Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ТРЕХОСЕВОЙ МИКРОАКСЕЛЕРОМЕТР ТУННЕЛЬНОГО ТИПА'

ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ТРЕХОСЕВОЙ МИКРОАКСЕЛЕРОМЕТР ТУННЕЛЬНОГО ТИПА Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
86
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЭМС / МИКРОЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / АКСЕЛЕРОМЕТР / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ДИЗАЙН / ДАТЧИК / СЕНСОР / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / MEMS / MICROELECTROMECHANICAL SYSTEM / ACCELEROMETER / MODELING / DESIGN / SENSOR / MATHEMATICAL MODEL

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Денисенко М. А., Исаева А. С., Рахматулин А. Ш., Попов В. Д.

В статье приводится конструкция и обсуждаются технологические основы изготовления трехосевого интегрального микромеханического акселерометра туннельного типа. Рассмотрена технология управляемой самоорганизации механически напряженных полупроводниковых слоев GaAs/InAs. Описан принцип работы акселерометра на основе туннельного эффекта. Предложенная конструкция была промоделирована и оптимизирована с использованием САПР ANSYS. Полученные результаты моделирования могут быть использованы для разработки высокотехнологичных прецизионных трехосевых МЭМС-сенсоров линейных ускорений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Денисенко М. А., Исаева А. С., Рахматулин А. Ш., Попов В. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED THREE-AXIS TUNNELING MICRO-ACCELEROMETER

The article describes the design of the integral micromechanical sensor of linear accelerations of the capacitive type; A construction method is briefly described using the self-assembly operation based on controlled self-organization of mechanically stressed semiconductor GaAs / InAs layers. The design of the capacitive accelerometer was modeled in the CAD system ANSYS, where static and modal analysis were performed. The results of mathematical modeling meet the requirements of modern micromechanical accelerometers, and allow them to be used for the further development of structures of this type. The obtained data can be used in particular for calculating the recommended parameters in the development of methods for designing capacitive sensors of angular velocities and linear accelerations and for developing more accurate models of MEMS structures.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ТРЕХОСЕВОЙ МИКРОАКСЕЛЕРОМЕТР ТУННЕЛЬНОГО ТИПА»

Интегральный трехосевой микроакселерометр туннельного типа

М.А. Денисенко, А.С. Исаева, А.Ш. Рахматулин, В.Д. Попов

Южный федеральный университет, институт нанотехнологий, электроники и приборостроения, кафедра конструирования электронных средств, г. Таганрог

Аннотация: В представленной работе приводится конструкция и технология, а также обсуждаются технологические основы изготовления трехосевого интегрального микромеханического акселерометра туннельного типа. Рассмотрены технологические особенности управляемой самоорганизации механически напряженных полупроводниковых слоев GaAs/InAs для получения структур МЭМС-сенсоров. Приведен принцип работы туннельного акселерометра. Предложенная конструкция была промоделирована и оптимизирована с использованием САПР ANSYS. Полученные результаты моделирования могут быть использованы для разработки высокотехнологичных прецизионных трехосевых МЭМС-сенсоров линейных ускорений. Ключевые слова: микроэлектромеханическая система, МЭМС, дизайн, датчик, сенсор, акселерометр, моделирование, математическая модель.

Введение

Микроэлектромеханические системы (МЭМС) в настоящее время находят широкое применение в различных сферах, таких как: производство носимой электроники, бытовых устройств, игровых консолей и игрушек, а также в транспортной, космической и военной отраслях [1,2]. Значительную долю рынка МЭМС составляют механико-электрические системы (сенсоры) или электромеханические системы (актюаторы), имеющие микро - и наноразмеры.

Такое распространение они получили за счет развития технологий, которые позволяют получать устройства малых размеров, с низким энергопотреблением и относительно невысокой ценой для конечного потребителя. Современные подходы к проектированию МЭМС и развитие технологий производства позволяют использовать микросистемы в различных средах, в широком диапазоне температур, влажности и давлений, что еще шире предопределило их использование [3,4,5]. Технология изготовления подобных систем основывается или на интеграции МЭМС и кремниевой (или другой полупроводниковой) интегральной схемы (ИС) на

М Инженерный вестник Дона, №6 (2020) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n6y2020/6516

подложке при помощи микросборки, или в применении подхода, когда МЭМС часть изготавливается вместе с ИС в едином технологическом цикле.

