Интегративная модель приобщения современных школьников к чтению классической литературы
Мокшина Юлия Львовна
аспирант, кафедра педагогики Институт педагогики, Санкт-Петербургский государственный университет 199034, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Университетская Набережная, 7-9
ЕЗ yulya_mokshina@mail.ru
Статья из рубрики "Новые методики и технологии"
Аннотация.
Наряду с широким разнообразием исследований явления интеграции в современном школьном образовании, наблюдается дефицит работ, рассматривающих тексты классической литературы как интегративный ресурс регуляции естественно-научного и гуманитарного знания, способный обеспечивать решение актуальных образовательных задач. Этим обусловлена цель исследования - разработать и описать интегративную модель приобщения современных школьников к чтению классической литературы, в основе которой лежит идея об актуализации межпредметных знаний подростков в процессе чтения художественных произведений из русской классики. В исследовании были использованы системно-деятельностный и интегративный подходы. В комплект диагностических материалов включены: разработанная система критериев и показателей эффективности приобщения к чтению классической литературы, анкеты, дополнительные опросные листы. Разработана интегративная модель приобщения школьников к чтению классической литературы, использование которой в современном образовательном процессе школы позволило зафиксировать положительную динамику в отношении приобщения школьников к чтению русской классики. Выявленные в ходе исследования организационно-педагогические условия использования интегративной модели приобщения к чтению классической литературы стали основанием для формирования системы деятельности по внедрению данной модели в образовательный процесс современной школы. Анализ продуктов читательской деятельности подростков позволил выявить широкий круг возможностей трансляции межпредметных знаний, актуализированных в процессе чтения произведений из русской классики.Результаты использования интегративной модели приобщения к чтению классической литературы содействуют качественным изменениям образовательного процесса: положительной динамике мотивации школьников к чтению литературных произведений из русской классики, развитию межпредметных компетентностей и пр. и могут использоваться в образовательной практике школ России и за рубежом.
Ключевые слова: современный образовательный процесс, интеграция, приобщение к чтению, интегративная модель, межпредметное чтение, метачтение, современные школьники, русская классика, школа, чтение
DOI:
10.7256/2454-0676.2018.4.27982
Дата направления в редакцию:
11-11-2018
Дата рецензирования:
12-11-2018
ВВЕДЕНИЕ
Процессы, происходящие в последние десятилетия в современном информационном обществе - например, сжатие пространства и убыстрение времени на фоне возрастающих объемов информации и развития технического прогресса, приводят к изменению объекта исследований, как минимум, в педагогической науке. С одной стороны, расширение объекта исследований обусловливает выход научных изысканий за рамки какого-либо отдельного направления, с другой стороны, поскольку объект не может быть бесконечно широким, происходит его явное уплотнение. Закономерным результатом происходящего становится интеграция современных подходов к педагогическим исследованиям.
В педагогической науке накоплено определенное знание о явлении интеграции в образовании как дидактическом принципе (А. Я. Данилюк), о применении интегративного подхо да в обще м с ре д не м и в ыс ше м про фе с с иона льно м о б ра з ов а нии (Д . А . А рте мье в а , М. Н. Берулава, И. Г. Еременко, Е. В. Бондаревская, В. А. Сластенин), об интеграции российской образовательной системы в мировое образовательное пространство в контексте Болонского процесса (И. Гретченко, Б. Л. Вульфсоном, И. Г. Тимошенко, Т. С. Кашлачевой), об интеграции двух типов научного знания (естественнонаучного и гуманитарного) в жизни и образовании (А. А. Саламатов, Е. А. Соколков), об интеграции в образовании как взаимодействии педагогических, социокультурных, социально-политических и экономических факторов развития образовательных систем и сосуществования традиций и инноваций в данной сфере (Р. Н. Авербух, Н. П. Литвинова) и др. Данные исследования свидетельствуют о широком интересе ученых к вопросам интеграции в образовании, однако в этих работах не рассматриваются отдельные педагогические ресурсы, способные выступать в качестве интегративных механизмов регуляции естественно-научного и гуманитарного знания и обеспечивать решение актуальных образовательных задач в современной школе. В частности, не представлен взгляд на тексты литературных произведений из школьной классически как интегративный ресурс, способный актуализировать межпредметные знания современных школьников в процессе чтения.
