Научная статья на тему 'ИНСТРУМЕНТЫ ВЛИЯНИЯ АРМЯНСКИХ ДИАСПОР США И ФРАНЦИИ НА РАЗВИТИЕ ОТНОШЕНИЙ С АРМЕНИЕЙ'

ИНСТРУМЕНТЫ ВЛИЯНИЯ АРМЯНСКИХ ДИАСПОР США И ФРАНЦИИ НА РАЗВИТИЕ ОТНОШЕНИЙ С АРМЕНИЕЙ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
495
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРМЕНИЯ / США / ФРАНЦИЯ / ДИАСПОРА / ЭТНОС / КУЛЬТУРА / ИСТОРИЯ / ПОЛИТИКА / ГЕНОЦИД

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гукасян Э.А.

Актуальность исследования обусловлена двумя факторами: перманентно происходящими процессами эволюции армянской диаспоры и динамично1 трансформацией текущей мировой внешнеполитической повестки. После развала СССР власти Армении стремились использовать опыт Израиля, Китая и Ирландии, которые наладили эффективное взаимодействие со своими диаспорами и получают от них значительную политическую и экономическую поддержку. В первые годы независимого развития республики была предпринята попытка привлечь к управлению государством специалистов из «далекой Диаспоры» (прежде всего из США и Франции) в надежде, что они помогут в кратчайшие сроки наладить жизнь страны в соответствии с западными стандартами. Однако большинство таких зарубежных назначенцев (например, первый глава МИД РА Р. Ованнисян и др.) этих надежд не оправдали. Уникальность армянских диаспор во Франции и США заключаются не только в их колоссальной численности, но и в том, что армянский бизнес в этих странах финансирует церкви, школы, культурные центры, и даже выделяет деньги на представительскую деятельность армянских посольств. На данный момент в США проживает около полутора миллиона армян, и, по мнению ведущих американских политических экспертов, по своему финансовому могуществу армянское лобби - одно из наиболее эффективных в Америке. Большую активность в деле политической поддержки Армении и официального признания армянского геноцида проявляет Армянский национальный комитет Америки (АНКА) - сильная, хорошо организованная и разветвленная организация армянской диаспоры со штаб-квартирой в Вашингтоне. В годы его президентства Дональда Трампа контролируемая демократами палата представителей приняла законопроект о признании массового убийства армян геноцидом. Потом этот документ утвердили и в сенате. Сенат и Национальная ассамблея Франции официально признали геноцид армян еще в 2000 г., а в начале 2012 г. Сенат Франции одобрил законопроект об уголовной ответственности за отрицание геноцида армян, которое будет наказываться тюремным заключением на срок до одного года или штрафом в размере 45 тыс. евро. Используя в материале метод исторического и политического анализа, рассмотрим влияние национальных диаспор Армении на территории США и Франции на развитие их отношений с Республикой Армения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTRUMENTS OF INFLUENCE OF THE ARMENIAN DIASPORAS OF THE USA AND FRANCE ON THE DEVELOPMENT OF RELATIONS WITH ARMENIA

The relevance of the study is based on two factors: the ongoing processes of the evolution of the Armenian Diaspora and the dynamic transformation of the current world foreign policy agenda. After the collapse of the USSR, the Armenian authorities sought to use the experience of Israel, China and Ireland, which have established effective cooperation with their diasporas and do receive significant political and economic support from them. In the first years of the independent development of the republic, an attempt was made to attract specialists from the "distant Diaspora" (primarily from the USA and France) to the management of the state in the hope that they would help to establish the country's life in accordance with Western standards as soon as possible. However, most of these foreign appointees (for example, the first Foreign Minister of the Republic of Armenia R.Hovhannisyan et al.) did not justify these hopes. The uniqueness of the Armenian diasporas in France and the United States lies not only in their colossal numbers, but also in the fact that Armenian business in these countries finances churches, schools, cultural centers, and even allocates money for the representative activities of Armenian embassies. At the moment, about one and a half million Armenians live in the United States, and, according to leading American political experts, the Armenian lobby is one of the most effective in America in terms of its financial power. The Armenian National Committee of America (ANCA), a strong, well-organized and extensive organization of the Armenian Diaspora with headquarters in Washington, is very active in the political support of Armenia and the official recognition of the Armenian Genocide. During his presidency of Donald Trump, the Democrat-controlled House of Representatives passed a bill recognizing the mass murder of Armenians as genocide. Then this document was approved in the Senate. The Senate and the National Assembly of France officially recognized the Armenian Genocide back in 2000, and in early 2012 the French Senate approved a bill on criminal liability for denial of the Armenian Genocide, which will be punishable by imprisonment for up to one year or a fine of 45 thousand Euros. Using the method of historical and political analysis in the material, we will research the influence of the Armenian national diasporas in the United States and France on the development of their relations with the Republic of Armenia.

Текст научной работы на тему «ИНСТРУМЕНТЫ ВЛИЯНИЯ АРМЯНСКИХ ДИАСПОР США И ФРАНЦИИ НА РАЗВИТИЕ ОТНОШЕНИЙ С АРМЕНИЕЙ»

Научная статья / Research article

Инструменты влияния армянских диаспор США и Франции на развитие

отношений с Арменией

Э. А. Гукасян

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия e-mail:1032183475@rudn.ru

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена двумя факторами: перманентно происходящими процессами эволюции армянской диаспоры и динамично1 трансформацией текущей мировой внешнеполитической повестки. После развала СССР власти Армении стремились использовать опыт Израиля, Китая и Ирландии, которые наладили эффективное взаимодействие со своими диаспорами и получают от них значительную политическую и экономическую поддержку. В первые годы независимого развития республики была предпринята попытка привлечь к управлению государством специалистов из «далекой Диаспоры» (прежде всего из США и Франции) в надежде, что они помогут в кратчайшие сроки наладить жизнь страны в соответствии с западными стандартами. Однако большинство таких зарубежных назначенцев (например, первый глава МИД РА Р. Ованнисян и др.) этих надежд не оправдали. Уникальность армянских диаспор во Франции и США заключаются не только в их колоссальной численности, но и в том, что армянский бизнес в этих странах финансирует церкви, школы, культурные центры, и даже выделяет деньги на представительскую деятельность армянских посольств. На данный момент в США проживает около полутора миллиона армян, и, по мнению ведущих американских политических экспертов, по своему финансовому могуществу армянское лобби - одно из наиболее эффективных в Америке. Большую активность в деле политической поддержки Армении и официального признания армянского геноцида проявляет Армянский национальный комитет Америки (АНКА) - сильная, хорошо организованная и разветвленная организация армянской диаспоры со штаб-квартирой в Вашингтоне. В годы его президентства Дональда Трампа контролируемая демократами палата представителей приняла законопроект о признании массового убийства армян геноцидом. Потом этот документ утвердили и в сенате. Сенат и Национальная ассамблея Франции официально признали геноцид армян еще в 2000 г., а в начале 2012 г. Сенат Франции одобрил законопроект об уголовной ответственности за отрицание геноцида армян, которое будет наказываться тюремным заключением на срок до одного года или штрафом в размере 45 тыс. евро. Используя в материале метод исторического и политического анализа, рассмотрим влияние национальных диаспор Армении на территории США и Франции на развитие их отношений с Республикой Армения.

Ключевые слова: Армения, США, Франция, диаспора, этнос, культура, история, политика, геноцид.

Для цитирования: Гукасян Э.А. Инструменты влияния армянских диаспор США и Франции на развитие отношений с Арменией. Постсоветские исследования. 2022;5(5):515-530.

