Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ЭКОЛОГИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ (НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА ПОРТУГАЛИИ)'

ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ЭКОЛОГИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ (НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА ПОРТУГАЛИИ) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
88
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / «ЗЕЛЁНАЯ ЭКОНОМИКА» / ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА / ПОРТУГАЛИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Осипченко Антон Олегович

Статья посвящена вопросам теоретической измеримости показателей экологизации экономики и практической стратегии перехода к «зелёной экономике» Португалии. Рассматриваются особенности межгосударственного «зелёного» диалога в структуре ГА ООН и противоречия между срочностью и постепенностью необходимых преобразований. Проведённый анализ соответствия интегральных показателей Португалии с индикаторами ЦУР ООН позволяет прийти к выводам о перспективности обсуждения, реализации и рефлексии состояния устойчивого развития сообществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED APPROACH TO GREENING THE ECONOMY (PORTUGUESE EXPERIENCE)

The article is devoted to the issues of Green Economy’s theoretical measurability units and Portuguese empirical strategy aimed at greening the economy. The circumstances of intergovernmental Green Dialogue for Action within the UN, as well as the contradiction between the urgency and gradualness of the further topical developments are addressed. The performed analysis of the degree of adequacy of the integral Portuguese complex indices and the indicators for the UN SDGs leads to a conclusion on the prospects for discussion, implementation and reflection status of sustainable development.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ЭКОЛОГИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ (НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА ПОРТУГАЛИИ)»

47

УДК 327

ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ЭКОЛОГИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ (НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА ПОРТУГАЛИИ)

© Осипченко Антон Олегович1

1 студент, Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия

Статья посвящена вопросам теоретической измеримости показателей экологизации экономики и практической стратегии перехода к «зелёной экономике» Португалии. Рассматриваются особенности межгосударственного «зелёного» диалога в структуре ГА ООН и противоречия между срочностью и постепенностью необходимых преобразований. Проведённый анализ соответствия интегральных показателей Португалии с индикаторами ЦУР ООН позволяет прийти к выводам о перспективности обсуждения, реализации и рефлексии состояния устойчивого развития сообществ.

Ключевые слова: экологизация экономики, устойчивое развитие, «зелёная экономика», изменение климата, Португалия.

В 2022 году предстоит подводить итоги десяти лет после конференции ООН по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро, на его третий квартал приходится середина срока, коллективно отмеренного странами-участницами на повестке дня 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, до наступления «будущего, которое они хотели» [1]. При этом, несмотря на достигнутые значительную формализацию целей и индикаторов устойчивого развития, достичь их реализации -экологизации экономики - удаётся далеко не всем хозяйствующим субъектам. Подобное состояние обусловливает актуальность совместных усилий, степень эффективности которых не зависит от статуса или положения в экономической системе.

Если концептуально изобразить феномен устойчивого развития как область полного взаимного соприкосновения трёх сфер

- экономической, социальной и экологической

- то одним из выводов из данных представленной ниже схемы (рис. 1) может стать самостоятельность отдельно взятого

государства-суверена в проведении соответствующей политики экологизации.

Рисунок 1. Концептуальная схема устойчивого развития

Однако, как показали решения Конференции ООН по изменению климата 2021 года, воздействие третьей составляющей, экологической сферы, можно охарактеризовать как глобальное. Связано это с тем, что вклад развитых и индустриальных стран в ухудшение состояния атмосферы отражается на обстановке в, казалось бы, имманентно достигших относительного равновесного развития государствах [2], одним из которых явдяется Португалия.

Так, проблема изменения климата оказывает существенное влияние как на международную повестку дня, так и на положение дел в Португальской республике. Значительные экономические потери и даже человеческие жертвы [3] приносят участившиеся в южно-средиземноморском регионе пожары, а на западе целые участки побережий уходят под воду из-за повышения уровня мирового океана [4]. Ухудшение экологической обстановки, и без того разрушительное для социальной сферы, косвенно отражается и на ВВП страны, 75% которого составляют доходы от уязвимых от состояния окружающей среды туризма и сферы услуг в целом [5].

В том числе для противостояния указанным факторам в ходе 75 сессии ГА ООН Премьер-Министр А. Кошта отметил важность координации усилий по вопросам

48

экологического спектра, особенно во время председательства Португалии в Совете ЕС с 01.01.2021 по 30.06.2021 [6]. Среди приоритетов была обозначена как раз социальная сфера, что демонстрирует склонность в первую очередь стран-членов ЕС, наравне с экономически развитыми партнёрами Европы и испытывающими воздействие изменения климата государств к учёту альтернативных по отношению к классическому ВВП потенциальных интегральных показателей развития.