Проблема приобщения школьников к чтению, в том числе к чтению классической литературы, зафиксирована в качестве одной из приоритетных задач в Федеральных государственных стандартах нового поколения. На фоне значимости проблемы приобщения, обусловленной, в первую очередь, неустойчивым отношением школьников к чтению как ценности, в последнее десятилетие педагогическое сообщество активно обсуждает различные материалы и документы, варианты программ и стратегий, созданные для поддержания и развития интереса школьников к чтению: «Национальная программа поддержки и развития чтения» (2006 год), «Стратегия государственной культурной политики до 2030 года в субъектах Российской Федерации» (2017 год),
«Распоряжение Правительства РФ от 17 апреля 2017 года №719-з «О поддержке негосударственных организаций в сфере книготорговли и распространении печатных средств массовой информации» (2017 год), «Концепция Национальной программа поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации» (2017 год). Содержание данных документов сфокусировано на поиске новых и преобразовании традиционно существующих способов приобщения школьников к чтению с учетом потенциала информационной культуры современного общества.
Таким образом, цель настоящего исследования состоит в разработке и описании интегративной модели приобщения современных школьников к чтению классической литературы, в основе которой лежит идея об актуализации межпредметных знаний подростков в процессе чтения литературных произведений из школьной классики.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Анализ теоретических источников показывает, что при существующем разнообразии подходов, различий целевых установок в отношении понимания сущности явления интеграции в образовании у исследователей нет принципиальных понятийно-терминологических расхождений. М. П. Архипова рассматривает интеграцию как
«объединение в целое каких-либо частей» -Ш, С. М. Арефьева понимает под этим термином «восстановление какого-либо единства», «состояние взаимосвязи каких-либо
компонентов» Л. К. Грекуль предлагает относиться к интеграции «как стороне процесса развития, связанного с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов» ^^ При этом в работах авторов подчеркивается, что «процессы интеграции могут иметь место как в рамках уже сложившейся системы - в этом случае они ведут к повышению уровня ее целостности и организованности, так и в возникновении новой
системы из ранее не связанных элементов»
Фундаментальные исследования явления интеграции в образовании в отечественной и зарубежной педагогической науке начинают складываться к 80-м годам XX века [5-7]. Интерес авторов монографических и диссертационных работ этого периода сфокусирован на исследовании методологических, теоретических и практических аспектов интеграции в образовании (М. Н. Берулавы, Ю. А. Кустова, Ю. С. Тюнникова, В. Д. Семенова, В. С. Безрукова, Н. К. Чапаева, Л. А. Федорова, И. Я. Курамшина, Г. Ф Федорец, А. Блум, Д. Брунер, Г. Винтроп, Р. Гагне, Д. Резерфорд, Ф. Бест и др.).
На методологическом уровне изучается понятийно-категориальный аппарат и подходы к интеграции образования; выявляются комплексные и междисциплинарные проблемы; определяется направление исследований [8-10]. Теоретический уровень предполагает разработку концептуальных основ, моделей, технологий интеграции; раскрытие организационных и психолого-педагогических условий интеграции; исследование особенностей субъектной интеграции [11-14]. Практический уровень содержит экспериментальную апробацию и внедрение разработанных моделей и технологий интеграции в образовательный процесс [14-18].
Обзор научной литературы по вопросам предметной интеграции в школьном образовании показывает, что в условиях стремительного развития информационной культуры современного общества и модернизации школьного образования это явление приобретает особую значимость [19-21]. Его актуальность обусловлена новыми требованиями, предъявляемыми к современной школе, социальным заказом государства и общества и пр. [22-24].
Рассуждая о сущности явления интеграции в школьном образовании, Л. Г. Савенковой пишет, что интеграция - это, в первую очередь изменение технологий управления образованием, это сотворчество педагогов и учащихся в коллективе. Это событийность и системно-деятельностный подход, направленные на формирование ведущих компетенций: коммуникативных, научных, исследовательских, языковых, социальных, поликультурных и пр. I25!.
Исследователи выделяют два вида предметной интеграции в школе:
- Внутрипредметная интеграция включает фрагментарную интеграцию отдельной части урока, которая требует актуализации знания из других предметных областей; и узловую интеграцию, при которой на протяжении урока педагог опирается на межпредметные знания, необходимое для усвоения учебного материала.
