Научная статья на тему 'Интегральное формирование понятия «Личностно-профессиональное становление студента-хореографа»: характеристика сущности'

Интегральное формирование понятия «Личностно-профессиональное становление студента-хореографа»: характеристика сущности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
548
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юрьева М. Н.

Yuryeva М.N. integral notion of «personal-professional formation of a student-choreographer»: characteristics of the essence. The article provides an analytical review of acmeological category «personal-professional formation of a choreographic student». On the basis of theoretical analysis the integrative essence of this concept is considered and its authorial interpretation is offered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегральное формирование понятия «Личностно-профессиональное становление студента-хореографа»: характеристика сущности»

ИНТЕГРАЛЬНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «ЛИЧНОСТНОПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СТУДЕНТА-ХОРЕОГРАФА»: ХАРАКТЕРИСТИКА СУЩНОСТИ

М.Н. Юрьева

Yuryeva М.№ Integral notion of «personal-professional formation of a student-choreographer»: characteristics of the essence. The article provides an analytical review of acmeological category «personal-professional formation of a choreographic student». On the basis of theoretical analysis the integrative essence of this concept is considered and its authorial interpretation is offered.

Категория «личностно-профессиональное становление специалиста / студента-хорео-графа» (далее ЛПССХ) является интегральным понятием, не состоящим из прямой суммы включенных в него терминов. Важным моментом при построении исследуемой дефиниции является вопрос соподчиненности исходных категорий и их ролевой функции в интегральном термине. Избегая крайностей и категоричности существующих определений, нам представляется важным изучить многообразие форм данной категории и предложить авторское понимание сущности ЛПССХ.

Обосновывая данные вопросы, мы считаем, что, прежде всего, необходимо обратиться к центральному, базовому понятию «личность», которое в условиях большого разнообразия биологических, психологических, социальных, социально-психологических теорий личности является многогранным и неустоявшимся. Как предмет научного исследования данная дефиниция обладает своеобразной парадоксальной спецификой: с одной стороны, это наиболее часто изучаемая категория, попытки объяснения сущности которой восходят к античности, с другой -более разноречивых (разносторонних) и неопределенных трактовой не имеет, пожалуй, ни одно другое понятие. На наш взгляд, главный путь получения представления о личности и ее становлении заключается в рассмотрении и интеграции разных определений, выявлении на этой основе наиболее важных сущностных ее характеристик.

Несмотря на то что довольно рано философы стали описывать и интерпретировать свойства человека как личности, собственно понятие «личность» появилось в ХУШ-XIX вв., когда сама логика развития социума потребовала от человека формирования и проявления социальных качеств (деятельностной активности, выполнения соответствующих социальных функций и ролей), ко-

гда система общественных отношений влияла не только на формирование типичных для времени, но и развитие индивидуальных особенностей, когда начинали создаваться условия для проявления индивидуальности.

На определенном этапе философские искания проблемы личности, вместе с рядом общих закономерностей, приобретают ряд принципиально новых качеств. Разработка теории личности происходила по нескольким направлениям: оптимистично -рационалистическую методологию исследования проблем становления личности разрабатывали В. Гумбольдт (идея о величии человека, его внутреннем достоинстве), К. Маркс (труд как основная сфера формирования личности), М. Вебер (профессиональная самореализация как основное средство становления личности) и др. Наибольшее распространение получили течения, которые рассматривали сущность личности в саморефлексии, иррациональном или спонтанно-чувственном содержании сознания (экзистенциализм, персонализм). В рамках персоналистического направления личность превращается в фундаментальную онтологическую категорию, основное проявление бытия в котором - волевая активность, деятельность сочетается с непрерывностью существования. Поэтому личность и ее опыт суть единственная реальность (П. Боун). Личностное бытие экзистенциалисты связывают с обостренными поисками человеком своей индивидуальности, которая раскрывается в коммуникации, общении (К. Ясперс), личность остро переживает временность бытия, но ориентация на будущее дает личности подлинное существование, а «вечное ограничение настоящим» приводит к тому, что мир вещей в их повседневности заслоняет от личности ее конечность (М. Хайдеггер).

