Научная статья на тему 'Интегративная деятельность многопредметной выпускающей кафедры вуза как условие развития профессиональной компетенции студентов'

Интегративная деятельность многопредметной выпускающей кафедры вуза как условие развития профессиональной компетенции студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МНОГОПРЕДМЕТНАЯ КАФЕДРА / ВНУТРИКАФЕДРАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ДЕКОМПОЗИЦИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуцу Елена Геннадьевна

В статье обсуждается проблема изменений требований к деятельности преподавателя высшей профессиональной школы в связи с переходом на компетентностную модель профессионального образования. Рассматривается интегративный подход к организации деятельности многопредметной выпускающей кафедры вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATIVE ACTIVITIES OF MULTI-SUBJECT CHAIR OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS AS A WAY ENHANCEMENT TO PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS

The article discusses a problem of the changing of requirements of professional competence of teacher of university connected with transition to a competence model of professional education. The article considers the integrative approach to the organization of the activities of a graduating multi-subject Chair.

Текст научной работы на тему «Интегративная деятельность многопредметной выпускающей кафедры вуза как условие развития профессиональной компетенции студентов»

УДК 378

Е.Г. ГУЦУ, кандидат психологических наук, доцент, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail: [email protected]

ИНТЕГРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МНОГОПРЕДМЕТНОЙ ВЫПУСКАЮЩЕЙ КАФЕДРЫ ВУЗА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ

E.G. Gutsu

INTEGRATIVE ACTIVITIES OF MULTI-SUBJECT CHAIR OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS AS A WAY ENHANCEMENT TO PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS

В статье обсуждается проблема изменений требований к деятельности преподавателя высшей профессиональной школы в связи с переходом на компетентностную модель профессионального образования. Рассматривается интегративный подход к организации деятельности многопредметной выпускающей кафедры вуза.

Ключевые слова: компетентностная модель профессионального образования, многопредметная кафедра, внутрикафедральное профессиональное пространство, интегративный подход, профессионально-личностное развитие, декомпозиция компетенций.

The article discusses a problem of the changing of requirements of professional competence of teacher of university connected with transition to a competence model of professional education. The article considers the integrative approach to the organization of the activities of a graduating multi-subject Chair.

Key words: competence model of professional education, multi-subject Chair, inner professional space, integrative approach, professional-personal enhancement, decomposition of competencies.

Реализация ФГОС ВПО третьего поколения связана с переосмыслением показателей качества обучения в вузе [1, 3, 5, 16]. Планируемые результаты обучения и система их оценки приближаются к особенностям формируемой профессиональной деятельности и выражаются в терминах «профессиональная компетентность», «профессиональная компетенция» [2, 4, 6, 17, 20].

Компетенции как ожидаемый результат высшего профессионального образования сложны по структуре и формируются в течение длительного времени. Поэтому их развитие не может быть задачей освоения только одной учебной дисциплины. Это становится общей целью всех преподавателей, работающих с данной группой студентов [13]. Поэтому спецификой организации учебного процесса при компетентностно-ориентированном подходе является то, что его эффективность зависит не только и не столько от деятельности отдельных, даже очень талантливых, преподавателей, сколько от работы целостного педагогического коллектива, «коллективного субъекта педагогической деятельности».

Как показывает ряд исследований, в том числе и наши, оптимальные условия для профессионально-личностного развития студентов создает многопредметная выпускающая кафедра вуза, где преподаватели-разнопредметники (психологи, педагоги, методисты) объединены общим профессиональным «пространством» и единой профессиональной целью (подготовка компетентного специалиста) [7, 8, 9, 11,12,18].

Наиболее существенными специфическими характеристиками полисубъектного профессионального взаимодействия преподавателей многопредметной кафедры вуза являются следующие:

- центрация содержательных компонентов деятельности преподавателей в соответствии с компетентностной моделью выпускника;

- построение интегративного содержания обучения студентов;

- непрерывная коррекция создаваемого проекта образовательной деятельности в соответствии с программами общекафедральных целей;

- соответствие модели деятельности преподавателей и модели ее осуществления особенностям конкретной студенческой группы [10].

