Научная статья на тему 'Инструменты управления имущественным комплексом региона: теоретический аспект'

Инструменты управления имущественным комплексом региона: теоретический аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
787
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИМУЩЕСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ / РЕГИОН / ИНСТРУМЕНТОМ УПРАВЛЕНИЯ ОБЪЕКТАМИ РЕГИОНАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зимин Андрей Сергеевич

В статье рассматриваются вопросы развития региональной социально-экономической системы на примере Владимирской области. Раскрываются ресурсные возможности, показатели использования имеющегося имущественного комплекса. В качестве основных ресурсов, определяющих потенциал регионального развития, автор выделяет природные ресурсы, основные средства, земельные, трудовые, финансовые и информационные ресурсы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOOLS OF MANAGEMENT OF THE PROPERTY COMPLEX OF THE REGION: THEORETICAL ASPECT

In the article the questions of development of regional social and economic system on the example of Vladimir region. Disclosed resource opportunities, indicators of utilization of the available property complex. As the main resources that determine the potential of regional development, the author allocates natural resources, fixed assets, land, labor, financial and information resources.

Текст научной работы на тему «Инструменты управления имущественным комплексом региона: теоретический аспект»

УДК 338

А.С Зимин ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫМ

КОМПЛЕКСОМ РЕГИОНА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития региональной социально-экономической системы на примере Владимирской области. Раскрываются ресурсные возможности, показатели использования имеющегося имущественного комплекса. В качестве основных ресурсов, определяющих потенциал регионального развития, автор выделяет природные ресурсы, основные средства, земельные, трудовые, финансовые и информационные ресурсы.

Ключевые слова: имущественный комплекс, управление имущественным комплексом, регион, инструментом управления объектами регионального имущества.

Andrey Zimm TOOLS OF MANAGEMENT OF THE PROPERTY

COMPLEX OF THE REGION: THEORETICAL ASPECT

Abstract. In the article the questions of development of regional social and economic system on the example of Vladimir region. Disclosed resource opportunities, indicators of utilization of the available property complex. As the main resources that determine the potential of regional development, the author allocates natural resources, fixed assets, land, labor, financial and information resources.

Keywords: property complex management of the property complex, the region, the tool of management of objects of the regional property.

Успех развития региональной социально-экономической системы зависит от ее ресурсных возможностей, показателей использования имеющегося имущественного комплекса, применяемых инструментов управления. Имущество территории является мощным средством привлечения инвестиций, тем фактором, который может обеспечивать и воспроизводить конкурентные преимущества региона. Региональный имущественный комплекс - это сложный многокомпонентный объект управления. В качестве основных ресурсов, определяющих потенциал регионального развития, выделяют природные ресурсы; основные средства; земельные, трудовые, финансовые и информационные ресурсы. Уровень развития региона зависит не только от наличия, количества и качества тех или иных ресурсов, но и их сочетания, взаимодействия. При нехватке или отсутствии одного или нескольких видов ресурсов регион может испытывать трудности в развитии, оно и вовсе может стать невозможным даже при избыточном количестве других ресурсов.

По своему составу имущественный комплекс региона включает движимое, недвижимое имущество и земельные участки. Эти элементы имущественного комплекса очень разнообразны по своим характеристикам. Так в структуре имущества могут быть объекты, распределенные между предприятиями и учреждениями, и не распределенные; готовые к использованию, требующие реконструкции или незавершенное строительство; относящиеся к государственной или муниципальной форме собственности; имеющие стоимостную или вещественную основу.

Управление региональным имуществом предполагает такие процессы как инвентаризация и мониторинг, использование и получение дохода, контроль за конечными результатами процесса управления. Извлечение дохода из имущественного комплекса обеспечивается за счет применения таких инструментов управления как аренда, концессия, инвестиций в имущество, доверительное управление, приватизация, долевое участие в управлении активами, принадлежащими территории на правах собственности или переданных хозяйствующим субъектам на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Наиболее распространенным инструментом управления является аренда. Сдаваться в аренду могут нежилые помещения и земельные участки на конкурсной основе,

© Зимин А.С., 2014

что создает предпосылки для эффективного использования субъектов хозяйствования. Важным является тот факт, что при сдаче недвижимого имущества в аренду собственник должен учитывать не только размер будущего дохода, но и исходить из социальной целесообразности сделки. Речь идет о необходимости учета возможности удовлетворения таких социальных потребностей населения, как потребности в услугах здравоохранения, образования, культуры, общественной безопасности, экологии.

Несмотря на многолетний опыт применения такого инструмента управления, как аренда, на практике этот процесс остается все еще не до конца четко определенным и бесспорным. Совершенствование правового регулирования арендных отношений предполагает решение таких вопросов как установление единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений, внесение ясности в вопросы о сроках аренды, определение порядка зачета затрат арендатора на ремонт и реконструкцию недвижимости в счет арендной платы и др.

