DOI: 10.34020/2073-6495-2021-1-181-190 УДК 311.14; 311.312
интегральная оценка
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Шмарихина Е.С.
Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются предложенные разными учеными трактовки понятия, подходы к измерению, статистические методы и показатели комплексной оценки экономической безопасности страны. На основе обзора федерального законодательства уточняется понятие, критерии, количественные (пороговые) и качественные параметры экономической безопасности России. Предлагается авторская методика интегральной оценки экономической безопасности страны. Приводятся результаты расчетов сводного индекса по определенным группам факторов и интегрального индекса экономической безопасности России за 2005-2018 гг.
Ключевые слова: интегральная оценка, критерии экономической безопасности, система статистических показателей, статистические методы, экономическая безопасность.
INTEGRAL ASSESSMENT OF THE ECONOMIC SECURITY OF RUSSIAN FEDERATION
Shmarikhina E.S.
Novosibirsk State University of Economics and Management E-mail: [email protected]
Interpretations of the concept, approaches to measurement, statistical methods and indicators of a comprehensive assessment of the country's economic security proposed by various scientists are considered in the article. Based on the review of federal legislation, the concept, criteria, quantitative (threshold) and qualitative parameters of Russia's economic security are being clarified. The author's technique of integral assessment of the country's economic security is proposed. The results of calculating the composite index for certain groups of factors and the integral index of Russia's economic security for 2005-2018 are presented.
Keywords: integral assessment, economic security criteria, system of statistical indicators, statistical methods, economic security
От уровня экономической безопасности зависит положение любой страны, ее защищенность от внутренних и внешних угроз. Гарантия безопасности обеспечивает развитие экономики, что позволяет противостоять различным вызовам и приводит к социальной, политической и национальной устойчивости общества. Измерение уровня сложившейся экономической безопасности в стране делает актуальным обсуждение системы статистических показателей и применение методов ее комплексной оценки.
© Шмарихина Е.С., 2021
Федеральный закон «О безопасности» принят одним из первых в новой России [6]. В 1996 г. Указом Президента одобрены основные положения Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, отражающие внутренние и внешние угрозы и обусловливающие их факторы, требующие постоянного мониторинга и прогнозирования [15]. В цели данной стратегии дается определение экономической безопасности как «обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз» [15, с. 3]. В этом документе также указывается на обязательность разработки критериев и количественных (пороговых), и качественных параметров, на основе которых «определяются меры и разрабатываются механизмы реализации экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности страны» [15, с. 9]. Для построения системы статистических показателей принимается Постановление Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. N 1569, в котором излагаются 11 критериев экономической безопасности Российской Федерации [10, с. 4-6].
определением сущности понятия «экономическая безопасность страны», дальнейшей разработкой системы статистических показателей и их пороговых значений, помимо федеральных органов исполнительной власти, занимаются многие ученые на протяжении последних 25 лет. Обзор различных трактовок понятия «экономическая безопасность» позволяет объединить их в две группы - в одной группе «это совокупность условий и факторов», в другой - «это состояние экономики» (цит. по: [18, с. 127-128; 12, с. 66-69]).
В крайней версии Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной 13.05.2017 г., уже есть четкое понимание экономической безопасности как «состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации» [16, с. 2].
Также предложенные ранее критерии экономической безопасности заменены основными направлениями государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности и по каждому направлению сформулированы задачи по их реализации:
«1) развитие системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики;
2) обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики;
3) создание экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития, а также совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере;
4) устойчивое развитие национальной финансовой системы;
5) сбалансированное пространственное и региональное развитие Российской Федерации, укрепление единства ее экономического пространства;
6) повышение эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализация конкурентных преимуществ экспортно-ориентированных секторов экономики;
7) обеспечение безопасности экономической деятельности;
8) развитие человеческого потенциала» [16, с. 4-5].
