Научная статья на тему 'Инструменты управления рациональным природопользованием'

Инструменты управления рациональным природопользованием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1443
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
природопользование / инструменты управления / административный контроль / финасовокредитные инструменты / экономическая безопасность / риск / экологизация. / environment / tools of control / administrative control / financial and credit tools / economic safety / risk / greening (ecologization).

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ангелина Федоровна Дятлова, Мария Михайловна Милославская

Рассматриваются инструменты экологоэкономического регулирования бизнеса. Совокупность административных, финансовокредитных, экономических и социальных инструментов позволяет решать проблемы в области природопользования и предотвращении экологических катастроф, а также снижении рисков в ведении бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ангелина Федоровна Дятлова, Мария Михайловна Милославская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOOLS OF RATIONAL ENVIRONMENTAL CONTROL

The article focuses on tools of environmental and ecological regulation of business. Total combination of administrative, financial and credit, economical and social tools lets settle the disputes in the sphere of greening and preventing of ecological catastrophes, as well as reducing risks in business managment.

Текст научной работы на тему «Инструменты управления рациональным природопользованием»

УДК 338 ББК 65

DOI 10.24411/2414-3995-2018-10039 © А.Ф. Дятлова, М.М. Милославская, 2018

Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЦИОНАЛЬНЫМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ

Ангелина Федоровна Дятлова,

профессор кафедры экономики и бухгалтерского учета, доктор экономических наук

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: angelina09_63@mail.ru; Мария Михайловна Милославская,

доцент кафедры экономики и бухгалтерского учета, кандидат экономических наук

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: mmmson@yandex.ru Рецензент: И.Н. Успенская, доктор экономических наук, доцент

Аннотация. Рассматриваются инструменты эколого- экономического регулирования бизнеса. Совокупность административных, финансово- кредитных, экономических и социальных инструментов позволяет решать проблемы в области природопользования и предотвращении экологических катастроф, а также снижении рисков в ведении бизнеса.

Ключевые слова: природопользование, инструменты управления, административный контроль, финасово- кредитные инструменты, экономическая безопасность, риск, экологизация.

TOOLS OF RATIONAL ENVIRONMENTAL CONTROL

Angelina F. Dyatlova,

Professor of Economics and Accounting, Doctor of Economics

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Maria M. Miloslavskaya, Associate Professor of Economics and Accounting, Candidate оf Economic Sciences,

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. The article focuses on tools of environmental and ecological regulation of business. Total combination of administrative, financial and credit, economical and social tools lets settle the disputes in the sphere of greening and preventing of ecological catastrophes, as well as reducing risks in business managment.

Keywords: environment, tools of control, administrative control, financial and credit tools, economic safety, risk, greening (ecologization).

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Дятлова А.Ф., Милославская М.М. Инструменты управления рациональным природопользованием. Вестник экономической безопасности. 2018;(4):205-12.

В современных условиях экономического развития страны для успешного функционирования малого бизнеса необходим его тесный контакт с крупным бизнесом. Максимальная эффективность взаимодействия малого и крупного бизнеса проявляется при формировании кластеров в различных сферах и на разных этапах производственно-хозяйственных циклов.

Среди различных видов малого предпринимательства менее изученным является экологическое

развитие малого предпринимательства. Выделение эколого-ориентированного малого предпринимательства связано со сложной экологической ситуацией в стране, расточительным использованием природных ресурсов, отсутствием эффективной системы охраны окружающей среды.

Установление активных коммерческих связей в деловом мире достигается с помощью политики государственного экономического регулирования, путем создания механизма взаимодействия. Однако

основные концепции еще недостаточно отработаны. Основные проблемы взаимодействия экономики и экономической политики заключаются в следующем:

1. Отсутствие системы координации и четких целей экономической политики (на сегодняшний день решаются только отдельные задачи, такие как: уменьшение твердых отходов, очистка воды и т.д.)

2. Бесконтрольностью реализации экологической политики.

3. Недостаточное использование экономических инструментов [5].

Экономические инструменты проведения экологической политики очень важны, так как экономические стимулы, в большей мере, оказывают влияние на интересы бизнеса и ориентируют на выбор экологически чистых методов хозяйствования.

Экономика природопользования исследует объективную сущность рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды в рамках экологического нормирования следующим регулирующими актами:

• регламент качества окружающей среды;

• регламент допустимого воздействия на окружающую среду;

• санитарно-гигиенические регламенты;

• ГОСТы и иные документы в области охраны

окружающей среды [2].