Если требуются значительные инвестиционные вложения в инфраструктурные объекты территории, используется такой инструмент управления как концессия. Концессия в России осуществляется на основе Федерального закона от 21.07.05 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» [10]. Договоры концессии широко используются в строительстве, коммунальном, дорожном хозяйствах, на транспорте, при эксплуатации объектов социальной инфраструктуры (образовательных, лечебных, учреждений, организаций культуры и др.). В нашей стране на условиях концессии строится железная дорога от Белого моря через Республику Коми до Урала (БЕЛКОМУР); действует концессионное соглашение о модернизации аэропорта Пулково в Санкт-Петербурге; на условиях концессии реализуются проекты в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами в Нижегородской и Волгоградской области [2].

В целом в различных регионах страны осуществляется 160 проектов в социальной сфере. В Нижегородской области на условиях концессии построены объекты социальной инфраструктуры -физкультурные оздоровительные центры, в Ульяновске - Ледовый дворец, в Петербурге - школы, в Астраханской области - объекты дошкольного образования [3]. По примеру Европы на западе Москвы планируется передать в концессию городскую больницу № 71. Это будет уже второй опыт концессионного соглашения. Первый договор по передаче 63-й больницы инвестору был подписан с Европейским медицинским центром в мае 2013 года. Центр обязался вложить 4,37 млрд руб. в реконструкцию и техническое оснащение учреждения, а также выплатить городу 1 млрд руб за право заключения концессионного соглашения. Срок второго договора концессии составит 49 лет. До 40% услуг лечебное учреждение будет оказывать по тарифам ОМС, остальные услуги будут предоставляться на коммерческой основе [4].

Во Владимирской области в целях привлечения частных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство до 1 июня 2014 года будет проведена регистрация прав муниципальной собственности на объекты энергетики и коммунальной сферы, в том числе и бесхозные. В регионе насчитывается 3901 объект коммунальной сферы и энергетики, которые планируется перевести в муниципальную собственность: из них 444 - объекты теплоснабжения, 1799 - водоснабжения, 1016 - во-доотведения, 540 - электроснабжения, 94 - газификации и 8 - городского хозяйства. Не позднее 1 января 2015 года объекты энергетики и коммунальной сферы будут переданы инвесторам в концессию или долгосрочную аренду [5].

К сожалению, федеральное концессионное законодательство в России развивается медленно, поэтому субъекты Федерации вынуждены создавать собственную нормативно-правовую базу, регулирующую концессионные соглашения. Главной проблемой при заключении договора концессии является несовпадение интересов концессионера и интересов территории. Часто противоречия возникают из-за того, что управление имущественным комплексом относится к компетенции нескольких

государственных структур, которые имеют разные цели. Кроме того сами чиновники могут преследовать не только экономические, но и личные цели.

Еще одной формой использования регионального имущественного комплекса является передача его объектов в доверительное управление (гл. 53 Гражданского кодекса РФ), представляющее собой делегирование прав по управлению недвижимостью на основе договора. Доверительное управление отличается от других инструментов управления имуществом. Например, по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ). Продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества, являются его собственностью [6]. По договору доверительного управления имуществом доверительный управляющий владеет переданным ему имуществом, действует от своего имени, но в интересах учредителя управления, получая при этом вознаграждение, если таковое предусмотрено договором. Цель доверительного управления - не распоряжение имуществом, а получение максимальной прибыли от управления им [7]. Результат использования такого инструмента как доверительное управление зависит в основном от квалификации и опыта управляющего.

Еще одним инструментом управления региональным имуществом является приватизация государственной собственности, которая призвана обеспечить повышение эффективности деятельности предприятий, увеличение поступлений средств в бюджет, укрепление конкурентных позиций на рынке. Однако не всегда эти цели достижимы.

Другим инструментом управления объектами регионального имущества является передача их на праве хозяйственного ведения государственным унитарным предприятиям. При этом, согласно статье 295 ГК РФ, собственник имущества имеет право на получение части прибыли от использования имущества. Размер доходов (дивидендов) показывает степень эффективности работы управленческого аппарата, позволяет вовремя реагировать на изменение результатов деятельности.

Использование любого инструмента управления имуществом территории призвано обеспечить рост неналоговых поступлений в бюджет. Экономические отношения по поводу извлечения дохода от использования государственного имущества закреплены в Бюджетном кодексе Российской Федерации. В самом общем виде доходы от использования государственной собственности представляют собой экономические отношения по аккумуляции в бюджете денежных средств от использования объектов государственной собственности. Это доходы от аренды или иной платы за передачу в пользование государственного и муниципального имущества за некоторым исключением; средства в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в Центральном банке Российской Федерации и в кредитных организациях; средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности за некоторым исключением в залог, в доверительное управление; плата за пользование бюджетными кредитами; доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям; часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей и др. [8]. Полный перечень доходов, получаемых в результате использования объектов государственной собственности в общей величине бюджетных доходов, еще предстоит определить.

