УДК [658.7: Ю4] (075.8) +658.153 (075.8)
ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ФОНДАМИ ОБРАЩЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ*
Е.И. Рогожников, А.Г. Бутрин
Статья посвящена проблемам формирования и эффективного управления оборотными средствами в промышленности. В статье авторы привели понятийный аппарат, раскрыли организационно-экономическую сущность затрат и потерь при управлении в концепции аутсорсинга, привели оригинальные методы, во-первых, ценообразования при реализации продукции с отсрочкой оплаты и поставки; во-вторых, определения зон аут- и инсорсинга при управлении фондами обращения промышленного предприятия.
Ключевые слова реализация, цена, промышленное предприятие, оптимизация, управление, затраты.
В рамках формирующейся научной школы логистики на Урале на базе Южно-Уральского государственного университета предложены теоретические и методологические основы организации цепи поставок, новизна которых заключается в применении инновационного метода запаздывания в потоковой системе. На основе межсистемно-го и синергетического подходов, учитывающих высокую интегрированность субъектов и неопределенность среды, предложена инновационная методология организации и оптимизации цепи, включающей поставщиков материальных ресурсов «вверх по цепи» и потребителей готовой продукции «вниз по цепи» производителя как фокусной компании. Выдвинута, обоснована и доказана гипотеза о том, что цепь поставок устойчива и эффективна, если функционалы снабжения, производства и сбыта всех ее участников синхронизированы между собой во времени и по затратам [1, 2]. В рамках этого направления одной из поставленных и решенных задач является разработка современного инструментария эффективной реализации готовой продукции промышленным предприятием. Объектом исследования является логистическая цепь в сбыте. Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе формирования и управления фондами обращения производителя.
Научная новизна исследования заключается в разработке методических положений формирования политики реализации продукции в концепции логистики. Разработаны методы:
- формирования цены реализации продукции, который, в отличие от существующих, основывается на выявленных классических и логистических затратах, возникающих при немгновенной поставке, и позволяет выбрать наилучший способ реализации продукции и при этом определить оптимальные цены реализации;
- управления фондами обращения в части готовой продукции и дебиторской задолженности, который позволяет определить зоны выгодности аут- и инсорсинга [3, 4].
Рассмотрим первый способ реализации продукции с запаздыванием оплаты, когда готовая продукция отгружается со склада с предоставлением отсрочки оплаты. В этом случае производитель несет дополнительные издержки по сравнению с оплатой по факту поставки, цена реализации которого принимается за базовую величину. Затраты по кредитованию (цена кредитного ресурса) должны окупаться логистической наценкой к базовой цене. Тогда фактическая цена для продажи с отсрочкой платежа будет:
Цфакт = Цб+Цена кредитного ресурса =
= Цб+Наценка. (1)
Менеджерам по продажам целесообразно использовать сетку наценок, которая представляет собой модель типовых условий сделки (объем и сроки) (табл. 1). Наценка для всего объема продаж в кредит складывается из логистических затрат: Цена кредитного ресурса =
* = Удз* + ( Удзфакт - Удз*), (2)
где Удз - оптимальные интегральные затраты на данный объем продаж в кредит, Удзфакт. - фактические интегральные затраты на данный объем продаж в кредит, АУдз=(Удзфакт - Удз*) - отклонение фактических затрат от оптимальных.
*
При оптимальном запаздывании оплаты х наценка будет составлять в расчете на 1 рубль базовой цены:
Нб = Удз*/Мк, (3)
где Нб - наценка для оптимального объема продаж (безусловная наценка для любого объема и на любой срок продаж в кредит), Мк - объем продаж в кредит.
Введем понятие «наценка компенсирующая» - дополнительные затраты при отклонении
* Статья подготовлена в рамках АВЦП Минобразования и науки РФ «Развитие научного потенциала высшей школы» 2009-2011 г., проект № 2.1.3/10616.
Логистика
щая наценка.
