-►
Образование и педагогические науки
УДК 371.212.1
З.В. Шардыко
инструменты отбора студентов для обучения в британских университетах
ШАРДЫКО Зоя Владимировна — ассистент, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет.
Россия, 195251, Санкт-Петербург, Политехническая ул., 29
e-mail: [email protected]
Аннотация
Статья посвящена вопросам формирования контингента студентов британских университетов. Рассмотрены основные инструменты отбора потенциальных студентов для обучения по программам высшего образования университетского сектора, в том числе оценка предыдущего уровня образования, вступительные экзамены и собеседование. Выделены и систематизированы академические и неакадемические вступительные требования, дана их характеристика. Результаты проведенного анализа позволили сделать выводы о целесообразности применения некоторых способов отбора абитуриентов в российские вузы на современном этапе, а также стали основой для разработки рекомендаций по приему учащихся из стран с английской моделью системы образования.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ; ОТБОР; ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ; СОБЕСЕДОВАНИЕ; ПОСТУПЛЕНИЕ В УНИВЕРСИТЕТ
Система образования Соединенного Королевства всегда привлекала отечественных компаративистов в качестве предмета исследования как одна из старейших в мире. Об этом свидетельствуют многочисленные научные работы [1—5]. Страна с многовековой историей и традициями, Великобритания неохотно вносит изменения в структуру системы образования, придерживаясь во многом консервативных позиций. В свою очередь, десятки стран, образовавшихся после распада Британской империи, получили в наследство британскую модель перехода «школа — вуз». Необходимо отметить, что за последние годы стабильно 16—17 % иностранных студентов, приезжающих для обучения в российских вузах, представляют именно англофонный регион [6].
По данному показателю страны с английской моделью системы образования занимают 2-е место после стран СНГ и Балтии.
Политика Российской Федерации направлена на расширение приема на обучение в отечественных вузах иностранных граждан, в том числе и из стран с английской моделью системы образования. Не случайно в новом тысячелетии разработаны уже два целевых документа, посвященные данному вопросу, — Концепция государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях (одобрена Президентом РФ 18.10.2002 г.) и Концепция экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011—2020 гг. Однако отбор и прием
представителей иностранных государств в российские вузы невозможен без знания особенностей приема в вузы в их родных странах.
Системы образования принято разделять на централизованные (функционируют в соответствии с едиными правилами и стандартами, заданными государством) и децентрализованные (роль государственных органов в принятии решений в области образования сведена к минимуму). Британская система образования относится к децентрализованным, о чем свидетельствует полная автономия вузов в части установления методов и критериев отбора абитуриентов [3, 7, 8]. Наряду с этим для Великобритании традиционно характерна высокая степень селективности при отборе кандидатов на обучение в вузе.
По заказу Департамента образования в Соединенном Королевстве в 2004 г. было проведено исследование, посвященное вопросам справедливости отбора в высшие учебные заведения страны. В опубликованном по его итогам отчете [9] впервые были сформулированы принципы, координирующие вопросы поступления в вузы:
• процедура зачисления должна быть прозрачной;
• система отбора, опираясь на представленные достижения и потенциал абитуриентов, должна выявлять способных освоить избранную программу обучения;
• система отбора должна стремиться использовать надежные и веские методы;
• необходимо минимизировать барьеры;
• необходимо быть профессиональным во всех отношениях.
В 2006 г. тема отбора была поднята и в документах Агентства по обеспечению качества высшего образования. Десятый раздел Кодекса хорошей практики по обеспечению качества и стандартов высшего образования посвящен процедурам зачисления на программы высшего образования [10]. Следует отметить два положения данного акта, заслуживающие внимания:
• политика и процедуры отбора должны быть ясные, и им надо следовать беспристрастно, почтительно, неизменно и оперативно. Для обоснования принятых решений в процессе отбора кандидатов на обучение необходимо использовать прозрачные вступительные требования, как академические, так и неакадемические;
• образовательные организации должны вести собственный отборочный процесс квалифицированно, эффективно и почтительно в соответствии с полностью задокументированными операционными процедурами, которые доступны для ознакомления всем вовлеченным в отборочный процесс участникам как в рамках учреждения, так и за его пределами, абитуриентам и их советникам.
