Научная статья на тему 'Интегративно-дифференциальный подход к исследованию состояния выгорания у врачей'

Интегративно-дифференциальный подход к исследованию состояния выгорания у врачей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
203
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОСТОЯНИЕ ВЫГОРАНИЯ / ВНУТРИПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / ПРЕДМЕТНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭТАПЫ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / BURNOUT / EXTRA-PROFESSIONAL DIFFERENTIATION / SUBJECT AND SUBJECTIVE CONDITIONS OF ACTIVITY / STAGES OF DURATION OF PROFESSIONAL WORK

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Молчанова Людмила Николаевна

Использование интегративно-дифференциального подхода к исследованию состояния выгорания обеспечивает возможность изучения трансформации данного состояния в свойства, а также её причины и специфики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Молчанова Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The specificity of the professional work of doctors: numerous contacts with sick people, a high level of responsibility for life and health of other people, necessity to risk their health and life, etc., all this can cause a professional burnout condition. Now the problem of studying of the structure of mental burnout condition is characterized by methodological uncertainty. There are enough models explaining how burnouts occur. They can be systematized in two basic approaches: productive and remedial. Representatives of the productive approach consider burning out as a certain condition including a number of concrete elements (K. Maslach, etc.). Representatives of the remedial approach consider the condition of burning out as a process proceeding during professional development of the person and having a stage character (V.V. Boyko, etc.). The idea of the integrative and the differential approaches to studying the occurrence and the genesis of mental burnout condition has acted as the methodological basis of the research. As the productive approach does not include the aspect of burnout genesis, and the remedial approach does not realize the idea of the structure, we have come to a conclusion about the necessity of integration of these approaches for a substantiation of the structuralremedial nature of the studied phenomenon and a possibility of research of the transformations in other mental phenomena the condition of property. We have proved that in the condition of mental burnout the transition from one phase to another is accompanied with the strengthening of communication between the structural elements: emotional exhaustion and depersonalisation, depersonalisation and reduction of personal achievements, emotional exhaustion and reduction of personal achievements. An increase of the level of their expressiveness that leads to transformation of the burnout condition in the condition of property at the phase of exhaustion is also observed. The differential approach has allowed revealing specific displaying of the information basis of activity as sets of its subject and subjective conditions (V.D. Shadrikov) on geneses of mental burnout conditions. The received results of the research can be considered in the development of the contents of preventive and correctional actions of the mental burnout condition for the experts belonging to the same professional group doctors.

Текст научной работы на тему «Интегративно-дифференциальный подход к исследованию состояния выгорания у врачей»

Л.Н. Молчанова

ИНТЕГРАТИВНО-ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ СОСТОЯНИЯ ВЫГОРАНИЯ У ВРАЧЕЙ

Использование интегративно-дифференциального подхода к исследованию состояния выгорания обеспечивает возможность изучения трансформации данного состояния в свойства, а также её причины и специфики.

Ключевые слова: состояние выгорания; внутрипрофессиональная дифференциация; предметные и субъективные условия деятельности; этапы длительности профессиональной деятельности.

Состояние выгорания наиболее типично для представителей профессий «помогающего» типа - учителей, психологов, социальных работников, врачей и т.д. [1-7], особое место среди которых отводится врачам. Специфика содержания их профессиональной деятельности, а именно: большое количество контактов с больными людьми, высокий уровень ответственности за жизнь и здоровье других людей, необходимость рисковать их здоровьем и жизнью и др., - все это представляет собой условия для высокого риска возникновения состояния выгорания [1, 3-6].