Рассмотрим второй способ реализации продукции с опережением оплаты (отсрочка поставки), когда готовая продукция производится под заказ покупателя и после его предоплаты. В этом случае производитель дополнительные потери по сравнению с оплатой товара точно в срок, цена реализации которого принимается за базовую величину. Цена кредиторской задолженности должна отражаться в скидке к базовой цене. Тогда фактическая цена для продажи с отсрочкой поставки Цфакт = Цб + Цена запаздывания поставки (цена кредиторской задолженности) =
= Цб - Скидка. (6)
Менеджерам по продажам и клиентам целесообразней использовать сетку скидок, которая представляет собой типовых условий сделки (объем и сроки). Скидка для всего объема продаж в кредит складывается из логистических затрат:
Цена запаздывания = У* + ( Уфакт - У*), (7)
где У*- оптимальные интегральные затраты на данный объем продаж по предоплате, Уфакт - фактические интегральные затраты, АУ = (Уфакт - У ) -отклонение фактических затрат от оптимальных.
*
При оптимальном запаздывании поставки х скидка будет составлять в расчете на 1 рубль базовой цены:
Сб = У*/Вб, (8)
где Сб - скидка для оптимального объема продаж
Таблица 1
Сетка наценок
Отклонение от оптимального запаз- * дывания Ах = хф^ - х , дн. 0 - х* хфакт 0 Хі - х 0 * хфакт х Хі - Х
Фактические затраты УДЗфакг, руб. Удзфаст(0) Удзфакт(Хі) Удз* Удзфакт(Хі)
Оптимальные затраты У*, руб. Удз* Удз* У* Удз*
Отклонение фактических затрат от оптимальных АУ = Уфакг - У*, руб. Удзфаст(0) - Уда* Удзфакт(Хі) - Уда* 0 Удзфакт(Хі) - УДЗЗ*
Базовая наценка Нб на 1 руб. базовой цены, руб. УдзТМ< Удз*/Мк Удз*/Мк Удз*/Мк
Компенсирующая наценка Нкомп на 1 руб. базовой цены, руб. АУкз(0)/Мк АУкз(Хі)/Мк 0 АУкз(Хі)/Мк
Итоговая наценка Нитог = (Нб + Нк) на 1 руб. базовой цены, руб. Нб + Н(0) Нб + Нк(Хі) Нб Нб + Нк(Хі)
Итоговая наценка Нитог = (Нб + Нк), % (Нб + Н(0))*100 (Нб + Нк(Хі))*100 Нб*100 (Нб + Нк(Хі))*100
Таблица 2
Сетка наценок в зависимости от времени поступления денежных средств
Отклонение от оптимального запаздывания * АХ = Хфакт - X , дн. 15 10 5 0 х* = 18 дн. 5 10 15 20 25 30 35
Итоговая наценка Нитог = (Нб + Нк), % 10 9,5 9,3 9,2 9,3 9,4 9,8 10,1 10,3 10,6 10,9
от оптимального запаздывания в расчете на один рубль выручки от продажи в кредит:
Нк = АУдз/Мк. (4)
Тогда итоговая наценка будет состоять из безусловной и компенсирующей наценок:
Нитог = Нб + Нк*. (5)
При отклонении Ах = хфакт-х от оптимального запаздывания наценка Нитог будет изменяться следующим образом (рис. 1, табл. 1):
Рис. 1. Изменение наценки в зависимости от запаздывания оплаты
В табл. 2 представлен расчет наценок для поставок 100 млн руб. в год, при величине скидки от запаздывания оплаты до 10 % и поставке на одного контрагента в среднем 500 000 руб. в год. Минимальная наценка применяется при продаже с отсрочкой платежа, равной оптимальному запаздыванию оплаты, при отклонении от этого значения затраты продавца возрастают, а значит к базовой величине наценки добавляется компенсирую-
(безусловная наценка для любого объема и на любой срок продаж в кредит), Вб - выручка по предоплате.
Введем понятие «скидка компенсирующая» -дополнительные потери при отклонении от оптимального запаздывания (или компенсирующая скидка):
Ск = АУ/Вб. (9)
Тогда итоговая скидка будет состоять из безусловной и компенсирующей скидок
Ситог=Сб+Ск. (10)
*
При отклонении Ах = Хфакт - х от оптимального запаздывания скидка Ситог будет изменяться следующим образом (рис. 2).