- Межпредметная (синтезированная) интеграция, объединяющая знания разных наук для решения различных педагогических задач 14; 20"".
Представленная классификация видов интеграции становится поводом для научной дискуссии. Так, исследователи подчеркивают, что в условиях развития современного образовательного процесса, характерными особенностями которого становятся принципиальный пересмотр моделей управления знаниями, обусловленный развитием цифровых и мобильных технологий; развитие внесистемного образования и рост его доступности благодаря сети Интернет; множественность форм обучения; проектно-ориентированные методы в логике образовательной модели обучение в процессе деятельности (learning by doing), строящиеся на основе практических экспериментов и позволяющие современным школьникам применить полученные знания в реальных жизненных ситуациях, наступает новый этап формирования различных подходов к интеграции школьных предметов, когда от стадии реализации межпредметных связей, допускавшей независимое, параллельное существование предметов, необходимо
перейти к интеграции этих явлений, к рождению новых целостностей 7; 16"".
По мнению ученых, интеграция позволяет включать педагогов и школьников в активный совместный творческий процесс, который способствует переосмыслению общей структуры организации обучения, подготовке учащихся к процессу восприятия, понимания и осмысления информации, формированию у школьников понятий и
представлений о взаимодействии всех процессов в мире как едином целом i25".
Авторы подчеркивают важность интегративных процессов в современном школьном образовании и считают, что их успешность зависит от внедрения в образовательный процесс комплексных интегрированных образовательных блоков и моделей, основанных на активном взаимодействии предметов естественно-научно, гуманитарного и художественного циклов, обеспечивающих связь базового и дополнительного образования с целью систематизации учебно-познавательной деятельности, развития творческого мышления и пр. 9; 14"".
Таким образом, при существующем разнообразии теоретических подходов к пониманию сущностного и целевого назначения явления интеграции в школьном образовании исследователи не рассматривают внутрипредметные педагогические ресурсы, обладающие возможностями обеспечивать регуляцию межпредметных знаний. В частности, не принимается во внимание интегративный потенциал тексов литературных произведений из школьной классики, способных актуализировать межпредметные знания подрос тко в в про це сс е ч те ния .
В отечественной и зарубежной педагогике накоплено определенное знание о развитии интереса к чтению в процессе литературного образования (Н. М. Свирина, С. И. Тимина, Б. А. Ланин, Т. Б. Ловкова, И. В. Сосновская и др.) и самообразования (А. К. Громцева, Н. А. Рубакин и др.), о читательской социализации (В. А. Бородина, Н. А. Кабачек, И. Н. Бабич, Д. В. Крупницкий, М. Е. Аникина и др.) и расширении поля читательских ориентаций (В. Е. Пугач, В. П. Чудинова и др.), о роли педагога в приобщении школьников к чтению (Т. Г. Браже, В. Г. Маранцман, Е. О. Галицких и др.), о чтении в контексте библиотечного дела (Н. Е. Добрынина, В. С. Крейденко, А. В. Соколов и др.). Зарубежные исследования проблем чтения посвящены вопросам воспитания читателя через различные стратегические подходы и пр. [26-28] Рассматривая проблему приобщения к чтению в различных аспектах, исследователи не принимают во внимание интегративный потенциал текстов литературных произведений из школьной классики, позволяющий взглянуть на решение данной проблемы по-новому.
Рассуждая о сущности категории «приобщение к чтению», Т. Г. Галактионова пишет, что приобщение к чтению выступает одновременно как процесс актуализации потребности в
чтении и как результат изменений в школьнике под влиянием данного процесса
Приобщение к чтению как процесс представляет собой создание условий для вхождения личности в соответствующую социокультурную общность, для расширения поля читательских ориентаций школьников за счет обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения, а также для принятия чтения как личностно-значимой ценности.
Приобщение школьников к чтению как результат характеризуется чувством их причастности к чтению, потребностью и умением установить связи с культурой и социумом посредством чтения и проявляется в определенном уровне приобщенности, отражающей изменения в отношении школьника к чтению. Приобщенность школьника к чтению - это личностное качество, которое характеризуется увлеченностью чтением и позитивным отношением к себе как к читателю, читательскому сообществу, чтению в целом.