Среди разработанных систем статистических показателей, характеризующих экономическую безопасность России, отмечаются предложенные С.Ю. Глазьевым [3] и В.К. Сенчаговым [13]. Первая система, включающая 25 показателей, принята Советом безопасности РФ в 1996 г. в качестве основы для мониторинга состояния экономической безопасности России. Она содержит демографические, социальные, финансовые и макроэкономические показатели, связанные с ввП.
Вторая система, разработанная в Институте экономики РАН под руководством В.К. Сенчагова и одобренная в 2000 г., включает 21 показатель, дополнительно разбита на четыре сферы деятельности - реальная экономика, социальная, денежно-финансовая и внешнеэкономическая сферы, что конкретизирует оценку экономической безопасности страны. В 2008 г. данная система увеличена до 32 показателей и произведена корректировка пороговых значений предложенных переменных. По мнению авторов, новые параметры являются «более жесткими», в частности, «по сбору зерна, инновациям, золотовалютным резервам и инфляции» [13, с. 39-40].
основным достоинством рассмотренных систем статистических показателей является то, что для каждого показателя в основном экспертным путем разработаны пороговые значения, превышение/снижение которых характеризует нарушение состояния безопасности. однако они и вызывают дискуссию среди ученых из-за отсутствия единой методики определения для всех стран мира и зависимости этих значений от стадии развития экономики [8, с. 27]. По мнению историка А.М. Фомина, понятие «экономическая безопасность государства» «не существует вне пространства и времени» [18, с. 131].
В новой Стратегии экономической безопасности Российской Федерации уже представлен перечень 40 статистических показателей, подлежащих мониторингу с различной периодичностью наблюдения, проводимого не только Росстатом, но и другими федеральными министерствами и ведомствами. отсутствие пороговых значений предлагаемых индикаторов и методики оценки состояния экономической безопасности России объясняется наличием этапов реализации данной Стратегии, в частности, до 2019 г. планировалась разработка и реализация мер методического характера, совершенствование оценки ее состояния [16, с. 11].
из-за непринятой до сих пор на государственном уровне методики измерения предлагаются, прежде всего, различные подходы к оценке экономической безопасности страны, среди которых экспертно-рейтинговый, экономико-математический, комплексный и др. [14].
Для измерения уровня экономической безопасности используются различные статистические методы, начиная с мониторинга экономической ситуации и влияющих на нее факторов, анализа динамических рядов, применения индексного метода, ранжирования по определенным показателям и заканчивая методами многомерного статистического анализа, позволяющими рассчитать интегральную оценку этой комплексной характеристики страны [2, 4, 5, 7, 11, 17].
интегральная оценка уровня экономической безопасности России в предлагаемой методике рассчитывается по перечню статистических по-
казателей, утвержденных в новой Стратегии [9]. Расчеты выполнены за 2005-2018 гг. по 33 показателям, которые удалось собрать по открытым официальным источникам за рассматриваемый период.
Предварительно исходя из того, что используемые в расчетах статистические показатели измерены в разных единицах, они приводятся в сопоставимый вид методом линейного масштабирования, благодаря которому значение каждой переменной отражается в интервале от 0 до 1. также в расчетах учитывается установленное автором направление связи между показателями и экономической безопасностью. Для наглядности 22 фактора, оказывающих прямое влияние, представлены на рис. 1, 11 факторов с обратным влиянием - на рис. 2.
Доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных на экспорт товаров, работ, услуг предприятий ^ промышленного производства ^
Доля инвестиций в машины, оборудование в общем объеме инвестиций в основной капитал
Доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг
Инновационная активность организаций, %
Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте
Доля импортных продовольственных товаров в товарных ресурсах розничной торговли продовольственными товарами
/" л
Доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме несырьевого экспорта
Доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме импорта
Доля населения трудоспособного возраста в общей численности населения
П Р Я М А Я
С
в я
3
ь
Индекс производительности труда, %
ВВП на душу населения в текущих ценах, тыс. руб.
