Научная статья на тему 'Интегративные показатели функционирования сердечно-сосудистой системы педагогов учебных заведений различного типа в условиях модернизации системы образования'

Интегративные показатели функционирования сердечно-сосудистой системы педагогов учебных заведений различного типа в условиях модернизации системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
97
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИ / АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ / СЕРДЕЧНЫЙ ИНДЕКС / ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ РИТМА СЕРДЦА / TEACHERS / ARTERIAL PRESSURE / HEART INDEX / VARIABILITY OF HEART RHYTHM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Говорухина Алёна Анатольевна

Выявлены высокие показатели артериального давления, сердечного индекса, свидетельствующие о напряжённом функционировании сердечно-сосудистой системы педагогов учебных заведений различного типа в условиях внедрения новых образовательных технологий. Анализ вариабельности сердечного ритма выявил преобладание симпатического отдела вегетативной нервной системы над парасимпатическим, что является отражением выраженного стрессорного воздействия на регуляторные системы организма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Говорухина Алёна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERGRATIVE INDICATORS OF FUNCTIONING OF CARDIOVASCULAR SYSTEM OF TEACHERS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF VARIOUS TYPES UNDER THE CONDITIONS OF EDUCATION SYSTEM MODERNIZATION

High indicators of arterial pressure, heart index, indicating the intense functioning of cardiovascular system of teachers of educational institutions of various types under the conditions of new educational technologies' introduction are revealed. The analysis of heart rhythm variability caused to revelation of predomination of the sympathetic part of autonomic division of nervous system over the parasympathetic one. It leads to reflection of frank stress stimulation on regulatory systems of the organism.

Текст научной работы на тему «Интегративные показатели функционирования сердечно-сосудистой системы педагогов учебных заведений различного типа в условиях модернизации системы образования»

ББК К 88.40+К 74р30 YAK 37.015.3+378.172

А.А. ГОВОРУХИНА

A.A. GOVORUKHINA

ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФУНШИОНИРОВАНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РАЗЛИЧНОГО ТИПА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАУИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

INTERGRATIVE INDICATORS OF FUNCTIONING

OF CARDIOVASCULAR SYSTEM OF TEACHERS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF VARIOUS TYPES UNDER THE CONDITIONS OF EDUCATION SYSTEM MODERNIZATION

Выявлены высокие показатели артериального давления, сердечного индекса, свидетельствующие о напряжённом функционировании сердечно-сосудистой системы педагогов учебных заведений различного типа в условиях внедрения новых образовательных технологий. Анализ вариабельности сердечного ритма выявил преобладание симпатического отдела вегетативной нервной системы над парасимпатическим, что является отражением выраженного стрессорного воздействия на регуляторные системы организма.

High indicators of arterial pressure, heart index, indicating the intense functioning of cardiovascular system of teachers of educational institutions of various types under the conditions of new educational technologies' introduction are revealed. The analysis of heart rhythm variability caused to revelation of predomination of the sympathetic part of autonomic division of nervous system over the parasympathetic one. It leads to reflection of frank stress stimulation on regulatory systems of the organism.

Ключевые слова: педагоги, артериальное давление, сердечный индекс, вариабельность ритма сердца.

Key words: teachers, arterial pressure, heart index, variability of heart rhythm.

Адаптация к социальным и природным факторам окружающей среды является важнейшей закономерностью жизни. Изучение процесса адаптации следует считать одной из самых актуальных медико-биологических задач современности. В течение всей жизни происходит развитие и совершенствование структур и механизмов деятельности функциональных систем, которые обеспечивают приспособление и устойчивость функционирования организма к различным факторам среды, в том числе к особенностям профессиональной деятельности. Общеизвестно, что труд преподавателей связан с большим числом профессиональных рисков, обусловленных воздействием ряда неблагоприятных для здоровья производственных факторов, в числе которых зрительное и нервно-эмоциональное напряжение, вынужденная рабочая поза, шум, работа в условиях дефицита времени, гиподинамия и многие другие. Наиболее важными из них являются условия образовательного учреждения и образ жизни, формирующие состояние хронического стресса и, тем самым, способствующие развитию у педагогов невротических состояний, функциональных отклонений и хронических заболеваний. В настоящее время в стране активно продвигается образовательная реформа, требующая от преподавателей хорошего состояния физического и психического здоровья, определяющего эффективную профессиональную деятельность, вне зависимости от типа образовательного учреждения. Разработка и организация профилактических мероприятий по созданию оптимальной рабочей среды для педагогов является ключевым направлением научных исследований, так как они по своей сути определяют уровень их жизнедеятельности и работоспособности.

