36
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
22. Агаджанян, Н. А. Здоровье студентов / Н. А. Агаджанян. - М. : Россия, 1997. - 300 с.
23. Фурманов, А. Г. Оздоровительная физическая культура : учеб. для студентов вузов / А. Г. Фурманов, М. Б. Юспа. - Минск : Тесей, 2003. - 528 с.
24. Виленский, М. Я. Физическая культура студента / М. Я. Виленский, А. И. Зайцев, В. И. Ильинич ; под ред. В. И. Ильинича. - М. : Гардарики, 2000. - 448 с.
25. Горовой, В. А. Потребности студентов в занятиях физической культурой и спортом / В. А. Горовой // Здоровье для всех : материалы I Междунар. науч.-практ. конф., Пинск, 21-22 мая 2009 г. / Полес. гос. ун-т ; редкол.: К. К. Шебеко [и др.]. - Пинск, 2009. - С. 38-39.
26. Фурманов, А. Г. Паспорт здоровья студента / А. Г. Фурманов, В. А. Горовой. - Мозырь : УО МГПУ имени И. П. Шамякина, 2009. - 25 с.
27. Начинская, С. В. Спортивная метрология : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / С. В. Начинская. - М. : Академия, 2005. - 240 с.
Summary
The article is devoted to the analysis of the main methods of measuring of students, movement activities. It determines the critical minimum and optimum of student movement activities. The article contains the program of the week’s movement activities of female students through the usage of means and forms of physical recreation. It describes the methods of the organization of sport-recreation activities of female students.
Поступила в редакцию 14.10.09.
УДК 159.9:378.016:811.1
Н. Д. Джига
ИНТЕГРАТИВНО-РЕФЛЕКСИВНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК ФАКТОРУ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ
Статья посвящена современной парадигме образования, предполагающей переосмысление целей и задач системы среднего, профессионального и высшего образования. Целью образования личности учащегося и студента в условиях современного информационного поликультурного мира становится комплексное формирование соответствующего уровня ключевых компетенций: социально-политической, информационной, социокультурной, коммуникативной. Среди данных компетенций двуязычная коммуникативная компетенция определяется как системообразующая и стержневая для всех предметов и дисциплин. Она органично интегрирует в собственном развитии и формировании остальных компетенций, является не только целью, но и средством эффективного развития и саморазвития личности возможностями предмета «Иностранный язык».
Введение
Анализ методологических (Н. Г. Алексеев, Ю. В. Громыко, Н. В. Громыко, А. J. torthagen Fred, J. Yalden и др.), психологических (И. А. Зимняя, В. В. Давыдов, А. А. Леонтьев и др.), педагогических и методических (Е. Н. Соловова, В. В. Сафонова) концепций обновления содержания современного образования убеждает в необходимости разграничения понятий «знание» и «информация». Ориентация профессионального образования на передачу и получение информации в современном обществе не может считаться адекватной и продуктивной. Необходимо сместить акценты с модели информационно-репродуктивного характера учебной деятельности на проблемнопоисковую и проектировочную, где на первый план выходит модель познания, развития и саморазвития, в которой формируется готовность к самостоятельной работе с большим нелинейным потоком информации, развиваются необходимые современным специалистам алгоритмы получения и переработки знаний, планирования, мониторинга и оценивания собственной деятельности. Современное понимание содержания обучения как процесса
ПЕДАГОГІКА І ПСІХАЛОГІЯ
37
управления, соуправления и самоуправления невозможно рассматривать в отрыве от умений восстанавливать источник почерпнутого сведения; формировать собственное мнение и выражать его в гражданской и мировоззренческой позиции, корректировать его с учетом новой информации и опыта; применять в практической деятельности.
Толкование знания согласуется и с современными понятиями педагогической психологии (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев, И. А. Зимняя) и личностно-деятельностным, мыследеятельностным, деятельностным подходами к образованию личности. Отсюда вытекает понимание содержания образования как совокупности:
1) предметных знаний;
2) умений работать с новой информацией;
3) умений моделировать и создавать собственный информационный продукт в устной и письменной речи;
4) умение самоуправлять своим обучением и саморазвиваться.
