Научная статья на тему 'Интегральные спецкурсы в формировании субъектно-этического отношения педагогов профессионального обучения к природе'

Интегральные спецкурсы в формировании субъектно-этического отношения педагогов профессионального обучения к природе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегральные спецкурсы в формировании субъектно-этического отношения педагогов профессионального обучения к природе»

Крылова Н.Н.

ИНТЕГРАЛЬНЫЕ СПЕЦКУРСЫ В ФОРМИРОВАНИИ СУБЪЕКТНО-ЭТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ К ПРИРОДЕ

В статье показано мировоззренческое значение, обоснована необходимость применения и создания образовательной среды, ориентирующей на личностную самореализацию, в рамках спецкурсов по выбору студентов с целью формирования субъектно-этического отношения будущих педагогов профессионального обучения к природе в экологической компоненте профессионально-педагогического образования.

Интегральные по своей сущности спецкурсы имеют мировоззренческое значение для подготовки педагогов профессионального обучения. Особое внимание акцентируется в них на возрастающей роли нравственно-профессиональной подготовки специалистов в условиях высшей школы.

Методологическими ориентирами программы спецкурсов в экологической компоненте профессиональнопедагогического образования должны быть:

* принцип конкретно-исторического подхода, фиксирующий особенности становления экологического сознания в филогенезе;

* принцип развития, акцентирующий внимание на генезисе индивидуального экологического сознания и его особенностей в юношеский период;

* принцип преемственности, который заключается в использовании, углублении знаний студентов, полученных ранее в курсе дисциплин общегуманитарного цикла;

* аксиологический принцип, предполагающий осознание будущим специалистом нравственной стороны в деле решения экологической ситуации;

* принцип опоры на специфику будущей профессиональной деятельности педагога профессионального обучения.

Рассмотрим особенности подготовки педагогов профессионального обучения в русле апробированного на практике спецкурса по выбору студентов «Экологическая компонента профессиональнопедагогического образования».

Основная цель спецкурса - формирование субъектно-этического отношения к природе как составного элемента социально-гуманитарной компетентности будущих педагогов профессионального обучения. Эта цель реализуется в содержании лекционного курса, формах практической и самостоятельной внеаудиторной деятельности студентов.

Приоритетными задачами курса «Экологическая компонента профессионально-педагогического образования» являются:

* ознакомить студентов с основными понятиями «экологическое образование», «экологическое сознание», «субъектно-этическое отношение личности к природе», «социально-гуманитарная компетентность» и рассмотреть соотношение данных понятий;

* изучить особенности учебно-профессиональной деятельности студентов в экологическом образовании;

* сформировать представление об эколого-гуманистической картине мира в экологическом образовании и эколого-психологических особенностях личности педагога профессионального образования;

* подготовить студентов к осуществлению психолого-педагогической диагностики в области экологического образования.

В содержании курса рассматриваются следующие темы:

1. Введение в педагогические основы экологического образования.

2. Возрастные особенности становления экологического сознания и его особенности в юношеский период.

3.Учебно-профессиональная деятельность в формировании субъектно-этического отношения студентов к природе.

4.Модели экологического образования: традиционная и гуманистическая.

5. Формирование субъектно-этического отношения педагога профессионального обучения к природе (психолого-педагогический аспект).

Логика спецкурса выстраивалась в соответствии с общеметодическими требованиями к организации учебного материала. Последовательность тем определяется движением от абстрактного к конкретному, от общего к частному. Категориальный аппарат курса формируется на основе тех же методических требований.

Например, анализ специфики экологического образования, его целей, функций и места в структуре педагогического знания предваряется общими замечаниями о формировании воспитательного значения мира природы на личность обучаемого. Опыт России является базой для раскрытия исторического генезиса экологического образования. При раскрытии тем спецкурса фиксируется особое место экологического образования в профессионально-педагогической подготовке и отмечается значимость реализации принципа гуманизации в экологическом образовании в условиях высшей школы.

С целью формирования субъектно-этического отношения будущих педагогов профессионального обучения к природе было неслучайным обращение к искусству. Благодаря своей интегральной сущности искусство представляет собой образное воплощение многогранной действительности, осмысленной с позиций человека той или иной эпохи, и выражает отношение к природе. Искусство несет огромный нравственно-эстетический потенциал, воплощая в себе общечеловеческие ценности и идеалы. Художественные произведения дают представления, исторически обусловленные модели отношения человека к природе.

На каждом занятии представляются информационно-культурологические комплексы, включающие подобранные согласно тематике занятия цитаты художественных произведений, стихотворения, репродукции картин.

Например: картины Ф.А. Васильева «Перед дождем», «После грозы» и стихотворение А.Н. Апухтина

«Облака»; картины А.М. Васнецова «Северный край», «Зимний сон» и стихотворения С.А. Есенина и А.С. Пушкина; картины Е.Е. Волкова «В конце зимы», «Пейзаж с прудом», «В лесу. По весне» и стихотворения Ф.И. Тютчева и т.п.

