Научная статья на тему 'Интегративное взаимодействие науки и образования в инновационном процессе'

Интегративное взаимодействие науки и образования в инновационном процессе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
261
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / НАУКА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пушкарева Е. А., Латуха О. А.

Системный подход является наиболее универсальным и адекватным методом анализа и исследования любых сложных систем, к которым бесспорно относится медицина в целом и человеческий организм в частности. Сущность системного подхода состоит в том, что все объекты, с которыми приходится иметь дело, рассматриваются, анализируются, классифицируются как системы со всеми присущими им свойствами и особенностями. Такой подход создает большие преимущества и открывает совершенно новые перспективы, т.к. "позволяет свести к минимуму объем априорно задаваемых показателей, в более полной мере учитывать прямые и обратные связи между многочисленными экономическими переменными" [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегративное взаимодействие науки и образования в инновационном процессе»

№ 4 - 2007 г. 09.00.00 философские науки

УДК 001:37.01

ИНТЕГРАТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В ИННОВАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ

Е.А. Пушкарева, О.А. Латуха

ГОУ ВПО Новосибирский медицинский государственный университет Росздрава

(г. Новосибирск)

Системный подход является наиболее универсальным и адекватным методом анализа и исследования любых сложных систем, к которым бесспорно относится медицина в целом и человеческий организм в частности. Сущность системного подхода состоит в том, что все объекты, с которыми приходится иметь дело, рассматриваются, анализируются, классифицируются как системы со всеми присущими им свойствами и особенностями. Такой подход создает большие преимущества и открывает совершенно новые перспективы, т.к. "позволяет свести к минимуму объем априорно задаваемых показателей, в более полной мере учитывать прямые и обратные связи между многочисленными экономическими переменными" [4].

Ключевые слова: образование, интеграция, наука

Проблема интеграции систем в целом, науки и образования в частности является предметом изучения различных наук и в первую очередь философии, конкретизируемой нами в рамках философии образования. Однако прежде чем приступить к ее комплексному исследованию, необходимо уточнить известные и определить новые понятия данной темы, выявить функции науки и образования в интеграционном процессе. Интеграция в науке как понятие теории систем означает, во-первых, состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию... [1]. Об интегративном взаимодействии науки и образования целесообразно говорить в рамках системного подхода. Системный (научный) подход - это особая внутренне единая образовательная позиция, имеющая глубокие корни в системном характере мышления и человеческой практике. Он является одним из действующих компонентов процесса образования. Системные представления отвечают потребностям современного качественного анализа: они раскрывают закономерности интеграции, участвуют в построении многоуровневой и многомерной картины действительности, тем самым, играя существенную роль в синтезе и комплексировании научных знаний. Философия же, как наука нацелена на то, чтобы в огромном море разнообразных знаний о природе, обществе, человеке и его мышлении отыскать наиболее общие, устойчивые истины о процессах, связях и закономерностях объективной реальности. Ее главная цель - познание основ мироздания, рассказывает о мире на языке широких обобщений. Еще раз подчеркнем, что обобщенность направлений в науке, технике, управлении и др. позволяет говорить о системном подходе как о

некоторой особой и внутренне единой образовательной позиции, имеющей глубокие корни в системном характере мышления и человеческой практике.

Рассмотрим, как решается вопрос о функциях и роли науки и образования в интегративном процессе. Наука - форма общественного сознания, важнейшей функцией которой является постижение и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Определимся, какую роль выполняет наука в интересующем нас интегративном процессе. В ходе исторического развития наука превращается в непосредственную производственную силу общества и важнейший социальный институт. Наука органически связана с практическим способом освоения мира и как производство знания представляет собой специфическую, форму деятельности. Наука выступает как сила, постоянно революционизирующая другие виды деятельности. Современная наука все глубже связывается со всеми без исключения социальными институтами, пронизывая собою не только промышленное и сельскохозяйственное производство, но и политику, культуру, административную и военную сферу. Как социальный институт наука становится важнейшим фактором социально-экономического потенциала, требует больших затрат, в силу чего политика в области науки превращается в одну из ведущих сфер социального управления [2]. В прошлые века, вплоть до ХХ века наука играла важнейшую роль по отношению к производству, однако в текущем столетии наука начинает опережать развитие техники и производства и становится ведущим элементом системы "наука-техника-производство". Современная наука составляет важнейший компонент научно-технической революции, ее движущую силу. Свою роль оказывать активное воздействие на функционирование и развитие общества наука выполняет через систему образования, социетальные функции которой определяются общечеловеческими потребностями в социальном воспроизводстве и передаче накопленных людьми знаний и навыков от поколения к поколению, тенденций перехода новых поколений к более высокому уровню образованности и культуры, хотя история знает и попятные движения примером которого может служит наше время в "реформируемой" России. На различных этапах развития общества труд и его социальная организация принимали конкретноисторический характер, обусловливая тем самым взаимосвязанные производственнотехнические и социальные требования к образованию. Профессионально дифференцированный, специализированный труд в современном производстве требует от человека не только солидной общеобразовательной подготовки, политических знаний, компьютерной грамотности, но и конкретных профессиональных знаний и навыков. Современное производство требует инициативного, мыслящего работника, дисциплинированного, образованного, обладающего принципиально новой технологической культурой.