Индекс физического объема импорта, %
Чистый ввоз (вывоз) капитала, млрд долл. США
Доля российского ВВП в мировом ВВП
Доля инвестиций в основной капитал в ВВП
Индекс предпринимательской
уверенности предприятий обрабатывающих производств
Индекс физического объема оборота розничной торговли
Денежная масса (М2), млрд руб.
Дефицит федерального бюджета, млрд руб.
Рис. 1. Перечень показателей с прямым влиянием на экономическую
безопасность
Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума
Индекс производства по виду экономической деятельности
«Добыча полезных ископаемых», %
Внутренний государственный долг Российской Федерации, млрд руб.
Внешний долг Российской Федерации, в том числе государственный внешний долг, млн долл. США
Потребление топливно-энергетических ресурсов на одного занятого в экономике страны, млрд кВт-ч
О Б Р А Т Н А Я
С В Я 3
ь
Коэффициент напряженности на рынке труда, человек/место
Уровень преступлений с сфере экономики, %
Коэффициент фондов, раз
Степень износа основных фондов, %
Уровень инфляции, %
Энергоемкость ВВП, кг условного топлива на 10 тыс. руб.
Рис. 2. Перечень показателей с обратным влиянием на экономическую
безопасность
Для расчета частных индексов показателей, характеризующих экономическую безопасность, применяются формулы (1) и (2): 1) при прямой связи:
X - ^ (1)
!х =
• Х_ - Х„
2) при обратной связи:
и =
Хтах - Х •
Х_ - Х„,
(2)
где Х( - значение показателя в г-м периоде времени; Хтах - максимальное значение показателя Х за анализируемый период времени; ХтЬ - минимальное значение показателя Х за анализируемый период времени.
Анализируемые статистические показатели также разбиты на следующие группы, позволяющие уточнить влияние отдельных факторов на экономическую безопасность России: социальные; экономические; финансовые; инновационные; экологические; внешнеторговые показатели.
Поэтому далее рассчитывается сводный индекс по каждой группе и сводный индекс для каждого года в целом.
для расчета сводного индекса по каждой группе факторов применяется формула средняя арифметическая простая:
у
1х,=
(3)
где 1Х. - частный индекс г-го показателя экономической безопасности; п -число показателей в г-й группе факторов.
п
Расчет интегрального индекса экономической безопасности страны производится по формуле средней арифметической взвешенной, так как сформированные группы содержат неодинаковое число показателей:
_ V 1у ■ П:
I = '. (4)
VП'
Благодаря применению процедуры нормирования интегральный индекс экономической безопасности принимает значения от 0 до 1, что позволяет проводить сравнения по временным периодам и по странам.
Результаты расчетов сводных индексов по группам факторов, влияющих на экономическую безопасность России, представлены в таблице.
Сводные индексы по группам факторов, влияющих на экономическую безопасность России за 2005-2018 гг.
Год Социальные Экономические Финансовые Инновационные Экологические Внешнеторговые
2005 0,359 0,406 0,557 0,429 0,373 0,476
2006 0,429 0,526 0,561 0,493 0,316 0,582
2007 0,542 0,730 0,435 0,419 0,398 0,638
2008 0,488 0,753 0,571 0,529 0,540 0,493
2009 0,256 0,263 0,471 0,555 0,762 0,187
2010 0,437 0,613 0,457 0,461 0,368 0,654
2011 0,556 0,733 0,585 0,408 0,490 0,619
2012 0,684 0,764 0,502 0,535 0,587 0,606
2013 0,711 0,754 0,464 0,602 0,628 0,675
2014 0,731 0,663 0,498 0,494 0,624 0,585
2015 0,643 0,405 0,412 0,406 0,630 0,470
2016 0,659 0,533 0,436 0,356 0,516 0,370
2017 0,700 0,669 0,530 0,314 0,532 0,619
2018 0,602 0,679 0,674 0,282 0,333 0,624
Динамика значений интегрального индекса экономической безопасности нашей страны наглядно представлена на рис. 3.