Содержанием приобщения школьников к чтению является развитие их читательской активности и воспитание позитивного отношения к себе как читателю; к обществу как к носителю «книжной культуры»; к тексту как сложной иерархической системе культуры.
Успешность приобщения школьников к чтению определяется: на педагогическом уровне - осознанием самоценности чтения и рассмотрением его в качестве средства достижения других педагогических целей; на личностном уровне - удовлетворением духовных, информационных, гедонистических, образовательных, социальных и развлекательных
потребностей школьника Всё это необходимо учитывать при проектировании
интегративной модели приобщения современных школьников к чтению классической литературы.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
На основании цели исследования весь процесс организации и проведения эксперимента по разработке и внедрению интегративной модели приобщения школьников к чтению классической литературы разделен на несколько этапов: описание замысла, проектирование интегративной модели; описание критериев и показателей эффективности использования данной модели; описание результатов исследования.
В ходе экспериментальной работы апробация интегративной модели приобщения школьников к чтению классической литературы осуществлялась автором исследования.
База исследования: ГБОУ средняя общеобразовательная школа 328 с углубленным изучением английского языка Невского района Санкт-Петербурга.
Участники экспериментальной работы: подростки 7-8 классов из общеобразовательной школы (126 школьников).
Для определения групп школьников-участников экспериментальной работы были проанализированы исследования, посвященные возрастным особенностям читателей-подростков I29!. Была выделена группа школьников, имеющих резкую дифференциацию отношений к чтению: от ярко выраженного интереса до крайнего неприятия чтения. Выбор данной группы учащихся связан с тем, чтобы определить уровень приобщения к чтению классической литературы школьников до и после эксперимента с целью выявления сильных и слабых сторон описанной модели, её влияния на приобщение к чтению классической литературы, возможностей и внутренних проблем.
Специфика эксперимента потребовала выбора литературных произведений, содержание которых способно актуализировать межпредметные знания из разных предметных областей. К таковым на первом этапе эксперимента были отнесены: «Повесть о Шемякином суде», М. Ю. Лермонтов «Мцыри», А. П. Чехов «Хамелеон», Л. Н. Толстой «После бала», И. А. Бунин «Кавказ».
В процессе исследования были использованы системно-деятельностный и интегративный подходы. Системно-деятельностный подход был использован для построения системы деятельности школьников в условиях работы с новой моделью приобщения к чтению классической литературы. Интегративный подход позволил объединить отдельные части учебного материала из разных предметных областей в единое целое. В исследовании использовались аналитические методы (поиск и анализ научной литературы по теме); методы сравнительного анализа (определение сущности подходов к принципам интеграции в образовании). В комплект диагностических материалов контрольного эксперимента включены: разработанная система критериев и показателей эффективности приобщения к чтению современных школьников в условиях использования интегративного подхода, анкеты, дополнительные опросные листы для выявления изменений в отношении приобщения школьников к чтению классической литературы на начальном и завершительном этапе эксперимента.
Система критериев и показателей приобщения школьников к чтению, лежащая в основе диагностического инструментария, в самом широком плане характеризует эмоциональную
и деятельностную сферы личности читателя-подростка [29]. Эмоциональную сферу можно зафиксировать на основании того, что школьник испытывает удовольствие от чтения и влечение к этому виду речемыслительной деятельности, положительно воспринимает читающее сообщество, связывает свою успешность с качеством чтения и др. Основанием являются его оценочные суждения и конкретные действия. Деятельностная сфера проявляется в том, что школьник с желанием включается в различные проекты, связанные с чтением; с интересом выполняет учебную работу, требующую чтения классической литературы; продолжает читать за рамками учебного процесса. Количественные и качественные показатели выявляются посредством учета и наблюдения со стороны учителя, а также вследствие самооценки подростков I29!.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Интегративная модель приобщения школьников к чтению классической литературы строится с опорой на использование поэтапного системно-деятельностного подхода к проектированию педагогических систем. Деятельность школьников распределена на три этапа: 1 этап - ориентационный, 2 этап - деятельностный, 3 этап - заключительный.