В настоящее время проблема изучения структуры состояния психического выгорания характеризуется методологической неопределенностью. Существует достаточно большое количество моделей, объясняющих возникновение состояния выгорания, которые можно систематизировать в два основных подхода: результативный и процессуальный. Представители результативного подхода рассматривают выгорание как некое состояние, включающее в себя ряд конкретных элементов (составляющих). Согласно К. Маслак [7], выгорание есть результат эмоциональной перегрузки, вызванной взаимоотношениями между профессионалом и его субъектом взаимодействия, и включает в себя три составляющие: «эмоциональную истощенность», «деперсонализацию» и «редукцию личных достижений». Представители процессуального подхода состояние выгорания рассматривают как процесс, протекающий в ходе профессионального развития человека и имеющий стадиальный характер. Согласно В.В. Бойко [8], «эмоциональное выгорание» - это динамический процесс, возникающий поэтапно в полном соответствии с механизмом развития стресса и включающий фазы «напряжение», «рези-стенции» и «истощения».

Методологическим основанием исследования состояния выгорания выступила идея интегративнодифференциального подхода к исследованию его возникновения и генеза. Исходя из того, что результативный подход не включает в себя аспект генеза состояния выгорания, а процессуальный не реализует идею структурности, мы пришли к выводу о необходимости интеграции данных подходов для обоснования структурно-процессуальной природы изучаемого феномена и обеспечения возможности исследования не только его феноменологических конструктов, но и трансформации в другие психические явления - свойства. Мы предполагаем, что в состоянии выгорания с каждым переходом на следующую фазу будет проявляться усиление связи между структурными элементами («эмоциональным истощением» и «деперсонализацией», «деперсонализацией» и «редукцией личных достижений», «эмоциональным истощением» и «редукцией

личных достижений») и наблюдаться нарастание уровня их выраженности, что приводит к трансформации состояния выгорания в состояние свойств. Дифференциальный подход позволяет выявить специфическое проецирование информационной основы деятельности на генез состояния выгорания. Согласно В. Д. Шадри-кову [9], под информационной основой деятельности понимают совокупность информации, характеризующей её предметные и субъективные условия, т.е. профиль деятельности.

Психологический анализ литературных источников позволяет выделить предметные и субъективные условия деятельности врачей с учетом квалификации. Предметные условия деятельности врачей-хирургов, в отличие от врачей-терапевтов, сопряжены с дифферен-цированностью групп пациентов, использованием фармацевтических препаратов и высокотехнологичного оборудования в момент выполнения лечебных мероприятий, интенсивными физическими нагрузками, сочетанием ночных дежурств с операционной деятельностью и работой в дневное время, субъективные - с высокой эмоциональной напряженностью и ответственностью, связанными с работой в условиях повышенного риска для жизни и здоровья других людей. К предметным условиям деятельности врачей-терапевтов относят недифференцированность групп пациентов. Выступая субъективным условием деятельности, рефлексирование условий и содержания предмета своей деятельности у врачей-терапевтов является более постоянным и интенсивным, чем у врачей-хирургов.

В исследованиях состояния психического выгорания, посвященных соотносимости выраженности его фаз с длительностью профессиональной деятельности, представлены неоднозначные результаты: в одних указана соотносимость нарастания выраженности состояния выгорания и длительности профессиональной деятельности [3, 5], в других - её отсутствие [10, 11]. Именно поэтому мы включили в исследовательский контекст изучение влияния длительности профессиональной деятельности на генез состояния выгорания.

Целью исследования явилось изучение с позиций интегративно-дифференциального подхода трансформации состояния выгорания в состояние свойств, а также её причины и специфики. Под трансформацией состояния выгорания в состояние свойств мы понимаем изменение характера взаимосвязей его структурных элементов на различных фазах его возникновения, наличие наиболее выраженных элементов и наиболее интегрированных взаимосвязей на фазе «истощение».

Для реализации цели экспериментально-психологического исследования на базе городской клинической больницы № 2: отделения терапии и хирургии,

МУЗ станция скорой медицинской помощи (бригады интенсивной терапии - реанимация) г. Курска был обследован 61 врач в возрасте от 22 до 59 лет. Вся выборка испытуемых была проградуирована по квалификационному критерию и включала 12 врачей-хирургов, средний возраст которых составил 35,25±9,91 лет, средний стаж профессиональной деятельности 9,42±6,36 лет. В исследовании также приняли участие 49 терапевтов, средний возраст 33,87±11,26 лет и средний стаж профессиональной деятельности 13,28±10,29 лет.