Логику построения интегративной деятельности многопредметной выпускающей кафедры вуза над развитием профессиональной компетенции студентов рассмотрим на примере формирования одной из профессиональных компетенций, входящих в модель выпускника по профилю подготовки «Психология и педагогика начального образования» (бакалавриат) - ПКПП-2 - Готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи [19].

На начальном этапе преподаватели, вовлеченные в процесс формирования конкретной компетенции, осуществляют ее декомпозицию, выделяя профессионально-деятельностные (когнитивные, интеллектуальные и практические) и профессионально-личностные ее компоненты [14] (таблица 1).

Таблица 1 - Декомпозиция профессиональной компетенции будущих учителей начальных классов ПКПП-2 - Готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи

ПКПП-2. Готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие

решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи

Компоненты компетенции

Профессионально-деятельностные Профессионально-

Когнитивные Деятельностные личностные

Интеллектуальные Практические

Знает особенности Способен Использует методы и Испытывает

организации психолого- анализировать методики диагностики заинтересованность

педагогических целостный и развития в

исследований и педагогический личностного, исследовательской

коррекционно- процесс как сложную, познавательного и и коррекционно-

развивающих многомерную, коммуникативного развивающей

мероприятий в области постоянно развития детей для деятельности в

начального образования. меняющуюся решения конкретных сфере образования.

Знает диагностические профессиональную профессиональных Осознает

признаки, выявляющие реальность. задач. возможность

индивидуальные Способен Применяет навыки заниматься

особенности детей анализировать психолого- исследованием как

разных возрастов; возможность и педагогической ценность.

основные методы целесообразность диагностики и Проявляет себя как

диагностики и приемы использования коррекционно- грамотный,

развития личности, диагностических развивающей работы в корректный

интеллекта, общения, методик педагогическом исследователь.

межличностных коррекционно- процессе. Понимает и

отношений взрослых и развивающих Умеет адаптировать принимает

детей. мероприятий с точки диагностические этическую и

Понимает зрения их методики к нравственную

профессиональную значимость исследовательского и развивающего подхода в учебно-воспитательной деятельности учителя начальных классов

соответствия исследовательской и профессиональной задаче, возрасту испытуемых, учитывая их совместимость и взаимодополняемость

конкретной

профессиональной

задаче.

Умеет планировать и осуществлять коррекционно-развивающую работу с ребенком на основе данных психолого-педагогической диагностики

сторону

психологического

исследования и

коррекционно-

развивающей

работы в сфере

образования.

Проявляет

гуманистическую

педагогическую

направленность

Вторым шагом является осознание места формируемой компетенции в общей структуре профессиональной подготовки студентов. Поэтому более информативным для преподавателя при составлении учебных и рабочих программ и планировании учебного процесса становится не просто выделение базовых и последующих учебных дисциплин, а выделение базовых компетенций и компетенций, которые будут развиваться на основе данной в последующих курсах. В таблице 2 приведена система развития компетенции ПКПП-2.

Таблица 2 - Система развития профессиональной компетенции будущих учителей начальных классов ПКПП-2 - Готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи

ПКПП-2. Готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи

Базовые компетенции Компетенции, формируемые на основе данной

ОПК-1. Способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях. ОПК-2. Готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях. ОПК-3. Готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов. ОПК-5. Готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую. ОПК-8. Способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики. ПКПП-1. Способен организовывать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития. ПКПП-5. Способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей. ПКПП-6. Способен эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности. ПКПП-7. Способен выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка

ПКПП-3. Способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики

Третьим шагом при планировании процесса развития профессиональной компетенции в учебном процессе является построение кластеров учебных курсов, в рамках которых осуществляется формирование данной компетенции и составляющих ее компонентов. Преподаватели определяют необходимый уровень их освоения в рамках изучения конкретных предметных дисциплин, обеспечивающий успешность последующих этапов их формирования в последующих учебных курсах.