0,650
0,600
| 0,550 н
0,500
0,594
0,615
0,559
0,562
0,503
0,519
о
в
¡ 0,450 и
и 0,400-
0,472
СП
0,3500,300
0,498
33Т
0,572
0,563
0,491
0,476
0,543
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Год
Рис. 3. Интегральный показатель экономической безопасности Российской Федерации за 2005-2018 гг.
В рассматриваемый период наибольшее значение интегрального показателя экономической безопасности России наблюдается в 2013 г (0,615), что объясняется влиянием, прежде всего, экономических (0,754), социальных (0,711), внешнеторговых (0,675) и экологических (0,628) факторов, в меньшей степени - инновационных (0,602) и финансовых (0,464) показателей. В 2009 г. отмечается наименьшее значение интегрального показателя экономической безопасности России (0,432) за анализируемый период времени. На снижение этого показателя в данном году воздействуют социальные (0,256), экономические (0,263) и внешнеторговые (0,187) факторы, в свою очередь, финансовые (0,471), инновационные (0,555) и экологические (0,762) факторы способствуют его росту.
В динамике интегрального индекса экономической безопасности России отчетливо выделяется четыре временных интервала. Первый период приходится на 2005-2008 гг. - наблюдается рост интегрального показателя в основном за счет экономических и финансовых факторов. Второй период: 2009-2013 гг. - в 2009 г. резкий спад значения интегрального показателя по сравнению с 2008 г. вследствие экономического кризиса, но с 2010 вплоть до 2013 г. наблюдается рост за счет социальных, экономических и внешнеторговых факторов. Третий период продолжается три года: 2014-2016 гг., в котором отмечается отрицательная динамика интегрального показателя экономической безопасности. наименьшее значение в данном периоде имеют сводные индексы инновационных и внешнеторговых факторов, что говорит о медленном инновационном развитии страны и введении санкций против России. Четвертый период приходится на 2017-2018 гг. Несмотря на то, что в 2017 г. наблюдается рост интегрального показателя экономической безопасности по сравнению с 2016 г., в 2018 г. он характеризуется уже отрицательной динамикой по сравнению с предыдущим годом, что в целом позволяет предположить его снижение в ближайшие годы в России.
Недостатком предложенной методики оценки экономической безопасности страны является ее ретроспективность. Для решения задач стратегического управления требуется использование методов прогнозирования в рассмотренной методике.
таким образом, выполненная интегральная оценка уровня экономической безопасности Российской Федерации позволяет анализировать влияние отдельных групп факторов и сравнивать ситуацию в динамике.
Важно отметить, что интегральный показатель экономической безопасности России за анализируемый период времени находится на среднем уровне и не достиг еще своего максимального значения. для повышения уровня экономической безопасности правительству страны необходимо разрабатывать и эффективно реализовывать соответствующие государственные программы и продолжать развивать инновационную экономику.
Литература
1. Глинский В.В., Ионин В.Г, Серга Л.К. и др. Статистика: учебник / под ред. В.Г Ионина; 4-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2017. 355 с.