Целью настоящего исследования было изучение уровня артериального давления, типа гемодинамики и вегетативной регуляции сердечного ритма педагогов различных образовательных учреждений в условиях модернизации образования.

Материал и методы исследования

Работа выполнена на базе научно-исследовательской лаборатории «Здоровый образ жизни и охрана здоровья» Сургутского государственного педагогического университета в 2010-2011 гг. В исследовании приняли участие педагоги различных образовательных учреждений: лицея, медицинского училища (МУ), педагогического университета (СурГПУ), центра дополнительного образования (ЦДО). Все участники эксперимента не имели жалоб на состояние здоровья и в течение последнего месяца не обращались за медицинской помощью. В исследовании принимали участие только женщины, поскольку мужская часть педагогических коллективов была крайне малочисленна и не могла быть использована для определения гендерных различий.

На первом этапе исследования проводили анкетирование и определяли основные соматометрические показатели, артериальное давление (АД) по общепринятым методикам [9]. Запись и анализ кардиоритмограммы выполняли с помощью аппаратно-программного комплекса «Поли-Спект-8» компании Нейрософт г. Иваново. Для оценки вегетативной (автономной) нервной регуляции сердечного ритма использовали показатели временного (статистического) и частотного (спектрального) анализа [11; 12]. Анализ вариабельности сердечного ритма осуществляли в соответствии с рекомендациями стандарта «Вариабельность ритма сердца. Стандарт измерения, физиологической интерпретации и клинического исследования», принятого в 1996 году Европейским кардиологическим обществом и Североамериканским обществом электростимуляции и электрофизиологии [16]. Для статистического анализа вариабельности сердечного ритма использовали измерения RRNN - средней длительности R-R интервалов, SDNN - стандартного отклонения величин нормальных RR-интервалов, RMSSD - средней разности RR-интервалов последовательных ударов сердца, pNN50 -процент пар последовательных RR-интервалов, отличающихся более чем на 50 мс.

Спектральный анализ ВРС подразумевает анализ трёх компонент: высокочастотной области (HF - high frequency, 0,15-0,4 Гц), которая характеризует активность парасимпатического отдела вегетативной нервной системы (дыхательная аритмия), низкочастотной (LF - low frequency, 0,04-0,15 Гц), отражающей модуляцию сердечного ритма в основном симпатическим отделом нервной системы, и очень низкочастотной области (VLF - very low frequency, 0,003-0,04 Гц). Оценивали также отношение низкочастотной составляющей к высокочастотной составляющей спектра (LF/HF), отражающее состояние симпатико-вагусного баланса. Также определяли показатель TP, мс2, который представляет собой полную мощность спектра колебаний кардиорит-ма в диапазоне 0,003 до 0,4 Гц. Она отражает суммарную активность вегетативного воздействия на кардиоритм: активация вагуса приводит к увеличению значения TP, повышение активности симпатической нервной системы - к обратному эффекту.