Instruments of influence of the Armenian Diasporas of the USA and France on the development of relations with Armenia

Eleonora A. Ghukasyan

RUDN University, Moscow, Russia 1032183475@rudn.ru

Annotation. The relevance of the study is based on two factors: the ongoing processes of the evolution of the Armenian Diaspora and the dynamic transformation of the current world foreign policy agenda. After the collapse of the USSR, the Armenian authorities sought to use the experience of Israel, China and Ireland, which have established effective cooperation with their diasporas and do receive significant political and economic support from them. In the first years of the independent development of the republic, an attempt was made to attract specialists from the "distant Diaspora" (primarily from the USA and France) to the management of the state in the hope that they would help to establish the country's life in accordance with Western standards as soon as possible. However, most of these foreign appointees (for example, the first Foreign Minister of the Republic of Armenia R.Hovhannisyan et al.) did not justify these hopes. The uniqueness of the Armenian diasporas in France and the United States lies not only in their colossal numbers, but also in the fact that Armenian business in these countries finances churches, schools, cultural centers, and even allocates money for the representative activities of Armenian embassies. At the moment, about one and a half million Armenians live in the United States, and, according to leading American political experts, the Armenian lobby is one of the most effective in America in terms of its financial power. The Armenian National Committee of America (ANCA), a strong, well-organized and extensive organization of the Armenian Diaspora with headquarters in Washington, is very active in the political support of Armenia and the official recognition of the Armenian Genocide. During his presidency of Donald Trump, the Democrat-controlled House of Representatives passed a bill recognizing the mass murder of Armenians as genocide. Then this document was approved in the Senate. The Senate and the National Assembly of France officially recognized the Armenian Genocide back in 2000, and in early 2012 the French Senate approved a bill on criminal liability for denial of the Armenian Genocide, which will be punishable by imprisonment for up to one year or a fine of 45 thousand Euros. Using the method of historical and political analysis in the material, we will research the influence of the Armenian national diasporas in the United States and France on the development of their relations with the Republic of Armenia.

Keywords: Armenia, USA, France, diaspora, ethnicity, culture, history, politics, genocide.

For citation: Eleonora A. Ghukasyan. Instruments of influence of the Armenian Diasporas of the USA and France on the development of relations with Armenia. Postsovetskie issledovaniya -Post-Soviet Studies. 2022;5(5):515-530. (In Russ.)

Историческое развитие армянской диаспоры привело к тому, что сегодня она полностью институционализирована и работает как политический аппарат, способный оказывать общественное давление в странах, где поселяются её представители, например США, Франция и многие другие страны. Набор различных механизмов, которые используют представители армянской диаспоры в США и Франции представляют особый интерес,

поскольку армянское этническое лобби считается одним из самых эффективных в мире, а в США как раз главным инструментом влияния диаспоры является лоббизм, поэтому изучение данного феномена является целью изучения в данной главе. Также интерес представляет кейс деятельности диаспоры во Франции, потому совокупность принятых законодательных актов, продвигаемых представителями диаспоры, является одним из самых

обширных в мире и, таким образом, представляет особый интерес для изучения.

Армянский национальный комитет Америки и его место в отношениях Армении и США

Вторая по размеру армянская диаспора в мире находится в США. Идентичность 1,5 миллионов представителей армянского сообщества неотделима от политических интересов и сложной истории армянского народа и влияет на то, как они формируют не только для себя, но и для Армении социально-политическое пространство в США. Важнейшим инструментом влияния армянских диаспор является лоббистская деятельность, в чем наиболее преуспела организация - Армянский национальный комитет Америки (АНКА), поэтому в данном параграфе будут рассмотрены особенности создания АНКА, его цели и механизмы их достижения для оценки влияния на двусторонние отношения между странами.

Армянская миграция в Соединенные Штаты началась много веков назад, вскоре после того, как первые британские колонисты прибыли в Северную Америку. В начале XVII века армянских мигрантов прибыло небольшое количество, которое не сильно увеличивалось на протяжении большей части XVШ-XIX веков. Большая часть армянской иммиграции началась в конце XIX века, продолжалась в XX веке и происходила тремя волнами. Первая волна была вызвана преследованиями армян со стороны турок-османов с 1915 по 1922 год в результате чего около 100 000 армян бежали в Соединенные Штаты, пока в 1920-х годах не были введены иммиграционные ограничения. Вторая волна армянской миграции в Соединенные Штаты имела место в контексте действий Советской Армении после Второй мировой войны. К тому же после принятия Закона США об иммиграции 1965 года иммигрировать в США стало легче вследствие отмены системы квот. Последняя волна миграции в Соединенные Штаты началась в 1980-х годах, отчасти из-за Нагорно-Карабахского конфликта с Азербайджаном [(Миграция и новая армянская диаспора 2013: 87]. В это же время в Советской Армении произошло

спитакское землетрясение, в результате чего эмигрировало еще больше армян. Также можно дополнительно выделить в виде четвертой волны или продолжением третьей стала иммиграция, возникшая в результате ближневосточных конфликтов в XXI в. [Сучков 2014: 18]. Хотя эти процессы нельзя назвать масштабными, однако они свидетельствуют о постоянной движении и трансформации армянской диаспоры в США.

Прежде чем перейти к анализу особенностей АНКА, стоит рассмотреть современные социально-экономические характеристики армянской диаспоры в стране, поскольку эти факторы прямо влияют на эффективность деятельности организации. Армянская диаспора в США хорошо ассимилирована к жизни в стране. Представители диаспоры часто хорошо образованы, «имеют диплом, а часто и являются закончившими аспирантуру, к тому же многие из них имеют специальные навыки или опыт» [Armenian Diaspora 2020]. Армянская диаспора также часто возвращается на родину, учитывая, что большая её часть в США относится к среднему классу, «легкость путешествий, добровольная работа за границей, перерыв в работе, отдых и стажировки за границей» в Армении «являются нормой»1; они делают это, чтобы «сохранить армянство» [Risse 2002: 255]. Это поддерживает связи диаспоры с Арменией, что влияет на интенсивность лоббирования её интересов в США.

Если рассматривать проблему влияния армянской диаспоры на политику США, то, прежде всего отметим, что в данном случае на её интенсивность влияет не столько количество представителей диаспоры, а комплекс многих аспектов. В любом случае, процентное соотношение армян в США составляет 0,14% населения по данным Бюро переписи населения, и около 0,65% по более высоким неофициальным оценкам. Поэтому может показаться, что

1 The Armenian genocide resolution is a farce all around // The Washington Post URL: https:// www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2010/03/02/AR2010030202375.html (дата обращения: 20.05.2022)

существенных успехов в проекции своего влияния армяне не могут добиться, однако быть «маленьким» сообществом не так уж плохо, как может показаться на первый взгляд [Smith 2005: 87].

Напротив, это может быть преимуществом, когда требуется быстрый сбор ресурсов или мобилизация и организация группы. Кроме того, небольшие группы, как правило, сосредоточены на более ограниченном круге вопросов, что позволяет избежать распыления энергии и ресурсов. В то же время особая схема расселения делает армянскую общину потенциально влиятельной, когда дело доходит до лоббирования.

Так, армяне сконцентрированы в нескольких районах, таких как Калифорния (особенно в Лос-Анджелесе и его окрестностях и во Фресно), Нью-Йорк и район Бостона. Есть также значительные поселения в Мичигане, Иллинойсе и Флориде. Зачастую они живут на этих территориях десятилетиями и хорошо интегрированы в местные экономические, социальные, политические и культурные сети. Поэтому политические представители нуждаются в их избрании. В некоторых избирательных округах, особенно вокруг Глендейла/Бербанка в Калифорнии, Фресно, и Уотертауна в Массачусетсе армяне составляют около 10% потенциальных избирателей, а может и больше1. У них также есть местные телеканалы, радио и газеты, которые могут быть использованы для влияния на избирателей. Этот электоральный потенциал имеет большое значение для конгрессменов, а иногда и на президентских выборах. Потому как оказывается, что штаты, где проживает больше всего армян, - Калифорния, Нью-Джерси, Нью-Йорк, Массачусетс, Иллинойс и Мичиган - также представляют более половины голосов выборщиков,

необходимых для выборов президента. В

1 Nichol J. Armenia, Azerbaijan, and Georgia: Political Developments and Implications for U.S. Interests. Congressional Research Service Report for Congress. 02.04.2014. P.42. URL: https://

www.fas.org/sgp/crs/row/RL33453.pdf (дата

обращения: 20.05.2022)

случае, когда президентская особа гонка напряженная, каждая группа избирателей имеет значение.2

Что касается проблемы идентичности армянской диаспоры, которая является определяющей, когда дело касается влияния на двусторонние отношения США и Армении, то армяне в Америке сосредоточены на том, чтобы помочь не только американцам-армянам, но и самой Республике Армения. Таким образом, вызовы армянской идентичности в США имеют во многом политический характер, переплетясь с историей диаспоры, полной конфликтов и вынужденной миграции, когда трудно отделить личное от политического. Армяне вырастают, слушая истории о своих бабушках и дедушках или прадедушках, избежавших геноцида, о тех, кто был убит во время Сумгаитского погрома или пережил его, и об армянских солдатах, сражавшихся за свободу Нагорного Карабаха (Арцаха) [Мкртчян 2014: 192].