В таблице 3 представлен кластер учебных курсов, направленных на развитие профессиональной компетенции ПКПП-2.

Таблица 3 - Интегративная система развития отдельных профессиональной компетенции будущих учителей начальных классов ПКПП-2 в структуре деятельности многопредметной кафедры вуза

ПКПП-2. Готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи

Дисциплина К Компоненты компетенции

у Профессионально-деятельностные Профессионал

р Когнитивные Деятельностные ьно-

с Интеллектуальны е Практические личностные

Общая и экспериментальная психология с практикумо м 1 Понимает основные принципы организации психологического исследования. Знает основные категории и понятия психологической науки; классификацию методов психологического исследования Способен анализировать учебную и научную психологическую литературу, достоинства и недостатки основных методов психологическог о исследования Использует стандартные психологические диагностические методики. Применяет простейшие методы обработки и презентации данных эмпирического исследования Заинтересован -но и добросовестно относится к психологическому исследованию. Проявляет познавательну ю мотивацию

Психология развития 1 Понимает основные принципы организации исследования в области психологии развития. Знает классификацию методов Способен анализировать учебную и научную психологическую литературу, достоинства и недостатки основных методов психологии Использует стандартные диагностические методики для изучения особенностей возрастного развития. Применяет простейшие методы Заинтересован -но и добросовестно относится к исследованию в области психологии развития. Проявляет познавательну ю мотивацию

исследования в развития, сферу обработки и учения

области их применения презентации

психологии данных

развития эмпирического исследования

Психология 2 Понимает Способен Использует Заинтересован

детей специфику анализировать адекватные -но относится

дошкольного использования возможности и целям к изучению

, младшего диагностических ограничения исследования возрастных

школьного, методов при диагностических диагностические особенностей

подрост- изучении детей методов и и развивающие детей.

кового разных возрастов. развивающих процедуры. Понимает и

возрастов Знает основные приемов при Применяет принимает

поисковые осуществлении стандартные этическую и

интернет-ресурсы, диагностико- диагностические нравственную

содержащие развивающей методики для сторону

актуальный работы с детьми изучения психологичес-

диагностический разных особенностей кого

и развивающий возрастных групп возрастного исследования.

материал по исходя из развития Проявляет

изучению и требований личности и учебно-

развитию достоверности, интеллекта детей профессионал

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

личности и объективности, разных ь-ную

интеллекта детей научности и возрастов, мотивацию

разных возрастов эффективности методы обработки и презентации эмпирических данных Умеет подобрать адекватные конкретной задаче развивающие приемы

Социальная 2 Понимает Способен Использует Заинтересован

психология специфику анализировать методы -но относится

использования возможности и социальной к

диагностических ограничения психологии для исследованию

методов при методов решения и

изучении диагностики конкретных осуществлени

общения, общения, диагностических ю

межличностных поведения и задач. развивающее-

отношений межличностных Применяет коррекционно

взрослых и детей. отношений диагностические й работы в

Знает основные взрослых и детей методики, области

методы разных адекватные социальной

диагностики возрастов; исследовательско психологии в

общения, возможности и й задаче и сфере

межличностных специфику возрасту образования.