Исследования проводились с использованием следующих психодиагностических методик: опросника психического выгорания для работников социальных профессий В.Е. Орла [5], методики диагностики уровня «Эмоционального выгорания» В.В. Бойко [8]; статистическая обработка результатов проводилась с использованием пакета прикладных программ «8ТАТКТ1СА 6,0».

Исследование структурных элементов состояния выгорания врачей осуществлялось с использованием методики В.Е. Орла [5], согласно которой в содержании изучаемого состояния выделяют три элемента: «психоэмоциональное истощение», «деперсонализация», «самооценка профессиональной эффективности». Анализ средних тенденций структурных элементов состояния выгорания указал на средний уровень их выраженности: средние значения показателей структурных элементов составили: «психоэмоциональное истощение» - X =23,03±13,96, «деперсонализация» - X =24,85±7,73, «самооценка профессиональной эффективности» - X =20,27±7,87.

Изучение динамики структурных элементов состояния выгорания у врачей на различных фазах его возникновения с помощью попарного сравнительного

Таким образом, изучение динамики структурных элементов состояния выгорания на различных фазах его возникновения у врачей показало, что на фазе «истощение» уровень выраженности структурного элемента «психоэмоциональное истощение» значимо увеличивается.

Выявление изменения взаимосвязей структурных элементов состояния выгорания у врачей на различных его фазах осуществлялось с использованием корреляционного анализа Спирмена, по результатам которого были выявлены следующие тенденции:

анализа средних значений позволило установить следующие тенденции (табл. 1):

- средние значения показателей всех структурных элементов состояния выгорания на всех фазах соответствуют среднему уровню выраженности;

- нарастание уровня выраженности структурных элементов «психоэмоциональное истощение» и «деперсонализация» и уменьшение уровня выраженности структурного элемента «самооценка профессиональной эффективности» на фазах «резистенция» и «истощение» состояния выгорания;

- преобладание более высоких показателей на фазах «резистенция» и «истощение» по элементу «психоэмоциональное истощение», а также на фазе «напряжение» по структурному элементу «самооценка профессиональной эффективности»;

- статистически значимые различия на всех фазах и по всем структурным элементам состояния выгорания. Полученные результаты свидетельствуют о том, что с каждым переходом на следующую фазу состояния выгорания значимо усиливается по сравнению с предыдущей фазой уровень истощения эмоциональных, физических и энергетических ресурсов врачей хирургического профиля, характеризующийся снижением эмоционального фона, равнодушным или эмоциональным перенасыщением. Также значимо увеличивается уровень дезадаптации, проявляющейся в уменьшении количества контактов, повышении раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, негативизме по отношению к коллегам и пациентам. Вместе с тем самооценка профессиональной эффективности врачей на каждой последующей фазе значимо уменьшается, т.е. усиливается ощущение неуспеха в профессиональной деятельности, своей профессиональной некомпетентности в работе с людьми.

- взаимосвязи показателей структурных элементов состояния выгорания отличаются на всех его фазах по уровню значимости. Так, на фазе «напряжение» выявлена значимая корреляционная связь между структурными элементами «психоэмоциональное истощение» и «деперсонализация» (і=0,69 ); на фазе «резистенция» установлены значимые и высоко значимые корреляционные взаимосвязи между структурными элементами «психоэмоциональное истощение» и «деперсонализация» (г=0,72**), «деперсонализация» и «самооценка профес-

Т а б л и ц а 1

Значения средних тенденций и результаты значимости различий показателей структурных элементов состояния выгорания врачей на различных фазах его возникновения (и-критерий Манна—Уитни, а = 0,05; и*эмп<икр)