Таким образом, будучи взрослыми, они стремятся объединиться с другими диаспорами для проведения кампании за признание геноцида и борьбы за свободу Нагорного Карабаха. Через политическую борьбу и борьбу за идентичность они объединяются и создают идентичность, основанную на политической активности и защите родины. Поэтому политический характер проблем армянской культуры и идентичности в США влияет на то, что основным способом решения всех вопросов являются усилия армянского лобби3.

Двумя наиболее влиятельными армянскими лоббистскими группами в США являются Армянский национальный комитет Америки и Армянская ассамблея Америки (ААА), другие группы не столь значительны. Сосредоточимся на анализе деятельности АНКА, которая изначально была политической партией, находившейся у власти в Армении в 1918 году. Эта партия

2 Ibid.

3 Mearsheimer J. J., Walt S. M. The Israel lobby and US foreign policy. 2006. URL: https:// papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=891198 (assessed: 21.05.2022)

была антисоветской, что помогло ей во время «холодной войны» установить более тесные отношения с США. Однако цели АНКА сосредоточены на поддержке армян и армян-американцев, а не Соединенных Штатов. АНКА также поддерживает объединение исторических армянских земель, часть из которых находится сейчас на территориях стран-союзников США, что не может приветствоваться США и затрудняет достижение всех целей АНКА, в то время как цели ААА кажутся менее агрессивными, поскольку они отдают приоритет интересам США. В контексте нашего исследования важно отметить усилия этих двух организаций в получении доступа к различным ветвям правительства США, потому что в целом они стремятся достичь универсальных общих целей (признание геноцида армян, свобода Арцаха и обеспечение помощи Армении), но разными путями. Так, АНКА более успешен в плане лоббирования Конгресса, но у них «проблемы доступа к исполнительной власти»1, где может помочь ААА, усилия которой воспринимаются, например, Президентом США более лояльно.

АНКА действует в соответствии со статусом 501(с)(4)2. Это означает, что это некоммерческая организация, чья лоббистская деятельность может быть обширной. Статус АНКА также позволяет ему лоббировать конгрессменов. К тому же каждые 2 года организация выставляет всем конгрессменам оценки от F до А+, в зависимости от их позиции по вопросам, важным для американцев армянского

3

происхождения .

Данная организация является

относительно небольшой по количеству

1 About ANCA. The Armenian National Committee of America URL: https:// anca.org/about-anca/profile/(assessed: 21.05.2022)

2 Types of Organizations Exempt under Section 501(c)(4). The Internal Revenue Service URL: https:// www.irs.gov/charities-non-profits/other-non-profits/types-of-organizations-exempt-under-section-501c4(assessed: 21.05.2022)

3 ANCA urges Biden administration to nominate new U.S. ambassador to Armenia May 19, 2022 URL: https://

horizonweekly.ca/en/anca-urges-biden-administration-to-

nominate-new-u-s-ambassador-to-armenia/ (assessed: 21.05.2022)

официальных сотрудников, но она имеет обширную сеть сторонников и потенциальных добровольцев к тому же на официальном сайте указано, что она позиционирует себя как «крупнейшая и наиболее влиятельная армяно-американская политическая организация»4. У организации есть 45 офисов в 25 штатах и большое отделение на Западном побережье. Главный офис организации был открыт только в 1983 году в Вашингтоне, округ Колумбия. АНКА также активно использует интернет-сайты, каналы на YouTube, публикует статьи, интервью, организует встречи и круглые столы.

Одним из вопросов, на котором члены АНКА сосредоточили свои усилия, является создание закрытого двухпартийного собрания Конгресса - кокуса. Это группа конгрессменов, которые встречаются для достижения общих целей в законодательной сфере. АНКА дает следующее определение армянского кокуса: «Кокус Конгресса по армянским вопросам - это двухпартийный форум для обсуждения политики, направленной на расширение

сотрудничества между правительствами США и Армении и укрепление прочных связей между американским и армянским народами»5. Можно отметить, что кроме заявленной цели, кокус также активно используется для продвижения и защиты позиций армянской диаспоры в американском законодательном органе, а также для информирования и влияния на других конгрессменов. Кокусы обычно формируются в Палате представителей, хотя сенаторы также могут там принимать участие. Кокус Конгресса по армянским вопросам был создан в 1995 году и в настоящее время является одним из крупнейших кокусов Палаты

представителей [Koohkan, №кИаее 2015: 92].

Армянская диаспора во многом полагалась на это собрание в Конгрессе, которое было особенно активным в последние два десятилетия. Главными

4 About ANCA. The Armenian National Committee ...

5 117th Congress Membership List URL: https:// anca.org/armenian-caucus/ (assessed: 21.05.2022)

направлениями в деятельности армянского кокуса были вопросы, связанные с усилиями по получению признания геноцида армян Турцией со стороны США и подталкивание США к финансовой поддержке Армении и Нагорного Карабаха на международной арене.

По мнению армянских лоббистов, эти две основные цели взаимосвязаны. Они проводят прямую связь между признанием геноцида армян Турцией и безопасностью, и процветанием Армении [Baser, Swain 2008: 7]. Более того, эти два вопроса связаны с мобилизацией армянской диаспоры и, в некоторой степени, конгрессменов. Действительно, геноцид армян, как проблема идентичности и политический «цемент» общества, используется в качестве катализатора для мобилизации по всем вопросам, связанным с армянами. Поэтому армянские лоббисты из АНКА решают обе задачи как вместе, так и одновременно. Поэтому, если конгрессмены отказываются удовлетворить запрос Армении по одному конкретному вопросу, связанному, например с геноцидом, они могут быть более благосклонны ко второму вопросу, связанному с помощью Армении, включенному в повестку дня [Grjebine 2008: 39].

Таким образом, можно предположить, что одной из основных задач армянских лоббистов является «жонглирование» разными вопросами для достижения результата. Если посмотреть на соответствующую повестку дня АНКА, то в её основных целях официально не указывается приоритет какой-либо цели. Поэтому рассмотрим более подробно каждую из целей АНКА, чтобы доказать результативность или наоборот,

продемонстрировать неэффективность

данной организации.

Исторически члены АНКА потратили много сил и времени на признание геноцида армян со стороны США1. До того, как

1 H.Res.220 - Expressing the sense of the House of Representatives regarding past genocides, and for other purposes. 115th Congress (2017-2018). 03/22/2017 URL: https:// www.congress.gov/bill/115th-congress/house-resolution/220(assessed: 21.05.2022)

президент США Дж. Байден официально признал геноцид, по данным Армянского национального института в Вашингтоне, с 1915 г. по 2021 г. геноцид был признан 49 штатами США. В своей предвыборной кампании Дж. Байден инициировал многие инициативы, связанные с политической приверженностью армянской диаспоре. Дж. Байден, как кандидат в президенты, в своем твите в 2020 году пообещал поддержать Резолюцию о признании геноцида в рамках придания приоритета всеобщим правам человека во внешней политике2. Стоит отметить, что ни один президент США до него не заходил так далеко в своих заявлениях, прежде всего из уважения к партнеру по НАТО Турции, расположение которой на Ближнем Востоке имеет большое стратегическое значение для США.

