Научная статья на тему 'Интегральная оценка уровня социально-экономического развития региона'

Интегральная оценка уровня социально-экономического развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1654
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ФИНАНСЫ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / THE ECONOMY / SOCIAL DEVELOPMENT / FINANCE / REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тиникашвили Т. Ш.

Актуальность интегральной оценки уровня социально-экономического развития региона определяется необходимостью повышения информационной прозрачности субъектов РФ, а также востребованностью информации о реальном положении дел в регионах со стороны властей, федеральных органов, бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тиникашвили Т. Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED ASSESSMENT OF LEVEL SOCIAL AND ECONOMIC REGION DEVELOPMENTS

Urgency of the integral estimation level social-economic development of the region is defined by need of increasing to information transparency subject RF, as well as demand of information on real position of the deals in region on the part of powers, federal organ, and business.

Текст научной работы на тему «Интегральная оценка уровня социально-экономического развития региона»

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Т.Ш. ТИНИКАШВИЛИ,

доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита Северо-Осетинского госуниверситета

Научная специальность:08.00.10 — финансы, денежное обращение и кредит

E-m ail: tengiz-05@m ail.ru

Аннотация. Актуальность интегральной оценки уровня социально-экономического развития региона определяется необходимостью повышения информационной прозрачности субъектов РФ, а также востребованностью информации о реальном положении дел в регионах со стороны властей, федеральных органов, бизнеса. Ключевые слова: экономика, социальное развитие, финансы, регулирование.

INTEGRATED ASSESSMENT OF LEVEL SOCIAL AND ECONOMIC REGION DEVELOPMENTS

T.SH. TINIKASHVILI,

doctor of economics, professor of chair of finance and credit of the North Ossetia state university

Annotation. Urgency of the integral estimation level social-economic development of the region is defined by need of increasing to information transparency subject RF, as well as demand of information on real position of the deals in region on the part of powers, federal organ, and business.

Keywords: the economy, social development, finance, regulation.

Российская Федерация в территориальном разрезе характеризуется значительной дифференциацией экономического развития. Эта дифференциация во многом определяется обеспеченностью природными ресурсами, исторически сложившейся инфраструктурой, климатическими показателями, менталитетом населения и другими факторами объективного характера, во многом определяющими уровень социально-экономического развития регионов. Вместе с тем, наряду с объективными факторами, существенное влияние на развитие регионов оказывает экономическая политика. Здесь важно, насколько эффективно используются природные или исторические преимущества региона, или, напротив, насколько результативно восполняется недостаток этих преимуществ за счет каких-то собственных уникальных инициатив. Все это находит отражение в показателях экономики, бюджета, социальной сферы.

Уровень социально-экономического развития региона — это интегрированное выражение степени использования факторов и предпосылок регионального развития для достижения адекватных социальных результатов на уровне субъекта федерации. Основной целью комплексной его оценки является определение возможности решения текущих задач социального и экономического развития на основе внутренних резервов и источников экономического

роста, а также эффективности мер, принимаемых региональными органами по реализации социально-экономической политики.

При интегральной оценке уровня социально-экономического развития учитываются следующие основные принципы.

♦ комплексность оценки, обеспечивающая учет важнейших составляющих уровня социально-экономического развития;

♦ достижение максимальной информативности результатов оценки уровня развития муниципального образования с позиций принятия адекватных решений на региональном и муниципальном уровнях управления;

♦ достоверность исходных данных при выборе базовых показателей развития.

Источниками информации для комплексной оценки уровня социально-экономического развития являются.

♦ статистическая отчетность;

♦ отчетность налоговых органов;

♦ отчетность финансовых органов об исполнении республиканского бюджета.

В целом, интегральный показатель комплексной оценки уровня социально-экономического развития может рассчитываться на базе частных индикаторов. финансового состояния, уровня экономического развития и уровня социального развития.

- -я.¿¿¿Ь'-

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Индикатор финансового состояния региона

Таблица 1.