х, дни
Рис. 2. Изменение скидки в зависимости от запаздывания поставки
Аналитическое представление величины итоговой скидки Ситог (базовой + компенсирующей) от запаздывания поставки продукции х :
У* (у_ У*) У
Ситог = Сб + Ск = В- + = В-. (11)
ВБ ВБ ВБ
Минимальная скидка применяется при продаже с отсрочкой поставки равной оптимальному запаздыванию поставки, при отклонении от этого значения потери поставщика возрастают, поэтому к базовой величине скидки добавляется компенсирующая скидка. Результаты моделирования представлены в табл. 3 и на рис. 3.
0 и
1
Рис. 3. Зависимость величины итоговой скидки от запаздывания поставки продукции
Таким образом, предложенный метод расчета цены реализации продукции позволяет определить оптимальные цены в разных режимах, «тонко» настроить сбытовую и, в частности, ценовую политику производителя.
Рассмотрим метод управления оборотными средствами в части готовой продукции и дебиторской задолженности в концепции аутсорсинга. Он основывается на факторинге как инструменте ускорения оборота оборотных средств за счет досрочной продажи дебиторской задолженности. Факторинг имеет логистическую природу: во-первых, обслуживает исходящий материальный (поток готовой продукции) и входящий финансовый потоки (оплата продукции); во-вторых, направлен на ускорение оборота капитала с минимальными затратами; в-третьих, генерирует поток-«инъекцию» в виде денежных средств в «узкое звено» логистической цепи предприятия-заемщика; в-четвертых, факторинг можно трактовать как операцию финансового аутсорсинга: поставщик вправе либо самостоятельно (инсорсинг)
Таблица 3
Сетка скидок
Отклонение от оптимального запаздывания Ах = хфакт - х , дн. 0 - Х* хфакт = 0 * Хі - Х 0 * хфакт = х * Х1 - Х
Фактические затраты УДЗфакт, руб. У факт(0) Уфакт(Хі) У* Уфакт(Хі)
Оптимальные затраты У*, руб. У* У* У* У*
Отклонение фактических затрат от оптимальных АУ = Уфакт -У*, руб. Уфакт(0) - Уз* Уфакт(Хі) - У* 0 Уфакт(Хі) - У*
Базовая скидка Нс на 1 руб. базовой цены, руб. У*/Вб У*/Вб У*/Вб У*/Вб
Компенсирующая скидка Скомп на 1 руб. базовой цены, руб. АУ(0)/Вб АУ(Хі)/Вб 0 АУ(Хі)/Вб
Итоговая скидка Ситог = (Сб + Ск) на 1 руб. базовой цены, руб. Сб + С(0) Сб + Ск(Хі) Сб Сб + Ск(Хі)
Итоговая скидка Ситог = (Сб + Ск), % (Сб + С(0))*100 (Сб + Ск(Хі))*100 Сб*100 (Сб + Ск(Хі))*100
Логистика
взыскивать дебиторскую задолженность (неся при этом затраты на инкассацию долга, на «омертвление» капитала, риска неплатежа), либо продать (аутсорсинг) долг фактор-компании (теряя при этом дисконт) (рис. 4).
Первым видом затрат на инсорсинг являются затраты по поддержанию вложений в дебиторскую задолженность. По своей сути это потери от иммобилизации капитала в дебиторской задолженности Уп = ДЗ* Нпр, (12)
где ДЗ - величина дебиторской задолженности, руб.; Нпр - норма прибыли предприятия (рентабельность) как индикатор альтернативного вложения капитала, безразмерная.
С учетом того, что
ДЗ = Мк • 1зап /365 , (13)
где Мк - стоимость реализованной продукции в кредит, руб/год; 1зап - запаздывание оплаты реализованной продукции, дни; получим
У11 = Мк • и • Нпр/365. (14)
Предоставляя отсрочку покупателям, предприятие вынуждено для поддержания своей ликвидности брать кредит и платить по нему проценты:
УХ2 =Мк • ПС • (1произв+1зап-1запкз)/365, (15)
где Удзі2 - связанные затраты в виде процентов; ПС - процентная ставка по кредиту в год, безразмерная; 1произв - производственное запаздывание, дни; 1запкз - запаздывание оплаты счетов поставщиков, дни.