В Великобритании на предуниверситет-ском этапе существует широкий спектр академических и профессионально-технических курсов и программ. Абитуриенты при подаче заявления на поступление в вуз собирают своего рода портфолио из тех официальных квалификаций1 и профессионального опыта, который они успели приобрести. Более 50 % студентов дополнительно к основным результатам экзаменов по окончании школьной программы представляют квалификации и сертификаты [11].
Обязательное образование в Великобритании составляет 11 классов (с 5 до 16 лет) и завершается сдачей экзаменов на общий сертификат о среднем образовании (GCSE). Большинство вузов включают результаты данных экзаменов по английскому языку и математике в требования к поступающим в качестве дополнительного критерия при отборе кандидатов с равнозначными результатами экзаменов за курс старшей школы. Необходимым условием для всех соискателей места в университете является оценка не ниже С за экзамены по этим двум предметам.
К академической траектории поступления в британский вуз относится двухлетняя программа по подготовке и сдаче минимум двух (как правило, студенты выбирают три-четыре предмета) экзаменов на углубленном уровне (далее -A-level) в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии.В Шотландии необходим набор из четырех предметов (чаще изучается пять-шесть предметов) на высшем уровне (Highers) по окончании однолетней программы, с возможностью доучиться еще один год и сдать экзамены на продвинутом высшем уровне (Advanced
1 Под квалификацией в данном случае понимается любой документ о завершенном периоде обучения.
2 Шкала оценок на уровне GCSE: А*, А, В, С, D, Е, Е, G, где А — наивысшая оценка, G — минимальная проходная отметка; неудовлетворительный результат (и) в сертификате не указывается.
Highers). Плановая длительность подготовки школьника по предмету А-^е1 в Великобритании составляет 360 аудиторных часов [12], в то время как в России эта цифра может варьироваться от 70 до 420 часов в зависимости от предмета и уровня его изучения (базовый, профильный) [13]. Учебная нагрузка отражает глубину проработки каждого из трех-четырех избранных предметов А-^е1. Этот показатель оказывается выше, чем в российской школе по аналогичным предметам базового цикла в 10-х и 11-х классах старшей средней школы и сопоставим лишь с профильными предметами.
В течение двухлетней программы обучения на А-^е1 школьники по окончании определенных учебным планом модулей проходят промежуточные тестирования и выполняют отчетные работы. Выпускной экзамен представляет собой многочасовое тестирование, проходящее несколько дней [14]. Данные экзамены — классический пример тестов по итогам обучения (или тестов знаний), основной задачей которых является проверка усвоения изученного за два года учебного материала.
Профессионально-техническое обучение в Великобритании осуществляется в различных институтах и колледжах. Вузы самостоятельно определяют возможность поступления на конкретные программы абитуриентов с профессионально-техническим дипломом. Традиционные исследовательские университеты рассматривают такого рода дипломы только в качестве дополнительной квалификации, помимо основных результатов А-^е1, в то время как новые университеты, образованные на базе бывшего неуниверситетского сектора, предлагающие практико-ориентированные программы высшего образования, наоборот, приветствуют абитуриентов с профессионально-технической подготовкой и зачастую дают им право поступления на второй или более высокий курс.
Организация UCAS предоставляет всем желающим сервис для поиска доступных программ и курсов высшего образования, а также вступительных требований к ним. Вузы ответственны за заполнение карточки образовательной программы с указанием всех подробностей относительно требуемого уровня проходного балла, наличия вступительных тестов, собеседования или иных условий. Абитуриенты
могут выбрать пять курсов (за исключением подачи заявлений в Оксфорд, Кембридж и на медицинские специальности). Последний срок подачи заявлений для большинства программ — 15 января. Поскольку на момент подачи документов результаты экзаменов А-^е1 еще неизвестны, в заявлении вместо реально полученных оценок представители школы или колледжа, в котором обучается абитуриент, выставляют предполагаемые оценки. По статистике примерно половина всех выставленных оценок подтверждается [15].
