Научная статья на тему 'Интегральное лидерство как социально-психологический ресурс регионального развития'

Интегральное лидерство как социально-психологический ресурс регионального развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
300
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСТВО / ИНТЕГРАЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / АТТИТЮДЫ / СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моров А. В.

В статье подчеркивается важность социально-психологических факторов регионального развития, в частности аттитюдов, как отношений, лежащих в основе необходимых моделей поведения. Автор отмечает контрпродуктивный потенциал аттитюдов, формирующихся естественным путем в неблагополучных регионах, и убедительно обосновывает потенциал интегрального лидерства как инструмента проактивного и целенаправленного формирования аттитюдов, способных стать социально-психологической основой долгосрочного регионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегральное лидерство как социально-психологический ресурс регионального развития»

УДК 316.64

ИНТЕГРАЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

А.В.Моров

В статье подчеркивается важность социально-психологических факторов регионального развития, в частности - аттитюдов, как отношений, лежащих в основе необходимых моделей поведения. Автор отмечает контрпродуктивный потенциал аттитюдов, формирующихся естественным путем в неблагополучных регионах, и убедительно обосновывает потенциал интегрального лидерства как инструмента проактивного и целенаправленного формирования аттитюдов, способных стать социально-психологической основой долгосрочного регионального развития.

Ключевые слова: лидерство, интегральное лидерство, социальная психология, региональное развитие, аттитюды, свойства личности.

Вопросы регионального развития всегда являются актуальными для такой огромной страны как Россия. Вступление в информационную эру с особой остротой ставит вопросы поиска новых путей развития регионов, опирающихся не на сырьевой экспорт, а на инновационные виды деятельности и производств. Очевидная необходимость трансформации стратегических региональных моделей сталкивается, в первую очередь, не с дефицитом материальных ресурсов в регионах, а с отсталостью управленческого мышления и низкой эффективностью существующих бизнес-процессов. Эта ситуация порождает особую необходимость в людях, способных оказывать глобальное воздействие на окружающее социально-экономическое пространство, изменять фундаментальные общественные представления. Таких людей традиционно называют лидерами.

Растущая важность лидерской функции в системе общественных отношений формирует запрос на научное осмысление явления лидерства, как в теоретическом, так и в практическом контексте, то есть с целью разработки систем диагностики и развития лидерского потенциала, системного обучения лидерству. При этом, несмотря на интерес к этой проблематике, в науке в целом и социальной психологии в частности отсутствует единое понимание лидерства и, соответственно, подходов к его выявлению и развитию. Именно

это противоречие - между растущим запросом на развитие лидеров, с одной стороны, и отсутствием единых представлений о феномене лидерства, с другой стороны, формирует актуальность социально-психологических изысканий, направленных на кристаллизацию феноменологии лидерства и определение методологической базы систем диагностики и развития лидерского потенциала.

Первоочередной задачей разработки любой системы образовательных продуктов, направленных на развитие лидерства, является определение самого понятия «лидерство». Выбор базового отношения к феноменологии лидерства представляется совершенно необходимым для определения целей, задач и форм любого образовательного процесса, направленного на развитие лидерских качеств и компетенций. Р.Л.Кричевский выделяет следующие наиболее значительные научные трактовки лидерства, имеющие те или иные психологические основания [3, с. 11-15]:

• Лидерство как центр групповых процессов

• Лидерство как характеристика личности и порождаемых ею эффектов

• Лидерство как искусство добиваться подчинения

• Лидерство как форма убеждения

• Лидерство как отношение власти

• Лидерство как ролевая дифференциация

• Лидерство как процесс порождения структуры

• Лидерство как действие или поведение

• Лидерство как результат группового взаимодействия

• Лидерство как осуществление влияния.

Как можно видеть, перечисленные трактовки лидерства понимают лидерство совершенно по-разному: не только как психологическое явление, но и как социальный процесс или даже определенный тип поведения. Нам представляется важным подчеркнуть, что задачи развития лидерских компетенций не позволяют определять лидерство как некий обязательный продукт социальной группы, появляющийся в результате объективных групповых процессов. Такое отношение вынужденно характеризует лидерство

как результат внешних социально-психологических процессов, в то время как задачи нашего исследования требуют поиска модели лидерства, способного играть в таких процессах проактивную роль, быть не результатом, а триггером и катализатором общественных изменений.