Лоббистская деятельность армян по признанию геноцида в США в основном заключалась в прямом давлении на конгрессменов США как в Сенате, так и в Палате представителей в рамках Американского национального комитета Америки. Более 100 членов Палаты представителей во главе с руководителями АНКА направили президенту Дж. Байдену совместное письмо с призывом официально признать геноцид армян в своем заявлении в День памяти 24 апреля.

Ранее аналогичное письмо направили в Белый дом 38 членов Сената США под председательством председателя сенатского комитета по международным отношениям Б. Менендеса, который более десяти лет со дня выборов ведет кампанию за признание геноцида армян3. Кроме того, с отдельным открытым письмом к президенту США обратился проармянски настроенный конгрессмен А. Шифф, который зачитал свое открытое письмо на заседании Палаты представителей. В своем письме

2 Joe Bidens tweet about Armenian "genocide" before his presidency period URL: shorturl.at/gjvLM (дата обращения: 20.05.2022)

3 Rep. Schiff Delivers Open Letter to President Biden: Recognize the Armenian Genocide, 04.20.21 URL: https:// schiff.house.gov/news/press-releases/rep-schiff-delivers-open-letter-to-president-biden_recognize-the-armenian-genocide (дата обращения: 20.05.2022)

конгрессмен призвал президента признать геноцид армян1.

Стоит отметить, что армянская диаспора в исследуемом вопросе оказывает влияние не только на политический сектор страны, но и на медиа-сектор. Вопрос о признании геноцида администрацией также активно обсуждался в американской и мировой прессе. «The New York Times», «The Wall Street Journal», «The Guardian», «CNN», «The Boston Globe» и многие другие крупные СМИ со ссылкой на свои источники писали, что президент Дж. Байден собирается признать геноцид армян2.

Таким образом, благодаря кокусу Конгресса по армянским вопросам, армянам Соединенных Штатов, их организациям и их сторонникам во главе с АНКА удалось достичь своих целей после того, как они десятилетиями прилагали значительные усилия для достижения признания геноцида, полного и окончательного.

По словам директора АНКА в Западном регионе А. Саакяна, активисты организации вызывали членов Конгресса от своего избирательного округа, призывая их проголосовать за резолюцию, а лоббисты в Вашингтоне обошли «буквально все офисы на Капитолийском холме»3. Таким образом, можно отметить, что армянские лобби не только заставляли правительство США признать геноцид, но и непосредственно участвовали в процессе разработки резолюции и лоббировали ее принятие. Мобилизация активистов по всей стране до президентских выборов 2020 года никогда не была столь активной, что привело к признанию геноцида на государственном

1 United States Senate Foreign Committee, Statement From Chairman Menendez On Reports That President Biden Will Officially Recognize The Armenian Genocide, April 22, 2021 URL: https:// www.foreign.senate.gov/press/chair/release/statement-from-chairman-menendez-on-reports-that-biden-will_officially-recognize-the-armenian-genocide (дата обращения: 20.05.2022)

2 International Affirmation of the Armenian Genocide / Armenian National Institute URL: http:// www.armenian-

genocide.org/current_category. 11/affirmation_list.html (дата обращения: 20.05.2022)

3 ANCA Policy, Priorities & Results The Armenian National Committee of America URL: https://

anca.org/issue/(assessed: 21.05.2022)

уровне. От Конгресса до СМИ, транснациональных общественных сил, лоббистская деятельность американских армян вышла на новый, но, очевидно, позитивный уровень для представления Армении за ее пределами. Признание Америкой геноцида имеет для Армении большое символическое значение [2апАап 2014: 503]. С другой стороны, признание США этого геноцида вопреки опасениям испортить отношения с Турцией стало самым большим успехом деятельности современного армянского лобби в мире.

Что касается такого приоритета деятельности АНКА как поддержка Армении и Нагорного Карабаха, то в этом направлении можно выделить такие знаковые вопросы, как статья 907 Закона о поддержке свободы 1992 г., которая не позволяла Азербайджану получать иностранную помощь США (за исключением гуманитарной помощи) в течение примерно десяти лет, и ежегодная финансовая помощь, предоставляемая США Республике Армении4. Важно отметить, что поддержка армянского лобби и их друзей в Конгрессе сделала Армению одной из важнейших стран-получателей прямой иностранной финансовой помощи США на душу населения и помешала Азербайджану получить финансовую помощь. В 1990-е годы, когда США сосредоточили свои усилия для проникновения на постсоветское пространство, статья 907 считалась одним из самых больших достижений армянского лобби, несмотря на частые протесты богатого нефтью Азербайджана.

Между тем, следует также отметить, что армянскому лобби удалось добиться ежегодной помощи Нагорному Карабаху от Конгресса. Самопровозглашенная Нагорно-Карабахская Республика, не признанная на международном уровне, ежегодно с 1990-х годов получает значительную финансовую помощь (обычно от 5 до 10 млн долларов в год), хотя непризнанная страна не должна получать такую помощь [Троицкий 2017:

4 S.Res.136 - A resolution expressing the sense of the Senate regarding the 102nd anniversary of the Armenian Genocide. 115th Congress (2017-2018) URL: https:// www.congress.gov/bill/115th-congress/senate-resolution/136(assessed: 21.05.2022)

90]. Можно также отметить усилия членов АНКА в содействии поддержки США для полного возвращения Нагорного Карабаха ко всем переговорам в рамках ОБСЕ, усилия в деле оказания давления США на Азербайджан, чтобы он прекратил препятствовать реализации поддержанных ОБСЕ предложений Ройса-Энгеля. Стоит отметить, что этот запрет на отведение снайперов из линии соприкосновения был введен в 2019 и.

Кроме того армянскому лобби удалось добиться важных результатов по другим, менее известным широкой общественности, но весьма значимым вопросам. В частности, с 2006 по 2008 год АНКА блокировал назначение американского посла в Армении Р. Хогланда1.

Армянский национальный комитет Америки также поддержал создание американо-армянской экономической

целевой группы в 1999 г., членство в ВТО (2003 г.), постоянный статус нормальных торговых отношений (2005 г.) и Соглашение о вызовах тысячелетия для сельских дорог и ирригации (2006 г.). Члены АНКА противодействовали усилиям зарубежных стран, добивающимся ненадлежащего применения региональных санкций (связанных с Россией, Ираном и Сирией) против Армении; информировал лиц, принимающих решения, об участии Армении в миротворческих операциях под руководством США/НАТО в Ираке, Афганистане, Ливане, Косово и Мали.

Таким образом, усилия АНКА в расширении двустороннего сотрудничества можно также назвать успешными.

Наконец рассмотрим такое важное направление деятельности АНКА, как расширение числа своих сторонников со стороны молодёжи. Усилия организации направлены расширение возможностей нового поколения американцев армянского происхождения, обучение студентов университетов эффективным лоббистским приемам и помощь выпускникам в построении карьеры в политике, правительстве и СМИ в Вашингтоне, округ

1 ANCA Policy, Priorities & Results ...

Колумбия. Таким образом, организация стремится воспитать следующее поколение американцев армянского происхождения, которые будут работать в Конгрессе и занимать ключевые должности в правительстве США.

