Научная статья на тему 'Интегративная функция конституции Российской Федерации как основа конституционного правосознания'

Интегративная функция конституции Российской Федерации как основа конституционного правосознания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1386
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РФ / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ / КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ / RF CONSTITUTION / THE CONSTITUTIONAL SENSE OF JUSTICE / CONSTITUTIONALISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Балагурова Наталья Николаевна

Рассматривается с точки зрения конституционного правосознания способность Конституции РФ формировать идентичность сообщества, основанную на сочетании политического и гражданского единства, поддержании культурного и религиозного многообразия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the perspective of constitutional justice capacity of the Russian Constitution to form the identity of the community, based on a combination of political and civic unity, the maintenance of cultural and religious diversity.

Текст научной работы на тему «Интегративная функция конституции Российской Федерации как основа конституционного правосознания»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 29(244). Право. Вып. 29. С. 5-7.

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

Н. Н. Балагурова

ИНТЕГРАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОСНОВА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ

Рассматривается с точки зрения конституционного правосознания способность Конституции РФ формировать идентичность сообщества, основанную на сочетании политического и гражданского единства, поддержании культурного и религиозного многообразия.

Ключевые слова: Конституция РФ, конституционное правосознание, конституционализм.

Уровень развития правового мировоззрения во многом определяет степень цивилизационной зрелости личности, социальных общностей, общества в целом. Существенным аспектом правового мировоззрения служит конституционализм — философско-правовое осмысление конституции1. Сегодня, как никогда ранее, актуально звучит определение конституционализма как философии конституционного мировоззрения, закрепления в Основном Законе системы правовых ценностей, обеспечения верховенства конституции, ее приоритетности и реальности, правления в рамках конституции2.

Обычные граждане, в отличие от юристов, должностных лиц и политиков, не слишком часто обращаются к таким документам, как конституция, и имеют, как правило, самое общее представление о ней. Но, вместе с тем, если конституция провозглашает и защищает основные права и свободы личности, гарантирует политическую и экономическую свободу для реализации творческого потенциала личности, она оказывает большое влияние на многие стороны жизни граждан, привносит в их самосознание организующее начало. Конституция страны оказывает как непосредственное, так и опосредованное воздействие на поведение человека, участвует в формировании его мировоззрения, убеждений, жизненных ориентиров и установок, чувств и эмоций. Повышение уровня правовой культуры, последовательное укрепление уважительного отношения граждан к Основному Закону страны невозможно, если люди не будут видеть, ощущать на себе, что на защите их прав и свобод стоит именно конституция. В связи с этим особую значимость приобретают вопросы, связанные с конституционным правосознанием.

Конституционное правосознание выступает как специфическое проявление общественного и, в частности, правового сознания, как социальный фактор, влияющий на реализацию конституционных норм. Оно включает в себя знание конституционных норм, отношение к ним как признание объективной необходимости конституции и приоритета ее в правовой системе страны либо отрицание этого; поведенческую позицию (осуществление, игнорирование, нарушение)3.

И. А. Кравец под конституционным правосознанием понимает «особый вид правового сознания, в котором отражаются представления и чувства отдельной личности, социальной группы, общества в целом о конституции, ее роли в правовом регулировании, правах человека, способе справедливого и демократического правления»4. Развивая свою мысль, автор отмечает, что особенностью данного вида правового сознания является его двойственный характер, так как он «формируется на стыке правового и политического сознания, соединяя их компоненты — идеи о власти, властеотношениях, роли государства в регулировании общественных, в том числе экономических отношений и идеи

о праве, правовом регулировании в единое целое»4. Таким образом, конституционное правосознание, по его мнению, представляет собой определенный сплав политического и правового сознания индивида, социальной группы, общества в целом.

В. В. Никитяева определяет конституционное правосознание как совокупность идеологических и психологических структурных элементов, включающих взгляды, оценки, установки, представления, отношения личности к целям и принципам конкретного государства и общества,

реальное состояние основных прав и свобод человека, действующей правовой системы, в том числе органов государственной власти, форм и методов их деятельности5. Кроме того, автор исследует конституционное правосознание как необходимый элемент в механизме реализации прав и свобод личности в Российской Федерации: «Конституционное правосознание является самостоятельным элементом механизма эффективной реализации прав личности, основанного на познании и осознании необходимости прямого действия норм Конституции Российской Федерации в формировании правового пространства России и активного участия граждан в правоприменительном процессе»6.

Процесс функционирования конституционного правосознания является субъективным фактором активизации различных групп и сообществ, поэтому необходимо проследить его роль в механизме реализации прав и свобод личности. Повышение эффективности механизма реализации прав и свобод человека связано с тем, что в конституционном праве укрепляется понимание конституционной системы защиты прав человека, в которой стимулирующую роль выполняет правосознание, обеспечивая активизацию разнообразных средств, предусмотренных в законе. Содержание конституционного правосознания реализуется в двух аспектах: как особый отраслевой вид правосознания, основывающийся на реальной потребности реализации требований Конституции РФ, признающих результатом правотворчества формирование правовой системы, в которой высшей ценностью выступают основные права и свободы человека; как совокупность идеологических и психологических структурных элементов, посредством которых осуществляется оценка конституционно-правовых отношений, конституционного законодательства, способствующая активизации правовой деятельности органов государственной власти, местного самоуправления по осуществлению прав человека. Как подчеркивает Э. Э. Баринов, «конституционное правосознание, являющееся опосредующим звеном между конституционно-правовой нормой и ее реализацией на практике, выполняет в рамках регулятивного воздействия на поведение (деятельность) людей важную реализаторскую функцию»7. При этом не следует рассматривать конституционное правосознание в качестве условия эффективной реализации лишь норм конституционного права.