В разделе подачи заявления абитуриенты заполняют следующие пункты:
• персональные данные,
• дополнительная информация,
• финансовое обеспечение,
• выбранные программы (до пяти),
• образование (в том числе предполагаемые оценки А-^е1),
• опыт работы,
• мотивационное письмо (одно для всех пяти избранных программ),
• рекомендательные письма.
Все данные направляются в вуз, который, в свою очередь, извещает абитуриента о готовности его принять и после успешной сдачи экзаменов А-^е1 подтверждает его зачисление. В редких случаях университет может предложить абитуриенту место независимо от результатов выпускных экзаменов. Процесс отбора кандидатов на обучение в вузе представлен на схеме (см. рисунок). Некоторые этапы могут быть пропущены в зависимости от вступительных требований конкретной программы обучения.
Критерии отбора, которыми руководствуются сотрудники британских университетов, можно разделить на академические (непосредственно связаны с учебным процессом и его результатами) и неакадемические. К первым относятся официальные результаты экзаменов А-^е1 или их эквивалентов. Академические требования складываются:
• из суммарного проходного балла за два-три экзамена А-^е1 (например, ААА или ААВ, или ВВВ);
• предметных требований (необходимость сдачи экзамена А-^е1 по определенному предмету или предметам);
• требования к проходной оценке по определенному предмету.
Пример академических вступительных требований представлен в таблице.
Академические вступительные требования, действующие в университете св. Эндрюса [16]
Специальность Общий балл (шотл.) Общий балл (А-1еуе1) Межжд. бакалавриат Предметные требования
Информатика АААВ ААВ 35 Математика
История Средних АААВ ААА 36
веков
Экономика и статистика АААВ ААА 38 А по математике
В отличие от российских британские вузы могут применять к поступающим не все возможные академические требования. Как видно из примера, в университет Св. Эндрюса на специальность «История Средних веков» может быть зачислен абитуриент, который сдал
Процесс отбора кандидатов на обучение в вузе
любые три экзамена А-1еуе1 на соответствующие оценки, в то время как для обучения по специальностям «Информатика» и «Экономика и статистика» необходимо сдать именно математику на углубленном уровне. Но если для «Информатики» допускается сдать математику на А или В, то для «Экономики и статистики» требуется только оценка А, при этом оставшиеся два предмета на обе специальности не регламентированы, и это могут быть любые дисциплины из перечня доступных для изучения на уровне А-1еуе1. Существующая в России форма приема в вузы в виде Единого государственного экзамена позволяет внести соответствующие изменения для реализации более гибкого подхода и большей свободы как для вузов, так и для абитуриентов при определении набора предметов, необходимых для поступления в аккредитованные российские образовательные организации.
К неакадемическим критериям отбора относится широкий круг различных факторов, включающий:
• оценку способностей абитуриента к словесно-логическому, математическому и абстрактному мышлению, необходимых для обучения по программам высшего образования (через вступительные тестирования);
• оценку мотивации и потенциала абитуриента (мотивационное письмо, характеристика из школы, собеседование);
• проверку в полиции на отсутствие судимости (обязательна для поступающих на специальности, связанные с медициной, педагогикой и социальной работой);
• оценку сопутствующей информации (показатели региона проживания, семьи и школы);
• наличие опыта работы по специальности.
В последних исследованиях, посвященных
процедурам отбора кандидатов на обучение [2, 7, 17], подчеркиваются различия в значении, которое вузы придают неакадемическим критериям. Также отмечается важность взвешенного оценивания, например, мотивационного письма и характеристики из школы, в том смысле, что должны быть четко определены их роль и значение в принятии решения о зачислении того или иного абитуриента [17]. Нам пока не удалось обнаружить опубликованных примеров шкалирования или критериев оценки этих двух инструментов отбора.
