Научная статья на тему 'Инструменты управления логистическими затратами в цепях поставок'

Инструменты управления логистическими затратами в цепях поставок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
848
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малюкова С. М., Герасимова Г. Е.

Рассмотрена проблема управления логистическими затратами в цепях поставок, существующие методы анализа и учета логистических затрат, а также способы их снижения. На данный момент инструменты управления логистическими затратами в цепях поставок не достаточны разработаны и освещены в литературе, в связи с чем данная тема является весьма актуальной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инструменты управления логистическими затратами в цепях поставок»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки

Библиографические ссылки

1. Зуева Т. В. Отчет о работе ММК в районах Красноярского края. Красноярск : ООО «БиКей Медика», 2013. 27 с.

2. Скрининг [Электронный ресурс] // Википедия. URL: Шр://ги^Шре&а.о^МШ/Скрининг (дата обращения: 29.03.2014).

3. Хайкин М. М. Логистика в сфере услуг : учеб. пособие. СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2012. 112 с.

© Кривелева Ю. С., 2014

УДК 658.7

С. М. Малюкова Научный руководитель - Г. Е. Герасимова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ ЗАТРАТАМИ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК

Рассмотрена проблема управления логистическими затратами в цепях поставок, существующие методы анализа и учета логистических затрат, а также способы их снижения. На данный момент инструменты управления логистическими затратами в цепях поставок не достаточны разработаны и освещены в литературе, в связи с чем данная тема является весьма актуальной.

Любая эффективная экономическая система, в том числе и логистическая, предусматривает контроль за различными затратами, стимулирующими ее функционирование. Причем развитие логистики в первую очередь обусловлено стремлением к постоянному сокращению затрат, связанных с движением различных потоков, необходимых для построения гибкой и эффективной логистической цепи [4].

Актуальность вопросов, связанных с выработкой обоснованных решений при управлении логистикой в цепях поставок, обусловлена проявлением целого ряда факторов, к числу которых следует отнести усиление конкуренции на всех видах рынков, возрастание требований потребителей к качеству предоставляемой продукции и услуг, усложнение внешней среды предпринимательской деятельности и ряд других. Очевидно, что в этих условиях особую важность приобретают задачи формирования конкурентной стратегии цепи поставок, решение которых требует соответствующего уровня развития научного обеспечения [5].

Практический подход к расчету и анализу логистических затрат должен быть как можно более простым и привязанным к принятым принципам бухгалтерского учета, подсчета затрат и составления балансового отчета.

Теоретически необходима как можно более полная, комплексная трактовка задач, отражающая суть проблемы и дающая возможность получить ее всестороннюю оценку. В рамках применяемой системы учета, с практической точки зрения, это может оказаться затруднительным или вообще невозможным [2].

Наиболее распространенными методами анализа логистических затрат являются:

• стратегический анализ логистических затрат - это процедура сравнения положения предприятия с точки зрения затрат на обслуживание потребителей с аналогичным положением его ближайших конкурентов;

• стоимостный анализ - нормативный метод, основанный на изучении элементов затрат и направлен-

ный на снижение затрат и, соответственно, повышение потребительской ценности продукции;

• функционально-стоимостный анализ - это метод, направленный на снижение уровня затрат на обслуживание потребителей. Метод основан на тщательном изучении отдельных этапов процесса выполнения заказов потребителей и выяснения возможности их стандартизации для перехода к более дешевым технологиям [1].

К способам снижения уровня логистических затрат относятся:

• проведение переговоров с поставщиками и покупателями по установлению более низких отпускных и розничных цен, а также торговых надбавок;

• оказание содействия поставщикам и покупателям в достижении более низкого уровня затрат (программы развития бизнеса клиентов, семинары для дилеров);

• интеграция «вперед и назад» для обеспечения контроля над общими затратами;

• поиск более дешевых заменителей ресурсов;

• улучшение взаимодействия предприятия с его поставщиками и потребителями в цепи поставок;

• компенсация роста затрат в одном звене цепи поставок за счет сокращения затрат в другом;

• использование прогрессивных методов работы для повышения производительности труда сотрудников и эффективности деятельности функциональных подразделений;

• улучшение использования ресурсов предприятия и более эффективное управление факторами, влияющими на уровень общих затрат;

• исключение тех видов деятельности, которые не создают добавленной ценности, путем анализа и пересмотра цепи поставок;

• обновление наиболее затратных звеньев цепи поставок при осуществлении инвестиций в бизнес [1].