Специфика конституционного правосознания как высшей формы правового сознания позволяет говорить о его значительной роли в механизме реализации права в целом. Таким образом, конституционное правосознание рассматривается в качестве одного из структурных элементов механизма реализации прав личности, которое опирается на демократические ценности и идеалы прав человека, признание необходимости широкого политического участия граждан в управлении делами государства.

Постсоветский период развития нашего общества и формирование нового российского конституционализма знаменует собой не просто переоценку взглядов о соотношении международных и внутригосударственных норм о правах человека в пользу первых, но и глобальную по своим масштабам рецепцию западной доктрины прав человека в систему российского конституционализма. В данном случае необходимо иметь в виду тот факт, что всякие попытки рецепции новых для общества и государства принципов, ценностей, доктрин обречены на неудачу, если они не опираются на последовательный учет этнокультурных, национальных особенностей правовой системы конкретного государства, которыми определяются сами основы многовекового уклада политической и экономической жизни народа. Ведь, несмотря на признание универсальности прав и свобод человека, правовое положение личности в обществе зависит от существующей в той или иной стране правовой системы, от соответствующего правового регулирования, а также от культурных и религиозных традиций и обычаев народов, населяющих данную страну. И в данном случае правосознанию должна быть присуща некоторая константа, которая при всех изменениях экономики и политики воспроизводит некий тип отечественного правового мышления, выступающий основой российской традиции права.

Правосознание и правовая культура народа обеспечивают непрерывность развития правовой традиции, гарантируют правовую преемственность. В теории правосознания такую постоянную составляющую выделил И. А. Ильин, отмечая, что нормальное правосознание еще со времен Платона и Аристотеля утверждало и будет утверждать единство и объективность государственной цели. «По своей основной идее государство есть союз духовно сопринадлежащих людей, племен и наций, объединенных ради ге-

терономного осуществления естественного права. Это означает, что государство имеет единую, объективную и высшую цель и что только свободное, волевое приятие этой цели делает человека воистину гражданином»8. Пожалуй, приведенный тезис как нельзя лучше отражает сущность конституционного правосознания, которая заключается в том, что цель государства и цель гражданина данного государства есть единство двух противоположностей: общественного и индивидуального.

Проблему баланса интересов государства и личности, оптимального взаимодействия публичных и частных начал должно «брать на себя» конституционное правосознание, осуществляющее, прежде всего, интегративную функцию на базе конституции того или иного государства. Конституция должна отражать как универсальные ценности, формирующиеся в процессе интеграции страны в мировое сообщество, так и культурные особенности народа или нации, определяющие их идентичность в мировой культуре. Интегративную функцию конституция может выполнять благодаря тому, что в ней концентрируются, получая особый правовой статус, юридические нормы, питаемые не только правовыми, но и культурными, нравственными и политическими истоками. Еще в советский период государствоведы отмечали, что конституционные нормы, пожалуй, в наибольшей степени по сравнению с другими юридическими нормами концентрируют правовое, политическое и нравственное начало9. Именно поэтому доминантой конституционного правосознания должно стать осмысление интегративной роли конституции. Причем ее потенциал значительно увеличивается, если она содержит программные, целевые положения, реализация которых должна происходить с учетом исторического опыта конституционного строительства. «Конституции способствуют интеграции общества, если они олицетворяют цели, чаяния, ценности и основные убеждения, разделяемые его членами и сплачивающие их»10. Действующая Конституция РФ способна выполнять интегративную функцию при условии формирования в России нации в политическом и гражданском смысле. Немаловажную роль в этом может сыграть постепенное видение в «россиянах» лиц, обладающих российским гражданством и новой

политической и правовой культурой, но продолжающих сохранять свои этнические и религиозные истоки.

Специфика конституционного правосознания заключается в том, как население относится к тем конституционным традициям, идеям и историческим проявлениям их в практике конституционного строительства, которые формируются в течение длительного периода времени. И если общество при оценке своей государственной истории бросается из одной крайности в другую, то мы можем констатировать факт нестабильности, а иногда и отсутствия какого-либо конституционного правосознания. А потеря ориентиров правосознания не менее опасна, чем дезорганизация правореализующей деятельности. Поэтому конституционализм, рассматриваемый как совокупность государственных традиций, порождаемый опытом различных исторических стадий, является основой формирования российского конституционного правосознания, укорененного в сознании и психологии российского народа, в его исторических, юридических, культурных и этнических традициях11.

Примечания

1 См.: Витрук, Н. В. Конституционное правосудие в России (1991-2001 гг.). Очерки теории и практики. М., 2001. С. 154-155.

2 См.: Кабышее, В. Т. Российский конституционализм на рубеже тысячелетий // Правоведение. 2001. № 4. С. 63-64.

3 См.: Лучин, В. О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2002. С. 245.

4 Кравец, И. А. Формирование российского конституционализма (проблемы теории и практики). М., 2002. С. 328.

5 См.: Никитяееа, В. В. Конституционное правосознание: вопросы теории и практики : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2002. С. 4.

6 Там же. С. 9.

7 Баринов, Э. Э. Конституционное правосознание в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2001. С. 17.

8Ильин, И. А. О сущности правосознания. М., 1993. С. 110.

9См.: Фарбер, Е. И. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963. С. 123.

10 Пройсс, У. Модели конституционного развития и перемены в Восточной Европе // Полис. 1996. № 4.

С. 127.

11 См.: Мамитова, Н. В. Конституционное правосознание в российском обществе как фактор реализации конституционных идей в России // Конституц. и муницип. право. 2005. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.