Научная статья на тему 'ИНСТРУМЕНТЫ ВЫБОРА ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ КОМПАНИИ'

ИНСТРУМЕНТЫ ВЫБОРА ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ КОМПАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансовая стратегия / методика разработки финансовой стратегии / методы портфельного анализа / financial strategy / financial strategy development methodology / new methods of portfolio analysis system

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.А. Волынкина

В статье приведены различные инструменты выбора финансовой стратегии, рассмотрены достоинства и недостатки предлагаемых инструментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPANY FINANCIAL STRATEGY SELECTION TOOLS

The article presents various tools for choosing a financial strategy, considers the advantages and disadvantages of the proposed tools.

Текст научной работы на тему «ИНСТРУМЕНТЫ ВЫБОРА ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ КОМПАНИИ»

УДК 336.6

ИНСТРУМЕНТЫ ВЫБОРА ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ КОМПАНИИ

А. А. Волынкина

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: volynkina.a@bk.ru

В статье приведены различные инструменты выбора финансовой стратегии, рассмотрены достоинства и недостатки предлагаемых инструментов.

Ключевые слова: финансовая стратегия, методика разработки финансовой стратегии, методы портфельного анализа.

COMPANY FINANCIAL STRATEGY SELECTION TOOLS

A. A. Volynkina

1Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

Е-mail: volynkina.a@bk.ru

The article presents various tools for choosing a financial strategy, considers the advantages and disadvantages of the proposed tools.

Keywords: financial strategy, financial strategy development methodology, new methods of portfolio analysis system.

Выбор стратегии можно назвать одной из составляющих успеха деятельности предприятия. Фирма может оказаться в трудном положении, если вовремя не сможет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и отреагировать на них. Точно сформулированная стратегия важна для развития предприятия и сохранение её конкурентоспособности.

Существуют различные способы для осуществления выбора финансовой стратегии для предприятия.

Методика разработки финансовой стратегии компании предложенная И. Бланком включает в себя следующие этапы:

1. определение общего периода формирования финансовой стратегии;

2. исследование факторов внешней финансовой среды и конъюнктуры финансового рынка на основе SWOT-, SNW- и PEST-анализов, портфельного анализа, сценарного анализа, сравнительного финансового анализа, анализа финансовых коэффициентов, интегрального анализа по модели Дюпон, экспертного анализа;

3. оценка сильных и слабых сторон финансовой деятельности предприятия;

4. комплексная оценка стратегической финансовой позиции предприятия;

5. разработка стратегических финансовых целей компании;

6. конкретизация целевых показателей финансовой стратегии по периодам ее реализации, которая обеспечивает динамичность представления системы целевых стратегических нормативов финансовой деятельности, а также их внешняя и внутренняя синхронизация во времени;

7. разработка целевых стратегических нормативов финансовой деятельности;

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3

8. принятие основных стратегических финансовых решений - процесс рассмотрения возможных способов достижения стратегических финансовых целей и выбора наиболее эффективных из них для практической реализации;

9. оценка эффективности принятой финансовой стратегии;

10. организация контроля реализации финансовой стратегии [1].

Методика разработки финансовой стратегии компании, предложенная З. Аминовой предлагает все возможные виды финансовой стратегии фирмы представить в виде матрицы финансовых стратегий фирмы. Манипулируя в рамках данной матрицы, можно рассматривать проблему в динамике, давая возможность не только формулировать финансовую стратегию, но и модифицировать (менять) ее в результате изменения каких-то очень важных параметров функционирования предприятия.

Методика разработки финансовой стратегии компании предложенная Arthur D. Little. В основе подхода к портфельному анализу фирмы Arthur D. Little лежит концепция жизненного цикла отрасли или бизнес-единицы, в соответствии с которой каждая бизнес-единица проходит в своем развитии четыре стадии: рождение, развитие, зрелость и спад. Другим параметром является конкурентная позиция бизнеса: ведущая( доминирующая), сильная, благоприятная( заметная), прочная или слабая.

Методы портфельного анализа тоже можно представить как методики разработки финансовой стратегии, скорее ее выбора. К ним относятся: БКГ, General Electric, McKinsey&Co, Shell, матрица Ансоффа, трехмерная схема Абеля [2].