Существующая множественность позиций анализа феномена «личность», обуслов-

ленная многоаспектностью ее проявлений, позволяет нам выделить несколько основных сущностных характеристик данной категории, поскольку построить строгую и полную систему непересекающихся точек зрения к такому многогранному, неустоявшемуся понятию представляется практически невозможным. Обозначим в самом общем виде наиболее значимые для нас характеристики:

Во-первых, личность есть психологическое образование, социальное по своей природе, включающее иерархически упорядоченную совокупность психологических черт; природных, общественных и исторических отношений (А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев,

A.Ф. Лосев, В.Н. Мясищев и др.); интеллектуальных, эмоциональных и поведенческих свойств (Н.А. Аминов, В.Д. Небылицын,

B.М. Теплов); представляющее систему по-требностно-мотивационных отношений, координирующее и направляющее становление и развитие человека во всех сферах человеческой деятельности. По мнению ученых, личность является тем основанием, в системе которого осуществляется функционирование и развитие всех психических процессов [8]. Для нас важно, что естественная основа личности, ее специфические интегративные социально-психологические, биологические свойства и особенности, служат необходимой предпосылкой развития внутреннего мира, выработки социально значимых черт личности, развития самосознания и самоот-ношения к процессу ЛПССХ.

Во-вторых, личность является многомерной и многоуровневой системой, основой которой выступает не только многомерность личностных свойств, но и многомерность ситуаций проявления активности, разнообразие проявления личностных качеств в жизненных ситуациях. Подчеркивается, что личность представляет собой особое, системное, несводимое к деятельности и невыводимое из нее образование (Б.С. Братусь); она представляет собой не иерархию деятельности, а иерархию разных уровней ее организации (К.А. Альбуханова-Славская). Высшие уровни личностной организации при этом выступают как ведущие по отношению к системе психических процессов, состояний, свойств и т. д.

Одновременно с этим, личность представляет собой уникальную и неповторимую целостность, изучать ее следует во всей полноте (А. Маслоу, К. Роджерс и др.). Необхо-

димо учитывать, что важнейшей характеристикой «полноценно функционирующей личности» является ее открытость для опыта, соответствие которого Я-концепции обеспечивает гибкость к непрерывным изменениям, самосовершенствования человеческого Я.

В-третьих, личность - процессуальная саморазвивающаяся и динамичная система, в которой заложены потенции к непрерывному развитию, где процесс формирования представляет собой последовательную смену моментов становления личности (Б.Т. Ананьев, Л.И. Анциферова, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский и др.). Личность рассматривается как динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые определяют его поведение и мышление, поэтому познание личности должно быть ориентировано не столько на изучение ее статического сиюминутного состояния, сколько на анализ ее целей, устремлений, представлений о своем будущем.

В-четвертых, личность рассматривается как интегральная индивидуальность (B.C. Мерлин); как совокупность неповторимых, уникальных сугубо индивидуальных черт, определяющих социальный облик человека и отличающих его от других. Если становление личности является процессом социализации человека с принятием социальных норм и ролей, то становление индивидуальности - процесс индивидуализации субъективной реальности. Эти понятия фиксируют разные стороны духовной сущности человека. Личность характеризуется деятельностной представленностью в глазах других людей, индивидуальность же - это качество самостоятельной сущности [10, с. 354]. Таким образом, неотрывно от изучения личности стоит исследование ее иерархически организованных уровней индивидуальных свойств, творческих способностей и потенций ЛПССХ.

В-пятых, ведущей характеристикой личности является субъектность (А.Г. Асмолов,

A.В. Брушлинский, А.И. Донцов, М.С. Каган,

B.В. Рубцов, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков и др.) как исходное начало в человеке, выражающее сущность его внутреннего мира и отличающее его способ жизни от всякого другого. Атрибутивными характеристиками субъектности являются активность, сознательность, связанные со способностью к целеполаганию, самостоя-

тельностью, возможностью свободы выбора и ответственностью за него, уникальностью.