Среди результатов деятельности в этом направлении можно назвать две молодежные программы АНКА: Программу летней стажировки Л. Саркисяна и программу «Ворота столицы» О. Сагдеджяна, которые расширили возможности сотен молодых американцев армянского происхождения. Например, в ходе летней стажировки по Программе Л. Саркисяна были обучены сотни общественных лидеров в рамках ежегодных восьминедельных программ2. Её бывшие стажеры занимают руководящие должности в АНКА. Что касается программы «Ворота столицы», то она помогла сотням выпускников колледжей занять

государственные должности в Белом доме, Конгрессе, федеральных агентствах, Всемирном банке, аналитических центрах, СМИ и других влиятельных организациях. Для этой членов программы АНКА купила «The Aramian House», знаменитый дом с восемью спальнями в центре Вашингтона, который предоставляет бесплатное летнее жилье для стажеров и круглогодичное бесплатное жилье для стипендиатов3.

Таким образом, можно подытожить, что политика, приоритеты и результаты деятельности АНКА дает армянской диаспоре в США возможность продвигать ключевые стратегические цели - защиту Республики Армения и Нагорного Карабаха, расширение партнерства США-

Армения/США-Арцах, обеспечение

признания геноцида армян, продвижение конструктивной политики внешней помощи и противодействие угрозам безопасности. Основным механизмом деятельности АНКА является лоббизм, и его силу нельзя недооценивать силу. Для этнического лобби, которое полагается исключительно на

2 ANCA Leo Sarkisian Internship URL: https:// anca.org/leo-sarkisian-internship/(assessed: 21.05.2022)

3 ANCA Rising Leaders 2022 URL: https:// anca.org/risingleaders/(assessed: 21.05.2022)

навыки и мотивацию своих лидеров, на энергию своих добровольцев и на пожертвования своих сторонников, и которому решительно противостоят несколько крупных политических и геополитических игроков, таких как Турция, Азербайджан и их поддержка в Вашингтоне, способность считаться влиятельным является уже успехом. Армянское лобби сделало Армению и армянские вопросы знакомыми для американских политических лидеров и сделало Армению и армянские вопросы «особыми» в Вашингтоне. Благодаря усилиям АНКА армянские вопросы всегда внимательно

рассматриваются, в этом смысле само присутствие лобби в Вашингтоне особенно ценно не только для американских армян, но и для армян всего мира. Ведь оно представляет собой стабилизирующий фактор, а его роль может оказаться решающей в случае будущих угроз Армении или армянской диаспоре.

Координационный совет армянских организация Франции и его роль в отношениях Армении и Франции

Если в США армянская диаспора активно использует инструменты лоббизма в достижении своих целей, то во Франции она является особо активной в политической плоскости с помощью деятельности сети организаций под руководством

Координационного совета армянских организаций Франции, который является основой единства армян Франции. Поэтому в данном параграфе рассмотрим особенности формирования и результаты деятельности данной структуры.

Армянское присутствие во Франции имеет глубокие корни, восходящие к средневековью, но до 1915 г. оно было малочисленным. Помимо исторических связей, сформированных миссионерами, торговцами и интеллектуалами, основная часть современной диаспоры попала во Францию в статусе беженцев из Османской империи, нигде их количество не было столь многочисленным, как во Франции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Большинство армян первоначально прибыло во Францию через Марсель и оттуда распространилось по Франции. Они поселились в крупных городах, таких как

Париж и Лион. В настоящее время армянская община Франции насчитывает более 350 000 человек ^ергетуап, Tavitian 2017: 31]. Французские армяне довольно успешно интегрировались во французское общество, а также относительно известны в культурной и политической сфере среди остального населения страны. Они внесли заметный вклад в области искусства и гуманитарных наук, где многие писатели, артисты, певцы, художники и политики были армянами по происхождению. Армянская диаспора в последние два десятилетия известна высокой степенью своей политической мобилизации. Координационный совет армянских организаций Франции (КСАОФ)

координирует работу по защите интересов диаспор, и они могут эффективно действовать как в борьбе с отрицанием геноцида во Франции, так и в развитии отношений с Республикой Армения.

Стоит отметить, что Координационный совет армянских организаций Франции является ассоциацией, деятельность которой регулируется законом от 1 июля 2001 года, и которая объединяет крупнейшие армянские ассоциации во Франции1. КСАОФ объединяет отделения на организации Севере, Юге и в Центре, каждая из которых состоит из нескольких десятков ассоциаций. На муниципальном уровне почти десять крупных ассоциаций имеют свои собственные штаб-квартиры,

расположенные в районах Парижа, Лиона и Марселя, а большинство членов этих ассоциаций являются основателями диаспоры и особенно активны во французской местной и региональной политике. Целесообразным является сделать краткий экскурс в историю КСАОФ, что поможет нам проследить возникновение ключевых целей и эволюцию деятельности организации. В октябре 1994 г. в целях

1 ^ürnnLpjniüühp^ ршршЬдшдртй ühö ш^ш^Ьр^ oqüm.p^tfp (Картирование навыков с помощью больших данных: пример армянской диаспоры в Соединенных Штатах Америки и Франции) / 19 йшрш^ 2021. 159 р. URL: https:// armenia.un. org/hy/134048-hmtowtyownneri-kartezagrowm-mec-tvyalneri-ognowtyamb (дата

обращения: 20.05.2022)

подготовки памятных мероприятий по поводу 80-летия геноцида архиепископ К. Накачян пригласил на встречу армянские организации и предложил создать рабочую группу. Тогда был создан комитет вокруг ядра из шести добровольцев (А. Багдикян, М. Дейрменджян, Дж. Гурегян, Дж. Хачикян, Г. Сарьян, Д. Ширванян), различных организаций и традиционных политических партий [£evik-Ersaydi 2011: 93]. Созданная структура получила название «Комитет 24 апреля». Постепенно он объединил все основные армянские организации Франции (политические партии, церкви, ассоциации и т.д.). С того времени впервые НКО (согласно своему уставу) стала представительным органом всего сообщества.

Празднование 24 апреля 1995 г. на следующую годовщину геноцида стало беспрецедентным событием. На площади Прав Человека (Трокадеро) был установлен гигантский экран. По этому случаю городские власти Парижа «Комитету 24 апреля» сделали исключительное

пожертвование в размере 150 000 франков [Saideman 2002: 93, 105]. Кроме того, благодаря этому празднованию, которое стало настоящим трамплином для узнаваемости армянской диаспоры, «Комитет 24 апреля» быстро приобрел авторитет. Одной из задач «Комитета 24 апреля» было объявлено признание Францией геноцида 1915 г. [Hovanessian 2000: 83].

Коллективная работа привела к единогласному признанию геноцида армян Национальным собранием 29 мая 1998 года (закон вступил в силу 29 января 2001 года)1. Другим важным действием Комитета стала установка в центре Парижа памятника, посвященного жертвам геноцида и армянским бойцам, погибшим за Францию. Этот проект, замороженный на девятнадцать лет, был разблокирован благодаря настойчивости членов Комитета и мэра Парижа Ж. Тибери, который в феврале 1997

года положительно ответил на письма-требования. Выбор статуи был сделан в пользу Комитаса, который символизировал мученичество армянского народа. Статуя работы Д. Ереванци была установлена на площади Канады напротив Большого дворца.