Для анализа каридиоритмограмм использовали показатели, рекомендованные Р.М. Баевским [2]: Среднее арифметическое значение продолжительности интервала R-R (М, с) эквивалентно средней ЧСС обладает наименьшей изменчивостью среди всех медико-статистических показателей, и его отклонение от индивидуальной нормы свидетельствует об увеличении нагрузки на систему кровообращения; средне-квадратическое отклонение продолжительности интервала R-R (СК, с2) - это один из основных показателей ВРС, характеризующий состояние механизмов регуляции. Он указывает на суммарный эффект влияния на синусовый узел симпатического и парасимпатического отделов ВНС, моду (Мо) - наиболее часто встречающееся значение RR-интервалов, амплитуду моды (АМо) - величину, которая соответствует значению максимума плотности распределения в точке максимума Мо. Амплитуда моды представляет собой отношение количества RR-интервалов со значениями, равными Мо, к общему количеству RR-интервалов в процентах. Медиана (Ме, с) - среднее значение продолжительности интервала R-R; вариационный размах (ВР, с) - разница между максимальным и минимальным значением R-R. Индекс вегетативного равновесия (ИВР) указывает на соотношение между активностью симпатического и парасимпа-

тического отдела вегетативной нервной системы, показатель адекватности процессов регуляции (ПАПР) отражает соответствие между активностью симпатического отдела вегетативной нервной системы и ведущим уровнем функционирования синоатри-ального узла. Также определяли вегетативный показатель ритма (ВПР), который позволяет судить о парасимпатических сдвигах вегетативного баланса. Чем выше ВПР, тем больше баланс смещён в парасимпатическую сторону. Для оценки состояния механизмов вегетативной регуляции сердечного ритма применяют индекс напряжения (ИН), который характеризует активность механизмов симпатической регуляции и степень централизации управления сердечным ритмом.

Статистический анализ полученных результатов проводили с использованием пакета программ 8.0». Для оценки значимости различий между группами

использовали ^критерий.

Результаты исследования и обсуждение

Нормальное состояние организма определяется оптимальным соотношением морфологических характеристик, гемодинамических параметров и особенностей вегетативной регуляции. Основные соматометрические показатели преподавателей, работающих в образовательных учреждениях различного типа, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Соматометрические показатели преподавателей (М±m

Образовательное учреждение

Показатель СурГПУ МУ Лицей ЦДО

(П=25) (П=21) (П=43) (П=20)

Средний возраст, лет 45,1±3,3 45,9±1,9 45,3±1,5 44,3±3,0

Педагогический стаж, лет 20,2±4,1 21,8±1,8 23,5±1,5 21,3±3,1

Дина тела, см 162,7±1,4 162,0±0,8 162,8±0,9 162,1±1,1

Масса тела, кг 70,6±4,3 70,4±3,9 72,9±2,3 83,2±3,8 * л

ИМТ, кг/м2 26,6±1,8 26,7±1, 4 27,6±0,8 31,7±1,50

Содержание жира, % 31,9±2,1 31,9±1,7 29,7±1,2 37,1±2,30

Примечание: здесь и в последующих таблицах различия достоверны (р>0,05): + - между ЦДО и лицеем, * - между ЦДО и МУ, Л - между СурГПУ и ЦДО, ф - между СурГПУ и МУ, ^ - между СурГПУ и лицеем, * - между МУ и лицеем.

Установлено, что у всех педагогов средний показатель ИМТ превышал нормативные значения (25кг/м2), при этом у педагогов ЦДО средняя величина ИМТ составила 31,7±1,5, что соответствует ожирению. Увеличение ИМТ и содержание жира в организме может быть связано с возрастным дефицитом женских половых гормонов, а именно преподаватели-женщины старше 40 лет преобладали во всех обследованных нами педагогических коллективах.

В целом полученные результаты свидетельствуют о значительной распространённости нарушений массы тела среди работников сферы образования. Увеличению числа лиц с избыточной массой тела и ожирением способствуют особенности жизни современного человека: повышенная нервно-эмоциональная нагрузка, сочетающаяся с низкой физической активностью и выраженным нарушением питания. Среди этиологических факторов развития ожирения значительную роль играют острый и хронический стресс, при этом психологические последствия стресса способствуют возникновению нарушений пищевого поведения. Перечисленные выше особенности в значительной степени характеризуют большинство современных преподавателей, как представителей одной из наиболее эмоционально-напряжённых профессий. Вместе с тем, при анкетировании было выяснено, что большинство педагогов не знакомы с уровнями показателей холестерина, глюкозы крови, индекса массы тела, критериями абдоминального ожирения и количественными критериями недостаточной физической активности, которые рассматриваются в настоящее время как факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний.