Как раз в рамках тематики изменения подходов к оценке устойчивости развития, которое заключается в меньшей опоре на ВВП как недостаточно полно отражающую степень развития народного хозяйства категорию и в смещении интереса исследователей и управленцев к более комплексным показателям, целесообразным считается проведение исследования особенностей экономических, экологических и юридических преобразований в Португальской республике. Его целью является определение проблем и перспектив экологизации экономики. Выполнение цели возможно посредством осуществления следующих задач: выявление препятствий межгосударственному диалогу по проблемам экологизации экономики, констатация соотношения интегральных показателей ЦУР со статистическими данными, формализованными фактами и проектами Португалии и формирование прогнозов и обобщённых рекомендаций для государств-членов ООН.

Исторически сложившийся

трансконтинентальный характер лузитанской нации, высокие показатели соотношения береговой линии и территории [7], равно как и расположение континентальной части в низкой относительно уровня моря западной части плато Месета определяют важность для страны вопроса регулирования состояния мирового океана.

В 2021 г. Генеральная Ассамблея ООН открывает постановленное сводной

резолюцией по Мировому океану и морскому праву (A/RES/72/73) «Десятилетие ООН, посвященное науке об океане в интересах устойчивого развития» [8, с. 7]. Проводимая в рамках декады Конференция Организации Объединенных Наций по океану демонстрирует готовность участников к диалогу на высоком уровне, свидетельствует о перспективах мобилизации усилий по

реализации непосредственно 14-й и цели устойчивого развития ООН [9].

Тем не менее, существует серьёзное противоречие между краткосрочной и долгосрочной перспективами. С одной стороны, выполнение обязательств сейчас сопряжено с рядом осложнений. Как показал европейский энергетический кризис, продиктованные внешнеполитическими

имиджевыми амбициями стремительные изменения энергетической отрасли, предпринятые в надежде на осязаемые успехи в краткие сроки, не привели к ожидаемому результату, а, наоборот, лишь дестабилизировали иные сферы общественной жизни стран ЕС [3], нарушили баланс слагаемых устойчивого развития. Значит, переход на менее разрушительные для окружающей среды энергоносители представляет собой поступательный и постепенный процесс. С другой, и недопустимость дальнейшего промедления явно осознаётся представителями и лидерами организаций, объединений, государств, деловых кругов и экспертных сообществ. В частности, Генеральный секретарь ООН А. Гуттереш подчёркивал необходимость удержать повышение глобальной температуры на уровне 1,5 °С в течение последующих 10 лет

[10]. В свою очередь, генеральный директор фонда Océano Azul Т. Питта-е-Кунья сделал следующее заявление: «Решения, необходимые для урегулирования кризиса в океане, слишком долго откладывались, как и аналогичные действия по борьбе с изменением климата»

[11].

Однако не все акторы в равной степени намерены принимать своевременные действия. К примеру, конференция в Мадриде несмотря на достигнутые договорённости, оказалась недостаточно результативной во многом потому, что мера ограничения собственного благополучия оказалась непритягательной для индустриальных и зависимых от использования или экспорта углеводородов стран, что можно наблюдать при контент-анализе программных заявлений лидеров-участников после Конференции ООН по изменению климата (COP25) [12]. От подобного коллективного воздержания страдают в первую очередь малые островные и аграрные государства, равно как и южно-средиземноморские страны (в число которых входит и Португалия).

В соответствии с португальской доктриной, при выработке сценариев

49

согласования вынужденно стадиальных мер с временным ограничением возможным представляется обращение к положениям Киотского протокола, вплоть до их частичного обновления, которое затрагивало бы измеримость, интегральность обязательств, вносило бы выработанные индикаторы и показатели, вводило бы сроки исполнения и обеспечивало бы достижимость его позиций [13]. Помимо же статистических изысканий -относящихся к кругу экономической сферы подходов к измерению устойчивого развития -целесообразным представляется параллельное улучшение состояния сфер двух оставшихся кругов - социальной и экологической.

В случае неэффективности

переговоров «недели на высоком уровне» сессии ГА ООН, возможно обращение к билатеральным проектам и решениям отдельно взятого государства. В этой связи возможно проанализировать шаги, достижения и планы португальского руководства.

Во-первых, в рамках принятой правительством Португалии Программы Действий по Адаптации к изменению Климата Р-3АС предполагается использование водородного топлива для транспорта, нормативное ограничение опасных выбросов и снижение степени уязвимости экосистем [14, с. 26].