Известны следующие методы учета логистических затрат:

Секция «Актуальнее проблемы в логистике и управлении цепями поставок»

• standart costing, по которому все затраты рассчитываются с использованием стандартов в количественном и денежном выражении до начала обслуживания потребителей;

• direct costing, который разделяет логистические затраты на постоянные и переменные, при этом постоянные затраты относятся на реализованную продукцию;

• absorption costing, который разделяет все затраты на прямые и косвенные, которые относятся на реализованную продукцию и остатки продукции на складе [1].

Одной из причин недостаточного развития логистики в России и высокий уровень логистических затрат является отсутствие методов анализа и оценки количественного влияния показателей и факторов, в частности, ключевых показателей логистической деятельности. Существующие подходы сводятся к относительно простым методам (сравнительные, индексные и др.), что не позволяет оценить вклад конкретных бизнес-процессов в общие логистические затраты. Таким образом, разработка соответствующего аналитического инструментария, позволяющего оценить влияние основных транспортно-логистических операций на общие затраты, является актуальной проблемой, решение которой будет способствовать повышению конкурентоспособности и эффективности отечественных предприятий [3].

Библиографические ссылки

1. Логистические затраты [Электронный ресурс]. URL: http ://www.transportall.ru/info/logistics/401/2467. html (дата обращения: 29.03.2014).

2. Логистические затраты: понятие и сущность [Электронный ресурс]. URL: http://dmslogistik.at.ua/ publ/8_zatraty_v_logistike/81_logisticheskie_zatraty_pon jatie_i_sushhnost/14-1-0-81 (дата обращения: 29.03.2014).

3. Методы оценки эффективности транспортно-логистических операций в цепях поставок [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/content/ metody-otsenki-effektivnosti-transportno-logisticheskikh-operatsii-v-tsepyakh-postavok (дата обращения: 29.03.2014).

4. Филько С. В., Филько И. В. Управление затратами в цепях поставок : учеб. пособие ; Сиб. гос. аэ-рокосмич. ун-т. Красноярск, 2011. 120 с.

5. Лукинский В. В., Лукинский В. С., Шульженко Т. Г. Экспертная оценка взаимосвязи и взаимовлияния звеньев интегрированной цепи поставок на основе матричного подхода // Логистика и управление цепями поставок. 2013. № 4.

© Малюкова С. М., 2014

УДК 658.7

А. О. Назаретян, А. А. Пантелеева Научный руководитель - А. С. Астраханцева Иркутский государственный университет путей сообщения, Иркутск

ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОПТИМИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ Г. ИРКУТСКА)

Представлены основные проблемы, с которыми сталкиваются существующие на сегодняшний день розничные торговые сети, действующие в городе Иркутск. Произведена попытка оценить направления перспектив развития крупнейших розничных торговых сетей областного центра. Предложено решение проблемы повышения эффективности деятельности розничной торговой сети, на основе логистического подхода. Результаты, полученные в процессе исследования, рассмотрены с учетом особенностей рыночных условий г. Иркутска.

Розничная торговая сеть является важнейшей составной частью материально-технической базы торговли, на ее долю приходится более половины всех основных фондов отрасли. От состояния развития торговой сети во многом зависит уровень торгово-технологических процессов и торгового обслуживания населения.

Розничные торговые сети города Иркутска развиваются достаточно активно. Появляются новые форматы розничной торговли, некоторые сети объединяются для дальнейшего расширения, появляются новые. Как следствие, появляются новые для областного центра форматы торговли, изменяются роли оптовых посредников, постепенно возрастает доля иностранного капитала - все эти факторы в совокупности приводят к ужесточению конкуренции между существующими розничными торговыми сетями, провоцируя применение самых современных концепций

управления, ориентированных на укрепление конкурентных преимуществ субъектов хозяйствования.

Объектом настоящего исследования выступили розничные торговые сети, функционирующие на территории г. Иркутска.

Актуальность выбранной темы подтверждается тем, что в городе Иркутск за последний год объем торговли через супермаркеты, гипермаркеты и универсамы увеличился в 2 раза по сравнению с предыдущими годами, что говорит о бурном развитии торговли в целом, и в частности, сетевой розничной торговли. Потребители постепенно переходят на западные стандарты обслуживания и предпочитают современные форматы, которые позволяют экономить время, деньги, получать качественные услуги в одном месте. В результате этого, формируется тенденция развития розничных торговых сетей. Следуя потребительским предпочтениям, крупнейшие сетевые опера-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.