Смысловое содержание термина «компетенция» предусматривает новые требования к воспитательной, ценностно-ориентационной составляющей образования в целом и иноязычного образования в частности. Важно уделить внимание использованию видео-, мультимедиа-, изобразительной наглядности, органичному соединению различных источников получения и способов переработки информации в процессе формирования знания. Значимость приобретают проектные и проблемно-поисковые задания и групповые формы работы (особенно триады), внедрение новых информационных технологий в широкую практику урочной и самостоятельной работы, использование активных методов обучения [1].
Ключевым средством изменения процесса и содержания обучения как процесса управления и самоуправления можно считать цели и содержание контроля и самоконтроля. Анализ отечественных и зарубежных подходов к сочетанию стандартизированных и иных форм контроля, опыт внедрения убеждают в необходимости переосмысления форм, функций и содержания контроля комплексных коммуникативно-информационных, социокультурных и учебных умений по психологии и иностранным языкам в единой логике, с позиции всех участников учебного процесса.
Экзамен должен быть направлен на контроль и мониторинг тех умений и навыков, которые прописаны в целях данного предмета, а не тех, которые легче и привычнее измерять и контролировать. Считаем, что повышение свободы выбора студентом индивидуальной образовательной траектории, определяемой индивидуальным учебным планом; освоение информационных компьютерных технологий образования; создание системы профессионального аудита, направленной на контроль и мониторинг качества образовательных услуг и качество образования как следствие развития системы образования личности и ее развитие должны быть положены в основу разработки интегративно-рефлексивного подхода к подготовке специалистов и составлять его основу.
Для построения многоуровневой модели образования преподавателя необходимо определить характеристики профессионального мастерства [2].
Существует множество психологических, педагогических, методических исследований и подходов к развитию профессионального мастерства преподавателя на основе возрастающей технологической оснащенности, реализации позитивных тенденций психологии и педагогики, школы и вуза в формировании профессиональной компетентности учительства в сферах осуществления идей демократизации образовательных систем, гуманистической направленности образовательно-воспитательного процесса, социализации. Однако можно сделать вывод об отсутствии четкого, унифицированного понимания сути профессионально-методической компетенции как с целью развития самоуправления студентов и их саморазвития.
Выделенные составляющие профессионально-методической компетенции преподавателя иностранного языка используются в наше работе:
• коммуникативная и профессионально-коммуникативная;
• психо лого-педагогическая и обще дидактическая;
• предметная и общекультурная;
• социальная и личностная.
38
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
Результаты исследования и их обсуждение
Исходя из наших исследований и практического опыта работы заключаем, что рефлексия как средство обновления профессионального образования и практического мастерства приобретает высокую степень значимости. Это можно объяснить тем, что практико-предметная деятельность (термин Н. Г. Алексеева) уступает место такому виду деятельности, как проектирование, которое оказывает большое влияние на менталитет и развитие студента, и следовательно, на модель его общего образования и профессиональной подготовки. В контексте проектной деятельности именно рефлексивное мышление выходит на первый план, а его формирование и развитие становятся неотъемлемыми задачами любой ступени образования в целом и профессионального обучения в частности. В основе рефлексивного мышления лежит анализ опыта как практических, так и мыслительных действий, плоскость видения, понимания, комплексного осмысления проблемы или ситуации и плоскость организации индивидуального и коллективного действия в ее рамках. Именно рефлексивные умения способны ликвидировать разрыв между знанием как таковым и его применением в условиях непредвиденного изменения конкретных ситуаций, в условиях развития.
Объектами рефлексии и ее планируемых результатов, исходя из наших исследований, выступают стратегии в достижении поставленных целей. В результате преподаватель приобретает привычку размышлять о процессе преподавания; представляет последствия собственных действий в пополнении набора новых знаний и обучающих технологий; развивает рефлексивные и профессионально дискурсивные умения на фактологическом, оценочном уровнях, уровне обоснования и критического переосмысления выдвинутых гипотез; осуществляет аналитикосинтетическую деятельность, контролирует и корректирует собственную практику преподавания в конкретном социально-политическом контексте; стремится к саморазвитию и ответственности за свой профессиональный рост; высказывает инициативу в разработке инновационных технологий и необходимых изменений в развитии системы образования и развития личности студента.