Сердечно-сосудистая система с её многоуровневой регуляцией представляет собой ту функциональную систему, которая обеспечивает заданный уровень функционирования целостного организма и является индикатором его любой адаптационно-приспособительной деятельности [2]. Известно, что система кровообращения достаточно чётко реагирует на малейшие изменения потребности отдельных органов и систем и обеспечивает согласование кровотока в них с гемодинамическими параметрами на организменном уровне. Это особенно важно учитывать, поскольку патология органов сердечно-сосудистой системы в настоящее время занимает ведущее место среди отклонений в состоянии здоровья и заболеваний [7]. Анализ гемодинамических показателей участников исследования показал, что наибольшие средние показатели САД и ДАД зарегистрированы у педагогов ЦДО (табл. 2), что свидетельствует о широкой распространённости артериальной гипертензии в этой группе.

Таблица 2

Гемодинамические показатели преподавателей (М±m)

Показатель Образовательное учреждение

СурГПУ (П=25) МУ (П=21) Лицей (П=43) ЦДО (П=20)

САД, мм рт.ст. 126,3±6,0 123,5±2,1 119,5±1,8 133,9±6,00

ДАД, мм рт.ст. 86,5± 4,0 80,8±2,1 83,7±1,6 92,4±3,3*

ЧСС, уд/мин 77,4±2,7 76,2±2,4 74,7±1,7 73,5±2,7

ПД, мм рт.ст. 39,8±3,4 42,7±1,4 35,9±1,5* 41,5±2,9

СДД, мм рт.ст. 103,5±4,7 99,0±2,0 98,9±1,5 110,1 ±4,3 О *

МОК, л/м 13,1±0,6 12,9±0,5 12,1±0,2 5 10,9±0,2 •<). * л

СО, мл 169,8±5,9 170,2± 4,0 161,6±2,8 146,9±3,9* л

ИК, мл/кг 191,7±13,2 191,2±10,5 171,3±6,8 135,5±9,4<>* л

УИ, мл/м2 96,8±4,2 99,3± 3,0 89,6±2,2 76,8±5,30 * л

СИ, мин*м2 7,5±0,5 7,5±0,3 6,7±0,2 5,7±0,5*

ОПСС, дин^с/см-5 867,9±66,1 629,5±24,2® 674,8±19,0<> 898,2±57,1<> *

В последнее время возрос интерес к изучению показателей центральной гемодинамики в связи с наличием ишемической болезни сердца, инфаркта миокарда, артериальной гипертензии, возраста [5; 8]. Самые высокие значения ПД установлены у преподавателей медицинского училища, а СДД - у педагогов, работающих в ЦДО. Среднее динамическое и пульсовое давление увеличиваются с возрастом, в основном из-за растяжения артериальной стенки. Величина МОК у педагогов, принимавших участие в исследовании, превышала нормативные значения (5-5,5 л/мин) в два и более раз, аналогичная тенденция была установлена и для СИ (норма от 2 до 4 л/(мин*м2), ИК и УИ (норма 40-50 мл/м2).

Таким образом, определение основных гемодинамических показателей педагогов различных образовательных учреждений позволило установить, что большинство из них (САД, ДАД, МОК, СО, ИК, УИ и др.) значительно превышали нормативные величины, что свидетельствует о напряжённом функционировании сердечно-сосудистой системы, обусловленном, в том числе и нарушением баланса нейровегетативных регулирующих влияний.

Для адекватной оценки параметров сердечной деятельности и управления этими процессами необходимо иметь точную информацию о текущем состоянии автономной нервной системы [1]. Показатели временного анализа ВРС педагогов представлены в таблице 3.

