты тоже являются своеобразным слиянием культурных традиций; у учащихся формируется целостная картина о мировоззрении поэта, им наглядно представляется возможность увидеть взаимосвязь литературного и музыкального творчества в художественной парадигме одного автора).

Следующий тип интеграционной связи - параллельная связь урока литературы и других видов искусства (сюда можно отнести также и учебные предметы) - по структуре является наиболее сложным в применении, потому что требует более высокого уровня синтеза. В данном типе разные виды искусства взаимопроникают, взаимодополняют друг друга, тем самым создавая цело-

стное представление о художественном произведении, явлении, времени, эпохе.

Пример такого урока можно разработать на материале творчества Расула Гамзатова. Его можно построить на сопоставлении оценок и рецепций учащихся стихотворения «Журавли» и его, так сказать, киноверсии «Белые журавли». В центре урока -параллельное обращение к стихотворению, сценам фильма и беседа по вопросам, которые требуют от учащихся выявления авторской позиции в стихотворении и в документальном кинофильме, а также раскрытия режиссерских приемов перевода языка стихотворения на язык кино. Каждый эпизод из кинокартины рассматривается как параллельный образ стихотворения. Вот пример нескольких из них: «Авторская оценка кинокартины «Белые Журавли», «Присутствие автора стихотворения в самом фильме», «Представление в фильме дагестанской и русской культур», «Памятник белым журавлям», «Актерское мастерство Р. Гамзатова».

В ходе сопоставления стихотворения и фильма проблемными выступают вопросы следующего содержания: как в стихотворении и фильме воссоздается образ журавлей? Каким образом относится сам поэт к изображаемой им действительности? На каких деталях фильма режиссер сосредоточил особое внимание? Что символизирует в фильме памятник белым журавлям?

Кроме того, параллельный тип интеграции дает возможность в данном случае привлечь к анализу на уроке по литературе и фильм «Летят журавли» режиссера М. К. Калатозова по мотивам пьесы В. Розова «Вечно живые». В данном случае, учителю следует провести четкую грань между драмой М. К. Калатозова «Летят журавли», стихотворением Р. Гамзатова «Журавли» и документальным фильмом «Белые журавли». На наш взгляд, при анализе этого материала, во-первых, учащиеся должны вникнуть в исторический контекст эпохи, во-вторых, уловить общее и различное в представленном материале и, в-третьих, осознать значимость культурного, исторического наследия. Таким образом, следует отметить, что использование параллельного типа инте-

грационной связи на уроке литературы дает возможность изучения литературного текста во взаимосвязи с его экранизацией.

Следующий тип связей на уроке литературы может быть использован довольно часто, так как он совмещает в себе черты и последовательной, и параллельной интеграции. Смешанный тип интеграционной связи характеризуется тем, что может включать в себя интегративную связь литературы, архитектуры, изобразительного искусства, музыки и т. д. Интегративная связь смешанного типа чаще всего используется на практике, так как она обладает более гибкой структурой и позволяет комплексно и системно привлекать материал из разных видов искусств, привлекая при этом некоторые концепции, идеи, понятия других учебных предметов, но сохранив самобытность литературы как учебного пространства. На наш взгляд, при изучении творчества Расула Гамзатова и его стихотворения «Журавли» такой тип связи может иметь продуктивное применение. При анализе текста стихотворения учащимися устанавливается, как мы уже говорили выше, связь текста стихотворения, его авторизованного перевода, положенного в текст песни и наличие памятника, созданного под впечатлениями от стихотворения и самого стихотворения, и его музыкального воспроизведения. Таким образом, учитель данный урок организовывает, используя как внешнюю интеграцию (литература - музыка - архитектура), так и внутреннюю (текст стихотворения «Журавли» на аварском языке Р. Гамзатова - авторизованный перевод Н. Гребнева стихотворения на русском языке, песня композитора Я. Френкеля, исполненная М. Бернесом на русском языке, - песня, исполненная М. Омаром на аварском языке, - песня, исполненная Б. Магомедовым на кумыкском языке, - памятник белым журавлям в Дагестане, Саратове, Санкт-Петербурге, Москве, Кисловодске, Крыме, Узбекистане, Голливуде (США), Копенгагене и др. городах и странах). Таким образом, на практике урок данного типа активизирует мыслительные процессы учащегося и дает возможность получить наиболее полную, целостную картину о художествен-

ном произведении, т. е. литературное произведение выступает основным компонентом урока. Благодаря анализу художественного текста учащийся получает дополнительные знания из истории, теории литературы, музыки, архитектуры, живописи.