Показатель Функция

1. Отношение доходов и расходов консолидированного бюджета Характеризует дефицитность консолидированного бюджета республики

2. Отношение объема налоговых и неналоговых доходов и расходов консолидированного бюджета Характеризует обеспеченность собственными ресурсами для исполнения функций и полномочий региона

3. Доля финансовой помощи для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности в доходах республиканского бюджета Отражает степень независимости республиканского бюджета от финансовой помощи из федерального центра

4. Отношение полученных кредитов от кредитных учреждений, бюджетов других уровней, поступлений от прочих источников покрытия дефицита республиканского бюджета и доходов республиканского бюджета Отражает зависимость республиканского бюджета от источников финансирования дефицита бюджета

Таблица 2. Индикатор уровня экономического развития региона

Показатель Функция

1. Промышленность Отражает уровень развития промышленности в республике

2. Сельское хозяйство Характеризует уровень развития сельскохозяйственного комплекса республики

3. Инвестиции Отражает уровень инвестиционного климата республики

4. Финансы предприятий и организаций Отражает условия и эффективность работы предприятий, расположенных на территории республики

5. Малый бизнес Характеризует условия и уровень развития малого бизнеса

Таблица 3. Индикаторы уровня социального развития региона

Показатель Функция

1. Демография Отражает рождаемость, продолжительность жизни, смертность и демографическую нагрузку на население в трудоспособном возрасте

2. Образование Отражает обеспеченность населения инфраструктурой и кадрами сферы образования

3. Здравоохранение Отражает деятельность сферы здравоохранения, обеспеченность населения инфраструктурой и кадрами здравоохранения

4. Культура, спорт и криминологическая ситуация Отражает обеспеченность населения объектами досуга и степень их использования

5. Жилищные условия Отражает обеспеченность населения жильем

Интегральный показатель комплексной оценки целесообразно рассчитывать по формуле: УСЭР = Кс.с х ЧИс.с + Кф.с х ЧИф.с + Кэ.р х ЧИэ.р, (1)

где: УСЭР — величина интегрального показателя уровня социально-экономического развития;

ЧИс.с, ЧИф.с, ЧИэ.р — частные индикаторы развития социальной сферы, финансового состояния и экономического развития соответственно;

Кс.с, Кф.с, Кэ.р — весовой коэффициент (коэффициент значимости) соответствующего индикатора (СУММА К = 1).

Весовые коэффициенты частных индикаторов социального развития, экономического развития и финансового состояния в интегральном показателе комплексной оценки региона могут иметь относительные значения, представленные в таблице.

Таблица 4.

Коэффициенты частных индикаторов социально-экономического и финансового состояния региона

Частный индикатор Весовой коэффициент

Социальное развитие 0,2

Экономическое развитие 0,5

Финансовое состояние 0,3

Расчет интегрального показателя комплексной оценки регионального уровня социально-экономического развития производится путем последовательных вычислительных итераций.

На первом этапе рассчитываются частные индикаторы:

♦ развития социальной сферы;

♦ финансового состояния;

♦ экономического развития.

Частный индикатор развития социальной сферы рассчитывается по формуле.

ЧИс.с = Кд х Идем + Ко х Иобр + Кз х Издрав + + Кк х Икульт + Кж х Ижил, (2)

где: Идем, Иобр, Издрав, Икульт, Ижил— индикаторы демографии, образования, здравоохранения, культуры, спорта и криминологической ситуации, жилищных условий республики, соответственно;

Кд— вес индикатора демографии;

Ко — вес индикатора образования;

Кз — вес индикатора здравоохранения;

Кк—вес индикатора культуры, спорта и криминологической ситуации;

Кж — вес индикатора жилищных условий.

Индикаторы демографии, образования, здравоохранения, культуры, спорта и криминологической ситуации, жилищных условий представляют собой сумму отношений значений соответствующих параметров текущего года (периода) к аналогичным значениям базового года (периода) и рассчитываются по формуле. Дтек

И = СУММА di, (3) Дбаз

где: Дтек — значение параметра текущего года (периода);

Дбаз — значение параметра базового года (периода);

(И—весовой коэффициент соответствующего исходного параметра в составе индикатора (СУММА ( = 1).