отношений, использования испытуемых. Понимает и

поведения взрослых и детей. Знает диагностические признаки нарушений в сфере общения и межличностных отношений детей разных возрастов и возможности их коррекции коррекционно-развивающих мероприятий по оптимизации общения и межличностных отношений детей разных возрастов друг с другом и с учителем, детско-родительских отношений Умеет составить простейший диагностический комплекс в соответствии с исследовательско й задачей, спланировать развивающе-коррекционную работу по оптимизации общения детей принимает этическую и нравственную сторону психологического исследования. Проявляет учебно- профессионал ь-ную мотивацию

Педагогическая психология 2 Понимает значимость исследовательског о подхода в педагогической психологии. Знает методы исследования и диагностические признаки нарушений учебной мотивации, учебной деятельности, познавательных процессов детей Способен анализировать диагностические методики с позиции возможности оценки изменений интеллекта и личности ребенка под влиянием обучения, воспитания и развивающее- коррекционной работы Использует теоретические знания по психологии для формулировки диагностических и развивающее- коррекционных целей. Применяет теоретические психологические знания для решения учебно- профессиональн ых задач Заинтересован -но относится к исследованию в области педагогическо й психологии. Проявляет учебно- профессионал ь-ную мотивацию. Формировани е гуманистической педагогическо й направленност и

Психолого-педагогическая диагностика. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследовани й 3 Знает основные количественные и качественные методы психолого- педагогических исследований. Понимает целесообразность применения качественных и количественных методов в психолого- педагогических исследованиях Способен анализировать диагностические процедуры с позиции их точности, объективности, научности, контроля переменных Использует знания по психологии в решении теоретических и профессиональн ых задач. Применяет качественные и количественные методы исследований для решения практических задач образования Заинтересован -но относится к исследованию в области образования. Проявляет учебно- профессионал ь-ную мотивацию. Формировани е гуманистической педагогическо й направленност

и

Методика 4 Знает Способен Использует Заинтересован

начального диагностические анализировать стандартные -но относится

обучения признаки развития предметное методы и к психолого-

русскому мотивации, содержание технологии, педагогичес-

языку и учебных курсов русского направленные на кому

литературно действий, языка и чтения в решение исследованию

му чтению социальных начальной школе диагностических и

действий у детей, (в разных и коррекционно- коррекционно

выявляемые на системах развивающих -развивающей

уроках русского обучения) с задачи на уроках работе в

языка и чтения. точки зрения его русского языка и области

Понимает диагностических чтения в начального

диагностические возможностей и начальной школе образования.

и развивающее- развивающих Применяет Проявляет

коррекционные эффектов стандартные учебно-

возможности методы и профессионал

уроков русского технологии ь-ную

языка и чтения диагностической мотивацию.

и коррекционно- Формировани

развивающей е

работы для гуманистичес-

решения кой

конкретных педагогическо

учебно- й

профессиональн направленност

ых задач и

Методика 4 Знает Способен Использует Заинтересован

начального диагностические анализировать стандартные -но относится

обучения признаки развития предметное методы и к психолого-

математике мотивации, содержание курса технологии, педагогичес-

учебных математики в направленные на кому

действий, начальной школе решение исследованию

социальных (в разных диагностических и

действий у детей, системах и коррекционно- коррекционно

выявляемые на обучения) с развивающих -развивающей

уроках точки зрения его задачи на уроках работе в

математики. диагностических математики в области

Понимает возможностей и начальной школе. начального

диагностические развивающих Применяет образования.

и развивающее- эффектов стандартные Проявляет

коррекционные методы и учебно-

возможности технологии профессионал

уроков диагностической ь-ную

математики в и коррекционно- мотивацию.

начальной школе развивающей Формировани

работы для е

решения гуманистичес-

конкретных кой

учебно- педагогическо

профессиональн й

ых задач направленност и

Методика 4 Знает Способен Использует Заинтересован

преподавани диагностические анализировать стандартные -но относится

я технологии признаки развития предметное методы и к психолого-

в начальной мотивации, содержание курса технологии, педагогичес-

школе с учебных технологии в направленные на кому

практикумо действий, начальной школе решение исследованию

м социальных с точки зрения диагностических и

действий у детей, его и коррекционно- коррекционно

выявляемые на диагностических развивающих -развивающей

уроках возможностей и задачи на уроках работе в

технологии. развивающих технологии в области

Понимает эффектов начальной школе. начального

диагностические Применяет образования.