Использование портфельных матриц несет в себе ряд преимуществ, которые делают их более привлекательными. Во-первых, портфельные матрицы представляют собой относительно простой и достаточно эффективный способ декомпозиции и сравнения деятельности предприятия на основе бизнес-областей. Во-вторых, портфельный подход позволяет оценить роль бизнес-областей с точки зрения внешних факторов (привлекательности отрасли) и внутренних параметров( конкурентной позиции на рынке). На основе полученных результатов предприятие направляет инвестиции в те области, которые являются наиболее конкурентоспособными. В-третьих, портфельный анализ является эффективным механизмом для рассмотрения возможностей продажи или приобрет ения структурной бизнес единицы.

Главный же недостаток портфельного анализа заключается в использовании данных о текущем состоянии бизнеса, которые не всегда можно экстраполировать в будущее [3].

Также для разработки направлений финансового развития могут использоваться методы финансового управления ростом производства, анализ стоимости чистых активов, метод оценки платежеспособности.

Существенным недостатком последних трех методов является трудоемкость расчетов, доступность и сложность обработки финансовых и статистических внутренних данных предприятия. В табл. 1 более подробно отражены достоинства и недостатки рассмотренных методик.

Таблица 1

Достоинства и недостатки методик разработки финансовой стратегии_

Автор методики Достоинства методики Недостатки методики

И.А. Бланк Проста в применении, четко прописан алгоритм разработки и выбора финансовой стратегии, механизм выбора финансовой стратегии предложен с учетом многих факторов Предлагается всего три вида финансовой стратегии. Данные стратегии не достаточно конкретизированы. Механизм выбора финансовой стратегии затруднен т.к. при оценке стратегической финансовой позиции компании могут быть образованы стратегические финансовые позиции не

совместимые друг с другом. В качестве методов оценки стратегической финансовой позиции компании используются SWOT и PEST - анализ, которые имеют ряд существенных недостатков

З. Аминова «Путешествие» из квадранта в квадрант предложенной матрицы делает возможным анализ стратегии предприятия в динамике. Можно не только сформулировать финансовую стратегию, но и модифицировать ее в результате изменения каких-либо параметров функционирования предприятия. Предложенные стратегии позволят предприятию принимать решения о комплексном использовании всех пассивов и активов Недостаточно прописан методический аппарат, отсутствуют ориентиры разработки финансовой стратегии компании. Затронуто только две области финансовой стратегии, а именно изменение заемных средств компании и реализация инвестиционных проектов. Финансовая стратегия намного многограннее, чем ее представляет автор методики, поэтому много аспектов остаются за гранью выбора финансовой стратегии не затронутыми, а именно работа на рынке ценных бумаг, на валютном рынке, осуществление выбора ценовой политики компании. Существует огромное количество возможных сценариев, что может затруднить выбор вида финансовой стратегии -необходимо точно идентифицировать положение предприятия

Фирма Arthur D. Little Проста в применении и более точно указывает направление деятельности компании. Исходя из рекомендации матрицы, определяет размер прибыли, инвестиций и денежного потока. В основе анализа лежит концепция жизненного цикла отрасли Представлен ограниченный набор стратегий, в которых не меняется жизненный цикл, тем самым не учитывается динамика окружающей среды. Методический аппарат в плане разработки финансовой стратегии -отсутствует. Не все области финансовой стратегии четко прописаны и затронуты

Таким образом, были рассмотрены несколько различных подходов к формулировке методического инструментария разработки финансовой стратегии предприятия. На основании вышеприведенных данных наиболее полной методикой представляется подход И. А. Бланка. Данная методика, как уже говорилось ранее, максимально отвечает всем стратегическим целям компании и максимально всестороннее подходит к планированию и анализу финансовой деятельности компании.

Библиографические ссылки

1. Бланк И.А. Финансовая стратегия предприятия. К.: «Ника-Центр», 2004. 711 с.

2. Каратуев А.Г. Финансовый менеджмент. М.: ФБК-Пресс, 2003. 423 с.

3. Отварухина Н.С., Отварухина Ю.Ю. Стратегический менеджмент. Учебное пособие. М.: «Проспект», 2018. 62 с.

© Волынкина А. А., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.