В июле 2001 года «Комитет 24 апреля» был реорганизован в Координационный совет армянских организаций Франции, представляющий армянскую диаспору Франции перед властями. Рассмотрим основные задачи КСАОФ, которые опубликованы в его уставе2:

- согласовывать ежегодные поминки «24 апреля 1915 года», символической даты, когда начался геноцид армян, совершенный турецким правительством;

- поддерживать борьбу с отрицанием Холокоста и ревизионизмом, предотвращая все преступления против человечности;

- поддерживать действия, предпринятые для признания Турцией геноцида армян и вытекающих из этого последствий;

- координировать действия армянских организаций во Франции, когда затрагиваются интересы армянской общины Франции или армянского народа, и в частности: способствовать возвращению в Армению и Арцах рассеянных по миру армян, способствовать развитию отношений между Францией и Арменией, способствовать укреплению армянской культурной идентичности во Франции3;

- содействовать принятию закона в отношении оправдания военных преступлений, преступлений против человечности и геноцида;

- бороться с расизмом или оказывать помощь жертвам дискриминации по

1 Loi n° 2001-70 du 29 janvier 2001 relative à la reconnaissance du génocide arménien de 1915 URL: https://

www.legifrance.gouv.fr/loda/id/JORFTEXT0000004039 28/2021 -01 -22/(assessed: 21.05.2022)

2 Histoire - CCAF URL: http:// ccaf. info/histoire/#:~:text=Cr%C3%A9ation%20du%20 Comit%C3%A9%20du%2024,France%2C%20du%20g %C3%A9nocide%20des%20Arm%C3%A9niens (assessed: 21.05.2022)

3 -иу^ш^шЬ u^Ljning^ hta^^npnipjnLÜbhpn k шдцЬдтр_щ1кр -иушишшй^ -шйршщЬщтр)шй ипд^ш]-£шцш£ш^шй опрйрйршдЬЬр^ ^рш (Возможности и влияние армянской диаспоры по процессам) / S. й-прпщшЬ, U\ ишршд]шЬ. -bp.: -ЬпшЬ^шриу^Ь nLunLÜtau^pnLpjnLÜühpfr k Ьш^шйЬпйтррхкЬЬр^ ^ЬЬшрпЬ, 2017р., 183 tg.

признаку их национального, этнического, расового или религиозного происхождения и в качестве таковых осуществлять все права, предоставленные гражданским сторонам в отношении судебного преследования за правонарушения, состоящие из [Cheterian 2010: 25]:

- провокации дискриминации, ненависти или насилия в отношении лица или группы людей на основании их происхождения или принадлежности к этнической группе, нации, расе или религии, а также посредством речей, криков или угроз, произносимых в общественных местах или собраниях, либо путем создания печатных материалов, рисунков, гравюр, картин, эмблем, изображений или любых других средств письма, речи или изображения, проданных или распространенных, предложенных для продажи или выставленных в общественных местах или на собраниях, либо с помощью, выставленных на всеобщее обозрение, или любыми средствами сообщения для всеобщего сведения с помощью электронных средств, порочащих теми же средствами, любое лицо или группу людей из-за их происхождения или их принадлежности или непринадлежности к определенной этнической группе, нации, расе или религии, оскорбляющие теми же средствами любое лицо или группу людей из-за их происхождения или их принадлежности или непринадлежности к определенной этнической группе, нации, расе или религии1.

Таким образом, исходя из уставных целей КСАОФ, видно, что его усилия направлены, как и в случае с США на признание геноцида армян, однако здесь данный вопрос является

основополагающим, в отличии от американских армян, которые также стремятся действовать в направлении получения помощи от США.

Рассмотрим результаты деятельности КСАОФ на практике в их деятельности по

развитию двусторонних армяно-

французских отношений.

12 октября 2006 года Национальное Собрание приняло в первом чтении законопроект, направленный на подавление оспаривания существования геноцида армян2. Текст был принят 106 голосами за из 129 голосовавших. Это было первой попыткой КСАОФ ввести наказание за отрицательный дискурс о геноциде во Франции. В конечном итоге он был заблокирован правительством в

Национальной ассамблее перед принятием в Сенате в 2008 году.

В 2015 году КСАОФ организовала Национальную акцию по случаю столетия Геноцида армян - «Миссия 2015 года», в рамках которой были скоординированы почти 300 мероприятий, организованных по всей Франции. Программа началась с международного коллоквиума под названием «100 лет исследований Геноцида армян», первое заседание которого прошло под председательством министра национального образования Н. Валло Белкасем [Геворгян 2018: 567].

За этот год были проведены многочисленные выставки, концерты, конференции, открытия памятников, посадки деревьев, а также выпуск брошюры тиражом 27000 экземпляров,

распространенной среди старшеклассников в Иль-де-Франс. В тот период демонстрировались документальные

фильмы и репортажи касательно геноцида во всех средствах массовой информации, на телевидении, радио и в печатных изданиях. Также было издано более 200 книг, рассказывающих об армянах или геноциде.

В 2011 г. Национальное собрание приняло закон Бойера, предусматривающее наказание за отрицание геноцидов, признанных французским государством, в том числе геноцида армян 1915 г. (признанного с 2001 г.)3. Эта была вторая

1 Histoire - CCAF URL: http:// ccaf.info/histoire/#:~:text=Cr%C3%A9ation%20du%20 Comit%C3%A9%20du%2024,France%2C%20du%20g %C3%A9nocide%20des%20Arm%C3%A9niens (assessed: 21.05.2022)

2 Proposition de loi tendant à réprimer la contestation de l'existence du génocide arménien: Texte n° 20 (20062007) transmis au Sénat le 12 octobre 2006 URL: http:// www.senat.fr/dossier-legislatif/ppl06-020.html (assessed: 21.05.2022)

3 Proposition de loi de Mme Valérie Boyer visant à réprimer la négation des crimes de genocide et des

КСАОФ попытка ввести наказание за негативный и антиармянский дискурс во Франции.

1 июля 2016 г. Национальное собрание приняло в первом чтении поправку к законопроекту о равенстве и гражданстве, предусматривающую наказание в виде лишения свободы сроком на один год и штрафа в размере 45 000 евро за отрицание или упрощение преступления против человечности (санкционирующей также отрицание геноцида армян). Эти положения были включены в Закон о свободе печати 1881 г. Тем не менее, Конституционный Совет частично осудил эту поправку, таким образом, оставив последнее положение применимым только к преступлениям, по которым был вынесен обвинительный приговор французским или международным судом.

Деятельность организации по продвижению проблемы геноцида армян также оказалась успешной после проведения ежегодного ужина КСАОФ 5 февраля 2019 г., когда президент Республики Э. Макрон объявил, что 24 апреля стало национальным днем памяти жертв геноцида армян1. Таким образом, эта дата была вписана в республиканский календарь, и ознаменовав собой успех усилий армянской диаспоры.

Что касается проблемы Нагорного Карабаха, признание которого также является приоритетом деятельности КСАОФ, то в данном направлении можно отметить голосование в Сенате 25 ноября 2020 г. с призывом к правительству Франции признать Республику Арцах. Тогда Сенат призывал правительство Франции признать Республику Арцах путем голосования по тексту Закона № 145 (20202021), принятому 305 голосами из 306

crimes contre l'humanité. N° 3411. Enregistré à la Présidence de l'Assemblée nationale le 19 janvier 2016. URL: https:// www.assemblee-

nationale.fr/14/propositions/pion3411.asp(assessed: 21.05.2022)

1 Décret n° 2019-291 du 10 avril 2019 relatif à la commémoration annuelle du génocide arménien de 1915 URL: https://

www.legifrance.gouv.fr/jorf/id/J0RFTEXT00003835862 9(assessed: 21.05.2022)

поданных2. Такое почти единогласное голосование впервые усилиями КСАОФ вывело борьбу за признание молодой республики на национальный уровень после принятия многих пожеланий в региональных, ведомственных и

муниципальных советах.

В следующем месяце 3 декабря 2020 г. было проведено голосование в Национальном Собрании с предложением правительству Франции признать Республику Арцах. Резолюция № 3538 «Защита армянского народа и христианских общин Европы и Востока» была принята 188 голосами «за» и 3 голосами «против», из общего количества 191 голос3.

Принятие данного постановления стало результатом многолетней просветительской работы, в частности посредством организации парламентской поездки, демонстраций перед Национальным Собранием информационно-

мобилизационных кампаний, направленных на депутатов.