Рис. 1. Интегральный уровень социально-экономического развития региона [2]

За базовый принимается предыдущий год (период).

На втором этапе рассчитывается интегральный показатель комплексной оценки уровня социально-экономического развития республики, который представляет собой суммарную оценку изменения экономического, финансового состояния и социального развития за принятый период и рассчитывается по формуле (1).

Результаты расчета интегральной оценки уровня социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания представлены на рисунке 1.

Совокупный интегральный уровень социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания за рассматриваемый период повысился на 0,3 процентных пункта. Позитивная динамика показателя сложилась, в основном, за счет роста экономической составляющей: положительный тренд отмечен в сельском хозяйстве, экономике организаций, а также в малом и среднем бизнесе. В то же время, снижение продемонстрировали промышленный комплекс и незначительно — инвестиции.

По основным макроэкономическим показателям в 2011 г. в республике Северная Осетия-Алания наблюдается положительная динамика по сравнению с показателями за предыдущий год. Так, индекс промышленного производства составил 109,2%, оборот организаций вырос на 33,7%. Объем продукции сельского хозяйства, произведенной в 2011 г., вырос на 5,2% к уровню прошлого года. Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования составили 118,7% к уровню 2010 г. Средняя заработная плата по республике повысилась на 10,6% по сравнению с показателем в 2010 г., при этом реальная заработная плата составила 101,0%.

Вместе с тем, снижение индекса финансового состояния в республике обусловлено, в основном, сокращением доли налоговых и неналоговых доходов, ростом финансовой помощи их федерального центра, а также увеличением государственной долговой нагрузки субъекта РФ.

Общая сумма доходов консолидированного бюджета республики в 2011 г., включая безвозмездные поступления из федерального бюджета, составила 19,8 млрд руб., что на 11,7% больше, чем в предыду-

щем году. В их структуре на долю налоговых и неналоговых доходов приходится 41,2%, или 8,2 млрд руб. Расходы консолидированного бюджета в 2011 г. составили 21,2 млрд руб. Дефицит в 2011 г. сложился в сумме 1,3 млрд руб., что, однако, ниже на 634,1 млн руб., чем в 2010 г.

Результаты интегральной оценки уровня социально-экономического развития являются очень показательными для регионов, поскольку на их основе можно сделать определенные выводы о результатах воздействия на регионы последствий кризиса. Большинство субъектов РФ в условиях посткризисной реабилитации показали позитивную динамику ключевых макроэкономических показателей, однако качество роста не везде было одинаковым. В некоторых субъектах РФ положительная динамика определялась фактором низкой базы, а где-то восстановление было реальным, и состояние экономики вернулось на докризисный уровень или даже превзошло его.

Наряду с функцией мониторинга текущего состояния, интегральный анализ может стать руководством для выявления тех проблем, от решения которых зависит дальнейший путь социально-экономического развития конкретного региона или муниципального образования.

Литература

1. Распоряжение Правительства РФ от 6 сентября 2010 г. № 1485-р «Стратегия социально-экономического развития СКФО до 2025 года».

2. Социально-экономическое положение РСО-А // Федеральная служба государственной статистики по РСО-А. Владикавказ, 2010; 2011.

3. Андренко Е.А. Интегральная оценка уровня социально-экономического развития муниципальных образований на примере Харьковского региона // Коммунальное хозяйство городов: науч.-техн. сб. 2008. № 82.

4. Соколов Н.А. Прогнозирование показателей социально-экономического развития региона: мо-ногр. Суммы, 2005.

5. URL://http://www.cbr.ru/regions/scripts/Table-1.4.asp?RGN=SKO&Year=2010.

6. URL://http://www.sbrf.ru/alania/ru/analytics/cmei.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.