и развивающее- стандартные Проявляет

коррекционные методы и учебно-

возможности технологии профессионал

уроков диагностической ь-ную

технологии в и коррекционно- мотивацию.

начальной школе развивающей работы для решения конкретных учебно- профессиональн ых задач Формировани е гуманистической педагогическо й направленност и

Моделирова- 4 Знает основные Способен Использует Заинтересован

ние методы анализировать индивидуальные -но относится

образователь диагностики и возможность и и групповые к

-ного коррекции целесообразность формы исследованию

процесса в личности, использования диагностики. в области

начальной интеллекта, диагностических Применяет практической

школе с общения, развивающее- диагностические психологии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

практикумо межличностных коррекционных методики, начального

м отношений методик с точки адекватные образования.

взрослых и детей зрения их конкретной Понимает и

разных соответствия профессионально принимает

возрастных групп. конкретной й задаче и этическую и

Понимает профессионально возрасту нравственную

профессиональну й задаче, испытуемых. сторону

ю значимость возрасту Умеет составить психологичес-

исследовательског испытуемых, простейший кого

о подхода в сфере учитывая их диагностический исследования

образования совместимость и взаимодополняемость комплекс в соответствии с исследовательско й и практической профессионально й задачей и коррекционно -развивающей работы. Проявляет учебно-

профессионал

ь-ную

мотивацию и

гуманистичес-

кую

направленност ь

Организация 4 Понимает Способен Использует Заинтересован

подготовки значимость анализировать индивидуальные -но относится

ребенка к диагностики диагностические и групповые к

школе исходного уровня и развивающее- формы исследованию

готовности к коррекционные диагностики и в области

обучению и комплексы и коррекции, практической

динамики системы с точки целостные психологии

развития ее зрения их диагностические образования.

компонентов в теоретических комплексы. Понимает и

ходе развивающей оснований, Применяет принимает

работы. целесообразности диагностические этическую и

Знает основные , оптимальности, и развивающее- нравственную

методы эффективности, коррекционные сторону

диагностики соответствия методики, психологичес-

психологической конкретной адекватные кого

готовности профессионально исследовательско исследования

ребенка к й задаче й и практической и

обучению в профессионально коррекционно

школе, приемы й задаче и -развивающей

развития и возрасту работы в

коррекции испытуемых. сфере

компонентов Умеет начального

готовности к составить образования.

обучению в диагностический Проявляет

процессе и развивающее- учебно-

развивающей коррекционный профессионал

работы комплекс в соответствии с профессионально й задачей, требованиями образовательного учреждения ь-ную мотивацию. Проявление гуманистической педагогическо й направленност и

Исследо- 5 Знает Способен Применяет Заинтересован

вательская особенности анализировать диагностические -но относится

деятельность организации конкретные методики, к

педагога психолого- проблемы и адекватные исследованию

начального педагогических ситуации в конкретной в области

образования исследований в деятельности исследовательско практической

области учителя й и практической психологии

начального начальных профессионально образования.

образования. классов, й задаче в сфере Понимает и

Понимает профессиональну требующие решения начального образования. принимает этическую и

ю значимость диагностических Умеет нравственную

исследовательског и развивающее- составить проект сторону

о подхода в коррекционных исследования и психологическ

деятельности задач развивающее- о-го

учителя начальных классов коррекционной работы в сфере начального образования исследования в сфере образования. Проявляет гуманистическую

педагогическу ю направленност ь

Выстроенная таким образом интегративная система высвечивает перед студентами внутри- и междисциплинарные связи, обеспечивает преемственность развития профессиональных компетенций при изучении разного предметного содержания и целостность образовательного процесса в вузе, необходимого для реализации федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азарова, Р.Н. Проектирование компетентностно-ориентированных и конкурентоспособных основных образовательных программ ВПО, реализующих ФГОС ВПО. Методические рекомендации / Р.Н. Азарова, Н.В.Борисова, В.Б. Кузов // - М., Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. - 81 с.