Такая парадигма отношения к феномену лидерства является естественным отражением одного из глобальных трендов, определяющих сейчас в общемировом контексте развитие личности и человеческого капитала в целом: роста проактивности и субъектности. Этот тренд, наряду с другими, такими как, например, ИТ-глобализация и смена технологического уклада, рост конвергенции и межцисциплинарности, рост прозрачности систем - задает глобальную рамку любых процессов развития.

При работе с человеческим капиталом чрезвычайно важно понимать, что развитие - это не просто движение куда-то от точки сегодняшнего дня, это обязательно движение к определенной точке будущего. Работа над будущим -это работа из будущего. Развитие - это ни в коем случаи не латание дыр сегодняшнего дня, это не решение существующих сегодня проблем, развитие -это движение к избранной точке будущего, о которой сегодня необходимо договориться и ради которой работать. Особенно важно, чтобы эта точка в будущем не была абстракцией, порожденной нашим сиюминутным воображением, а опиралась на реально существующие процессы физического мира. Указанные выше тренды как раз и есть такие процессы, это реальность, без учета которой бессмысленно говорить о каком-либо будущем [4, с. 8].

Очевидно, что лидеры являются наиболее зримыми носителями проактивности и субъектности. Они не только используют ресурсы окружающей социальной среды для адаптации и снижения социально-психологического напряжения. Они, что более важно, целенаправленно воздействуют на эту среду и окружающих людей, проецируют вовне собственную систему ценностей. Таким образом, мы понимаем лидерство как интегральное свойство личности, характеризующееся ее способностью

осознанно и целенаправленно влиять на людей и социально-психологические процессы через создание ценностей и сообразную им деятельность.

Неоднократно отмечалось, что наличие идеи - например, концептуальной идеи развития - является необходимым условием успешности любого процесса создания устойчивых и продуктивных изменений. При развитии регионального бренда «руководители должны сформировать четкий набор атрибутов, которыми обладает их город и на основе которых можно сформировать его позитивное восприятие у целевых аудиторий» [2, с. 18]. Очевидно, что автор подчеркивает таким образом важность формирования в развивающемся регионе определенных социально-психологических установок, аттитюдов.

В социальной психологии аттитюд определяется как «склонность субъекта к совершению определенного социального поведения, предрасположенность воспринимать, оценивать, осознавать и, как итог, действовать относительно социального объекта определенным образом» [1, с. 41]. Аттитюды, модифицируя когнитивную интерпретацию социальных ситуаций, в конечном счете определяют поведение индивида. Для устойчивого регионального развития необходимо наличие определенного набора аттитюдов, которые лежали бы в основе полезных для региона моделей поведения жителей. Аттитюды способны, например, сохранять интеллектуальный потенциал региона через минимизацию стремления лучших молодых специалистов сменить место работы и проживания, а также привлекать миграцию человеческого капитала из других территорий, утверждая о высоком уровне качества и престижности образования в данном регионе или отмечая его благоприятную экологическую обстановку.

Такие аттитюды могут формироваться как естественный результат социально-экономических процессов, но тогда они способны сыграть контрпродуктивную роль, отражая существующие проблемы развивающегося региона и его низкую конкурентоспособность относительно других территорий. Нам представляется необходимым отметить потенциал лидерского воздействия как средства проактивного и целенаправленного формирования социальных

представлений, в том числе таких представлений, которые не являются продуктом существующей социально-экономической ситуации, а отражают специфику фундаментальной идеи регионального развития, желаемого образа региона в будущем.

Специфика лидерского воздействия как процесса работы с идеей отражена в разрабатываемой нами концепции интегрального лидерства. Важнейшей функцией лидерства нам видится делать жизнь последователей осмысленной, ставить перед ними высшую цель. Только при наличии внутреннего смысла деятельности люди способны работать на максимуме своих возможностей, а зачастую даже подключать скрытые личностные резервы. В любой ситуации, связанной с ограниченностью материальных ресурсов, особую значимость приобретает способность руководителей работать в пространстве нефинансовой мотивации и воздействовать на внутренние смыслы сотрудников своими идеями.

