УДК 332.05 ББК 65.046.12 М 60
Е.А. Милованова
Кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и управления
Пятигорского филиала Российского торгово-экономического университета, г.
Пятигорск. Тел.: (8793) 38 07 90, e-mail: nefrit79@mail.ru.
Инструменты устойчивого развития территориально-отраслевых комплексов
(Рецензирована)
Аннотация. В статье рассмотрены механизмы решения проблем повышения устойчивости развития территориально-отраслевых комплексов в контексте реализации долгосрочной промышленной политики; доказано, что включение индикативных показателей в контур управления обеспечивает неизменность динамических характеристик мезоуровневой системы в целом при изменении характеристик объекта в процессе трансформации внешней среды.
Ключевые слова: промышленный комплекс, долгосрочное планирование,
стратегическое развитие, устойчивость, индикатор.
Е.А. Milovanova
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Accounting and
Management of Pyatigorsk Affiliate of the Russian Trade - Economic University (PF
RGTEU). 357500, Russia, Stavropol Region, Pyatigorsk, tel. (8793) 38-07-90, e-mail:
nefrit79@mail.ru.
Tools of the sustainable development of territorial-industrial complexes
Abstract. This paper considers the mechanisms of solving the problems of increasing sustainability of development of territorial-industrial complexes in the context of the implementation of long-term industrial policy. It proves that the inclusion of indicators in a contour of management provides invariability of the dynamic characteristics of the meso-level system on the whole when the object characteristics are being changed in the process of transformation of the environment.
Keywords: industrial complex, long-term planning, strategic development, sustainability, indicator.
Реализация социально-рыночной модели повышения эффективности функционирования производственного комплекса предполагает решение очень важной и в то же время очень сложной проблемы, связанной с формированием механизма устойчивого развития территориально-отраслевых систем. Жизненный цикл любой системы предполагает в своем составе этапы рождения, зрелости, смерти. Внутренние для системы и ее этапов процессы предполагают такие фазы (волны), как подъем, кризис, депрессия. Внешние для системы циклы обусловлены определяющими для нее параметрами внешней среды и предполагают волны, аналогичные внутренним. Это только основные циклические колебания.
Устойчивость системы меняется с ее ростом и диверсифицированностью, которые означают объективные процессы расширения системы и перманентный приток упорядоченной информации (энергии), что повышает степени негэнтропии и жизнеспособности. Существующие формы ТНК и ФПГ позволяют сгладить многие
циклические колебания, возможные при раздельном функционировании участников [1]: оборачиваемость капитала в отраслях, переориентацию средств из производств, находящихся в фазе упадка, в растущие сегменты, сезонность и т.д.
Особенности проектирования представляют собой не просто совокупностьконкретных методов управления и реинжиниринга финансов, философии и корпоративной культуры, но уже нематериальный актив, некую бизнес-систему, упорядочивающую информационнофинансовые взаимосвязи с целью увеличения стоимости [2].
По своему содержанию проблема повышения устойчивости развития мезоуровневых систем, координации экономического поведения ее участников, на наш взгляд, в значительной степени относится к числу организационно-управленческих задач, поэтому пути и формы ее решения следует искать, прежде всего, в области организации экономики и управления ею. В настоящее время решение данной проблемы затруднено отсутствием, во-первых, эффективной системы планирования на макроуровне; во-вторых, надежной, достоверной и достаточно полной информационной базы (в том числе статистической), прежде всего, из-за наличия «теневой» экономики; в-третьих, отсутствием стратегии развития сферы материального производства. Вместе с тем, без решения проблемы согласования интересов развитие цивилизованного производственного предпринимательства, а тем более повышение его эффективности не представляется возможным.
Одной из важных форм создания предпосылок устойчивого экономического роста в развитых странах является индикативное планирование, которое играет огромную роль в развитии рыночной экономики. В России индикативное планирование как государственная плановая система не получила широкого распространения, хотя еще в 1994 году Комитетом Государственной Думы по экономической политике был подготовлен законопроект «Об индикативном планировании социально-экономического развития Российской Федерации». В настоящее время используются лишь отдельные элементы системы индикативного планирования, причем как западного, так и американского образца. Между тем, качество, объективность планирования решающим образом определяют эффективность механизма согласования интересов. В условиях социально-рыночной российской экономики для гармонизации перспективных интересов в наибольшей степени подходит стратегическое и программно-целевое планирование.
Стратегическое планирование развития производственного предпринимательства на макроуровне, на наш взгляд, должно включать следующие процессы:
- обоснование государственной стратегии развития производственного предпринимательства на долгосрочную перспективу с учетом интересов государства, общества и предпринимательских структур;
- анализ основных стратегических позиций по согласованию интересов общества, государства, предпринимательских структур;
- исследование внутренних (национальных) и внешних (международных) факторов, которые могут оказать существенное влияние на изменение предпринимательской среды;
- обоснование действий государства по стимулированию развития одних видов предпринимательской деятельности и сдерживанию развития других.