Наиболее важными среди неакадемических критериев отбора выступают результаты вступительных тестирований: 89 вузов и колледжей (26 %) в 2013 г. при отборе абитуриентов учитывали результаты вступительных тестирований, проведенных самостоятельно или сторонними организациями; программы, для которых в качестве вступительных требований выступают результаты приемных экзаменов, составляют всего 1,4 % [18]. Несмотря на столь незначительные цифры, проведение вступительных тестирований имеет тенденцию к увеличению. В одном из докладов [19] даже высказывалось предложение о введении национального экзамена для оценки способностей к высшему образованию.
Сегодня лидерами среди специальностей, требующих прохождения дополнительных вступительных экзаменов, являются медицина (49 вузов из 89) и юриспруденция (11 вузов из 89).
Оксфордский университет — единственный из университетов, который применяет предметные вступительные тесты по следующим дисциплинам: классические языки, английская литература, история, математика, современные языки, восточные языки, физика. Из данного перечня только тесты по математике и физике являются глубоко предметными по содержанию, остальные тесты сконцентрированы на проверке словесно-логических способностей в виде закрытых вопросов и письменных заданий-эссе.
Большая часть вступительных тестов не проверяет знания абитуриентов по конкретным предметам, а предназначена для оценки словесно-логического и математического мышления, аналитических способностей и навыков письменного изложения мыслей. Таким образом, дублирующего тестирования по школьным предметам мы не наблюдаем. Данный элемент отбора лишь дополняет целостную картину будущего студента. Также важно отметить, что академической подготовки данные тесты не требуют, так как они оценивают способности абитуриента, а не его знания или навыки.
Мотивационное письмо и характеристика из школы являются обязательными составляющими при подаче заявления на поступление в вуз. Британские школьники в мотивацион-ном письме излагают причины выбора будущей специальности и описывают свой потенциал для ее освоения. Поскольку данное письмо-эс-
се готовится заранее, то не исключено, что для его написания абитуриент мог воспользоваться сторонней помощью (родителей, друзей, учителей и т. д.), в связи с чем его ценность при оценке кандидата на поступление в вуз несколько занижена. Применение подобного рода инструмента — это скорее дань традиции, нежели реальный механизм отбора, и его вряд ли целесообразно применять в России.
Британские вузы имеют многолетний опыт использования такого инструмента отбора, как собеседование. Оно позволяет составить целостное представление о потенциальном студенте. Практика применения интервьюирования в вузах сильно варьируется: где-то оно применяется для отсеивания абитуриентов, претендующих на программы с высоким конкурсом (селекционные интервью), а где-то выступает как элемент «профессионального отбора», т. е. выявления тех способностей, которые необходимы для освоения программы и не могут быть выявлены путем изучения личного дела. Какие-то вузы (практически все в Шотландии) не применяют собеседование, опираясь при отборе только на данные, представленные в досье абитуриента. Специальности творческой направленности, связанные с искусством и дизайном, обязательно предполагают проведение собеседования (прослушивания) и/или оценку портфолио.
С целью обеспечения равных возможностей в доступе к высшему образованию в качестве дополнительного критерия отбора все чаще используется сопутствующая информация. Университет Манчестера опубликовал данные о применении данного механизма в своем селекционном процессе [20]. Используются четыре индикатора:
• территориальный: абитуриент проживает в регионе, недостаточно представленном по количеству студентов в вузах;
• социальный: абитуриент какое-то время находился под опекой или уходом до подачи заявления на обучение;
• 1-й школьный: процент выпускников школы, сдавших GCSE на оценки Л* — С;
• 2-й школьный: процентное соотношение успеваемости выпускников школы на экзаменах А-^е1.