Конструкция акселерометра

Предложенная конструкция трехосевого микроакселерометра состоит из трех сенсоров, выполненных на одной подложке в едином технологическом цикле: двух вертикального типа и одного горизонтального типа (Патент Яи (11) 2 660 412(13) С1 2018 г.). Сенсорные элементы, каждый из которых является одноосевым акселерометром, могут быть получены с применением одних и тех же принципов, и материалов и отличаются только в ориентации подвижной части и соответствующих контактов, что показано на рисунке 1.

1 - подложка; 2 - сенсор, чувствительный вдоль оси У; 3 - сенсор, чувствительный вдоль оси X; 4 - сенсор, чувствительный вдоль оси 2 Рис. 1. - Структура микромеханического акселерометра туннельного

типа

Конструкция акселерометра горизонтального типа позволяет регистрировать линейное ускорение вдоль оси, перпендикулярной плоскости подложки (7). Она подробно описана в работах [6,7].

Сенсоры вертикального типа идентичны и отличаются только ориентацией друг относительно друга под углом 90 градусов, что обеспечивает чувствительность вдоль осей, параллельных плоскости подложки (X и У). Конструкция сенсоров приведена на рисунке 2.

8 9

1 - подложка кремния; 2 - полуизолирующая подложка; 3 - упругий подвес; 4 - контактный слой; 5 - полуизолирующий слой; 6 - неподвижный электрод; 7 - неподвижный электрод, входящий в состав элекростатического актюатора; 8 - инерционная масса (ИМ); 9 -подвижный электрод; 10 - подвижный электрод, входящий в состав электростатического актюатора; 11 - контакт к неподвижному электростатическому актюатору; 12 - контакт к подвижному электроду; 13 - контакт к неподвижному электроду Рис. 2. - Структура акселерометра вертикального типа

Трехосевой акселерометр образован сенсорами вертикального типа, каждый содержит туннельный контакт, образованный подвижным (на нем сформировано острие туннельного контакта, обозначение 9 на рисунке 2) и неподвижным относительно подложки (6) электродами. Зазор составляет единицы нанометров, что и обеспечивает протекание туннельного тока.

Туннельный контакт используется для высокопрецизионной (по сравнению с традиционными емкостными и пьезоэлектрическими элементами) регистрации изменения ускорения объекта. При наличии ускорения вдоль соответствующей оси происходит отклонение ИМ (8), что изменяет расстояние между подвижным и неподвижным электродами, и, если это расстояние сокращается, приводит к появлению туннельного тока.

Технология изготовления акселерометра Предложенная конструкция выполняется с использованием принципов Принц-технологии [8], суть которой заключается в выращивании гетероструктуры, состоящей из механически напряженных полупроводниковых слоев, например, GaAs/InAs, что проиллюстрировано на рисунке 3. При эпитаксиальном выращивании данных слоев, возникает внутреннее напряжение слоев из-за разности периодов кристаллических решеток. При освобождении от подложки (селективном травлении жертвенного слоя) межатомные силы стремятся уменьшить/увеличить

расстояние между атомами, что приводит к скручиванию структуры.

Рис. 3. - Формирование слоев методом эпитаксии, из материалов с различным шагом кристаллической решетки для создания внутренних

механических напряжений [9]

Технологические операции, применяемые для получения описываемой конструкции трехосевого туннельного акселерометра, могут быть организованы таким образом, что возможно их совмещение с технологическим процессом изготовления интегральных схем на основе кремниевых технологий. Известно, что разница в шаге кристаллической решетки кремния и GaAs составляет около 4%, что препятствует расположению слоев этих материалов друг на друге непосредственно. Эта проблема может быть решена за счет применения буферных слоев -специально подобранных промежуточных полупроводниковых слоев, позволяющих осуществить плавный переход от постоянной решетки подложки кремния к постоянной решетке гетероструктурного слоя.