Таблица 3

Показатели временного анализа вариабельности сердечного ритма педагогов (М±m)

Образовательное учреждение

Показатель СурГПУ МУ Лицей ЦДО

(П=25) (П=21) (П=43) (П=20)

К-К тш 642,6±44,01 474,4±60,9# 722,2±23,1* 666,4±23,9*

В.-И. тах 1066,1±122,6 972,5±22,8 1230,9±210,8<> 999,4±33,1л

ККШ, мс 886,9±38,02 829,9±16,9 892,3±16,9 865,5±21,8

SDNN, мс 61,2±8,0 45,9±3,5 44,6±3,7<> 40,1±2,4Л

RMSSD, мс 37,8±4,0 35,6±4,4 39,6±4,6 31,9±2,2

pNN50, % 21,6±5,1 9,1±1,8 • 14,4±2,8 9,3±2,01л

ОУ,% 9,3±2,5 5,4±0,4 4,9±0,4<> 4,6±0,2

Установлено, что у педагогов медицинского училища большинство показателей временного анализа были ниже, чем у педагогов других образовательных учреждений. Многие авторы отмечают, что снижение ВРС тесно связано с возникновением опасных осложнений, а также с тяжестью течения многих заболеваний [13; 14], а также может предшествовать гемодинамическим, метаболическим, энергетическим нарушениям и является наиболее ранним прогностическим признаком неблагополучия [2].

Спектральные характеристики обследованных педагогов представлены в таблице 4. Установлено, что показатели общей спектральной мощности были наибольшими у педагогов СурГПУ, а наименьшими - их коллег из ЦДО. Уменьшение показателя связано с активацией симпатического звена регуляции.

Таблица 4

Показатели спектрального анализа сердечного ритма педагогов

Образовательное учреждение

Показатель СурГПУ МУ Лицей ЦДО

(П=25) (П=21) (П=43) (П=20)

ТР, мс 2907,3±457,0 2231,3±279,9 2422,7±370,4 1939,3±177,7

VLF, мс2 3417,4±1760,6 1091,9±202,1 1022,3±158,2 884,8±84,8

LF, мс2 2069,6±1175,2 544,4±77,7 668,1±102,4 604,1±81,6

HF, мс2 5190,5±3855,9 487,7±64,8 767,9±173,6 444,3±56,4

LFnorm, п.и. 206,7±111,7 51,2±3,3 51,7±2,6 60,4±2,8 О *

HFnorm, п.и. 49,1 ±4,1 61,3±13,2 48,3±2,6 39,5±2,8 О

LF/HF 1,32±0,3 1,39±0,1 1,4±0,2 2,01±0,3

Структура спектра

VLF, % 43,0±5,2 50,5±3,7 43,7±2,5 46,2±2,3

LF, % 25,1±2,3 25,7±2,2 27,6±1,6 31,7±2,4

HF, % 27,7±3,8 23,5±3,3 28,7±2,4 21,4±1,7

Обычно в норме доля вазомоторных волн он составляет 35-40%, в нашем исследовании этот показатель составил от 25,1±2,3% (СурГПУ) до 31,7±2,4% (ЦДО). По величине ОТ можно судить об активности парасимпатического звена вегетативной нервной системы, существует связь между повышением данного параметра и возникновением наджелудочковой аритмии. Величина ОТ изменялась от 21,4±1,7% (ЦДО) до 28,7±2,4% (лицей). Увеличение VLF свидетельствует об активации высших вегетативных центров и влиянии на сердечно-сосудистый подкорковый центр, отражая состояние нейрогуморального и метаболического уровня регуляции. Нами установлены высокие значения VLF,% у всех педагогов, принимавших участие в исследовании.

Мощность и относительный вклад VLF увеличиваются в условиях острого и хронического эмоционального стресса, амплитуда VLF тесно связана с психо-эмоциональным напряжением и функциональным состоянием коры головного мозга.

Соотношение LF/HF отражает вагусно-симпатический баланс. Минимальной величина LF/HF была у преподавателей университета (1,32±0,3), максимальной -у педагогов ЦДО (2,01 ±0,3). Изменения вегетативного баланса в виде активации симпатического звена можно рассматривать как неспецифический компонент адаптационной реакции в ответ на различные стрессовые воздействия.