В основе разработки интегративной модели приобщения к чтению лежит система компонентов (цель, содержание, педагогические технологии, формы организации образовательного процесса, диагностируемый результат), смысловое наполнение которых на каждом этапе зависит от целевой функции, определяет систему деятельности и соответствующий диагностируемый результат. Интегративная модель приобщения школьников к чтению классической литературы включает описание содержания деятельности подростков, педагогические технологии и формы организации образовательного процесса. Особенностью приобщения к чтению по данной модели является опора на интегративный подход в образовании. Модель представлена в Таблице 1.
Апробация интегративной модели приобщения школьников к чтению классической литературы потребовала проектирования специальных организационных и педагогических условий, соблюдение которых обеспечило успешность использования данной модели в образовательном процессе современной школы. В качестве специальных педагогических условий выделены: наличие социально значимой цели деятельности школьников; возможность выявления интересов участников эксперимента к разным областям естественно-научного и гуманитарного знания, распределение ролей в процессе чтения литературных произведений из школьной классики (например, чтение с позиции исследователей физиков, математиков, химиков, биологов, географов и др.); возможность взаимодействия педагога с учащимися, сопровождение деятельности на всех этапах; возможность развития эмоционально-ценностного отношения к чтению классической литературы. В качестве организационных условий названы: возможность сочетания урочной и внеурочной форм деятельности; возможность организации и планирования коллективной и индивидуальной деятельности школьников; наличие «регуляторов» деятельности (электронные средства коммуникации, регламент деятельности и пр.), возможность создания условий оценивания деятельности, промежуточных и конечных результатов.
Таблица 1 - Интегративная модель приобщения школьников к чтению классической литературы
Ж
Компоненты модели Функции компонентов модели
% Ориеняшщшный этап Цель - ориентации школьников на межпредметное чтение классической литературы
Формы образовательного процесса Уроки литературы, внеурочная деятельность, классные часы
Педагогические технологии Иллюстративная беседа, дискуссия, коллективный способ обучения
Содер;кание деятельности учителя Ориентация школьников на межпредметное чтение классической литераторы
Содержание деятельности школьников Знакомство с особенностями межиредмегного чтения классической литературы; определение читательской роли в процессе ыежпредметного чтения; обсуждение регяа1кшов организации деятельности
Диагностируемый результат Определение уровня прноошения к чтению литературных произведений из школьной классики на I этапе деятельности
II Деятельностный этап Цель - организация межпредметного чтения классической литературы
Формы образовательного процесса Уроки литературы, внеурочная деятельность в школе и вне школы
Педагогические технологии Коллективный спосоо обучент технология развития критического мышления, саморазвнваюшее обучение
Содержание деятельности учителя Организация и поддержка межпредметного чтения классической литературы
Содержание деятельности школьников Выбор, нзкопленне: обработка литературного материала; выявление ь^кпредметных связей в литературных произведениях; формирование продуктов читательской деятельности: создание проектов
Диагностируемый результат Динамика уровня прноошения к чтению литературных произведений нз пшольной классики на П этапе деятельности
III Заключительный этап Цель - представление продуктов читательской деятельности
Формы образовательного процесса Уроки литературы, внеурочная деятельность в пзкале
Педагогические технологии Наблюдение, рефлексия саморазвнваюшее общение
Содер;кание деятельности учителя Оценка результатов самостоятельной деятельности школьников
Содер;кание деятельности школьников Представление результатов межпредметного чтения; презентация продуктов читательской деятельности (читательских проектов): участие в обсуждении
Диагностируемый результат Определение уровня приобщения к чтению литературных произведений нз школьной классики на III этапе деятельности
Экспериментальная работа по внедрению интегративной модели приобщения к чтению проводилась в течение 2017- 2018 учебного года, в ней приняли участие 126 школьников - учащихся 7 и 8 классов.
Распределение работы между участниками эксперимента проводилось с учетом индивидуальных возможностей таким образом, чтобы каждый подросток понимал свои функции на каждом этапе деятельности.
