Приведена вартість проекту:
- при загальній сумі ризиків пов ’язаних з утриманням запасів 0%;
- при загальній сумі ризиків пов’язаних з утриманням запасів 14%;
- при загальній сумі ризиків пов’язаних з утриманням запасів 21%; -*— при загальній сумі ризиків пов ’язаних з утриманням запасів 28%;
при загальній сумі ризиків пов ’язаних з утриманням запасів 35%; при загальній сумі ризиків пов язаних з утриманням запасів 42%;
4. Висновки з дослідження і перспективи подальших досліджень у даному напрямку
Встановлена залежність дасть змогу здійснювати ефективне управління товарними запасами та формувати раціональну концепцію розвитку підприємства.
Література
1. Огієнко С.О. Логістика: Конспект лекцій у схемах таблицях / С.О.Огієнко, І.П.Дзьобко. - Харків: Видавництво ХНЕУ, 2009. - 96с.
2. Крикавський Є.В. Логістичне управління: Підручник.
- Львів: Видавництво НУ «Львівська політехніка», 2005.
- 684с.
3. Шкварчук Л.О. Ціноутворення: Підручник. К.: Кондор, 2006. - 460с.
------------------------□ □-----------------------------
Розроблено нові ідеї, підходи й рішення в економіці й менеджменті. Дано аналіз новій економіці О.Г. Лібермана (02.10.1897-11.11.1981). Уперше введені нові ідеї, підходи й поняття: «інтегральна економіка», «феномен фактора часу», «інтегральна система»
Ключові слова: нова економіка О.Г. Лібермана, інтегральна економіка
□--------------------------------------□
Разработаны новые идеи, подходы и решения в экономике и менеджменте. Дан анализ новой экономике Е.Г.Либермана (02.10.1897-11.11.1981). Впервые введены новые идеи, подходы и понятия: «интегральная экономика», «феномен фактора времени», «интегральная система»
Ключевые слова: новая экономика Е.Г.Либермана, интегральная экономика
□--------------------------------------□
New ideas, approaches and solutions in economics and management are considered in the article. It has been given the analysis of the new economy of E.G. Lieberman (02.10.1897-11.11.1981). The new ideas, approaches, conceptions: «integrated economics», «time-factor phe-nomenon»; «integral system»
Keywords: new E.G. Lieberman economics, integral economics
------------------------□ □-----------------------------
УДК 347.763
ИНТЕГРАЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В УКРАИНЕ
Г.В. Ковалевский
Доктор экономических наук, профессор Кафедра менеджмента и маркетинга в городском хозяйстве*
А.Е. Ачкасов
Доктор экономических наук, профессор, декан Кафедра экономики предприятий городского
хозяйства*
*Харьковская национальная академия городского хозяйства ул. Революции, 12, г. Харьков, 61002
Постановка проблемы
Развитие логистики тесно связано с проведением экономических реформ в Украине. Важным этапом
в этих реформах была предрыночная реформа 1965
- 1970 гг., проведенная во времена так называемой «Хрущевской оттепели». В конечном счете эта «реформа» привела к известной «перестройке» М.С. Гор-
э
бачева и к современным экономическим реформам в Украине.
Реформа 1965 - 1970 гг. началась с серии статей во влиятельной газете «Правда» харьковского ученого-профессора Е.Г. Либермана. В работе коллектива авторов под руководством Е.Г. Либермана «Организация и планирование машиностроительных предприятий» (2-е изд., М., 1967) уже были зафиксированы основные характеристики будущих логистических систем.
Анализ основных исследований
Сложные логистические системы функционируют в глобальной экономической среде. В то же время, на наш взгляд, эффективная интегральная экономика - это экономика эффективного использования времени при помощи оптимального сочетания сильных сторон плановой (централизованной) и рыночной (децентрализованной) экономик. Впервые введенный нами в данной работе термин «интегральная экономика» представляет экономику, в которой интегрированы не только сильные стороны рыночной и плановой экономик, но и интегрированы в кратчайшие сроки все важнейшие достижения науки и практики во всем мире.
В новой интегральной экономике высшим благом и ценностью является сам человек, его время. Известно, что все явления и процессы развиваются во времени. Ресурсы времени людей всегда ограничены и конечны. Они имеют огромную экономическую и социальную ценность. Цена времени является решающим фактором в экономическом и социальном развитии общества и государства. Однако до сих пор этот факт не осознан.
До сих пор в экономической науке и практике фактор времени не является приоритетным по сравнению с ресурсными и финансовыми показателями. Важнейшие программы и показатели развития стран, регионов и предприятий не имеют своей «цены времени», своих эффективных прогнозов, своих оптимальных временных границ и т. п.
В логистических системах, изучая цепи поставок, учет времени еще не нашел достойного внимания несмотря на то, что попытки учета времени наблюдаются лишь в чрезвычайно редко осуществленных перспективных планах и прогнозах, в разрозненных вычислениях индексов экономических и социальных показателей, в учете амортизации, динамики цен, валют и т. п. Однако все эти попытки лишь подчеркивают общую удручающую картину по исследованию и использованию самого важного фактора экономики - фактора времени. Достаточно подчеркнуть, что в мире имеется немало государств и территорий, где время в их развитии как бы «остановилось» на тысячелетия, столетия, десятки лет и т.п.
Априори, по умолчанию считается, что экономические реформы могут продолжаться вечно, ресурсы времени бесконечны и неисчерпаемы. Иллюстрацией к игнорированию фактора времени может служить судьба экономических идей Е.Г. Ли-бермана. Со времени появления этих идей прошло
почти 50 лет. Однако до сих пор эти идеи почти не используются.