В плане определения наиболее существенных элементов механизма рефлексии мы видим связь между:
- ситуацией (действиями студента в данной ситуации) и целями, которые лежат в ее основе;
- позициями рефлексируемого и рефлексирующего;
- пониманием ситуации и умением ее вербально зафиксировать;
- действиями участников ситуации и аргументацией оправданности выбора именно данных действий;
- действиями участников ситуации и морально-этическими принципами и нормами поведения;
- имеющимися знаниями и потребностями в новых знаниях для решения новой задачи;
- технологиями передачи и приобретения знаний.
Необходимо фиксировать последовательность действий (что неразрывно связано с развитием коммуникативных умений в устной и письменной речи при одновременном освоении терминологического аппарата, свойственного той или иной профессии); сопоставлять реальные действия с возможными эталонами или альтернативными действиями (что может сочетаться с поиском данных эталонов или альтернатив, т. е. с приобретением недостающих знаний или пополнением набора обучающих технологий); осуществлять планирование новой модели аналогичного действия.
Применительно к подготовке по иностранному языку видоизменяем последовательность анализа действий преподавателя и используем следующую схему действий как основу для формирования элементарных рефлексивных умений (таблица 1).
Таблица 1 - Формирование рефлексивных умений
Что делал преподаватель? Что делали учащиеся, студенты?
Чего хотел преподаватель? Что хотели учащиеся, студенты?
О чем думал преподаватель? О чем думали учащиеся, студенты?
Что чувствовал преподаватель? Что чувствовали учащиеся, студенты?
Какие альтернативные решения я мог бы использовать в данной ситуации?
ПЕДАГОГІКА І ПСІХАЛОГІЯ
39
Данная цепочка шагов позволяет сформировать алгоритмы анализа чужой и собственной профессиональной деятельности, создать основу для проектирования новой деятельности с учетом тех или иных умозаключений.
Развитие способности преподавателя к рефлексии связано с формированием комплекса профессиональных умений преподавателя: собственно коммуникативных и профессионально коммуникативных; аналитических; планирования обучения как процесса управления и самоуправления и перспектив своего профессионального роста; организационных; обеспечения контроля и оценивания деятельности учащихся, студентов и собственной деятельности; готовности к постоянному профессиональному развитию (общекультурному, предметному, научному и т. д.). В силу этого понятие «рефлексия» рассматривается как ключевой концепт новой модели профессиональной подготовки специалиста со знанием иностранного языка в рамках разрабатываемого подхода.
Некоторые рефлексивные действия можно считать элементарными (воспроизведение действий, ситуаций, понятий, позиций), а некоторые - более высокого уровня теоретических знаний и способов мышления (реагирование, соотнесение, аргументирование, реконструирование), однако все они могут представлять одинаковый уровень сложности при выполнении рефлексивных задач. При определении уровней развития рефлексивных умений целесообразно учитывать порядок сложностей, определяемых индивидуальными особенностями рефлексирующих. Исходя из этого, делается попытка рассматривать рефлексию на действие как минимально необходимый уровень профессионально-рефлексивных умений, а рефлексию в процессе действия - как искомый идеальный уровень развития профессиональной рефлексии и как показатель высшего уровня профессиональной культуры, который по некоторым причинам не может быть сформирован только в процессе институционального профессионального обучения.
Отметим, что рефлексивная деятельность интегрирует проектную и исследовательскую деятельность, что связано с психологической готовностью к решению проблем. В основе синтеза проектирования и рефлексии находятся: развитие техник коллективного обсуждения проблем; анализ ситуаций; техники постановки рефлексивных задач и др. (таблица 2).