Считается, что выпускники школ, которые смогли достичь сопоставимых результатов в «суровых» условиях, проявили выдающиеся
способности по сравнению со своими сверстниками, имеющими аналогичные оценки.
Нами были рассмотрены основные инструменты отбора, применяемые британскими вузами при формировании контингента студентов. Основной упор при отборе по-прежнему делается на результаты экзаменов А-1еуе1, что, с одной стороны, говорит о налаженной связи школа — вуз и доверии к результатам независимых школьных экзаменов, а с другой стороны, ставит процесс отбора кандидатов в зависимость от тестов по итогам обучения (тестов знаний), которые не выявляют напрямую способности абитуриентов к обучению в вузе. Использование целого спектра дополнительных инструментов отбора (мотивационное письмо, характеристика из школы, вступительные тесты, собеседование) позволяет нивелировать данный недостаток. Нарастающая тенденция к использованию вступительных тестов на словесно-логическое мышление свидетельствует о сдвиге в парадигме системы отбора абитуриентов от оценки фактологических знаний и стандартных умений к оценке способностей к умственному труду.
Таким образом, доступ к высшему образованию в Великобритании обусловлен наличи-
ем сертификатов о сдаче экзаменов на уровень А-1еуе1 или сопоставимых квалификаций, а допуск к конкретной программе складывается из требований, устанавливаемых факультетами вузов, и определяется в процессе длительной процедуры отбора, которая включает в себя дополнительные письменные работы, интервьюирование, прослушивание и т. п. Особенность допуска к высшему образованию в Великобритании заключается в автономности вуза и его структурных подразделений в принятии окончательного решения о приеме того или иного кандидата на обучение, что проистекает из децентрализованного характера британской системы образования в целом.
Изучение системы отбора абитуриентов в британские вузы позволяет выявить основные инструменты формирования их контингента и пролонгировать полученные данные на системы образования государств, возникших после распада Британской империи. В свою очередь, знание механизмов отбора абитуриентов в зарубежных странах с английской моделью системы образования необходимо для составления рекомендаций по приему абитуриентов из таких стран в российские вузы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. цейкович К.н. Система образования в Великобритании // Проблемы зарубежной высшей школы. 1989. Вып. 2. С. 3-63.
2. вольфберг Д.м., Гальфанович И.Л. Система медицинского образования в Великобритании и США. СПб.: Изд-во СПбМАПО, 2003. 12 с.
3. Корф Д.в. Образовательное право и образовательная система Великобритании // Ежегодник российского образовательного законодательства. Т. 1. 2006. С. 188-216. URL: http://www.lexed.ru/pravo/ theory/ezegod/?16.html (accessed 23.04.2014).
4. вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика. История и современные проблемы. М: Изд-во УРАО, 2003. 231 с.
5. Джуринский А.н. Сравнительная педагогика: учеб. для магистров. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2013. 440 с.
6. арефьев А.Л., шереги Ф.Э. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: стат. сб. Вып. 9. М.: Изд-во РУДН, 2012. 176 с.
7. Прахов И.А. Обзор основных моделей перехода «школа — вуз» в западноевропейских странах и США // Вопросы образования. 2009. № 2. С. 108—120.
8. Estermann T., Nokkala T., Steinel M. University Autonomy in Europe II. The Scorecard. URL: http:// www.eua.be/Libraries/Publications/University_ Autonomy_in_Europe_II_-_The_Scorecard.sflb.ashx (accessed 23.04.2014).
9. Fair admissions to higher education: recommendations of good practice. URL: http://www.admis-sions-review.org.uk/downloads/finalreport.pdf// (accessed 23.04.2014).
10. code of practice for the assurance of academic quality and standards in higher education. Section 10: Admissions to higher education. September 2006. URL: http://www.qaa.ac.uk/Publications/Informatio-nAndGuidance/Documents/RecruitmentandAdmis-sions.pdf/ (accessed 23.04.2014).