В зависимости от дохода все объекты имущества можно разделить на объекты, приносящие и не приносящие доходы; объекты, приносящие доход от их использования или продажи (коммерческое имущество); поступающие регулярно (арендная плата, дивиденды, часть прибыли государственных унитарных предприятий) или разово (продажа квартир, нежилых помещений и земельных участков). В любом случае размер доходов, полученных и перечисленных в соответствующий бюджет по

итогам деятельности органов государственной, муниципальной власти, зависит от эффективности управления имуществом.

Формой реализации инструментов управления, позволяющей привлекать средства частных инвесторов для освоения, реконструкции и модернизации государственного и муниципального имущества с целью извлечения дохода является государственно-частное партнерство (ГЧП). В силу неразвитости федерального законодательства о ГЧП в России большинство подобных проектов осуществляется на базе регионального законодательства, хотя и на местах несовершенная институциональная среда создает преграды для их запуска и успешного завершения. В то время как проекты ГЧП для всех их участников обеспечивают бесспорные преимущества. ГЧП для государственного инвестора позволяет снизить нагрузку на бюджет, привлекая дополнительные финансовые ресурсы, создает стимулы для развития различных отраслей экономики, позволяет использовать ресурсы, не подлежащие приватизации, применять передовой опыт бизнеса в создании современных объектов и их управлении и т.п. Предпринимательские структуры, участвуя в проектах ГЧП, получают возможность извлекать прибыль в длительный период, снижать инвестиционные риски, экономить трансакционные издержки и т.д.

Во Владимирской области Закон о ГЧП был принят 9 февраля 2012 г. Согласно этому закону региону разрешается участвовать в государственно-частном партнерстве в форме предоставления партнеру в аренду имущества, находящегося в государственной собственности области (в отдельных случаях предусмотрена возможность последующей полной передачи инвесторам объектов областной собственности), участия в уставных (складочных) капиталах юридических лиц; предоставления государственных гарантий области по кредитам, привлекаемым партнерами с целью реализации проекта, выделения бюджетных инвестиций юридическим лицам на реализацию проектов, осуществляемых на основе государственно-частного партнерства [9]. Приоритетными для региона определены проекты в лесной отрасли, сельскохозяйственном производстве, на объектах здравоохранения, образования, культуры, спорта, в дорожном строительстве.

К ГЧП следует относиться как к современному, динамичному и эффективному механизм согласования интересов субъектов экономики при реализации важных для региона, страны проектов. Для дальнейшего развития механизмов ГЧП требуется работа по согласованию планов крупных предприятий-инвесторов и проектов администрации по развитию территорий, обеспечению равных условия для всех участвующих в конкурсе проектов; минимизации государственного вмешательства в проекты ГЧП; обеспечению равного доступа потребителей к получению качественных товаров и услуг, произведенных с использованием ГЧП.

Подводя общий итог, следует сказать, что от того, как управляется имущественный комплекс региона, зависит многое и, прежде всего, уровень жизни и благосостояние его жителей. При совершенствовании законодательной базы и преодолении вышеперечисленных проблем в использовании разных инструментов регулирования имущественного комплекса можно сделать регион инвестиционно привлекательным, успешно решать вопросы развития стратегически важных для территории отраслей в сложный посткризисный период.

Библиографический список

1. Авеков В.В. Проблемы управления собственностью: вопросы теории и практики. Монография. - М.: Современная экономика и право, 2004. - С. 149-153.

2. Концессия на Руси. Хорошо забытое прошлое. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stroypuls.ru/vipusk/detail.php?article_id=28174

3. Внешэкономбанк. Баженов: ГЧП это не правовая норма, а экономическая концепция [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.veb.ru/press/publications/arch_publications/index.php?id_19=30095

4. Больницу в Сколково построят по концессии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://izvestia.ru/news/556542

5. Обзор рынка коммерческой недвижимости области. Во Владимирской области в 2012 г. в муниципальную собственность будут переведены 713 объектов коммунальной сферы и энергетики. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.avo.ru/news/8262-1

6. Беневоленская З.Е. Доверительное управление имуществом в сфере предпринимательства / З.Е. Беневоленская. - М.: Волтерс Клувер, 2005.

7. Булыгин М.М. Договор доверительного управления имуществом в российском и зарубежном праве / М.М. Булыгин. - М.: ЮНИТИ-Дана; Закон и право, 2006.

8. Бюджетный кодекс РФ. Гл. 6, ст. 39-48. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kzrf.ru/bkrf_head_06.html

9. Администрация Владимирской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// http://www.avo.ru/news/8084-1

10. Федеральный закон РФ от 21.07.05 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://base.consultant.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.