В-шестых, личность детерминируется не только внутренней природой ее телесной организации, но и особым качеством - общественным способом ее жизнедеятельности. Индивид становится личностью, лишь включаясь в систему существующих общественных отношений, но при этом не является пассивным объектом воздействия внешних сил, а с самого начала творчески взаимодействует с ними, конструируя социальную ситуацию развития собственной личности. Соответственно, внутренний мир должен изучаться с не меньшей тщательностью и точностью, чем внешние условия жизни.

Базируясь на системном анализе данной категории, личность студента-хореографа правомерно рассматривать как целостный объект исследования, уделяя главное внимание не отдельным ее аспектам, а интегративным, системообразующим характеристикам. Исходя из интегративной сущности процесса ЛПССХ в вузе, мы считаем необходимым обратиться к анализу категории «становление», которая является одной из самых часто употребляемых в гуманитарных науках и, как показывают исследования, ее семантическая наполненность также многообразна и неопределенна.

В современном общепринятом научном понимании, становление - философская категория, выражающая спонтанность, изменчивость вещей и явлений, их непрерывный переход в другое, приобретение новых признаков и форм в процессе развития, приближение к определенному состоянию.

В философии подчеркивается, что становление - узловой элемент универсального развития, изменений, движения. Согласно философии Г. Гегеля, развившего диалектическое содержание этой категории, становление выступает в качестве «первой истины», являющейся отправным пунктом всего последующего развития, начальной точкой возникновения, порождения вещей и явлений. «Становление - это «движение к бытию», т. е. рождение и переход к самостоятельному существованию, после чего может последовать развитие как более сложная форма изменений». Результат становления философ называет наличным бытием, присущим реальным предметам, обладающим определенным качеством: если данное качество

исчезает, то нечто становится другим.

В настоящее время можно выделить несколько основных концептуальных подходов к выявлению интегративной сущности данного понятия. Представители первой позиции используют категорию «становление» как синоним категории «развитие». При этом отмечается, что становление - это этап в развитии системы, в процессе которого она превращается в развитую систему или целое. Поэтому « ... именно в становлении заключается тайна целостности... » [1, с. 169]. Не

углубляясь в философский анализ, отметим, что «развитие» определяется как объективный процесс последовательного количественного и качественного изменения материальных и идеальных объектов. Однако понятие «становление» может применяться и при описании процесса развития уже совершенного явления, поскольку в этом процессе постоянно возникает нечто новое, т. е. осуществляется бесконечное число отдельных актов становления. Процесс становления происходит на новом уровне развития, а категория становления отражает не начальный этап, а момент последнего (В.М. Гордон).

Представители другой позиции характеризуют становление как процесс создания предпосылок, элементов предмета, возникающего на их основе. По мнению ученых, результатом становления является целостная, совершенная, дифференцированная, в полной мере сформированная система, которая затем развивается на собственной основе, т. е. на основе предпосылок, созданных в процессе становления (В.П. Бездухова). Кроме того, важнейший аспект становления -это становление внутренней детерминации. Для нашего исследования важно, что термин «становление» отражает как раз самооргани-зационное движение системы в сторону ее усложнения с постоянным образованием все новых пространственно-временных структур.

С точки зрения представителей третьей позиции, становление выступает как характеристика начального этапа уже возникшего предмета, где происходит переход от старого к новому, рост этого нового, его упрочение и превращение в целостную развитую систему. Данным понятием охватывается особая, незавершенная форма существования предметов, явлений окружающей действительности, тот начальный этап развития всякого нового, когда оно уже появилось на свет, но еще

полностью не сформировалось. Специфика данной дефиниции заключается в том, что оно отражает то, что еще не существует как вполне сложившееся явление, но начинает уже существовать. Таким образом, становление предполагает изменчивость состояний, свойств объектов, явлений.

В современных психолого-педагогиче-ских, акмеологических исследованиях «становление» рассматривается в неразрывной связи с категориями «развитие» или «формирование», часто объединяя и даже подменяя эти термины друг другом, в особенности если речь идет о становлении и развитии личности.