Длительность эксперимента позволила включить в него урочную и внеурочную деятельность. Мотивация школьников к чтению классической литературы осуществлялась в рамках внеурочных занятий. Продуктом читательской деятельности стали проекты школьников, представленные в виде интерактивных презентаций, включающих результаты межпредметного чтения литературных произведений (чтения, результатом которого является выявление в сюжете художественного произведения различного рода знаний из разных предметных областей - Прим. авт .). В качестве примеров следует назвать проекты: «Физико-математические расчёты, объясняющие способность к выживанию героя «Повести о Шемякином суде», продукт читательской деятельности -презентация, включающая объяснения физических закономерностей событий повести, а также математические расчёты, определившие исход судьбы героев произведения; «Почему Мцыри не мог «молнии ловить руками», или физические размышления о поэме
М. Ю. Лермонтова», продукт читательской деятельности - презентация, включающая объяснения физических закономерностей событий и явлений произведения; «Почему Мцыри не мог добраться до родного дома, или биолого-географические размышления о поэме М. Ю. Лермонтова», продукт читательской деятельности - презентация, включающая объяснения биологических причин, прервавших путешествие Мцыри на воле, а также географическое описание местности с интерактивным проектированием карты маршрута и передвижения героя; «Общественно-правовые реалии рассказа А. П. Чехова «Хамелеон», продукт читательской деятельности - презентация, включающая объяснения общественно-правовых отношений героев и событий произведения; «Искусствоведческий взгляд на рассказ Л. Н. Толстого «После бала», продукт читательской деятельности - презентация, включающая объяснение событий и поведение героев рассказа с точки зрения искусствоведения; «Историко-географический анализ рассказа И. А. Бунина «Кавказ», продукт читательской деятельности - презентация, включающая результаты исторического и географического анализа рассказа и др.
Результаты замеров по всем критериям и показателям, полученные в начале и в конце экспериментальной работы представлены на диаграмме (см. Рис. 1). Диапазон возможных изменений значений каждого респондента составлял от 1 балла (низкий уровень приобщения к чтению) до 3 баллов (высокий уровень приобщения к чтению), сам показатель отражал результаты анкетирования, включающего вопросы об отношении школьников к чтению до начала эксперимента и после его завершения (см. Рис.1).
Рисунок 1 - Сравнительная диаграмма критериев и показателей, усредненные по всем участникам в начале и в конце эксперимента (126 респондентов)
Для каждого участника эксперимента была рассчитана «интегральная оценка» уровня приобщения к чтению классической литературы, численно равная сумме значений всех диагностированных показателей. В зависимости от значений данной оценки каждый участник проекта был отнесен к группе с низким, средним и высоким уровнем приобщения к чтению. Полученные результаты показывают, что за время участия в эксперименте более чем в три раза увеличилось количество подростков с высокой «интегральной оценкой» приобщения к чтению, в два раза увеличилось количество подростков со средней «интегральной оценкой» приобщения к чтению и существенно
уменьшилось количество школьников с низкой «интегральной оценкой» приобщения к ч те нию (с м. Р ис . 2).
Рисунок 2 - Количество подростков-участников эксперимента в группах с разным уровнем «интегральной оценки» приобщения к чтению (126 респондентов)
Таким образом, было зафиксировано приобщение школьников к чтению классической литературы по итогам их участия в эксперименте.
Кроме численных оценок, были получены результаты анализа интервью со школьниками, в котором было отмечено, что интегративная модель приобщения к чтению классической литературы является инструментом развития коммуникации, креативности, командной работы, критического мышления. Помимо этого, участники эксперимента отметили, что межпредметное чтение литературных произведений включает в себя не только восприятие и понимание письменного текста, но и предполагает формирование следующих за данными способностями умений управлять полученными ранее знаниями из других предметных областей. Вероятно, это может свидетельствовать о том, что межпредметное чтение литературных произведений способно формировать новый тип чтения, который может быть определен как метачтение - вид рецептивной речемыслительной деятельности второго и более высокого порядка, направленный на формирование умений управлять восприятием и пониманием письменного текста в процессе решения практических задач.
ОБСУЖДЕНИЕ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты исследования подтвердили предположение о том, что проектирование и использование интегративных моделей в современном образовательном процессе школы может обеспечивать систематизацию учебно-познавательной деятельности подростков, развивать их творческое мышление, влиять на приобщение школьников к чтению классической литературы.
В результате исследования были получены следующие результаты.