Все необходимые слои, формирующие структуры акселерометров, получают методом эпитаксиального выращивания в едином технологическом цикле; острие подвижного туннельного контакта формируется при помощи фокусированного ионного пучка (ФИП).

Порядок операций следующий: на подготовленной кремниевой подложке выращивается буферный слой GaP. Затем формируются слои гетероструктуры, состоящей из жертвенного слоя (AlGaAS), а также слоев InAs и GaAs, между которыми возникает внутреннее механическое напряжение, способствующее в последующих этапах самоорганизации полупроводниковых структур и окончательному формированию конструкции

акселерометров. Далее выращивается контактный слой из

++

высоколегированного эпитаксиального кремния p для снятия сигнала с гетерослоя, а в области подвижного контакта данный слой будет выполнять функцию инерционной массы. Для формирования туннельного контакта необходим зазор между формирующими его электродами порядка 1 нм, но получить такой зазор технологически в такой конструкции довольно сложно, поэтому в ней предусмотрен электростатический актюатор, с помощью

которого выполняется прецизионная установка требуемого зазора между подвижным и неподвижным контактами за счет электростатических сил. Металлический контакт актюатора выполняется из слоев материалов ^^Мл, формирующих омический контакт. На следующем этапе формируется подвижный электрод с помощью ФИП. Далее необходимо изолировать контактный слой, с которого снимается сигнал с подвижного электрода, от последующих формирующихся контактных слоев. В качестве изоляционного слоя используется диоксид кремния, выращенный при помощи фотостимулированного осаждения SiO2 с использованием моно-дисилана. На следующем этапе выращивается неподвижный электрод туннельного контакта и неподвижный контакт актюатора из ^^Мл, эта композиция материалов позволяет улучшить адгезию к поверхности, так слой Pt термодинамически стабилен и не позволяет мигрировать ^ до поверхности Au. Неподвижный электрод туннельного контакта и неподвижный контакт актюатора изолируются слоем SiO2. На данном этапе структура сформирована и остается высвободить подвижную часть акселерометра при помощи селективного травления жертвенного слоя AlGaAs, подбирая точное время травления можно добиться скручивания структуры на определенный угол. Конструкция вертикально ориентированного туннельного микроакселерометра с указанием материалов областей приведена на рисунке 4. В данной работе приводится технология только для сенсора вертикального типа, т.к. для сенсора горизонтального типа технология будет практически идентичной.

Рис.4. - Материалы областей конструкции акселерометра вертикального типа

Моделирование акселерометра

Для доказательства перспективности разработанной конструкции в CAD ANSYS 18.0 [10] была разработана ее макрос-модель, учитывающая реальные физико-геометрические параметры структуры. В данном моделировании был проведен статический анализ структуры, приведенный

на рисунке 5.

Рис. 5. - Результаты моделирования разработанной конструкции акселерометра под воздействием ускорения 8g вдоль оси OX

М Инженерный вестник Дона, №6 (2020) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n6y2020/6516

Численные результаты статического анализа приведены в таблице 1.

Таблица № 1

Результаты моделирования акселерометра при ускорении 8g

Направление ускорения 8g Отклонение по оси X (м) Отклонение по оси Y (м) Отклонение по оси Z (м)

+ -0.131*10-8 -0.190*10-8 -0.130*10-8

- 0.131*10-8 0.190*10-8 0.130*10-8

Был проведен расчет механической чувствительности на основании полученных данных. В результате расчетов были получены следующие величины чувствительности по каждой из осей: SensOX = 1.671*10-11м., SensOY = 2.423*10-11м., SensOZ = 1.658*10-11м. Кроме того был проведен модальный анализ для нахождения частот собственных колебаний, что позволит минимизировать или вовсе исключить вероятности вхождения всей конструкции в резонанс. Модальный анализ проводился для первых десяти мод в диапазоне от 0 до 10-109 Гц. Значения собственных частот колебаний приведены в таблице 2.