Существует пропасть между школьным и вузовским образованием. И она будет необратимо увеличиваться (что, собственно говоря, и происходит), создавая кризисную ситуацию в образовании в целом, если учитель не будет способен показать ученику связность материального мира, подняться на шажок к всеобщему, приобщить (хоть в малой степени, но приобщить) к вузовскому стилю мышления.

Наука и философия являются главными ценностными ориентирами процесса образования-воспитания. Они обеспечивают его содержательность, интегративность, всеобщность [3]. Современный педагог просто обязан стать немного "философом": он должен выстраивать преподаваемый предмет в единстве с другими дисциплинами, видя актуальное и темпоральное единство социоприродного мира. Наука - высокоорганизованная и высокоспециализированная деятельность по производству объективных знаний о мире, включающем и самого человека. Создание нового научного знания и умения - это процесс

фундаментального исследования, причем безотносительно к тому - прикладного или абстрактного.

Первичным в понимании природы науки является ее воздействие на самого человека, на систему его интересов, потребностей и возможностей к действию в организации своего бытия и его совершенствования. Наука не есть нечто внешнее по отношению к сущности человека, она, скорее, связана с самой его сутью. Последняя выражается, прежде всего, в потребностях человека. Именно потребности, так или иначе упорядоченные системы определяют то, что можно назвать феноменом человека. Потребности человека весьма разнообразны, иерархически организованы и исторически многие из них обновляются. В настоящее время принято выделять три вида базисных потребностей: витальные (биологические), социальные (принадлежность к определенной группе) и познание. Последнюю группу исходных потребностей составляют идеальные потребности познания окружающего мира и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования на земле как путем присвоения уже имеющихся культурных ценностей, так и за счет открытия совершенно нового, неизвестного предшествующим поколениям. Познавая действительность, человек стремится уяснить правила и закономерности, которым подчинен окружающий мир. Его загадочность так трудно переносится человеком, что он готов навязать миру мифическое, фантастическое объяснение, лишь бы избавиться от бремени непонимания, даже если это непонимание непосредственно не грозит ему ни голодом, ни опасностью для жизни [3].

Удовлетворяя и развивая потребности познания, человек делает возможным свое комплексное, целостное развитие. Наука создает идеальный мир, систему идеальных представлений о мире, предваряя этим практические действия. Тем самым наука характеризуется рядом взаимодополняющих функций в жизнедеятельности и личности, и общества.

В развитии науки воплощена, прежде всего, эволюция мышления человека, его интеллекта. Именно наука радикальным образом содействует становлению и обогащению абстрактно-логического мышления, делая его все более утонченным и изощренным. Наука есть постижение мира, в котором мы живем. Соответственно поэтому, науку принято определять как высокоорганизованную и высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о мире, включающем и самого человека. Вместе с тем производство знаний в обществе не самодостаточно, оно необходимо для поддержания и развития жизнедеятельности человека [4].

Влияние науки на образовательную деятельность очень велико. Прежде всего, это обновление содержания образования. А на конечном этапе - адаптация образования к нуждам экономики через рынок труда. Необходимо также предусмотреть влияние науки на профессорско-преподавательский состав и функционирование такого состава, как научные сотрудники в части научных стажировок, а также задачу воспроизводства кадров для промышленности, науки и образования.

Влияние науки на образовательную деятельность:

1. Обновление содержания образования; адаптация образования к нуждам экономики через рынок труда.

2. Профессорско-преподавательский состав как научные сотрудники; научные стажировки ППС в ведущих научных центрах.

3. Воспроизводство кадров в промышленности, науки и образования [5].