Современная структура природопользования включает производство (ресурсо-добывающее производство), утилизацию отходов основного производства, ресайклинг отходов или экобизнес. Рациональное природопользование связано с изучением, охраной, освоением и преобразованием различных типов ресурсов окружающей среды, т.е. охрана окружающей среды и воспроизводство природных ресурсов и некоторых элементов окружающей среды.

Обязательными звеньями механизма управления природопользованием и экологической безопасностью является совокупность административно-контрольных и экономических, а также финансово-кредитных инструментов и, которые оказывают воздействие на рациональное природопользование (табл.).

Экономические методы воздействия на рациональное природопользование включают разработ-

ки и финансовое обеспечение соответствующих природоохранных мероприятий, использование льгот по кредитам и мероприятия по экономическому стимулированию природоохранной деятельности, усиление системы налоговых платежей за нерациональное использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, предоставление льгот по налогам и кредитам при использовании технологий бережно относящихся к окружающей среде, переработка вторичного сырья и т.д., усиление ответственности за причиненный ущерб окружающей природной среде и человеку, введение ускоренной амортизации природоохранных сооружений, современное ценообразование при расчете цен на экологически чистую продукцию.

Как категория «управление природопользованием» представляет взаимосвязь и взаимозависимость принципов, методов, форм и средств рациональной организации и эффективного использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение сохранности экологической обстановки, а также главенства законности в эколого-экономических отношениях. Механизм управления рациональным природопользованием устанавливает и регулирует: экологическое нормирование, государственную экологическую экспертизу, экологический контроль, оценку воздействия на окружающую среду, мониторинг природных ресурсов, лицензирование деятельности с природными ресурсами и воздействия на окружающую среду, экономику природопользования, экологическую сертификацию.

Механизм управления природопользованием представляет собой взаимозависимую систему методов и инструментов управления, с помощью которых осуществляются процессы в природно-охран-ной среде вместе с социальными и производственными процессами, в результате чего достигается оптимальный уровень экологической безопасности производства и потребления, воспроизводится качество окружающей среды как специфическое благо.

Экономика природопользования представляет собой также и систему знаний об использовании экономических инструментов в управлении природопользованием. Изучая современный международный опыт по вопросам природопользования, видно,

Таблица

Инструменты управления природопользованием

ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ

административно-контрольные инструменты экономические инструменты финансово-кредитные инструменты

экологическое и природно-ресурсное законодательство, экологический мониторинг, экологические стандарты и нормативы, лицензирование хозяйственной деятельности, экологическая сертификация (маркировка), ОВОС и экологическая экспертиза проектов, экологический аудит природно-ресурсные платежи и платежи за загрязнение среды, рыночные цены на природные ресурсы, поступающие в экономический оборот, механизм купли-продажи прав на загрязнение природной среды, залоговая система, интервация с целью коррекции рыночных цен и поддержки производителей (в том числе на рынках рециклируемых отходов), методы прямых рыночных переговоров и другие способы саморегулирования, добровольные природоохранные соглашения между органами экогологического контроля и организациями, а также между самими организациями-природопользователями формы и инструменты финансирования природоохранных мероприятий, кредитный механизм охраны окружающей среды, займы, субсидии и т.п., режим ускоренной амортизации природоохранного оборудования, экологические и ресурсные налоги, система страхования экологических рисков

что сначала был сформирован механизм административного управления природопользованием, а затем уже были разработаны методы реализации. Постепенно он претерпевал изменения, а приоритетными становились рыночные методы. Особое место отводится экологическим налогам.

Экологические налоги изначально появились в Скандинавии в 80-е гг. прошлого века. Вскоре и другие европейские соседи (Великобритания, Франции, Италия, Германия) и США начали проводить «зеленую налоговую реформу», цель которой заключалась в том, чтобы перенести налоговое бремя в сторону экономических налогов. Так, доход с таких налогов составляет около 3% от общего ВВП стран ЕС и около 7% от общей суммы поступлений, получаемой за счет налогов.

В основе данной концепции с целью экологизации налоговой системы в мировом масштабе лежит идея двойного выигрыша или дивиденда (double dividend or win-win solution). Суть этой идеи заключается в следующем: с одной стороны, данный вид налогов экономически стимулирует охрану природной среды и ресурсосбережение, а с другой — сопровождается пропорциональным снижением налогового бремени, связанного с социальными

выплатами (т.е. налогов с доходов). Это и является стимулом для роста занятости населения и поддержкой конкурентоспособности национальных производителей.