11. ucAS. 2013 Application Cycle: End of Cycle Report. URL: http://www.ucas.com/sites/default/files/ ucas-2013-end-of-cycle-report.pdf (accessed 23.04.2014).
12. cambridge International A&AS Level Mathematics Syllabus. URL: http://www.cie.org.uk/images/ 92081-2013-syllabus.pdf (accessed 23.04.2014).
13. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих про-
граммы общего образования. URL: www.ed.gov.ru/ ob-edu/noc/rub/standart/bup/ (accessed 23.04.2014).
14. Ковалева Г.с. Особенности национальных экзаменов в ряде стран мира // Школьные технологии. 1998. № 5. С. 166-172.
15. Estimating the Reliability of Predicted Grades. URL: http://www.ucasresearch.com/documents/Predicted_ Grades_2005.pdf (accessed 23.04.2014).
16. Programmes, Degrees and their Entry Requirements for 2014. URL: http://www.st-andrews.ac.uk/ media/admissions/prospectus/2013-2014/Degrees%20 and%20their%20Entry%20Requirements%20for%20 2014.pdf (accessed 23.04.2014).
17. Boland J., Mulrenen M. Application, selection and admission to higher education: a review of
international practice. URL: http://www.transition.ie/ files/13 52_HEA_Application_&%20_Selection_02.pdf (accessed 23.04.2014).
18. Supporting Professionalism in Admissions. URL: http://www.spa.ac.uk/information/admissionstests/ (accessed 23.04.2014).
19. Fair admissions to higher education: the review of the implementation of the Shwartz report principles three years on: Report 1 — Executive Summary and Conclusions. URL: http://www.spa.ac.uk/documents/ SchwartzReview/Schwartz_Report_Review_Report_1_ Final10.12.08.pdf (accessed 23.04.2014).
20. The university of Manchester. URL: http:// documents.manchester.ac.uk/display. aspx?DocID=8128 (accessed 23.04.2014).
Z.V. Shardyko
tools for the selection of prospective students in British universities
SHARDYKO zoya v. — St. Petersburg State Polytechnical University.
Politekhnicheskaya ul., 29, St. Petersburg, 195251, Russia
e-mail: [email protected]
Abstract
Treated are the issues of the student recruitment into British universities. Considered are the main instruments of selection of prospective students to be educated by university programs, including the prior education evaluation, entrance examinations and interviews. Defined and systematized are academic and non-academic entry requirements, their specifics presented. The conducted analyses led to the conclusions about the viability of using some of the tools for the student selection into Russian higher education institutions nowadays, and also formed the basis for development of recommendations for admission of foreign students from the countries with Anglo-Saxon model of the educational system.
Keywords
BRITISH SYSTEM OF EDUCATION; SELECTION; ENTRANCE EXAMINATIONS; INTERVIEW; ADMISSION TO UNIVERSITY.
REFERENCES
1. Tseykovich K.N. [The Educational System of the Great Britain]. Problemy zarubezhnoy vysshey shkoly [Issues of the Foreign Higher Education], 1989, vol. 2, pp. 3—63. (In Russ.)
2. Volfberg D.M., Galfanovich I.L. Sistema medi-tsinskogo obrazovaniya v Velikobritanii i USA [The System of Medical Education in The Great Britain and USA]. St. Petersburg, SPbMAPO Publ., 2003. 12 p. (In Russ.)
3. Korf D.V. [Educational Legislation and Educational System of the Great Britain]. Ezhegodnik rossiy-
skogo obrazovatel'nogo zakonodatel'stva [Year-Book the Russian Educational Legislation], 2006, vol. 1, pp. 188—216. Available at: http://www.lexed.ru/pravo/theory/ezegod/ ?16.html (accessed 23.04.2014). (In Russ.)
4. Vulfson B.L. Sravnitelnaya pedagogika. Istoriya i sovremennyyeproblemy [Comparative Education. History and Current Issues]. Moscow, URAO Publ., 2003. 231 p. (In Russ.)