Кроме успешной деятельности в принятии законов, влияющих на развитие армяно-французских отношений, КСАОФ также активно внедряет различные инициативы для достижения своих целей. Так, инициатива «Друзья КСАОФ» направлена на объединение женщин и мужчин, которые осознают цели армянской общины и «полны решимости не дать силе турецко-азербайджанского тандема

восторжествовать над справедливостью»4. В

2 Proposition De Résolution sur la protection du peuple arménien et des communautés chrétiennes d'Europe et d'Orient N° 3538. Assemblée Nationale Enregistré à la Présidence de l'Assemblée nationale le 10 novembre 2020. URL: https:// www.assemblee-nationale.fr/dyn/15/textes/l15b3538_proposition-resolution(assessed: 21.05.2022)

3 Nécessité de reconnaître la République du Haut-Karabagh. Proposition de résolution en application de l'article 34-1 de la Constitution, portant sur la nécessité de reconnaître la République du Haut-Karabagh. URL: http:// www.senat.fr/dossier-legislatif/ppr20-145.html(assessed: 21.05.2022)

4 Conseil Français-Arméniens: un renouveau dans la vie de la diaspora arménienne de France. 29.12.2021 URL: https:// www.courrier.am/fr/diasporas/conseil-francais-armeniens-un-renouveau-dans-la-vie-de-la-diaspora-armenienne-de-france (assessed: 21.05.2022)

рамках данной инициативы содержится призыв к группе лидеров общественного мнения содействовать их участию в защите прав армянского народа во имя гражданских ценностей, которые сообща защищаются в рамках Республики: свободы, демократии, мира и безопасности.

Также можно отметить усилия в рамках дела фирмы «AXA», которое берет свое начало более века назад. В то время большое количество армян застраховали жизнь в страховой компании, позже приобретенной фирмой «AXA». В 2006 г. трое американских юристов добились от страховой компании «AXA», что она выплатит им 18 миллионов долларов, которые она должна наследникам жертв геноцида армян по этим страховкам [Hovanessian 2004: 125]. В дальнейшем эти деньги были преступным путем присвоены, а эти три юриста: М. Герагос, Б. Кабатек и В. Егиян, несут ответственность за распределение этой суммы в соответствии с «Соглашением об урегулировании», заключенным 18 ноября 2005 года. В этом деле КСАОФ стремится выступить в качестве представителя армянской общины Франции и ее ассоциаций, чтобы попытаться получить компенсацию за хищения, совершенные тремя юристами и их администраторами в ущерб армянским ассоциациям Франции.

Также усилия организации направлены на проведение памятных дат, по примеру событий 2015 г. Так, 24 апреля 2021 г. были возобновлены массовые мероприятия 24 апреля, в национальный день памяти жертв геноцида армян. Тогда день 24 апреля был отмечен несколькими яркими событиями: утром сопрезиденты КСАОФ встретились в Елисейском дворце с президентом Э. Макроном. После интервью последовало возложение венка к подножию памятника Комитасу на площади Канады.

КСАОФ в свете нового обострения межу Арменией и Азербайджаном также организовал 25 октября 2020 г. перед набережной Орсе марш с призывом к Франции выйти из позиции нейтралитета и признать Нагорный Карабах. Он собрал более 20 000 человек под крики «Признание Арцаха», «Макрон принимает меры»,

«Справедливость для армянского народа», «Ле Дриан выбери свою сторону» [КипШ 2007: 321].

Также 26 сентября 2021 г. несколько сотен армян и этнических французов провели демонстрацию перед посольством Азербайджана в Париже по призыву Координационного совета армянских организаций Франции, поддержанному различными французскими организациями. Они потребовали немедленного

освобождения армянских военнопленных, задержанных Азербайджаном с 9 ноября 2020 г. в нарушение статьи 7 декларации о прекращении огня и ряда статей Женевской конвенции, предусматривающих, что страна-похититель должна воздерживаться от подвергания военнопленных к «насилию, физическому насилию, репрессиям, запугиванию или дискриминации»1. Демонстранты также требовали признания Республики Арцах.

Среди культурных мероприятий также можно отметить проведение ежегодного ужина КСАОФ 8 февраля 2022 г.2

Таким образом, с момента, когда в 2001 г. «Комитет 24 апреля» был преобразован в национальный КСАОФ, это заклало основу для единства армян Франции. На протяжении своей деятельности он смог достичь своей цели - представлять ассоциации-члены на национальном уровне перед властями и органами государственной власти и координировать выполняемые миссии, поскольку упорное отстаивание законопроектов по признанию геноцида армян увенчались успехом.

1 ишр^ЬЬ ишрт^рпщшЬ. «-иушитшЬЬ шЬqшiï rnju рт_л фбш^п^ nibfr u^yning^ puyg ^ oqшшqnpônLiï" ft Ьщшиш ftp hqnpшgtfшfr» (Интервью М. Мартиросян «Даже в этом слабом государстве Армения имеет рычаги воздействия диаспоры, но не использует их для укрепления своих позиций»). 2022 URL: https:// hetq.am/hy/article/142107 (assessed: 21.05.2022)

2 Déclaration de M. Jean Castex, Premier ministre, sur la reconnaissance du génocide arménien, l'aide humanitaire d'urgence apportée lors du conflit du Haut-Karabagh et la coopération économique et culturelle, Paris, 8 février 2022. URL: https:// https:// www.vie-publique.fr/discours/283937-jean-castex-08022022-france-armenie-genocide-haut-karabagh-cooperation (assessed: 21.05.2022)

Таким образом, мы рассмотрели инструменты влияния армянских диаспор США и Франции на развитие отношений с Арменией. В случае первого кейса определено, что, хотя Армения не считается важным партнером внешней политики США, тем не менее, с точки зрения правительства США, особенности ее геостратегического положения или влиятельные лоббистские группы в Американском Конгрессе делают эту кавказскую республику особенно интересной для США.

Армянское лобби, основным

представителей которого в США является АНКА, и которое характеризуют как хорошо организованную структуру, всегда имело тесные связи с американским Конгрессом. В качестве примера можно назвать успех армянского лоббирования в США после окончания «холодной войны»: американские санкции против

Азербайджана, т.е. 907-я статья Закона о поддержке свободы, признание

Дж.Байденом геноцида армян и т.п. Хотя их финансовые возможности и численность населения в Америке ограничены, армяне компенсируют эту ситуацию такими характеристиками, как концентрация в определенных избирательных округах и

участие в избирательных кампаниях. Что еще более важно, кокус Конгресса по армянским вопросам является одним из крупнейших кокусов Палаты

представителей. Таким образом, армянское лобби невероятно эффективно, по крайней мере, в привлечении внимания общественности к армяно-американским проблемам.

В случае анализа примера деятельности КСАОФ, определено, что с момента когда создания структуры для единства армян Франции, которой стала упомянутая организация, армянская община Франции ориентируется в основном на два важных дела: признание геноцида и поддержка Армении и Нагорного Карабаха в международных делах. Эти два элемента играют важную роль в организации и мобилизации групп во время политических кампаний. Степень ассимиляции армянской диаспоры является еще одним преимуществом этого сообщества: франко-армяне считаются образцом успешной интеграции, поэтому многие события, организованные КСАОФ, привлекают многочисленных участников, а голосования за нужные законы в большинстве своем проходят успешно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Armenian Diaspora in Modern World Factors of Changes / Ed. by W. Bejda, P. Nieczuja-Ostrowski. Research Institute for European Policy, Gdansk 2020. 322 р.

Baser B., Swain A. Diaspora design versus homeland realities: Case study of Armenian diaspora // International Journal on World Peace. 2008. Т. 25. Р. 7.

Çevik-Ersaydi B.S. The Armenian Diaspora and the Need for the "Other" // Gazi Akademik Baki§. 2011. Т. 5. №. 9. Р. 93/

Grjebine T. The Influence of Ethnic Pressure Groups on US Foreign Policy: The Success and Limitations of the Armenian Lobby in the US Since the End of the Cold War // Raisons politiques. 2008. №. 1. Р. 39.

Hovanessian M. La diaspora arménienne et l'idée nationale: De l'exil commémoré aux formes actives de l'appartenance // CEMOTI, Cahiers d'Études sur la Méditerranée Orientale et le monde Turco-Iranien. 2000. Т. 30. №. 1. Р. 83.