Основными принципами стратегического планирования при этом могут быть следующие [3]:
- принцип единства перспективных интересов, предполагающий использование комплексного, системного подхода к сближению интересов общества, государства и предпринимателей в перспективе (среднесрочной и долгосрочной);
- принцип цивилизованного взаимодействия представителей предпринимательства и государства в процессе стратегического планирования;
- принцип гибкости, который предполагает актуализацию процесса планирования и стратегического плана;
- принцип реальности, который требует всестороннего обоснования планируемых действий для обеспечения соответствия их реальным возможностям и условиям функционирования производственного предпринимательства;
- принцип своевременной информированности о предполагаемых изменениях стратегического плана.
Конечным продуктом стратегического планирования служит стратегический план, включающий систему запланированных действий государства по стимулированию развития приоритетных видов и форм производственного предпринимательства (исходя из стратегии социально-экономического развития страны) и набор предполагаемых действий, которые государство намерено предпринять в случае изменения социально-экономической ситуации в стране и тех основных факторов, которые формируют внешнюю предпринимательскую среду (социально-экономический мониторинг).
Учитывая, что стратегическое планирование ограничивается, как правило, в основном качественными характеристиками [4], стратегический план развития производственного предпринимательства целесообразно дополнить программой развития производственного предпринимательства на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Хотелось бы обратить особое внимание на то, что в настоящее время, на наш взгляд, целесообразно перейти от разработки и реализации мер по поддержке предпринимательства к разработке и реализации мер по его развитию.
Программа развития производственного предпринимательства должна включать в себя следующие укрупненные блоки.
Блок целеполагания. В результате его формирования вырабатываются цели развития производственного предпринимательства с учетом его роли и потенциальных возможностей участия в решении приоритетных социально-экономических среднесрочных и долгосрочных общенациональных задач; вырабатывается идеология взаимодействия государства и предпринимательства; формируется структура нормативно-правового и информационного обеспечения этого взаимодействия; производится аналитическая оценка состояния и тенденций изменения предпринимательской среды и возможностей государства по ее улучшению.
Блок ресурсообеспечения. В результате формирования этого блока производится оценка всех имеющихся ресурсов (финансовых, имущественных, человеческих, природных и др.) на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, которые могут быть направлены на развитие производственного предпринимательства, оценивается объем возможных собственных средств предпринимателей, заемных средств с определением их источников. Ресурсное обеспечение программы является одним из важных факторов действенности механизма согласования интересов и повышения эффективности производственного предпринимательства.
Блок реализации. Данный блок содержит все конкретные действия по реализации целей, содержащихся в «блоке целеполагания» и обеспеченных «ресурсным блоком». Особое место в нем занимают меры по селективной поддержке наиболее социально, экологически и экономически значимых видов предпринимательской деятельности и отдельных предпринимательских структур.
При отборе объектов для селективной поддержки могут использоваться критерии и принципы, заложенные в методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов, которые содержат описание «корректных, непротиворечивых и отражающих правила рационального экономического поведения хозяйствующих субъектов методов расчета эффективности инвестиционных проектов» [5] и могут быть приняты в качестве основы для создания нормативно-методических документов по разработке и оценке эффективности отдельных видов предпринимательской деятельности, учитывающих их специфику.
Рекомендации предусматривают:
- унификацию терминологии и перечня показателей эффективности, а также подходов к их определению;
- систематизацию и унификацию требований, предъявляемых к материалам при рассмотрении расчетов эффективности, а также к составу, содержанию и полноте исходных данных для проведения этих расчетов;
- рационализацию расчетного механизма, используемого для определения показателей эффективности, и приведение его в соответствие с нормативными требованиями и расчетными формами, принятыми в международной практике;
- установление требований к экономическому сопоставлению вариантов технических, организационных и финансовых решений;
- учет особенностей реализации отдельных видов проектов, обусловливающих использование нестандартных методов оценки эффективности.
Помимо этого, действенность механизма согласования интересов во многом будет зависеть от того, насколько полно удастся учесть отдаленные и сопряженные результаты развития того или иного вида предпринимательской деятельности (в частности, кумулятивные и мультипликативные эффекты).
Блок контроля. В этот блок включаются меры по контролю за реализацией целей, обозначенных в первом блоке, и конкретных мероприятий, содержащихся в третьем блоке. Эффективность контролирующих мер в значительной мере будет определяться качеством и объективностью информационного обеспечения.