Результаты кардиоинтервалографии педагогов различных образовательных учреждений, принимавших участие в исследовании, представлены в таблице 5.

Таблица 5

Показатели вариационной пульсометрии педагогов (М±m)

Образовательное учреждение

Показатель СурГПУ МУ Лицей ЦДО

(П=25) (П=21) (П=43) (П=20)

М, с 0,819±0,016 0,824±0,017 0,890±0,016 0,864±0,022

СК, с2 0,071±0,019 0,042±0,002 0,045±0,004 0,041±0,002

Мо, с 0,802±0,015 0,827±0,017 0,901±0,018 ^ *. 0,865±0,023л

АМо, % 42,8±3,3 51,8±3,5 47,4±2,4 52,6±1,9

Ме, с 0,812±0,017 0,809±0,019 0,883±0,017<> 0,858±0,022

ВР, с 0,506±0,141 0,343±0,041 0,312±0,032 0,298±0,019

ИВР, у.е. 176,5±30,9 231,4±43,5 229,5±24,8 242,2±25,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПАПР, у.е. 55,8±4,8 64,1±4,8 55,4±3,5 63,1±3,6

ВПР, у.е. 7,82±0,68 5,74±0,69 • 5,12±0,43<> 5,97±0,56л

ИН, у.е. 152,3±42,0 167,4±27,3 135,7±15,8 158,5±19,4

Значения моды были максимальными у педагогов лицея (0,901 ±0,018 с), а минимальными - у преподавателей СурГПУ (0,802±0,015 с). Установлено, что этот показатель является отражением активности функционирования гуморального канала регуляции [2; 6], при симпатикотонии Мо меньше, при ваготонии - больше. Амплитуда моды отражает стабилизующий эффект централизации управления ритмом сердца, который в основном обусловлен влиянием симпатического отдела вегетативной нервной системы.

Вариационный размах (ВР, с) - разница между максимальным и минимальным значением R-R. ВР отражает степень вариабельности, или размах колебаний значений кардиоинтервалов. Поскольку основной разброс привносит дыхательная аритмия, связанная с влиянием блуждающего нерва, ВР рассматривается как парасимпатический показатель. Чем больше значение вариационного размаха, тем большее влияние на вариабельность ритма сердца оказывает парасимпатический отдел ВНС [3].

Известно, что в спокойном состоянии сердечный ритм регулируется преимущественно собственным водителем ритма и теми местными влияниями, которые поступают от симпатических и парасимпатических ганглиев, а также уровнем некоторых гормонов в крови. При этом ИН обычно меньше 100 у.е. (в норме он колеблется в пределах 80-150 условных единиц). Если же человек пребывает в состоянии, требующем повышенной готовности, быстроты реакции, при стрессе и некоторых других патологических состояниях к регуляции сердечного ритма подключаются более высокоорганизованные структуры мозга - ствол и кора больших полушарий. Сердечный ритм становится более жёстким и ИН увеличивается. Средние значения ИН у обследованных нами педагогов были достаточно высокими: от 135,7±15,8 у.е. (лицей) до 167,4±27,3 у.е. (медицинское училище), что свидетельствует о значительном преобладании вклада симпатической нервной системы в регуляцию сердечного ритма. При этом важно отметить, что увеличение индекса напряжения многие исследователи [4] связывают с наличием или риском развития сердечной патологии, высоким уровнем стрессорных воздействий, повышенного внимания, готовности, а также ИН увеличивается у лиц

с повышенной тревожностью, даже если причина не осознаётся. Ряд авторов установили зависимость возникновения и течения сердечно-сосудистых заболеваний от выраженности депрессии и тревоги и показали, что расстройства в психоэмоциональной сфере увеличивают риск развития ишемической болезни сердца, летальность больных с инфарктом миокарда, особенно при сопутствующих нарушениях ритма.