2. Бауэр В.П., Литвинова Е.М. Экономическая безопасность и международные резервы Банка России // ЭКО. 2008. № 9. С. 141-149. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/ekonomicheskaya-bezopasnost-i-mezhdunarodnye-rezervy-banka-rossii/viewer
3. Глазьев С.Ю. Основы обеспечения экономической безопасности страны - альтернативный реформационный курс // Российский экономический журнал. 1997. № 1. С. 3-18. URL: https://glazev.ru/articles
4. Долганова Я.А., Руденко М.Н. Способы оценки показателей экономической безопасности регионов // Вестник Прикамского социального института. 2016. № 2 (74). С. 27-35. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/sposoby-otsenki-pokazateley-ekonomicheskoy-bezopasnosti-regionov
5. Дюженкова Н.В. Управление экономической безопасностью региона в современной России: дис. ... канд. экон. наук. Тамбов, 2002. 232 с. URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=15994002
6. Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 «О безопасности». URL: https://base.garant. ru/10136200/
7. Кузнецов Д.А., Руденко М.Н. Система индикаторов оценки экономической безопасности страны // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 23 (308). С. 59-67 URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/sistema-indikatorov-otsenki-ekonomicheskoy-bezopasnosti-strany/viewer
8. Майорова Е.Н. О критериях обеспечения экономической безопасности в России // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2016. № 4. С. 24-30. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/o-kriteriyah-obespecheniya-ekonomicheskoy-bezopasnosti-v-rossii/viewer
9. Показатели для оценки состояния экономической безопасности России // Федеральная служба государственной статистики. 2020. URL: https://www.gks.ru/ econSafety
10. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. N 1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений), одобренной Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. N 608». URL: http://ivo.garant. ru/#/document/135355/
11. Прохожев А.А., Карманова И.А. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности России // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета. 2004. № 2. С. 36-42. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/ekonomicheskaya-bezopasnost-v-sisteme-natsionalnoy-bezopasnosti-rossii/viewer
12. Прудиус Е.В. О понятии и системе экономической безопасности // Бизнес в законе. 2008. № 1. С. 66-70. https://cyberleninka.ru/article/n/o-ponyatii-i-sisteme-ekonomicheskoy-bezopasnosti-1/viewer
13. Сенчагов В.К. Экономическое обеспечение национальной безопасности // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2010. № 8. С. 31-41. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskoe-obespechenie-natsionalnoy-bezopasnosti/viewer
14. Третьяков Д.В. Организационно-методический инструментарий обеспечения экономической безопасности региона: автореф. дис. . канд. экон. наук. тамбов, 2012. 22 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19369675
15. Указ Президента РФ от 29.04.1996 N 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_92725/
16. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». URL: https://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/71572608/
17 Федораев С.В. К вопросу об оценке экономической безопасности страны // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. № 4 (56). С. 155161. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-otsenke-ekonomicheskoy-bezopasnosti-strany/viewer
18. Фомин А.М. Экономическая безопасность государства // Международные процессы. 2010. № 3 (24). С. 118-133. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18874126
19. Халиф Е.И. Вызовы и угрозы экономической безопасности Российской Федерации: проблемы и пути решения // Бизнес. Общество. Власть. 2018. № 4 (30). С. 24-33. URL: https://www.hse.ru/data/2019/02/05/1205145088/Халиф%20E.И.%20 Вызовы%20и%20угрозы%20экономической%20безопасности%20Россий-ской%о20Федерации^1!
Bibliography
1. Glinskij VV, Ionin V.G., Serga L.K. i dr. Statistika: uchebnik / pod red. VG. Ionina; 4-e izd., pererab. i dop. M.: INFRA-M, 2017 355 p.