Идеи об экономических циклах впервые в мире были сформулированы в Харьковском университете Илларионом Игнатьевичем Кауфманом в работе «Теория колебания цен», которая была опубликована еще в 1867 году [4].
Об экономических циклах и необходимости регулирования экономики писали разные ученые, в частности К.Маркс, М.И. Туган-Барановский, Н.Д. Кондратъев, У.К. Митчелл, С.А. Кузнец, Дж. М. Кейнс и многие другие.
Однако наличие экономических циклов и необходимость регулирования экономики игнорируется до сих пор.
Об этом свидетельствует как последний экономический кризис, который застал врасплох экономику и экономическую науку, так и поразительная живучесть идей «идеальных» и«саморегулируемых» экономик.
Цель исследования
На наш взгляд, в создавшихся условиях необходимо срочно разрабатывать специальную науку и учебную дисциплину, которую можно назвать «Экономика времени». Новая экономическая наука
- «Экономика времени» - должна концентрировать в себе все важнейшие достижения науки и практики о ресурсах, методах, показателях, программах, прогнозах и результатах эффективного использования времени.
Основной раздел
Мировой опыт показывает, что для эффективного использования времени необходимо прежде всего сформировать команды профессионалов на всех уровнях управления: в масштабах всего государства, его регионов, городов, предприятий, организаций и учреждений. Только команды профессионалов смогут обеспечить страну, регионы, города, предприятия, организации и учреждения всеми видами необходимых ресурсов (включая финансовые и инновационные ресурсы), добиться всех поставленных целей.
Ес ли рассматривать логист ик у к ак наук у, опирающуюся на эконометрию и математику, то представляется возможным учитывать, что в новой интегральной экономике команды профессионалов должны организовывать всемерную экономию времени во всех видах деятельности. Ликвидация потерь времени на каждом рабочем месте, наведение порядка и дисциплины, соблюдение чистоты, экономия всех видов ресурсов - все это не требует никаких дополнительных инвестиций.
Необходим лишь высокий уровень профессионализма и постоянная упорная работа. Важно осознать, что экономия всех видов ресурсов равнозначна выделению дополнительных инвестиций (за счет экономии) на повышение качества жизни населения и развития экономики страны.
Е
Необходимо прекратить бездумное уничтожение земельных, водных и лесных ресурсов, повсеместное расточительство воды, газа, тепловой и электрической энергии. Важно срочно наладить строгий контроль за выполнением всех ресурсосберегающих программ и нормативов.
Важным инструментом эффективной интегральной экономики является балансовое (бюджетное) управление. Все руководители и менеджеры должны уметь влиять на свою часть системы балансов (бюджетов).
Система балансов включает в себя: бюджеты и балансы государства, его регионов, городов, районов, отраслей и секторов экономики, балансы Системы национальных счетов, а также бухгалтерские, материально-технические, трудовые, энергетические и иные балансы предприятий, организаций и учреждений.
До сих пор даже плановые бюджеты государства и плановые балансы предприятий на предстоящий год составляются с большим опозданием. Между тем для всемерной экономии времени необходимо срочно наладить использование прогнозных бюджетов и балансов на всех уровнях управления.
При этом прогнозы важнейших показателей экономической и социальной эффективности должны быть обоснованы не только соответствующими ба-
лансами, но и наличием реальных источников финансирования.
Новая интегральная экономика требует применения совершенно нового интегрального менеджмента.
Впервые введенный в данной работе термин «интегральный менеджмент» означает менеджмент, в котором интегрированы все сильные стороны традиционного менеджмента и балансового управления, а также специальные интегральные системы и системы индексов-индикаторов. Интегральные системы - это системы, которые интегрируют все локальные системы, необходимые для решения той или иной проблемы, в единую - интегральную систему (подробнее см. наши работы: [6,С.53-61],[7,С.129-134] и др.).
Выводы
Таким образом, как и в прежние времена, отсутствие должного профессионализма остается наиболее слабым звеном в проведении всех реформ. Необходимо осознать реалии «новой экономики» и «нового менеджмента» и, как итог, добиться высокой экономической и социальной эффективности развития логистики.
Литература
1. Либерман Е,Г. Еще раз о плане, прибыли и премии // Правда. - 1964. - 20 сентября.
2. Либерман Е.Г. План, прибыль и премия // Правда. - 1962. - 9 сентября.
3. Либерман Е.Г. Экономические методы повышения эффективности общественного производства. - М.: Экономика, 1970.
- 175 с.
4. Кауфман И.И. Теория колебания цен. - Харьков: Унив. тип., 1867. - 288 с.
5. Ковалевский Г.В. Идеи, поиски, решения. New ideas, Approaches, Solutions. - X.: ХНАГХ, 2005. - 179 с.
6. Ковалевский Г.В. Индексный метод в Экономике. - М.: Финансы и статистика, 1989. - 239 с.
7. Ковалевский Г.В. Статистика. Statistics. - X.: ХНАГХ, 2010. - 313 с.
8. Ковалевский Г.В., Селиванов В.М. Харьковская экономическая школа. Kharkiv Economic School (1804-2004). - X.: ХНУ,
2004. - 51 с. (на рус. и укр. яз.).
9. Liberman E.G. The role of profit in the Industrial Incentive System of the U.S.S.R. // International labor review. ILO. Geneva. Vol.
97. № 1.January 1968.