Затраты на риски (списание безнадежных долгов) являются следующим элементом затрат:
У13 = Мк • Ізап • Нн/365, (16)
где Нн - процент неоплаченной задолженности потребителями продукции.
Затраты на содержание службы взыскания задолженности являются конечным элементом затрат инсорсинга. Их можно представить как постоянную величину.
Итак, затраты на инсорсинг
У1 = У11 + У12 + У13 + У14. (17)
Первым видом затрат на аутсорсинг являются потери предприятия в виде дисконта:
Мк • 1 и„„ * УС
У21 =-
365
(18)
где УС - учетная ставка фактор-компании, 1инв -период инвестирования фактор-компанией средств
Рис. 4. Состав затрат на управление оборотными средствами
в покупку долга, дни.
1инв = 1зап - а (19)
где а - запаздывание решения о продаже долга фактор-компании, дни.
Исходя из (19) получим
Мк • (1зап - а) • УС
Зона аутсорсинга
У21 =-
365
(20)
Вторым видом затрат на аутсорсинг являются потери предприятия от немгновенного получения второго платежа. Они определяются как произведение суммы ко второй выплате, периода ее инвестирования (см. (19)) и индикатора ее альтернативного вложения капитала Нпр:
У 22 _
(1 - %) • ( ДЗ - у 21) • (tзап - а) • Н
пр
365
(21)
где % - процент о суммы к первой выплате от фактор-компании, безразмерная; (1 - %) - процент от суммы ко второй выплате, безразмерная С учетом (12) и (21) получим У (1 - %) • (Мк • (1зап -а) • УС • а • НПр _
У 22 _ ^ . (22)
365•365 Итак, затраты на аутсорсинг
У2 = У21 + У22.
(23)
С увеличением срока погашения дебиторской задолженности при прочих равных условиях увеличиваются разными темпами затраты на аутсорсинг и инсорсинг (рис. 5).
Таким образом, имеем следующую оптимизационную задачу: найти пороговый параметр срока погашения дебиторской задолженности (запаздывание оплаты), при превышении которого целесообразен аутсорсинг, до него - инсорсинг.
Рис. 5. Графическое представление аут-, инсорсинга
Литература
1. Бутрин, А.Г. Управление потоковыми процессами в логистической системе предприятия: монография / А.Г. Бутрин. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. - 121 с.
2. Бутрин, А.Г. Моделирование цепи поставок промышленного предприятия: учебное пособие /
A.Г. Бутрин, А.И. Коблов, Ю.В. Бутрина. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. - 184 с.
3. Бутрин, А.Г. Управление сбытом в цепи поставок промышленного предприятия: монография / А.Г. Бутрин, Д.А. Полюнас. - Челябинск: Изд-во «Абрис-Принт», 2010. - 92 с.
4. Бутрин, А.Г. Методология эффективного управления сбытом в цепи поставок промышленного предприятия /А.Г. Бутрин, Е.И. Рогожников,
B.И. Цаплин // Экономический анализ. - 2010. -№ 15(180). - С. 30-37.
Поступила в редакцию 28 января 2011 г.
Рогожников Евгений Иванович. Аспирант кафедры «Экономика и финансы», Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). Область научных интересов - оборотные средства, сбыт продукции, логистика, управление.
Eugeny Ivanovich Rogozhnikov. A post-graduate student of the Economics and Finance, South Ural State University, Chelyabinsk. Research interests: circulating assets, production distribution, logistics, management.
Бутрин Андрей Геннадьевич. Доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Экономика и финансы», Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). Область научных интересов - оборотные средства, сбыт продукции, логистика, цепь поставок, оптимизация, управление. E-mail: butrin_ag@mail.ru
Andrey Gennadievich Butrin. Doctor of Science (Economics), professor, professor of the Economics and Finance Department, South Ural State University, Chelyabinsk. Research interests: circulating assets, production distribution, logistics, supply chain, optimization, management. E-mail: butrin_ag@mail.ru