Понятие «формирование», на наш взгляд, в большей степени отражает результат активных форм воздействия внешних и внутренних факторов на процесс развития. Определяя роль и значение факторов онтогенетического изменения свойств, ученые разводят данные категории: «развитие непосредственно и в большей степени обусловлено генетически, а формирование связано решающим образом с влиянием социальных условий» (В.С. Мерлин, Н.Е. Мажар). Мы согласны с точкой зрения Ю.К. Бабанского, что «формирование личности - и процесс, и результат ее развития под влиянием среды, наследственности и воспитания» [цит. по 2, с. 32]. Поэтому под данной категорией мы понимаем совокупность приемов и способов социального воздействия на индивида, имеющих целью создать у него систему оп-

ределенных отношений, ценностных ориентаций, убеждений, воспитать профессионально значимые качества и т. д. Прогнозируя себя в будущее, личность сама себя формирует. Таким образом, формирование личности - процесс становления социально значимых качеств личности, ее убеждений, взглядов, способностей, черт характера. Примерно такой же смысл вкладывается в понятие «становление», но оно характеризует преимущественно результат генезиса, формирования. В отличие от формирования, становление - это процесс, не имеющий заданного конечного результата.

Как видим, понятием «становление» охватывается особая незавершенная форма существования предметов, явлений окружающей действительности, оно отражает то, что еще не существует как вполне сложившееся, но начинает уже складываться, т. е. в данном случае становление понимается не как синоним развития, а представляет собой один из периодов, стадий, этапов развития. Постоянная незавершенность, а следовательно, не-скончаемость процесса становления - характерная черта психологической организации личности и одно из обязательных условий ее способности к безграничному развитию.

Проиллюстрируем данную мысль, вычленив и увеличив центральную часть схемы как этап становления с конкретными целями и средствами достижения (рис. 1).

Рис. 1. Bзаимосвязь понятий «развитие», «формирование» и «становление»

Как показывают психолого-акмеоло-гические исследования (С.Н. Архангельский,

В.А. Бодров, А.А. Деркач, В.Н. Дружинин,

Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев,

Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.М. Матюш-

кин, В.А. Сластенин, Ю.П. Поваренков и др.), термин «становление» используется, в основном, в двух контекстах: личностном и профессиональном. Личностное становление рассматривается как:

- непрерывный, целенаправленный процесс прогрессивного изменения (количественного и качественного) личности под влиянием социальных воздействий и собственной активности в самосовершенствовании и самореализации (Э.Ф. Зеер);

- внутренне детерминированный процесс, базирующийся на основе самопознания, саморегуляции и других проявлениях «самости» человека, приводящий (приближающий) личность к самоактуализации, саморазвитию (Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская, Л.Н. Куликова и др.);

- процесс обогащения внутреннего мира, последовательного развития духовных ценностей, черт характера, личных качеств (А.И. Кочетов); интеграция и системное объединение всего того, что в ходе жизненного развития человека воздействует на него (В.С. Ильин);

- синтез осознания бытия в индивидуальном самопостроении человека, переход возможностей социализации, воспитания и образования в действительность самореализации природных свойств и качеств личности в процессе развития (Н.Ф. Маслова).

Обобщая различные определения, под становлением личности мы понимаем непрерывный процесс целенаправленного развития различных сторон и уровней ее психики, формирования у нее социально необходимых черт и качеств под влиянием социальных воздействий и собственной активности самосовершенствования и самоосуществления. Важно, что становление личности рассматривается как процесс перехода от преимущественно внешне ориентированного к преимущественно внутренне ориентированному в своей жизнедеятельности индивиду, который выстраивает жизнедеятельность как путь собственного личностного развития, придавая этому процессу статус смысложизненной цели: в процессе его осмысления происходит ориентация на постоянную актуализацию внутренних ресурсов личности, ее волевых качеств, лично-значимых задач и требований для эффективного саморазвития.