Таблица № 2

Собственные частоты колебаний

Номер частоты Значение собственной частоты колебаний (Гц) Номер частоты Значение собственной частоты колебаний (Гц)

1 38759.6 6 92623.1

2 47539.5 7 175612

3 47782.7 8 362135

4 59672 9 363186

5 92341.8 10 426870

Заключение

В данной работе описан разработанный интегральный микроэлектромеханический акселерометр туннельного типа, который способен регистрировать ускорение по всем осям и с высокой точностью. Разработана физико-топологическая модель структуры в САПР ANSYS для проведения статического и модального анализа.

Работа выполнена при финансовой поддержке совета по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых и по государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации (номер проектаМК-2130.2020.8).

Литература

1. Berkeley, S. Sensor & actuator center. 2014.URL: bsac.eecs.berkeley.edu/

2. Гурков В.А., Беляев М.А., Бакшеева А.Г. Микромеханические системы: учеб.пособие. - Петрозаводск: Из-во ПетрГУ, 2016. - 171 с.

3. Гулякович Г.Н., Северцев В.Н., Шурчков И.О. Перспективы и проблемы полупроводниковой наноэлектроники // Инженерный вестник Дона, 2012, №2 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2012/790

4. Fraden J. Handbook of Modern Sensors: Physics, Designs, and Applications. Fifth Edition. - Switzerland: Springer International Publishing, 2016. - 758 p.

5. Крекотень Ф.В. Современные МЭМС-гироскопы и акселерометры // Петербургский журнал электроники. 2011. №1. - С.81-96.

6. Denisenko M.A., Konoplev B.G., Isaeva A.S., Lysenko I.E. Integrated micro-mechanical tunneling accelerometer // J. Pharm. Sci. & Res. Vol. 9(11), 2017, pp. 2155-2158. ISSN: 0975-1459.

7. Денисенко М.А., Исаева А.С. Интегральный микромеханический туннельный акселерометр на основе управляемой самоорганизации

механически напряженных полупроводниковых слоев. Известия ЮФУ. Технические науки. - 2018. № 2(196). С. 25 - 33.

8. Prinz V.Ya. Precise semiconductor nanotubes and nanoshells fabricated on (110) and (111) Si and GaAs // Physica E. -2004. -V.23. - Pp.260-268.

9. Рындин Е.А., Приступчик Н.К. «Интегральный микромеханический туннельный акселерометр на основе напряженных слоев GaAs/InAs», Известия ЮФУ. Технические науки 01, 2009 с. 129 - 134.

10. Ломакин М.А. Особенности построения модели погрешности МЭМС-датчиков при решении навигационной задачи // Инженерный вестник Дона, 2014, №2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2014/2398

References

1. Berkeley, S. Sensor & actuator center. 2014. URL: bsac.eecs.berkeley.edu/

2. Gurkov V.A., Beljaev M.A., Baksheeva A.G. Mikromekhanicheskie sistemy [Micromechanical systems]. Ucheb.posobie. Petrozavodsk: Iz-vo PetrGU, 2016. 171 p.

3. Guljakovich G.N., Severcev V.N., Shurchkov I.O. Inzhenernyj vestnik Dona, 2012, №2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2012/790

4. Fraden J. Handbook of Modern Sensors. Switzerland: Springer International Publishing, 2016. 758 p.

5. Krekoten' F.V. Peterburgskij zhurnal jelektroniki. 2011, №1. Pp. 81-96.

6. Denisenko M.A., Konoplev B.G., Isaeva A.S., Lysenko I.E. J. Pharm. Sci. & Res. Vol. 9(11), 2017, P. 2155-2158. ISSN: 0975. 1459.

7. Denisenko M.A., Isaeva A.S. Izvestija JuFU. Tehnicheskie nauki. 2018. № 2(196). P. 25.

8. Prinz V.Ya. Physica E. 2004. V.23. pp.260-268.

9. Ryndin E.A., Pristupchik N.K. Izvestija JuFU. Tehnicheskie nauki 01, 2009 pp. 129- 134.

и

10. Lomakin M.A. Inzhenemyj vestnik Dona, 2014, №2. ЦКЬ: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2014/2398

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.