Структурные элементы Фазы и-критерий Манна-Уитни

Напряжение Резистенция Истощение

Хср± 5 Уровень выраженно- сти Кол., Хср± 5 Уровень выраженно- сти Кол., Хср± 5 Уровень выраженно- сти 1-2 2-3

Иэмп Р Иэмп Р

Психоэмоциональное истощение 21,11± 9,72 Средний уровень выраженности 24,65± 8,98 Средний уровень выраженности 24,84± 22,25 Средний уровень выраженности 445,0 0,049 307,0 0,005

Деперсонализация 19,97± 5,93 Средний уровень выраженности 26,03± 7,18 Средний уровень выраженности 30,04± 6,82 Средний уровень выраженности 336,5 0,001 279,0 0,017

Самооценка профессиональной эффективности 23,60± 7,19 Средний уровень выраженности 20,20± 8,93 Средний уровень выраженности 15,72± 4,42 Средний уровень выраженности 394,5 0,010 618,5 0,031

* Значимость различий.

сиональной эффективности» (г=0,61*). На фазе «истощение» значимые и высоко значимые корреляционные взаимосвязи обнаружены между всеми структурными элементами состояния «выгорание». Так, на данной фазе коэффициент корреляции между элементами «психоэмоциональное истощение» и «деперсонализация» имеет значение, равное 0,73 . Между элементами «психоэмоциональное истощение» и «самооценка профессиональной эффективности» коэффициент корреляции составляет 0,85 . Между элементами «самооценка профессиональной эффективности» и «деперсонализация» наблюдается значение коэффициента корреляции, равное 0,63 . Таким образом, с каждым переходом на следующую фазу происходит усиление взаимосвязи между структурными элементами «психоэмоциональное истощение» и «деперсонализация», «деперсонализация» и «самооценка профессиональной эффективности;

- самые высокие показатели связей на всех трех фазах фиксируются между структурными элементами «психоэмоциональное истощение» и «деперсонализация»;

- степень интегрированности взаимосвязей показателей структурных элементов состояния выгорания является самой высокой на фазе «истощение», которые подтверждают гипотезу о трансформации состояния выгорания у врачей на фазе «истощение» в состояние свойств. В связи с этим исследовательский интерес представляет изучение причин и специфики трансформации состояния выгорания, а следовательно, и его генеза, у врачей в контексте профиля деятельности.

Изучение генеза состояния выгорания врачей в контексте профиля деятельности осуществлялось с использованием методики В.В. Бойко [8] согласно факторному плану и продемонстрировало следующие тенденции (табл. 2, 3):

- преобладание значимости различий между показателями состояния выгорания в уровнях их выраженности по фазам «напряжение» и «резистенция», «рези-стенция» и «истощение» у врачей-терапевтов, в отличие от врачей-хирургов, свидетельствует о преимущественном несовпадении, а значит, и несоотносимости этапов длительности их профессиональной деятельности с фазами состояния выгорания (см. табл. 3), что свидетельствует о проецировании на его генез не длительности этапов профессиональной деятельности, а её профиля;

- динамика фаз состояния выгорания у врачей-терапевтов и врачей-хирургов носит неравномерный характер. Неравномерный характер генеза состояния выгорания наблюдается в последовательности и направленности изменения его фаз. Так, первой фазой, достигшей уровня диагностируемых значений у врачей-терапевтов, является фаза «резистенция» у лиц с длительностью профессиональной деятельности до 5 лет. Последующими фазами, средние значения которых соответствуют уровню диагностируемых значений, выступают фазы «истощение» и «напряжение» у врачей-терапевтов с длительностью профессиональной деятельности от 5 до 10 лет и свыше 10 лет соответственно (см. табл. 2). У врачей-хирургов, в отличие от врачей-терапевтов, отмечается следующий порядок возникновения фаз состояния выгорания: фазы «истощение» - «напряжение» - «резистенция» у лиц с длительностью профессиональной деятельности до 5 лет (см. табл. 3). Таким образом, общие особенности генеза выгорания у врачей-хирургов и врачей-терапевтов состоят в том, что истощение психоэмоциональных ресурсов и выгорание наступают, минуя фазу «напряжение».