2. Бермус, А.Г. Российское педагогическое образование в контексте Болонского процесса / А.Г. Бермус // Педагогика. - 2005. - № 10. - С. 102-109.

3. Блинов, В.И. Профессиональные стандарты педагогической деятельности / В.И. Блинов // Педагогика. - 2010. - № 5. - С. 46-54.

4. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10.

5. Болотов, В.А. Система оценки качества российского образования / В.А. Болотов, Н.Ф. Ефремова // Педагогика. - 2006. - № 1. - С. 22-31.

6. Болотов, В.А. Размышления о педагогическом образовании / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2007. - № 9. - С. 3-11.

7. Володько, Н.В. Интегративная деятельность психолого-педагогической кафедры вуза / Н.В. Володько, Т.М. Сорокина // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2009. - № 4(39). - С.67-69.

8. Володько, Н.В. Психологические аспекты совершенствования профессиональной компетентности педагогов в условиях психолого-педагогического пространства / Н.В. Володько // Изв. Южного федерального ун-та. Пед. науки. - 2009. - № 2. - С. 146-152.

9. Гуцу, Е.Г. Диагностика деятельностного компонента профессиональной компетенции преподавателя вуза / Е.Г. Гуцу // Высшее образование в России. - 2012. - № 7. - С. 107-112.

10. Гуцу, Е.Г. Система совершенствования профессиональной компетенции преподавателя в структуре деятельности научно-методического семинара многопредметной выпускающей кафедры вуза // Педагогические условия развития личности: теория и практика (книга 2) [монография]. - Москва: Издательство Перо, 2013 г. - 262 с. - С.196 -209.

11. Гуцу, Е.Г. Диагностические действия в структуре деятельностного компонента профессиональной компетенции преподавателя вуза / Е.Г. Гуцу, Т.М. Сорокина // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 1 (Электронный журнал); URL: http://www.science-education.ru/115-11862 (дата обращения: 28.01.2014)

12. Гуцу, Е.Г. Аналитические действия в структуре деятельностного компонента профессиональной компетенции преподавателя вуза / Е.Г. Гуцу, Т.М. Сорокина // Приволжский научный журнал, № 1 (29). Периодическое научное издание. Н. Новгород, ННГАСУ, 2014. - С. 224-227.

13. Гуцу, Е.Г. Научно-методический семинар в повышении профессиональной компетенции преподавателей педагогического вуза / Е.Г. Гуцу, Т.М. Сорокина // Нижегородское образование. 2013. № 2. - С.111-115.

14. Компетентносно-ориентированная стратегия профессиональной подготовки педагога: коллективная монография / под ред. Л.Е. Шапошникова, В.В. Николиной, О.А. Сафоновой. -Н.Новгород: НГПУ, 2011.

15. Сенько, Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций / Ю.В. Сенько. - М., 2000. - 240 с.

16. Сергеев, Н.К. Педагогическое образование: поиск инновационной модели / Н.К. Сергеев // Педагогика. - 2010. - № 5. - С. 66-73.

17. Сериков, В.В. Природа педагогической деятельности и особенности профессионального образования педагога / В.В. Сериков // Педагогика. - 2010. - № 5. -С.29-37.

18. Сорокина, Т.М. Психологические условия развития профессиональной компетенции

учителя начальной школы: Диссертация.....доктора психол. наук. - Н. Новгород, 2002. - 374

с.

19. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс] // Режим доступа: osu.ru/docs/fgos/proekt/bak 44.. Дата обращения: 1. 10. 2014

20. Шемет, О.В. Дидактические основы компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании / О.В. Шемет // Педагогика. - 2009. - № 10. - С. 16-22.

© Гуцу Е.Г., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.