Так, в США в 1989 году был введен налог на продажу озоноразрушающих хлорвторуглеродов, основной целью которого стало снижение и дальнейшее прекращение производства озоноразруша-ющих веществ. Результат был весьма удовлетворительным, что привело к безболезненному переводу производства заменяющей продукции. Некоторые государства практиковали введение энергетического налога: налог на бензин, пошлины на импортируемую нефть и т.д. Также применяются налоги на твердые отходы. Они приводят к более эффективному обращению с отходами, уменьшению массы отходов, образующихся в процессе производства и потребления, распространению методов переработки отходов и использованию вторичного сырья, в том числе путем внедрения в производство соответствующих технологий. В России в настоящее время проблема аналогичной переработки и использования твердых отходов реализуется только в Москве в процессе выполнения программы реновации пятиэтажного жилого фонда.

В соответствии с представленной выше классификацией экологических инструментов управления следует вывод о том, что изначально охрана окружающей среды трактовалась исключительно как система вынужденных мер и, соответственно, вынужденных расходов, которые должны были в дальнейшем минимизировать риски деятельности организации. Соблюдение требований государства по этому вопросу носили исключительно формальный характер.

В 80-е годы прошлого века экологические факторы стали активно влиять на производственную структуру бизнеса. Для этого временного периода характерно увеличение затрат на очистные сооружения и появление разработок экологически чистых технологий и процессов производства, также этот период отличается высоким спросом потребителей на товары.

Все названные тенденции явились предпосылками для возникновения новых направлений в экономической деятельности субъектов малого бизнеса. Появились следующие инструменты эколо-го-экономического регулирования: международная система стандартов, экомаркирования товаров, экологический маркетинг, экологический менеджмент, экологический учет и аудит, экологическая прозрачность и т.д.

Рассматривая каждый из обозначенных инструментов экологического регулирования, следует отметить:

Основной причиной возникновения международной системы экологических стандартов по качеству природопользования явились: большая вероятность возникновения глобального кризиса в экономической сфере, а также необходимость разработки и внедрения единой природоохранной политики, ликвидация международных барьеров. Международная система стандартов направлена на стимулирование высококачественной продукции (услуг), внедрение прогрессивных методов управления качеством и совершенствование технологических процессов (в том числе и оборудования), разработка и производство продукции федеральным целевым программам, развитие экспорта отечественных товаров (услуг). Данная система стандартов имеет три основные группы нормативных регуляторов: национальные и международ-

ные стандарты и регламенты по природопользованию:

• Национальные стандарты содержат определенные принципы по внедрению экологического менеджмента. Первый стандарт в этой области — BS7750 был введен в 1992 году Британским Институтом Стандартизации, а пересмотрен в 1997 году;

• Международные стандарты (ISO) направлены на формирование системы экологического менеджмента; разрабатываются Международной Организацией по Стандартизации. ISO не заменяет требований законодательства, а дает направление, как организация воздействует на окружающую среду, а также предопределяют степень выполнения требований законодательства. Стандарты ISO1400, 14001 могут использоваться организацией для внутренних потребностей (нужд);

В России, к сожалению, на сегодняшний день нет национального стандарта по экологическому аудиту.

• Требования «экомаркирования» товаров используются более ста лет (этот термин признан Европейским союзом, Организацией Экономического Сотрудничества и Развития и другими организациями). На практике было установлено, что большинство потребителей охотно отдают предпочтение экологически безопасным товарам. Самим же компаниям соблюдение требований экомаркировки дает возможность для воздействия на экологич-ность и качество выпускаемой продукции (услуги).

Система инструментов управления рациональным природопользованием в связи с резким ухудшением экологической обстановки и с ростом угроз экологической безопасности естественно нуждается в дальнейшем совершенствовании. В качестве основных системных направлений совершенствования могут быть такие инструменты как экологический менеджмент, экологический маркетинг, экологический аудит и другие.

Экологический менеджмент (EMAS) является элементом системы управления, представляющую организационную структуру, бюджетирование деятельности, распределение обязанностей между работниками и руководством, организация, разработка и соблюдение экологической политики. Экологический менеджмент охватывает такой же круг вопросов как и экологическая экспертиза. Существенное

отличие заключается в том, что он менее затратный, но позволяет добиться более существенных результатов в направлении охраны окружающей среды.