2. Baujer VP., Litvinova E.M. Jekonomicheskaja bezopasnost' i mezhdunarodnye rezervy Banka Rossii // JeKO. 2008. № 9. IP 141-149. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ ekonomicheskaya-bezopasnost-i-mezhdunarodnye-rezervy-banka-rossii/viewer
3. Glaz'ev S.Ju. Osnovy obespechenija jekonomicheskoj bezopasnosti strany - al'terna-tivnyj reformacionnyj kurs // Rossijskij jekonomicheskij zhurnal. 1997. № 1. P 3-18. URL: https://glazev.ru/articles
4. Dolganova Ja.A., Rudenko M.N. Sposoby ocenki pokazatelej jekonomicheskoj bezopasnosti regionov // Vestnik Prikamskogo social'nogo instituta. 2016. № 2 (74). P 27-35. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-otsenki-pokazateley-ekonomicheskoy-bezopasnosti-regionov
5. Djuzhenkova N. V. Upravlenie jekonomicheskoj bezopasnost'ju regiona v sovremennoj Rossii: dis. ... kand. jekon. nauk. Tambov, 2002. 232 p. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=15994002
6. Zakon RF ot 5 marta 1992 g. N 2446-I «О bezopasnosti». URL: https://base.garant. ru/10136200/
7. Kuznecov D.A., Rudenko M.N. Sistema indikatorov ocenki jekonomicheskoj bezopasnosti strany // Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2015. № 23 (308). P. 59-67. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-indikatorov-otsenki-ekonomicheskoy-bezopasnosti-strany/viewer
8. Majorova E.N. О kriterijah obespechenija jekonomicheskoj bezopasnosti v Rossii // Vestnik Ural'skogo instituta jekonomiki, upravlenija i prava. 2016. № 4. P 24-30. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-kriteriyah-obespecheniya-ekonomicheskoy-bezopasnosti-v-rossii/viewer
9. Pokazateli dlja ocenki sostojanija jekonomicheskoj bezopasnosti Rossii // Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki. 2020. URL: https://www.gks.ru/econSafety
10. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 27 dekabrja 1996 g. N 1569 «О pervoocherednyh merah po realizacii Gosudarstvennoj strategii jekonomicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii (Osnovnyh polozhenij), odobrennoj Ukazom Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 29 aprelja 1996 g. N 608». URL: http://ivo.garant.ru/#/document/135355/
11. ProhozhevA.A., Karmanova I.A. Jekonomicheskaja bezopasnost' v sisteme nacional'-noj bezopasnosti Rossii // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ajerokosmiche-skogo universiteta. 2004. № 2. P 36-42. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ ekonomicheskaya-bezopasnost-v-sisteme-natsionalnoy-bezopasnosti-rossii/viewer
12. Prudius E.V. О ponjatii i sisteme jekonomicheskoj bezopasnosti // Biznes v zakone. 2008. № 1. P 66-70. https://cyberleninka.ru/article/n/o-ponyatii-i-sisteme-ekonomicheskoy-bezopasnosti-1/viewer
13. Senchagov V.K. Jekonomicheskoe obespechenie nacional'noj bezopasnosti // Vestnik Akademii jekonomicheskoj bezopasnosti MVD Rossii. 2010. № 8. P 31-41. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskoe-obespechenie-natsionalnoy-bezopasnosti/viewer
14. Tret'jakov D.V. Organizacionno-metodicheskij instrumentarij obespechenija jekono-micheskoj bezopasnosti regiona: avtoref. dis. . kand. jekon. nauk. Tambov, 2012. 22 p. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19369675
15. Ukaz Prezidenta RF ot 29.04.1996 N 608 «O gosudarstvennoj strategii jekonomicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii (Osnovnyh polozhenijah)». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_92725/
16. Ukaz Prezidenta RF ot 13 maja 2017 g. № 208 «O strategii jekonomicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda». URL: https://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/71572608/
17 Fedoraev S.V. K voprosu ob ocenke jekonomicheskoj bezopasnosti strany // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2012. № 4 (56). IP 155-161. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-otsenke-ekonomicheskoy-bezopasnosti-strany/viewer
18. Fomin A.M. Jekonomicheskaja bezopasnost' gosudarstva // Mezhdunarodnye processy. 2010. № 3 (24). P 118-133. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18874126
19. Halif E.I. Vyzovy i ugrozy jekonomicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii: problemy i puti reshenija // Biznes. Obshhestvo. Vlast'. 2018. № 4 (30). P 24-33. URL: https://www.hse.ru/data/2019/02/05/1205145088/Halif%20E.I.%20Vyzovy%20i%20 ugrozy%20jekonomicheskoj%20bezopasnosti%20Rossijskoj%20Federacii.pdf