Таблица 2 - Алгоритм рефлексии в сравнении с проектированием и действиями в проблемной ситуации
Этапы действий в акте рефлексии Проблемная ситуация Проектирование
1. Остановка действия (размышления) + +
2. Лаконичная фиксация действия / размышления / проблемы / позиции и т. д. + +
3. Формирование общего видения и понимания фиксируемого во всей его полноте с позиции различных участников (групп). + +
4. Соотнесение цели фиксируемого действия с выбором средств и методов его достижения, систематизация. + +
5. Поиск альтернативных действий и аргументация необходимости их выбора (отказа от выбора) в конкретной ситуации + +
6. Реализация (апробация) нового действия - +
7. Индивидуальный или коллективный анализ нового действия. Соотнесение идеальной модели и реального действия, определение причин их совпадений и расхождений, успеха или неудач и т. д. (повторение цикла) - +
40
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
Проблемная ситуация (столкновение различных точек зрения) является одновременно и основой, и катализатором рефлексии. В ходе обсуждения проблемной ситуации обеспечивается лучшее понимание как собственного, так и чужого знания и незнания, формируются умения синтезировать новое знание, а также передавать собственное знание другим, что составляет суть профессии преподавателя. Вывод: при рефлексивной модели обучения моделирование и использование проблемных ситуаций теоретического и практического характера являются условиями для успешного образования, развития и саморазвития как преподавателя, так и студента.
Данные практического опыта внедрения рефлексии в практику подготовки преподавателя свидетельствуют, что многие методисты (Е. И. Пассов, Н. В. Языкова) склонны переносить рефлексивную деятельность на завершающий этап обучения. В процессе обучения основам теории и практики методики рефлексивных задач заменяются учебными заданиями, что приводит к попытке «жестко управлять» учебным процессом на первых ступенях курса и, как следствие, к разрыву рефлексии на собственную и чужую учебную деятельность и рефлексию на свой/чужой опыт профессиональных действий [3].
В системе учебных занятий мы формируем культуру рефлексивного мышления начиная с элементарных действий на всех этапах процесса. Для этого преподаватель должен владеть рефлексивными технологиями, прежде всего воздерживаться от готовых и однозначных рецептов, жестко и единолично управлять учебным процессом и обучать студентов самоуправлению и саморазвитию.
В основе предлагаемого интегративно-рефлексивного подхода к развитию и саморазвитию студентов как будущих специалистов со знанием иностранного языка лежит рефлексивный путь соединения двух позиций у каждого из участников учебного процесса: позиции студента, имеющего положительный и отрицательный опыт изучения иностранного языка; позиции преподавателя, который призван решать новые образовательные задачи, минуя путь ретрансляции знаний.
В рамках интегративно-рефлексивного подхода устанавливается прямая взаимосвязь между требованиями к разработке учебно-методического обеспечения курсов и перспективами кадрового роста преподавателей, а также требованиями современной парадигмы образования и стремлением обеспечить достаточный уровень учебной мотивации и инициативности студентов, их готовности к решению разнообразных проблем [4].
Особое внимание уделяется модульному обучению компьютерным программам при подготовке специалистов по экономике и правоведению со знанием иностранного языка с целью создания интегративно-рефлексивных курсов и высокой степени обучаемости с использованием следующих принципов модульного обучения:
1) модульности содержания;
2) гибкости, динамичности, нелинейности;
3) учета иностранного языка;
4) интегративно-рефлексивного подхода;
5) автономности обучения и равной ответственности;
6) рефлексивной деятельности и междисциплинарности;
7) коммуникативной направленности [5].
Мы предлагаем методическое обеспечение интегративно-рефлексивного курса методики обучения по иностранному языку (таблица 3).