Внедрение экологического менеджмента в стратегию экономического бизнеса является несомненным преимуществом по ряду причин:

• увеличение ответственности в вопросах обеспечения безопасности и защиты здоровья работников, окружающей среды, местного населения;

• в следствие усиления контроля наблюдается рост уровня производства и качества, продукции;

• сокращаются или могут вообще отсутствовать затраты на штрафы, связанные с невыполнением экологических требований (норм);

• формируется положительная деловая репутация организации.

Экологический («зеленый») маркетинг является еще одним инструментом регулирования в структуре эколого-экономического менеджмента, который направлен на удовлетворение спроса потребителей путем продвижения на рынок товаров (услуг), которые способны минимизировать экологический ущерб на всех этапах жизненного цикла и созданных посредством минимально возможного объема природных (в том числе, энергетических) ресурсов.

Экологический маркетинг появился в результате неэффективности общего маркетинга в этой сфере и в связи с ухудшением состояния окружающей среды, возникновением дефицита природных ресурсов, ростом численности населения Земли, увеличением темпов инфляции и ухудшением состояния сферы социальных услуг в 1990-х гг.

«Зеленый» маркетинг дает возможность потребителям и самому бизнесу сохранить экологию, а также решить первоочередные задачи, которые характерны для маркетинговой политики.

В современной действительности существует огромное количество людей, которые готовы платить более высокую цену для того, чтобы получить высокоэкологичный продукт, который имеет отличия соответствующим сертификатом. Однако для товаропроизводителей получение лицензии на высокоэкологичную продукцию и развитие экологического производства связано с большими финансовыми затратами и перспективными вложениями.

Несмотря на это, наблюдается прямая зависимость между маркетинговой политикой организации в этой сфере деятельности и повышением спроса на «зеленые» товары.

Благодаря этому современный маркетинг поднялся на новый уровень, определив новую тенденцию на «зеленый» бренд, следствием чего является тот факт, что организации начинают перестраивать свои производства на путь экологизации. Очевидно, что экомаркетинг обладает огромными возможностями в долгосрочной перспективе. В ближайшем будущем это должно стать самым доходным и успешным направлением в стратегии развития бизнеса.

Учитывая международный опыт, начиная с 1970-х гг. иностранные компании стали подвергаться юридической ответственности за нанесение ущерба окружающей среде. Это потребовало оценки деятельности компаний нормам экологического законодательства, которое не только стоит на пути становления, но и подвергается постоянным изменениям в соответствии с требованиями динамичной окружающей среды. Данная оценка и стала называться «экологический аудит». Прежде всего, его деятельность направлена на снижение риска в области безопасности, здоровья людей и окружающей среды путем усовершенствования технологий производства; позволяет формировать точную информационную базу для оценки эффективности проти-воаварийных мероприятий, а также направлений в области модернизации производства; направлен на усовершенствование взаимоотношений с органами государственной власти путем осуществления совместных проверок. Следовательно, экологический аудит и учет являются значимыми инструментами при реализации экологических промышленных программ.

Другим важным понятием является «экологическая прозрачность». Она характеризуется следующей тенденцией: большинство компаний, особенно иностранных и крупных ТНК (транснациональных корпораций), стали составлять и предоставлять экологическую отчетность по своей инициативе. Причиной открытости такой отчетности стала заинтересованность руководителей экономических субъектов в распространении достоверной экологической информации о бизнесе, что и привело к фор-

мированию «экологической прозрачности». Однако о подобном инструменте в отечественной практике говорить очень рано. Лишь некоторые представители бизнеса заинтересованы в подобных действиях и пытаются сделать доступной для общественности информацию о своей деятельности.

Одним из критериев прозрачности бизнеса является уровень осведомленности общественности о количестве экологических аварий в различных отраслях. На сегодняшний день этот критерий очень мал. Если рассмотреть хотя бы одно направление, то статистика говорит о следующем: начиная с 2015 г., в России было зафиксировано свыше 2.5 тыс. разливов нефти. Из этого числа в СМИ были доступны лишь 2% из этих случаев. В 2017 г. были усилены штрафные санкции за отказ в предоставлении информации об аварийных ситуациях. Суммы штрафов для крупных компаний являются незначительными, для субъектов малого бизнеса- просто нереальными.

Значимым инструментом воздействия государства на деятельность хозяйствующего субъекта по вопросу природоохранной направленности является лицензирование природопользования. Лицензирование деятельности в области охраны окружающей среды осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 99-ФЗ от 04.05.2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» [11]. Лицензирование природопользования позволяет соединить воедино лицензирование государственных органов власти и природопользователей.