В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу указано, что для максимально полного и своевременного обеспечения объективной статистической информацией государства, хозяйствующих субъектов и общества в целом необходимо развитие государственной статистики [6]. Для решения этой задачи предполагается осуществить дальнейшее внедрение системы национальных счетов на основе создания интегрированных информационных ресурсов федеральных органов государственной власти, адаптированных к международным стандартам бухгалтерского учета и отчетности. Разработку официальной статистической информации планируется осуществлять на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, гармонизированного с международными классификациями. Каждый из укрупненных блоков может быть разбит на подблоки, например, по видам производственного предпринимательства, что позволит более полно учесть их специфику.
Разработка и реализация стратегических планов и программ развития производственного предпринимательства будут способствовать повышению действенности механизма согласования не только перспективных, но и текущих, или, как их еще называют, краткосрочных интересов общества, государства, предпринимателей. В настоящее время проблема гармонизации текущих интересов много сложнее, чем перспективных.
Найти эти точки, на наш взгляд, реальнее всего при формировании «ресурсообеспечивающего» блока Программы развития производственного предпринимательства на стадии поиска источников финансирования и путей мобилизации ресурсов различных хозяйствующих субъектов на взаимовыгодных условиях. Повышение эффективности конкретной предпринимательской деятельности в результате ресурсной поддержки увеличивает поступающий в распоряжение общества внутренний валовой продукт, который затем делится между участвующими в ресурсообеспечении субъектами (фирмами (акционерами и работниками), банками, бюджетами разных уровней и пр.).
Прирост ВВП в среднесрочной и долгосрочной перспективе, полученный за счет просчитываемых кумулятивных и мультипликативных эффектов (включая экономические, социальные и экологические эффекты) от повышения эффективности предпринимательской деятельности, может также распределяться между участниками ресурсообеспечения по заранее проработанной схеме. Это создаст дополнительный импульс для повышения эффективности производственного предпринимательства и участия в его ресурсообеспечении других хозяйствующих субъектов, в том числе государства.
Таким образом, использование индикативных инструментов с точки зрения сохранения и развития, обусловливает типы спроектированных структур. Схема включения индикативных показателей в контур управления обеспечивает неизменность динамических характеристик системы в целом при изменении характеристик объекта в процессе трансформации окружающей среды. Выходные данные системы сравниваются с параметрами, получаемыми с помощью эталонных критериев. Разность между ними вводится в цепь отрицательной связи, после чего проводится корректировка управляющих действий.
В соответствии с вышеизложенным, индикативное планирование можно использовать для компенсации негативного влияния экзогенных факторов на устойчивость территориально-отраслевого комплекса, закладывая в них возможные варианты развития событий. Для решения этой задачи перспективным представляется использование поливариантных стратегий развития территориально-отраслевых комплексов, которые должны содержать несколько сценариев развития. Как минимум, эго должны быть инерционный сценарий (с учетом сложившейся динамики развития) и инновационный (с учетом реализации мероприятий, заложенных в Стратегию). Кроме того, могут быть описаны дополнительные уточняющие сценарии, связанные с оценкой влияния внешних факторов (например, динамика конъюнктуры внешних рынков применительно к традиционно выпускаемой продукции, прогноз объема совокупного спроса в стране на такие товары и т.д.).
Примечания:
1. Антикризисное управление / под ред. Г.П. Уткина. М.: Закон и право: ЮНИТИ, 1995. 314 с.
2. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. М.: Прогресс, 1985. 554 с.
3. Стратегический менеджмент / А.А. Томпсон [и др.]. М.: Банки и Биржи: Юнити, 1998. 658 с.
4. Карась Л.Ю., Тимохов М.С., Черников В.В. Системный анализ в стратегическом менеджменте. М.: АЭФП, 1995. 426 с.
5. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов: рекомендации Министерства экономики РФ № ВК 477 от 21 июня 1999 г. // СПС КонсультантПлюс. М., 2013. Загл. с эурана.
6. О Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2010-2013 годы): распоряжение Правительства РФ от 19.01.2010 № 38-р // СПС КонсультантПлюс. М., 2013. Загл. с экрана.
References:
1. Anticrisis management /Ed. G.P. Utkin. M: Law and Right, UNITY, 1995. 314 pp.
2. Accoff R. Planning the future of the corporation. M.: Progress, 1985. 554 pp.
3. Strategic management / A.A. Thompson [etc.]. M.: Banks and Exchanges: Unity, 1998.
658 pp.
4. Karas L.Yu., Timokhov M.S., Chernikov VV System analysis in strategic management. M.: AEFP, 1995. 426 pp.
5. Methodic recommendations for the assessment of efficiency of investment projects: Recommendations of the Ministry of Economy of the Russian Federation No. VK 477 dated June 21, 1999 // ILS Consultant Plus. M., 2013. Title from the screen.
6. On the Program of social and economic development of the Russian Federation for the medium term prospect (2010 - 2013): Decree of the Russian Federation Government of 19.01.2010 No. 38-p // ILS Consultant Plus. M., 2013. Title from the screen.