Таблица 3 - Методическое обеспечение
Назначение компонента Характер интеграции и рефлексии
1 2
1. Программа базового Унифицировать требования к уровню профессионально-методических знаний и умений преподавателя иностранных языков в условиях новой образовательной парадигмы, его готовности к формированию всех компонентов коммуникативной компетенции студентов на уровне современных государственных стандартов курса методики дисциплины Интеграция с предметными дисциплинами языкового, общепедагогического, психологического и естественнонаучного циклов; профессионально-методических знаний и умений их применять в ситуациях профессиональной деятельности
ПЕДАГОГІКА І ПСІХАЛОГІЯ
41
Продолжение таблицы 3
1 2
Определить уровень требований к отбору содержания материала по экономическим и юридическим специальностям, процессу обучения; формату и содержанию контроля профессиональных умений студентов по иностранному языку Требования к уровню профессионально-рефлексивных умений
2. Примерный график прохожде • Обеспечить студентам четкое представление о содержании курса, целях, задачах, порядке изучения его разделов и тем • Способствовать рациональному планированию учебного процесса, его открытости и согласованности со студентами • Обеспечить основу для эффективного управления учебным процессом ния учебного материала по месяцам • Возможность использования традиционной классноурочной формы обучения и современных технологий, активных методов обучения • Соединение интересов студентов, преподавателей и администрации • Взаимо- / самоконтроль • Взаимная ответственность за соблюдение сроков / темпа / содержания занятий
3. Положение о текущ • Обеспечить единство требований со стороны преподавателей, ведущих занятия по иностранному языку в параллелях данного курса, а также по экономической или юридической специальности • Представить информацию о содержании контроля, формах и графиках его проведения, составе экзаменационной комиссии; требованиях к лексико-грамматическим тестам, коллоквиумам, зачетам, экзаменам ц,ем и итоговом контроле • Соединение различных составляющих профессиональной компетенции преподавателей иностранного языка, сформированных в курсах изучения психологии, педагогики, методики, экономики, правоведения • Интеграция на уровне требований к формированию социальной / информационной / общекоммуникативной и профессионально-коммуникативной компетенции в устной и письменной речи
4. 3 • Представить образцы контрольных заданий предзачетных тестов, тем и дать примеры оценивания конкретных работ на основании выделенных параметров и критериев • Формировать навыки самоконтроля и рефлексии самоконтроля и рефлексии Учебник • Формирование рефлексивных умений при проектировании и анализе собственной деятельности и деятельности коллег-студентов, т. к., по данным многих исследований, триада продуктивнее диады и общегруппового (7-12 человек) взаимодействия Существенно, что появление третьего лица в общении придает ей новое качество - рефлексивность • Соединение положительного и отрицательного опыта изучения иностранного языка (по мнению студентов) • Соединение традиций отечественной и зарубежной методики преподавания иностранного языка • Использование рефлексии как инструмента соединения теории и практики обучения иностранным языкам • Интеграция разных методов и примеров формирования профессиональных знаний, умений и навыков по иностранному языку, связанных с будущей профессией • Взаимная ответственность студентов за знание лексики по экономическим и юридическим специальностям
5. Практик • Обеспечить необходимый материал для преподавателей и студентов для проведения: - семинарских (лабораторных, практических) занятий - индивидуальной работы - внутригруппового сотрудничества по диад-ному принципу (по 2 студента) - внутригруппового сотрудничества по общегрупповому принципу (7-12 студентов) - внутригруппового сотрудничества по триад-ному принципу (по 3 студента) - самостоятельной работы ум по методике • Соединение материала различных дисциплин предметного (иностранного языка), специального (экономики, правоведения), общегуманитарного циклов • Развитие билингвальных профессионально-коммуникативных умений • Соединение заданий различного уровня сложности и форм урочной и внеурочной работы (по усмотрению студентов и преподавателя)
42
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
Окончание таблицы 3
Назначение компонента Характер интеграции и рефлексии
1 2
6. Профессиональный видеокурс
• Познакомить с реальными уроками формирования и развития иноязычных языковых, речевых и социокультурных умений студентов • Моделировать реальные ситуации для обсуждения с использованием профессиональной рефлексии • Развивать билингвальные профессиональные коммуникативные умения • Направленное формирование рефлексивных умений. Формирование различных составляющих профессиональной компетенции на иностранном языке на интегративной основе (по экономике, правоведению) • Соединение теории и практики обучения иностранному языку в ходе анализа реальных учебных ситуаций, связанных с будущей профессией • Использование родного и иностранного языка в процессе профессионального общения • Реализация принципа интеграции и дифференциации в процессе формирования коммуникативных умений студентов и учащихся
7. Библиотека для студентов и преподавателей
• Обеспечить доступ студентов и преподавателей к словарям, фонетическим и грамматическим справочникам, видеопособиям, программам, профессиональным журналам стран изучаемого языка, статьям, курсо-вым, дипломным работам. • Использование литературы для развития навыков профессиональной аргументации, рефлексии. Планирование самостоятельной и индивидуальной учебной и исследовательской работы индивидуально, в диадах, триадах
8. Дидактические материалы, созданные преподавателями, студентами
• Предоставить наглядный материал для анализа и рефлексии по различным проблемам курса. Дать практический инструментарий на лабораторных занятиях по иностранному языку • Навыки обобщения изученного материала и применения его в будущей специальности • Практические навыки работы с компьютером и в лингафонном кабинете • Практическое воплощение полученных знаний и умений в жизнь
Компонентами методического обеспечения являются [6]:
- программа базового курса методики дисциплины;
- примерный график прохождения учебного материала по месяцам;
- положение о текущем и итоговом контроле;
- учебник;
- учебно-методическое пособие «Немецкий язык для неязыковых вузов» [7];
- профессиональный видеокурс;
- библиотека для студентов и преподавателей;
- дидактические материалы, созданные преподавателями и студентами.