Экологическая сертификация является инструментом прямого государственного регулирования, сущность которой сводится к выполнению работ по установлению качества и стандартов продукции экологическим требованиям [1].

В России экологическая сертификация активно развивается. В отечественную систему сертификации внедряются международно-правовые документы стандарты ИСО серии 1400, которые включают руководство по управлению окружающей средой и по экологическому аудиту [4]. При экологической сертификации отдельно необходимо отметить такой инструмент как экологическая маркировка.

Рассмотрев первую группу инструментов в системе управления природопользованием, а именно,

административные инструменты необходимо перейти к экономическим инструментам управления природопользованием. Эти инструменты могут быть использованы в тех областях экономики, где их применение потребует меньших затрат по сравнению с прямым (государственным) регулированием для решения однотипных природоохранных задач.

Выделяют следующие инструменты современного экономического механизма природопользования, действующие в условиях рыночной экономики:

• платность природопользования;

• методы экономического стимулирования природоохранной деятельности;

• плата за загрязнение окружающей среды;

• создание рынка природных ресурсов;

• ценообразование, учитывающее экологический фактор;

• экологические государственные программы;

• продажа прав на загрязнение;

• залоговая система;

• экологическое страхование [16].

По мнению Малахова Т.Н., при выборе между различными инструментами управления необходим учет множества критериев, ключевыми среди которых являются [7]:

• природоохранная эффективность инструмента (может ли он помочь в достижении поставленных целей);

• статическая эффективность, т.е. соотношение затрат и результата;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• динамическая эффективность, т.е. способность данного инструмента достижению эффективности в долгосрочном периоде;

• получение доходов (экономическая эффективность);

• воздействие на конкуренцию (отсутствие отрицательного эффекта в отрасли);

• государственное управление (применение и совершенствование инструмента без значительных затрат бюджетных средств);

• общественный и политический фактор (поддержка инструмента в обществе, отсутствие бюрократических барьеров для его применения).

Автор также отмечает, что выбор того или иного инструмента затрудняется влиянием следующих факторов:

• неопределенность в отношении природоохранных издержек;

• затраты на мониторинг состояния природной среды и техногенного воздействия, в том числе, в разрезе регионов;

• неодинаковое воздействие различных загрязняющих веществ.

Все вышеперечисленные факторы свидетельствуют о том, что для предпринимателя выбор направления природоохранной деятельности, а также конкретного инструмента реализации связан с понятием экологического риска.

Впервые это понятие появилось в 1993 г. в Конституции экологической безопасности России как «соотношение величины взаимного ущерба при воздействии экологического фактора (заданной интенсивности) и вероятности реализации этого воздействия» [8, с. 17]. Далее понятие экологического риска рассматривалось в ФЗ РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [12], в ФЗ РФ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» [13]; а также и на региональном уровне: закон Курской области от 05.07.1997 г. № 16-ЗКО «Об экологической безопасности» [14], закон Ульяновской области от 04.10. 1996 г. № 011-ЗО «Об экологической безопасности» [15]. И, естественно, понятие экологического риска есть в нормативных документах международного значения — в Модельном экологическом кодексе для государств-участников СНГ, утвержденном Постановлением Межпарламентской Ассамблеи СНГ № 27-8 от 16.11.2006 г. [3].

Изучив все определения экологического риска, можно сделать вывод о том, что для России характерен компенсационный механизм природопользования. Это означает, что организация — загрязнитель осуществляет выплаты, как правило, в виде штрафа уже после нанесения ущерба природной среде [9, с. 133—140]. Этот подход свидетельствует о том, что бизнесу легче заплатить штраф, так как плата за загрязнение достаточно низкая, чем вкладывать средства в природоохранные мероприятия.

Наряду с нормативным правовым регулированием и контролем за сохранением природной среды не менее эффективным должен быть и общественный контроль в этой сфере жизненного цикла

страны, особенно в части загрязнения природной среды жизненно опасными для населения бытовыми и промышленными отходами. Ведь население страны является непосредственным участником и очевидцем формирования, сбора и утилизации бытовых отходов, а также фактическими потребителями отравленных водных, воздушных и других видов жизненно необходимых природных ресурсов. Население в меру своих возможностей принимает соответствующие позитивные меры предотвращения, как правило, уже проявивших себя негативных явлений (направление протестов в соответствующие государственные и местные органы управления, организуются пикеты на дорогах к местам утилизации отходов, застраиваются природоохранные территории). Однако питьевые источники продолжают отравляться различными химическими средствами, растут, особенно вокруг крупных поселений, горы (полигоны) утилизации бытовых и промышленных отходов, застраиваются природоохранные территории объектами различного недозволенного назначения и т.д.