Рассмотрение каждой темы начинается декламацией стихотворений и чтением выдержек из художественных произведений, сопровождающихся показом репродукций русских художников, воспевающих красоту природы.

Конкретизация спецкурса «Экологическая компонента профессионально-педагогического образования» связана с раскрытием сущности, структуры и специфики деятельности педагога профессионального обучения. Сущность этой деятельности заключается в подготовке специалистов в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Педагоги профессионального обучения не просто обучают и воспитывают подрастающее поколение, а в первую очередь, формируют личность будущих специалистов.

Таким образом, сверхзадача педагога профессионального обучения заключается в осознании целей, задач, принципов и умелом использовании форм и методов гуманистического экологического образования.

Если учебную деятельность пронизывает творческий настрой, то студент пытается проявить себя как творческая личность через собственную творческую деятельность. Поэтому, кроме отбора и структурирования учебного материала, в формировании субъектно-этического отношения студентов к природе особое значение, на наш взгляд, имеет создание образовательной среды, ориентирующей на личностную самореализацию в будущей профессиональной деятельности. Реализация данного условия в учебном процессе предполагает включение в деловые игры, в дискуссии, выполнение творческих заданий и организацию самостоятельной внеаудиторной деятельности студентов, рассматриваемых как элементы образовательной среды в экологическом образовании.

Таким образом, актуальна постановка задачи, заключающейся в необходимости научить студента проявлять себя как творческая личность.

В основу одного из практических занятий, предложенного для студентов педагогической специальности, положена дидактическая игра, проводимая в форме пресс-конференции на тему «Модели экологического образования»

Цель данного занятия - побудить студентов к овладению знаниями, необходимыми для грамотной организации будущей профессионально-педагогической деятельности.

В соответствии с поставленной целью нами решались следующие дидактические задачи:

* раскрыть перед студентами сущность каждой из представленных моделей экологического образования как средств формирования субъектно-этического отношения студентов к природе и подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности;

* сформировать у будущих педагогов профессионального обучения личную позицию и познавательное отношение к экологическому образованию;

* разъяснить социальную значимость педагогической деятельности по формированию субъектноэтического отношения к природе у учащихся начального и среднего профессионального образования.

В ходе изложения материала рассматриваются вопросы: экологическое образование будущего специалиста как одна из сложных и актуальных социально-образовательных проблем; роль высшего учебного заведения в решении данной проблемы; цели, педагогические условия, характер взаимоотношений в системе «преподаватель-студент», формы, методы в традиционной и гуманистической моделях экологического образования.

Подготовка к данному занятию осуществляется студентами самостоятельно. При распределении вопросов по степени сложности предполагался учет уровней сформированности субъектно-этического отношения студентов к природе. Докладчики заранее готовили определенные вопросы.

Непосредственно на занятии студенты были поделены на две микрогруппы: «эксперты» (докладчики) и «участники». Задача «экспертов» заключалась в прояснении важных моментов темы. «Участники» занимали позицию слушателей, задающих вопросы «экспертам» на конференции. В конце занятия каждому «участнику» предоставляется возможность показать свою личную позицию в отношении рассматриваемых вопросов на конференции.

Роль преподавателя - «участник» конференции. Его задачи - задавать вопросы как «участник» конференции, выражать свою личную позицию, а также направлять время от времени ход обсуждения и регулировать атмосферу на конференции. При этом он внимательно выслушивает точку зрения каждого студента, не отвергает ни одну из них и не пытается обязательно свести их к известным в педагогической литературе сведениям.

Во-первых, данная тема в раскрытии позволяет опереться на личный опыт, т.е. опыт школьного экологического образования.

Во-вторых, можно легко смоделировать ситуацию в перспективе, рассмотреть личную позицию как будущего педагога профессионального обучения, т.е. сформировать сознательное отношение к проблеме экологического образования в вузе, в начальном и среднем профессиональном образовании.

Задачи занятия: показать различие предлагаемых моделей современного экологического образова-

ния; сформировать определенную позицию по теме; рассмотреть особенности подготовки будущих специалистов; обсудить возможность применения при изучении той или иной дисциплины.

В ходе обсуждения студенты показывают основные отличительные черты моделей экологического образования и эффективность в формировании профессиональной компетентности будущего специалиста.

Как показывают наблюдения, в ходе обсуждения студенты разделились на два лагеря. Одни были настроены более консервативно:

«Отказаться от традиционной модели совсем нельзя, иначе снизится уровень образованности будущих специалистов» (Надежда П.- студентка с высоким уровнем субъектно-этического отношения студентов (СЭО) к природе). «Традиционная модель тем и привлекательна, что позволяет овладеть теми знаниями, которые вооружают нас на решение данной проблемы» (Андрей М - студент с низким уровнем СЭО к природе).