5. Dzhurinskiy A.N. Sravnitelnaya pedagogika: uchebnik dlya magistrov [Comparative Education: man-
ual for magistrs]. Moscow, Yurayt Publ., 2013. 440 p. (In Russ.)
6. Arefyev A.L., Sheregi F.E. Obucheniye inostran-nykh grazhdan v vysshikh uchebnykh zavedeniyakh Rossiy-skoy Federatsii [Foreign students in higher educational institutions of Russian Federation: a statistical digest]. Iss. 9. Moscow, RUDN Publ., 2012. 176 p. (In Russ.)
7. Prakhov I.A. [Survey of Principal Models of the Transition from School to College in West Europe and USA]. Voprosy obrazovaniya [J. of Educational Studies]. 2009, no. 2, pp. 108-120. (In Russ.)
8. Estermann T., Nokkala T., Steinel M. University Autonomy in Europe II. The Scorecard. Available at: http://www.eua.be/Libraries/Publications/University_ Autonomy_in_Europe_II_-_The_Scorecard.sflb.ashx (accessed 23.04.2014).
9. Fair admissions to higher education: recommendations of good practice. Available at: http://www. admissions-review.org.uk/downloads/finalreport.pdf// (accessed 23.04.2014).
10. Code of practice for the assurance of academic quality and standards in higher education. Section 10: Admissions to higher education. September 2006. Available at: http://www.qaa.ac.uk/Publications/Information AndGuidance/Documents/RecruitmentandAdmissions. pdf/ (accessed 23.04.2014).
11. UCAS. 2013 Application Cycle: End of Cycle Report. Available at: http://www.ucas.com/sites/ default/files/ucas-2013-end-of-cycle-report.pdf (accessed 23.04.2014).
12. Cambridge International A&AS Level Mathematics Syllabus. Available at: http://www.cie.org.uk/ images/92081-2013-syllabus.pdf (accessed 23.04.2014).
13. Federalnyy bazisnyy uchebnyy plan i primernyye uchebnyye plany dlya obrazovatelnykh uchrezhdeniy
Rossiyskoy Federatsii, realizuyushchikh programmy ob-shchego obrazovaniya [Federal Basic Curriculum and Exemplary Curriculum for Educational Institutions Conducted General Educational Programs]. Available at: wwwed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/bup/ (accessed 23.04.2014). (In Russ.)
14. Kovaleva G.S. [The Peculiarities of National Examinations in Some Countries]. Shkol'nye tekh-nologii [School Technologies], 1998, no. 5, pp. 166—172. (In Russ.)
15. Estimating the Reliability of Predicted Grades. Available at: http://www.ucasresearch.com/documents/ Predicted_Grades_2005.pdf (accessed 23.04.2014).
16. Programmes, Degrees and their Entry Requirements for 2014. Available at: http://www.st-an-drews.ac.uk/media/admissions/prospectus/2013-2014/ Degrees%20and%20their%20Entry%20Requirements%20 for%202014.pdf (accessed 23.04.2014).
17. Boland J., Mulrenen M. Application, selection and admission to higher education: a review of international practice. Available at: http://www.transition.ie/ files/13 52_HEA_Application_&%20_Selection_02.pdf (accessed 23.04.2014).
18. Supporting Professionalism in Admissions. Available at: http://www.spa.ac.uk/information/admis-sionstests/ (accessed 23.04.2014).
19. Fair admissions to higher education: the review of the implementation of the Shwartz report principles three years on: Report 1 — Executive Summary and Conclusions. Available at: http://www.spa.ac.uk/documents/ SchwartzReview /Schwartz_Report_Review_Rep ort_1_ Final10.12.08.pdf (accessed 23.04.2014).
20. The University of Manchester. Available at: http:// documents.manchester.ac.uk/display. aspx?DocID=8128 (accessed 23.04.2014).
© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2014