Т а б л и ц а 2

Значения средних тенденций и результаты значимости различий показателей состояния выгорания врачей-терапевтов с различной длительностью профессиональной деятельности (и-критерий Манна—Уитни, а=0,05; и*эмп<икр)

Этап длительности Фаза «напряжение» Фаза «резистенция» Фаза «истощение» иэмп Р иэмп Р

Хср± 5 Уровень выраженности Хср± 5 Уровень выраженности Хср± 5 Уровень выраженности

До 5 лет 33,21 ± 12,88 Не сформирована 51,00 ± 13,83 В стадии формирования 35,29 ± 17,21 Не сформирована 34,5* 0,004 34,0* 0,002

От 5 до 10 лет 31,50 ± 22,45 Не сформирована 55,5 ± 19,58 В стадии формирования 37,50 ± 20,94 В стадии формирования 31,5* 0,019 - -

Свыше 10 лет 41,39± 22,47 В стадии формирования 54,74 ± 17,39 В стадии формирования 40,43 ± 20,91 В стадии формирования 165,0* 0,028 155,0* 0,016

* Значимость различий.

Т а б л и ц а 3

Значения средних тенденций и результаты значимости различий показателей состояния выгорания врачей-хирургов с различной длительностью профессиональной деятельности (и-критерий Манна—Уитни, а=0,05; и*эмп<икр)

Этап длительности Фаза «напряжение» Фаза «резистенция» Фаза «истощение» иэмп Р иэмп Р

Хср± 5 Уровень выраженности Хср± 5 Уровень выраженности Хср± 5 Уровень выраженности

До 5 лет 64,80± 13,44 Сформирована 75,40± 11,35 Сформирована 63,80± 9,58 Сформирована - - - -

От 5 до 10 лет 42,50± 33,23 В стадии формирования 58,50± 37,48 В стадии формирования 47,50± 51,62 В стадии формирования - - - -

Свыше 10 лет 58,80± 13,01 В стадии формирования 71,00±22,42 Сформирована 66,20± 23,26 Сформирована - - - -

* Значимость различий.

Направленность динамики фаз состояния выгорания следующими особенностями. Так, при увеличении дли-

у врачей-терапевтов и врачей-хирургов представлена тельности профессиональной деятельности врачей-

терапевтов, в отличие от врачей-хирургов, выраженность средних значений показателей всех трех фаз на этапе длительности профессиональной деятельности от 5 до 10 лет увеличивается, причем находится в пределах регистрируемых значений на фазах «резистенция» и «истощение» и нерегистрируемых - на фазе «истощение». У врачей-хирургов выраженность средних значений показателей всех трех фаз на этом же этапе профессиональной деятельности уменьшается. Кроме того, у врачей-хирургов, проработавших свыше 10 лет, в отличие от врачей-терапевтов, отмечается увеличение средних значений показателей фаз «резистенция» и «истощение» до уровня полной сформированности (см. табл. 3). У врачей-терапевтов с длительностью профессиональной деятельности свыше 10 лет наблюдаются увеличение средних значений показателей на фазах «напряжение» и «истощение» и уменьшение - на фазе «резистенция», однако принадлежность зоне диагностируемых значений (см. табл. 2). Кроме того, отсутствие статистически значимых различий в уровнях выраженности показателей на протяжении всей профессиональной деятельности и у врачей-терапевтов, и у врачей-хирургов свидетельствует о стабилизации уровня их выраженности (см. табл. 2, 3).