Другие проявляли больше лояльности к гуманистической модели экологического образования:

«Гуманистическая модель позволяет осознать глобальность экологической проблемы и по-новому посмотреть на нее» (Сергей М. - студент со средним уровнем СЭО к природе). «Больше осознанности и желания что-либо предпринять для решения экологической проблемы формирует у студентов, на мой взгляд, именно гуманистическая модель» (Галина К. - студентка с высоким уровнем СЭО к природе). «Творческий подход, идеи развивающего обучения, педагогика сотрудничества, личностно- ориентированный подход к экологическому образованию - все это только обогащает традиционную модель экологического образования» (комментарий Надежды П.- высокий уровень СЭО к природе).

В высказываниях студентов с низким уровнем субъектно-этического отношения к природе чаще отмечался пессимистический настрой в отношении гуманистической модели:

«Если бы все занятия были построены только таким образом, как в гуманистических моделях, то мы бы вышли из стен университета с нулевыми знаниями» (Александр Ф. - студент с низким уровнем СЭО к природе).

Убедительными примерами для таких студентов были специально подобранные факты о возможности эффективного применения гуманистической модели экологического образования, в том числе и в вузах. В этом случае были представлены доклады (Андрей М., Надежда П., Галина К., Павел В.) о работе педагогов - мастеров, педагогических коллективов вузов, в том числе школ, сориентированных на формирование экологической культуры студентов, учащихся.

В ходе обсуждения были представлены основные положения концепции непрерывного экологического образования населения Пензенской области (А.А. Вербицкий, Т.Н. Лиханова, Е.Л. Лебедев, О.Н. Пономарева и др.).

В докладе Ивана К. были показаны программы организации общения молодежи с миром природы посредством телевидения, программы организации взаимодействия учащихся и педагогов с миром природы в условиях дополнительного экологического образования (в детских и молодежных образовательнооздоровительных экологических лагерях). В качестве примера была приведена работа лагеря «Косатка» (автор -

А.В. Гагарин).

В высказываниях многих студентов подчеркивалось, что главным условием формирования высокого уровня субъектно-этического отношения студентов к природе в образовательном процессе является высокий культурный уровень преподавателя профессионального обучения, независимо от модели экологического образования.

В отношении возможности применения моделей экологического образования при изучении различных дисциплин многие студенты придерживались примерно такой позиции: «Традиционная модель экологиче-

ского образования особенно эффективна при изучении общепрофессиональных дисциплин, тогда как гуманитарные дисциплины и спецкурсы дают больше возможности для творчества, т.е. для реализации гуманистической модели» (Людмила К. - студентка с высоким уровнем СЭО к природе).

Как показал анализ реакций студентов, многие с интересом воспринимали материал на занятии. На наш взгляд, этому способствовали проблемные вопросы, целенаправленно подобранные факты, возможность высказать и отстоять личную позицию в отношении рассматриваемого вопроса, а также возможность проявить инициативу при самостоятельной разработке занятия.

Сформированная самообразовательная деятельность является одним из критериев профессиональной компетентности специалиста. Она способствует самостоятельному приобретению и обновлению знаний, умений и навыков, обеспечивающих высокие адаптационные возможности, профессиональный рост будущих специалистов. Самостоятельная внеаудиторная деятельность является своего рода базисом, на основе которого студент не только расширяет свои знания по дисциплине, но и развивает информационные, организаторские и другие умения.

Различные виды самостоятельной внеаудиторной деятельности студентов способствуют организации пространства для совместной деятельности и общения педагогов и студентов, через соучастие в котором происходит профессиональное становление будущего специалиста. Для этого необходимо акцентировать внимание на выборе оптимального стиля деятельности и общения преподавателя и студентов. В этом случае необходимо предусмотреть создание благоприятной для личностного развития студента психоэмоциональной атмосферы на учебных занятиях, что подразумевает субъект-субъектные взаимоотношения в системе «преподаватель-студент», эмоциональную атмосферу на учебных занятиях и диалог. Работа в такой обстановке повышает личную значимость студента, дает ему дополнительный стимул к личностному развитию, формирует его позицию в деле защиты окружающей среды.

Таким образом, важнейшие функции преподавателя заключаются не только в организации процесса обучении, но и побуждении студентов к учебной деятельности в экологической компоненте профессионально-педагогического образования, направлении их к достижению целей, поставленных в учебной деятельности, способствуя личностному развитию будущего специалиста и формированию его жизненной позиции в деле решения глобальной экологической проблемы.

Рассмотренная в настоящей статье проблема создания интегральных спецкурсов в экологической компоненте профессионально-педагогического образования вполне может являться одним из условий для развития и саморазвития личности будущего педагога профессионального обучения, для постоянного всестороннего ее совершенствования и самосовершенствования.

Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ № 08-06-28608 а/В «Формирование экологической компоненты профессионально-педагогического образования в вузе"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.