С целью исключения воздействия негативных факторов на окружающую природную среду в сфере утилизации отходов в дополнение к действующим мерам было бы целесообразно разработать и принять Государственную целевую программу неотложных и постоянных мер по обеспечению утилизации отходов (аналогичная целевая программ «Чистая вода» уже разрабатывается Правительством РФ с 1 октября 2018 г.), предусмотрев в ней, в частности:

• обязательный сбор населением, торговыми и иными организациями бытовых отходов раздельно по их видам и последующую их доставку на соответствующие перерабатывающие предприятия для производства новых видов продукции из вторичного сырья. Эта мера позволит отказаться от строительства новых производств по сортировке бытовых отходов;

• наделить население правом решать экологические вопросы на соответствующей поселению территории;

• тару для упаковки пищевых продуктов производить только из натуральных материалов. Для

производителей такой продукции предусмотреть соответствующие льготы;

• предусмотреть необходимые финансовые ресурсы из федеральных, региональных и местных источников для реализации текущих (неотложных) и перспективных задач по природопользованию;

• предусмотреть усиленные штрафные, налоговые и уголовные санкции за нарушения в сфере природопользования.

В связи с этим заслуживает признания и повсеместного распространения опыт Москвы по сбору, сортировке, переработке и вторичному применению переработанных отходов, использование биоразла-гаемых упаковок. В Москве предусматривается сортировка отходов по месту их сбора и их передача непосредственно на предприятия по производству соответствующих видов новой продукции, готовой к применению. Эти мероприятия позволят в дальнейшем не создавать новые предприятия и прекратить работу всех действующих мусоросортировоч-ных заводов. Это практическое мероприятие позволит значительно повысить качество атмосферы в городе и не создавать новые полигоны мусорных отходов вокруг Москвы.

Рассмотренные контрольные инструменты управления рациональным природопользованием организациями, в том числе и субъектами малого предпринимательства, свидетельствуют о том, что в условиях ухудшения экологической обстановки, роста угроз экологической безопасности существует система взаимодействия методов и инструментов механизма управления рациональным природопользованием, направленная на укрепление экологического состояния страны и на поддержку деятельности малого предпринимательства в этом направлении.

Литература

1. Додж Р. Краткое руководство по стандартам и нормам аудита. Перевод с английского. М.: Финансы и статистика, ЮНИТИ, 1992.

2. Ерофеев Б.В. Об экологических правоотношениях // Правовые проблемы охраны окружающей среды. М.: «Юридический бюллетень предпринимателя», 1998.

3. Информационный бюллетень № 39 Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, 2007.

4. Качалов Р.М. Управление хозяйственным риском. М.: Наука, 2002.

5. Кренкс Д. Теория и практика построения баз данных: (пер. с англ.) 9-е изд. СПб.: Питер, 2005.

6. Лукьянчиков Н.Н., Потравный И.М. Экономика и организация природопользования: Учебник для вузов. 2-е изд., перараб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2002.

7. Малахова ТН.Совершенствование механизма экологизации производственной сферы экономики на основе повышения инвестиционной привлекательности: на примере Саратовской области: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Саратов, 2017.

8. Мисник Г.А. Экологическое страхование: понятие, функции, основные элементы / Г.А. Мисник // Экологическое право. 2006 г. № 6.

9. Тулупов А.С. Методологические вопросы оценки ущерба от загрязнения окружающей среды / А.С. Тулупов // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 9.

10. Тулупов А.С. Об ущербообразующей стороне экономического развития/ А.С. Тулупов // Вестник университета (Государственный университет управления). 2009. № 2.

11. ФЗ РФ от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ, 09.05.2011, № 19, ст. 2716.

12. ФЗ РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»// Собрание законодательства РФ, 14.01.2002, № 2, ст. 133.

13. ФЗ РФ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»// Собрание законодательства РФ, 30.12.2002, №52 (ч. 1), ст. 5140.

14. Закон Курской области от 05.07.1997 г. № 16-ЗКО «Об экологической безопасности».

15. Ульяновской области от 04.10. 1996 г. № 011-ЗО «Об экологической безопасности».

16. Экология и экономика природопользования: учебник для вузов / под ред. проф. Э.В. Гирусова, проф. В.Н. Лопатина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.