Образование - это средство, создающее условия для профессиональной деятельности с помощью общетеоретической и профессиональной подготовки. Свои возможности оно получает от науки. О возможностях, предоставляемых образованию наукой, говорит в В. А. Дмитриенко: "Решающее воздействие науки на образовательную систему особенно отчетливо обнаруживается, во-первых, в том, что накопленное наукой знание как со стороны своих качественных, так и количественных характеристик обуславливает общие возможности его аккумуляции в образовательном процессе; во-вторых, способ освоения добытого наукой знания и мера эффективности его использования в сфере образования в решающей степени зависят от методологического арсенала, выработанного наукой к этому времени, применительно к условиям решения данной задачи.... Существенной составляющей образовательного процесса является его организационное обеспечение, которое в современных условиях также все более базируется на научных основаниях. И, наконец, рациональное использование конечного продукта образовательного процесса -молодого специалиста - во все большей степени определяется характером научного анализа актуальных и перспективных общественных потребностей общества в тех или иных специалистах, прежде всего, для экономики, социальной сферы и культуры" [6]. Иными словами, наука создает актуальные возможности для образования.

Рассмотрим далее, как решается вопрос о функциях и роли образования в интеграционном процессе. Как известно, система образования обладает важнейшей функцией - обеспечить воспроизводство общества с помощью трансляции опыта и знаний, ценностей и норм культуры от поколения к поколению. Образовательный процесс - это процесс передачи и получения знания и умения. Процесс рождения и передачи знания должен сопровождаться соответствующей атмосферой интеллектуального, личного общения и не только в цепочке ученик - учитель, но и во взаимодействии учитель - учитель, ученик -ученик, учитель - ученик в режиме <поиска>. Молодые люди, приступая к работе, должны иметь полную информацию обо всех, в том числе новейших достижениях в своей области и обладать достаточно глубокими знаниями в соответствующих фундаментальных науках, умея все это применить к делу. Такая постановка вопроса о функциях и роли образования в науке традиционна для академической общественности. Задача формулируется предельно ясно: научить молодых людей применять весь арсенал современных научных методов для достижения требуемых результатов в конкретной области, легко адаптируясь при этом к меняющимся условиям.

Новые социальные реалии предъявляют новые требования к воспитанию специалиста. Знать - не достаточно. Нужны новые качества личности для успеха (успеха и личности, и социума). Как правило, творческое отношение к делу и самоотдача в деле воспитывают у молодого человека здоровое честолюбие, "здоровый командный дух". Данные качества не могут быть по заказу или приказу вложены в молодого человека. Они должны быть развиты в процессе обучения. Должно быть развито то доброе, что в зародышевой форме существует в каждом человеке. По существу, это - вопрос не образования, а воспитания, вопрос формирования целостной личности.

Поскольку современный специалист должен быть подготовлен так, чтобы всегда быть готовым идти нога в ногу с прогрессом науки и техники, его образование должно воспитывать в нем способность, как к интеллектуальному творчеству, так и к интеллектуально активному восприятию сделанного другими. Наука - это то, чему можно научить или научиться, то есть передать (и получить) знание и умение или же добыть это знание и умение самому.

Список литературы

1. Королев А.Д. Интеграция /А.Д. Королев // Глобалистика: Энциклопедия. Ред. И. Мазур, А.Н. Чумаков. - М., 2003. - С. 376.

2. Москаленко А. Т. Интеграция науки, образования и культуры и их роль в социальном развитии / А.Т. Москаленко // Интеграция науки, образования и культуры: Материалы международной конференции. - Новосибирск. НГУ, Кафедра ЮНЕСКО, 1997. - С. 33-34.

3. Утробин И.С. Еще раз о проблеме современных философских оснований интеграции науки и образования / И.С.Утробин // Философия образования. - 2004. -N1 (9). - С. 3-5.

4. Даниелян Н.В. Роль системного подхода в современном фундаментальном образовании / Н.В. Даниелян // Философия образования. - 2004. - N1(9).- С. 11-18.

5. Стриханов М.Н. Об исследовательских инновационных университетах в России / М.Н. Стриханов // Исследовательские университеты. Интеграция науки и образования: Материалы российско-американской научной конференции "Исследовательские университеты", Москва, 4-6 апреля 2004. - Тверской ИнноЦентр, 2005. - С. 32.

6. Дмитренко В.А. Проблемы интеграции науки и образования / В.А. Дмитренко // Вопросы теории науки и образования: Приложение к журналу "Вестник Томского государственного педагогического университета". - 1998. - N1. - С. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.