Таким образом, выявлено, что вне зависимости от типа образовательного учреждения, для преподавателей в условиях перестройки системы образования характерны нарушения массы тела, высокие значения артериального давления, минутного объёма крови, систолического объёма, индекса кровообращения, ударного индекса и значительное преобладание симпатического вклада в регуляцию сердечного ритма. Это свидетельствует о напряжении регуляторных механизмов системной гемодинамики и сердечного ритма педагогов и требует внедрения профилактических мер по снижению риска развития сердечно-сосудистой патологии.

Литература

1. Особенности вариабельности ритма сердца у больных артериальной гипертонией со структурными признаками гипертензивной энцефалопатии [Текст] / Н.Л. Афанасьева [и др.] // Сибирский медицинский журнал. - 2009. - № 4. - Вып. 2. - С. 31-35.

2. Баевский, Р.М. Вариабельность сердечного ритма : теоретические аспекты и возможности клинического применения [Текст] / Р.М. Баевский, Г.Г. Иванов // Ультразвуковая и функциональная диагностика. - 2001. - № 3. - С. 108-127.

3. Вейн, А.М. Вегетативные расстройства : клиника, диагностика, лечение [Текст] / А.М. Вейн. - М. : МИА, 2003. - 752 с.

4. Скрининг сердечно-сосудистой патологии и ассоциированных факторов риска у жителей г. Ростова-на-Дону [Текст] / С.Е. Глотова [и др.] // Российский кардиологический журнал. - 2006. - № 3 (59). - С. 89-94.

5. Пульсовое давление как фактор риска поражения органов-мишеней у больных артериальной гипертонией [Текст] / А.А. Дзизинский [и др.] // Сибирский медицинский журнал. - 2009. - № 7. - С. 27-30.

6. Капилевич, Л.В. Методы функционально-диагностических исследований [Текст] / Л.В. Капилевич. - Томск, 2005. - С. 36-45.

7. Колопкова, Т.А. Психофизиологические, гемодинамические и адаптационные критерии возможности развития артериальной гипертонии у клинически здоровых лиц молодого возраста [Текст] : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Т.А. Колопкова. - Волгоград, 2010. - 22 с.

8. Маколкин, В.И. Может ли частота сердечных сокращений рассматриваться в качестве фактора риска сердечно-сосудистых заболеваний? [Текст] / В.И. Маколкин, Ф.Н. Зябрев // Вестник Ивановской медицинской академии. - 2007. - Т. 12. - № 1-2. -С. 62-65.

9. Оганов, Р.Г. Эпидемию сердечно-сосудистых заболеваний можно освободить усилением профилактики [Текст] / Р.Г. Оганов, Г.Я. Масленникова // Профилактическая медицина. - 2009. - № 6. - С. 3-7.

10. Яхонтов, С.В. Двухконтурная разгрузка сердца [Текст] : монография / С.В. Яхонтов, Г.М. Кошкарева. - Томск, 2005. - 104 с.

11. Kupper, N. Heritability Heart Rate Variability [ТехЦ / N. Kupper // Circulation. - 2004. -Vol. 110. - P. 2792-2796.

12. Rawenwaij, C. Heart rate variability [ТехЦ / C. Rawenwaij, L. Kollee, J. Hopman et all // Annals of intern. Med. - 1993. - Vol. 118. - № 14. - P. 437-447.

13. Reed, M.J. Heart rate variability measurements and the prediction of ventricular arrhythmias [ТехЦ / M.J. Reed, C.E. Robertson, P.S. Addison // QJM. - 2005. - Vol. 98. -P. 87-95.

14. Routledge, H.C. Heart rate variability - a therapeutic target? [ТехЦ / H.C. Routledge, S. Chowdhary, J.N. Townend // J Clin Pharm Ther. - 2002. - Vol. 27. - P. 85-92.

15. Sandercock, G.R. The reliability of short-term measurements of heart rate variability [ТехЦ / G.R. Sandercock, P.D. Bromley, D.A. Brodie. - Int. J. Cardiol. - 2005. - 103:238-247.

16. Sinnreich, R. Five minute recordings of heart rate variability for population studies : repeatability and age-sex characteristics [ТехЦ / R. Sinnreich, J.D. Kark, Y. Friedlander. -Heart. - 1998. - 80:156-162.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.