В качестве контроля мы предлагаем задание для проведения итоговой рефлексии. Суть его в том, что через вопросно-ответную форму устанавливается отношение участников к собственному действию, обеспечивается преобразование этого действия в соответствии с содержанием и формой совместной деятельности (таблица 4).
ПЕДАГОГІКА І ПСІХАЛОГІЯ
43
Таблица 4 - Итоговая рефлексия
Вопрос Ответ
1. Какие режимы работы использовал ваш преподаватель на занятиях (индивидуальные, фронтальные, парные, групповые)?
2. В чем вы видите их специфику, преимущества и недостатки?
3. Вы внимательно слушали ответы товарищей? Почему? Есть ли в этом заслуга преподавателя?
4. Для будущей специальности я узнал; понял; научился
5. Для этого я делал
6. Мне помогло
7. Мне мешало
8. Мне было трудно
9. Мне было легко
10. Что бы вы взяли с собой после сегодняшних практических занятий?
Выводы
1. Приведенные в статье примеры демонстрируют уровень внутрипредметной и межпредметной взаимосвязи рефлексии и интеграции.
2. Рефлексивно-интегративная основа курса, заложенная в нем возможность ротации материала без видимого повтора и навязчивого заучивания, формирование умений аргументации, размышления и осознанного формирования собственной позиции на основе профессионального знания доказывают возможность достижения минимально допустимых базовых профессиональных умений за короткий срок.
3. Интегративно-рефлексивный подход возможен при условии высокой мотивации студентов, исходно высокой языковой подготовки их и высшего уровня профессиональной компетенции преподавателя иностранного языка, а также наличия академической и профессиональной среды в целом [7].
Литература
1. Коломинский, Я. Л. Актуальные методологические проблемы изучения межличностного педагогического взаимодействия / Я. Л. Коломинский // Психология. - 2002 - № 3. - С. 14-20.
2. Митрахович, О. А. Оценочная деятельность учителя как компонент педагогического взаимодействия / О. А. Митрахович // Адукацыя i выхаванне. - № 7. - 2004. - С. 14-19.
3. Пассов, Е. И. Мастерство и личность учителя иностранного языка / Е. И. Пассов, В. П. Кузовлев, Н. Е. Кузовлева. - М. : Флинта ; Наука, 2002. - 240 с.
4. Сафонова, В. В. Социокультурнный подход к обучению иностранным языкам / В. В. Сафонова. -М. : Высш. шк.; Амскорт интернешнл, 1999. - 305 с.
5. Соловова, Е. Н. Рефлексия как средство обновления содержания образования / Е. Н. Соловова // Итоговый сб. по результатам совместного междунар. проекта М-ва образования РФ и Междунар. БЮРО Кросс «Инновация в подготовке учителя иностранного языка». - М.- СПб., 2002. - С. 33-54.
6. Джига, Н. Д. Формирование направленности личности школьников и студентов на педагогические профессии : моногр. / Н. Д. Джига. - Минск : МИТСО, 2005. - 204 с.
7. Джига, Н. Д. Немецкий язык для неязыковых вузов : учеб.-метод. пособие / Н. Д. Джига. - Минск : МИТСО, 2008. - 189 с.
Summary
Article is devoted to a modern paradigm of formation, supposing reconsideration of the purposes and problems of the system of an average, professional and higher education. Complex formation of corresponding level key competence becomes the purpose of formation of the personality of the pupil and the student in the conditions of the modern information polycultural world: social-political, information, communicative. Among data of competences the bilingual communicative competence is defined as core for all subjects and disciplines. It organically integrates in own development and formation of other competences and is not only the purpose, but also the means of effective development and self - development of the person by possibilities of a subject «Foreing language».
Поступила в редакцию 02.11.09.