Описанные три типа интеграционных связей на уроке литературы в последнее время активно используются учителями на практике. Литература выступает главным звеном таких уроков. Конкретное произведение дает возможность выстроить в сознании учеников историко-литературный, историко-культурный контекст. «На таком уроке при изучении конкретного произведения или темы привлекаются сведения из самых разнообразных предметов и искусств, которые дополняют, уточняют, развивают литературный материал, преломляют его в новых идеях, образах, понятиях, картинах. Структура урока напоминает собой «ромашку», в центре которой литературный текст, а ее «лепестки» - материал других предметов, объединенный на уровне содержания, способов и форм деятельности» (2, с. 96). Предложенные нами фрагменты анализа стихотворения Р. Гамзатова наглядно показывают области других предметов, которые используются на уроке литературы: история - материал о Великой Отечественной войне; картография - географическая карта страны, масштабность поражения, политические, экономические и культурные связи с другими государствами Европы и Азии; музыка -исторические памятники словесного наполнения; история литературы - связь и наличие произведений о Великой Отечественной войне, установление межкультурного контакта и самобытность символики образа; архитектура - география памятников белым журавлям; искусство - взаимосвязь литературы и кинематографии. Данный вид урока предполагает активизацию рецептивной и когнитивной деятельности учащихся, наличия целостного представления о картине одного литературного произведения, ассоциативной связи литературы с другими видами искусства.

Таким образом, данные типы интеграционных уроков выводят современный об-

разовательный процесс на более высокий уровень активизации мыслительной деятельности. Здесь включается правило синтеза получаемых знаний, мотивированность учебного материала, овладение знаниями в рамках определенной культурной парадигмы, развитие ассоциативной и рецептивной рефлексии на литературное произведение, присутствие самостоятельной интерпретации произведений искусств.

Идеи интеграции в совершенствовании, улучшении и повышении качества учебно-воспитательной функции современной школы чрезвычайно плодотворны. Си-нергетический подход интегративного обучения является продуктивным в рамках современного образовательного пространства, отражает современные тенденции развития

фундаментальных естественнонаучных и гуманитарных наук, выступает философской основой их сближения и взаимодействия. Объединение, взаимодействие, взаимопроникновение школьных учебных предметов, создание интегрированных программ, курсов, разнообразных типов уроков существенно улучшает образовательный процесс и приветствуется в педагогической теории и практике. «Этот процесс характерен для всех предметов, но в первую очередь для уроков литературы, искусства слова, которое может по-настоящему реализовать свой огромный эстетический и нравственно-философский потенциал воздействия на сознание реципиента только в содружестве с другими искусствами, другими смежными гуманитарными предметами» (2, с. 92).

ЛИТЕРАТУРА

1. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). — Минск: Технопринт, 2000. — С. 37-65.

2. Доманский В. А. Теоретические аспекты создания интегрированных программ учебных курсов и уроков // Содержательная и дидактическая интеграция в образовательном процессе: Сборник научно-методических работ. Вып. 2 / Под ред. В. А. Доманского. — Томск, 2004. — С. 87—100.

3. Ермаков Д. С. Элективные курсы: требования к разработке и оценке результатов обучения // Профильная школа. — 2004. — № 3. — С. 15—17.

4. Максимов Г. К. К дискуссии об интеграции школьных предметов // Педагогика. — 1996. — № 5. — С. 114—115.

5. Черникова Т. В. Методические рекомендации по разработке и оформлению программ элективных курсов // Профильная школа. — 2005. — № 5. — С. 23—27.

Об авторе

Пинская Евгения Николаевна, Ставропольский государственный университет, аспирант кафедры истории новейшей отечественной литературы, специалист по учебно-воспитательной работе Музея региональной литературы и литературного краеведения Ставропольского государственного университета. Сфера научных интересов: интеграция гуманитарных знаний на уроках литературы, совершенствование образовательного пространства. pinskaya8 3@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.