Так, переход на водородный транспорт позволит сократить число выбросов веществ в атмосферу. Показатель мелких частиц РМ 2.5 к контрольному 2017 г. в Португалии составил 8.16 мкг/м3, что соответствует 6 месту в Европе и 10 месту в мире [15]. Даже несмотря на то, что страны по-разному готовы к изменению транспортной инфраструктуры, лидеры по автомобильному трафику и грузовым перевозкам находятся в группе первых 10% согласно значениям их нормированных взвешенных оценочных показателей [16, с. 33].

Во-вторых, защита экосистем достигается не только распространённым в мировой практике путём расширения морских охраняемых районов (МОР) [17, с. 30], но и посредством выделения охраняемых территорий на суше. Самым выразительным примером таковых является опыт регулирования биоразнообразия на архипелаге Мадейра. Так, около 67,0 % территории архипелага объявлены Региональным Правительством Мадейры «заповедной зоной с различным уровнем охраны» [18, с. 150], что способствует сохранению лесных массивов,

акватории и атмосферы трансатлантического региона.

В-третьих, примечательны усилия португальской стороны по созданию особой среды городов и населённых пунктов. Предметом гордости португальского руководства служат многочисленные пляжи, в частности, их состояние. Всего Фонд экологического образования наградил Голубым Флагом - международной наградой побережьям, вода в которых отвечает высоким стандартам качества - 399 пляжей и заливов, что выводит Португалию на 6 место по количеству Флагов в мире [19]. Это отчасти обусловлено особым правовым режимом побережий: в соответствии с законом 54/2005 запрещается возведение построек в 50 метрах от береговой линии [20, с. 6521]. В равной степени сельское хозяйство страны, вносящее 932 млн. евро в ВВП, минимально подвергнуто пагубной химизации [21], а благодаря стабильно функционирующей системе сортировки отходов и высокому уровню экологической сознательности граждан удаётся сочетать равновесие между инвестициями в социальный и экологический аспекты устойчивого развития [22].

В-четвёртых, уже к 2020 г. больше половины всей электроэнергии вырабатывалось с помощью возобновляемых источников [23]. К 2050 году в соответствии со стратегией Министерства по охране окружающей среды и климата Португалии планируется осуществить полный переход к углеродной нейтральности. Уже к 2030 г. будет прекращена эксплуатация двух оставшихся угольных ТЭС, ведь в связи с диверсификацией энергоносителей зелёная генерация при благоприятных условиях достигала 100% энергопотребления [24, с. 133134].

Также для экологизации экономики в Португалии характерны следующие перспективные меры:

1. Внедрение проекта «P2FUEL», направленного на расширение применения транспорта на водородном топливе в рамках национальной стратегии достижения углеродной нейтральности «БМ-И2» [25, с. 3638];

2. Реализация программы «М.Л.КБ.» по защите уязвимых приморских территорий и

50

сохранения биоразнообразия Атлантики [14, с. 21-22];

3. Приведение профильной юридической базы (законы №54/2005 и №115/2010) в соответствие с Директивами Европарламента № 2000/60 и 2007/60, особенно в пунктах, затрагивающих характер застройки прибрежных территорий и меры борьбы с наводнениями и подъёмом уровня мирового океана [20, с. 6523];

4. Достижение рекомендованных Международным Энергетическим Агентством показателей в 80% электроэнергии (16065 гигаватт), выработанной с использованием возобновляемых источников (при текущих 71,6% и 14387ГВт соответственно) [23].

Стало быть, несмотря на среднее положение в рейтинге стран по номинальному ВВП [5], Португалия сохраняет лидерство по данным иных социетальных и экономических индикаторов, на своём примере доказывая важность более многогранного и комплексного учёта степени устойчивости развития.

Таким образом, возможно утверждать, что, несмотря на противоречивость общих декларативных формулировок достижения состояния устойчивого развития, намечаются положительные тенденции в области формализации показателей и мер, направленных на экологизацию экономики. Это приводит к постепенным преобразованиям в региональных, локальных и государственных экономических системах. Обмен опытом проведения комплексов подобных мер на международных площадках может

способствовать достижению в обусловленные делегатами сроки «будущего, которое мы хотим».