Hovanessian M. Le religieux et la reconnaissance: formes symboliques et diaspora Arménienne en France // Les Annales de la recherche urbaine. Persée-Portail des revues scientifiques en SHS, 2004. Т. 96. №. 1. Р. 125.

King D., Pomper M. The US Congress and the contingent influence of diaspora lobbies: lessons from US policy toward Armenia and Azerbaijan // Journal of Armenian Studies. 2004. Т. 7. №. 1. Р.76.

Koohkan A., Nakhaee M. the impact of Armenian Lobby on US policy in south Caucasus // The Iranian Research letter of International Politics. 2015. Т. 3. №. 2. Р. 92.

Kunth A. La diaspora arménienne // Études. 2007. Т. 406. №. 3. Р. 321.

Machowska M. et al. Armenian Diaspora Main Lobbying Agendas in the United States in the 21st Century // Ukrainian Policymaker. 2020. Т. 6. №. 6. Р. 52.

Risse Th. Transnational Actors and World Politics // Handbook of International Relations / Ed. by W. Carsnaes, Th. Risse, B. Simmons. L.: Sage, 2002. P. 255.

Saideman S. The Power of the Small: The Impact of Ethnic Minorities on Foreign Policy // SAIS Review. 2002. P. 93 105.

Smith T. Foreign Attachments: The Power of Ethnic Groups in the Making of American Foreign Policy, Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 2005. Р.87.

Yepremyan T. Tavitian N. An Introduction to the Armenian Diaspora in EuropeEine Einführung in die armenische Diaspora in Europa // Europäisches Journal für Minderheitenfragen. 2017. Т. 10. №. 1-2. Р. 31.

Zarifian J. The Armenian-American lobby and its impact on US foreign policy // Society. 2014. Т. 51. №. 5. Р. 503/

Геворгян О.З. Фактор диаспоры в отношениях Армении с ЕС и США // Постсоветские исследования. 2018. Т. 1. №. 6. С. 567.

Мкртчян Т.Г. Армянская диаспора США и Армения в 1990-е гг // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. №. 7 (135). С. 192.

Сучков М.А. Влияние лобби-групп на формирование внешней политики США на Южном Кавказе // Вестник МГИМО Университета. 2013. №. 3 (30). С. 18.

Троицкий М.А. Конгресс и политика США в отношении Армении // Институт США и Канады РАН (ИСКРАН). 2017. №. 4. С. 90.

кшршщЬщ/шй Л. Ц^ршд^шЬ k hmj^m^mü Ьпр ифщшрр. «^mnLpjnLÜ» ЪркшЬ 2013 (Миграция и новая армянская диаспора). Ереван: Гитутюн, 2013. Р.87.

^ш^ш^шЬ ифщшр^ hüшрш4nрnLpJnLÜühрр k шqqhgnLpJnLÜр ^щшитшЬ^ ^шйршщЬтпгр)шй ипд^ш^-ршцшрш^шй qnрöрüршgühр^ 4рш (Возможности и влияние армянской диаспоры по процессам) / S. ^прпщшЬ, ишршщшЬ. -Ър.: ^ЬпшЬ^шршфЬ пшпЫЬши^рпгрщгййЬр^ k Ьш^шйЬпйпгрщгйЬЬр^ ^ЬЬшрпЬ, 2017р., 183 t^.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Armenian Diaspora in Modern World Factors of Changes / Ed. by W. Bejda, P. Nieczuja-Ostrowski. Research Institute for European Policy, Gdansk 2020. 322 r.

Baser B., Swain A. Diaspora design versus homeland realities: Case study of Armenian diaspora // International Journal on World Peace. 2008. T. 25. R. 7.

Çevik-Ersaydi B.S. The Armenian Diaspora and the Need for the "Other" // Gazi Akademik Baki§. 2011. T. 5. №. 9. R. 93/

Gevorgyan O.Z. Faktor diaspory v otnosheniyah Armenii s ES i SSHA // Postsovetskie issledovaniya. 2018. T. 1. №. 6. S. 567.

Grjebine T. The Influence of Ethnic Pressure Groups on US Foreign Policy: The Success and Limitations of the Armenian Lobby in the US Since the End of the Cold War // Raisons politiques. 2008. №. 1. R. 39.

Hovanessian M. La diaspora arménienne et l'idée nationale: De l'exil commémoré aux formes actives de l'appartenance // CEMOTI, Cahiers d'Études sur la Méditerranée Orientale et le monde Turco-Iranien. 2000. T. 30. №. 1. R. 83.

Hovanessian M. Le religieux et la reconnaissance: formes symboliques et diaspora Arménienne en France // Les Annales de la recherche urbaine. Persée-Portail des revues scientifiques en SHS, 2004. T. 96. №. 1. R. 125.

King D., Pomper M. The US Congress and the contingent influence of diaspora lobbies: lessons from US policy toward Armenia and Azerbaijan // Journal of Armenian Studies. 2004. T. 7. №. 1. R.76.

Koohkan A., Nakhaee M. the impact of Armenian Lobby on US policy in south Caucasus // The Iranian Research letter of International Politics. 2015. T. 3. №. 2. R. 92.

Kunth A. La diaspora arménienne // Études. 2007. T. 406. №. 3. R. 321.

Machowska M. et al. Armenian Diaspora Main Lobbying Agendas in the United States in the 21st

Century // Ukrainian Policymaker. 2020. T. 6. №. 6. R. 52. Mkrtchyan T.G. Armyanskaya diaspora SSHA i Armeniya v 1990-e gg // Vestnik Tambovskogo

universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2014. №. 7 (135). S. 192. Risse Th. Transnational Actors and World Politics // Handbook of International Relations / Ed. by

W. Carsnaes, Th. Risse, B. Simmons. L.: Sage, 2002. P. 255. Saideman S. The Power of the Small: The Impact of Ethnic Minorities on Foreign Policy // SAIS

Review. 2002. P. 93 105. Smith T. Foreign Attachments: The Power of Ethnic Groups in the Making of American Foreign

Policy, Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 2005. R.87. SuchkovM.A. Vliyanie lobbi-grupp na formirovanie vneshnej politiki SSHA na YUzhnom Kavkaze

// Vestnik MGIMO Universiteta. 2013. №. 3 (30). S. 18. Troickij M.A. Kongress i politika SSHA v otnoshenii Armenii // Institut SSHA i Kanady RAN

(ISKRAN). 2017. №. 4. S. 90. Yepremyan T. Tavitian N. An Introduction to the Armenian Diaspora in EuropeEine Einführung in die armenische Diaspora in Europa // Europäisches Journal für Minderheitenfragen. 2017. T. 10. №. 1-2. R. 31.

Zarifian J. The Armenian-American lobby and its impact on US foreign policy // Society. 2014. T. 51. №. 5. R. 503/

^шршщЬщшй Л. U^qpmg^mü к hmj^m^mü Ьпр иф)тп£р. «^mnLpjnLÜ» ЪркшЬ 2013

(Migraciya i novaya armyanskaya diaspora). Erevan: Gitutyun, 2013. R.87. ^ш^ш^шЬ hüшрш4nрnLpJnLÜühрр к шqцhgnLpJnLÜр ^ш|шитшй^

^шЬршщЬтпгр)шй ипд^ш!-£шцш£ш^шЬ qnрöрüршgühр^ фш (Vozmozhnosti i vliyanie armyanskoj diaspory po processam) / S. ^прпщшЬ, U. ишршщшй. -Ър.: ^ЬпшЬ^шршфЬ пштййши^рпгрщШйЬр^ к Ьш^ш&Ьпйтр^ййЬр^ ^ЬЬтрпЬ, 2017р., 183 t^.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Гукасян Элеонора Арсеновна, магистр Eleonora A. Ghukasyan, Master of в области «Международных отношений». International Relations. Moscow, Russia. E-Москва, Россия. E-mail: mail: 1032183475@rudn.ru

1032183475@rudn.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.