Сравнительный анализ средних значений показателей состояния выгорания у врачей-хирургов и врачей-терапевтов с учетом этапов длительности их профессиональной деятельности указал на достоверность различий в уровнях выраженности всех трех фаз только у «молодых» специалистов, причем все значения показателей у молодых хирургов значимо выше (на фазе «напряжение»: иэмп=2,5* при р = 0,003; на фазе «резистенция»: иэмп=6,0 при р = 0,007; на фазе «истощение»: иэмп=6,0 при р = 0,007), а также выявил достоверность различий в уровнях выраженности фазы «истощение» у лиц с длительностью профессиональной деятельности свыше 10 лет (иэмп=21,5 при р = 0,031). Следовательно, профиль профессиональной деятельности специфично проецируется на генез состояния выгорания, проявляясь в асинхронном характере фаз у «молодых»

врачей и асинхронном истощении психоэмоциональных ресурсов у врачей, чья длительность профессиональной деятельности превышает 10 лет. Врачи-хирурги в большей степени, чем их коллеги врачи-терапевты, уже на ранних этапах профессионального становления подвержены состоянию выгорания. Кроме того, у врачей-хирургов, чья длительность профессиональной деятельности составила более 10 лет, наблюдается более выраженное истощение психоэмоциональных ресурсов.

Таким образом, изучение с позиций интегративнодифференциального подхода трансформации состояния выгорания в состояние свойств, а также её причины и специфики, позволило сформулировать следующие выводы:

- на фазе «истощение» значимо увеличивается уровень выраженности структурного элемента «психоэмоциональное истощение» и отмечается самая интегрированная взаимосвязь между структурными элементами «психоэмоциональное истощение» и «деперсонализация», что свидетельствует о трансформации состояния выгорания на данной фазе в состояние свойств;

- причиной трансформации состояния выгорания в состояние свойств выступает специфическое проецирование или профиля профессиональной деятельности, или длительности её этапов;

- специфика трансформации состояния выгорания в состояние свойств проявляется в генезе его фаз, представленном неравномерным и непоследовательным характером;

- результаты исследования могут быть учтены в разработке содержания профилактико-коррекционных мероприятий состояния выгорания с учетом его трансформации на фазе «истощение» в состояние свойств, что придает выгоранию устойчивый и необратимый характер, а также проецирования на генез или профиля деятельности (как у врачей-терапевтов), или длительности её этапов (как у врачей-хирургов) у специалистов, принадлежащих к одной и той же профессиональной группе - группе врачей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большакова Т.В. Личностные детерминанты и организационные факторы возникновения психического выгорания у медицинских работни-

ков: Дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2004. 173 с.

2. Доценко О.Н. Эмоциональная направленность как фактор «выгорания» у представителей социономических профессий // Психологический

журнал. 2008. Т. 29, № 5. С. 91-100.

3. Лукьянов В.В. Эмпатия, профессиональный стаж и особенности синдрома эмоционального выгорания у психиатров-наркологов // Проблемы

исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике) / Под ред. В.В. Лукьянова, С.А. Подсадного. Курск: КГУ, 2007. С. 100-102.

4. Малыгин В.Л. Распространенность синдрома эмоционального выгорания у врачей различных специальностей // Проблемы исследования

синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике) / Под ред. В.В. Лукьянова, С. А. Подсадного. Курск: КГУ, 2007. С. 108-110.

5. Орёл В.Е., Сенин И.Г. Психодиагностика. Ярославль, 2005.

6. Скугаревский М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. 2002. № 7. С. 3-9.

7. Maslach C., Jackson S.E. Patterns of burnout among a national sample of public contact workers // Journal of Health and Human Resources Admini-

stration. 1984. Vol. 7. P. 189-212.

8. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Филинъ, 1996. 472 с.

9. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. 185 с.

10. Baker M., North D., Smith D. Burnout, sense of coherence and sources of salutogenesis in social work // Psychology: J. of Human Behavior. 1997. Vol. 34 (1). P. 22-26.

11. DietzelL.С., CourseyR.D. Predictors of emotional exhaustion among nonresidential staff persons // Psychiatric Rehabilitation Journal. 1998. Vol. 21

(4). P. 340-348.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 8 февраля 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.