Список источников и литературы:

1. Резолюция Л/66/288 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.un.org/en/development/desa/ population/migration/generalassembly/do cs/globalcompact/A_RES_66_288.pdf

2. Данные официального сайта COP21 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ukcop26.org/end-of-coal-in-sight-at-cop26/

3. Материал издания «Politico» о воздействии климата на ЕС и непосредственно Португалию [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https ://www.politico. eu/article/how-

climate-change-will-widen-european-

divide-road-to-cop26/

4. Данные Всемирного банка о влиянии повышения уровня океана на Португалию [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://climateknowledgeportal.worldban k.org/country/portugal/impacts-sea-level-rise

5. Данные ОЭСР о мировом и португальском ВВП [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://data.oecd.org/gdp/gross-domestic-product-gdp.htm#indicator-chart

6. Положения официального медиаресурса, посвящённого председательству Португалии в Совете ЕС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.2021portugal.eu/en

7. Данные всемирной книги фактов ЦРУ о береговых линиях стран мира [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https ://www.nationsencyclopedia. com/W

orldStats/CIA-World-Factbook-

Coastline.html

8. Резолюция A/RES/72/73 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.un.org/en/development/desa/ population/migration/generalassembly/do cs/globalcompact/A_RES_72_73.pdf

9. Официальный сайт Конференции ООН по океану [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.un.org/ru/conferences/ocean 2022

10. Позиция Генерального Секретаря ООН А. Гуттереша по степени глобального потепления [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://news.un.org/ru/story/2020/10/1388 012

11. Заявление Т. Питта-е-Кунья [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://www.sularu.com/news/10002/125 73

12. Заявления Генерального секретаря и участников COP25 [Электронный

51

ресурс]. - Режим доступа: https://www.bbc.com/news/science-environment-50801493

13. Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://www.un.org/ru/documents/decl_co nv/conventions/kyoto. shtml

14. Программа Действий по Адаптации к изменению Климата P-3AC [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://files.dre.pt/1s/2019/08/14700/0001 000045.pdf

15. Данные агентства IndexMundi о выбросах мелких частиц PM [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://www.indexmundi.com/facts/indica tors/EN.ATM.PM25.MC.M3/rankings/eu rope

16. Везироглу Айфер. Преимущества ускоренного введения в эксплуатацию транспортных средств на водородном топливе: анализ оценочных показателей / Везироглу Айфер, Макарио Розарио // International Scientific Journal Life and Ecology. -2014. - № 1. - С. 54-55.

17. Резолюция A/70/75 ООН [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://undocs.org/en/AZRES/70/75

18. Гольдин Е.Б. Архипелаг Мадейра: охрана природы и туризм / Е. Б. Гольдин // Геополитика и экогеодинамика регионов. - 2018. -№4. - С. 148-158.

19. Данные Фонда Экологического Образования о голубых флагах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.blueflag.global/all-bf-sites

20. Закон 11 54/2005 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://files.dre.pt/1s/2005/11/219a00/652 06525.pdf

21. Данные об основных экономических показателях Португалии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.tradingeconomics.com/portugal/ gdp-from-agriculture

22. Данные проекта Ecoponto о деятельности муниципалитетов [Электронный ресурс]. - Режим

доступа:

http ://www. omeuecoponto.pt/scid/omeue coponto/defaultCategoryViewOne.asp?ca tegoryId=274

23. Данные Европейского объединения CMS об использовании регенеративной энергии в Португалии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cms.law/en/int/expert-guides/cms-expert-guide-to-renewable-energy/portugal

24. Зимаков, А. В. Есть ли будущее для угольных ТЭС в Европе? / А. В. Зимаков // Вестник МГИМО Университета. - 2017. - № 5(56). - С. 130-150.

Доклад министра по охране окружающей среды и климата [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://unfccc.int/sites/default/files/resource/RNC2 050_EN_PT%20Long%20Term%20Strategy.pdf

INTEGRATED APPROACH TO GREENING THE ECONOMY (PORTUGUESE EXPERIENCE)

Osipchenko Anton Olegovich,

student, Siberian Federal university, Krasnoyarsk, Russia

Abstract: The article is devoted to the issues of Green Economy's theoretical measurability units and Portuguese empirical strategy aimed at greening the economy. The circumstances of intergovernmental Green Dialogue for Action within the UN, as well as the contradiction between the urgency and gradualness of the further topical developments are addressed. The performed analysis of the degree of adequacy of the integral Portuguese complex indices and the indicators for the UN SDGs leads to a conclusion on the prospects for discussion, implementation and reflection status of sustainable development.

Keywords: greening the economy, sustainable development, Green Economy, climate change, Portugal.

Рукопись поступила: 10 апреля 2022 г. Submitted: 10 April 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.