В последние годы представление о становлении личности в ходе профессионализации находит все большее признание. В теории профессионального образования под профессиональным становлением понимается: становление субъекта профессиональной деятельности (Б.Г. Ананьев); процесс по-

этапного разрешения комплекса противоречий между социально-профессиональными требованиями, предъявляемыми к индивиду, и его желаниями, возможностями (Ю.П. По-варенков); формирование профессиональной мотивации, компетентности, профессионально важных качеств (Е.Ф. Зеер); поиск оптимальных способов качественного и творческого выполнения профессионально значимых видов деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности.

С целью более наглядного восприятия различные подходы к определению понятия «профессиональное становление личности» представлены в таблице 1.

Как видно из определений, большинство исследователей используют термины: динамическое свойство личности, непрерывный, многоуровневый процесс развития личности. Подчеркивается, что в современных условиях для данного процесса свойственна не линейная обусловленность, а динамика со «скачками, рывками, остановками, взлетами». Под динамикой понимается определенная направленность, стадиальность и последовательность изменений в психической деятельности.

В исследованиях, посвященных профессиональному становлению личности, ученые выделяют стадии, этапы, фазы, периоды, которые проходит специалист в своем профессиональном продвижении. Каждая стадия имеет свои психологические критерии успешности прохождения, которые включают объективные и субъективные показатели (признаки), по которым можно судить об уровне профессионализации человека. Ю.П. Поварен-ков выделяет три ведущих критерия профессионализации: профессиональная продук-

тивность, профессиональная идентичность и профессиональная зрелость, которые взаимодействуют между собой и обнаруживают устойчивые связи с различными подструктурами индивидуальности [7]. Т.В. Кудрявцев сформулировал для каждой стадии следующие критерии: отношение к себе как субъекту деятельности, профессиональная направленность, степень овладения операциональной стороной профессиональной деятельностью и т. д. [4].

Таблица 1

Подходы к определению понятия «профессиональное становление личности»

№ п/п Автор Определение

1. Т.В. Кудрявцев ПСЛ - длительный, динамичный, многоуровневый процесс развития личности с начала формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в профессиональной деятельности.

2. А.К. Маркова ПСЛ - целостный, непрерывный процесс становления личности специалиста и профессионала, который начинается с момента выбора профессии, длится в течение всей профессиональной жизни человека и завершается, когда человек прекращает свою профессиональную деятельность.

3. Э.Ф. Зеер ПСЛ - динамический и непрерывный процесс прогрессивного развития личности в системе взаимосвязанных, профессионально значимых видов деятельности.

4. А.А. Деркач ПСЛ - это последовательные и качественные изменения в опыте трудовой и профессиональной деятельности, отношении личности к избираемой или осваиваемой профессии, к специфическим или общественным ее ценностям, самому себе и результатам своей трудовой и профессиональной деятельности, происходящие под влиянием непосредственной социальной ситуации развития, ведущей деятельности и собственной активности личности.

5. Л.М. Митина ПСЛ - динамический и непрерывный процесс, детерминируемый внутренней активностью личности.

6. Н.В. Матолыгина ПСЛ - динамическое свойство личности, связанное с формированием и развитием личностных и профессиональных качеств, осознанным отношением к избранной профессии, влияющим на профессиональную подготовку и профессиональную деятельность.

7. А.Г. Адушинова ПСЛ - это непрерывный процесс самоопределения личности, многоуровневый процесс развития личности студента, направленный на формирование определенных профессиональных качеств и индивидуальных способов выполнения профессиональной деятельности.

Для исследования ЛПССХ большой интерес представляют обобщающие концепции, в которых делаются попытки исследовать психолого-педагогические механизмы профессионального обучения в целом и, что важно, в тесной связи не только с другими этапами профессионализации, но и с учетом индивидуальных ресурсов личности (В.А. Бодров, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев,

В.В. Чебышева, В.Д. Шадриков и др.). По утверждению А.П. Сейтешева, профессиональное становление личности происходит в специально организованной деятельности в определенных формах и сферах труда, через механизмы индивидуальной адаптации и усвоения общественно значимого профессионального и личностного опыта [9, с. 1314]. Ее особое значение определяется рядом обстоятельств: во-первых, ведущей деятельностью является учебно-

профессиональная; во-вто-рых, данная стадия отражает психологический возраст профессионального становления личности; в-третьих, она охватывает период от формирования первичных намерений до реализации профессиональных устремлений и возможностей личности. Таким образом, профессиональное обучение является начальным этапом, ведущим в дальнейшем к профессиональному становлению личности.