На основании анализа теоретических источников были описаны сущность и значение явления интеграции в школьном образовании.
Разработана и описана интегративная модель приобщения школьников к чтению классической литературы, обеспечивающая межпредметное чтение художественных произведений. Модель включает компоненты: целевая функция, содержание, педагогические технологии, формы организации образовательного процесса,
диагностируемый результат.
Определены организационно-педагогические условия использования интегративной модели приобщения школьников к чтению.
Разработаны и описаны критерии и показатели эффективности использования интегративной модели для приобщения школьников к чтению классической литературы.
Высказано предположение о влиянии межпредметного чтения на развитие навыков XXI века (креативности, коммуникации, критического мышления, командной работы и пр.) и формирование нового типа чтения, определенного как метачтение, - умения в процессе чтения управлять применением полученных ранее знаний из других предметных областей при решении практических задач. Эти предположения подтверждены результатами анкетирования и интервью с участниками эксперимента.
Практическая значимость исследования состоит в том, что положительные результаты использования разработанной модели содействуют качественным изменениям образовательного процесса: положительной динамике мотивации школьников к чтению классической литературы, регуляции межпредметных знаний и пр.
Разработанная в ходе исследования интегративная модель приобщения к чтению классической литературы может быть рекомендована к использованию в образовательной практике общеобразовательных организаций: в системе урочной и внеурочной деятельности, в программах повышения квалификации, семинарах по проблемам приобщения к чтению современных школьников в России и за рубежом.
Дальнейшие направления исследования предполагают изучение возможностей межпредметного чтения литературных произведений из школьной классики в отношении развития метапредметных результатов школьников, исследование такого чтения в аспекте развития творческих способностей подростков, читательской грамотности и пр. Эти вопросы не исследовались, но ряд полученных экспериментальных данных показывает актуальность и перспективность работы по не затронутым в исследовании направлениям.
Библиография
1. Архипова М.П. Педагогические технологии в интеграции гуманитарной и профессиональной подготовки студентов профессиональной школы гуманитарного профиля // ИССО. 1997. С. 34-39.
2. Арефьева С.М. Интеграция общеобразовательной и допрофессиональной художественной подготовки учащихся учебного комплекса (на примере предметов исторического цикла): Дис. ... канд. пед. наук // Казань. 2002. C. 38-39.
3. Грекуль Л.К. Муниципальное образовательное пространство как среда гражданского воспитания детей: Дис. ... канд. пед. наук // Ростов-на-Дону. 2002. С. 46-47.
4. Афанасьев В. Г. Системность и общество // Политиздат. 1980. С. 55-57.
5. Коплик С.В. Формы и механизмы российской образовательной интеграции // Science Time. 2016. №7. С. 113-117. URL: https://elibrary.nj/item.asp?id = 26501309 (дата обращения: 15.05.2018).
6. Стрельников П.А. Сущность и содержание интеграционных образовательных процессов // Научно-педагогическое обозрение. 2016. №3. С. 169-175. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id = 27328527 (дата обращения: 28.05.2018).
7- Понкин И. К вопросу об инновациях в образовании // Инновации в образовании. 2017. №3. С. 61-77. URL: https://elibrary.nj/item.asp?id = 28408890 (дата обращения: 03.06.2018).
8. Седых А.И. Интеграция как сложное общесистемное понятие // Синергия Наук. 2017. Т.1. №18. С. 1299-1306. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id = 30783855 (дата обращения: 18.05.2018).
9. Тушева Е.С. Актуализация проблем образовательной интеграции и осязаемость перемен // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2015. №1. С. 172-186. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id = 23477552 (дата обращения: 18.05.2018).
10. Бессонова О.Э. Интегрально-институциональная парадигма-ключ к российской матрице // Общество и экономика. 2015. №8-9. С. 59-85. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id = 13287259 (дата обращения: 12.05.2018).
11. Сизганова Е. Ю. Теоретические основы интеграции в образовательном процессе современной начальной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015.Т. 13. С. 2061-2065. URL: http://e-koncept.ru/2015/85413.htm (дата обращения: 02.05.2018).
12. Федосова Р.Н. Инновационная культура: современная парадигма // Инновации в образовании. 2015. №8. С. 63-76. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id = 23800146 (дата обращения: 24.05.2018).