Мы живем в пространстве идей, они окружают нас повсюду, зачастую противоречат друг другу, взывают к разным ценностям, требуют совершенно разной работы над собой. Идеи легко вступают в конфликт с окружающей нас реальностью, с привычным укладом вещей, с комфортным образом жизни, с мнением близких и важных для нас людей. Неудивительно, что многие люди предпочитают устраниться от идеологического выбора и идти путем наименьшего сопротивления, следовать внешним ожиданиям традициям. Но внутри любого человека, даже того, кто уже почти сломлен навязанным извне сценарием, живет желание ощутить себя хозяином собственной жизни, сделать свой независимый жизненный выбор. Это стремление, не будучи реализованным в реальности, становится причиной внутриличностных конфликтов. Появление рядом лидера - счастливый шанс для каждого, возможность увидеть в жизни новую осмысленность и новые возможности.

«Идеи - важнейший инструмент достижения осмысленности существования. Идеи кодируют смыслы в слова и помогают ими обмениваться. Ведь смысл - это всегда очень субъективный психологический конструкт,

зачастую даже не полностью доступный рациональному осознанию и описанию. Поэтому обмен смыслами - это всегда творческий процесс, ключевую роль в котором играет интерпретация. Лидерская идея, являясь посредником между личным смыслом лидера и смыслами, формируемыми его последователями, всегда оставляет возможности для индивидуального толкования, для адаптации идеи к мировоззрению и самоощущению последователей» [5, с. 179]. Деятельность лидера: формулирование лидерской идеи, преподнесение ее последователям и управление процессом интерпретации - и есть, по сути, проактивное и управляемое формирование аттитюда. Специфика теории интегрального лидерства - именно в том, что лидерская идея предстает не продуктом, а инициатором социальных изменений, носит опережающий характер, позволяет вести «работу с будущим из будущего». Только такой подход позволит преодолеть психологические ограничения, существующие в сознании жителей менее благополучных регионов, подняться над неудовлетворительной реальностью сегодняшнего дня и заложить социально-психологический фундамент долгосрочного развития.

Источники:

1. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г.Мещерякова, акад. В.П.Зинченко. М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. 2003. 672 с.

2. Динни К. Брендинг территорий. Лучшие мировые практики. М.: Манн, Иванов и Фербер. 2013. 336 с.

3. Кричевский Р.Л. Психология лидерства: Учебное пособие. М.: Статут. 2007. 541 с.

4. Моров А.В. Доминирующие тенденции в сфере развития человеческого капитала в России и мире // Развитие человеческого капитала в XXI веке: Психология. Педагогика. Управление: Материалы II межрегиональной научно-практической конференции. Ижевск. 2013. С. 7-11.

5. Моров А.В. Методологические основы обучения лидерству в системе поствузовского бизнес-образования // Инновационные форматы образования как ресурс развития региона: Материалы I межрегиональной научно-практической конференции. Ижевск. 2013. С. 180186.

References:

1. Bol'shoy psihologicheskiy slovar' / pod red. B.G.Mesch'eryakova, akad. V.P.Zinchenko. M.: Praym-EVROZNAK. 2003. 672 s.

2. Dinni K. Brending territoriy. Luchshie mirovy'e praktiki. M.: Mann, Ivanov i Ferber. 2013. 336 s.

3. Krichevskiy R.L. Psihologiya liderstva: Uchebnoe posobie. M.: Statut. 2007. 541 s.

4. Morov A.V. Dominiruyusch'ie tendencii v sfere razvitiya chelovecheskogo kapitala v Rossii i mire // Razvitie chelovecheskogo kapitala v XXI veke: Psihologiya. Pedagogika. Upravlenie: Materialy' II mejregional'noy nauchno-prakticheskoy konferencii. Ijevsk. 2013. S. 7-11.

5. Morov A.V. Metodologicheskie osnovy' obucheniya liderstvu v sisteme postvuzovskogo biznes-obrazovaniya // Innovacionny'e formaty' obrazovaniya kak resurs razvitiya regiona: Materialy' I mejregional'noy nauchno-prakticheskoy konferencii. Ijevsk. 2013. S. 180-186.

Зарегистрирована: 10.04.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.