С точки зрения личностно-деятельностного подхода личностное становление неотделимо от профессионального, это два теснейшим образом взаимосвязанных, взаимодополняющих друг друга процесса, которые неправомерно рассматривать по отдельности. Деятельность обладает свойством самодвижения, в результате которого вследствие интеграции свойств человека появляются новые надличностные и над-психические образования. Индивид в своей деятельности осваивает указанное ему содержание и для дальнейшего развития своих собственных сил создает собственные установки, вырастая, таким образом, в са-модетерминированную, самодостаточную личность. В целом, для каждого конкретного человека профессиональное и личностное могут находиться

в разных соотношениях: от параллельного, непересекающегося существования до полного включения одного в другое (А.К. Маркова, А.А. Деркач). Во временной динамике личностная сфера шире профессиональной, так как именно она определяет ход и завершение профессионального развития.

Анализ работ, посвященных изучению профессионального становления, позволяет сделать вывод, что данную категорию можно рассматривать, с одной стороны, как становление профессионала, когда он суще-

ствует еще не как реально функционирующий, сложившийся субъект профессиональной деятельности, а лишь как потенциальный, становящийся, будущий профессионал; с дру-гой - как становление различных новообразований, таких как компетентность, опыт, мастерство и т. д. В процессе профессионального развития постоянно происходят отдельные акты становления, появляется что-то новое, в этом смысле профессиональное становление можно использовать при описании самого процесса развития.

Поэтому, рассматривая дихотомию категорий «развитие - становление», мы можем утверждать, что процесс становления явно ориентирован на внутреннее развитие личности в результате преобразования профессиональной деятельности, что, в свою очередь, приводит к переходу на качественно новый уровень и к дальнейшему личностному росту; данный процесс является одним из составляющих - этапом, периодом достижения высокого акмеологического уровня, ибо накопления опыта, совершенствования личностных структур и прочих преобразований никогда не завершается. Это индивидуализированное становление профессионально значимых качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование личностью своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому строю и способу жизнедеятельности - творческой самореализации в профессии.

Таким образом, профессиональное становление - это одна из форм развития личности. Известно, что одной из базисных акмеологических категорий является «личностно-профессиональное развитие». Данное понятие изучалось в психологии и ак-меологии, как правило, с двух позиций: профессионально-квалификационное развитие, связанное, в основном, с обучением и самообразованием; профессиональнодолжностное развитие, проявляющееся в кадровом движении, профессиональной карьере. Акмеологическое его понимание объединяет обе обозначенные позиции и акцентирует внимание на достижении высших стандартов в профессиональном развитии. А.А. Деркач утверждает, что «личностно-профессиональное развитие - это процесс развития личности (в широком понимании),

ориентированный на высокий уровень профессионализма и профессиональных достижений, осуществляемый с помощью обучения и саморазвития в процессе профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействий» [3, с. 66].

В качестве детерминант процесса профессионального становления ученые выделяют следующие факторы: природная среда, биологическая организация человека, разнонаправленные онтогенетические изменения, возрастная динамика, социальная, образовательная среда, собственная активность личности, а так же случайные события и обстоятельства. Безусловно, комплексность данных факторов здесь представлена очень схематично. На разных стадиях профессионального становления личности влияние факторов неоднозначно: их неповторимое сочетание определяет темп и траекторию индивидуального развития человека. Подчеркивается, что такие факторы, как личностные особенности специалиста, функциональная структура деятельности и объект профессиональной деятельности являются ведущими в процессе становления личности профессионала.

Для характеристики ЛПССХ, в котором взаимодействуют внешние и внутренние факторы развития, мы считаем наиболее адекватным применить термин «становление», потому что он характеризует молодого человека как самоорганизующуюся и саморазвивающуюся живую систему, в которой есть активное субъектное начало, стремление

«к качеству и воля к совершенству во всех областях жизни» (В.И. Слободчиков).