13. Столбов В.Ю. Междисциплинарность как важный компонент современного инженерного образования // Вестник ПНИПУ. Культура. История. Философия. Право. 2015. №2. С.12-20. URL:
https ://cyberleninka.ru/article/n/mezhdistsiplinarnost-kak-vazhnyy-komponent-sovremennogo-inzhenernogo-obrazovaniya (дата обращения: 27.05.2018).
14. Власова О.А. Тьюторство в инклюзивном образовательном пространстве Франции:проблемы и перспективы (2003-2014) // Современная зарубежная психология. 2015. Т.4. №2. С. 28-39. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id = 24326665 (дата обращения: 11.05.2018).
15. Надеждин Е.Н. Формализированное представление междисциплинарных знаний в базисе расширенных временных сетей Петри // Информатизация образования и науки. 2015. №3. С. 107-123. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id = 23601394 (дата обращения: 11.04.2018).
16. Медная Т.А. Междисциплинарность современного образования // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2015. №3-4. С. 840-846. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdistsiplinarnost-sovremennogo-obrazovaniya (дата обращения: 22.04.2018).
17. Волошина Л.Н., Серых Л.В. Смыслы интеграции педагогической науки и практики в современном профессиональном и дошкольном образовании // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2016. Т.2. №3. С. 14-17. URL:
https ://cyberleninka.ru/article/n/smysly-integratsii-pedagogicheskoy-naukii-praktiki-v-sovremennom-professionalnom-i-doshkolnom-obrazovanii (дата обращения: 11.6.2018).
18. Воробьева Т.В. Формирование финансовой грамотности на уроках физики и информатики // Молодой ученый. 2018. №6. С. 170-173. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id = 32446197 (дата обращения: 29.05.2018).
19. Educational activity of national research universities as a basis for integration of science, education and industry in regional research and educational complexes / a.
Kartashova [et al.] // Procedia — Social and behavioral Sciences. 2015. Vol. 214. Pp.
619-627. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.11.768 3.
20. Integration strategies of academic research and environmental / F. lisetskii [et al.] //
education Procedia - Social and behavioral Sciences. 2015. Vol. 214. Pp. 183-191. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.11.616
21. Guidelines of Using the Educational Program of Preschool Education // A Reference Book for Senior Teachers of Preschool Institutions. 2015. №10. Pp. 9-18. URL: https://www.nj.gov/education/ece/guide/ (дата обращения: 11.05.2018).
22. Парфёнов А.А. Нормативные основы интеграции и социокультурной адаптации детей мигрантов в странах Европы и России // Право и политика. 2016. №11. С. 13591365. URL: https://elibrary.ru/item.asp7id = 27371496 (дата обращения: 11.06.2018).
23. Бушмелёва Д.Б. Международная образовательная интеграция // Российский юридический журнал. 2015. №3. С. 130-136. URL: https://elibrary.ru/item.asp7 id = 23765928 (дата обращения: 27.05.2018).
24. Шейнис В.Л. Европейская интеграция: вчера и сегодня // Мировая экономика и международные отношения. 2017. Т. 61. №1. С. 53-67. URL:
https://elibrary.ru/item.asp7id = 28102419 (дата обращения: 29.04.2018).
25. Л.Г. Савенкова. Интегрированные технологии и гуманитаризации образования // Гуманитарное пространство. 2018. Т.7. №1. С. 142-166. URL: https://elibrary.ru/item.asp7id = 32684910 (дата обращения: 10.06.2018).
26. West M., Chew H.E. Reading in the Mobile Era. A study of mobile reading in developing countries // United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization. 2014. Pp. 43-59. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0022/002274/227436e.pdf (дата обращения: 11.05.2018).
27. ELINET - European Literacy Policy Network // European Commission. URL: www.eaea.org/en/projects/partner-projects/elinet.html/ (дата обращения: 05.04.2018).
28. Inspiring young readers through digital and printed resources // Book Aid International. 2016. URL: https://bookaid.org/blog/2016/08/17/inspiring-young-readers-digital-printed-resources/ (дата обращения: 07.06.2018).
29. Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук // РГПУ им. Герцена. 2008. С.14-19. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id = 15918107 (дата обращения: 12.04.2018).