Мы придерживаемся мнения, что «становление профессионала - один из аспектов развития личности. В целом личностное пространство шире профессионального, личностное лежит в основе профессионального, личностное определяет начало, ход и завершение профессионального [5, с. 64]. Более того, «профессиональное развитие неотделимо от личностного - в основе того и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приводящий

к творческой самореализации [6, с. 89].

На наш взгляд, термин «личностнопрофессиональное развитие специалиста» (ЛПРС) более общий, он подчеркивает сознательность и мотивированность действий человека и акцентирует внимание на собственных усилиях человека по достижению результата. Категория «личностно-профессио-нальное становление студента-хореографа» (ЛПССХ) используется в контексте образовательного процесса в вузе, акцентируя внимание на активности студента не только по отношению к собственному развитию, но и на включенности в профессионально-ориентированную деятельность, направленную на высокий уровень профессиональных достижений, осуществляемый с помощью обучения и саморазвития.

Значимыми для нас являются сходные характеристики процессов личностно-профессионального развития и личностно-профессионального становления на уровне общего, в плане прогрессивных изменений в структуре личности:

- актуализация мотивов профессиональных достижений, развитие субъективности личности и адекватность мотивации достижения личностным возможностям;

- изменение системы потребностей и возрастание потребностей в профессиональной самореализации;

- формирование ПВК, определяемых спецификой деятельности; изменение их характера (состава, структуры и др.);

- повышение креативности личности;

- развитие акмеологических инвариантов ЛПССХ.

С нашей точки зрения, личностно-профессиональное становление студента-хорео-графа выступает тем звеном в общей последовательности этапов, которое позволяет проследить общую тенденцию преобразования его индивидуальных ресурсов, психологических качеств и свойств в образовательном пространстве вуза. Суть этого преобразования отражает диалектику перехода возможностей (т. е. потенциальной готовности

к деятельности) в действительность. Онто-психологическая конкретизация развития студента-хореографа, имеющая отношение к его индивидуальности и состоящая в спонтанном возникновении ее качественно

новых интегральных свойств, обусловливает становление и реализацию, переход возможного в человеке в действительное, потенциального в актуальное, что образует единство противоположностей. Если развитие связано

с проявлением уже существующих задатков, то становление - это возникновение качественно нового, постоянный процесс обновления, возникновения прогрессивных и уничтожения регрессивных изменений.

Поэтому при интегральном формировании понятия «личностно-

профессиональное становление» составляющую «личностно» мы выдвигаем на первый план, акцентируя роль личностного начала, субъектности как сущностной характеристики студента, «интегральных», «стержневых», «целостных» свойств, которые не сводятся к свойствам отдельных блоков, компонентов личности,

а являются «продуктом», следствием, результирующим эффектом их единства, взаимосвязи, взаимодействия. Мы считаем, что процесс личностно-профессионального становления обогащает личность, ведет ее к целостности, самобытности, творческой уникальности.

Таким образом, аналитическое осмысление понятий «личность», «становление», «профессионализм» позволил нам принять следующее рабочее определение: личностно-профессиональное становление - это динамичный, многоуровневый, интегративный процесс развития и формирования личностных и профессиональных качеств студента-хореографа в учеб-

ной/профессиональной деятельности, детерминированный внутренне значимыми и активно воспринятыми внешними факторами.

1. Аверьянов А.Н. Системное познание мира. Методологические проблемы. М., 1985.

2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс: в 2 кн. Кн.

1. Казань, 1996.

3. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. СПб., 2003.

4. Кудрявцев Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания. М., 1985.

5. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Махмутов М.И. Принцип профессиональной направленности обучения // Принципы обучения в современной педагогической теории и практике. Челябинск, 1985. С. 9097.

7. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М., 2002.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.

9. Сейтешев А.П. Пути профессионального становления учащейся молодежи: Профпе-дагогика. М., 1988.

10. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М., 1995.

Поступила в редакцию 13.03.2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.